С 4 по 8 мая в рамках Межрегиональной программы «Александр Невский - имя России» прошла V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства «Александр Невский - знамя наших побед», посвященная 770-летию победы в Невской битве 1240 года.
Счастлив тот, чьи слова достигают ушей слушателей.
Климент Александрийский
Кризисные ситуации, в которые все чаще попадают многие страны современной цивилизации, имеют много аспектов. Допускаю, что одним из важных структурных элементов системы, оказывающим негативное воздействие на социально-экономические процессы, является кризис мировой экономической мысли. Формирование социально эффективной экономики в преобладающем большинстве стран мира требует изменения базовых основ экономического дискурса. Смысл этого пересмотра в том, чтобы общество перешло к системе с теми нравственными задачами, которые человечество призвано решать с самого своего возникновения. А это конкретное евангельское поучение: «возлюби ближнего своего как самого себя»[1]. Следует заметить, что современное российское общество, даже искренне пытаясь вернуться к своим нравственным истокам, имеет о них, в том числе и о Православии, весьма смутное представление.
Христианство, вот уже более 2000 лет зовущее покинуть эту временную жизнь, сделавшее своим жизненным идеалом аскезу, бытие принципиально а-экономическое, тем не менее не просто сосуществует с этим миром во всех его проявлениях (экономическом, социально-политическом, гражданском и др.), но и успешно развивается, позиционируя себя не только как религиозную, но и как социально-хозяйственную систему, создающую альтернативу привычным ценностям мира земного.
Безбрежное богословское наследие затрагивает различные аспекты экономической жизни общества: предназначение труда, оправдание или отрицание собственности, смысл и направленность хозяйственной деятельности, эффективность хозяйства, богатство и бедность и др.
Основы понимания труда закладывает уже Ветхий Завет «вопреки довольно обычному предрассудку, что труд есть следствие грехопадения»[2]. Начало книги Бытия определяет существо труда. Во-первых. Целенаправленный труд имманентен человеку изначально уже потому, что одна из ему Богоданных целей - обрабатывать рай. Господь поселил человека «в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2,15). Труд этот, можно полагать, не был ориентирован на продукт труда, а был ценен сам по себе как процесс, как труд ради труда, а не ради производства продукта. В раю продукт труда уже присутствовал в готовом виде. «И произрастил Господь Бог на земле всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи» (Быт.2,8-9). Человек как образ и подобие Бога был ориентирован только на сотворчество Богу. Во-вторых, грехопадение и изгнание человека из рая влекут за собой изменение качества и условий труда: труд осуществляется с определенными трудностями и усилиями «в поте лица твоего» (Быт.3,19). Хозяйственная деятельность становится ежедневным процессом. «Когда человек оторвался от Бога, потерял способность жить только Божиим словом, Бог ему дает возможность и задачу: возможность существовать тем, что он будет получать некоторую долю своей жизни от плодов земли, и задачу возделывать эту землю. Без этого он умрет. Человек как бы вкоренен и в Бога, которого он не потерял до конца, и в землю, в которую погрузился корнями, чего ему делать не следовало»[3]. Труд рассматривается как экзистенциальная необходимость, как фон, на котором решается основная задача христиан - поиск встречи с Богом. «Ищите прежде Царствия Божия и правды его» (Мф.6,33).
В рамках естественности процесс труда остается лишь до того времени, пока в него не проникает элемент греха. Экономика становится самоцелью, самодовлеющей системой, в которой уже человек не воспринимает хозяйственную деятельность как способ получения части своего бытия из земли, а начинает считать, что для него достаточно «питаться только этой землей», что небо больше ему не нужно, что его дело - материальное дело3. Именно поэтому, основываясь на Христовых словах, обращенных к Марфе и Марии (Лк.10,38-42) Церковь «предостерегает от фетишизации труда» в любом его проявлении[4]. Экономика, опутываемая сетями греха, забывает духовную истину: «Богу не нужно твое дело, ему нужно твое сердце, Бог дожидается гармонии и единства между тобой и им»3.
Евангельское понимание труда, хозяйственной деятельности может сформулировано в следующих тезисах[5]:
1.Основная цель христианина в земной его жизни - попечение о спасении души, о стяжании «пути, истины и жизни» вечной. Труд как способ добывания хлеба насущного характерен только для «мира сего». Но коль скоро этот мир конечен, имеет свой закономерный финал и экономика. Собственно, поэтому чисто хозяйственные проблемы специально - в плане изложения законченной концепции - в Евангелии не изложены. Христианская точка зрения выражена в оценке с позиций общественной телеологии. Все рассматривается с точки зрения праведности или неправедности.
2.Хозяйственный процесс- явление вполне нормативное, но он должен подчиняться определенным законам, чтобы не стать препятствием к спасению души. Одним из основных законов является необходимость общественной полезности хозяйственной деятельности. Непроизводительное использование богатства, нацеленность только на личное потребление, роскошь, вообще всякий экономический детерминизм в поведении однозначно осуждаются. Еще один закон-праведность источников собственности: богатство трудовое, не основанное на присвоении чужой собственности, в принципе неосуждаемо. Третий из основных законов - благотворительность и как одно из основных условий спасения души вообще и богатых в особенности.
Там, где человеческое сопрягается с Божьим, рациональное с иррациональным, не может быть места для прямого и однозначного восприятия событий. Любая оценка может начать формироваться только тогда, когда в видимом мы попытаемся узреть невидимого Бога. Но даже и узрев, даже и обратившись к Нему, мы непременно должны помнить: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи! Войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7,21).
Список использованной литературы:
1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета.- Свято -Успенская Почаевская Лавра, 2001.
2. Словарь библейского богословия, s.v.труд.
3. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Труды. М.: Практика, 2002.
4. Михаил (Мудъюгин). Введение в основное богословие. М.: Общедоступ.православн. ун -т., 1995.
5. Симонов В.В. (игумен Филипп). Церковь - общество - хозяйство. М.: Наука, 2005.
[1] Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета.- Свято –Успенская Почаевская Лавра, 2001.
[2] Словарь библейского богословия, s.v.труд (стлб1175)
[3] Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Труды. М.: Практика, 2002 c.375,352,339
[4] Михаил (Мудъюгин). Введение в основное богословие. М.: Общедоступ .православн. ун –т., 1995, с.208
[5] Симонов В.В. (игумен Филипп). Церковь – общество – хозяйство. М.: Наука, 2005, с.52-54