Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду
Мф. 3, 15
Кто такие святые?
Наверное, это те, кто, следуя евангельским словам, решают во что бы то ни стало, ценой любых страданий, идти за Христом, неся свой крест. И не просто решают, поддавшись, может быть, минутному порыву - действительно восходят на Голгофу, каждый - на свою. Как принимают они это решение: осознанно или почти незаметно для себя? Лишь однажды или неоднократно? Это решение касается глобальных вопросов или житейских мелочей, которые, возможно, даже не упоминаются в житии святого? Может быть, ни в одном другом жизнеописании этот выбор не показан так явно, как в житии святого князя Лазаря Сербского. Накануне Косовской битвы князю явился Ангел и предложил совершить выбор: или победа над турками и могучее царство земное - или поражение сербского войска и Царство Небесное.
Во времена Косовской битвы Сербия, как и Русь во время монголо-татарского нашествия, переживала феодальную разробленность. Однако к концу 1370-х годов один из феодалов, князь Лазарь Хребельянович, сумел объединил под своей властью северную и центральную часть сербских земель. Народ любил своего князя и даже величал его царём, и было за что. Собирая сербские земли, благочестивый князь старался избегать кровопролития - хотя иногда всё же приходилось браться за оружие. Один из его соседей, Никола Алтоманович, не раз вторгался в земли князя. Однажды он пригласил святого Лазаря к себе - якобы для переговоров, и, когда безоружный князь вошёл, встретил его ударом в сердце. Чудесным образом святой Лазарь остался жив: удар ножа принял на себя золотой крест, который князь носил на груди. После этого князь вступил в союз с боснийским паном Твртком и разгромил Алтомановича.
Одно из наиболее важных деяний князя, за который православный народ особенно был ему благодарен - примирение Цареградской и Сербской Церквей. Благодаря святому Лазарю Константинополь снял анафему, тяготевшую над сербами в течение тридцати лет, и признал Сербского Патриарха. Князь строил храмы и монастыри, его «задушбина» (так сербы называют храм или обитель, построенные во спасение души), древний монастырь Раваница, и сегодня оглашается молитвами монахов. Во владения князя Лазаря стекались монахи из разорённых турками земель, в том числе со Святой Горы Афон. Он повелел ежегодно выдавать сто золотых на содержание больницы сербского Хиландарского монастыря на Афоне, а на пропитание и уход за больными монахами завещал два села. Благодаря князю Лазарю была расширена главная церковь Хиландарского монастыря. Позаботился он и о русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне: пожертвовал этой обители храм Спаса в Хвосно и несколько сел. Князь строил и содержал странноприимницы и больницы, открывал школы для народа.
Словом, князь Лазарь в служении родной земле был настоящим подвижником, но главный его подвиг, предопределивший судьбу и духовный путь всей Сербии, был ещё впереди.
С середины XIV века балканские государства жили в постоянном страхе перед турками-османами. Одну за другой они одержали на Балканах несколько значительных побед, с начала восьмидесятых годов неоднократно совершали грабительские походы на Сербию. Сербские феодалы пока ещё отражали эти набеги, но положение было мрачным. По словам летописца, «турки рассеялись и полетели по земле, как птицы по воздуху, и одних из христиан они закалывали мечом, других отводили в рабство, а третьи умирали от голода, потому что повсюду наступил такой голод, какого не было от сотворения мира и, дай Бог, чтобы никогда не было в другой раз... Всё исполнилось страха мусульманского, и сердца храбрых и мужественных людей обратились в самые слабые женские сердца... И тогда поистине живые завидовали тем, кто умер раньше их, и, поверьте мне, никто не может достойно описать пером все бывшие ужасы».
Первая встреча султана Мурада с войском царя Лазаря произошла у местечка Плочник на реке Топлице в 1387 году. Тогда победа осталась за сербами. В следующем году в Боснии турки потерпели поражение от Влатко Вуковича, воеводы боснийского короля Твртко.
Тогда султан стал собирать огромные войска для решающего похода в Сербию. Князь Лазарь всячески пытался отсрочить битву, даже обязался платить дань Мураду - но султан был неумолим.
Тогда и Лазарь начал собирать войска для отпора туркам. Решающая битва должна была состояться 28 июня 1389 года в самом сердце Сербии - у реки Ситницы, на Косовом поле. Сербское войско достигало 60 000 человек, турецкое было втрое больше. Накануне битвы с князем Лазарем произошло главное в его жизни - и жизни всех сербов - событие: ему было видение. Вот как рассказывет об этом народная сербская песня, входящая в так называемый «Косовский цикл».
«Полетела сизая птица-сокол
От святыни - от Иерусалима,
А он носит ласточку птицу.
Но не был это птица-сокол,
А уж был то святитель Илия.
Он не носит ласточку птицу,
А уж книгу от Богородицы.
И отнес он ее царю на Косово,
И спустилась книга царю на колено.
Сама книга царю беседу беседила:
"Царю ты Лазо, честное колено,
Какому ты царству захочешь приклониться?
Или хочешь Царству Небесному,
Или хочешь царству земному.
Если царству земному хочешь,
Ты седлай коней, и узду затяни крепче,
Витязи пусть сабли приготовят,
И на турок нападайте смело.
Всё войско турецкое погибнет.
Если же Царству Небесному приклонишься,
То построй ты на Косову церковь,
И подошву ей не ложу мраморну,
Но от чистой парчи и шелка.
Ты причасти и войско собери.
Войско всё твоё погибнет,
И ты, княже, вместе с ним ляжешь...»
В жизнеописаниях святого Лазаря также говорится, что накануне битвы ему явился Ангел, который предложил князю выбор: либо царство земное, либо - Небесное.
И вот тут нужно остановиться и задуматься: что же это за странный выбор такой?
В самом деле, разве нельзя выиграть битву, защитить свою веру и землю от жестоких захватчиков, укрепить православное государство - и войти в Царство Небесное? Разве не так поступали святые князья Александр Невский и Димитрий Донской? Так почему же выбор Царства Небесного обязательно должен был повлечь за собой поражение от турок, мученическую гибель князя и всего его войска и рабство для Сербии на долгие века? Почему?
Просто потому, что Господь призвал благочестивого князя на особый подвиг. Он знал, что князю это по силам: положить живот за други своя, да и самих «другов» повести на верную гибель ради спасения многих душ, ради всех тех, кто в страдании будет идти ко Господу на протяжении всей сербской истории.
В сербском народе князя Лазаря отождествляют с Христом. Конечно, это никакая не ересь, и никто всерьёз не думает, что в лице князя в мир снова явился Спаситель. Просто его подвиг напоминает добровольные страдания Христовы. В самом деле: почему Христос не захотел стать земным царём - ведь, когда Он входил в Иерусалим, его встречали по царскому чину, и искренне хотели видеть своим владыкой? Разве плохим Он был бы царём - безгрешный, Всемилостивый, Всесильный, самый любящий? И разве не мог Он освободить еврейский народ от власти язычников римлян? И почему Он позволил схватить себя в Гефсиманском саду - ведь, по Его же словам, Он мог умолить Отца, чтобы Тот представил Ему «более, нежели двенадцать легионов Ангелов» (Мф. 26, 53)? Почему Он не остался на земле ещё хотя бы на несколько лет? Ведь Он мог просветить, исцелить, воскресить ещё стольких людей! И вообще - Он, как совершенный Человек, несомненно, обладал множеством дарований, о которых в Евангелии ничего не говорится. Ну, например, может быть, Он мог бы стать величайшим в истории поэтом. Так почему же именно это - позорная смерть на кресте?
Если взглянуть на житие князя Лазаря в этом свете, то в нём можно найти и другие параллели с последними днями земной жизни Христа. Например, накануне битвы князь и его приближённые собрались на последнюю вечерю, и был среди них предатель - воевода Вук Бранкович, который изменит Лазарю, в решающий момент уведёт свой отряд с поля боя и обречёт сербов на поражение. На известной картине А. Стевановича «Княжеская вечеря на Косове» святой Лазарь изображён с за столом в окружении двенадцати соратников. Не только с содержательной точки зрения, но и композицией эта картина напоминает икону «Тайная вечеря».
Князь Лазарь выбрал Царство Небесное... На исходе следующего дня, когда сербское войско было разбито, он отказался принять ислам и был казнён перед лицом султана. Нетленные мощи великомученика по сей день почивают в его задушбине - монастыре Раванице.
А верующие сербы и сегодня знают, что неслыханные страдания их народа - четыреста лет под владычеством турок, Первая и Вторая Мировые войны, социалистический гнёт, натовские бомбёжки, насильное отделение Косова - это и есть их путь в Царство Небесное. Путь, избранный князем Лазарем и вымоленный другими святыми государями, которых в Сербии было немало. И вот, видимо, почему сербы, несмотря на всё, что им довелось пережить, полны непонятной нам радости и любви! И поражение на Косовом поле они считают главной победой Сербии - конечно, победой духовной.
Сербский Патриарх Павел писал о выборе князя Лазаря (здесь автор просит у читателей прощения за дилетантский перевод с сербского языка): «Лучше перестать существовать как люди, чем стать как нелюди. Другого выбора для нас нет. Лучше мёртвый человек, чем живой не-человек. Ведь если человек умер - он не мёртв перед Богом Живым. Пред Ним же мёртв не-человек, хотя и ходит по земле».
Царство земное или Царство Небесное? То, что попроще-поудобнее, или самое мучительное? Покривить душой, самую малость, или остаться честным дураком? По любви или по расчёту? Принять Божью волю или всё-таки ещё чуть-чуть пожить нормальной жизнью?
Быть или не быть?