Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Так удалился от католической церкви Христос...»

Архимандрит  Иоанн  (Крестьянкин), Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 26.04.2010


Проповедь в день памяти переноса мощей святителя Николая Чудотворца …

ОТ РЕДАКЦИИ: В последнее время в связи с активизацией контактов Русской Православной Церкви и российского государственного руководства с Ватиканом начал активно обсуждаться вопрос об отношении православных с католиками. Мы уже публиковали ряд материалов на эту тему. Сегодня мы публикуем проповедь знаменитого всероссийского старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которую нам прислал один из наших читателей.

Святитель Николай ЧудотворецУже тысячелетие исповедует Русь веру во Христа, и тысячу лет на Руси почитается имя святителя Божия Николая. К нам он пришел одновременно с Православием, его святая ревность по вере и благочестию воспитывала русский народ. Множество храмов воздвигалось его молитвой и с его именем, каждая церковь, каждый дом хранили как святыню икону святителя, имея его своим помощником и покровителем.

Нелегок исторический путь Церкви, трагичен путь и Русской Православной Церкви. Но нельзя нам с вами, дорогие мои, забывать, что начался-то путь Христовой Церкви в Сионской горнице благословением ее основоположника Христа, и почти сразу вместе с Ним вышла она на путь страдания. И не раз уже поднималась она на своем пути на Голгофу. И по тому, сколько пережила Церковь смертей, давно бы ей уже не быть на лице земли.

Но она жива! "...созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей", - сказал Господь (Мф. 16, 18). Жива Церковь Господом и молитвами святых своих, которые, пройдя крестный путь жизни и все претерпев, получили силу за верность свою войти в Церковь Торжествующую Небесную и стать столпами Церкви земной.

Святителю отче Николае, помогай нам, ведь ты столп и нашей Церкви! Помогай нам, ведь по-прежнему дух века, дух мира сего дышит на нас, на Церковь своим смрадным дыханием, поражая нас маловерием, малодушным неверием и убийственной холодностью к вере.

Сколько бед несет в себе наше невежество в вере, наши леность и небрежение в деле ее познания. "Како и во что веруем мы?" - это с одной стороны. С другой же - учители и льстецы, яко волки хищные, уловляют лестью и обманом, являясь в овечьей шкуре, принося учения, льстящие слуху, но противные духу истины.

А лжеучителям теперь предоставляются всяческие привилегии и пособия в деле распространения их ересей. На Руси, не знавшей иной веры, кроме Православия, явились теперь новоявленные просветители-католики. Им предоставляются высокие трибуны, они вещают по телевидению и радио, они не знают стеснения в средствах материальных. Они стараются в замученной атеизмом Русской земле показать себя истинными проповедниками Христова учения и истинными ревнителями славы

Божией.

Но так ли это? "По плодам их узнаете их",- говорит Писание (Мф. 7, 16). А плоды - это дела жизни. Ложные учения не могут привести человека к истинно добродетельной жизни.

И вот мы видим, как именующие себя христианами поднимаются на святыни православных, как они вооруженной рукой отбирают православные храмы и ценой мзды неправедной покупают себе сообщников, тех, для кого нет ничего святого и кто вообще не верит ни во что,

кроме денег.

А если мы с вами заглянем в глубь истории, посмотрим на деяния новоявленных спасителей России - Римскую католическую церковь, - то увидим, что она появлялась у нас всякий раз, когда начинались смутные времена. Цель же ее была всегда одна - подчинить Русь господству Рима.

Еще свежа память об унии на Руси в XVII веке, а вот Уже опять наступают времена новой унии в XX веке. Опять Русь Православная на западе захлебывается горем, а римские миссионеры ласково проповедуют в Сибири, и на землю, искони Православную, готовится вступить с визитом римский папа.

Что привезут они с собой, с чем придут на нашу землю?

В XVII веке меч, вложенный Римом в руку Лжедимитрия, прошел по Руси, низложил царя, требуя предать Россию "на волю" польского короля, а тайные инструкции Рима повелевали, чтобы осторожно, но неуклонно вести дело к подчинению Русской Церкви римскому папе, то есть к унии. В тот страшный момент Россию спас ее Патриарх. Он не только не подписал грамоты о капитуляции, но по всей Руси разослал свои грамоты, открывавшие россиянам суть происходящих событий, поднимая и вдохновляя на борьбу русское оружие. Сам же Патриарх Ермоген принял мученическую смерть и был причислен к лику святых.

Как бы делая вывод из истории России того периода, следующий русский Патриарх Филарет говорил: "Латиняне-папежники - суть сквернейшие и злейшие из всех еретиков, ибо они приняли в свой закон проклятые ереси всех древних эллинских, еврейских, агарянских и еретических вер и подпали под ту часть 95-го правила, в котором говорится о еретиках".

XVII и XX века - времена разные, а деяния одни. И деяния открывают и приводят в свидетели всякую католическую неправду, совершаемую с фанатической ненавистью, омраченные которой католики-униаты истребляют православные храмы, православных людей, подвергая их поношениям и ужасным надругательствам - вплоть до насильственной смерти.

Дорогие мои, а ведь до 1054 года не было разделения в Церкви Христовой, но была единая Вселенская Православная Соборная и Апостольская Церковь, состоящая из пяти поместных Церквей, в числе которых была и Римская Церковь. И было "Одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех..." (Еф. 4, 4-6). Но что случилось? Кто вышел и кто остался? Кто прав, кто виноват?

Уклонение от истины в Западной церкви произошло еще в VII столетии, когда появилось неправое мудрование о том, что Дух Святой исходит не от Отца, а от Сына. И это мудрование - вопреки слову Самого Христа, когда Он сказал Своим ученикам: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины..." - породив грех, выросло в ересь (Ин. 14, 16). В назидание себе давайте проследим, как разрушительно действует грех, родившийся однажды.

Вначале против нового умствования восстали некоторые епископы Римской Церкви, называя оное еретическим. "Кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом не право, тот еретик" - так определил это мудрование папа Дамас в своем окружном послании.

Но страсти человеческие разъедали души последующих преемников, мирские выгоды, а наипаче гордость явились источником упорства, приведшего к восстанию на решения Собора святых отцов. Никакие убеждения Вселенской Соборной Православной Апостольской Церкви на поместную Римскую Церковь не действовали, постановления Вселенских Соборов, на которых богоносные мужи составили Божественный Символ Православной веры, были попраны.

Дух злобы и лжи возобладал. Святитель Василий Великий, обличая епископов Римской церкви, писал: "Истины они не знают и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь". По заповеди апостола Павла: "Еретика по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден" (Тит. 3, 10-11).

Ересью своею отпала Римская церковь от единой Вселенской Церкви. Отвергнув православный догмат об исхождении Святого Духа от Отца, отвергли они тем самым и деяния семи Вселенских Соборов, отвергли слова Самого Господа. И, закоснев в ереси, они порождали за злом еще большее зло. Они отняли у мирян Божественную Чашу, причащая их только под видом хлеба; вместо квасного хлеба употребляют на литургии опресноки, ни во что вменяя слова апостола Павла: "Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет" (1 Кор. 11, 26).

