Сегодня 12 сентября 2010 г. в Турции проходит референдум по конституционной реформе. Граждане страны выскажутся за или против изменений в основном законе, которые были предложены правительством. 26 поправок касаются в первую очередь вопросов взаимоотношения армии и гражданской власти, роли Конституционного суда в вопросе роспуска политических партий, а также права граждан на участие в профсоюзах и проведение забастовок. Внесение поправок в Конституцию объясняется необходимостью приведения турецкого законодательства в соответствие с нормами Европейского Союза. Однако, на самом деле, нынешний референдум есть ни что иное, как одно из решающих сражений между двумя политическими элитами Турции – светской и религиозной, а его результаты станут судьбоносными как для самой страны и ее народа, так и для всего региона в целом.
Немного сухих фактов
Действующая Конституция Республики Турция была принята в 1982 г. после военного переворота 1980 г. и является по счету пятой. Предыдущая, принятая в 1961 г. не устраивала новое военное правительство Турции своей излишней демократичностью. В документе 1982 г. существует ряд положений, которые подвергаются критике со стороны Европейского Союза. Они касаются ограничения прав национальных меньшинств (в качестве единственного государственного языка принят турецкий), религии а также ограничений по правам госслужащих, не имеющих возможность протестовать против работодателя. Однако, больше всего претензий относится к законодательно оформленному праву турецких вооруженных сил влиять на политику страны.
Согласно основному закону Турции, армия является фактическим гарантом светскости режима. Согласно ст. 118 Совет Национальной Безопасности, состоящий из глав Генерального штаба и четырех родов войск, а также избранных членов кабинета министров определяет стратегию национальной безопасности страны. Фактически, это позволяет армии вмешиваться в политику страны, если по ее мнению нарушаются основополагающие принципы: национальное единство, секуляризм или республиканская форма правления. Турецкая армия уже неоднократно регулировала политику, устраняя неугодных партийных лидеров и распуская партии. Например, в 1997 г. был отстранен от власти премьер-министр Н. Эрбакан, а его партия Благоденствия распущена по подозрению в использовании ислама в политике. В 2001 была распущена еще одна исламская партия Добродетели, в результате запрета деятельности которой и возникла нынешняя правящая партия Справедливости и Развития (ПСР). Настоящим референдумом гражданские власти хотят добиться полного подчинения армии гражданским властям и отстранения ее от решения политических вопросов. Формально, это соответствует требованиям Европейского Союза, поэтому, реформа Конституции проводится под лозунгом европеизации законодательства, которая позволит Турции претендовать на членство в ЕС.
Согласно ст. 175 Конституция Турции может быть изменена двумя способами: голосованием в Парламенте, где для прохождения поправок необходимо 2/3 голосов депутатов, и при помощи всенародного голосования – референдума по вопросу конституционной реформы. Нынешние власти выбрали второй путь. В первую очередь, это связано с тем, что в парламенте ПСР недостает более двух десятков голосов до конституционного большинства в 2/3. Однако, нам кажется, что более серьезная причина кроется в большей дискурсивной легитимности референдума, тем более, предыдущая конституция 1982 г. была одобрена именно большинством голосов граждан страны. Да и сам референдум отнюдь не является рядовым изменением некоторых статей основного закона по прихоти Евросоюза или активистов правящей партии для ущемления интересов военных. Возможно, референдум станет решающим сражением между давно противостоящими друг другу турецкими элитами, в результате которого политика страны может измениться коренным образом.
Традиционализм против секуляризма
Нынешнее присутствие у власти партии Справедливости и Развития можно назвать случайным. Секулярные силы и стоящие на страже светского режима военные не допускали к власти партии, стоящие на левых и исламских платформах. С возникновения многопартийной системы в 1946 г. в Турции произошли три крупных военных переворота (1960, 1971 и 1980 гг.). Также было зафиксировано множество случаев вмешательства военных в политическую жизнь страны, сопровождавшееся запретом партий, отстранением от власти одиозных политических фигур или запретом законов, проходивших через парламент. Современная республика была создана светской националистической военной элитой в 1923 г. До самого последнего времени именно она находилась у власти, оберегая страну от радикалов. До конца 1980-х гг. самыми главными противниками считались коммунисты, однако, в 90-е гг. ХХ в. основными оппонентами становятся выходцы из низов, тесно связанные с тарикатами.
Статистика изменений в отношении к религии в Турции с 1999 по 2006 гг.
