Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Русская Церковь между Петром Великим и Петром Могилой

Павел  Тихомиров, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 25.05.2010

От редакции. Автор поднимает очень важную и интересную проблему. К сожалению, под влиянием славянофилов в православной среде сформировалось негативное отношение к Императору Петру Великому прежде всего за ликвидацию Патриаршества и введение протестантских порядков в церковную жизнь. Отчасти эти упреки справедливы. Однако Павел Тихомиров предлагает посмотреть на эту проблему под другим углом зрения. Он предполагает, что великий царь-реформатор сделал ставку на протестантов, чтобы не допустить католической экспансии в России. Тогда по-другому мы можем посмотреть на любовь Петра Великого к святому благоверному князю Александру Невскому, мощи которого, несмотря на сопротивление, он повелел перенести в построенную по его воле новую столицу России. Надеемся, что публикация вызовет интерес читателей.

В последнее время в среде русских православных мыслителей едва ли не общим местом стало крайне критическое отношение к делам и самой личности императора Петра Алексеевича.

По-видимому, это связано с тем, что до недавнего времени личность Петра Алексеевича воспринималась почти всегда исключительно в рамках той матрицы осмысления, которая соответствовала мифу о прогрессе и просвещении. Согласно этому мифу все в допетровской России было плохо, и если бы не реформы, то Московское государство превратилось бы в православный Иран, который в XVIII веке стал бы легкой добычей либо для Польши, либо для Швеции, либо для Турции.

Отказ от следования этой традиции привел к тому, что личность Петра стала встраиваться в иную парадигму осмысления. В ту, в рамках которой Петровская эпоха воспринимается в качестве одного из узловых моментов отпадения русского православного народа от идеалов Святой Руси и закономерной деградации.

При этом выстраивается противопоставление: «птенцы гнезда Петрова» - «представители старомосковского благочестия».

Что греха таить, в рамках такого противопоставления и птенцы, и сам Петр выглядят не лучшим образом.

Сказано об этом немало.

Анализируя отношение Петра Первого к Православной Церкви, к старомосковскому благочестию, наши историки как правило пытались найти рациональные оправдания как поведению русского императора, так и двигавшими им мотивам.

Обычно оправдания сводятся к разговорам о трех мотивах:

1. Церковь и патриарх воспринимались Петром «как центр и объединяющее начало всех протестов, как естественный представитель не только церковного, но и общественного консерватизма» (С.Ф.Платонов).

2. Церковь и церковное благочестие воспринималась Петром как атрибут Московской Руси, которая ассоциировалась у него с детским переживанием ужасов стрелецкого бунта, «родившего в душе подсознательную ненависть к русской старине, зачастую выливавшуюся в отрицание вообще всего русского. Это неприятие русского усиливалось за счет воспитания...» (Н.М.Коняев, 1). Петр был «первым русским царем, которого не готовили к царскому венцу и который так фатально оказался неготовым к верховной власти». Это может показаться противоречащим тому, сколь тщательно и серьезно обставлялись военные игры, точнее, полноценные учения, в атмосфере которых рос юный Петр. Однако потешные баталии «развивали Петра физически и умственно, но ни в какой степени не готовили к тому величайшему смирению, которое должен проявлять царь, сообразуя и подчиняя свою волю интересам своей державы... Этого смирения и не получил Петр, он совместил в себе безудержность нрава портового забияки с абсолютной неограниченной властью. Сама православная мораль, на которой основывалась вся жизнь Руси, для Петра Первого значила не очень много» (1).

3. Петр Алексеевич, вследствие неправильного воспитания просто «не понимал, что такое Церковь, он просто ее не видел; ибо сфера ее выше сферы практической, и потому так поступал, как будто бы ее не было, отрицал ее не злоумышленно, а скорее по неведению», писал Ю.Ф.Самарин. Непонимание Петром аскетической сердцевины Православия проявилось в его знаменитой оценке монашества: «А что молятся они, то и все молятся. Какая обществу прибыль от сего?» И предлагал монастыри в богадельни для инвалидов превратить по образцу благотворительных католических орденов.

Отвечая на недоуменный вопрос о совершенно большевицких вакханалиях, которые устраивал русский царь во время «всепьянейших соборов», наши историки проявляют порою виртуозное остроумие:

«Петр не был атеистом, напротив - он был несомненно человеком верующим, но его религиозность не носила того церковного характера, который был свойственен русскому благочестию времен Московской Руси. На взгляды юного Петра оказали также влияние его встречи с иностранцами из Немецкой слободы в Москве - его религиозность приобрела протестантский оттенок. Именно поэтому он дистанцировался от обрядового благочестия Московской Руси, в атмосфере которого провел свои детские годы», - писал И.К.Смолич (2).

Под «дистанцированием от обрядового благочестия Московской Руси» понимается демонстративные бесовские игрища, устраиваемые Петром на первой седмице Великого поста. Слово В.О.Ключевскому:

«<Всешутейший, сумасброднейший и всепьянейший собор> состоял под председательством набольшего шута, носившего титул князя-папы, или всешумнейшего и всешутейшего патриарха московского, кокуйского и всея Яузы. При нем был конклав 12 кардиналов, отъявленных пьяниц и обжор, с огромным штатом таких же епископов, архимандритов и других духовных чинов, носивших прозвища, которые никогда, ни при каком цензурном уставе не появятся в печати...

Одним словом, это была неприличнейшая пародия церковной иерархии и церковного богослужения, казавшаяся набожным людям пагубой души, как бы вероотступлением, противление коему - путь к венцу мученическому...

Бывало, на первой седмице Великого поста его всешутейшество со своим собором устроит покаянную процессию: в назидание верующим выедут на ослах и волах или в санях, запряженных свиньями, медведями и козлами, в вывороченных полушубках...» (1).

Не замечать этих кощунств могли только историки «дворянской школы», изощрявшихся в апологетике мифа о прогрессе.

Как же со всем этим быть?

В среде русских славянофилов церковные реформы Петра получили совершенно недвусмысленную оценку. Достоевский выразился ёмко и хлестко: «Русская церковь в параличе с Петра I».

Тут вспоминается и высказывание Солженицына о том, что «Россия надломилась не в 17-м году, а в 17-м веке»...

Речь у Александра Исаевича шла о пагубном последствии Раскола.

Раскола, а вовсе не преобразований Петра!

К тому моменту, который обычно понимается как начало Петровской Эпохи, Русская церковь давно уже перестала быть тем монолитом, хранившим вековые устои, которым она был накануне Никоновых новин.

Теперь, к концу 17-го века апогея достигло польско-латинское влияние.

Одним из следствий Раскола стало выпадение из русской жизни как представителей старомосковского благочестия (старообрядцев), так и собственно «никониан». Это и стало предпосылкой стремительного роста католического влияния в России (в 20-е годы ХХ века Ватикан попытается повторить этот ход).

Впрочем, после смерти Федора Алексеевича, старшего брата Петра, польско-латинское влияние пошло на убыль. По просьбе московского патриарха Иоакима иерусалимский патриарх Досифей прислал на Русь ученых греков братьев Лихудов. Главным следствием инспекции было недопущение создания в Москве фактически «филиала Киево-Могилянской Академии».

В первопрестольной стало уже известно, что киевские студенты, обучавшиеся за границей в тамошних иезуитских школах, должны были принимать унию. Правда, обычно они объясняли впоследствии, что действовали при этом вполне неискренно, «не сердцем, но едиными усты»... Однако, оставалось небезосновательное сомнение: когда же они были неискренними, - принимая ли унию или отрекаясь от неё?

Да и сам митрополит Петр Могила был в свое время настоящим «Троянским конем» для киевского православия.

Когда в польском обществе стало ясно, что дни короля Сигизмунда ІІІ сочтены, юго-восточная окраина Речи Посполитой приготовилась к решительной борьбе за свои права. Борьба должна была разгореться после его смерти, при выборах нового короля и составлении т.н. pacta conventa, т.е. тех условий, которые по польской конституции должны были быть предложены королю при его коронации. Южнорусские депутаты Сейма предупреждали униатов: «Видим, что ничего не добьемся, пока жив этот король, но во время бескоролевья мы всеми силами восстанем на вас».

Король умер в 1632г. Владислав, новый король польский собирался воевать с Русью, поэтому он был заинтересован в том, чтобы белорусы и украинские казаки помогли Польше в очередном антирусском походе.

На первом же сейме Православное исповедание было легализовано.

Встал «вопрос о епископах».

Польская власть, под предлогом легализации правового статуса правящих архиереев, заменила своими людьми тех епископов, которые были рукоположены тайно во время гонений. В сущности, «восстановление» православного епископата на основании «пунктов 1632 года» было упразднением и отменой старой русской иерархии.

Сам Могила был рукоположен в митрополиты и избран на киевский престол.

А ведь киевский престол был в это время уже занят.

Его занимал митрополит Исаия (Копинский) - человек традиционной православной веры, пример аскетизма. Чтобы избежать нежелательных волнений, интронизация Петра состоялась во Львове (4).

«Трудно дать четкую характеристику Петра Могилы. При нем Западно-Русская церковь выходит из той растерянности и дезорганизации, в которых она страдала со времени Брестского собора. И вместе с тем все пронизано чуждым, латинским духом... Это была... псевдоморфоза Православия... Латинизируется самая душа народа. Эта внутренняя интоксикация религиозным латинизмом, этот «крипто-романизм» был вряд ли не опаснее самой Унии...

Утверждается чуждая и искусственная, неорганическая традиция, и она как бы перегораживает творческие пути... Неверно винить в этом одного Могилу, процесс начался до него, и сам Могила скорее выражал дух времени, чем прорубал новые пути. Однако именно он сделал больше других для того, чтобы «крипто-романизм» укрепился и удержался в жизни Западно-русской церкви» (3).

И вот к концу 17-го века все это должно было распространиться и на Москву.

Никакие ученые братья Лихуды не смогли бы противопоставить киевлянам самого главного - мировоззренческой системы. Старообрядчество было поставлено вне закона. Сам патриарх Никон, избравший столь неудачную тактику и стратегию реформ, также был оплеван.

Московский Патриархат не просто лишился своей консервативной и наиболее принципиальной части, но и обзавелся униатами, которые принесли в Московскую церковную жизнь дух Киевской Духовной Академии.

В этой ситуации ничто не могло воспрепятствовать торжеству криптокатолицизма киевского митрополита Петра.

Воспрепятствовал царь Петр, разрушив своей перестройкой все планы Ватикана.

+ + +

Итак, диспозиция «птенцы гнезда Петрова» - «представители старомосковского благочестия» в свете изложенного представляется не вполне корректной. Реальной альтернативой «петровского протестантизма» было вовсе не возвращение к традициям старомосковского благочестия, а окатоличивание церкви и народа.

Таким образом, несомненно промыслительным можно считать то, что реформировав церковь по протестантскому образцу, Петр Алексеевич, не только подморозил церковную жизнь, но и спас Русское Православие от превращения в «католицизм киевского обряда».

Литература:

1. Н.М.Коняев. Подлинная история дома Романовых. М., 2008.

2. Макарий, митр. Московский, И.К.Смолич. История Русской Церкви. М.,

3. Прот. Георгий Флоровский. Пути Русского Богословия. Минск, 2007.

4. Протодиакон Герман Иванов Тринадцатый. Русская Православная Церковь лицом к западу. Мюнхен, 1994.

5. Н.И.Костомаров. Исторические произведения. Киев, 1989.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 243

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

243. А.В.Шахматов : В 21 веке нет места для политической наивности.
2010-06-29 в 13:37

Как сталин,так и гитлер-это пешки мирового закулиса,конкретно масонства,если вы этого не знаете,то с Вами не о чем говорить.Читайте книги об этом и черпайте знание у И.А.Ильина,И.Л.Солоневича и даже Григория Климова.Не было бы гитлера и сталина, то не было бы Израиля,как государства,это вам говорит о чем-то?
242. Гураевская В.А. : 241. А.В.Шахматову
2010-06-29 в 11:35

У Пушкова открытым текстом это не прозвучало.
НО при Ваших выводах возникает только один вопрос: зачем Сталину (человеку с огромными властными амбициями) играть на вторых ролях в чужой игре?
241. А.В.Шахматов : В ПОДАРОК СТАЛИНИСТАМ НА РНЛ!
2010-06-27 в 00:10

СТАЛИН ВМЕСТЕ С ГИТЛЕРОМ…
Сегодня программа Алексея Пушкова «Постскриптум», по третьему каналу телевидения РФ, подтвердила ту правду, о которой уже знали все здравомыслящие люди на Земле, что Сталин был в заговоре с Гитлером. Уже 80 немецких дивизий стояло около границы СССР, а Сталин запрещал всем говорить, что немцы скоро нападут, а в канун вторжения Гитлеровской армии на территорию Великой нашей державы вождь-предатель спокойно спал. Словом, Иосиф Джугашвили, умышленно дезинформировал советских генералов, чтобы армия не была готова. Неудивительно, почему миллионы русских солдат было убито еще в начале Отечественной войны. И это только начала правды о Сталине.
240. А.В.Шахматов : ВЕРНО СКАЗАНО!
2010-06-24 в 07:29

Спаси Христос,отец Борис, за сказанную истину!
239. священник Борис : Два Петра
2010-06-24 в 03:01

Процессы, затронутые р.Б. Павлом, начались пораньше немного, ещё во времена Иоанна Грозного. Когда пошли разговоры о возможном восстановлении Руси, на территории Великороссии живо интересовались всем происходящим на территории Малороссии. А Малороссия уже была порядочно заражена латинством и европеской культурой.
Европа тогда могла больше предложить чего-то великого, чем игрушек, как сейчас. Пётр Первый, позже, рассмотрел, и воспринял от Европы больше как раз великое (пример чему - Санкт_Петербург, Русский Флот,..). Русские, увлечённые строительством государства Российского, мало обращали внимания на то, что попало в среду церковной интеллигенции двумя веками ранее - красивости сладкоголосия партесного пения, пришедшие от иезуитов,и разрушавшие строй знаменного и крюкового пения, на которых зижделась русская суровая аскетическая духовность. Академичность богословской мысли, пришедшая с киевских гор, стала разрушать созерцательность в познании Бога через Его творения - созерцание природы - у русского человека. Стали вселяться шум, весёлость, витиеватость - вместо молчаливой простоты русской православной души.
Результат - попущено наказание Божие для очищения - времена Смуты, безцарствия, оккупация духовной столицы, Москвы, католиками и протестантами, во времена Лжедмитрия и Патриарха Тихона.
Многой кровью удалось тогда сохранить свою идентичность русскому народу. Но вирус модернизма уже проникал в церковный организм и в среду вельмож, в элиту.
Санкт-Петербург трудно назвать европейским городом, он скорее русский город. Как говорится - дерево познаётся по плодам своим.
Дела Петра Могилы видны сейчас - от его имени действуют современнные реформаторы Русского мира и строители автокефалий на русском церковном пространстве.
Трудно нам найти себя для своей Русской Родины, а придётся.
238. А.В.Шахматов : СООБЩЕНИЕ
2010-06-19 в 09:32

Благородные люди! Русского певца, Александра Шахматова, можно читать также на http://www.stihi.ru и http://www.proza.ru! Администратор, Андрей Ушаков.
237. А.В.Шахматов : О ГЛАВНОМ НИКТО НЕ ГОВОРИТ...
2010-06-18 в 10:06

Как брать, так и давать взятки - это аморально и равно воровству. Вот уже идёт около века нечеловеческая постройка жилья для граждан СССР – СНГ – ящики-комнаты, особенно хрущевки, а главное отсутствие гигиены и нравственности – туалеты рядом с кухней, чего запрещают законы, во всех цивилизованных державах. И, конечно, таких диких водителей нигде не встретишь на планете. Всё это из-за безбожия, когда человек верующий, то он не позволит воровать, хамить, безответственно вести себя по отношению детей, молодёжи и грядущих поколений.
236. А.В.Шахматов : ПОРА БИТЬ ТРЕВОГУ ПО-НАСТОЯЩЕМУ!
2010-06-16 в 18:45

Вот из-за чего нужно бить тревогу на всю Россию, и,конечно же, на форуме РНЛ!

ОТСУТСТВУЕТ ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА…
К нашей российской скорби, в советско - российской власти и народе отсутствует гражданская культура. Взяточная система существования в СНГ полностью захватила население, куда не пойдёшь везде нужно что-то дать начальникам. И нигде в Мире не выдаются награды и ордена, а тем более, перед камерой Телевидения, где же самоуважение? А водители автомобилей это просто какое-то сумасшествие, они не только дико гоняют, но и не дают людям переходить улицы, то есть нарушают все правила. И страшно смотреть на «строителей», которые делают всё не так, как надо, везде оставляют после себя мусор, стёки и пятна краски, водяные трубы трясутся и шумят, электрические провода все наведу и опасны. До каких же пор будет вся эта насмешка и унижение русского народа - с его величайшей культурой и наукой, что повлияло на развитие всего людского Мира - Великой России, перед всем человечеством? Конечно же, всё это из-за безбожья, псевдодуховенства, лжекультуроведов и «ура патриотов». Господи, неужели не будет очеловечивания на нашей Земле?
235. А.В.Шахматов : БЕЗ ИСТИНЫ ПУТЬ В БЕЗДНУ...
2010-06-04 в 17:53

Павел,лучше займитесь истиной!
ПАРАЗИТЫ ПАРАЗИТИРУЮТ…
Вновь выплывают книги, в которых идёт спекуляция о Русском царе, Николае втором, вернее о роковой Российской трагедии в истории людского мира. Кощунственно называют Государя святым, когда Он всего лишь мученик, точнее искупитель многовекового грехопадения, как русского народа в целом, так и церковной и светской властей, начиная с реформ патриарха Никона и Петра первого. Когда раскололась Русская Православная Церковь и разделилась русская нация, что и привело к геноцидной революции, а ныне и лукавой перестройке, точнее расчленению Великой державы и подмене истинного Православия и Русскости на всё искусственное. Вся эта безбожна фантазия является только предположением и обманом, то есть вносом смуты в Монархическое самосознание русских, сегодня. Лично мне довелось говорить об отречении Государя с живыми свидетелями, приближенными и охранниками-гренадерами, Его Величества, что рассеивает всю эту возню вокруг русской беды от лукавого. Да, некоторые скажут, опишите подробности, а я отвечу, никогда – потому, что всё кончено, династия Романовых ушла в историю, а давать наживу ловкачам-авантюристам - великий грех. Но, так как у писак материальный, а не духовно – национально - державный интерес, то, без сомнения, они будут лезть из шкуры, чтобы доказывать свою небылицу. Остановить эту напасть можно только игнорируя исторические злые сплетни.
А.В.Шахматов,Всемирное Русскаое Единство.
234. Вадим : автору статьи: жду продолжения
2010-06-03 в 18:53

И Вас, Уважаемый Павел, Спаси Христос! Жду с нетерпением продожение заданной темы. Ибо для Украины она, эта тема, отнюдь не праздная.
233. Павел Тихомиров : большое спасибо участникам обсуждения
2010-06-03 в 11:17

Уважаемые участники обсуждения! Благодарю вас за отклики. Бог даст, выдам на обсуждение как минимум 2 статьи в продолжение темы, в которых попробую ответить на некоторые вопросы знатоков.
В планируемых материалах я постараюсь облечь свои мысли в "броню цитат", дабы у критически настроенных читателей не возникало ложного представления о том, что позиция, высказанная мною, маргинальна или даже эксцентрична.
Спаси Христос!
232. А.В.Шахматов : СЛАВА БОГУ и СЛАВА ВЕЛИКОЙ РОССИИ!!!
2010-06-02 в 22:50

Слава Богу, что были и есть ещё подвижники на Русской земле:- скульптор Вячеслав Клыков,композитор Георгий Свиридов,Савва Ямщиков,Композитор-казак Алексей Мелехов,композитор и руководитель Кубанского Казачьего хора, Виктор Захарченко!!!
231. Лебедевъ : Дорогой редакции
2010-06-02 в 21:02

Дорогая редакция, может там , где у Вас "введите текст на картинке" разместить что-нибудь типа: "предоставьте справку о флюорографии" или ещё какую-нибудь?...
230. А.В.Шахматов : ЛЕБЕДЕВ ПРОТИВ РУССКИХ
2010-06-02 в 11:41

К чему пришли и от чего нужно уйти.
ПОДВИЖНИКИ
В наши лихие дни,
Когда в утрате вера,
Не хватает нам любви,
Надежда ослабела.
Нужны опять подвижники,
Чтоб избавить нас от бед,
Те истинные книжники,
Чтоб люд увидел свет.
Нужны Земле и рыцари,
За горло взят человек,
Уже повсюду мытари,
Душит роковой век.
Нужны нам люди добрые-
Не знающие зла,
Всевышнему угодные,
Чтоб Вселенная жила!
Нужны нам силы Божия,
Героический дух,
Деяния пригожие,
Быть патриотом вслух!
Нужна люди красивые,
Жена и муж жили в любви,
Рождались дети милые,
Чтоб не были чужды!
Нужны России русские,
Православные сыны,
Натурою не узкие,
Отечеству верны!
Нужна держава великая,
Чтоб всем любо жить,
Где русичи не дикие,
И не живут врозь!
Спасибо Русская земля,
Что нас породила,
Преданно любим Тебя,
И в этом наша сила!!!
229. А.В.Шахматов : НЕДОТЕПЕ!.
2010-06-02 в 09:49

Лебедеву - ненавистнику истинного Православия и русскости - больше вам не придётся пить русскую кровь!Конечно,П.Аввакум,Св.Сергий Радонежский,Св.Димитрий Донской,Минин,Пожарский, Морозовы,Суриковы,Савва Ямщиков,Александр Михайлов и миллионы других не грамотные,не культурные,отсталые...Ну и ну,и такие людишки,как вы ещё есть в 21 веке,наказание Господне.
228. Лебедевъ : Владимiру
2010-06-02 в 09:16

1. Уважаемый Владимiръ, Вы пишете : "...чтобы оценить какое-либо явление нужны факты и аргументы,а затем можно делать выводы или допускать какие-либо предположения",- так, в нижеприведённых постах я то же самое предлагал, а мне сказали, что в то время пастыри были перебиты, паства рассеялась, значит концы в воде и какие могут быть поиски ? Предлагайте методологию, скрестим шпаги.
2. Кроме своеобразного Галковского, я ниже приводил источник,где такие же нелестные "ревнителям" факты излагаются серьёзным исследователем Сергеем Фоминым...
3.Галковский, конечно, сукин сын, и ради красного словца не пожалеет и отца, но к приведённой цитате по старообрядцам не могу ничем возразить. Может поможете по пунктам?
227. Владимiръ : для Лебедева
2010-06-02 в 01:42

Уважаемый господин Лебедевъ,для того ,чтобы оценить какое-либо явление нужны факты и аргументы,а затем можно делать выводы или допускать какие-либо предположения,приводить цитаты дело не совсем правильное,особенно,таких авторов. Вы привели цитату Д.Галковского,и я
приведу цитату того же автора:
" Уровень фантастичности истории церкви равен 100%."
После приведенной цитаты,не то что доверие,а даже уважение пропадает к Вашему автору.
Можно ли на мнении Д.Галковского строить какие-нибудь историко-научные построения?
Очевидно,что нет.
226. Natalie : Re: Павел Тихомиров
2010-06-02 в 00:01

Уважаемый Павел, а Вы не слишком увлекаетесь теорией и "теориями"? Кто-то говорит о митр. Петре неприглядно? А о ком говорили все и всегда "приглядно"? Нам ведь сказано судить по делам.

"Это проговаривал Вадим и Владимiръ."
Из слов Владимира я этого не вынесла. Он как раз, по-моему, в недоумении, чтO Вы под пресловутым "криптокатолцизмом" киевлян понимаете.

"что же касается традиции,то традиция сильна именно осмыслением происходившего. Тем от археологии и отличается. Л. Гумилев называл это "приматом концепции над фактом". Кто-то может назвать способ осмысления мифом."

Павел, еще раз выскажу свое мнение, что Вы опасно ходите. Традиция - это совместный, принятый многими людьми или целым обществом опыт какого-то делания или переживания. Вы в своем "осмыслении " не пользуетесь никакой традицией. Вы пытаетесь создать некую теорию. Это именно мифотворчество. Философия истории Гумилева, все эти "приматы концепции над фактом" - не только светская, но модернистская. В какой мере и ЗАЧЕМ нужно применять ее к истории Церкви?

Вы не называли Петра Могилу униатом? Но Вы назвали его криптоКАТОЛИКОМ, что еще хуже. Криптокатолик - это человек, по сути ПРИНЯВШИЙ латинство, но скрывающий это. А партесное пение - это НЕ криптокатолицизм, это партесное пение. А латынь - это такой язык. Вот и все.

Вообще Вы все время темните. Все Ваши НАМЕКИ на "угрозу криптокатолицизма" еще ничем не подкрепились. И, похоже, они так и останутся у Вас на уровне приблизительных абстракций типа "интоксикации латинства" и "примата концепции над фактом". Извините, но это несерьезно и вредно. Или Вам нужно идти по пути Фоменко и начинать говорить "свое слово", где Петр I будет совсем другим человеком, а Россия - другой страной.

Мне совершенно не понравились реплики о. Георгия Флоровского об "интоксикации латинства" - это кабинетные "мыслеощущения", а не реальная картина церковной жизни. Из Малороссии вышел целый сонм русских святых: от Димитрия Ростовского, Свт. Иоанна Тобольского до Паисия Величковского. Последний, окончив Киево-Могилянскую Академию, не повредился душой, а наоборот, со временм стал НАЧАЛьНИКОМ духовного возрождения России в ХIX в.!

Павел, оставьте Вы эти теории, это мертвая кабинетность, больше ничего...
225. Лебедевъ : ещё о Расколе...
2010-06-01 в 23:01

Рискну привести цитату Д. Галковского: "... Раскольники это идеальные русские, 200 лет варившиеся в собственном соку. И что? Литература – ноль. Искусство - ноль. Наука – ноль. Образование – ноль. Феноменальная тупость, на грани генетической дегенерации. Злоба. Стремление к конспирации и материальной выгоде. Склонность к национальному предательству. ВСЁ."
224. Лебедевъ : Провинциалу-210
2010-06-01 в 22:44

«Чем "отметились потомки" разбирать бессмысленно, ибо, повторю, пастыри старообрядцев были или уничтожены, или рассеяны. И винить разбежавшихся овец за отсутствие пастыря негоже», - опаньки! вот тут-то Вы и показали типичную слабинку старообрядствующих. Для них разбирательство бессмысленно потому что противопоказоно ибо обрушает миф, который их питает.
Пастырей нет – спрашивать не с кого, поэтому в тот 17-й век можно вкладывать что угодно, уж больно формы архетипичные, родные – они поглотят любое содержание, любую прелесть. Поэтому туда удобно высаживать причины чуть ли не всех политических невзгод, всех религиозные кривотолков; а оттуда можно взять «Беловодье», «Китеж», гностик Дугин свою «Арктогею» оттуда питает, фашиствующие ( помнится «РНЕ», такая) там тусуются. Старообрядец – это «толкиненист» от православия, с той разницей, что за попытку разобраться с его мирами он готов любого порвать, как грелку. И рвал. Не было на Руси такого бунта, чтобы там не верховодили «ревнители». И с канономи «творчески» разбирались - как беспоповцы, например - лишь бы то, что было в 17-м (веке) не тронуть, не шелохнуть: с этим комфортнее, самолюбие греет.
В 17-м веке возникла генерация людей, для которых отмена «сугубой Аллилуйи» была, как манна небесная, потому что подсознательно смыслом их жизни было этакая игра в «Зарницу» в форме «гари». Этакие Че Гевары 17-го века: ну, дай им врага! И тут появляется Никон с реформами… Ну, «империалист», держись!... Форма для протестного мировоззрения оказалась на редкость устойчивой: вроде и с традицией не рвёшь, и дулю показать можно.
Не думали , что Петра Первого таковым, каков он стал, сделали старообрядцы? А если вспомнить, что когда он был мальчишкой, и из него «ревнители» чуть кишки не выпустили? Хорошенький пример для формирования царского благочестия?
Пишите: « Религиозные войны самые кровавые и непримиримые», - а Вы много знаете примеров нерелигиозных войн? За любой войной - идеология, а идеологию питает религиозное мировоззрение.
223. Владимiръ : для павла тихомирова
2010-06-01 в 18:14

Увжаемый Павел,очень заинтересовало,что Вы понимаете под духом латинства,и если он был в киевлянах,то он должен был присутствовать и в Димитрии Ростовском ,Платоне Левшине,Филарете Дроздове,а если посмотреть дальше,то и в современных и архиереях,да и мирянах,может разовьете свою мысль,мне очень интересен ход Ваших рассуждений.
222. А.В.Шахматов : ЛЕБЕДЕВУ-СТРЕКУЛИСТУ!
2010-06-01 в 18:13

Товарищ Лебедев, я был замсталина,но не успел его кокнуть...
221. Громыко К.П. : 216. Владимiръ :
2010-06-01 в 17:45

Сердечно благодарю, удовлетворен Вашим ответом и нашим взаимопониманием. Хотелось бы помечтать: да будет тако, но скажу иначе: Да будет воля Твоя.
220. павел тихомиров : nаtаlie
2010-06-01 в 17:14

что же касается традиции,то традиция сильна именно осмыслением происходившего. Тем от археологии и отличается. Л. Гумилев называл это "приматом концепции над фактом". Кто-то может назвать способ осмысления мифом. Разумеется "мифом" не в смысле выдумки. В книге Виктора Тростникова "Бог в русской истории" есть чеканная фраза, посвященная предмету нашего разговора. Позже я непременно познакомлю Вас с теми словами. Впрочем, Лебедев высказывал по сути то же.
219. павел тихомиров : nаtаlie
2010-06-01 в 17:03

можно по разному относится к духу Киева,но не замечать пропитанности самого строя мысли латинством не очень честно (тот же Асмус говорит о том, что никакой византийской альтернативы не существовало). Я понимаю, что Вас задело такое дерзкое отношение к человеку,к которому,возможно, Вы взываете молитвенно. Мне,наверное,следовало бы выражаться суше и четче,но еще лет 10назад я познакомился с некоторыми материалами, связанными с пау. Кириллп Лукарисом,в которых митр. Петр преподносился крайне неприглядно. Этого вопроса я, даст Бог,коснусь в следующей статье.
218. павел тихомиров : nаtаlie
2010-06-01 в 16:50

что же касается митроп. Петра,так я ведь и не говорил,что он - скрытый униат (хотя есть и такое мнение). Слова прот. Георгия ясно излагают ту мысль, что опаснее всего было в киевлянах то, что они были носителями и проводниками духа латинства (о котором мы так и не поговорили ;-). Иначе и быть не могло. Это прямо утверждает о. В. Асмус в апологетической статье. Это проговаривал Вадим и Владимiръ.
217. павел тихомиров : nаtаlie
2010-06-01 в 16:40

ув. Nаtаliе, благодарю Вас за добрые и искренние слова. Я не совсем корректно в самом тексте выразил основную идею: дело не в самом П. Могиле,а в том,как взвинченное расколом русское общество отреагировало бы на киевлян. Это могло привести к большой крови и в случае победы старообрядческой партии, привело бы к изоляции России. Петр,задвинув Церковь в угол, воспрепятствовал такому развитию
216. Владимiръ : для Громыко К.П
2010-06-01 в 16:02

Уважаемый Собеседник,,я понял Вашу мысль,о том,что без внутреннего благочестия внешние формы превращаются в фарисейство,и вполне разделяю Ваше мнение.
Но к сожалению у нас есть и другая крайность:есть такие "мудрецы",которые учат ,что внешнее,вообще не нужно,а главное "Бог в душе."
Я не сторонник кафтанов ,кичек,сарафанов,косовороток;но за то,чтобы женщина не имела штанов,или любой мужской одежды,за то,чтобы мужчина не брил бороды и не выглядел женоподобно,уподобляясь латыням.
Насчет соборности, догматов,канонов,неукоснительного выполнения богослужебного устава,иконописи ,единогласия в пении-я уже говорил,что все перечисленное необходимо и естественно,а отсутвие перечисленного противоестественно.
Осталось только добавить,что как душа больши тела,так и внутреннее больше внешнего.Но каждый из нас,когда питает,греет,одевает свое тело одновременно заботится и о своей душе,так как душа живет и связана с телом.
Точно так же и здесь ,внешние формы благочестия связаны с внутренним обустройством Церкви,но заботясь о внешним мы заботимся и о внутренним,всегда помня ,что главное для каждого из нас принести Господу плод духовный:любы,мир,веру ,радость ,кротость ,воздержание,смирение,терпение и все христианские добродетели.
Я думаю, уважаемый Собеседник мы в конце полностью сошлись во мнениях.
215. Natalie : Re: Павел Тихомиров
2010-06-01 в 15:37

"если не будет выработана традиция осмысления русских побед и трагических периодов,коими история полна, то либерастам будет несложно продвигать свою тему о беспросветности прошлого нашей с Вами Родины."

Ошибка находится в самом посыле, уважаемый Павел. "Традиция осмысления русских побед и трагических периодов" в России была и есть и будет. Ее НЕ НАДО изобретать заново. Сама попытка в НАШЕ время раздрая и "оскудения преподобного" вырабатывать новые ТРАДИЦИИ - обречена на провал. Да еще и вреда вполне способна наделать.

Простите мне замечание личного свойства, но то, что Вы занялись таким делом, свидетельствует о , как это нынче называется, закомплексованности. Вам обидно, что в истории России было так много боли, сломов, бед. Вам хочется путем акробатического изгиба увидеть в зле добро, в сломе - залог спасения. Да еще кому-то это "доказать". Простите еще раз, что я занимаюсь толкованием Ваших мотивов. Но только потому, что они мне кажутся ... неверными, неполезными.

Между тем, история Россия полна ТАКОГО величия, таких подвигов, такого несравненного стояния в правде и истине, что все это совершенно не нужно. Грубо говоря, вместо того, чтобы предоставить либерастам, украинским националистам и пр. несчастным болеть самим, Вы начинаете доказывать им, что Вы - не верблюд. Зачем?!! Пусть они брешут дальше, что Вам до того? Зачем правда должна унижаться перед бредом?

Я уже говорила, что Вы "завелись" с украинскими националистами и пытаетесь биться с ними на их же поле. Теперь выясняется, что Вы эту нелепую попытку вообще делаете глобальной. Это неразумно и никому не нужно.

Россия имеет величайшую историю в мире, Россия дала Богу столько святых, сколько остальные страны мира вместе взятые не дали. Чего Вы смущаетесь? Либерасты и пр. - это бред, ветром носимый. Не надо ничего выдумать для споров с ними. Надо с достоинством и спокойствием посылать их подалее. И они, на самом деле, ничего не смогут сделать, будут только вопить. Но это не новость. Рано или поздно останется от всех их построений один дым..

Нам же надо ВЕРУ иметь. Надо понимать, что не век лжецам лгать, что Правда имеет силу от Бога. А такие изобретательства "традиций" обнажают как раз скудость веры. Не стоит этим заниматься.
214. Провинциал : Re: Русская Церковь между Петром Великим и Петром Могилой
2010-06-01 в 13:30

211. Анна: "Хороши же будут решения собора кричащих неофитов и богословствующих дамочек!"

- Не забывайте, уважаемая Анна, что Церковь наша не только Апостольская, но и Соборная. И, слава Богу, не из одних неофитов состоит. Если Ваши слова относятся к последнему "Поместному", то понимаю про неофитов и дамочек. Но кричащим он, насколько помню, не был. Но почему бы не быть кричащим? Когда избирали Романовых на царство кричали много и долго.
И что неофиты? Кого приходы и епархии выдвинут - тот и будет на Соборе, значит, уважают. Если, конечно, действительно избирают достойных.
А так - будет, как было, доверимся Политбюро. А мы все - "одобрямс-с!". Так вот одобряли, например, в приходах новый Устав. Никто не читал даже, но одобрили!
Мне не привыкать, большую часть жизни при Советах прожил.
А если не доверяете Собору, то и вывод: не должно быть никаких значительных изменений и реформ. До того момента, как "созреем" для Собора. Иначе - "Никон-II", старостильники второй, третьей и пр. волн. Хотя кому-то этого хочется. Тем же фролерам-малерам. Но они все равно будут посрамлены.
213. Громыко К.П. : 207. Владимiръ
2010-06-01 в 12:57

Дорогой Владимiръ! Вы очень верно в целом написали - вообще я по всему видно, единомысленн с Вами. Но вот позвольте придраться к одной Вашей фразе, вернее, попытаться уточнить ее...
"не проще ли каждому из нас,кто понял ,то что мы потеряли древлее благочестие, мало по малу проповедовать его свом друзьям и близким и дальним,самим приобщаться к невидимому граду Китежу ,из которого мы вышли,интересоваться иконописью,которая была на Руси,единогласным пением,уставным богослужением, изучением канонического строя ,читая"Кормчию",соборностью и всем укладом древлерусской церковной и бытовой жизни".
Меня всегда настораживает, когда научение других выдвигают на первый план, а «приобщение самому ко граду Китежу» (красиво, но аскетически туманно!) – ставят где-то там, позади. Есть опасность незаметного сползания во внешние формы благочестия, которые одни не способны сохранить его живым. Никакие рассказы товарищам не спасут, если в основе не будет лежать великая православная покаянная, аскетическая духовная дисциплина, которая ныне пришла в страшный упадок. Давно уже народ как должное воспринимает чудовищные высказывания типа: «это для монахов», а это – для мирян, пренебрегая тем, что Евангелие написано ДЛЯ ВСЕХ. Оговорюсь, что я не имею в виду никоим образом различие духовных ступеней, на лествице, на которой находится человек. Разумеется – одному еще работать много лет за Лию, а другой уже недалеко от Рахили. У тех разные уставы. Чтение и т.п. Но это о ступенях, а не о сущности и природе спасения по Евангелию.
Об опасности этой телеги научения древним формам, выдвинутой впереди лошади очищения, я, к сожалению, много слышал и сам видел, когда всей общине нашили древлечестные сарафаны, научили службе по старому чину, а отношения в общине безобразные: днем с огнем не сыщешь подлинно смирившегося человека. Только тронь эту благолепную внешность, копни это Китеж внутри – и вспышку неусмиренных страстей. Прежние наставники, как в монашестве, так и в миру, прежде всего устраняли от новоначальных поводы для продолжения мирского порода самоутверждения, помогали встать ему на путь не внешнего, но глубинного самоотречения от своих мнимых добродетелей и достоинств. Такой была святоотческая аскетика. Ныне отроков ставят духовными князями, не понимая, какое разрушение душ они будут творить: не только других людей, но и свою собственную погибель. Раньше говорили: кто тебя поставил на свщницу учить других? А теперь сам патриарх глаголет, что пусть молодежь учит, даже если сами не стяжали совершенства. А тут еще и игры в древлеблагочестие. Научить бы искреннему приятию мысли, что начало пути – в скромности, незаметности, послушании… Опять оговорюсь, а то тут сразу к слову прицепятся – я ничего не абсолютизирую, есть исключения, но суть пути одна крестораспятие самости, а не переодевание в сарафаны 16 века.
212. Лебедевъ : Ушакову-Шахматову-Крестиконолекову
2010-06-01 в 11:33

На "срочной" в 80-х служил - помнится такая поговорка ходила: что деревня без дурака, то и армия без замполита. Вы, часом, не в заместителях командира по политической части публицистического опыта набирались?
211. Анна : Собор кричащих
2010-06-01 в 11:13

"А все изменения в церковной жизни должны проходить соборно..." пост 210

Хороши же будут решения собора кричащих неофитов и богословствующих дамочек!
210. Провинциал : Re: Русская Церковь между Петром Великим и Петром Могилой
2010-06-01 в 10:42

199. Лебедевъ: "Реформы тогда были лишь предлогом, и смута возникает там, где законы ставят выше любви."

- Реформа реформе рознь. Церковных реформ быть не должно, если само исповедание в Церкви благодатное и каноническое. Религиозные войны самые кровавые и непримиримые. И тот, кто решается на какую-либо реформу берет на себя огромный груз ответственности.
Бунты и восстания, не имеющие под собой религиозной почвы, не имеют столь страшных последствий. Ибо религиозный человек воюет за истину, а не за корысть. Попробуйте доказать ему, что он верил "неправильно", а учителя его были ложные. Староверы готовы были сгореть с семьями. За веру, за Господа! Никоновская реформа должна быть в памяти наших иерархов.
А судить, кто прав и кто виноват необходимо по двум причинам:
- для реабилитации тех, кто остался верен своей вере, если она была истинной;
- для примирения и канонического и евхаристического воссоединения.
Чем "отметились потомки" разбирать бессмысленно, ибо, повторю, пастыри старообрядцев были или уничтожены, или рассеяны. И винить разбежавшихся овец за отсутствие пастыря негоже. Тем более, что многие потомки старообрядцев дали России великих людей.
Сравнивать церковных деятелей с Лениным - недостойно, как и объяснять все процессы "классовой борьбой" и "накалами эпохи". Это более на исторический материализм походит. Проходили. Более стоит смотреть на Промысел Божий и грехи людские.
Законы же выше любви в любом государстве. Покажите, где и когда было иначе? Наш Царь Николай-II пытался действовать по любви, но заставить работать по законам любви всю государственную машину никому из людей не под вилу. В этом мире.
А все изменения в церковной жизни должны проходить соборно (но не так, как при последнем поместном).

203. Агапит: "Кого Вы имеете в виду кроме единоверцев, которые являют собой униональный проект?"

- Я имею в виду тех старообрядцев, которые признали главенство Патриарха и находятся в евхаристическом общении, но в своей вере (обряде).
209. павел тихомиров : владимiру
2010-06-01 в 09:30

ув. Владимiръ, если не будет выработана традиция осмысления русских побед и трагических периодов,коими история полна, то либерастам будет несложно продвигать свою тему о беспросветности прошлого нашей с Вами Родины. Как раз психологичесл мне ближе всего в той ситуации староверы. Но Господь судил иначе.
208. Агапит : 207. Владимiръ
2010-06-01 в 07:40

Спаси Христос!
Вот примерно это и делает на своём приходе на Берсеневке о. игумен Кирилл Сахаров.
207. Владимiръ : для Агапита
2010-05-31 в 23:08

Возлюбленый Агапит, как мы все любим мечтать и придумывать,вот и Вы выдвинули такое преположение про матрицу, а не проще ли каждому из нас,кто понял ,то что мы потеряли древлее благочестие, мало по малу проповедовать его свом друзьям и близким и дальним,самим приобщаться к невидимому граду Китежу ,из которого мы вышли,интересоваться иконописью,которая была на Руси,единогласным пением,уставным богослужением, изучением канонического строя ,читая"Кормчию",соборностью и всем укладом древлерусской церковной и бытовой жизни. Вы же видите, что сейчас нас хотят затянуть или в экуменизм или обновленчество,или воспитать в нас равнодушие к судьбе Церкви и Отечества, дескать там разберутся архиереи, а там правители - самый,что ни есть антихристианский подход,такому никогда Христос не учил,чтобы не обращать внимание на грехи других."Видишь грех брата твоего,иди и обличи брата твоего ", - так учит нас Спаситель.
206. Владимiръ : для Павела Тихомирова
2010-05-31 в 22:42

Уважаемый Павел,я понимаю ,что Вы испытаваете определённое душевное расположение к Петру 1,как к сильному правителю и руководителю страны,но дорогой друг,если каждый из нас будет рисовать историю на наших фантазиях и предположениях,то один скажет,что пришли бы китайцы и нас съели,а другой придумает,что Россия была бы от мыса Доброй Надежды до Гренладии и.т.д. и кто из них будет прав,каждый найдет какие-нибудь аргументы.Мне думается,что во всём должна быть мера,да и зачем нам рисовать картину несостоявшихся истории и мира,то что произошло ,почему был так ,а не иначе известно лишь одному Богу,Его промысел нам порой непостижим и недоступен.Я бы и Вам не советовал такими вещами увлекаться и заниматься,думается мне ,что они не очень полезны для души.
205. А.В.Шахматов : НАДО ЖЕ ЛЯПНУТЬ ТАКОЕ...
2010-05-31 в 20:46

Павлу Тихомирову,Вы не глупый человек, но такое ляпнули -" ...если Петр бы не победил, то Россия превратилась в Арминию,в орбиту Польши..."
204. А.В.Шахматов : ЛЕНБЕДЕВ ЖАЖДЕТ КРОВИ...
2010-05-31 в 20:39

Ответ на статью Сергея Фомина есть в статье "Современный Питирим" П.Шахматова, в Интернете, уважаемая Редакция, будьте добры, разместите, спасибо.
203. Агапит : 188. Провинциал
2010-05-31 в 20:31

И ныне существуют старообрядцы, находящиеся в общении с РПЦ и признанные РПЦ, как равноблагодатные.
-----------------------------------------
Кого Вы имеете в виду кроме единоверцев, которые являют собой униональный проект?
202. Агапит : 186. Владимiръ : для Агапита
2010-05-31 в 20:27

Вы спросили нужно ли древлее благочестие?
Да обязательно нужно,но к сожалению наши иерархи в большинстве своем вышли из обновленчества и просто не понимают этого.



Cогласен с Вами, Владимiръ, ведь "древлее благочестие", оно подразумевает не только эстетику обряда, но и прежде всего канонический церковный строй, развитое соборное начало в Церкви. Вон, митрополиту Корнилию их Собор запретил лобызаться с "никонианским" духовенством, а дозволил только обмен рукопожатием. Хошь-нихошь, а выполняй, будь любезен.
Когда Поместный Собор 1917-18гг. провёл демократические преобразования, то староверы сказали: "ваши новины-наша старина!" И вот на ЭТО наши латиномудрствующие иерархи добровольно не пойдут никогда.
И всё же мне дорого современное единоверие (а в РПЦ(З) есть даже единоверческий архиерей, недавно почивший) как островок хотя бы обрядового канонического благочестия в море агрессивного неообновленчества и экуменизма. Кто знает, ЧЕМ суждено будет стать единоверчеству? Может, той матрицей, которая сгруппирует здоровые силы в Церкви и...?
201. павел тихомиров : владимiру
2010-05-31 в 19:17

в результате которой победили бы старообрядцы. Древний чин был бы абсолютизирован. Россия превратилась бы в Армению. Украина - вернулась бы в орбиту Польши. Но,благодаря Петру I,всего этого не произошло.
200. павел тихомиров : владимiру
2010-05-31 в 19:12

говоря об опасности латинства,я ведь не говорил о том,что результатом их экспансии стало бы обращение Москвы во Львов. Этого бы не произошло. А произошло бы отторжение птенцов П. Могилы и классическая религиозная война.
199. Лебедевъ : Провинциалу -188
2010-05-31 в 19:11

«Для них (тех, при п.Никоне) оставшиеся никонианцы - такие же раскольники»,- знаете, разбирать у кого было тогда больше догматических ошибок дело неблагодарное и будет отдавать фарисейством – все были хороши. Повторюсь и здесь: цыплят по осени считают. Поэтому гораздо плодотворнее разобрать, чем отметились после в истории потомки тех и других. Счет здесь будет явно не в пользу представителей «древнего благочестия».
К нижеприведённому источнику рекомендую ещё: http://www.rv.ru/content.php3?id=5983
Спрашиваете: «Какой смысл тогда реформам, принесшей столько бед на Руси?»,- и опять будете искать не там. Так же можно поставить вопрос: не будь этого Ленина, всё было бы по другому. «Лениных», как и реформы выносит на поверхность социальный накал эпохи (простите за пафосность). Не взорвись общество от реформ церковных, вспыхнули бы по какой-нибудь иной причине. Реформы тогда были лишь предлогом, и смута возникает там, где законы ставят выше любви.
198. павел тихомиров : владимiру
2010-05-31 в 19:06

ув. Владимiръ,то,что латиномудрствующие иерархи не смогли добиться власти говорит не об отсутствии у них амбиций,а о невозможности реализации,учитывая прочность власти Петра I
197. Артур : 194. Natalie :
2010-05-31 в 14:20

Гипотеза и есть гипотеза, дорогая Наташа :))
196. А.В.Шахматов : ..
2010-05-31 в 14:10

Провинциал,<...> Церковь-это и есть народ,а не личное заведение.
195. А.В.Шахматов : ТАК И НЕ ДОШЛО...
2010-05-31 в 14:06

Провинциал,у вас не доходит,наверно придётся встретиться глаз на глаз! Надеюсь, что вы от страха не матанёте за бугор?
194. Natalie : Re: Артур
2010-05-31 в 13:57

Дорогой Артур, в споре рождается истина. Но только в случае, если спор по делу, и участники ищут истину, а не защищают точку зрения, которая им почему-то полюбилась.

"Автор, как мне думается, видит те процессы, которые имели место в Западной Руси в тот период, вполне объективными. "

Мне так не показалось. В статье не дан ни обзор, ни анализ этих процессов. Статья вообще построена непропорционально: известным упрекам Петру I уделено гораздо больше места, чем как раз основному пункту - "угрозе криптокатолцизма" для Русской Церкви. О последней сказано в паре самых общих предложений. Но вывод делается глобальный - угроза была тотальная, Петр "спас" от нее Церковь.

"Автор, как мне кажется, более говорит о криптокатолицизме, нежели о криптокатолике П.Могиле."

Но ведь автор именно делает упор на Петра Могилу - как выразителя и "отца" т.н. "криптокатолицизма". Цитата: "В этой ситуации ничто не могло воспрепятствовать торжеству криптокатолицизма киевского митрополита Петра."

Владимир дал картину общего состояния Русской Церкви на тот период. Из которй явствует, что некоторые элементы тогдашнего внешнего латинского влияния не только не исчезли, но утвердились при царе Петре.
Свт. Макарий Булгаков дал высокую оценку деятельности Петра Могилы на благо Православной Церкви. Преподобный Амвросий Оптинский рекомендовал его "Исповедание Православной веры" как пособие для всех православных. А сейчас, задним числом, его пытаются представить криптокатоликом... Где здесь объективностъ?

А я как раз обеими руками за объективность и здравый подход.
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора
 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме