В последние десятилетия в мире наблюдается выраженный рост психической патологии (неврозов, психозов, депрессий и даже таких заболеваний, как аутизм и шизофрения). Причем, происходит это преимущественно в развитых странах.
В то же время в среде верующих людей ситуация значительно лучше. Нередки случаи улучшения психического состояния человека, который приходит к вере, начинает молиться, исповедоваться, причащаться, меняет свою жизнь и пересматривает свои взгляды. Поэтому сейчас все чаще высказывается мнение о том, что психическое состояние человека во многом зависит от той системы ценностей, которой он придерживается.
Современный мир, все дальше отходящий от христианства, кладет в основу своего существования эгоизм. Христианство же призывает прежде всего и превыше всего возлюбить Бога. А значит, соблюдать Его заповеди и не творить себе кумиров, не прилепляться сердцем к земному больше, чем к небесному. А также кладет в основу альтруизм - "возлюби ближнего, как самого себя" (человек по своему естеству устроен так, что себя он любит больше всех на свете, какие бы иллюзии он на сей счет ни питал, поэтому возлюбить ближнего, как самого себя, это весьма нелегка альтруистическая задача).
Таким образом, мы видим две прямо противоположные тенденции: альтруистическую (в наивысшем своем выражении христианскую, хотя и другие традиционные религии тоже призывают к альтруизму, пусть не по отношению ко всем людям, но хотя бы к своим единоверцам и соплеменникам) и эгоистическую, гедонистическую.
Альтруистическая тенденция - это любовь к Богу до самоотречения, любовь к своей семье, роду народу и отечеству, доходящая до самопожертвования. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих", - гласит Писание (Ин. 15:13).
В этом плане очень показателен пример св.благоверного Александра Невского.
В 4 года его отец Ярослав Всеволодович "учинил сыновьям княжеский постриг" - так назывался обряд посвящения в воины.
В 1230 г., в 9 лет Александр был посажен на княжение в Переяславле-Залесском. Конечно, он еще не правил самостоятельно, однако уже постепенно готовился к роли правителя.
В 1234 г, в 13 лет Александр совершил первый военный поход под отцовским стягом на ливонских немцев.
В 15 лет уехал княжить в Киев.
В 18 лет женился. Имел 5 детей.
Когда ему исполнилось 19 лет (1240 г.), состоялась Невская битва, в время которой он нанес поражение Биргеру.
В 21 год (1242 г.) - Ледовое побоище на Чудском озере.
Шестилетняя победоносная защита северной Руси под предводительством князя Александра Невского привела к тому, что немцы отказались от всех недавних завоеваний и уступили новгородцам часть Латгалии.
Жил Александр Невский 44 года, и вся его жизнь - это самоотречением и самопожертвование. В любой момент его могли убить. И в конце концов, по одной из версий, так оно и произошло. Жизнь свою он отдал за Русь, перед смертью был пострижен в монашество, приняв схиму. И впоследствии был причислен к лику святых. И вот уже много веков ему молятся, его почитают, ему стараются подражать.
Что же на противоположном, эгоистическом полюсе? Какие образцы и тенденции?
В Англии недавно было обнародовано исследование под названием "Хорошее детство". Опрошено 35 тыс. детей. Выяснилось, что с 1986 г. число детей, имеющих эмоциональные или поведенческие нарушения, увеличилось с 10% до 16%. Треть шестнадцатилетних детей живут отдельно от родителей.
"В материальном отношении дети никогда еще не жили так хорошо, - говорится в исследовании. - Но они более несчастны, чем раньше, более одиноки, больше подвержены стрессам." Исследователи указывают, что в основе этих проблем лежит чрезмерный эгоизм. Когда "я" взрослых на первом плане, это порождает разрыв семейных связей, соперничество в образовании, усиление социального расслоения, жестокость в подростковой среде и раннюю сексуализацию.
А вот цитата из интервью с главным психиатром г.Уфы Ю.А.Анохиным о психологических аспектах самоубийства. "Подростковый инфантилизм, - отмечает врач, - сочетается с колоссальным хамским отношением к родителям, старшим людям! Ты одет, обут, накормлен, высшее образование тебе оплачивают... Почему ты так плохо отзываешься о родителях, которые тебя вырастили? Ну, ворчат на тебя родители, ну, они старые, с другими моральными ценностями... Разве это повод их ненавидеть и не уважать?.. "Да они тупые!" - "Почему тупые?!" - "Они в компьютерах ничего не понимают! Они в музыке не разбираются! О чем с ними можно разговаривать?" и т.д. Причем неуважение к родителям сочетается с наглыми потребительскими запросами. Требовать, просить молодежь может, а вот что-то датьЮ помочь родителям не может."
