«...Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: « Авва, отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии».
(Рим.8,15 - 17)
У Бога все живы! Однако здесь на земле от большинства живших не остается и легкого следа. В народной памяти запечатлеваются имена лишь немногих героев и подвижников. Выдающийся историк и публицист, оратор и церковно-общественный деятель, наш соратник Владимир Леонидович Махнач был и остается героем русского освобождения и возрождения.
Помню холодное осеннее утро 95-го. Колонный зал. Идет заседание одного модного тогда патриотического движения. В зале скучновато и пусто, в фойе - многолюдно. Известный протоиерей, отец Владислав Свешников, подводит ко мне высокого, темноволосого человека южнорусской внешности. «Прошу любить и слушать. Это историк - Махнач». И действительно, слушать его было чрезвычайно интересно. «Нам не нужна такая «держава», - громко отчеканил Владимир Леонидович, показывая рукой в сторону президиума. - Сегодня нам необходимо формировать, согласно Ильину, «ведущий слой». И этот слой не может быть ничем иным как союзом православных граждан. Исчезновение этого слоя русских людей явилось одной из причин катастрофы 17-го года и последующих трагических событий в нашей истории до сегодняшнего дня».
Тогда же мы и решили создать принципиально новую для того времени общественную организацию - «Союз православных граждан», которая на деле смогла бы осуществить теорию молекулярного воцерковления мира, то есть по мере сил привносить во все сферы жизни, и в первую очередь в политику, те высокие духовные начала, что из века в век хранит Православная Церковь.
Один из основателей и идеологов Союза, до конца своих дней Владимир Махнач был настоящим воином Христовым. И совершенно не случайно, как отмечают многие, Господь призвал его к себе в канун памяти святого Георгия Победоносца. Добрый, интеллигентный и легко ранимый он обладал мужеством настоящего политического борца, не смущаясь, шел в бой за правду!
Как-то, во время многолюдного митинга в защиту коренных интересов русских людей в ближнем зарубежье, организованного нашим Союзом в самом центре Москвы, не взирая на выкрики провокаторов и плотно сжимающееся кольцо ОМОНа, на трибуну спокойно, с чувством собственного достоинства поднялся Махнач. «Мы живем в нерусском и неправославном государстве, но в русской и православной стране! - резко, в своей обычной манере воскликнул он. - Враги русского народа пытаются погубить наше Отечество, и почти уже погубили его. Но сколько бы не трещали морозы, весна возрождения все равно наступит! Скоро, очень скоро из светлых вод народной памяти восстанет чудный град Китеж, и колокол на Иване Великом возвестит, что Россия вновь стала могучей православной Державой!»
Владимир Махнач был удивительно талантливым, от Бога оратором. В своих речах он размышлял, обличал, иногда гневался, порой юродствовал, но всегда любил... Он учил, проповедовал, когда был благовестником в храме, много писал. Что он хотел сказать? Он хотел сказать, что наш народ выполнил задание, данное ему Вселенской Церковью, и построил величайшее в мире государство - Третий Рим, что мы должны быть достойны памяти наших славных предков, что русские люди имеют право и должны жить в своей стране - у себя дома, согласно тысячелетней традиции. И еще, что политика дело вовсе не грязное, если в ней участвуют добрые христиане, что идти надо «царским путем», не только в церковной, но и общественно-политической жизни. Его слова не расходились с делом: в помыслах его не было ни капли либерализма, при этом он никогда не соблазнялся нацкоммунистическим мифом, не страдал ностальгией по исчезновшему государству - Советскому Союзу, часто замечая, что то была лишь пародия на Российскую Империю.
«Коммунист не может быть христианином, - пишет Махнач. - Бывший, покаявшийся, конечно, может. Нераскаянный коммунист даже и в церковь входить не смеет! И не потому, что коммунисты убили тысячи и тысячи добрых христиан (Господь молился о Своих мучителях), а потому, что коммунисты разрушили великую христианскую Державу, опору Церкви, потому, что соблазнили миллионы «малых сил», потому, что предали и Церковь, и нацию. Нынешних разрушителей Отечества тоже вырастили коммунисты».
Будучи убежденным державником, Владимир Махнач, не стесняясь, объявлял себя поборником демократии, поясняя, что настоящая демократия - это власть граждан, в нашей стране власть преимущественно православных граждан, но отнюдь не «олигархическо-охлократический режим ельциновской поры.
«Последнее время мы нередко сталкиваемся с пропагандированием идеи восстановления монархии. Что ж, у нас необычайно древняя монархическая традиция. Однако следует помнить, что западные образцы монархий нового времени, то есть монархии абсолютные и монархии конституционные, не свойственны русской истории. Нам свойственна монархия сословно-представительная, которая, кстати, прекрасно уживается с мощной демократической традицией и с традицией аристократической», - утверждал историк.
...Дела мира сего чаще всего творятся с великим шумом, дела судьбоносные совершаются в келейной тиши. За ним шли тысячи учеников и последователей, но труды Владимира Леонидовича, увы, не были оценены по достоинству. Между тем, такие люди, как он, были и остаются основоположниками и выразителями нашего национального самосознания
Летом 2008 года, в Екатеринбурге, в Царские дни внешне уже совсем слабый он выступал перед многотысячной аудиторией. Его речь несколько раз прерывали аплодисменты. В конце зал аплодировал ему стоя.
« Есть только одно истинное счастье на земле - пение человеческого сердца, - писал Иван Ильин. - Если оно поёт, то у человека есть почти все; почти, потому что ему остается еще позаботиться о том, чтобы сердце его не разочаровалось в любимом предмете и не замолкло». Таким любящим Бога, Отечество и свой народ предстает нам наш приснопамятный друг и соратник.
Зададимся же вопросом: состоялось бы русское возрождение, если бы не было Владимира Махнача? - Безусловно. Но если бы не было таких людей, как Махнач, оно было бы невозможно!