itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Почему мы победили?

Новости Москвы 
0
1880
Время на чтение 13 минут

Главный смысл, главная цель празднования дня Победы в Великой Отечественной войне - это благодарение Богу, Христу Спасителю, за эту дарованную нам милость. Именно Он, Господь, даровал нам ее в ответ на молитвы Матери Божией, всех, кто просил Его об этом на небе и здесь, на земле.

Священник Николай БулгаковТак учил нас и великий наш полководец, генералиссимус А.В.Суворов: «Молись Богу - от Него победа!»

Лидия Сергеевна Запарина (1903-1996 гг.) в своих дневниковых записях, вошедших в ее книгу «Непридуманные рассказы», вспоминала:

«С первых же дней Великой Отечественной войны 1941-45 годов среди москвичей появилась такая молитва:

Господи Боже наш! Тебе вручаем мы в сию тяжелую годину судьбы наши и на Тебя возлагаем надежду нашу. Призри на нас с небесной высоты Своей. Простри нам Твою мощную благодеющую руку и изведи из глубины постигшего нас бедствия, дабы мы вечно прославляли Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

И затем псалом 120.» (Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю...)

Обратим внимание на слово «вечно» в этой молитве. Оно относится непосредственно к нам, живущим ныне - после тех, кто вымаливал Великую Победу в дни войны и кто за нас обещал Богу в случае дарования нам Победы благодарить Его за эту милость вечно.

В этой благодарности - и наша сопричастность Победе. Глядя на эту высоту, мы становимся лучше, становимся сильнее. Мы лучше понимаем, в какой стране живем, какой мы народ, какой ценой оплачена наша независимость, наше русское слово, о котором опять же и за нас писала в 1942 году Анна Андреевна Ахматова:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Родитель мой рассказывал, как думал в начале войны:

- Ясно, что убьют. А дальше - каждый день, как подарок. Ну, а те, кто останутся жить, будут наслаждаться плодами Победы.

Вот какое наследство мы имеем. Мы - дети и внуки Победы.

Да, Господь даровал нам Победу, как предсказал Митрополит Сергий (Страгородский) еще 22 июня 1941 года в своем послании «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви».

И какую Победу!

В благодарность Господу за победу над Наполеоном и нашествием дванадесяти язык в Москве был построен величественный Храм Христа Спасителя. Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, - было выбито на его стенах. И начало этого стиха из 113-го псалма стояло на медали в честь той победы.

А чем, каким храмом отблагодарили мы Господа, Царицу Небесную, всех русских святых за самую великую Победу в истории человечества - в Великой Отечественной войне?

Храм Христа Спасителя был разрушен богоборцами в 1931 году. Через десять лет грянула новая, еще более страшная Отечественная война. В 2000-м году от Рождества Христова Храм был восстановлен - словно напоминание о том, что и нам нужно быть благодарными Христу Спасителю за еще большую милость к нам, за еще более великую Победу.

Может быть, потому мы и растеряли многие завоевания Победы, может быть, потому и не завершился отвоеванный, безчисленными жертвами оплаченный, начатый во время войны поворот нашего народа, страны нашей к самой себе, к традиционному русскому государственному пути, что мы с самого начала не благодарили и не благодарим в полной мере Господа за эту Его милость.

Главным ударом по нашей Победе было так называемое «разоблачение культа личности Сталина», начатое Первым секретарем ЦК КПСС Н.С.Хрущёвым в 1956 году, которое склоняло наш народ ко греху неблагодарности по отношению к тому человеку, который возглавил защиту Отечества в роковой час его истории.

Если бы это «разоблачение» действительно сказало народу историческую правду! Но ведь оно увело нас от правды (в этом и была его главная цель) о репрессиях, начатых большевиками в 1917 году, о лютой борьбе созидательных и разрушительных сил в стране, а не одного «плохого человека» с «хорошей партией». Оно стремилось спасти коммунистическую идею и снять ответственность с тех, кто оставался у власти, создав фантастическую легенду о некоей демонической личности, от которой якобы исходило все зло в нашей истории.

«А как же Победа?» - спрашивал (и до сих пор спрашивает) наш народ.

«Победил не Сталин, а народ», - объясняли ему.

Да, народ совершил великий подвиг. Но он хорошо знает, что даже каждому взводу нужен командир, чтобы он успешно выполнял свои боевые задачи.

Когда стало официально запрещено говорить что-либо положительное о Верховном Главнокомандующем армии-победительницы, а потом и вовсе упоминать его имя, когда город-герой Сталинград, символ нашей воинской славы для всего мiра (в Париже до сих пор есть станция метро «Сталинград»), был переименован в безликий «Волгоград», то дальше уже можно было подвергать сомнению любую высокую правду о войне - и дойти, наконец, до возвеличивания в качестве «героя» предателя Власова.

То есть, перевернуть нравственные ориентиры.

Между тем, сами враги наши открыли этот секрет, почему мы победили: прежде всего, потому что выше были нравственно.

Дело не только в том, что безнравственным со стороны врага, захватническим был его поход на русскую землю, а наше дело было правое (поэтому ни о каком уравнивании «двух режимов», якобы на равных столкнувшихся в этой войне, не может быть и речи). Но и потому, что наш народ был тогда морально чище. Когда немцы освидетельствовали наших девушек, которых угнали на работу в Германию, то подавляющее большинство из них оказались девственницами. И они сделали вывод о том, что при такой нравственности русский народ непобедим.

Мы победили, потому что возлюбили свою Родину больше себя. Потому что народ понял, ясно почувствовал, что без Родины ему не жить. Потому что он совершил высоконравственный подвиг самоотверженности. Потому что патриотизм стал государственной, церковной и народной идеей в стране.

Мы победили, потому что народ наш был единым - как это и бывало не раз в нашей истории в грозный ее час, перед лицом смертельной опасности. Мы победили потому, что усилия всего нашего народа: духовные, военные, трудовые, хозяйственные, дипломатические, научные, культурные, - объединял «Богом поставленный на свой подвиг служения нашей Родине в эту годину испытаний» Верховный Главнокомандующий, как говорил о нем во время войны митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич). Потому что наш народ верил ему, уважал его, любил его, сердцем почувствовав, разумом убедившись, что главной целью всей жизни его была сильная, независимая наша держава, что и подтвердило во всей силе военное испытание. «Он любит Россию, он всю душу свою положил в войну», - говорила о нем святая блаженная Матрона Московская.

Мы победили, потому что молились. Потому что Православие соединилось с государственностью, потому что Церковь Православная стала занимать подобающее ей, традиционное место в нашей жизни - как ее основу, как скрепу. Мы победили потому, что воедино собрался молитвенный, воинский и трудовой подвиг нашего народа.

Молилась Церковь. Молился фронт. Молился тыл. В Москве молилась блаженная Матрона. Под Питером - преподобный Серафим Вырицкий.

Прихожанка нашего храма, ныне покойная Валентина Николаевна Фомичёва, которая во время Великой Отечественной войны и войны с Японией была санитаркой, вспоминала, что из операционной тазами выносили крестики, иконки, ладанки.

С самого начала войны в наших храмах служился «Молебен в нашествии супостатов».

Митрополит Вениамин (Федченков) писал в 1941 году, что Церковь наша «и в лице своего Первоиерарха, и в массе московского духовенства, и при огромном стечении народа горячо молилась... «о даровании победы русскому воинству». Молитвенный дух, по словам очевидцев, был «потрясающим»... А как сообщил мне Блаженнейший Патриарший Местоблюститель в телеграмме от 27 июня, в таких же молениях приняла участие вся Русская Церковь: «По всей стране служатся молебны». Везде «большой религиозный и патриотический подъем».

В храмах читалась особая молитва - составленная еще во время Отечественной войны 1812 года.

С благоговением вчитаемся в ее слова, которые горячо, можно сказать, кровью сердца возсылали к небесам в те дни смертельной опасности, нависшей над страной, наши благочестивые предки - и получили просимое:

Господи Боже сил, Боже спасения нашего, Боже, творяй чудеса един, призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя, и человеколюбно услыши и помилуй нас: се бо врази наши собрашася на ны, во еже погубити нас и разорити святыни наша. Ты же, вся ведый, веси, яко неправедно восташа на ны, и яко не возможем мы противостати множеству их, аще не Ты явиши помощь нам. Темже грешнии и недостойнии в покаянии со слезами молимся Ти: помози нам, Боже Спасителю наш, и избави нас славы ради имени Твоего, да не когда рекут врази наши: Бог оставил есть их, и несть избавляяй и спасаяй их; но да уведят вси языцы, яко Ты Бог наш и мы люди Твои, под державою Твоею всегда хранимии. Яви нам, Господи, милость Твою и да приложатся к нам словеса, реченная Моисеем к людем израильским: дерзайте, стойте, и узрите спасение от Господа, Господь бо поборет по нас. Сотвори с нами знамение во благо, яко да видят ненавидящии нас и православную веру нашу, и посрамятся и смирятся. Ей, Господи Боже Спасителю наш, крепосте и упование и заступление наше, не помяни беззаконий и неправд людей Твоих, и не отвратися от нас гневом Своим, но в милости и щедротах Твоих посети смиренныя рабы Твоя, ко Твоему благоутробию припадающия; возвесели сердца наша о милости Твоей, и укрепи нас силою Твоею; востани в помощь нашу и разруши лукавыя советы мыслящих нам злая; суди обидящия и побори борющия ны, и обрати нечестивое дерзновение их в страх и бегство; православному же воинству нашему, на Тя уповающему, подаждь во мнозем дерзновении и мужестве погнати и постигнути их, и о имени твоем победити; а имже судил еси, положити на брани души своя за веру и Отечество, тем прости согрешения их и в день праведнаго воздаяния Твоего воздай венцы нетления. Ты бо еси заступление и победа и спасение уповающим на Тя, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Маршал СССР Борис Михайлович Шапошников, начальник Генерального штаба нашей армии в 1941-42 годах, каждый день молился с земным поклоном:

- Спаси, Господи, мою Родину и русский народ.

Православный маршал носил ладанку с крестиком и финифтевым образком святителя Николая. С ними и на прием к И.В.Сталину ходил, с которым у него были особые отношения: его одного Верховный называл по имени-отчеству (видимо, не с руки было Иосифу Виссарионовичу называть его «товарищ Шапошников», поскольку он знал, что Борис Михайлович - верующий, и у Верховного, возможно, были откровенные разговоры именно с ним на эти темы). Сталин знал, что Шапошников не расстается с этой ладанкой - об этом невестка маршала Светлана Александровна, как она мне рассказывала, знала от маршала А.М.Василевского. У Бориса Михайловича были слабые легкие, и он, когда работал, чтобы легче дышалось, снимал китель, так что под рубашкой можно было увидеть эту ладанку.

«Ситуация решительно изменилась, - вспоминал один из очевидцев тех событий, В.Сидоров. - Сталин своей самодержавной властью (именно самодержавной, ибо сомневаюсь, чтобы начетчики, окружавшие его, могли решиться на такое) восстановил в своих правах Православную Церковь. Объявились священники, уцелевшие от расстрелов, притаившиеся в подполье, вернувшиеся из ссылок, и народ, как в старину, толпами повалил в храмы. Я сам был на одной службе и слышал молитвенные песнопения о даровании победы полководцу Иосифу и видел, как краснознаменные командиры, не стесняясь присутствия публики, осеняют себя широкими крестными знамениями...»

То, что якобы решения в пользу Церкви во время войны И.В.Сталин принимал чисто прагматически, не соответствует исторической правде. Подобные решения он принимал еще и до войны, но он был в Кремле, мягко говоря, не один, и вынужден был это делать осторожно и негласно. Исторически более верно будет сказать о том, что во время войны Сталин приобрел значительно большую (хотя и не абсолютную) власть в стране, и потому он и смог дать большую свободу Церкви. Недаром после его смерти начались лютые гонения на Церковь. Главное решение - о выборах Патриарха - он принял тогда, когда уже произошел решительный перелом хода войны в нашу пользу - после Москвы, Сталинграда и Курска, 4 сентября 1943 года, на встрече с тремя митрополитами: Сергием, Алексием и Николаем.

Перед этой встречей Сталин, видимо, советовался со своим единомышленником в этом деле Б.М.Шапошниковым, поскольку маршал говорил об этом со своей супругой, Марией Александровной.

- Я сказала Борису Михайловичу, - рассказывала она своей невестке: - «Если надо ему (Сталину) встречаться с духовенством, то пусть встретится с Симанским».

М.А.Шапошникова была дочерью митрофорного протоиерея Александра Вьюкова, который служил инспектором духовных учебных заведений в Туле в то время, когда там же ректором духовной семинарии был архимандрит Алексий (Симанский), одновременно - председателем местного отделения Союза русского народа, главой губернского монархического движения. Видимо, у Марии Александровны был опыт личного общения с ним.

