С 4 по 8 мая в рамках Межрегиональной программы «Александр Невский - имя России» прошла V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства «Александр Невский - знамя наших побед», посвященная 770-летию победы в Невской битве 1240 года.
Признавая наиболее широко распространенный биопсихосоциальный (интегративный) подход к пониманию самоубийства, многие исследователи делают акцент на социально-психологические факторы в развитии суицидального поведения. Это обосновано тем, что за последние 20 лет на территории бывшего СССР произошли не только глобальные общественно-политические изменения, но и изменились морально-нравственные устои общества. Пришедшая к нам западная культура стала проповедовать приоритет материальных благ, выраженный индивидуализм, всемогущество человеческого разума. Это привело к ослаблению межличностных связей, созданию иллюзии защищенности и управляемости в мире, усилению психологической изоляции. Особенно ярко эти негативные тенденции проявляется в суицидальном поведении, при котором нарушаются следующие морально-нравственные нормы:
1. Человеческая жизнь как наиболее важная ценность.
2. Человек не вправе распоряжаться собственной жизнью, а самоубийство является протестом против социальных норм и высшей воли (воли Бога).
3. Терпимость и любовь к ближнему.
В Республике Беларусь наиболее актуально данная проблема проявляется в Витебской области. За 2008 год область имела самый высокий в республике уровень смертей от травм, отравлений и других несчастных случаев, случайных утоплений, случайных отравлений алкоголем. Если же брать уровень непосредственно самоубийств, то в целом за период с 1990 по 2008 год уровень суицидальной смертности в области на 30-50 % превышал среднереспубликанские показатели.
Для изучения данной проблемы нами был проведен бесповторный анонимный социологический опрос населения, в котором приняло участие 1729 человек.
Внутренние проекции на суицид. Мы изучили проекцию респондентов на суицид. В ней было предложено продолжить предложение «С вашей точки зрения самоубийство - это...». 10,2 % респондентов считают суицид грехом и нравственным преступлением, 9,1% говорят о суициде как о проявлении слабости и неуважения к людям. В целом (более 40%) ответы выразили определенное отношения к суициду как на нерешенную личностную проблему, респонденты считают, что суицид это: глупость (11,2 %), причинение себе вреда (6,2 %), ненормальное состояние мозга (6,1%), уход от проблем (11,5 %) или выбор человека при одиночестве (5,4%). На основании этого, можно утверждать, что наше общество определяет понятие суицид сугубо индивидуалистично, как внутреннюю проблему отдельного человека, а понимание суицида с морально-нравственной точки зрения (как протест против Бога или общества) имеется только у 20 процентов респондентов.
Обстоятельства разрешающие прекратить жизнь. На вопрос анкеты «Какие обстоятельства, с Вашей точки зрения, дают человеку право распорядиться собственной жизнью, принять решение о ее прекращении?» только половина всех респондентов категорически выступили против возможности суицида. Это свидетельствует о том, что наше общество допускает суицидальное поведения в различных ситуациях. На первом месте разрешающих обстоятельств является неизлечимая болезнь (30,9 %). Это положение отображает мнение общества о недостаточно развитом уровне оказания медицинской и социально-бытовой помощи людям, имеющим неизлечимые болезни. Важно также отметить, что более 30 процентов респондентов значимыми причинами для прекращения жизни указали проблемы находящиеся в сфере психического благополучия (психические заболевания, душевный кризис, одиночество, смерть близких). Это свидетельствует о том, что не только физические страдания вызывают чувство безысходности у населения, но душевное неблагополучие и душевные страдания вызывают у людей страх и чувство тупика, из которого смерть является выходом.
Право человека на суицид. На ответ вопроса « Как вы считаете, если человек принял решение уйти из жизни, следует ли его останавливать, или это его право?» только 85,3 % опрошенных высказали мнение о том, что его следует остановить. Почти каждый шестой из опрошенных (14,7 %) занял позицию «моя хата с краю...» и самоустранился от данной социальной проблемы. Это свидетельствует о том, что уровень социальной сплоченности и ответственности за других членов общества недостаточный, и «современный» подход - «свои проблемы решай сам» здесь ярко проявляется.
Действия при суицидальном риске. При анализе вопроса анкеты («Если у ваших близких есть выраженное нежелание жить или риск, что они совершат самоубийство, в первую очередь вы обратитесь за помощью к..») было выявлено, что только одна пятая часть (19,2 %) будет решать проблему самостоятельно, а остальные будут решать ее с помощью других людей. На первом месте по актуальности обращений за помощью находятся специалисты, работающие в сфере психического здоровья (психологи, психиатры психотерапевты) - более 60 процентов. Полученные данные перекликаются с вышеприведенными данными о том, что суицидальные тенденции возникают у психически нездоровых людей и помочь им может только медицина. Почти 30 процентов респондентов будут активно подключать родственников. Это свидетельствует о чрезвычайной важности данной проблемы и желании самим контролировать ситуацию. К священнику будут обращаться 15,5 %, эти цифры отображают общественное мнение о реальных возможностях религиозных конфессий и о том, что есть возможность более активно работать в этом направлении.
Якушкин Николай Владимирович, заведующий медико-психологическим отделением УЗ «Витебский областной психоневрологический диспансер»,
Республика Беларусь