Слева направо: атеисты, малорелигиозные, среднерелигиозные, религиозные, очень религиозные
Рост населения Турции происходил в первую очередь за счет традиционно настроенного населения Анатолии, голосовавшего за исламские партии. С 1970-х гг. процент проголосовавших за них постоянно увеличивался не смотря на административное противодействие светских сил, занимавших ключевые посты в государстве. В 2001 г. парламентская фракция партии Добродетели, запрещенной Конституционным судом, распалась на две, одна из которых основала новую партию Справедливости и Развития. В следующем году она выигрывает выборы, набрав 34% голосов, и формирует однопартийное правительство благодаря тому, что многим потенциальным лидерам гонки не удалось преодолеть 10% барьер. С этого момента начинается набирающая обороты драма противостояния светской и традиционной элит.
С 2002 г. светские силы дважды возбуждали процесс о закрытии партии, некоторые законы, принятые парламентом, отклонялись Конституционным судом. В ответ на давление со стороны секуляристов ПСР начинает громкую кампанию по дискредитации армии и светских институтов, обвиняя оппонентов в подготовке военного переворота и покушений на лидеров партии. По делу Эргенекон в настоящее время проходят десятки человек – отставные военные, журналисты, профессура и лидеры политических партий. Пресса сообщает о новых и новых поворотах дела, раскрывая подробности подпольных политических проектов секуляристов. За 8 лет нахождения у власти правительству ПСР удалось переориентировать на себя большое количество медийных ресурсов, сменить руководство большинства университетов, завоевать влияние в полиции. Во главе светских сил остается армия, не желающая терять своего политического влияния, судебные органы, в составе которых традиционно много алевитов и дипломатический корпус.
Настоящая война идет в сфере экономики. Традиционно в республиканской Турции было велико влияние государственно сектора экономики, подчинявшегося чиновникам, многие из которых имели армейское прошлое. ПСР проводит кампанию по приватизации госсобственности, в результате чего значительные ресурсы попадают в руки близких к партии холдингов. Такое же горячее противостояние идет между университетами и научными и аналитическими центрами, разделенными по политическому признаку.
Пока в противостоянии побеждают сторонники ПСР. Именно их правительству удалось не только вытащить страну из затяжного экономического кризиса и обеспечить стабильный рост ВВП, но и успешно изгонять оппонентов из государственных учреждений. Народ в большинстве своем поддерживает харизматичного премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, о чем говорят итоги парламентских выборов 2007 г., в результате которых партия получила 46.6% голосов (на 12.5 больше, чем в 2002 г.) и местных выборов 2009 г. (39%). Однако, пока в основном законе Республики Турция прописана особая роль армии, которая, фактически имеет право на совершение переворота, стабильным такое положение назвать нельзя. Референдум 12 сентября 2010 г. должен навсегда лишить военных права вмешиваться в политику государства и подчинить армию правительству.
Политический расклад сил перед референдумом
В бюллетене референдума 12 сентября 2010 г. всего два слова – да и нет. Именно вокруг них вращались все агитационные мероприятия, которые проводились различными политическими силами. Под лозунгом «Да!» выступает правящая ПСР, чье руководство, фактически, затеяло всю эту историю. В поддержку изменений в Конституции лидеры партии организовали мощнейшую информационную кампанию, включающую в себя митинги, рекламу в СМИ и пикеты на улицах городов и сел.
Инициативу ПСР поддержали только бывшие соратники по запрещенной партии Добродетели, которые организовали консервативную партию Счастья, выступающую под лозунгами исламского единства. Угрозы секуляристов касаются их даже в большей степени, чем правящую партию, поэтому логично было ожидать их поддержки.
Оппоненты, выступающие под лозунгом «Против» гораздо менее сплочены. Среди них и западники-либералы, и левые, и националисты. Во главе кампании против изменения Конституции стоит основная оппозиционная Народно-Республиканская партия (НРП, 20.1%), переживающая в настоящее время не лучшие времена. Ей удалось сплотить вокруг себя значительную часть секуляристского электората, однако, в этом году ее прежний лидер Дениз Байкал вынужден был уйти в отставку в результате сексуального скандала, а новый – Кемаль Кылычдароглу, еще не успел завоевать доверие электората. Партия считает, что изменения в Конституции позволят ПСР отойти от принципов светского государства и исламизировать Турцию.
В Турции очень сильны позиции националистов из партии Националистического Движения (ПНД, 14.7%), которая также выступает против внесения поправок в Конституцию. Националисты считают, что новая Конституция даст больше прав национальным меньшинствам, в первую очередь, курдам и армянам, что негативно скажется на Турции как светском национальном государстве.
В этом смысле довольно неопределенную позицию занимает прокурдская Партия мира и демократии (ПМД, 20 депутатов, избранных по одномандатным округам). Ее поддерживает около 6% населения Турции. Руководство партии призвало турецких курдов бойкотировать референдум как не отвечающий интересам курдского народа.