Митрополит Ленинградский и Новгородский, затем - Патриарх Московский и всея Руси Алексий I во время войны неоднократно бывал в Кремле. С.А.Шапошникова рассказывала, что, въезжая в кремлевские ворота, Борис Михайлович встречался с выезжавшим оттуда Патриархом Алексием, и тот через окно машины благословлял его.

По воспоминаниям келейника митрополита Сергия, в 1943 году на Волге, в Ульяновске, где они тогда находились, «в день Богоявления Господня Святейший возглавил крестный ход на Иордань. Это были дни решающих боев за Сталинград, и Святейший особенно горячо молился о ниспослании небесной помощи нашему доблестному воинству. Неожиданная болезнь заставила его слечь в постель. В ночь на 2 февраля 1943 г. Святейший, пересилив свой недуг, попросил меня помочь ему подняться с постели. Встав, Владыка с трудом положил три земных поклона, воссылая благодарение Господу. Когда я помогал Святейшему снова лечь в постель, он мне сказал: «Господь воинств, сильный в брани, низложил восстающих против нас. («Против нас»! - «Радости и успехи» родины - «наши радости и успехи», - как было в известном Послании, Декларации 1927 года тогдашнего Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, которая считалась и сейчас еще кое-кем считается чуть ли не главным его грехом - но так чувствовал всегда великий патриот нашей Родины митрополит, с 1943 года Патриарх Сергий). Да благословит Господь людей Своих миром! Может быть, это начало будет счастливым концом». Утром мы по радио услышали радостную весть о разгроме немецких войск под Сталинградом».

Митрополит Тетри-Цкаройский Зиновий, в схиме Серафим (Мажуга; 1896-1985 гг.), был единственным русским иерархом за всю многовековую историю Грузинской Церкви. В годы войны он служил в Тбилисском Сионском Успенском соборе и Ольгинском монастыре во Мцхете. Во время блокады города на Неве, когда казалось, что дни священного города сочтены, он горячо молился о страждущем граде.

«В это же время, - впоследствии рассказывал владыка, - мне под утро в тонком сне привиделось, как святая Нина предстоит перед Престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страждущим людям осажденного города одолеть врага и супостата. И при этом из ее глаз катились крупные, величиной с виноградину, как бы хрустальные слезы. Я это растолковал, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осажденному городу».

Снятие блокады Петрова града совершилось в день святой равноапостольной Нины.

«Жители города на Неве, - говорил старец, - в знак признательности в каждом храме должны иметь образ святой Нины с соответствующей надписью в память полного снятия блокады, чтобы потомки помнили и знали о наших скорбях и радостях. Ну, а если и храм созиждут в память святой Нины и всех мучеников блокадных, то благо будет им и их потомкам».

Протоиерей Валентин Бирюков, пройдя войну, в книге «На земле мы только учимся жить» вспоминал о том времени:

«Мы, шестеро друзей из артиллерийского расчета (все крещеные, все с крестиками) решили:

- Давайте, ребятки, будем жить с Богом.

Договорились, чтобы во всю войну никакого хульного слова не произносить, никакой раздражительности не проявлять, никакой обиды друг другу не причинять.

Где бы мы ни были - всегда молились. Бежим к пушке, крестимся:

- Господи, помоги! Господи, помилуй! - кричали, как могли...

Ну, а когда Победу объявили, тут мы от радости поплакали. Вот тут мы радовались! Этой радости не забудешь никогда! Такой радости в моей жизни никогда больше не было.

Мы встали на колени, молились. Как мы молились, как Бога благодарили! Обнялись, слезы текут ручьем. Глянули друг на дружку:

- Ленька! Мы живые!

- Мишка! Мы живые! Ой!

И снова плачем от счастья...

И сейчас, когда другой враг угрожает Родине - враг, пытающийся растоптать ее душу, - разве мы не обязаны защищать Россию, не щадя жизни?..»

9 мая, в день Победы, мы будем совершать Божественную Литургию, будем благодарить Господа. Будем служить благодарственные молебны. Они могут включать в себя молитву, составленную в нашей Церкви в благодарность Христу Спасителю за победу в Отечественной войне 1812 года - почти без изменений. Молитва эта звучит замечательно злободневно - кажется, она еще больше относится к Великой Отечественной, чем к первой Отечественной войне. И это тоже говорит о том, что главная причина войн, которым Господь попускал совершаться на нашей земле, - духовная: люди начинают забывать о Боге, увлекаются западом и его материальными ценностями, и тогда такой дорогой ценой Господу приходится напоминать нам о главном нашем сокровище - православной вере, о главном смысле существования народа нашего в истории.

БЛАГОДАРЕНИЕ ГОСПОДУ О ДАРОВАНИИ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Боже великий и непостижимый, Отче безначальный, собезначальный Сыне, и Душе соприсносущный, осуществуяй не сущая, спасаяй погибающия, животворяй мертвыя, творяй по воли Твоей в силе небесней и в селении земнем, и дивным Твоим Промыслом управляяй всяческая! Приклони ухо Твое с высоты святыя Твоея, и приими от нас смиренных и недостойных рабов Твоих, имже велие Твое от бед и всегубительства спасение явил еси, сердцем и усты возносимая Тебе благодарственная сия моления, исповедания и славословия. Яко не по беззаконием нашим сотворил еси нам, Господи, ниже по грехом нашим воздал еси нам. Ты глаголал еси древле сыновом Израилевым, яко, аще не послушают гласа Твоего хранити и творити вся заповеди Твоя, наведеши на них язык безстуден лицем, иже сокрушит их во граде их, дондеже разорятся стены их; мы ведехом, яко прииде глагол страшный сей на ня и на отцы наша; обаче, прещения Твоего не убоявшеся и о милосердии Твоем вознерадивше, оставихом путь правды Твоея и ходихом в волях сердец наших, и не искусихом имети в разуме и сердце Тебе Бога разумов и сердец; еще же и отеческая предания ни во чтоже вменивше, прогневахом Тя о чуждих. Ихже ради, якоже древле сынов Израилевых, тако и нас объят лютое обстояние, и о ихже ревновахом наставлениих, сих врагов имеяхом буиих и зверонравных. Но Ты, Господи Боже щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилоствый и истинный, и правду храняй, и творяй милость в тысящи, отъемляй беззакония и неправды и грехи, на время мало оставль нас, милостию велиею помиловал еси, и посетив жезлом неправды наша, якоже щедрит отец сыны, тако ущедрил еси нас. Призрел бо еси на скорбь нашу и на потребление градов и весей наших, в нихже от лет древних призвася имя Твое, и на моления наша, яже не на наша правды уповающе повергохом пред Тобою, но на щедроты Твоя многия, Господи, и дал еси нам хребет нечестивых супостатов, воинство же наше венчал еси оружием благоволения Твоего, да от лица Христа Твоего исчезающе исчезнут яко дым врази Твои, любящии же Тебе возсияют, яко восток солнца в силе своей. Видехом, Господи, видехом, и вси языцы видеша в нас, яко Ты еси Бог, и несть разве Тебе: Ты убиеши и жити сотвориши, поразиши и исцелиши, и несть, иже изьмет от руку Твоею. Темже утвердися сердце наше во Господе нашем, вознесеся рог наш в Бозе нашем, возвеселихомся о спасении Твоем. Благодарим Тя, Господи, яко наказуя наказал еси ны вмале, да не смерти во веки предаси нас. Даждь нам, Гсподи, память сего славнаго Твоего посещения тверду и непрестанну имети в себе, яко да в Тебе утверждени сыновним страхом и верою и любовию, и Твоею крепостию ограждени, всегда, якоже днесь, поем и славословим имя святое Твое. Утверди благословение твое и на православных христианах, и Дух Твой благий да почиет на них выну. Подаждь в державе нашей пастырем святыню, правителем суд и правду, народу мир и тишину, законом силу и вере преспеяние. О премилосердый Господи! Пробави милость ведущим Тя, но и не ищущим Тебе явлен буди, еще и врагов наших сердца к Тебе обрати, и всем языком и племеном во единем истиннем Христе Твоем познан буди, да от восток солнца до запад, всеми убо языки, единем же сердцем, вси языцы восклицают Тебе гласом радования:

СЛАВА ТЕБЕ БОГУ, СПАСИТЕЛЮ ВСЕХ, ВО ВЕКИ ВЕКОВ!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Николай Булгаков
Все статьи Протоиерей Николай Булгаков
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии