Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

С востока на запад, с запада на восток...

Игумен  Даниил  (Гридченко), Русская народная линия

12.06.2010

Есть такая радиостанция - «Эхо Москвы». Направленности вполне определённой - либерально-демократической; и уж в чём-чём, а в симпатиях к Православию её не заподозришь. Никак. Тем более странными показались дифирамбы, которыми не так давно в одной из своих пространных передач она разразилась в адрес человека, к Православию имеющего отношение самое непосредственное - Вселенского Патриарха Варфоломея.

Повод призадуматься, а, может быть, и насторожиться... То, что догадливые «сыны века сего» объявили Константинопольского Патриарха «человеком мира», - факт сам по себе неоднозначный. В понимании одних - похвала, других - едва ли не оскорбление. Быть человеком «мира», «лежащего во зле» по определению (1 Ин.5:19), в среде людей верующих - заслуга весьма сомнительная. Тем не менее, завсегдатай ОБСЕ, Европейского парламента, прочих не вполне вразумительных организаций подобного рода, Его Святейшество, Архиепископ Второго Рима и в России оказался persona grata.

Очевидно, что цель его появления на канонической территории Русской Православной Церкви - отнюдь не только констатация (имитация?) дружеских отношений. Собственно говоря, цель эта чётко артикулирована - подготовка давно планируемого Всеправославного Совещания, задача которого - унификация Православия, в свою очередь, также достаточно ясно определена. В содержательной его части дело коснётся поста, дисциплины брака, монашества, календарного стиля, богослужебного Устава. Не нужно быть провидцем, чтобы понять, что все эти категории будут подвергнуты попытке либерализации. Всё, что совершается, совершается в духе времени, который ныне таков, как известно, что предполагает скорее снисхождение к собственным немощам, нежели попытки с ними бороться. Как кто-то верно заметил: мир отходит от Бога, и Православная Церковь замыкает это печальное шествие...

Вопросы, тем не менее, остаются... Их много. Но, кажется, даже на самый, казалось бы, простой - зачем всё это нужно, - внятного ответа не обретается. Константинопольский Патриарх объясняет свои усилия стремлением к всеправославному единству. Однако, совсем не трудно в их последствиях предугадать нечто прямо противоположное. Например, введение повсеместно нового календарного стиля приведёт, разве что, к тому, что к находящимся в расколе греческим старостильникам прибавятся ещё и русские... Сторонников «оскотинивания» жизни посредством упразднения постов и прочих «послаблений» среди православных русских, судя по всему, тоже не подавляющее большинство... Если вопросы менее значительные и даже незначительные способны вызвать у нас «всецерковную бучу» (взять хотя бы так, кажется, до конца и не изжитую историю с ИНН), то, что произойдёт, если дело коснётся изменения всего строя традиционно консервативной православной церковной жизни?

В своих мрачных прогнозах хотелось бы ошибаться. Но они отнюдь не плод досужих личных домыслов. Почивший в конце перестройки Святейший Патриарх Пимен в своём посмертном завещании заповедал, между прочим, сохранять церковно-славянский язык и старый стиль. Как правило, о вещах маловажных в посмертных завещаниях не упоминают...

Увы, благие намерения не всегда имеют за собой благие последствия. Да и не все намерения декларируются. За улыбками и братскими лобзаниями угадывается иногда и нечто не вполне удобопривлекательное. Судя по всему, амбиции Вселенского Патриарха простираются если и не на роль импровизированного «православного Папы», то, во всяком случае, некоего верховного арбитра с чётко обозначенным перечнем прав и полномочий. Не случайно, конечно, раздражение, которое вызывает у него идея Москвы как Третьего Рима, сформированная в свое время псковским старцем Филофеем. Иначе как еретической он её не называет. Что странно, хотя бы потому, что в ней усматривается гораздо больше политики, чем богословия.

Ну, а реалии церковной политики таковы, что РПЦ по-прежнему остаётся крупнейшей Православной Церковью современного мира (во время своего визита в Россию Патриарх Варфоломей имел возможность в этом убедиться), и решать, как жить, способна вне зависимости от каких бы то ни было внешних влияний. Так что вопросы, способные в связи с этим решением возникнуть, уместнее обращать не к Вселенскому, а к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.

Пока что их не слишком много. И это, как представляется, свидетельство не только общепризнанного ума, но и мудрости нынешнего Предстоятеля Русской Церкви, способного улавливать настроение своей паствы и ради церковной пользы, что называется, «наступать на горло собственной песне». Его прежние экуменистические предпочтения хорошо известны и, скорее всего, никуда не делись. Судить о возможности их проявления трудно, да, пожалуй, и небезгрешно, - поживём - увидим. Ну, а пока что ищущие повода (а таковых - особенно в среде монашествующих - обретается не так уж и мало) ждут повода, чтобы обвинить Патриарха во всех тяжких... И это тоже реальность, к сожалению, с которой, так или иначе, приходится сообразовываться.

Впрочем, повод для беспокойства возникает не только у «упёртых ортодоксов». Не относящийся к их числу один мой знакомый иеродиакон, любящий и прекрасно понимающий православное богослужение, недоумевает: в случае принятия нового календарного стиля теряется само понятие Кириапасхи. Какой бы ранней Пасха не была, с праздником Благовещения она уже не совпадёт. Такие маленькие и большие недоумения, накапливаясь, при определённых условиях способны обвалить весь строй церковной жизни.

Идея «модернизации-унификации», которой в Константинопольском Патриархате как будто одержимы, налагаясь на специфические российские условия, способна оказать разве что «медвежью услугу». Исподволь такая услуга уже оказывается. Любопытно, что 30-го мая на богослужении в петербургском Исаакиевском соборе - в день Всех святых - особо подчеркнув, что это ещё и день памяти преподобного Исаакия Далматского, Патриарх Варфоломей поздравил присутствующих с престольным праздником. Несколько поторопившись, по мнению некоторых - престольный праздник там привыкли отмечать двумя неделями позже - 30-го мая, но пока что старого стиля...

Говорят, что хитрость - греческая национальная черта. Но, похоже, в данном случае она является излишней. Как говаривал литературный классик: «обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Православный истеблишмент в своих приоритетах определился: кто-то спит и видит в Москве православного Самодержца, кто-то - Римского Папу (новоиспечённый глава ОВЦС его приезд в Россию, не обинуясь, объявляет главной целью своей деятельности)... Кому - на Запад, кому - на Восток... Пока что «раздрай» не слишком касается церковного народа. Но и один инициативный и талантливый «деятель» способен заварить кашу, которую придётся потом расхлёбывать всем миром и, может быть, не одно десятилетие. Подобного рода практика у нас уже была. Поэтому не стоило бы ещё раз наступать на грабли, услужливо подкладываемые специально обученными господами, типа тех, что обосновались на замечательной радиостанции «Эхо Москвы»...

Что же касается межнационального православного единства, то дело это, конечно, замечательное. Но в догматическом, литургическом плане мы и так не разделены. В прочем же: благо, если это единство в Боге, а не в совместном скатывании по наклонной плоскости...



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Сергий Агапов : Re: С востока на запад, с запада на восток...
2010-06-13 в 11:37

Печальный опыт непродуманных поспешных реформ Константинопольской церкви, которая в результате, не только не смогла никого обратить в православие, но растеряла сама свою паству, отражен в статье Епископа Триадицкого ФОТИЯ
«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия. Статья опубликована в журнале «Благодатный огонь»
http://www.blagogon.ru/biblio/44/
То же самое вероятно происходит и с Кипрской церковью.
Создается впечатление, что вместо того, чтобы вернуться к Церкви отцов, признать пагубным путь обновленчества, наши братские церкви просто шантажируют нашу Русскую православную церковь, ведя закулисные переговоры с католиками. Из-за скудности информации, которую выделяют для членов церкви новообразованные учреждения по связям с общественностью, невозможно разобрать чего они хотят от нас. Может быть денег? Создается впечатление, что путем шантажа и льстивых обещаний наши братские церкви, растерявшие свою паству, просто доят поочередно Рим и Русское православие. Следовало бы все же нашему священноначалию не скрывать суть дел, а понятнее объяснять верующим это суету вокруг предстоящего всеправославного совещания. Мне кажется, что нашей церкви необходимо сохранять свое предание, и не поддаваться ни на какие шантажи современных обновленцев. Ничего хорошего, как мы уже видели на их примере, из этого не выйдет.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме