Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Шадринский государственный педагогический институт: 70 лет в строю

Людмила  Пономарева, Русская народная линия

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 24.05.2010


Выступление на II Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских чтениях …

Правительство Курганской области, Курганская и Шадринская Епархия Русской Православной Церкви, Администрация г.Шадринска, Уральский институт бизнеса им. И.А.Ильина, Шадринский государственный педагогический институт провели II Всероссийские Ильинские молодежные научно-богословские чтения «Духовно-нравственный путь развития России и молодежь». Чтения были посвящены осмыслению процессов духовного и социального самоопределения подрастающего поколения в контексте творческого наследия Ивана Александровича Ильина и реалий современного российского общества. Материалы предназначены для широкого круга читателей. Материалы чтений посвящены 65-летию Победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Начинаем публикация материалов Ильинских чтений.

 Наш вуз - старейший в Зауралье, но дело не только в возрасте как таковом - согласимся, что продолжительность жизни сама по себе ещё не даёт каких-то особых привилегий и прав. Каково вообще место и роль провинциального вуза в жизни нашей области и её жителей, говоря шире, в жизни народа и России? Первая особенность, которая сразу обратит на себя внимание - близость к жизни сельского населения и малых городов, глубокая органичная включённость в повседневный бытовой уклад русской провинции. Педагогический вуз в силу своей природы оказывает ощутимое влияние на состояние социума, ведь заботы о воспитании новых поколений, моральном состоянии общества естественны для учителя. Миссия ШГПИ не сводится к подготовке специалистов-профессионалов, хотя это - весьма немаловажный аспект нашей деятельности, и здесь есть чем гордиться. На наш взгляд, эта миссия должна быть связана, ни много ни мало - с формированием нового облика высшего профессионального образования России.

Представление о русской национальной модели высшего образования не утвердилось ещё в общественном сознании как нечто очевидное, однако некоторые её черты могут быть обозначены. Среди них - ориентация на традиции русской педагогической и философской мысли, опора на историческое наследие предков. Универсальность высшего учебного заведения как носителя традиции интеллектуальной мысли, хранителя национальных духовных ценностей особенно остро востребована в ситуации, когда другие общественные институты отсутствуют или слабо выражены.

Юбилейный для института год совпал с кризисными событиями, потрясшими наш глобализованный и взаимозависимый мир, не осталась в стороне и область образовательных ресурсов. Вместе мы должны достойно пережить нелёгкие времена, не утратить потенциал развития, чтобы выйти из кризиса жизнеспособными и готовыми к новому росту.

В сложные годы трансформации общественно-политического уклада, социальных и экономических потрясений ШГПИ сумел не только не утратить значительной части своего потенциала, но и выйти на траекторию устойчивого развития. За последние годы материальная база института практически удвоилась. Разработана и внедряется в жизнь обширная программа строительства и реконструкции. Реконструируется под учебный корпус переданное вузу здание бывшего военного общежития, построены новый гараж и автостоянка.

Ориентация на потребности региона и на достижение высоких показателей качества и эффективности образования составляют приоритеты политики вуза. Наряду с педагогическими в последнее время вуз ведёт обучение и по ряду непедагогических специальностей: журналистика, менеджмент организации, социально-культурный сервис и туризм, психология, перевод и переводоведение. теория и методика обучения иностранным языкам и культурам, прикладная информатика (в образовании, в экономике), программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, математическое обеспечение и администрирование информационных систем, домоведение, дизайн, социальная работа, декоративно-прикладное искусство, искусство интерьера. Сегодня в стенах вуза обучается около семи тысяч студентов. Активно развивается заочное обучение. Численность работников 638. Из них ППС 289 (штатных), в т.ч 11 докторов, 136 кандидатов наук. Кроме того внешних совместителей 99, в т.ч. 63 доктора, 36 кандидатов наук.

Руководство института, весь коллектив предпринимают значительные усилия по повышению эффективности учебного процесса, внедрению инновационных технологий обучения и оценки знаний. Компьютерное тестирование, рейтинговая система оценки знаний, широкое использование компьютеров нового поколения в учебном процессе (в строю находится почти семьсот компьютеров), доступность электронных баз данных и быстрый выход в Интернет - вот далеко не полный перечень примет нового. За последние годы преобразилась библиотека: превратилась в серьезное научно-информационное подразделение вуза. Библиотека Шадринского государственного педагогического института - самая крупная в г. Шадринске, одна из старейших библиотек Зауралья, обладающая богатым универсальным фондом объемом 463911 экземпляров документов. Библиотечный фонд состоит из различных видов отечественных и зарубежных изданий (научной, учебной, художественной литературы), неопубликованных, аудиовизуальных и электронных документов. В состав библиотечного фонда входит фонд редких книг, состоящий из изданий XVII-XIX вв. по различным отраслям знаний (около 4000 экземпляров). Интенсивно развивается научная жизнь. Ежегодно ШГПИ проводит по нескольку научных конференций, среди них - международные, издаются «Ученые записки».

Действуют научные школы, многие из которых достигли признания в своих областях. По 10 научным специальностям ведется подготовка в аспирантуре, успешно защищаются диссертации по теории и методике профессионального образования, общей педагогике, теории и методике дошкольного образования, педагогической психологии, теории и методике обучения и воспитания. Каждый год профессорско-преподавательский состав вуза пополняется новыми квалифицированными кадрами. Всего за 2002- 2009 годы защищены 9 докторских, 76 кандидатских диссертаций.

ШГПИ стоял у истоков возрождения педотрядовского движения в стране: еще в 1998 г. был создан студенческий педагогический отряд «Альтаир», который является теперь гордостью вуза. Сегодня студенты-вожатые из ШГПИ работают в 18 детских оздоровительных лагерях, при этом охвачена география всю страны: от всероссийского детского центра «Океан» на Дальнем Востоке до ВДЦ «Орленок» на Черном море, включая Курганскую и Тюменскую области. Педотряд получил широкое профессиональное и общественное признание: на всероссийских слетах педагогических отрядов в г. Москве в апреле 2003 и феврале 2004 гг., в сентябре 2004 на Встрече организаторов отдыха детей и молодежи в Анапе. В феврале 2005 на Российском слете педагогических отрядов в Казани, в марте 2006 на Всероссийской научно-практической конференции педагогических отрядов в Челябинске. Четыре года подряд «Альтаир» получает признание в качестве лучшего педотряда Курганской области.

ШГПИ - центр культуры и просвещения в Зауралье. Особенностями социально-демографической ситуации в Курганской области являются наличие довольно значительной доли сельского населения, чья жизнь проходит вдали от центров культуры и цивилизации. В этой ситуации вуз выступает не только с узкой функцией подготовки специалистов, но и с миссией культурно-просветительского характера. Решается задача социализации сельской молодежи. Огромное большинство жителей Зауралья, обладая низкими доходами, не имеет возможности выезжать для получения образования в крупные вузовские центры соседних регионов. Роль ШГПИ в обеспечении доступа этих людей к одному из ценнейших благ современной цивилизации является ведущей. Институт располагает научно-творческим потенциалом, открывающим возможности духовного развития и обогащения для сельских юношей и девушек, приходящих в его стены.

Условия педагогического труда в сельской местности, особенно в малокомплектной школе, которых немало в Зауралье, имеют существенные отличия и требуют специальной подготовки. Учитель в этой школе должен обладать определенным комплексом профессионально-педагогических и человеческих навыков и качеств, получить и выработать которые можно только при условии целенаправленной и последовательной работы. Ориентация на подготовку такого специалиста составляет региональную особенность профессионального образования в ШГПИ.

Людмила Ивановна Пономарева, ректор Шадринского государственного педагогического института, профессор, кандидат педагогических наук

Артур Русланович Дзиов, первый проректор Шадринского государственного педагогического института, доцент, кандидат филологических наук



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме