Последние события, связанные с мероприятиями в Катыни, стали ярким проявлением идеологизации произвольно истолкованных исторических фактов, позволяющей осуществлять последовательную идейную интервенцию Запада в отношении России.
Нашу страну усиленно встраивают во враждебный нам мировой порядок, и, как уже неоднократно указывалось, важнейшую роль в этом процессе принадлежит Ватикану как церковно-государственной структуре, обладающей уникальными разведывательными, дипломатическими, финансовыми и иными возможностями, позволяющими ей реализовать свои интересы, прикрываясь деятельностью многочисленных фондов и религиозных организаций. Работая в тесном союзе с Вашингтоном и воспроизводя его новейшую тактику, Ватикан проводит в настоящее время четкий курс на «примирение» с православным Востоком, реализация которого получила дополнительные возможности в связи с установлением дипломатических отношений между Россией и Св.Престолом.
Характерно, что сближение с Католической церковью идет параллельно с укреплением сотрудничества с НАТО, означающим в реальности втягивание нас в орбиту влияния Альянса в качестве послушного младшего партнёра. Наша территория и воздушное пространство уже используются странами НАТО для транзита военных грузов в Афганистан, там уже работают наши военные инструкторы, теперь ставится задача привлечь нас к непосредственному участию в военных операциях в этом регионе и добиться присоединения России к санкциям против Ирана, нанесение удара по которому становится всё более вероятным. Наконец, рассматривается вопрос о включении России в общую систему ПРО, что потребует перевода наших вооружённых сил под натовское командование. Не случайно глава НАТО Фог Расмуссен неоднократно подчеркивал, что в отношениях Россия-НАТО наступил новый этап
Связь между двумя казалось бы автономными процессами - сближением с НАТО и с Римско-католической церковью - самая непосредственная. Для встраивания нас в новый глобальный порядок необходима такая перестройка нашего сознания, при которой те силы, которые традиционно воплощают собой экспансию Запада против России (одна - военную, другая - идейную), были бы представлены в качестве ближайших союзников и друзей. Поэтому, в соответствии с западными планами, ключевым событием сближения с НАТО, имеющим глубоко символическое значение, призвано стать участие натовских войск в параде победы на Красной площади, в то время, как венцом сближения с католицизмом должна стать встреча папы Римского с Московским Патриархом.
Катынь занимает особое место в политике «примирения», являясь важнейшим звеном в информационно-психологической войне против России, особую роль в которой призвана сыграть Римско-католическая церковь Польши. В настоящее время она активно участвует в реализации программы польского руководства по строительству Четвертой Речи Посполитой, подробный анализ которой был дан в исследовании Института стран СНГ, озаглавленном «Новый этап в развитии отношений Польши с Белоруссией»[1]. Ключевой задачей осуществления данной идеи, провозглашенной еще в 2006 г., является достижение антироссийского исторического и геополитического реванша, результатом которого должен стать отрыв от России Белоруссии и прочное втягивание ее в свою сферу влияния. Достигнуто это должно быть путем не только глобальной консолидации польской нации, но и последовательным формированием в местах компактного проживания польских меньшинств (Гродненская, Брестская области и запад Минской и Витебской областей) национально-культурного ландшафта, называемого «Малой Польшизной».
Наряду с другими организациями (Польский институт в Минске, Союзы поляков в Белоруссии и др.) Польская католическая церковь обеспечивает культурно-религиозное и политическое влияние, продвигая польскую культуру и польский взгляд на историю, выделяя общее культурное наследие Польши и Белоруссии, навязывая ей позитивную оценку периода первой и второй Речи Посполитой. Фактически речь идет о смене цивилизационных и религиозных ориентиров белорусов, обосновании прозападного внешнеполитического курса белорусского руководства и обеспечении возрастания влияния польского и пропольского населения во всех областях жизни общества. В последнее время резко возросла активность католического клира по привлечению белорусских граждан в римско-католическое вероисповедание с последующим формированием у него польского национального самосознания, что облегчается тем, что из 407 католических священнослужителей 161 являются гражданами Республики Польша. Католическое и польское религиозно-культурное и политическое влияние резко повысится в результате подписания конкордата между Апостольской Столицей и Республикой Беларусь.
Ведя активную прозелитическую деятельность и стремясь к формированию крайне позитивного образа католицизма в глазах православной общественности, Польская католическая церковь заинтересована в обеспечении такого «исторического примирения» с Православием, которое стерло бы из нашей памяти страшные трагические страницы прошлого, связанные с насильственной католической экспансией, гонениями и преследованиями великоруссов, малороссов и белорусов. Между тем, оно не предполагает покаяния католиков. Напротив, в качестве главного условия примирения выдвигается признание Россией своей исторической вины перед поляками за трагические периоды, связанные с коммунистическим прошлым, и в первую очередь за недоказанные преступления в Катыни, которые, будучи представлены как главная болевая точка в польско-российских отношениях и как самое страшное злодеяние ХХ века, должны заслонить собой все остальные события. Поэтому польская сторона и Польская католическая церковь никогда не ставили и не ставят вопрос о признании вины режима Пилсудского за гибель 80 тысяч красноармейцев, оказавшихся в польских концлагерях во время войны 1919-1920 гг. Политкорректность обязана проявлять только Россия, и, похоже, это далеко идущая стратегия, нацеленная на то, чтобы направить развитие событий по уже известному сценарию, в котором Катыни отводится такая же роль в создании комплекса вины России, какую сыграл холокост в отношении перестройки сознания немецкого народа.
