itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Давно уже в Европе существуют только две действительные силы - Революция и Россия»

Ф.И.Тютчев и славянофилы о России и антихристианском настроении её смертельного врага

Новости Москвы  Консервативная классика 
0
665
Время на чтение 9 минут

В этом году на конференции в одном из российских университетов мне довелось услышать, как молодая кандидат наук с уверенностью доказывала, что «по мере развития учения Тютчева об империи усиливался разрыв его идей с политической действительностью, который в трактате «Россия и Запад» достиг апогея» (цитата подлинная из «Сборника научных трудов»).

Это был не единственный подобный вывод в докладе.

К сожалению, такое понимание наследия крупнейшего русского мыслителя, поэта современными историками (и не только), довольно распространённое явление. Причин тому немало. Одной из них является элементарное незнание текстов Ф.И. Тютчева. Прискорбно, что такие представления навязываются студенчеству, неспециалистам не только некоторыми молодыми кандидатами, но и пожилыми докторами наук.

Предлагаем читателям «Русской Народной Линии» прочитать и осмыслить ряд фрагментов из наследия нашего великого соотечественника Фёдора Ивановича Тютчева (1803-1873).

+ + +

Федор Иванович ТютчевИ.С. Аксаков, указывая, что «собственное миросозерцание Тютчева» находится со славянофильством, «если не в прямой связи, то в соотношении», подчёркивал: «силой собственного труда, идя путём совершенно самостоятельным, своеобразным и независимым, без сочувствия и поддержки <...> Тютчев не только пришёл к выводам, совершенно сходным с основными славянофильскими положениями, но и к их чаяниям и гаданиям, - а в некоторых политических своих соображениях явился ещё более крайним», «ещё за границей (в 1822-1844 гг. - А.К.), вполне самостоятельно и своеобразно, сложилось у Тютчева то русское миросозерцание, которое одновременно вырабатывалось и проповедывалось в Москве Хомяковым и его друзьями...»; «Тютчев как бы перескочил через все стадии русского общественного двадцатидвухлетнего движения и, возвратясь из-за границы с зрелой, самостоятельно выношенной им на чужбине думой, очутился в России как раз на той ступени, на которой стояли тогда передовые славянофилы с Хомяковым во главе» [1, с.309, 311, 315, 311].

Со многими вышеприведенными суждениями И.С.Аксакова нельзя не согласиться. Учитывая обширность проблемы «Ф.И.Тютчев и славянофилы о России и «революции»», мы сосредоточим основное внимание на тютчевской публицистике конца 1840-х гг.

+ + +

В 1844 г. в Мюнхене Ф.И.Тютчев пишет по-французски свою первую политическую статью «Россия и Германия». Поводом для неё послужили активизировавшиеся нападки на Россию в Германии. Но истинная причина появления статьи была, несомненно, глубже. Автор, как «русский сердцем и душою», глубоко преданный своей земле, в мире со своим правительством и совершенно независимый по своему положению» пытался ответить на такие основополагающие вопросы как: «Что такое Россия? Каков смысл ее существования, ее исторический закон? Откуда явилась она? Куда стремится? Что выражает собою?...» [2, с.450,458].

Постановка этих вопросов и исходная позиция автора, по сути дела, тождественны не только со славянофильскими, но и Н.В.Гоголя. Согласен Ф.И.Тютчев и с общепризнанными (в том числе и немцами) тезисами об отсутствии в России «феодализма», «папской иерархии», «борьбы религиозной», «войн империи», «даже инквизиции», «крестовых походов», «рыцарства» и т.д. [2, c.468-469]. Но, тем не менее, автор считает, что именно история есть защитник России. Он полагает, что в продолжении долгих столетий «созидающая сила» в России «оставалась как бы схоронена среди хаоса». Теперь - это «Европа Петра Великого», на пути которой погибли и исчезли все «противоестественные стремления».

Итак, Ф.И.Тютчев дело расширения, укрепления России считает «самым органическим», но совершенно не замечает различия в самой внутренней жизни с начала имперского периода. Называя судьбу России «таинственной», он выделяет в ней последние три столетия, когда «неустанно разрешаются в пользу России все испытания...» [2, c.451].

Приводя слова Ф.И.Тютчева, где поэт видит Россию «целым миром, единым в своём духовном начале», «более искренно-христианским, чем Запад», «империею Востока, для которой первая империя византийских кесарей служила лишь слабым и неполным предначертанием и которой остаётся лишь окончательно сложиться, - чтО неминуемо, в чём и заключается так называемый Восточный вопрос», И.С.Аксаков заключает, что «подобное политическое вероисповедание не было в то время ещё никем заявлено в русской литературе, особенно так прямо и положительно...» [1, c.314].

Если считать вышеприведенные слова Ф.И.Тютчева «политическим вероисповеданием», то с заключением И.С.Аксакова трудно не согласиться. Другое дело - только ли это «политическое вероисповедание»? Ведь, как скажет позже А.С.Хомяков, всякий политический вопрос имеет своим основанием вопрос религиозный [3, c.316-317,345]. Следовательно, «политическое вероисповедание» Ф.И.Тютчева основывалось на его «просто» вероисповедании, хотя он и был «вполне европейцем» и «светским человеком».

+ + +

В апреле 1848 г. Ф.И.Тютчев пишет по-французски записку Государю Императору Николаю I о положении в Европе после Февральской революции, в 1849 г. она была опубликована в виде статьи под названием «Россия и Революция». Пять лет спустя после «России и Германии» автор видит, что в Европе уже давно «существуют только две действительные силы - Революция и Россия» [2, c.474].

Но «существование одной из них равносильно смерти другой!» А потому никакое мирное сосуществование между ними невозможно. Ф.И.Тютчев уверен, что эта величайшая борьба и определит на многие века не только всю политическую, но и религиозную будущность человечества. И причину непримиримого противоречия автор видит именно в духовной сфере. Для пояснения этого он обращает свой взор на Россию и русский народ.

Последний для него несомненный христианин не только «в силу православия своих убеждений, но ещё благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он - христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы» [2, c.475].

Совсем иное дело - Революция. Она - «прежде всего враг христианства! Анти-христианское настроение есть душа Революции; это её особенный, отличительный характер» [2, c.475].

Ф.И.Тютчев обращает внимание на то, что самовластие человеческого «я», заменяя Бога, возводится в политическое и общественное право и на этом основании пытается овладеть обществом. Революция присвоила знамя христианства («братство»), в тоже время, отвергнув чувства смирения и самоотвержения, составляющие основу христианства. Их Революция намерена заменить духом гордости и превозношения. А этот дух, сокрушающий «все христианские верования» принесла именно разрушительная философия. Отсюда и эта ненависть Германии к России.

Ф.И.Тютчев далеко не так оптимистичен, как И.В.Киреевский в оценке перспектив эволюции немецкой философии в сторону православия [4, c.272]. Наоборот, он видит в Германии, что «в наше время в обществе нет ни одного желания, ни одной потребности (как бы искренна и законна она ни была), которую Революция, овладев её, не исказила бы и не обратила бы в ложь» [2, c.480].

Кстати, для России на неправославность господствующих идей указывал и И.В.Киреевский. (В 1853 г. в частной переписке духовный сын преп. Макария Оптинского проницательно заметил, что «натиск иноверия и безверия так силен, что уже почти не осталось ни одной мысли общественной, политической, нравственной, юридической или даже художественной, которая бы более или менее не была запачкана и измята неправославными руками, в которых она побывала» [5, т. 2, с. 275]).

Таким образом, именно «антихристианской душой» Революции объясняет Ф.И.Тютчев её «заветную мечту» - «крестовый поход против России», которая (мечта) в 1848 г. обратилась в «военный клич». В этих условиях, в Николае I воплотилась «русская мысль», отделённая от революционной среды.

Следовательно, «русская мысль» и «революция» - несовместимы, как несовместимы христианство и анти-христианство.

Ф.И.Тютчев убеждён: жизнь народа проявляется в его инстинктах и верованиях, а не в книгах, написанных для него. И исторические законы управляются волей Провидения. Теперь, когда «Запад исчезает» и «всё рушится», «святым ковчегом» всплывает ещё более громадная Российская империя и Ф.И.Тютчев не сомневается в её призвании.

Сконцентрировав в статье «Россия и Революция» своё внимание именно на духовной стороне мировых процессов, он впервые весьма рельефно выделил то главное их отличие, которое впоследствии овладело и российским обществом и чему так последовательно противостояли славянофилы, надеясь, что русский народ «додержится», а «беглецы» из высшего сословия - «обратятся».

+ + +

Поставив вопрос о христианской России и революционной Европе, Ф.И.Тютчев пытается исследовать именно «корень западного мира» - католицизм, то, что ещё осталось на Западе от «положительного христианства». «Папству и римскому вопросу» с «русской точки зрения» он посвящает свою новую статью, часть которой была опубликована в 1850 г. Соотношение католицизма и протестантизма, рассмотренное здесь, по заключению специалистов, послужило поводом и темою для «французских брошюр» А.С.Хомякова.

Протестантство и XVI век для Ф.И.Тютчева - «великий погром»; папство же - «столп, который ещё кое-как поддерживает на Западе весь тот край христианского здания», который уцелел после этого «великого погрома» [2, c.494, 495]. Но не этот «столп» есть «последняя религия Запада». Ею является «идолопоклонство» - «идолопоклонство людей Запада перед всем, что есть форма, формула и политический механизм» [2, c.496] (при отсутствии ссылок на Ф.И.Тютчева эти слова вполне можно принять за текст К.С.Аксакова). Этой-то религией и пользуется «Революция», «менее совестливая, чем дух тьмы».

Она принесла в мир новое учение - о верховной власти народа. А это есть не что иное, как верховенство человеческого «я», опирающегося на силу. Вот откуда страсть к политическим учреждениям. Поэтому совершенно логичен вывод: «новейшее государство потому лишь изгоняет государственные религии, что у него есть своя; а эта религия есть революция» [2, c.504]. И именно папство много веков назад дало «революции» необходимый «задаток».

Но Ф.И.Тютчев смотрит не только назад, но и вперёд, отмечая отличительную черту современности: связь между революцией и утопией. Ибо революция способна только разрушать. Собираясь создавать, она неизбежно впадает в утопию.

Итак, Ф.И.Тютчев исследует «самое хитроумное и грозное» («какое видали люди») «злое начало» - революцию. Она смертельный враг России. Это «мир зла, стоящий наготове и во всеоружии, с его церковью безверия» [2, c.517]. Но он видит, как выступает «словно солнце, та логика Промысла, которая, как внутренний закон, управляет событиями мира» [2, c.498].

+ + +

В литературе (и И.С.Аксаковым, и в след за ним) не раз отмечалась самостоятельность духовной природы Ф.И.Тютчева. Будучи человеком «вполне европейским», но жившим вне церковной бытовой русской стихии, во враждебной ему европейской среде, он выступил перед лицом всей Европы с теми мыслями, с какими выступили в России перед «русскими иностранцами» А.С.Хомяков и его со-ратники.

Воззрения Ф.И.Тютчева на источник смертельной опасности для человечества (материализм) полностью совпали с воззрениями славянофилов. Как верно заметил И.С.Аксаков, «поклонение своему я было ему ненавистно, а поклонение человеческому я вообще представлялось ему обоготворением ограниченности человеческого разума, добровольным отречением от высшей, недосягаемой уму, абсолютной истины, от высших надземных стремлений, - возведением человеческой личности на степень кумира, началом материалистическим, гибельным для судьбы человеческих обществ, воспринявших это начало в жизнь и в душу» [1, c.318].

Вот почему с подобным западноевропейским «аршином», ставшим общечеловеческим, общим, нельзя было измерить России. Её «стать» была «особенною». «Особенность» эту дала ей Вера Православная. Почему и стала Россия - Святой Русью. А судьбу такой страны, такого народа, действительно, невозможно понять уму, поклоняющемуся только своему «я» и плодам его воображения. Россия - земля, которую исходил в «рабском виде», благословляя, Царь Небесный. Этот край с «бедными селеньями», «скудной природой» - есть «край родной долготерпенья». И «взор иноплеменный» не поймёт, «чтО сквозит и тайно светит» в смиренной наготе Русской земли именно по причине слепой гордости.

Святитель Феофан Затворник писал: «Истина Божия проста; гордому ли уму заниматься ею? Он лучше своё выдумает. Это эффектно, хоть пусто и слабо, как сеть паутинная» [6, c.149].

Способность увидеть «тайный свет» и предполагал А.С.Хомяков, когда говорил о преимуществах чувства художника. И великий мыслитель-художник Ф.И.Тютчев, увидев главные достоинства «земли родной», предостерёг её от смертельных опасностей.

Александр Дмитриевич Каплин, доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина

Источники и литература

1. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. - М., 1981.

2. Сочинения Ф.И.Тютчева. Стихотворения и политические статьи. Изд. 2-е. - СПб., 1900.

3. Хомяков А.С. Сочинения богословские. - СПб., 1995.

4. Киреевский И.В. Избранные статьи. - М., 1984.

5. Киреевский И.В. Полн. собр. соч. В 2 т. - М., 1911.

6. Епископ Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. - М., 1991.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Каплин
«Я про себя знаю только то, что люблю Родину, что я русский человек...»
Заметки к юбилею художника-мыслителя Алексея Балабанова (25.02.1959 - 18.05.2013)
25.02.2024
«Западом и наказывал и накажет нас Господь...»
Святитель Феофан Затворник о духовном состоянии российского общества второй половины - конца XIX века
22.01.2021
Ягода-земляника
Из записок «По дороге домой»
12.11.2020
«Дай нам Бог последнего смиренья…»
К 70-летию Владимира Алексеевича Воропаева
12.11.2020
Будь не с Брёховки, а – с Харасеи
Из записок «По дороге домой»
06.11.2020
Все статьи Александр Каплин
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Консервативная классика
Слово о русской философии. Павел Флоренский.
«Троице-Сергиева лавра и Россия»
27.03.2024
Слово о русской философии. Павел Флоренский
«Столп и утверждение истины»
21.03.2024
Слово о русской философии
Дмитрий Мережковский – «Христос и Антихрист»
06.03.2024
Слово о русской философии
«Иван Ильин – Сопротивление злу силой»
29.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54