Постмодернистская Европа по духовной своей сути - языческая и гедонистическая, коренное население её всё более становится атеистически потребительским и вымирает, а приезжее население привозит с собой в Европу различные формы язычества Африки и Азии. Европа - на распутье и в нерешительности. Индикатором этого состояния в самой Европе выступает наука, как гуманитарная, так и естественная. В последнее время таким индикатором стала и Конституция объединённой Европы.
Во второй половине 20-го века в Европе появилось множество научных культурологических и философских работ, в которых ставился вопрос о логике развития Европы, о духовном здоровье Европы, о будущем Европы, вопрос о существе постмодернизма и о реальных принципах жизнедеятельности современной Европы. К их числу также относится работа О. Шпенглера «Закат Европы», Ж-Ф. Лиотара «Постсовременное состояние», Р. Гвардини «Конец нового времени».
Вот некоторые заключения из упомянутых работ.
«Обращение к метанарративам исключено, мы не можем теперь прибегать, ни к диалектике Духа, ни к диалектике освобождения человечества, как к удостоверению верности постмодернистского дискурса» (Ж-Ф. Лиотар).
«Консенсус стал устаревшей и подозрительной ценностью. Вот уж что не является им, так это справедливость. Таким образом, необходимо обратиться к идее и практике справедливости, которая не должна быть связана с идеей и практикой консенсуса» (Ж-Ф. Лиотар).
«Я имел возможность проконсультироваться с сорока физиками-теоретиками... Мои коллеги, несмотря на различие их взглядов, придерживаются, по крайней мере, одного убеждения. Все признают, что мы не понимаем природу материи, законов, которые управляют ею, языка, которым она может быть описана». (Р. Оппенгеймер).
«Новое время, с одной стороны, возвышает человека - за счёт Бога, против Бога; с другой стороны, с геростратовской радостью, оно делает его частью природы, не отличающейся в принципе от животного и растения. Обе стороны взаимосвязаны и неотделимы от общего изменения картины мира» (Р. Гвардини).
Атеистическая Европа пытаясь противопоставить науку и религию, утрачивает связь между природой и наукой, между наукой и способностью понимать, между либеральными принципами и реальной жизнью. Грубейшая ошибка антропоцентризма сорвала спусковой крючок вырождения атлантических европейцев. Увлёкшись анализом и формализмом, пренебрегая целостностью рассмотрения, самовлюблённая Европа стала, прежде всего, замечать то, что разъединяет мир, а не то, что его объединяет и делает цельным. Она стала предпочитать то, что ей нужно и выгодно (утилитаризм), тому, что нужно для устойчивости мира. Она стала делить мир на западный и восточный, на прогрессивный и непрогрессивный, на цивилизованный и не цивилизованный; для неё комфорт стал важнее веры и труда. Она всё более стала строить свои отношения и свою культуру вне Заповедей Христовых. Как следствие, она утратила интерес к христианской вере и не заметила, как потеряла системную связь с Творцом и животворящим Его Духом. Несмотря на все европейские достижения по части внешнего комфорта, западным европейцами становилась жить всё менее уютно и менее спокойно. Им стало всё труднее разбираться в противоречиях между явлениями внешней жизни и состоянием их внутренней жизни, или жизни души и ума. Объективным показателем этого стало появление в их культуре психоанализа.
На первый взгляд, кажется странным обилие психопатологии в их психоанализе. Но это кажущееся противоречие, при научно-религиозном подходе, когда душа и дух не исключаются из рассмотрения, легко разрешается. Дело в том, что душа, потерявшая системную связь с Богом и Духом, приводит психику человека к патологическому, противоестественному, тревожному состоянию. Ко времени возникновения психоанализа в Европе уже был разгул атеизма, и большинство европейских душ находилось в состоянии духовной и душевной болезни и патологии. На этой реальной базе психоанализ сроднился с психопатологией и потерял интерес к здоровым душам. Здоровая душа к тому времени уже была не типична для Европы. Психоанализ - это европейская попытка моделирования поведения больных душ.
Появление психоанализа явственно знаменовало собой тот факт, что большая часть западных европейцев по сути отпала от Христианской веры, даже если они формально причисляли себя к верующим. Когда болезнующих в атеизме душ было мало, в Европе психоанализ был не нужен. Когда же человеческая гордыня и болеющие в ней души приобрели характер массового явления, европейская формализованная жизнь, вернувшаяся к языческому праву, потребовала найти какую-то суррогатную среду существования для духовно опустошенных душ, новые модели их поведения и новую мораль и этику. Эту среду для больных душ структурно определил психоанализ. В силу этого, психоанализ принципиально не нужен людям, живущим в здоровой христианской культуре, душа которых систематически исповедуется и причащается Святых Таинств. В условиях неискажённого христианства психоанализ - просто «архитектурное излишество». Вот по этой причине он в России появился заметно позже, чем на Западе.
С начала появления психоанализа в Европе прошло уже около века, а на атлантических её окраинах, продолжая на деле противопоставлять науку религии, закон - благодати, никак не могут понять, почему европейцы испытывают всё больше и больше внутреннего беспокойства и всё чаще впадают в депрессии. Их новые научные достижения и этика, материализованные в «антидепрессантах», являются новым нелицеприятным диагнозом духовного состояния большинства жителей атлантической Европы, которая продолжает и дальше скатываться в болото атеизма, утилитаризма, гедонизма и разрушающего нравственность рынка. Распространённая на Западе русофобия имеет ту же духовную причину, что и их потребность в психоанализе и антидепрессантах - это духовная опустошённость и постоянное беспокойство.
В середине 20-го века в западной Европе насчитывалось 58% католиков от общего числа жителей и 14% - протестантов, на рубеже 20-го и 21-го веков католики там составляли только 17%, а протестанты - 2%. По прогнозам, к 2020-му году в западной Европе католиков будет 10%, а протестантов - меньше 1%. Западная Европа всё больше духовно нищает и реально не защищает свои духовные ценности. Она будет повержена сначала духовно, а затем - физически. Формальный правопорядок её не спасёт, ибо причина её духовно-культурного недуга - не формальна, а сущностна и системна, она связана с нарушением принципиальной связи с Творцом. Западные обществоведческие науки пока это сильно не беспокоит, в их формальные модели плохо помещается и Бог, и Дух, и Православие.
Богоотступничество или богооставленность?
Возникает вопрос: Что такое атеизм: богоотступничество и богооставленность?
Богоотступничество - это такой грех, когда человек по собственной воле отступает об Бога, рвёт с Ним связь и уходит в самоутверждение и гордыню. Богооставленность - это испытание человека, посланное свыше для вразумления и трезвой оценке человеческих сил, для укрепления человека в вере, в заповедях Божиих и в христианской миссии. В состоянии богоотступничества человек забывает о Боге, уходит в ересь антропоцентризма, гордо полагается на свою волю и свои силы. Грех гордыни он возводит в ранг достоинства личности, и личность понимает как свободную, гордую, самонадеянную личность, но не как личность креста и подвига.
Бог никогда не навязывает человеку то или иное состояние. Своё духовно-душевное состояние человек всегда определяет сам. Бог всегда в моменты духовной брани и сомнений, в моменты духовного утверждения даёт человеку свободу выбора. И состояние богоотступничества человек выбирает сам. Бог не обязывает человека креститься, крестится человек по собственной воле. Но, крестившись, он берёт на себя христианский крест и Христовы заповеди, должен их честно соблюдать и нести до конца свей жизни. Бог не освобождает человека от своих Заповедей и взятого креста. Человек освобождает себя от них сам, по своей воле, а через это он по своей воле освобождает себя и от Бога, т. е. совершает грех богоотступничества. Выбрав его сам, человек сам и должен за него отвечать. Примеры богоотступничества мы находим в Ветхом Завете и в Новом Завете. За них еврейский народ держит ответ перед Богом до сих пор. Эти примеры мы находим и в новейшей истории Европы, например, грех фашизма, грех гедонизма, грех высокомерия. Грех богоотступничества всегда связан с грехом гордыни или грешным желанием поменять веру и христианскую любовь на комфорт и земные удовольствия.
Для того, чтобы исправить своё искажённое душевно-духовное состояние, нужна готовность человека к духовному подвигу, определённое развитие молитвенной практики и культуры. А в гедонистической цивилизации очень большой недостаток и в том, и в другом. Молитвенной практике предпочитают оккультизм и комфорт. Но в комфорте невозможно спастись, в нём можно только ещё больше духовно разложиться. Наиболее ярко богоотступность западной культуры проявляется в том, что принцип отступления от христианской духовности является обязательным для большинства постмодернистских гуманитарных наук (этики, правоведения, культурологии и др.). Это же наглядно проявляется и в европейской Конституции.
В состоянии богооставленности человек связи с Богом не теряет, но скорбит о кажущейся потере Божией благодати. Состояние богооставленности даётся христианину для того, чтобы достойно нести свой крест, полученный им от Церкви. С этим состоянием знакомы многие новоначальные, когда, после некоторого времени пребывания в Божией благодати, они вдруг теряют ощущение её в себе и этим смущаются. Наиболее сильное свидетельство тяжести нахождения в этом состоянии мы находим в Новом Завете в момент крестной смерти Спасителя. «Около 9-го часа Иисус Христос громко воскликнул: «Или, Или! лама савахфани!», то есть «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил!». Связь Иисуса Христа с Богом-Отцом в этот момент была, был разговор и была нераздельность, тяжесть Креста была и была огромна. Но возложенный на Иисуса Христа Богом-Отцом Крест надо было донести до спасительного и искупительного конца. И Сам Спаситель с этим согласился, в своём молении о чаше Он произнёс, обращаясь в Отцу: «Да будет воля Твоя!»
В истории христианства известны случаи, когда за богоотступничество предавали анафеме и отлучали от Церкви, но богооставленность никогда не наказывалась ни тем, ни другим. Это тоже говорит о том, что обсуждаемые два состояния по духовной своей сути качественно разные.
Некоторые полагают, что атеизм был дан Европе, чтобы провести её через испытание богоставленности. Но это мнение с христианской точки зрения несостоятельно. Европейцы в своём большинстве не несут креста, возложенного на них Христовой Церковью. Об этом свидетельствует и статистика, приведённая выше. Бог не мог и не навязывал европейцам атеизм. Они выбрали его сами, и по своей воле отступили от Бога, хотя со стороны Бога на этот счёт были явные предупреждения: инквизиция, анафемы еретикам-атеистам, многочисленные отлучения от Церкви, знамения, кровопролитные многолетние войны, в последнее время очевидная перспектива вырождения в разврате и пресыщенности. Если бы европейцы атеизм не выбирали сами, они бы тогда не пели дифирамбы Ренессансу, не поклонялись человеческой самости и кумирам атеизма: Вольтеру, Декарту, Спинозе и др.; не рвались бы к свободе без Бога, не заменяли Божьи Заповеди на противоположные. Бог не освобождает людей от Своих Заповедей и не снимает с них принятого креста. Вся постренессансная культура Европы - это последовательное освобождение европейского общества от христианских заповедей, последовательное умножение искушений для людей. Надо отметить, что эти последовательно нарастающие этапы богоотступничества не проходили мимо сознания европейцев незамеченными, новые качественные изменения в своём богоотступничестве они обозначали новыми именами: просвещённая монархия, протестантизм и идеалистическая философия; республиканский строй, атеизм и утилитаризм; демократия, гедонизм и атлантизм; глобализм, религиозный плюрализм и постмодернизм. Причём, европейцы совершенно сознательно привлекают для оправдания своей духовной деградации авторитет науки, что нашло своё отражение в большом числе политически ангажированных культурно-социальных теорий и дисциплин: утилитаризма, материализма, научного атеизма, эгоизма, критического реализма, детерминизма, волюнтаризма, гуманизма, политической социологии, политической религии и т.п.
Постмодернизм - текущее состояние сознания большинства европейцев, состояние изжитости христианского духа и классической культуры. Предтечей постмодернизма можно считать Спинозу. В своём «Богословско-политическом трактате» 1670 г. он утверждал, что Библия не может быть источником истины и авторитетом для философии и науки, между христианским богословием и философией нет никакой связи и никакого родства. Он резко критикует Христианскую Церковь, ратует за введение в государстве новой «всеобщей религии» и выступает сторонником «общественного договора», столь модного теперь.
Запад ориентирован на обращение человека к земному, к потребностям тела, а не души. Западная политика по существу есть политика ориентирования человека на сугубо земные потребности. Сознательно подчиняя себя одним земным ценностям и воле тела, человек сознательно идет против воли Божией.
Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, доцент, академик ПАНИ, ветеран Великой Отечественной войны