В сентябре 2009 г. состоялся беспрецедентный визит в Польшу делегации РПЦ из семи священников из монастыря под Осташковым (недалеко от того места, где находились в заключении польские офицеры), который прошел в необычайно теплой атмосфере и, по мнению польских епископов, призван был положить начало сотрудничеству Польской католической и Русской православной церквей. В ходе него была затронута тема совместного обращения - воззвания к уважению исторической правды и призыва к примирению поляков и россиян, по примеру послания польских епископов к немецким от 1965 г., носившего название «Прощаем и просим прощения», а также заявления глав епископата Польши и Германии, сделанного в августе 2009 г., в котором говорилось о необходимости «перестать использовать больные моменты истории для своих игрищ». О необходимости подписания такого документа заявили еще в конце августа председатель Конференции польских епископов архиепископ Юзеф Михалик и бывший секретарь Иоанна Павла II архиепископ Краковский Станислав Дзивич, поддерживающий, кстати, близкие отношения с американскими членами Трехсторонней комиссии и в первую очередь с З.Бжезинским (некоторые исследователи полагают, что Дзивич является членом Священнического братства «Опус Деи»).
Польские епископы оценили этот визит как «предвестник следующих шагов к польско-российскому примирению», заявив, что РПЦ является «лучшим партнером для поляков в этом диалоге, поскольку она наперекор официальной государственной линии недвусмысленно осуждает преступления сталинизма». Как заявил генеральный секретарь Конференции польских епископов Станислав Будзик, «Иоанн Павел II мечтал о том, чтобы церковь дышала обоими легкими, западной и восточной традициями. Я думаю, что мы сделали первый глубокий вдох». Он также подчеркнул, что связывает с этим визитом «большие экуменические надежды», поскольку Церкви призваны сыграть решающую роль в улучшении отношений между российским и польским народами. Польский комментатор Ян Турнау более откровенно назвал этот визит «великолепным экуменическим жестом».
Продолжением этого жеста стал визит в Варшаву делегации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, состоявшийся 25-26 февраля нынешнего года. Члены делегации приняли участие в заседании Межконфессионального совета Церквей Польши, который в начале этого года выступил с инициативой проведения диалога с Русской Православной Церковью по вопросам исторического прошлого и построения добрых отношений между народами Беларуси, Польши, России и Украины. Затем в ходе переговоров делегации ОВЦС Московского Патриархата с делегацией Римско-католической церкви Польши было принято решение о создании рабочей группы по вопросам совместного документа о примирении народов и отмечено историческое значение этой инициативы и проведенных переговоров. Как было указано в коммюнике, они представляют собой «первый и очень важный шаг на пути сближения наших Поместных Церквей и примирения наших народов».
Главным выражением начала «примирения» стало признание российским руководством в качестве официальной польско-немецкой версии катынской трагедии, что призвано было закрыть тему, однако для поляков признание того, что Катынь является преступлением сталинизма, - это как раз только как начало покаяния России. Как показал проведенный недавно опрос, 57% поляков по-прежнему хотят, чтобы Россия извинилась перед Польшей за катынский расстрел. В Польше ждут признания того, что эти массовые убийства были политическими репрессиями и геноцидом в отношении поляков, за которым должна последовать реабилитация жертв с последующей денежной компенсацией. В Европейском суде по правам человека в Страсбурге находится уже 12 исков по «катынскому делу» против России, и представители истцов утверждают, что это только начало. Денег родственники погибших пока не требуют, кроме символической компенсации 1 евро за каждого убитого, однако суд может назначить компенсацию по своей инициативе, и ее размер может равняться 100 тыс. евро каждому истцу, что может обернуться для российского бюджета в итоге многомиллионными потерями.
Односторонние уступки, основанные на фальсифицированных данных, не только не могут способствовать нормализации отношений между народами, но напротив, лишь усиливают антирусские настроения в Польше, давая возможность католицизму утверждать свою историческую правоту. Так, польский историк Анджей Кунерт накануне мероприятий в Катыни заявил: «Кто-то когда-то сказал, что это было самым большим преступлением в Европе за 20 веков. В течение 50 лет официально убийцами польских офицеров называли немцев, а в ПНР слова о том, что убийство совершено советскими союзниками, могли обернуться тюрьмой. Именно поэтому детям жертв так трудно смотреть на россиян иначе, чем как на детей палачей». Вбивая в нас комплекс вины за несовершенные преступления, перед которыми должны померкнуть все исторические преступления польской элиты, западные идеологи получают в свои руки прекрасный инструмент давления, с помощью которого они и дальше будут вынуждать нас отступать под натиском их откровенной лжи. Только последовательно отстаиваемая историческая правда, и в первую очередь правда об истинной роли Римско-католической церкви и в прошлом, и в современной жизни нашего народа может остановить этот раскручиваемый маховик пропагандистской индустрии «холокоста по-польски».
Ольга Четверикова, доцент МГИМО МИД России, кандидат исторических наук
[1] См.: http://www.polska.ru/news/news.php?view=1255450343