Они исключили из Божественной литургии призывание Всесвятого, Животворящего, Всесовершающего Духа, Того Духа, Которого Господь послал Своим ученикам и Который есть Дух Жизни. "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину..." - сказал Господь (Ин. 16, 13). Римская церковь, отвергнув Духа Божия, приняла духа лестча. Многое и другое изобрело человеческое мудрование, водимое духом тьмы.

Восстав однажды на Святого Духа, они последовательно восстали и на Главу Церкви - Христа, обещавшего всем верным чадам Своей Церкви: "...Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века..." (Мф. 28, 20). Католики ради мирского преобладания над братьями ставят своего папу наместником Бога на земле, объявив его непогрешимым, забыв, что нет человека, "иже жив будет и не согрешит".

Так удалился от католической церкви Христос, Тот, Кто воинствует с началами, властями и миродержцами тьмы века сего, с духами злобы поднебесными. И обнажились отпавшие от силы Божией, и остались без Главы - Христа. А велиар воюет с ними всею силою своего коварства, держит их в своей прелести и погибели. Католики выдумали нового главу церкви, унизив единого истинного Главу Церкви - Христа. И Церкви нет у них, ибо союз с Главою порван. Римские епископы начали гордостью - гордостью и оканчивают.

Вот куда поведут католики своих последователей - надо забыть Христа и истину Его учения, забыть святых отцов, подвизавшихся за веру: отцов древних - святителя Николая, святителя Спиридона, святителя Патриарха Ермогена и сонмы других; забыть святых отцов нашего времени - святого праведного Иоанна Кронштадтского, Святейшего Патриарха и исповедника Тихона; забыть Святую Православную Церковь, от времен Христа живущую Им, выживающую Им и по обетованию Его имеющую быть до скончания века. Да не будет этого с нами!

Будем же помнить и приводить всегда на память потрясающие слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, обращенные к нам: "Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными Божественной истине Евангелия и учениям святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отец. Нельзя считать их все за истинные и спасительные: безразличие в вере или признание всякой веры за одинаково спасительную ведет к безверию или охлаждению в вере, к нерадению об исполнении правил и установок веры, к охлаждению христиан друг ко другу".

"...Симоне, Симоне, се сатана просит вас, да бы сеял яко пшеницу" (Лк. 22, 31). Это он, сатана, и сделал, и делает, то есть породил расколы и ереси. Строго держись единой, истинной веры и Церкви: "...едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех" (Еф. 4, 5-6). А для этого борись со всяким злом, немедленно гаси его, воюй с ним данным тебе от Бога оружием святой веры, Божественной мудрости и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью. Будем все всегда помнить и сознательно исповедовать Символ святой Православной веры, будем в Боге и с Богом.

Мы с вами, дорогие мои, - чада Святой Православной Церкви не по праву нашему, но по любви Божией к нам. И любовь эта безгранична, она не зависит от времени, но всегда имеет силу. И любовь эта сохранит нас во все дни до скончания века.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь.

9 (22) мая 1991 года



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 176

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

176. Cергий : Re: «Так удалился от католической церкви Христос...»
2010-05-21 в 07:58

Интересно, кстатьи, как назвали наши православные предки серию лжепророчеств на данную тему: Гоголь-Моголь, от слов "гог" и "могог", по русски: мешанина, белиберда.
175. Cергий : Приветствую!
2010-05-19 в 19:14

Пророчество явно липовое - не мог Святитель призываить к мировому господству, это не Христианство, а иудаизм. Апокриф, вообщем.

СпасиБо вам, Анна, точно так и есть: нельзя умозрительно разрывать человеческую личность

Писарю, Ученице о Поэтах и Монахах:

"- Я сейчас твоему другу башку сверну!
- Думаешь меня это остановит? Он был плохим работником; даю пять минут на размышление!" (диалог из к/ф "Агент национальной безопасности")
Вообщем, превеликого союзника потерял...

Но, если серьёзнее, то вопрос ставится так: вся наша многообразная, безукладная современная жизнь нуждается в ОСВЯЩЕНИИ, она не может быть отделена от РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ, особенно взаимотношение с людьми. Сейчас это, наверное, основной религиозный вопрос: как строить отношения с ближними в.т.ч. неверующими, сектантами, ожесточенными на Церковь и.т.д., раз уж мы не "ушли из мира". Вот, например: убили батюшек, а как бы подобного в дальнейшем избежать? И многие Пастыри наши эти проблемы сейчас поднимают, в том числе на РНЛ. И Патриарх об этом сказал: "Искренняя вера и служения людям позволят избежать повторения трагических событий"... Многие Святейшего критикуют, а вот бы прислушится, важнейшие вещи ведь говорит!
174. АННА РАЙТ : Писарю
2010-05-14 в 01:44

Согласна.
173. Писарь : Анне Райт
2010-05-14 в 00:50

Ув.Анна.
Если беседа протекает в богословском измерении -это одно,если в философском-другое.
Терминология должна строго соответстовать.

Тем более,что Святоотеческое Учение Православной Церкви-это Мировоззрение от Бога,Реальная картина Мира, как Дар Божий.
Философия тоже дар,но от человеков.
172. АННА РАЙТ : Писарю
2010-05-14 в 00:23

Ув.Писарь.
Пара чувство-чувственность не аналогична паре любовь-влюбленность. Поскольку среди значений слова чувственность есть "2. Способность воспринимать чувствами, иметь чувственные восприятия, ощущения (филос.) Познание есть результат воздействия внешнего мира на чувственность человека."(Толковый словарь Ушакова). И конечно, когда прот Василий Зеньковский говорит, что даже в созерцаниях присутствует чувственность, он имеет ввиду, прежде всего это значение.
Похоже,когда Вы говорите "телесность" Вы также имеете ввиду "грех". Но это не только грех, который есть повреждение телесности.
Вообщем, я так поняла, что, как обычно, спор шел о терминах.
171. Писарь : Анне Райт
2010-05-14 в 00:04

Ув.Анна.
Есть-ли,на Ваш взгляд, различие между Чувством и чувственностью,меду Любовью и влюбленностью,между Страстями и страстностью?
Или это суть одно и то же.

