Ровно год назад президент России Дмитрий Анатольевич Медведев предложил разработать процедуры изъятия земельных активов при их неэффективном использовании.
Президент, в частности, заметил: «Вопрос, который у нас, к сожалению, не работает, - это вопрос изъятия земли в случае ее нецелевого использования в течение определенного времени - и аграрной земли и, может быть, даже других видов земель, не только земель сельхозназначения. Мы не можем смириться с тем, что земли просто скупаются и никаким образом не используются».
Не могу судить о всех регионах, думаю, картина везде приблизительно одинаковая, но, если проехать на машине по ближайшим к Москве областям, то в глаза бросается удручающая картина заросших сорняками полей. Вспоминая Европу или полюбившуюся для отдыха россиян Турцию, где каждый клочок сельскохозяйственной земли возделан и занят какой-либо культурой, начинаешь задумываться над проблемой «бесхозности» колоссальных по объему земель в России.
То же самое касается и наших лесов. Достаточно проехать или пройтись по подмосковным лесам, увидеть горы поваленного сухого леса, надо заметить пожароопасного, чтобы понять, что у лесов наших нет хозяина.
Вся эта удручающая картина накладывается на без инициативность регионов, ждущих от центра новых бюджетных вливаний. Между тем, грамотное использование земель, лесов - одного из основных ресурсов страны, могло бы принести не мало финансовых средств в региональные бюджеты. Кроме того, эффективное (или просто) использование земель сельхозназначения для возделывания сельскохозяйственных культур и животноводства могло бы решить проблему продовольственной безопасности страны а, в дальнейшем, принести в бюджет существенные средства от экспорта экологически чистой продукции.
Для изменения этой ситуации, на наш взгляд, контроль за землями сельхозназначения любой формы собственности необходимо закрепить за Министерством сельского хозяйства, которое, в свою очередь, должно оценивать работу региональных властей по их использованию, вплоть до подготовки рекомендаций по преждевременному снятию полномочий с тех глав регионов, кто не способен наладить эту работу у себя в регионе. Для контроля за использованием таких земель Минсельхозу необходимо разработать в конечный не длительный срок карту таких земель с привязкой к конкретным регионам. Современные геоинформационные технологии позволяют сделать это с большой точностью. Кроме того, можно использовать для этой работы, разработанные еще в советское время карты. Для более действенного контроля считаем целесообразным разработку при министерстве элемента электронного правительства, который позволял бы в режиме реального времени оценивать эффективность использования сельскохозяйственных земель, позволял бы предпринимательскому сообществу, желающему работать на земле, иметь информацию по свободным землям, условиям их аренды. Региональным же лидерам необходимо дать поручение разработать в кратчайшие сроки свои предложения по скорейшему целевому использованию этих земель. Они обязаны подумать над тем, как сделать так, чтобы у предпринимательского сообщества появился интерес к сельскому хозяйству. После можно будет оценивать работу региональных, муниципальных властей по критерию целевого использования сельскохозяйственных земель. Если какие-либо региональные, муниципальные власти с этими задачами не будут справляться то, повторюсь, они должны подлежать персональной замене. Предлагаемые мероприятия не должны привести к росту аппарата Минсельхоза, поскольку основная работа по контролю будет осуществляться за счет внедрения элемента электронного правительства, единых форм отчетности.
Безусловно, для реализации предлагаемых мер необходимо решить множество взаимозависимых других сложных задач, но, как говорят, мудрые: «Главное, начать». И клубок, на первый взгляд, неразрешимых задач, будет распутан. Необходима, как говорится, политическая воля. А воля у нашего президента есть. Не случайно, он поднял этот вопрос, который волнует многих и многих ответственных людей в России.
Что касается лесных угодий, то, на наш взгляд, у российского леса должен появиться хозяин в лице Министерства лесного хозяйства, как отдельного министерства, с которого можно будет спросить об эффективности его использования, о мероприятиях по его восполнимости, об элементарном порядке в лесу, которого пока не наблюдается. У Федерального агентства лесного хозяйства в составе Минсельхоза, на наш взгляд, не достаточно полномочий для решения поставленных задач.
Контроль за лесами должен осуществляться также на принципах прозрачности для бизнеса и общества, проверяющих органов, а именно, с использованием электронного правительства.
Для более эффективного использования земель лесного хозяйства России необходимо на первом этапе выделить достаточное количество финансовых средств для проведения кадастровых работ. Заказчиком должно выступить Министерство лесного хозяйства. Кадастровые участки должны быть не только большие, но и малые (от 10 до 100 Га), чтобы не только у крупных предпринимателей, но и у средних и мелких была возможность взять в участки леса в аренду. В задачи Министерства лесного хозяйства должны входить в т.ч. следующие: разработка типовых проектов договора аренды, с предусмотренным в них четким контролем за предполагаемым использованием леса, с обязательно внесенным пунктом, что арендатор обязан предоставить пропуск на арендуемую территорию местным жителям для возможности сбора ягод и грибов. Кроме того, в договорах необходимо оговорить, что если на арендуемой территории проходит какая-либо дорога или тропинка, связывающие два населенных пункта, арендатор не вправе препятствовать проходу людей.
Николай Бондаренко, Председатель Правозащитного Движения «ПЧЕЛКИ» в поддержку православных приютов и образовательных учреждений, Первый заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон»
Впервые опубликовано на сайте Кремль.org
4. Re: Земля - стратегический ресурс России
3. Леониду
2. Re: Земля - стратегический ресурс России
1. Re: Земля - стратегический ресурс России