Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православный взгляд на физическую культуру

Юрий  Никифоров, Русская народная линия

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 03.06.2010


Доклад на V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед» …

 В докладе предпринята попытка осмысления физической культуры с православных позиций. Необходимость этого вызвана рядом причин, главная из которых - существенное отклонение направленности и содержания физической культуры от норм и целей христианской жизни, что приводит к многочисленным отрицательным последствиям. Особенно заметно это проявляется в спорте высших достижений или, как его чаще называют, в большом спорте. Спорт по сути превратился в рекордсменство и своеобразное гладиаторство с культом достижения успеха любой ценой, в жертву которому приносятся лучшие годы жизни, истинные ценности, а нередко - здоровье и даже жизнь. Стремительная профессионализация и коммерциализация спорта привели к резкому увеличению и без того больших нервных и физических нагрузок, а также к использованию допинга и других средств стимуляции работоспособности, что разрушительно действует на здоровье спортсменов. Кроме того, постоянное стремление к достижению высокого спортивного результата и связанных с ним материального благополучия и славы часто становятся основным смыслом жизни спортсменов, способствуя формированию у них искаженной нравственности, противоречащей не только христианским, но и общепринятым нормам.

Заметное отклонение от христианских ориентиров наблюдается не только в большом спорте, но и в других сферах физической культуры, таких как массовый сорт и оздоровительная физкультура. Это проявляется в широком распространении различных древних и современных оздоровительных средств физической культуры, основанных на религиозных, оккультных и философских платформах, несущих в себе искаженные представления о человеке и его назначении, насаждая идеалы сверхчеловека, гиперсексуальности, культа силы, тела и здоровья. Это многие восточные боевые искусства (различные виды каратэ, тэквондо, кунг-фу и т.п.), оздоровительные системы (йога, ушу, система «закалки-тренировки» Порфирия Иванова, превратившаяся в тоталитарную секту, система комплексного программирования Я.И. Колтунова, славяно-горицкая борьба и др.).

Подобные системы опасны тем, что, привлекая к себе религиозностью, таинственностью, психологичностью и иногда довольно выраженным эффектом, например, излечением какой-то болячки или разбиванием кирпича кулаком, увлекают людей на ложный и опасный путь, уводящий от Бога и истинных ценностей.

Необходимость осмысления современного состояния физической культуры с православных позиций диктуется и все повышающимся интересом к вопросам физического воспитания, наблюдающимся в последнее время в православной среде, что связано со значительным ростом числа верующих в особенности среди детей и молодежи, а также с умножением православных учебных заведений. При этом у многих родителей, педагогов и пастырей нет ясного представления о том, нужно ли физическое воспитание христианину, а если и нужно, то каким оно должно быть. Поэтому назрела острая необходимость в создании православно ориентированной физической культуры (ПОФК), которая послужила бы одновременно примером для оздоровления светской физической культуры и стала эффективным средством физического и духовного совершенствования для верующих. Попытаемся наметить основы такой физической культуры.

О назначении и сущности ПОФК. Для выявления назначения и сущности ПОФК обратимся к святоотеческому учению о главном назначении человека, которое состоит в спасении через исцеление от греха, в единении с Богом и достижении вечной жизни в Царствии Небесном. Важно, чтобы в осуществлении этого назначения человек участвовал всем своим существом - духом, душой и телом, но под обязательным главенством духа, то есть, соблюдая принцип иерархического устроения человека. Следуя этому принципу по отношению к физическому воспитанию, нужно иметь в виду, что телесное развитие человека - это, хотя и подлинная, но все же относительная ценность по сравнению с развитием духовной сферы. Поэтому ценность и место физического воспитания в совершенствовании личности будут определяться не только и не столько содействием развитию ее физических качеств, сколько вкладом в ее духовное становление. Это совсем не значит, что в физическом воспитании умаляется значение физического совершенствования личности, определяющего суть и специфику этого процесса. Но это означает, что оно не должно иметь самодовлеющий характер, но содействовать формированию целостной личности и, прежде всего, ее духовной составляющей.

Данное положение дает возможность для установления назначения ПОФК, а также определения границ и норм в использовании ее различных форм, средств и методов. Представляется, что основным назначением и главной целью ПОФК в самом общем смысле является содействие православному воспитанию личности.

Разумеется, что ПОФК должна решать и ряд специфических задач. Это укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических качеств и двигательных навыков и других задач, разработанных современной теорией и методикой физической культуры. Однако делать это нужно с учетом следующего положения: при занятиях физкультурой и спортом необходимо проявлять чувство меры и благоразумия, следуя мудрому наставлению Феофана Затворника: «Укрепляя силы тела, не раздуть чрез то своеволия и ради плоти не погубить духа».

Принципы, средства и методы ПОФК. В современной педагогике, а также в теории и методике физической культуры разработаны многие принципы, которые хорошо известны и могут использоваться в ПОФК. Поэтому мы не будем их рассматривать, а остановимся на предлагаемых нами двух основополагающих принципах, обеспечивающих органическую связь физической культуры с православным воспитанием личности.

1. Приоритет духовно-нравственного воспитания. Данный принцип играет ведущую роль в христианском воспитании личности, поскольку с его помощью формируется сознательное отношение к Богу, людям и миру, определяющее основные, идеалы, ценности, а в конечном счете и смысл жизни человека. Этот принцип обусловлен еще и спецификой физкультурной и особенно спортивной деятельности, в которых скрыты потенциальные возможности как позитивного, так и негативного свойства... Основная специфика этой деятельности такова, что она часто проходит в условиях состязательности, а это значительно повышает психическое напряжение, провоцирующее различные конфликтные ситуации... Все это предъявляет повышенные требования к нравственности занимающихся и свидетельствует об особой важности духовно-нравственного воспитания их.

Негативное влияние на нравственность особенно проявляется в большом спорте, но нередко это бывает и на занятиях массовым спортом и физкультурой. Например, на занятиях спортивными и подвижными играми под влиянием всплеска эмоций занимающиеся часто проявляют нездоровый азарт и несдержанность вплоть до сквернословия, агрессивности и грубости по отношению к соперникам. При частой повторяемости подобных ситуаций такое поведение может закрепляться и приводить к формированию негативных нравственных качеств.

Однако те же самые ситуации и специфические особенности занятий физкультурой и спортом создают богатые возможности для нравственного воспитания занимающихся при условии, если оно будет осуществляться на основе христианских норм и ценностей...

2. Тесная связь физического воспитания с христианским образом жизни. Данный принцип тесно связан с предыдущим и должен осуществляться совместно с ним. Этот принцип означает, что занимающиеся физкультурой и спортом должны быть причастны к жизни Церкви, а значит и к христианскому образу жизни. Учитывая, что окружающая жизнь с ее неверием, ложью и соблазнами оказывает разлагающее влияние на людей и в особенности на юные, духовно неокрепшие души, необходимо по мере сил оберегать их от этого тлетворного влияния. Поэтому чрезвычайно желательно, чтобы физкультурные и спортивные центры, клубы и секции создавались при церковных общинах и братствах под духовным наставничеством священства.

Могут быть и другие организационные формы участия Церкви в указанном процессе. Например, такая, когда клирики и миряне приходят в светские спортивные общества, клубы и секции и проводят в них соответствующую работу по катехизации их руководителей, тренеров и спортсменов. Еще лучше, если при этом клирики и миряне из числа бывших спортсменов или имеющих физкультурное образование войдут в число тренеров этих организаций. Но в любом случае важно, чтобы такого рода работа проводилась под духовным окормлением священника...

Занятия физкультурой и спортом по мере возможности должны быть связаны с образом жизни, подчиненным церковному уставу (время занятий и величину нагрузки следует увязывать со временем богослужений, молитвословий и постов, например, тренировки заканчивать не позже, чем за два часа до богослужения, а нагрузки в дни богослужений и длительных постов нужно снижать).

Средства ПОФК - это великое множество самых разнообразных физических упражнений, видов спорта, подвижных и спортивных игр. Однако в использовании этих средств следует придерживаться некоторых ограничений и даже запретов. Прежде всего это относится к оздоровительным системам, основанным на религиозных, оккультных и псевдонаучных учениях, чуждых Православию. Нежелательно заниматься теми видами спорта, которые практикуются в форме большого и профессионального спорта, поскольку они оказывают разрушительное влияние на нравственность и здоровье спортсменов, а также растлевающее влияние на общество... Не следует также заниматься теми видами спорта, в которых намеренно наносится вред и даже увечья спортсменам (бои без правил или панкратион, кикбоксинг, восточные боевые искусства и т.п.), а также виды спорта, практикуемые в экстремальных формах.

Однако следует учесть, что в отдельных случаях не исключается возможность занятий даже некоторыми из перечисленных видов спорта, когда занимаются ими не для достижения чемпионских сверхрезультатов и не для того, чтобы привлечь внимание публики или пощекотать нервы острыми ощущениями, а в связи с профессиональной деятельностью или подготовкой к ней, а также защите Отечества.

В заключение отметим, что несмотря на все непотребства, творящиеся в физкультуре и спорте, мы все же считаем, что у человечества еще достаточно благоразумия, сил и возможностей для их преображения или, хотя бы, для смягчения кризиса, поразившего их. Основной путь этого преображения видится в воссоздании физической культуры и спорта, ориентированных на православные нормы и ценности. Это такая физическая культура, которая должна стать для людей источником здоровья, высокой работоспособности, эффективным средством здорового отдыха, а также содействовать физическому и духовно-нравственному совершенствованию личности. В спорте не должен царить культ чемпионства, рекордомании и победы любой ценой. Недопустимо, чтобы спорт разрушал здоровье, калечил и даже убивал людей; служил трамплином к достижению славы, делая из спортсменов кумиров и идолов. Спорт нельзя превращать в зрелище, разжигающее низменные инстинкты и страсти. Спорт не должен быть школой безнравственности, напротив, он призван стать школой высокой нравственности, воли и мужества.

Предложения по популяризации ПОФК

1. Расширение работы в приходах (братствах) по привлечению детей и молодежи к занятиям физкультурой и спортом с целью приобщения их к жизни Церкви и здоровому образу жизни.

2. Создание координационного центра по физкультурно-спортивной работе при Синодальном отделе по делам молодежи РПЦ со следующими функциями: формирование базы данных о наличии в епархиях военно-патриотических и физкультурно-спортивных клубов, секций, спортивно-оздоровительных лагерей и т.п.; обобщение и распространение положительного опыта физкультурно-спортивной работы в приходах и духовных учебных заведениях через православные и светские СМИ, организацию научно-практических конференций, спортивных соревнований и других мероприятий; установление связи с государственными и общественными организациями по совместной работе в сфере физической культуры и спорта; организация занятий физкультурой и спортом с детьми-сиротами, а также с девиантным поведением.

Юрий Борисович Никифоров, кандидат педагогических наук, Педагогическая академия последипломного образования, г. Москва



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. православный : Re: Православный взгляд на физическую культуру
2010-06-03 в 22:12

Федор Емельяненко: «Закаляйте ваш дух!»
http://www.rus-imper...nfo/news/id3452.html

Очень интересно. Это человек, который точно слов на ветер не бросает, но и не конкретизирует.
3. Сергей Житинский - вебмастер РНЛ : ПОФК
2010-06-03 в 17:20

Название неудачное. Давайте предлагать людям что-то красивое, тогда они с бОльшим энтузиазмом будут этим заниматься. Заниматься ПОФКом мне бы не очень хотелось.
2. Провинциал : Re: Православный взгляд на физическую культуру
2010-06-03 в 13:22

1. Lucia:
- В других городах давно позакрывали или держатся на энтузиастах или героях спорта.
Но хочу с автором поспорить насчет "оккульности и религиозности" некоторых единоборств. По своему происхождению это было так. Но то не характерно для России - иной менталитет. По крайней мере, я почти не встречал в секциях каратэ и пр. элементы религиеозности. Наши люди берут технику и чаще переделывают под себя. Зачатки религиозности встречаются в тех сециях, где тренеры - или восточне люди или ездят на стажировки туда.
Но у нас есть и свои школы. У нас есть рукопашный бой с его жесткостью и хорошей физической подготовкой. Это - спорт для воинов.
Несколько лет назад были попытки возродить отечественные реконструированные виды русских единоборств. А ведь их было несколько видов! А запрещать их стали при Петре1. Не по-европейски.
Но что-то ныне не видно объявлений и призывов в такого рода секции. Наверное, без поддержки вымерли или законсервировались.
1. Lucia : Re: Православный взгляд на физическую культуру
2010-06-03 в 02:22

А покамест в Петебурге закрываются одна за другой детские спортивные спкции. А те, что остались, печально предупреждают - не записывайтесь. нас скоро не будет... Да здравствует правительство!! Матвиенко с Медведевым Ура!ура!ура!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме