Задачу духовно-нравственного воспитания молодежи сегодня можно отнести к числу первостепенных. В условиях деидеологизированного государства [1] и при отсутствии четко выраженной национальной идеи любое воспитание оказывается вытесненным за рамки публичной политики и сферы общественных в область частно-семейных отношений. Отсутствие государственной программы духовно-нравственного воспитания граждан и особенно подрастающего поколения на фоне духовно-нравственной деградации общества вызывает серьезную озабоченность всех здравомыслящих и совестливых людей.
Результатом усилий по изменению общественного строя в России в 90-х годах прошлого века стало отнюдь не декларировавшееся правовое общество с рыночной экономикой. Мы получили тотальное рыночное общество, которое не стало правовым, т.к. само право превратилось в товар или рыночную услугу.
Самым опасным для нашего общества является утраченное отношение к труду как основе личного социального благополучия. Подтверждением этому может служить масштабная реклама «Форекс клуба» в московском метро с циничным слоганом «Хватит работать - пора зарабатывать!», которая привлекала внимание молодежи весь 2009 год.
В настоящее время в детской и подростковой среде, как отмечается в проекте Концепции развития воспитания в системе образования города Москвы [2, с.1], стал проявляться ряд негативных явлений: ценностная дезориентация, дефицит духовно-нравственных идеалов, обесценивание достижений предыдущих поколений, отчуждение молодежи от производительного труда. Вместе с тем, произошла «...девальвация ценности воспитания в педагогическом сознании, снижение воспитательной и социализирующей функций образования на фоне распространения отношения к образованию как «образовательной услуге» [2, с.2].
В этих условиях предпринимательская подготовка школьников, которая начата несколько лет назад в ряде московских школ, имеет особый воспитательный потенциал. Разработанные программы обучения школьников основам предпринимательства включают обязательный блок «История предпринимательства в России», который знакомит учащихся с традициями гражданственности и благотворительности отечественных предпринимателей, их реального служения интересам России.
Отмеченный воспитательный потенциал находит свою реализацию в практической деятельности учащихся и их преподавателей в школьных предпринимательских проектах. Заработанные в этих проектах деньги дети воспринимают как вознаграждение за свой честный труд и смекалку, а не как подачку сверху или со стороны или как случайную находку, что в наше время уже немало. Более того, часть заработанных средств они направляют на пожертвования детским домам и приходам на строительство и восстановление храмов. Несомненно, такая жертва угодна Богу. В то время как даже обильные пожертвования, сделанные от средств, полученных, например, в сфере финансовых спекуляций, в том числе на бирже «Форекс», церковью не благословляются, а потому и не могут принести блага таким «жертвователям».
Разработанная в МИОО концепция практико-ориентированного обучения школьников основам предпринимательства [3, с.17-20] предполагает привлечение предпринимателей к образовательному процессу (встречи со школьниками, передача молодежи своего профессионального опыта и особенностей предпринимательского подхода к решению различных жизненных задач, знакомство с организацией своего дела, формирование заказов на проектные разработки школьников для своих предприятий и т.п.).
При таком подходе к обучению большое значение имеют духовно-нравственные качества предпринимателей, которые привлекаются к работе с молодежью, их ценностные установки и духовные ориентиры. Очень важно донести до школьников дух и принципы традиционного российского предпринимательства, примеры служения Отечеству православных предпринимателей в наши дни.
С этой целью начата работа по подготовке сборника статей и рассказов православных предпринимателей для школьников, в котором предлагается принять участие всем, кто заинтересован в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения России.
Топешкина Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, зам. зав. кафедрой экономики Московского института открытого образования
Использованные источники:
1. Конституция РФ, ст.5.
2. Концепции развития воспитания в системе образования города Москвы (проект) //www.educom.ru
3. Калинина Н.Н., Топешкина Н.В. Основы предпринимательства в школе. Концептуальные аспекты и экспериментальная работа.//В сб.Практико-ориентированное обучение экономике. Учительская лаборатория. Научно-методические рекомендации по организации школьного экономического образования.-М.МИОО, 2008.-288 с.