Согласно результатам опроса, проведенного 4 и 5 сентября институтом общественного мнения Konda, в поддержку конституционной реформы отдадут свои голоса около 56.8% жителей Турции, против – 39.2%. 17,6% населения на время проведения опроса не определились со своим мнением. Наиболее важной в этом отношении будет позиция курдского меньшинства, составляющего до 20% населения страны. Значительное число курдов в 2002 и 2007 г. поддержали ПСР, которой удалось провести в жизнь ряд реформ, расширяющих права курдского населения. Однако, и секуляристы добиваются от курдов поддержки своей позиции, мотивируя это тем, что у курдов появится возможность провалить планы турецкого руководства.
Бывший министр культуры Турции (2002-2003) и министр образования Турции (2003-2009), депутат ПСР от округа Ван Хюсейн Челик, в настоящее время отвечающий за партийную прессу и пропаганду в своем интервью автору статьи сказал: «Мы сосредоточили свои силы на последних неделях перед референдумом и надеемся, что народ поддержит нас. Однако, для ПСР недостаточно будет победить с небольшим перевесом. Тогда наши реформы окажутся в некотором смысле не общенациональными. Мы будем добиваться победы с отрывом более 20%».
Уверен в том, что на референдуме победу одержат сторонники светского пути Турции известный историк и политический деятель левых взглядов Мехмет Перинчек: «Разумеется, нация проголосует против реформ, направляемых из-за океана. Но даже если сейчас исламисты победят, необходимо помнить, что их власть – ненадолго. Ситуация в Турции такова, что нынешняя власть не продержится более трех-четырех лет».
Прогнозы и перспективы
Этот референдум стал вершиной политической карьеры правящей ПСР. К нему готовились очень долго, тщательно дискредитируя политических противников при помощи судебных процессов и разоблачительных кампаний в прессе. Не случайно выбрана и дата проведения референдума. Только что закончился священный для мусульман месяц Рамадан, во время которого даже малорелигиозные люди стараются держать пост и ходить в мечети, часто выполняющие функцию агитационных пунктов ПСР. Но самое главное, 12 сентября 2010 г. – это тридцатая годовщина военного переворота 1980 г., который многим запомнился беспрецедентным разгулом насилия и ущемления всех прав и свобод. 12 сентября 1980 г. была отменена прежняя демократическая Конституция 1961 г., и участники переворота в 1982 г. создали ныне действующий основной закон. Было бы очень символичным, если через 30 лет будут отменены наиболее антидемократичные статьи Конституции.
После вероятной победы сторонников ПСР, разумеется, не стоит ждать скорой исламизации Турции, так же, как и обещанного правительством вступления в Европейский союз. Партия власти получит от народа мандат на дальнейшие реформы, среди которых, мы предполагаем, будет закон о ношении женщинами традиционного головного убора в общественных учреждениях. Это закон уже был принят большинством в парламенте в 2008 г., однако, вскоре отменен Конституционным судом как несоответствующий светскому характеру государства. Усилится давление на армию, возможны новые судебные разбирательства по делу Эргенекон, которые завершатся суровыми приговорами обвиняемым. Правительство Эрдогана будет действовать не оглядываясь на возможный удар в спину со стороны армейских кругов и покажет свое истинное лицо. Однако, вряд ли Турция из светского государства превратится в исламское. Введение шариата не одобряет большинство населения, да и сторонники ПСР не будут отказываться от многих достижений европейской цивилизации, таких, как, например, банковская деятельность на основе взимания лихвы, запрещенная исламом, светское образование и широкие культурные, экономические и политические связи с Европой, Россией и США. Определенная исламизация, конечно, произойдет: возможно ограничение продажи алкоголя в общественных местах, которое и так уже происходит, а также введение обязательных религиозных предметов в школы и университеты.
А в объединенную Европу Турцию при любом раскладе никто не возьмет, благо, решения принимают не турецкие законодатели, а европейские. Но будет ли это для Турции поражением? Стоит ли динамично развивающейся Турции вообще стремиться в клуб развитых стран, в последнее время известных беспрецедентными финансовыми, демографическими и социальными проблемами? После референдума Турция, напротив, будет занимать более твердую, решительную позицию на международной арене, пытаться стать лидером всего Ближнего Востока, восстановить культурное пространство Османской империи и стать полноценным самостоятельным полюсом формирующегося многополярного мира.
Александр Сотниченко, доцент факультета международных отношений СПбГУ, кандидат исторических наук
Впервые опубликовано на сайте «Международное обозрение: Восток + Запад»