Была такая шуточка на «Русском Радио»... Пошловатая, однако, не без смысла. Смысл в том, что люди меняются. Порой, даже очень. Меняются в зависимости от разных обстоятельств, внутренних и внешних, от среды обитания. Меняются со временем. Правда, увы, не всегда в лучшую сторону.
Вспоминается май 1993 года... Среди гостей, приехавших в Оптину Пустынь на сороковой день после убийства троих монахов из братии монастыря (событие это тогда не было воспринято церковным обществом как значимое), оказался, если память не изменяет, только один человек в сане - тогда ещё не слишком известный, молодой дьякон Андрей Кураев. Он служил, говорил... Хорошо. Так, как, в общем-то, и должно говорить на могилах убитых за веру...
Но прошло время и вот - разительные перемены. В словах знаменитого миссионера о монашестве теперь - ёрничество, по преимуществу, притом - с почти непременным блудливым элементом. Повторять не хочется - противно (если все же интересует конкретика - можно обратиться хотя бы к книге В.Семенко «Как разрушают Церковь»). Да и о причинах происшедшей метаморфозы тоже можно лишь догадываться. Бог весть. То ли монахи ему чем-то досадили, то ли свои внутренние, так сказать, проблемы...
Отвечать хамством на хамство, конечно, не стоит. Но когда дело касается не только монахов, обязанных смиряться по определению, то уже как-то не до подбора корректных выражений. В силу определённых причин «дело» касается многих... Знакомый преподаватель МДА рассказывал, что и семинаристы, надо полагать, не растерявшие нравственного чувства и утомлённые бесконечными эскападами на сексуальные темы, демонстративно встают и покидают лекции своего «продвинутого» наставника...
У кого чего болит, тот, как известно, о том и распространяется... Впрочем, отцу протодьякону можно и посочувствовать, озабоченность его понятна. Мотаться по всему миру, где грязь и в глаза и в уши, и не запачкаться - довольно проблематично. Когда грязи много, когда она превращается в среду естественного обитания, то как грязь уже не воспринимается. Не отсюда ли сомнительные для профессора Духовной Академии заявления о том, что стать священником может и гомосексуалист, при одном, хочется верить, обязательном условии - если он активно не пристаёт к прихожанам и сослужащим клирикам. По логике вещей таковым может быть и блудник естественный, да и всякий может, кому нравиться на свою голову загребать горячие угли...
Никто не собирается обвинять о. Андрея в нарушении седьмой заповеди (в конце концов, нарушать или не нарушать - дело его: его совести и духовника, если таковой имеет место быть.). Достаточно и того, что он с её нарушителями солидарен. А это уже опасно. Причём по весьма простой причине: блудникам свойственно заблуждаться. В своё время отцы Церкви, отлучая их от Причастия на годы, опасность эту прекрасно сознавали. Они понимали, что блуд - это то, что душу выхолащивает, что делает её невосприимчивой к принятию Божьей благодати абсолютно; человек попросту теряет веру. А там, где нет веры, там Бог - уже не Святая Троица и не Господь Иисус Христос, а «Некто сверху», как угодно было выразиться автору нового учебника «Основ православной культуры». Странно, что термин этот принадлежит изобретателю «агрессивного миссионерства». Всё правильно, конечно, если понимать агрессивность как синоним политкорректности. Если соль потеряла силу, то суп, который ей заправляют, превращается в пресную безвкусную похлебку, которая к вечеру уже и прокиснет...
Миссионерство становится странным, когда первоочередное условие его - никого, в том числе и своих идеологических противников (конечно, если они ещё противники), не обидеть. Обижать приходится преимущественно «своих». Герой наш - персонаж публичный, но, к сожалению, не каждый знает, что немощи его, нередко выставляемые на всеобщее обозрение (как, например, в случае с непризнанием чудесного происхождения Благодатного огня), не есть официальная позиция Русской Православной Церкви. Речь, однако, не об о. Андрее Кураеве отдельно взятом. Спаси его Господи... Пожелание без всякой иронии, - хотя бы за его труды... Речь о том, что люди меняются. Был ведь когда-то и «ранний» Кураев, его талантливые книги, была «ранняя» Пугачёва с голосом... Оказывается, «медные трубы», становясь непреодолимым препятствием, способны произвести на свет разве что несусветную пошлость...
Люди меняются в зависимости от окружения. Сейчас как-то принято хвалить Патриарха и не очень лестно отзываться о тех, кто находится вблизи его. Но Святейшего окружают не только «неоднозначные» либералы. Рядом с ним множество вполне достойных людей. Рядом духовник - о. Илий - раб Божий. Причём отнюдь не только по факту формально декларируемой конфессиональной принадлежности - не потому только, что православные так себя называют. (Могу свидетельствовать ответственно, как человек, проживший с ним в одном монастыре почти четырнадцать лет.) А главное - молитвы многомиллионной всероссийской паствы. Дело не пустое, - разумеющий да разумеет...
Ну а «неразумеющие» по-прежнему активно продолжают обустраивать окружающую действительность (в том числе и церковную) по своим чисто земным понятиям. И тут - чем дальше в лес, тем больше дров. Их наломано уже такое количество, что церковные «партизаны», в этом «лесу» обосновавшиеся, рискуют оказаться и вовсе вне провозглашаемой ими как родной, православной среды обитания, полностью раствориться в окружающем безбожном пространстве. Чтобы окончательно не потерять лицо приходится имитировать некоторую сопротивляемость миру, но при этом как-то странно симпатизируя врагу, и явно недолюбливая своих «непродвинутых», «непроективных» собратьев. Публика эта любит щеголять своим возрастом, как правило, далеко не пенсионным, почему-то выставляя его как явное преимущество. Всё-таки должно пройти время, чтобы понять, что молодость, в том числе и собственная, - по многим параметрам - явление довольно-таки дурацкое...
Наши «новые православные» молодые и здоровые, однако, не всегда правильно рассчитывающие свои недюжинные силы, способны вместе с водой выплеснуть из корыта и младенца. Борясь с «заскорузлыми» и «замшелыми» традициями, очищая православие от «неважных и ненужных примесей», они уж как-то слишком легко теряют и саму веру, иногда совсем недавно приобретённую. Не без помощи старших «товарищей», конечно... Этим-то стыдно не знать, что традиции, пост, молитва - не «вода», а то существенно важное, что делает веру живой и трудной. Спасительной, что то же самое... Жизнь показывает: если от веры отнимается «неглавное», то очень скоро от неё не остаётся ничего...
Есть одна старая - времён Гражданской войны - фотография: танк с характерной надписью на броне - «Борец за светлое будущее тов. Ленин». Борцом он, конечно, был, только вот будущее, за которое боролся, оказалось не таким уж и светлым...
И православие становится призрачным, когда из виду упускается его суть - спасение души в вечности. Парадоксальным образом оно необходимо и тем, кто не понимает, что оно необходимо. И тем, кто считает себя уже спасённым. И молодым и старым, бедным и богатым, патриотам и космополитам, либералам и консерваторам. Здесь - в деле спасения - как раз и проявляется преимущество не самых умных и молодых, а верующих в Бога. Причём не в абстрактного «Некоего сверху», а в вполне конкретного Господа нашего Иисуса Христа. Тот, кто в роде сем прелюбодейном и грешном (Мк. 8:38) стыдится воспринимать и именовать Его именно таким образом, пусть почитает Евангелие. Там эта коллизия оговаривается абсолютно недвусмысленно.
У верующих есть счастье, не истребляемое никоим образом: возможность всегда, даже после тяжких падений, обращаться к своему Богу. Им не нужно измышлять путей переустройства и спасения мира. Ибо мир уже спасён. Уже достаточно давно - почти две тысячи лет назад. Важно только научиться пользоваться этим спасением, быть способным стать его причастником. А учиться есть у кого - слава Богу, количество имён в святцах со временем только увеличивается. Дальше начинается дело выбора. И он, к счастью, не всегда бывает ошибочным. Ведь люди меняются не только в худшую сторону...