itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Исторически и морально правы оказались мы»

И.Л. Солоневич и славянофилы. Перечитывая «Народную монархию»

Новости Москвы  Консервативная классика 
0
293
Время на чтение 5 минут

Славянофилов не раз упрекали в излишней теоретичности воззрений, их оторванности от реальной жизни. Однако жизнь показала, что это далеко не так. Революции, другие трагические события, казавшиеся в XIX веке немыслимыми, как это ни парадоксально, не только показали правильность и жизнеспособность многих аспектов славянофильской идеи, но и породили мыслителя, настойчиво и резко развивавшего некоторые из них в совершенно новых исторических условиях.

И это при всём том, что Иван Лукьянович Солоневич (1891-1953), будучи из семьи белорусских крестьян, не только не испытывал симпатий к дворянству, русской дворянской исторической науке, но и прямо обвинял её (стоявшую на «немецкой стороне») в неспособности понять совершенно особую судьбу России. Славянофилов (как «публицистов»), правда, «наукой» он не называл, подчёркивая: «пока что правильно предвидели именно они» [1, с.212].

Это из уст И.Л. Солоневича была высочайшая похвала. Мнение об остальной науке он выражал в духе нижеприводимого отрывка: «Нам сто лет подряд Бердяи Булгаковичи и Булгаки Бердяевичи - с кафедр, трибун, столбцов, из пудовых томов и копеечных шпаргалок втемяшивали такие представления и о России, и о нас самих, - что мы и России и самих себя стали как-то конфузиться [1, с.365]. Поэтому основную задачу русской общественной мысли И.Л. Солоневич видел в «ее собственном обезвздоривании» [1, с.151].

Себя И.Л. Солоневич считал «литературно-политическим наследником Посошкова: первым, лет этак за двести, русским публицистом, пытающимся выразить чисто крестьянскую точку зрения на русскую историю и на русский сегодняшний день»; следом подчёркивая, что это не сословная точка зрения, а со «всякими поправками» её можно считать «общенациональной» или «средненациональной точкой зрения» [1, с.364].

Учитывая, что о крестьянах и их положительной роли в русской истории И.Л. Солоневич говорил не раз, то тут нельзя не заметить близости не только к И.Т. Посошкову, но и к К.С. Аксакову, формулу которого (в своей редакции): «Народу - сила мнения, Царю - сила власти» он так одобрял.

И.Л. Солоневич исходил из того, что индивидуальные особенности русского народа принципиально своеобразны и потому «Россия - не Европа, но и не Азия и даже не Евразия. Это - просто - Россия. Совершенно своеобразный национальный, государственный и культурный комплекс, одинаково чётко отличающийся и от Европы, и от Азии» [1, с.16]. Кроме того: «ни один из выживших народов мира такой трагической судьбы не имел» [1, с.136]. Именно «русская идея государственности, нации и культуры», полагал он, «явилась, является и сейчас (в 1940-е гг. - А.К.) определяющей идеей всего национально-государственного строительства России» [1, с.16].

Как и К.С. Аксаков, И.Л. Солоневич считает, что «русская история, в сущности, очень проста - при всей её трагичности» [30, с.152]. Но русская историография «за отдельными и почти единичными исключениями есть результат наблюдения русских исторических процессов с нерусской точки зрения», а потому необходимо вернуться «к себе домой, на родину - после двухсотпятидесяти лет и философских и физических скитаний по философическим и физическим задворкам Европы» [1, с.26]. Ибо «Россия имеет свои пути, выработала свои методы, идёт к своим целям и... поэтому никакие политические заимствования извне ни к чему, кроме катастрофы, привести не могут» [1, с.21].

Поэтому «домой» - значит «в старую Москву, к принципам, проверенным практикой по меньшей мере восьми столетий», к реальным фактам русской исторической жизни, рассматривая «интересы русского народа» такими, «какими он сам их понимает», а эти интересы выявляются не «из интересов иностранной философии и не из вымыслов отечественной литературы, а из поступков русского народа за всю его историческую жизнь» [1, с.26, 37].

«Основную нить» русской истории И.Л. Солоневич видит в следующем образе: «С первого дня основания русской государственности она была окрашена: а) сознанием государственного и национального единства, б) отсутствием племенной розни (наш нынешний «космополитизм»), в) обострённым чувством социальной справедливости и г) чрезвычайной способностью к совместному действию...» [1, с.292].

Не только общим пафосом дать «русское понимание русской истории» близок И.Л. Солоневич славянофильству, но и конкретной оценкой призвания варягов и их роли в становлении русской государственности, значения православия, отношением к эпохе Москвы, монархии, Земским Соборам и вообще к духу соборности, крестьянской общине и роли крестьянства в русской истории, но особенно к петровским преобразованиям и их результатам и последствиям (разделению общества на две части и т.д.).

Несмотря на то, что собственно богословских споров И.Л. Солоневич не любил и особенно к ним не обращался, он неизменно констатировал, что именно «в религии концентрируются все национальные запасы инстинктов, эмоций и морали» и «умирание религии есть, прежде всего, умирание национального инстинкта, смерть инстинкта жизни» [1, с.376, 377].

Так вот этот «инстинкт жизни», по И.Л. Солоневичу, «по-видимому, никогда и нигде в истории мира...не проявил себя с такой полнотой, упорством и цепкостью, как в истории Москвы. По-видимому, никогда и нигде в мире не было проявлено такого единства национальной воли и национальной идеи», носившей религиозный характер [1, с.377].

Именно русский народ, считал И.Л. Солоневич, хранителем православия, уточняя, что «православие является национальной религией русского народа» [1, с.385]. Славянофилы, конечно, на этот счёт не могли ограничиваться подобной краткостью (Ср. хотя бы с выражением А.С. Хомякова: «Православие спасает не человека, а человечество». См. также комм. Д.А. Хомякова [2, с.9 и др.]).

Но, как и славянофилы, И.Л. Солоневич не просто призывает: «Домой», а полагает, что будущее необходимо строить «исходя из нашего прошлого» и поэтому - это «великое возвращение» в «свой дом к своему идеалу».

Поэтому-то он и не может терпеть ложь сказок о «сусальной Европе» и «варварской Москве» - его, И.Л. Солоневича, и русского народа - доме, который так кощунственно разрушал и развращал Пётр I.

И.Л. Солоневичу в условиях эмиграции не было особой нужды пускаться в деликатные изъяснения. Он брал факты и беспощадно публично их осмысливал. Основные выводы, сделанные им - это подтверждение (в более резкой форме) основных славянофильских воззрений на петровские преобразования и их гибельные для России результаты, которые И.Л. Солоневич видит в революциях и сталинском режиме.

При этом отвечает на упрёки П.А. Флоренского [3] в адрес А.С. Хомякова по поводу избрания Михаила Романова: основная идея всякой монархии есть «воля Божия» и утверждение новой монархии именно и было «волей Божией» «несмотря даже и на всенародное избрание»; да, «в Москве не было конституции», но там была «традиция» [1, с.484, 485]. С Петра I на целые сто лет до 14 декабря 1825 г. «в России самодержавной монархии не было вообще», ибо «исчез самый основной смысл русского самодержавия, единоличная власть, не подчиненная никакому классу страны, власть ответственная, по крайней мере теоретически, только перед своей совестью» [1, с.463].

Итак, если славянофилы писали и предсказывали до «великой катастрофы», то И.Л. Солоневич, переживя её (хотя и признавал, что «дороги нашей революции пройдены ещё не все» [1, с.224]), надеялся на «великое возвращение». Этим оптимизмом, который он считал неотъемлемым для православного русского человека, он также близок славянофилам. А поэтому, несмотря на то, что «физически» «мы» оказались разбиты, «исторически и морально оказались правы Мы» [1, с.370]. И «старомосковский рецепт»: «решение целого ряда вещей предоставить» «Богу и Великому Государю» даёт «наилучшие результаты из всех мыслимых» [1, с.372].

Александр Дмитриевич Каплин, профессор Харьковского университета, доктор исторических наук

Литература

1. Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991.

2. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Монреаль, 1983.

3. Флоренский П. Около Хомякова (Критические заметки). Сергиев Посад, 1916.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Каплин
«Я про себя знаю только то, что люблю Родину, что я русский человек...»
Заметки к юбилею художника-мыслителя Алексея Балабанова (25.02.1959 - 18.05.2013)
25.02.2024
«Западом и наказывал и накажет нас Господь...»
Святитель Феофан Затворник о духовном состоянии российского общества второй половины - конца XIX века
22.01.2021
Ягода-земляника
Из записок «По дороге домой»
12.11.2020
«Дай нам Бог последнего смиренья…»
К 70-летию Владимира Алексеевича Воропаева
12.11.2020
Будь не с Брёховки, а – с Харасеи
Из записок «По дороге домой»
06.11.2020
Все статьи Александр Каплин
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Консервативная классика
Слово о русской философии. Павел Флоренский.
«Троице-Сергиева лавра и Россия»
27.03.2024
Слово о русской философии. Павел Флоренский
«Столп и утверждение истины»
21.03.2024
Слово о русской философии
Дмитрий Мережковский – «Христос и Антихрист»
06.03.2024
Слово о русской философии
«Иван Ильин – Сопротивление злу силой»
29.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09