Любовь к Богу, семье и Отечеству - залог психического здоровья нации

Выступление на V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед»

ДелоРус 
0
207
Время на чтение 6 минут

В последние десятилетия в мире наблюдается выраженный рост психической патологии (неврозов, психозов, депрессий и даже таких заболеваний, как аутизм и шизофрения). Причем, происходит это преимущественно в развитых странах.

В то же время в среде верующих людей ситуация значительно лучше. Нередки случаи улучшения психического состояния человека, который приходит к вере, начинает молиться, исповедоваться, причащаться, меняет свою жизнь и пересматривает свои взгляды. Поэтому сейчас все чаще высказывается мнение о том, что психическое состояние человека во многом зависит от той системы ценностей, которой он придерживается.

Современный мир, все дальше отходящий от христианства, кладет в основу своего существования эгоизм. Христианство же призывает прежде всего и превыше всего возлюбить Бога. А значит, соблюдать Его заповеди и не творить себе кумиров, не прилепляться сердцем к земному больше, чем к небесному. А также кладет в основу альтруизм - "возлюби ближнего, как самого себя" (человек по своему естеству устроен так, что себя он любит больше всех на свете, какие бы иллюзии он на сей счет ни питал, поэтому возлюбить ближнего, как самого себя, это весьма нелегка альтруистическая задача).

Таким образом, мы видим две прямо противоположные тенденции: альтруистическую (в наивысшем своем выражении христианскую, хотя и другие традиционные религии тоже призывают к альтруизму, пусть не по отношению ко всем людям, но хотя бы к своим единоверцам и соплеменникам) и эгоистическую, гедонистическую.

Альтруистическая тенденция - это любовь к Богу до самоотречения, любовь к своей семье, роду народу и отечеству, доходящая до самопожертвования. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих", - гласит Писание (Ин. 15:13).

В этом плане очень показателен пример св.благоверного Александра Невского.

В 4 года его отец Ярослав Всеволодович "учинил сыновьям княжеский постриг" - так назывался обряд посвящения в воины.

В 1230 г., в 9 лет Александр был посажен на княжение в Переяславле-Залесском. Конечно, он еще не правил самостоятельно, однако уже постепенно готовился к роли правителя.

В 1234 г, в 13 лет Александр совершил первый военный поход под отцовским стягом на ливонских немцев.

В 15 лет уехал княжить в Киев.

В 18 лет женился. Имел 5 детей.

Когда ему исполнилось 19 лет (1240 г.), состоялась Невская битва, в время которой он нанес поражение Биргеру.

В 21 год (1242 г.) - Ледовое побоище на Чудском озере.

Шестилетняя победоносная защита северной Руси под предводительством князя Александра Невского привела к тому, что немцы отказались от всех недавних завоеваний и уступили новгородцам часть Латгалии.

Жил Александр Невский 44 года, и вся его жизнь - это самоотречением и самопожертвование. В любой момент его могли убить. И в конце концов, по одной из версий, так оно и произошло. Жизнь свою он отдал за Русь, перед смертью был пострижен в монашество, приняв схиму. И впоследствии был причислен к лику святых. И вот уже много веков ему молятся, его почитают, ему стараются подражать.

Что же на противоположном, эгоистическом полюсе? Какие образцы и тенденции?

В Англии недавно было обнародовано исследование под названием "Хорошее детство". Опрошено 35 тыс. детей. Выяснилось, что с 1986 г. число детей, имеющих эмоциональные или поведенческие нарушения, увеличилось с 10% до 16%. Треть шестнадцатилетних детей живут отдельно от родителей.

"В материальном отношении дети никогда еще не жили так хорошо, - говорится в исследовании. - Но они более несчастны, чем раньше, более одиноки, больше подвержены стрессам." Исследователи указывают, что в основе этих проблем лежит чрезмерный эгоизм. Когда "я" взрослых на первом плане, это порождает разрыв семейных связей, соперничество в образовании, усиление социального расслоения, жестокость в подростковой среде и раннюю сексуализацию.

А вот цитата из интервью с главным психиатром г.Уфы Ю.А.Анохиным о психологических аспектах самоубийства. "Подростковый инфантилизм, - отмечает врач, - сочетается с колоссальным хамским отношением к родителям, старшим людям! Ты одет, обут, накормлен, высшее образование тебе оплачивают... Почему ты так плохо отзываешься о родителях, которые тебя вырастили? Ну, ворчат на тебя родители, ну, они старые, с другими моральными ценностями... Разве это повод их ненавидеть и не уважать?.. "Да они тупые!" - "Почему тупые?!" - "Они в компьютерах ничего не понимают! Они в музыке не разбираются! О чем с ними можно разговаривать?" и т.д. Причем неуважение к родителям сочетается с наглыми потребительскими запросами. Требовать, просить молодежь может, а вот что-то датьЮ помочь родителям не может."