Чувственность-есть сладострастие.
Много-ли "смысла" в том,чтобы заделаться заправским алкоголиком,когда цель жизни-выпить.
Хотя эти люди тоже "живут" напряженной жизнью,решая непростую задачу-на что?
170. АННА РАЙТ : ученице
2010-05-13 в 23:45

Дорогая ученица, я уже указывала на различные употребления слова "духовный".
Если Вы подразумеваете "исполненный благодати Святого духа", то Вы правы. Но человек всегда духовен в том смысле, что ни одну из частей тело-душа-дух от нас отнять никто не может. Другое дело во что мы сами можем превратить их. На каком уровне и с каким знаком (плюс или минус) будет наша духовность.
169. АННА РАЙТ : Писарю
2010-05-13 в 23:40

Ув.Писарь.
Согласиться с Вами невозможно. Все, что в нас есть (кроме греха) сотворил Он, следовательно ничего отброшено быть не может - ни телесность, ни чувственность.Христианство тем и отличается от всяких восточных религий, что оправдывает все естество человека тело-душа-дух, а не только "чистый дух". Но именно очищенное и преображенное естество, а не естество в его наличном, поврежденном грехом прародителей и нашими собственными грехами состоянии. Вы знаете, я как-то не хочу тут начинать рассуждения о цели жизни христианина и проч. , как говорится, кто на что учился. Но посмотрите, например, "Точное изложение православной веры" св. Ионна Дамаскина. В главе "Об естественных и безупречных страстях": "Итак, Христос все воспринял, чтобы все освятить. Он подвергся искушению и победил, чтобы нам приготовить победу и дать природе силу побеждать противника". А в главе "О воскресении":"Говоря же о воскресении, мы разумеем воскресение тел. ...И еще: сеется в тление, востает в нетлении: сеется в немощи, востает в силе: сеется не в честь, востает в славе: сеется тело душевное , (т. е. грубое и смертное), востает тело духовное (1 Кор. 15, 42-44), каково тело Господа по воскресении, проходившее сквозь закрытые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье. Ибо будут , говорит Господь, яко ангели Божии..." и т.д.
Даже уже приведенное противоречит Вашим словам
"Чувственность" и "телесность" ни "очищению",ни "преображению" не подлежат в принципе.


Фразу "в чувственной стороне" Смысл отсутствует по определению" я не в состоянии понять. Смысл имеет все, что наличествует в этом мире. Если только, опять же, Вы не даете смыслу свое определение.
168. Natalie : Re: ученица
2010-05-13 в 21:29

Спасибо, уважаемыя ученица, за цитату. Но как горько: ведь не сбылось. Россия умирает, и население ее нынче не увеличивается, а уменьшается на миллион в год. А "многочисленнее песка морского", скорее всего, будут китайцы.
Силы русского народа неистощимы. Но предательство почти убило и их. И Сам Господь, Всесильный, был предан и распят грешнейшими из людей... Судьбы Божии... Поэтому нам и остается только надежда на Воскресение России - по образу Воскресения Христова.
167. Natalie : Re: Писарь
2010-05-13 в 21:14

"На рафаэлевой картине —
Завеса бледного стыда,
А не сияние святыни.

ПОЭТ

Загнул юрод! Ещё чего!
Чтоб на лице Пречистой девы
Не выражалось ничего
От прародительницы Евы?"


"Что есть в Облике Пречистой Деве от Евы?"

Дело ведь не в том, что Пречистая - из рода Евы. Дело в том, что на рафаэлевой картине Евы сколько угодно, а вот есть ли там вообще БОГОРОДИЦА?

К БОЖЕСТВЕННОМУ облику можно зрительно приобщиться только в созерцании иконы. Рафаэль к БОЖЕСТВЕННОМУ не приобщает. К красоте - да, но не к Божественному. Вот не было бы у нас святых икон, а были бы одни Микеланджело да Рафаэли, узнали ли бы мы когда Небесное? Нет. Только иконы дают нам образ горнего, а не дольнего мира.

Вот и ответ.

А насчет наших грехов, ведь не все же продавали и предавали. Что было раньше - мы ли предали Отечество, или власть продала нас всех - вместе с Отечеством?
166. Писарь : " О Духе Евангелия в искусстве...".
2010-05-13 в 19:43

Все от Бога, Все через Бога, Все Богу.

Принимая Христа как Личного Спасителя,человек, через Покаяние, Смиряет себя перед Богом и, тем самым, Признает себя Пределом Несовершенства. И если чувствует в себе какой талант,то как бы должен "забыть" о нем.
Господь Милостью Своей,Дополняет и Очищает его.

В этом случае мы всегда имеем дело с Богочеловеческим Творческим Актом.
Актом Духовного,но не душевного творчества.

Человек может не говорить,а в Принципе и не Должен, предметно говорить о Христе.
Но Дух Христов всегда присутствует.
Люди это чувствуют.
Как это происходит?
Здесь Таинство.

В качестве примера ,сравнительно недавнего, и, по нынешним временам актуального(в свете "феномена" ген.Власова),хочу сослаться на повесть В.Быкова"Сотников". Фильм "Восхождение",снятый(по повести) Ларисой Шепитко.
165. Писарь : 151.Natali"Таланливая ложь".
2010-05-13 в 19:04

Ув.Natali.
"Пафос" приведенного стихотворения предметно Богоборческий.

"чтоб на лице Пречистой Девы не отражалось ничего от прародительницы Евы."
Что есть в Облике Пречистой Деве от Евы?


"какой же ты Христианин без чувственного постоянства".

С каких это пор Чувственность-основа Постоянства?

"Одного я только не понимаю,за что Он нам это попустил...".

Исавов Грех на нас.

Обменяли Отечество,собранное Милостью Божией, Потом и Кровью предыдущих поколений,обменяли на "ржавую тойоту".

Возможно ли грех сей отмолить?
Вот вопрос.
164. Natalie : Re: Сергий
2010-05-13 в 17:55

"В XIX "душевное" было в избытке, а сейчас его чуть ли не меньше, чем "духовного". Может, через неск. лет будет по-другому. Всего Вам доброго."

В чем-то вы правы, уважаемый Сергий. Но зря опять же вы противопоставляете Свт. Николая Велимировича Свт. Игнатию - российскому Богоносцу и Златоусту (как сказано в Акафисте ему, который я сегодня, в день его памяти, читала).

В богословии "душевное" и "духовное" всегда различалось, начиная от древних святых отцов. Свт. Николай Сербский просто не занимается специально этим вопросом в своих книгах. А Свт. Игнатий был великим богословом, ТЕПЛЫМ молитвеником, человеком сердечнейчшим, любящим всякого человека, не оставившим никого из обращавшихся к нему за советом неутешенным. Этот человек молился кровью сердца за братию, которая нанесла ему множество обид, за ВРАГОВ своих он молился непрестанно..

Труды Свт. Игнатия не просто актуальны, они НЕОБХОДИМЫ нам сегодня как воздух. В них не только чистота Учения, в них и осознание грядущего в мир зла, в них наставления именно для НОВОНАЧАЛьНЫХ, что так актуально в наше время. Все современные православные учатся исповеди по Свт. Игнатию.

В общем, Вы неправы, неправы. Душевность - как добрые проявления души - никто не противопоставляет духовности. Свт. Игнатий делает лишь богословское РАЗЛИЧЕНИЕ этих областей, согласно святоотеческому учению Православной Церкви. Вы чего-то просто не допоняли.

А по поводу нашего времени: да, сейчас душа убита, наступило царство плоти. Время антихристово будет плотским, его "духовность" вся будет ПЛОТСКИМ мудрованием. Характерно, что дьявол и бесовские силы так сильны в наше время: душу они обольщают, а через плоть ДЕЙСТВУЮТ напрямую. Об этом много можно узнать у Свт. Игнатия.

Святителю, отче Игнатие, моли Бога о нас!
163. Natalie : Re: Сергий
2010-05-13 в 17:03

"русский поэт Юрий Кузнецов обличает вовсе не свт. Игнатия (для церковного человека сие было бы весьма странно), а весьма распространившееся в "перестройку" духовное состояние верующих, когда, прикрываясь свт. Игнатием, люди "уходили в себя", ссылаясь заодно и на преп. Серафима. "

Но стихи, уважаемый Сергий, датированы 2003-м годом, а не перестроечным временем. Не знаю, кто там "уходил в себя". Я не столкнулась с этой проблемой. Может, это проблема московской кабинетной интеллигенции? Проблема новоначальных заблуждений?

Тогда ни монахи, ни поэты здесь вообще не при чем. Юрий Кузнецов спорит с братьями-интеллигентами в тех или иных "одеждах". Поэтому это стихотворение для человека "не из кабинета" остается непонятным и вызывает недоумение: об чем сие?
162. Natalie : Re: Елена
2010-05-13 в 16:57

"Да действия наши неразумные к этому привели."

А у кого вообще тогда были РАЗУМНЫЕ действия? У кого в мире? Но меч пал на нас...
Вот именно, историческая усталость. Но разве не знал об этом Всеведец Господь? Он, получается, попустил нам попасть из огня да в полымя. Мы были отданы на растерзание... И сербы... И все добрые люди в мире. Просто отданы на заклание.

Ткова реальность... Очень горькая... Символом и предвозвещением ее стал Чернобыль. "Полынь" . Мы переживаем эпоху Чернобыля все эти годы. Вот мое убеждение и ощущение. Чудовищная разрушающая сила напала на нас неприметно, этот враг, как радиация, невидим и трудноразличим, но убивает все и всех вокруг..

Вы говорите: "тихо пережить". А что мы делаем? А что нам еще остается? Кричать нам не дают, всякий крик человеческий словно в вакууме - не слышен. Только легко ли ПЕРЕЖИТь Чернобыль, выжить после него?...
161. Сергий : Вдогонку
2010-05-13 в 15:19

-На упомянутые главы Иезекииля делается ссылка в 20-ой главе Апокалипсиса; многочисленность войска, которое будет в Государстве, уподоблена песку морскому.

Спаси Господи нас всех, это войско будет гореть с дьяволом в аду, прочитайте Апокалипсис повнимательней - то место 20 гл. До свиданья - надеюсь, не аду... Спаси Христос!
160. ученица : Re: «Так удалился от католической церкви Христос...»
2010-05-13 в 14:30

159. ученица : Re: «Так удалился от католической церкви Христос...»
2010-05-13 в 14:27

Сергий,хочется привести Вам строки из последего интервью Ю.П.Кузнецова(через 2 мес.его не стало):
- В каком смысле ты говоришь "скоро вы будете вместе со мною в Раю"? Ты сам будешь в Раю, как временный спутник Христа? Как герой будущей поэмы о Рае? Или же прозреваешь самого себя в Раю?

- Я попал в Ад по своему ПОЭТИЧЕСКОМУ желанию, а задавать вопрос о Рае преждевременно. Говорить о Рае я не буду. Моя поэма о Рае еще не написана..."
И символично,Сергий, что Вы вспомнилм его стихотворение в день памяти свт.Игнатия Брянчанинова.А вдруг в одной связке с поэтом оказажетесь?
158. ученица : Re: «Так удалился от католической церкви Христос...»
2010-05-13 в 13:58

Анна Райт-"человек всегда и во всем и телесен, и духовен."
Анна, одна существенная ошибка: человек практически всегда телесен и ДУШЕВЕН,а вот с духовностью проблемы.
157. ученица : Re: «Так удалился от католической церкви Христос...»
2010-05-13 в 13:53

Поздравляю всех с Праздником Вознесения Господня и с днем памяти святителя Игнатия Брянчанинова, хочется напомнить его слова о России:
"Усилия человеческие судеб Божиих уничтожить и изменить не могут. России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной. Она достигнет этого, когда народонаселение ея будет соответствовать пространству. Это народонаселение ежегодно приращается больше нежели на миллион; Россия должна вступить в грядущее столетие при народонаселении в 100 миллионов. Нападение завистливых врагов заставит ее развить силы и понять свое положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни. Это потребует огромного труда, подвига, самоотвержения; но что делать, когда приводит к ним рука непостижимой Судьбы! Единственное средство к исправлению упавших сил, нравственной и духовной – положение, требующее труда, приводящее к самоотвержению. В 38-ой и 39-ой главах пророка Иезекииля описаны могущество, многочисленность северного народа, названного Россом; этот народ должен достичь огромного вещественного развития пред КОНЦОМ мира, и заключить КОНЦОМ СВОИМ историю странствования на ЗЕМЛЕ человеческого рода. На упомянутые главы Иезекииля делается ссылка в 20-ой главе Апокалипсиса; многочисленность войска, которое будет в Государстве, уподоблена песку морскому. Святый Андрей Критский, церковный писатель 7-го века, объясняя 20-ую главу Апокалипсиса и находя пророчество ея тождественным с пророчеством Иезекииля, говорит: "Есть на севере народ, скрываемый от прочих народов рукою Божиею, народ, самый многочисленный и воинственный. Пред концом мира он внезапно откроется и преодолеет все народы". Точно! Европа узнала Россию после Америки, почти только со времен Петра I-го. Петр I-ый пожаловал в Париж гостем в 1714-м году, а в 1814-м пожаловала туда русская армия. Какая быстрота событий! Нынче, на встречу грозящимся на нас врагам, можно сказать словами 2-го псалма: Вскую шаташася языцы, и людие поучитася тщетным. Враги разбудят, потрясут Россию, произведут в ней невольное развитие силы, но не унизят России: они возвысят ее, таково ее предопределение."
156. Cергий : На прощание (удаляюсь на неск. дней)
2010-05-13 в 13:44

Вообще, Natalie, для меня любимый Святитель- Николай Сербский. Его книги, на мой личный взгляд, относятся к книгам свт. Игнатия, как писания свт. Григория Двоеслова к писаниям блаж. Августина. У него нет противопоставления ДУШЕВНОЕ - ДУХОВНОЕ. Святитель Игнатий достоин всяческого почитания, но одно дело - Личность Святого, а другое - актуальность книг для того или иного времени. В XIX "душевное" было в избытке, а сейчас его чуть ли не меньше, чем "духовного". Может, через неск. лет будет по-другому. Всего Вам доброго.
155. Cергий : По теме
2010-05-13 в 13:03

Так что, Юрий Кузнецов очень даже прав. НУ, а вообще-то, "един Безгрешен". Слова Святителя о "барине, читающем оду "Бог" -просто ГРЕХ осуждения. Да и ода тут ни при чём, если бы барин прочитал её так, как читают Псалтирь, тихо и размеренно, то всё было бы ОК. Спаси Господи!
154. Сергий : Re: «Так удалился от католической церкви Христос...»
2010-05-13 в 11:35

Свт. Игнатия, разумеется, хулить нельзя, прошу прощения, если кого-то обидел своими словами, Святителя многие почитают и очень любят. Но - часто наблюдаемый мною факт - именно книги свт. Игнатия чаще всего использует тот "монах" для того, чтоб направить новоначальных по ложному пути. Но точно также "он" использует Библию, напр: "писано есть: не сотвори изображения" и "Бог един", а Вы, Православные... и пошло-поехало...
153. Cергий : Natalii
2010-05-13 в 11:09

Всех - с праздником Вознесения
Господня!

Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас!

Уважаемая Natalie, русский поэт Юрий Кузнецов обличает вовсе не свт. Игнатия (для церковного человека сие было бы весьма странно), а весьма распространившееся в "перестройку" духовное состояние верующих, когда, прикрываясь свт. Игнатием, люди "уходили в себя", ссылаясь заодно и на преп. Серафима. Здесь именно это имеется ввиду, это - великая духовная опасность - безразличие, прикрытое святоотеческими цитатами. Спаси Господи!
152. Елена : 142. Natalie
2010-05-13 в 07:44

"Я только одного не понимаю: почему Он все это нам попустил? ...разве народ мало епитимий понес в ХХ веке? А в чем смысл нынешнего уничтожения России и всякой правды в мире?"

Да действия наши неразумные к этому привели. И, конечно, историческая "усталость" огромная. Инерция после страшного для нас 20 века. Видимо, это нужно понять и постараться тихо, без "резких движений" пережить.
151. Natalie : Re: Сергий
2010-05-13 в 03:09

Уважаемый Сергий, пафос приведенного Вами стихотворения остался мне глубоко непонятен. Что это за упражнение, где автор присваивает себе право быть арбитром в споре, в котором он сам установил правила игры?
Что это за ВЫМЫШЛЕННЫЙ монах, которому при этом неслучайно вложены в уста цитаты из СВЯТОГО Игнатия Брянчанинова? Который при этом выставляется автором как ненавистник искусства и поэзии?

Это очень СТРАННЫЙ (мягко говоря) и искажающий истину взгляд на Святителя. И к чему вообще весь сыр-бор? Поэзии что-то угрожает от Церкви? У нас есть или были монахи, воинственно призывавшие проклятия на художников?
А в наше время уже и поэты исчезли, одни банкиры остались... Так что это вообще не актуально.

В чем тут идея? Кто отрицает значение искусства? Но как бы это значение ни было велико, "служение муз" (в человеческом смысле) можно ли сравнивать со служением Богу Всевышнему, с подвигом НАСТОЯЩЕГО иноческого жития? Нет. Потому что житие преподобных есть отвержениe себя ради Бога. А поэт, мирской человек, неизбежно, как и все люди, ищет своей воли, имеет в себе смешение чувств и мыслей. И выражает их соответственно - т.к. душа не может выразить состояния иного, чем имеет.
150. Писарь : Анне Райт
2010-05-13 в 01:24

Ув.Анна "в чувственной стороне" Смысл отсутствует по определению.
"Чувственность" и "телесность" ни "очищению",ни "преображению" не подлежат в принципе.

От них необходимо избавляться.
Отверзнуть,отринуть от себя.

Чувственность и телесность "преобразуются"в Страсть-Душевный Подъем и на этом подъеме Человек Слышит Исключительно Сам Себе.
И никогда не бывает по другому.
Здесь Бога Нет!

Отринув чувственное и телесное,Человек приобретает способность воспринимать Страсти Христовы,возникает Духовный Подъем и на Его Высоте, возникает Чувство-умение Слышать Бога.

Ув.Анна "парижское богословие"-очень опасная штука.
Чувство можно "преобразовать" в чувственность,Тело в телесность(точнее в плотскость),но не наоборот.
149. Екатерина Домбровская : К СПОРУ О ПЛОТИ, ЧУВСТВАХ, душе и прочем...
2010-05-13 в 00:23

"Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем Еже на небеса, / с Пречистою Твоею плотию, / Божественное Вознесение "
Всех братьев и сестер с Праздником от всего сердца поздравляем мы вкупе с товарищем Громыко К.П.!
148. АННА РАЙТ : Писарю
2010-05-12 в 22:49

Уважаемый Писарь, я только повторила (причем, дословно) основные положения православной антропологии в изложении о.Василия(Зеньковского). Так что не пытаюсь я "упорно совместить".
Но я могу сказать, как я это понимаю. Чувственность - характеристика телесности. Телесность (и чувственность) не отрицаются христианством, а подлежат очищению и преображению.
Возможно, Вы имеете ввиду разницу между католической и православной духовностью. В этом контексте Ваши утверждения понятны.
Если же я Вас вообще не так понимаю, то простите.
147. Сергий : Natalii 142
2010-05-12 в 21:36

Всё-таки, уважаемая Natalie, я Вашего пессимизма не разделяю. Наше Государство, на мой взгляд, и является главным препятствием к Покаянию т.к. дает людям иллюзорную надежду - не на Бога, а на людей, своего рода "обезболевающее". Посмотрим! Мне думается, что если б Господь не "просчитал" всё до конца, то не дал бы и таких искушений. А за что нам всё? Знаете, ведь наше современное "наплевательство" - вещь изумительная! Ни с того, ни с сего решили, что даже детей не следует воспитывать! Однако, выросло же на развалинах Империи и среди махновских боев и коллективизаций поколение героев-освободителей... Не будем торопиться, у России особенная стать... Все будет нормально!
146. Cергий : Поэт и монах Юрий Поликарпович Кузнецов на 144
2010-05-12 в 21:21

То не сыра земля горит,
Не гул расходится залесьем, —
Поэт с монахом говорит,
А враг качает поднебесьем.
Монах недавно опочил.
Но сумрак, смешанный со светом,
Его в дороге облачил,
И он возник перед поэтом.
Его приветствовал поэт:
— Как свят, монах? Как живы черти?

МОНАХ

Не очень свят. А живы нет.
Вся жива — сон. Готовься к смерти.

ПОЭТ

Искал я святости в душе
И думал о тебе порою.
И вот на смертном рубеже
Явился ты передо мною.
Признайся, что не любишь ты
Мечты, любви и красоты,
Запросов сердца и ответов.

МОНАХ

Признаться, не люблю поэтов.
Изображать вы мастера,
Но только зло и только страсти,
Что так и валят из нутра.

ПОЭТ

Ты прав, монах. Но прав отчасти.

МОНАХ

А птицы вашего пера —
Воображение и память.
Но что касается добра,
Ваш слог и бледен и натянут.

ПОЭТ

А мощь Державина! Вот слог:
"Я царь — я раб — я червь — я Бог!"

МОНАХ

Отвратна мне гуденьем крови
Державинская ода "Бог".

ПОЭТ

А что ты скажешь о любови?

МОНАХ

Исходит кровью не любовь,
А ваше самовыраженье.
В отмирном самоотверженье
Я умерщвляю плоть, и кровь,
И память, и воображенье.
Они затягивают нас
В свистящий вихрь земного праха,
Где человек бывал не раз,
Был и монах — и нет монаха.

ПОЭТ

Пускаешь пыль в глаза, монах!
Уж пел Давид под диким кедром,
Что человек есть только прах,
С лица земли взметённый ветром.

МОНАХ

В искусстве смешано твоём
Добро со злом и тьма со светом,
Блеск полнолунья с божеством,
А бремя старости с последом.
Покуда мысли есть в уме,
Покуда в сердце есть желанья,
Для узника очарованья.
Не мысли, не желай — и ты
Достигнешь высшего блаженства
При созерцанье совершенства
Добра, любви и красоты.

ПОЭТ

Монах, ты о каком уме
И о какой толкуешь тьме?
Что есть в уме, то есть и в чувстве,
А значит, в сердце и в искусстве.
Искусство смешано. Пусть так.
Пусть в нашем поле плевел много.
Но Богу дорог каждый злак.
Ведь каждый злак — улыбка Бога.
А ты готов всё поле сместь
За то, что плевелы в нём есть.
Не слишком ли ты судишь строго?
Что ж остается нам, творцам?

МОНАХ

Плач покаянья остаётся
Творцам, а может, мертвецам.

ПОЭТ

Давно в искусстве раздаётся
Сей плач.

МОНАХ

Искусство — смрадный грех,
Вы все мертвы, как преисподня,
И ты мертвец — на вас на всех
Нет благовестия Господня.
В предверье Страшного Суда
На рафаэлевой картине —
Завеса бледного стыда,
А не сияние святыни.

ПОЭТ

Загнул юрод! Ещё чего!
Чтоб на лице Пречистой девы
Не выражалось ничего
От прародительницы Евы?
Так отреши её тогда
От человеческого рода,
От богоданного стыда
Под знаком совести юрода.
Ты умерщвляешь плоть и кровь,
Любовь лишаешь ощущенья.
Но осязательна любовь,
Касаясь таин Причащенья.
Какой же ты христианин
Без чувственного постоянства?
Куда ты денешь, сукин сын,
Живые мощи христианства?
Так умертви свои уста,
Отвергни боговоплощенье,
Вкушая плоть и кровь Христа
И принимая Причащенье!

При грозном имени Христа,
Дрожа от ужаса и страха,
Монах раскрыл свои уста —
И превратился в тень монаха,
А тень осклабленного рта —
В свистящую воронку праха.
И смешаны во прахе том
Добро со злом и тьма со светом.
И ходит страшным ходуном
Свистящий прах перед поэтом.
Под ним сыра земля горит,
И гул расходится залесьем.
— Смотри, — поэту говорит,—
Как я качаю поднебесьем.

Поэт вскричал: — Да это враг! —
Окстился знаменным отмахом —
И сгинул враг, как тень, в овраг...
Но где монах? И что с монахом?


1 и 5 ноября 2003
145. АННА РАЙТ : Natalie
2010-05-12 в 21:08

Вы, уважаемая Natalie, сами и ответили на Ваш вопрос - Его пути неисповедимы.
144. Писарь : Анне Райт
2010-05-12 в 20:17

"Смысл нельзя оторвать от чувственной стороны...".
"По моему это вполне сочетается со Святоотеской Традицией."
Ув.Анна.
Вы упорно пытаетесь "совместить" Чувственность со Святоотеческую традицией.
Уверяю Вас суть "вещи несовместные".
В абсолютном смысле.
143. Natalie : Re: Сергий
2010-05-12 в 20:04

Вы, конечно, правы, уважаемый Сергий, что сегодня опасность - это выхолощенная религиозность, без любви в сердце. И некоторые знают наизусть святых отцов, а любви и на грамм ни к кому не имеют. Да, конечно, доброе срдце, добрые дела - это первое условие христианской жизни. А сейчас мы дожили до таких времен, когда простая человечность становится редкостью... И некоторые люди ходят в церковь, а сочувствия при этом ни к кому не имеют. Те, что пока до церкви не дошли, но помогают другим и имеют сострадание, эти люди, по-моему, лучше таковых православных.... Про таких формалистов церковных хорошо сказала одна женщина: "Они, конечно, православные, но христиане ли?"

И Вы правы вполне насчет нашего времени: страшное горе одних и полное ожесточение других. Апокалиптические картины... Без правды и сострадания нет христианства. Потому что на Страшном Суде Своем Господь будет спрашивать именно об этом. И те, кто помогли ближним, будут иметь в их лице себе ходатаев перед Богом. А те, кто отвернулись...
142. Natalie : Re: АННА РАЙТ
2010-05-12 в 19:46

"Но кроме надежды на Него и молитвы нам ничего не осталось."

Похоже нет, уважаемая Анна. Я только одного не понимаю: почему Он все это нам попустил? За грехи? Но разве народ мало епитимий понес в ХХ веке? А в чем смысл нынешнего уничтожения России и всякой правды в мире? Разве воцерковление общества не могло проходить в целостном государстве, без растления и поругания?

Неисповедимы пути Господни...

Есть еще предсказание о воскресении России из мертвых. Видно, тоже недолго ждать осталось - Россия уже почти мертва, осталось только унию с папой заключить, присоединиться к НАТО, тогда и смерть наступит уже совсем...
141. Громыко К.П. : Еве на 136
2010-05-12 в 17:22

Спасибо Вам. И вас я читаю все с большим интересом и нередко с "белой " завистью. Радуюсь тому, как Вы тонко чувствуете. А меня не перехваливайте - я человек неровный. Как Бог поможет, так что-то и скажу, а как нет- так и ничего нет.
140. Cергий : Re: «Так удалился от католической церкви Христос...»
2010-05-12 в 13:54

Словом, если в XIX веке перед Святителями стояла задача - перевести общество со Светских рельсов на Духовные, то сейчас перед нами стоит задача - вытащить общество из кювета, поставить его на человеческие рельсы и - прицепить к "Тепловозу" Православной Духовности.
139. Ева : Ирина (135)
2010-05-12 в 13:31

Лучше бы вместо распятий ввели Закон Божий в школах.И не пришлось бы обращаться к о.Кураеву и его компании.Прикрылись учебником.Но видно в наше современное время идти на такую подмену и копромисс уже подвиг с нашими "православными государственниками".
138. АННА РАЙТ : Natalie
2010-05-12 в 13:25

Не знаю, уважаемая Natalie,я в то время в Москве жила. Помню эти очереди за "Огоньком" и "Московскими новостями" в Московском университете (!). Какое-то разгоряченное опьянение всей этой "правдой", которая оказалась полной ложью. Не знаю, что мы могли сделать, но до сих пор стыдно, что поддались. Поэтому, когда к нам Протодьякон приехал и завел - "не надо думать, что мы окружены врагами", я просто обмерла - опять?! Опять. И все опять прошло на "ура". Наверное, действительно, наивность с моей стороны, думать, что мы - личности, а не быдло и можем на что-то влиять.
А насчет последних времен не знаю. Наши правители их приближают, как могут. Но они полагают, а Он располагает. Интересно вот народ рассуждает. Не раз слышала, как обсуждают люди свое положение и чувстуя бессилие, говорят: "Ну ничего-ничего, природа им покажет. Всех тряхнет, вон вулкан..". Это и есть выражение непосредственного чувства - "они" думают, что все в их руках, но они ошибаются. Но кроме надежды на Него и молитвы нам ничего не осталось.
137. Сергий : Natalii, Писарю
2010-05-12 в 12:22

129. Natalie : Re: АННА РАЙТ
2010-05-12 в 01:22

Вы,конечно, правы, и я с Вами полоностью согласна, уважаемая Анна, в том, что русская литература в лучших своих образцах пробуждает и воспитывает лучшие чувства.

Тут просто вопрос был в том, можно ли по ней напрямую учиться духовной жизни. Об этом писал святитель Игнатий. И ведь мы знаем, что он был тут прав, а не Гоголь

Верно, уважаемая Natalie, но надо ведь ещё дать определение, что это такое: Духовная жизнь? Вот, глубокоуважамый Писарь дал строку из свт. Феофана, а по существу не ответил; куда Вы, ув. Писарь, отнесете: труд, воспитание детей, военный подвиг, домашние дела? Куда отнести весь МАССИВ нашей жизни? Один человек сказал мне, что это не имеет отношения к религии, а мне захотелось плюнуть ему в лицо; Бог не имеет отношения к жизни?!!
Можно по-разному выразить, но, по-моему, суть одна: МЫ делаем всё душевно, а Бог, когда Сам захочет, касается души нашей Благодатью. Но, тогда весь вопрос в том: как организовать нашу реальную (душевную) жизнь, чтоб не мешать Богу придти к нам? Когда я однажды спросил об этом своего духовника, он мне ответил: "быть добрым, отзывчивым, кротким к людям, не делай зла, делай добро, люби, прощай... - вот тебе подлинная духовность!" Я тогда сначала подумал, что он чересчер по- с(о)ветски рассуждает, а потом понял, что это и есть та Душевность, без которой Господь никогда к нам не придет. Об этом очень хорошо арх. Иоанн Крестьянкин написал в "Слове о малом доброделании". Конечно, правы и свт. Игнатий, и свт. Феофан, но всегда ведь конкретно ко времени писания относятся; их время - время "Торжества Гумманистических Идей", социальных проектов, преобразований и, одновременно, сохранившегося патриархального строя и.т.д. А наше время - время разрухи, нищеты, массового сиротства, повального пьянства, детоубийств, наплевательства Верховных Властей, катастроф и проч. и проч. Если ТОГДА человек уходил от шума общественного к Богу, то сейчас он уйдет от горя всеобщего в самого себя, воображая, что делает то, чему учат свтт. Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов.
Простите, если не так выразился,
умоляю не принимать на свой счет.
Спаси Господи!
136. Ева : 125 и 130 Громыко К.П.
2010-05-12 в 12:06

Читаю Ваши сообщения,и сердце переполняются благодарностью.Хочу согласиться с каждой Вашей мыслью.Спаси Вас Господи! Все верно.
135. Ирина : О распятиях в школах
2010-05-12 в 11:50

Сегодня РНЛ поместила заметку о том. что "более половины жителей Европы высказались за то, чтобы в школах были распятия Христа". Интересно, как проголосовали бы россияне, если бы подобный опрос был проведен у нас...
134. Сергий : Natalii
2010-05-12 в 09:35

Терминологию можно раскладывать по - разному. Я имел ввиду (и по-моему, вполне ясно выразился), что Духовное - это действие Св. Духа на душу человека, а Душевное - это действие души человека.
Сравните: "мнози глаголят ДУШЕ моей: несть спасения ему в Бозе его"- 3 пс. и: "и ДУХ прав обнови в утробе моей" 50 пс. При ином терминалогическом раскладе жизнь человека в принципе духовно, ибо он человек, а не кошка. Это я имел ввиду, когда сказал, что жизнь А.С. Пушкина духовна. Понятно также, что чтение книги - даже Библии и св. Отцов Духовным (в смысле действия Святаго Духа) быть НЕ МОЖЕТ, ибо действия Бога не зависят от действий человека. И, опять-таки, если "Сказка о рыбаке и рыбке" и "О мёртвой царевне и семи богатырях", басни Крылова учат добру, то читая их, мы делаем В принципе ту же работу над душой, что и при чтении Священного Писания, а не какую-то иную, "духовную". Понимаете мою мысль? Неверно и то, что литература только художественна, а Писание только морально - "духовно"; Пропорции другие, ибо Писание писано Святым Духом,а светское - человеческим. Но читаем-то мы человеческим, своим духом? Хотя, конечно, если мы в духовном состоянии, то Пушкина читать, наверное, не станем, равно как и на войне вспомним не "Руслан и Людмилу", а 90-й Псалом.
То есть, я хотел только подчеркнуть Вашу же мысль, что через ДУШЕВНОЕ ДУХОВНОЕ не познается, в том числе через ДУШЕВНОЕ чтение Библии и СВ. Отцов. Духовное - это действие Святаго Духа, а не человека.
133. Natalie : Re: АННА РАЙТ
2010-05-12 в 02:20

Почему же, уважаемая Анна, МЫ не замечаем? Вот Вы все это заметили. Я тоже. И еще многие. Здесь вопрос сложнее. Вы как-то чуточку наивно пишите: "мы думали, что если бы мы ЗНАЛИ в тех далеких 80-х, мы бы не дались." Во-первых, и в 80-е народ чуял недоброе очень хорошо (я тогда была еще достаточно мала, но помню). Во-вторых, большой вопрос - а что МЫ МОГЛИ в той и в этой ситуации? Да, мне горько, что народ в каком-то ступоре, неспособен к активному противостоянию, но и степень предательства СВЕРХУ просто чудовищна, зацепиться не за что, не за кем пойти... Народ же в эти годы сделал одно дело, которое действительно мало кто замечает - ВЫЖИЛ, ясно, с огромными потерями, но сам факт... Ведь было абсолютно все сделано, чтобы его убить. И не знаю, какой бы еще народ выдержал бы подобный геноцид и слом... Впрочем, вопрос еще открыт..

Ну а я говорила об опыте "конца истории". Не в смысле американских либералов - как золотого века "американской демократии" наподобие тысячелетнего рейха, но в смысле буквальном - мы стоим в конце истории. Это ощущение усиливается, оно на самом деле есть у людей во всем мире.
А из людей XIX в. только тот же Святитель Игнатий и еще немногие чувствовали его приближение.
132. АННА РАЙТ : Natalie
2010-05-12 в 01:52

Уважаемая Natalie, разве можно вообще постичь что-то исключительно по книгам, а тем более духовную жизнь. Не хочу рассуждать про духовность, но возьмем пример из педагогики. Вы можете понять и применять правильную методику предмета, выучить возрастную психологию и т.д. Но Вы станете пред классом и..облом. Я знаю несколько человек, у которых вообще не получилось "держать класс". Они ушли из школы - видите, тогда еще были разные причины ухода из школы, не единственная, как сейчас. Сейчас уходят, потому что не в состоянии видеть здание Такого образования планомерно и целенаправленно уничтожаемое..да.
Я думаю, Вы поняли, что я хотела сказать. И вообще лучше Пушкина не скажешь "чувства добрые лирой ПРОБУЖДАТЬ". Пробуждать добрые чувства, а не учить духовной жизни. Я так думаю.
а насчет нашего опыта..нет у нас его. Смотрите, мы думали, что если бы мы ЗНАЛИ в тех далеких 80-х, мы бы не дались. И что? Легко и изящно все то же самое было проделано в Церкви (даже с той же риторикой перестроечной). Я не уверена, что все даже это заметили. Как не заметили потери страны,как не замечают сейчас тающие вооружения. Да чего там - более 15 миллионов за это время убыль - мы замечаем? Нет. Считаем жертвы репрессий 60-100летней давности, недосуг замечать, как пустеют улицы.
Так что насчет опыта Вы поторопились.
131. АННА РАЙТ : Писарю
2010-05-12 в 01:36

Спасибо за пояснение, поняла. Просто без контекста можно по другому понять.
Вот и Вы, видимо, не так поняли -"нельзя ангелизировать". Смысл - нельзя оторвать (ни в познании, ни в активности, ни даже в созерцаниях) от чувственной стороны. Человек - живое единство всех его сил, он всегда и во всем и телесен, и духовен.
По моему это вполне сочетается со Святоотческой традицией.
130. Громыко К.П. : В дополнение к посту 125
2010-05-12 в 01:33

«Согласно Апостолу Павлу, духовный человек – это тот, кто стал сыном Божиим по благодати… Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии ((Рим.8)… Святитель Василий Великий, исследуя, что значат слова: "человек становится храмом Всесвятого Духа", богодухновенно учит, что храмом Святого Духа является человек, чей ум не подвержен смущениям от искушений и от постоянных забот, но стремится к Богу и общается с Ним. Таким образом, духовный человек имеет внутри себя Духа Святого, что подтверждается его непрестанным памятованием о Боге… Приобщение Всесвятому Духу преображает человека из плотского в духовного, и потому, согласно православному учению, духовный человек есть по преимуществу святой… В этом смысле православная духовность не абстрактна, но воплощается в личностях святых. Следовательно, святые – это не просто хорошие, высоконравственные люди в строгом смысле слова, это не просто те, у кого хороший характер, но те, в ком действует Всесвятой Дух…
Таким образом, православная духовность – это опыт жизни во Христе, атмосфера нового человека, возрожденного благодатью Божией. Речь идет не об абстрактном эмоциональном и психологическом состоянии, но о единении человека с Богом».
Митрополит Иерофей (Влахос)
129. Natalie : Re: АННА РАЙТ
2010-05-12 в 01:22

Вы,конечно, правы, и я с Вами полоностью согласна, уважаемая Анна, в том, что русская литература в лучших своих образцах пробуждает и воспитывает лучшие чувства.

Тут просто вопрос был в том, можно ли по ней напрямую учиться духовной жизни. Об этом писал святитель Игнатий. И ведь мы знаем, что он был тут прав, а не Гоголь. Гоголь считал, что Святитель, будучи монахом, не знает всех сторон жизни. Между тем, именно монах-подвижник - СМИРИВШИЙСЯ - и знает всю правду о человеческой душе, в том числе, о ее темнейшей, пораженной грехом, стороне. Гоголь сделал отчаянную попытку объять необъятное - постичь Дух из собственной души. И мы знаем, что усилие надорвало его и стоило ему жизни. Он не понял предостережений Святителя... Это лишний раз показывает, в каком раздвоении находились души русских мыслящих людей того времени. Это показывает, что Гоголь хотел сказать "новое слово" в исповедании христианства для своих современников. Т.е. по-просту не доверился святым отцам, не постиг пути ДУХОВНОГО... Это свидетельство того, что петровская революция сделала свое дело: ВЕРА Православная ушла из активной жизни общества на перефирию, самостийные попытки вернуть ее у "мыслящих" в обществе были основаны на "творческом Я", брожение умов продолжалось...

Конечно, для нас сейчас и Гоголь, и Пушкин - это ступень в нравственном воспитании, приобщение к прекрасному, приобщение к РОССИИ, в том числе. И даже больше. У Пушкина ведь была не только гениальность и "чувства добрые", у него были качества великие: всеобъемлющий ум, справедливость, умение всех понять, устранить свое "я", быть "всем для всех". Поэтому смерть Пушкина была великой потерей для России, для ее будущего, в том числе. Пушкин мог бы обратиться и обратить к Богу множество людей...

Но тогда положение было несколько иным, чем для современного читателя. Вопрос был остро актуален для того времени, когда литература буквально формировала мировозрение читающей публики. Тогда общество буквально питалось творениями литераторов. Русское образованное общество все дальше отклонялось в своем умственном развитии от исконных русских православных традиций. В церковь-то ходили, но веровали и мыслили "по своим умам" . Вот почему Святитель Игнатий положил столько усилий для объяснения общавшимся с ним правильного понимания Православного учения и образа мысли, и отношения к художественной литературе.

Ну а в наше время растление и брожение умов зашло уже так далеко... Но у нас есть одно преимущество перед предками: мы уже знаем тщету всех творческих и не-творческих усилий человеческих, мы знаем, что никакого "нового слова", новых идей нет и не будет. Естъ только одно Слово - Христос. Мы уже в положении - спасайся кто может. Будем спасаться! Святитель Игнатий оставил нам свои труды - о покаянии, о Богопознании...
128. Писарь : Анне Райт
2010-05-12 в 00:57

Ув.Анна.

"...и не несет в себе телесных ощущений".
Означает,что состояния вроде "транса", "энтусиазма",а то и откровенной чувственности, которыми переполнена католическая"монашеская мистика"-к Духовным отнесены быть не могут.
Скорее могут быть отнесены к состояниям,означающим добровольное сумашествие.
Все это касается в Первую Очередь Монашествующих и, лишь затем, мiрян.

"человека нельзя "ангелизировать",мыслить его хотя бы в некоторых моментах обладающим "чистой" духовностью".

Кажется, речь идет о том,чтобы не мыслить о человеке,как о субъекте,у которого Душа может покинуть Тело, либо Тело Душу(краткосрочно)и вновь возвратиться.

Однако,какое отношение подобные прдставления имеют к Святоотеческой традиции?
127. АННА РАЙТ : Писарю
2010-05-11 в 23:58

[q]Здесь,кажется, Вы неправы.[/q]
Уважаемый Писарь, понимая, что пишу вещи, не совсем стыкующиеся с тем, что писали Вы и другие до этого, я просто дословно пересказала положения известной работы прот.Василия (Зеньковского). Так что если это - неправота - то его:-)
Что касается фразы св.Феофана, мое недоумение не рассеялось. Но, как говориться, "будем посмотреть".
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме