"У страны есть очень хорошие стартовые условия для дальнейшего движения вперед", - подчеркнул В.Путин.
Мы все привыкли получать образование бесплатно. Конечно, к тому, что высшее образование чем дальше, тем все в большей степени становится платным, мы тоже привыкли. Даже подчёркиваем, если удаётся: мой сын или моя дочь учится в институте на бюджете. Но вот то, что, начиная с 2012 года, за обучение ребёнка в средней школе придётся платить пять - шесть тысяч рублей в месяц - это для нас новость. И какая! В минувшую пятницу, 23 апреля, Госдума в третьем чтении приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Смысл предлагаемой и уже почти принятой реформы в том, что бюджетные учреждения становятся более самостоятельными экономически - но при этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме. По традиционной схеме будут финансироваться лишь такие учреждения, как военные части, тюрьмы, психиатрические больницы, лепрозории. А что же войдёт в бесплатный лимит для школ? За что нам придётся платить при ОБЯЗАТЕЛЬНОМ среднем образовании? И что нам это даст? Учителя в школах не поменяются, знания дети будут получать те же самые. Хорошо, если у тебя в школу ходит только один ребёнок. А если два? И вообще, с чего это вдруг принимаются такие меры?
Посмотрим, как обстоят дела за рубежом. Там нам предложат множество платных школ. В Швейцарии, Франции, Англии и других странах. НО! Это все частные школы. А вот государственное среднее образование для граждан этих стран - бесплатное! Так, например, во Франции образование бесплатно - государственная система образования гарантирует получение бесплатного образования детям от 6 лет. Довольно распространена во Франции и система частного образования, которая охватывает все стадии обучения от начальных школ до частных университетов и высших школ.
Система образования во Франции получает ежегодное финансирование в размере одной пятой государственного бюджета страны. В основном образование во Франции получают в государственных учебных заведениях, которые считаются более престижными, чем частные.
Школьное образование в Германии согласно законодательству страны является обязательным и бесплатным. Школьники обязаны отучиться с 1 по 9 класс. После девяти классов желающие могут поступить в гимназию (это еще три года обучения) после окончания которой открываются перспективы поступления в ВУЗ. Всего немецкие школьники перед поступлением в ВУЗ обязаны отучится 13 лет.
Школы в Германии в основном государственные. Частных школ там не более 2%. Школьное образование в Германии находится в компетенции федеральных земель, в ведении земельных министерств образования и культуры. Свои действия региональные ведомства координируют на заседаниях федеральной конференции министров культуры и образования.
На Мальте средние школы делятся на бесплатные, государственные для граждан страны и платные частные, где, помимо мальтийцев, могут учиться иностранцы. Государственные школы финансируются государством и управляются местными образовательными организациями. Однако многие государственные школы стараются также найти собственные источники финансирования. В этом случае они называются дотационными школами.
В Англии в государственных школах родители ничего не платят за образование. Иначе говоря, среднее образование (в возрасте от 11-ти лет) обязательно для всех, что означает прием всех детей, независимо от их уровня знаний и способностей. Такие школы в основном смешанные, то есть обучают мальчиков и девочек вместе. Несмотря на это, существуют школы для одаренных детей, которые отбирают учащихся на основе результатов экзаменов и являются в основном школами раздельного обучения.
Обратите внимание на слово «отбирают» и подумайте: вашему ребёнку, как бы хорошо он не учился, хоть раз поступало предложение перейти в более высокоспециализированную школу? Без усилий и стараний с вашей или с его стороны? И знаете ли вы в нашей стране хоть одну школу для высокоодарённых детей, которая сама ищет себе учеников?
Частные школы в Англии носят названия "независимых" и "публичных". Они существуют исключительно на деньги, которые платят родители за обучение детей.
А вот что касается Чехии, там не только бесплатное среднее образование, но и много преимуществ. Во-первых, закон позволяет бесплатно обучаться в университетах страны на чешском языке. В январе 1999 года было введено бесплатное образование для иностранных студентов, владеющих чешским языком. Для нас, людей славянского происхождения, выучить его не так сложно, благодаря сходству с русским и украинским языком. Во-вторых, система образования Чехии практически идентична системе образования Украины и России, поэтому поступить или перевестись в чешский институт относительно легко. Ну и, наконец, Чехия - это европейская страна с высоким уровнем жизни и относительно низкими ценами.
Казалось бы всё понятно. Во всех странах (Я остановилась только на нескольких примерах) среднее образование для граждан страны - бесплатное. С чего же у нас именно сейчас происходит переход на платное среднее обязательное образование? Вроде мы в своей стране не иностранцы... И кто о нас должен заботиться, как не наше государство...
И уж если Владимир Владимирович Путин, выступая в Госдуме с докладом о работе правительства подчеркнул: "В условиях кризиса, чтобы выйти из острой ситуации в социальной сфере, на рынке труда, в экономике необходимо было оперативно принимать решения и направлять туда или сюда ресурсы. Такие полномочия по оперативному распоряжению средствами антикризисного фонда были крайне нужны. Но в целом на будущий год, допустим, мне кажется, можно было бы правительству от этого уже отказаться ", то сразу становится понятно, что в стране не та критическая ситуация, когда необходимо лишать школы финансирования. Тогда с чем же это связано?
Надо сказать, что в нашей стране уже вводилось платное среднее образование, - когда уже шла Вторая мировая война и надвигалась Великая Отечественная. Привожу текст постановления от 26 октября 1940 года
Постановление №638
«Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».
«Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик - 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах - 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, - 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, - 300 рублей в год...
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов
Москва, Кремль. 2 октября 1940 г.»
При этом подчеркнем, что обучение в военных училищах было БЕСПЛАТНЫМ.
Да и плата в школах вводилась только за старшие классы. Ну а о возросшем материальном благосостоянии России в период кризиса говорить, я думаю, просто не стоит, хотя, по сравнению с 1940 годом в чисто материальном плане мы живём, несомненно, лучше.
Если в 1940 году было понятно, что нужно было готовиться к войне, и настойчивое стремление толкнуть мальчишек бесплатно учиться в военных училищах вполне объяснимо, то для чего это происходит сейчас? Нам пытаются продемонстрировать, что с гражданами своей страны Дума обращается, как с иностранцами, стремясь перевести всё образование на коммерческую основу? Или им просто важно набрать деньги в бюджет, а расходы на оплату среднего образования у них другие?
Особенно странным это выглядит, когда со всех сторон говорят о демографическом кризисе в России и способах его преодоления. Стоит ли при этом возлагать на родителей лишние траты? Или, напротив, необходимо поддерживать, как во Франции, семьи даже с одним ребёнком? Каждая ли семья в России сможет платить за обучение ребёнка в школе? Или это просто попытка выдворить более-менее образованные семьи, которые хотят, чтобы их дети получили образование, за рубеж? Учите чешский, переезжайте в Прагу. И вот оно, бесплатное среднее и высшее образование!
Просто удивительно, что при этом Россия с 2003 года входит в состав стран-участниц Болонского процесса. Вспомним, кстати, что говорилось на семинаре по промежуточным итогам Болонского процесса, прошедшем в Афинах в феврале 2003 г., где обсуждались социальные аспекты европейского пространства высшего образования. Участники семинара пришли к выводу, что понимание высшего образования как общественного блага не должно ограничиваться экономическими вопросами: следует учитывать также социальные и политические стороны проблемы. В такой ситуации необходимо всячески стремиться обеспечить равенство доступа к высшему образованию, для чего оно в первую очередь должно быть бесплатным.
Как же мы можем говорить о бесплатном высшем образовании, когда и среднее переводится на платные рельсы? Будут ли наши дети и внуки ходить в школы или перейдут на домашнее обучение?
А что касается школ, то у нас уже давно нет бесплатного питания после четвёртого класса, бесплатные учебники только в Москве. Рабочие тетради мы покупаем в магазинах. Денег уже сейчас тратится достаточно.
Мы можем пополнять бюджет страны разными способами. Но культура и образование, особенно начальное и среднее, должно финансироваться государством. Именно от государства зависит, какими будут его граждане.
Иначе придётся с грустью вспоминать слова профессора филологического ф-та МГУ Валентина Недзвецкого, что количество книг, которые в обязательном порядке должны прочитать дети в школе, полностью соответствует числу книг, которые дети читали бы после оккупации нашей страны фашистской Германией. Необходимый минимум.
Чего нам ещё ждать?
20 апреля 2010 г.