Другой психиатр, Крылатова Т.А, утверждает, что пропаганда эгоизма "очень даже небезопасна для психического здоровья легко внушаемых людей. А таких особенно много среди детей, подростков и молодежи, на которых эта пропаганда, в основном, и направлена. Если установка на эгоизм реализуется в достаточно полном объеме, если поверить рекламе, настойчиво твердящей, что "ты этого достоин, ты лучше всех, побалуй себя, полюби себя, главное - твой выбор и ты сам", то человек постепенно аутизируется, уходит в себя, становится эгоцентриком. Ему уже вообще ни до чего нет дела, кроме каких-то своих, узко понятых интересов. При этом индивидуальность человека постепенно утрачивается и замещается индивидуализмом, формируется состояние, очень напоминающее дефектное состояние после перенесения шизофренического заболевания." Причем тут шизофрения? Дело в том, что "при этом заболевании в первую очередь обычно страдают взаимоотношения с самыми близкими людьми. Болезненный эгоцентризм и снижение психической активности (еще одна из характерных особенностей шизофрении) приводят к тому, что больной начинает отторгать свою семью. Ведь любовь требует больших эмоциональных затрат. А у шизофреника эмоциональность - слабое место, и чтобы удержаться в каких-то рамках, он (разумеется, на бессознательном уровне) начинает отторгать то, что для него наиболее энергетически затратно - любовь. Но с другой стороны, отношение к близким у него двойственное, амбивалентное. На самом деле потребность в любви у него есть, поэтому ситуация отторжения травматична. В результате у шизофреника возникает агрессивное отторжение близких при том, что без них он существовать не может".

То же самое происходит и в отношениях с родиной. Родина - некое устоявшееся понимание макросоциума, где человек любим, принят, защищен. И он, в свою очередь, этот уже не узкосемейный, а гораздо более широкий социальный круг любит, отстаивает, защищает. Вплоть до того, что готов пожертвовать своей жизнью за Родину, за многих людей, которых он даже никогда не видел и не знал, но с которыми он ощущает себя единым народом.

В детской психиатрии есть такой тест. Он применяется, когда ребенок испытывает сильное беспокойство, и необходимо применить тонкую диагностику, понять, развивается ли у него шизофрения или это просто яркие невротические реакции. Ребенку предлагают представить ситуацию, связанную с посягательством на то, что должно быть ему дорого. Допустим, хулиган обижает его сестру или враги напали на Родину. На чьей он будет стороне? Нормальный ребенок, даже находясь в очень нервном состоянии, скажет, что защитит сестру и пойдет воевать за Родину. А вот маленький шизофреник поведет себя иначе. Отвергая микро- и макросоциум, он будет говорить: "Это не мое, мне это не нужно". И в таком тесте вполне может встать на сторону оскорбителей сестры или врагов. Например, начнет доказывать, что сестра сама виновата, припомнит ей массу былых обид. А про Родину скажет, что она плохая и ее защищать не нужно.

Еще одно весьма характерно изучение опыта борьбы с наркоманией на Дальнем Востоке. Как показывают исследования, во многих случаях наркомания паразитирует в атмосфере убежденности в том, что преуспеть можно за счет наглости и подлости - то есть, агрессивного эгоизма. По данным опроса, 87,4% наркоманов ставили превыше всего материальное благополучие и получение удовольствий. Родители нередко оберегали детей от любого труда (главным образом, физического), что вызывало лень и иждивенческие настроения, паразитизм. 28,7% родителей были хорошо материально обеспечены, нередко за счет нетрудовых доходов. 52,3% осужденных за преступления, связанные с наркотиками, состояли на иждивении своих родителей, а каждый седьмой паразитировал за счет средств жены либо сожительницы.

ВЫВОДЫ:

- Для психического здоровья нации необходимо нормальное нравственное и патриотическое воспитание. Надо давать решительный отпор всему, что этому препятствует: пропаганде разврата и потребительства в СМИ, секс-просвету в школе, попыткам внедрить ювенальную юстицию, переписыванию истории, принижению роли СССР во второй мировой войне, дегероизации истории, замазыванию наших героев и патриотических лидеров черной краской и т.п. Нужно воцерковление народа, нормальное, а не шоу-миссионерство на грани фола. Необходимо принятие законов, восстанавливающих социальную справедливость и способствующих улучшению нравов.

Татьяна Львовна Шишова, педагог, писатель, член Союза писателей России, член правления Российского детского фонда, сопредседатель Объединенного общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Шишова
Все статьи Татьяна Шишова
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 16:41
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 15:38