Другой психиатр, Крылатова Т.А, утверждает, что пропаганда эгоизма "очень даже небезопасна для психического здоровья легко внушаемых людей. А таких особенно много среди детей, подростков и молодежи, на которых эта пропаганда, в основном, и направлена. Если установка на эгоизм реализуется в достаточно полном объеме, если поверить рекламе, настойчиво твердящей, что "ты этого достоин, ты лучше всех, побалуй себя, полюби себя, главное - твой выбор и ты сам", то человек постепенно аутизируется, уходит в себя, становится эгоцентриком. Ему уже вообще ни до чего нет дела, кроме каких-то своих, узко понятых интересов. При этом индивидуальность человека постепенно утрачивается и замещается индивидуализмом, формируется состояние, очень напоминающее дефектное состояние после перенесения шизофренического заболевания." Причем тут шизофрения? Дело в том, что "при этом заболевании в первую очередь обычно страдают взаимоотношения с самыми близкими людьми. Болезненный эгоцентризм и снижение психической активности (еще одна из характерных особенностей шизофрении) приводят к тому, что больной начинает отторгать свою семью. Ведь любовь требует больших эмоциональных затрат. А у шизофреника эмоциональность - слабое место, и чтобы удержаться в каких-то рамках, он (разумеется, на бессознательном уровне) начинает отторгать то, что для него наиболее энергетически затратно - любовь. Но с другой стороны, отношение к близким у него двойственное, амбивалентное. На самом деле потребность в любви у него есть, поэтому ситуация отторжения травматична. В результате у шизофреника возникает агрессивное отторжение близких при том, что без них он существовать не может".
То же самое происходит и в отношениях с родиной. Родина - некое устоявшееся понимание макросоциума, где человек любим, принят, защищен. И он, в свою очередь, этот уже не узкосемейный, а гораздо более широкий социальный круг любит, отстаивает, защищает. Вплоть до того, что готов пожертвовать своей жизнью за Родину, за многих людей, которых он даже никогда не видел и не знал, но с которыми он ощущает себя единым народом.
В детской психиатрии есть такой тест. Он применяется, когда ребенок испытывает сильное беспокойство, и необходимо применить тонкую диагностику, понять, развивается ли у него шизофрения или это просто яркие невротические реакции. Ребенку предлагают представить ситуацию, связанную с посягательством на то, что должно быть ему дорого. Допустим, хулиган обижает его сестру или враги напали на Родину. На чьей он будет стороне? Нормальный ребенок, даже находясь в очень нервном состоянии, скажет, что защитит сестру и пойдет воевать за Родину. А вот маленький шизофреник поведет себя иначе. Отвергая микро- и макросоциум, он будет говорить: "Это не мое, мне это не нужно". И в таком тесте вполне может встать на сторону оскорбителей сестры или врагов. Например, начнет доказывать, что сестра сама виновата, припомнит ей массу былых обид. А про Родину скажет, что она плохая и ее защищать не нужно.
Еще одно весьма характерно изучение опыта борьбы с наркоманией на Дальнем Востоке. Как показывают исследования, во многих случаях наркомания паразитирует в атмосфере убежденности в том, что преуспеть можно за счет наглости и подлости - то есть, агрессивного эгоизма. По данным опроса, 87,4% наркоманов ставили превыше всего материальное благополучие и получение удовольствий. Родители нередко оберегали детей от любого труда (главным образом, физического), что вызывало лень и иждивенческие настроения, паразитизм. 28,7% родителей были хорошо материально обеспечены, нередко за счет нетрудовых доходов. 52,3% осужденных за преступления, связанные с наркотиками, состояли на иждивении своих родителей, а каждый седьмой паразитировал за счет средств жены либо сожительницы.
ВЫВОДЫ:
- Для психического здоровья нации необходимо нормальное нравственное и патриотическое воспитание. Надо давать решительный отпор всему, что этому препятствует: пропаганде разврата и потребительства в СМИ, секс-просвету в школе, попыткам внедрить ювенальную юстицию, переписыванию истории, принижению роли СССР во второй мировой войне, дегероизации истории, замазыванию наших героев и патриотических лидеров черной краской и т.п. Нужно воцерковление народа, нормальное, а не шоу-миссионерство на грани фола. Необходимо принятие законов, восстанавливающих социальную справедливость и способствующих улучшению нравов.
Татьяна Львовна Шишова, педагог, писатель, член Союза писателей России, член правления Российского детского фонда, сопредседатель Объединенного общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности