Сербский старец

К семилетию со дня кончины архимандрита Фаддея Витовницкого (Штрбуловича)

0
981
Время на чтение 12 минут

В ночь на 14 апреля 2003 г. в Бачской Паланке скончался архимандрит Фаддей (Штрбулович). Православная Сербия знала его как старца Фаддея Витовницкого. Тысячи людей приходили к нему за советом и духовным наставлением, а его поучения передавались из уст в уста.

архимандрит Фаддей ВитовницкийПриходили к о. Фаддею с самыми разными вопросами. Кто-то искал душевного мира, кто-то просил помолиться об исцелении больных, кто-то спрашивал о том, как лучше продать квартиру или выдать дочь замуж. Он давал совет каждому. Тем, кто посмеивался и говорил, что к старцу теперь ходят вместо гадалки, о. Фаддей отвечал, что любая проблема могла быть тем переломным моментом в жизни человека, от которого зависит спасение его души. Бывало, что к нему приходили с бытовыми вопросами, а уходили, переосмысливая свою жизнь.

После духовной беседы со старцем в монастыре Туман один паломник записал: «Он покорил меня несколькими фразами, которыми мы обменялись в монастырском саду... Он был небольшого роста, худощавый, седой, с добрыми карими глазами; в его голосе звучало смирение и радость. Чувствовалось, что он исполнен чем-то таким, что притягивало к нему людей. Он излучал свет; людям хотелось находиться рядом с ним».

«Я хочу служить Богу, потому что Он надо всем»

Фомислав Штрбулович родился 6 октября 1914 г. Родился семимесячным, на ярмарке, куда в тот день отправились его родители, крестьяне из села Витовницы. Никто не надеялся, что он выживет, поэтому младенца сразу же окрестили и назвали Фомиславом в честь апостола Фомы. Вопреки ожиданиям, ребенок не умер, но рос очень слабым и был непохожим на сверстников, которые его дразнили. Мать умерла, когда он был еще мал. После ее смерти отец женился во второй раз, а когда умерла и вторая жена - в третий. Отношения с мачехами у мальчика не складывались, а постоянные упреки и проигрышные сравнения с однолетками заставляли его все глубже уходить в себя.

Школу Фомислав окончил с отличием. По настоянию отца он поступил в ремесленно-торговое училище, чтобы учиться на портного, но заветной мечтой юноши было монашество. Позже о. Фаддей рассказывал: «Я с детства понимал, что существует служение: родители служат детям, дети служат родителям; и тогда мне пришла мысль, что если один служит другому, то и я хочу служить - Богу, потому что Он надо всем».

В восемнадцать лет он написал письмо в монастырь Горняк с просьбой принять его послушником. Ответа не было год. Тем временем, юноша заболел туберкулезом. Назначенное лечение было тяжелым, но врачи сказали, что если он откажется лечиться, больше пяти лет жизни они ему не дадут. Тогда Фомислав принял решение: «Я решил больше не жить для этого мира, а посвятить свои краткие дни до смерти Господу». Он ушел из больницы и отправился в монастырь Горняк. В монастыре Фомислав рассказал настоятелю свою историю и опять попросил принять его послушником. При его разговоре с настоятелем присутствовал один русский монах. На следующий день он подошел к Фомиславу и сказал: «Я вчера слышал твой разговор с настоятелем. Ты не найдешь ни в одном из здешних монастырей того монашества, каким ты себе его представляешь. Такое устройство есть только в монастыре Мильково. Там собрались русские монахи, бежавшие из Валаамского монастыря в Финляндии. Ты должен идти туда - там ты найдешь то, чего ищет твоя душа».

 

Начало пути

Двери монастыря Мильково отворились для Фомислава 24 июля 1932 г. Впоследствии он рассказывал: «У врат я встретил молодого послушника, спросил его здесь ли настоятель. «Здесь», - сказал он и проводил меня на территорию монастыря. Вижу, настоятель перепоясал мантию и босиком месит глину; посмотрел на меня и говорит: «А, ты хочешь быть монахом!» - «Хочу», - ответил я. «Хорошо, а я готовлю баню для братии. Отведи его подкрепиться, - обратился он к послушнику, - и дай ему келью, пусть отдохнет, вечером бдение, а он не привык к нашим долгим службам».

В монастыре Мильково жили около 30 монахов. Большинство - русские. После того, как Валаам отошел к Финляндии, они покинули Валаамский монастырь и перебрались в Сербию. Настоятелем был архимандрит Амвросий (Курганов), духовное чадо прп. Амвросия Оптинского. По словам о. Фаддея, архимандрит Амвросий «никогда никого не наказывал, ни о ком не думал плохо, ни на кого не смотрел с раздражением. Каждого любил таким, каков он есть, и молился Богу, чтобы Он просветил человека».

В монастыре Фомушке, как ласково называли его монахи, дали четки и научили молиться по ним. «Я полностью предался Иисусовой молитве. Я думал: «Тебе осталось лишь пять лет жизни, так не трать их напрасно, найди путь к своему Господу!»

Монахи научили его и русскому языку. О. Фаддей вспоминал: «Я хотел познать цель нашей жизни здесь на земле. Листал творения святых отцов, смотрел, каким было их внутреннее состояние... и тогда я увидел, что совершенство христианской жизни не в совершении чудес, не в исцелении больных, не в воскрешении мертвых, а в полном смирении».

В Мильково же послушник Фома познакомился с иеромонахом Иоанном Максимовичем, впоследствии святителем Сан-Францисским и Шанхайским, который преподавал в Битольской семинарии и приезжал в монастырь на летние каникулы. О. Фаддей потом рассказывал, что часто, когда они вместе пололи монастырский сад, они настолько увлекались разговором, что послушание оставалось невыполненным.

«Предстоит тебе ещё многих утешить и ободрить»

Через год после поступления Фомы в монастырь умер настоятель, а среди братии произошло разделение из-за настоятельской должности. Вместе с некоторыми другими монахами молодой послушник перешел в монастырь Горняк. Там 26 февраля 1935 г. он принял монашеский постриг с именем Фаддей, а в мае 1935 г. был рукоположен в сан иеродиакона. В монастыре Раковица он закончил иконописную школу. В 1938 г. его рукоположили в сан иеромонаха и направили в монастырь Печская Патриархия. В Печи было сильно влияние коммунистов. Настоятель монастыря к ним относился лояльно, но некоторые монахи, в их числе о. Фаддей - очень негативно. Неприязнь была взаимной, и коммунисты, которые время от времени посещали монастырь, угрожали ему: «Придет наше время, не будешь ты монахом, дадим мы тебе другое дело».

Когда в 1941 г. началась война, о. Фаддей вернулся в Белград, в монастырь Раковица. За время фашистской оккупации он был арестован дважды. В первый раз в 1941 г. на белградском вокзале, по обвинению в том, что он отправлялся в Банатскую епархию «организовывать коммунистические ячейки» и «устроить бунт против оккупантов». В тот раз он был освобожден «за недостатком доказательств» достаточно быстро. Второй раз он был арестован в 1943 г. Как рецидивиста, припомнив ему предыдущие недоказанные обвинения, фашисты приговорили иеромонаха Фаддея к смертной казни. Он вспоминал: «Лежу, думаю - нет мне спасения! Отчаяние! И вдруг передо мной явился высокий воин с перекрещенной на груди золотой лентой. На голове не было шлема, только лоб чем-то перехвачен. Надо лбом прекрасный султан и военная форма, как на древней фреске. Высок, прекрасен! На земле таких не бывает! Держит в руке свиток и смотрит на меня. И я понимаю ясно - Ангел, утешение от Господа! Воин Божий развернул свиток и сказал: «Смотри, на свитке карта Сербии, не бойся, не страшись, предстоит тебе ещё многих утешить и ободрить. Ты понял?»

Игумен

После войны до 1947 г. о. Фаддей служил в Белграде, затем его перевели в монастырь Горняк. В том же году патриарший местоблюститель митрополит Иосиф поручил ему взять на себя управление монастырем Печская Патриархия. С юности о. Фаддей стремился к монашескому уединению, поэтому он всячески пытался уклониться от настоятельской должности. Тогда ему удалось отказаться, но когда Патриарх Гавриил вернулся из ссылки, отказываться далее стало невозможно.

Накануне десятилетия своего служения иеромонах Фаддей был возведен в сан игумена в Соборной церкви Белграда и назначен наместником монастыря Печская Патриархия. Он управлял монастырем с 1949 по 1955 гг. Служение было нелегким: после войны и оккупации многие здания были повреждены, среди братии были нестроения, а на территории жили десять семей беженцев и размещался партизанский штаб. В Печской Патриархии он дважды переживал нервный срыв: «Очень мне было трудно. И если бы не Господь, я бы не справился сам».

В 1955 г. он несколько месяцев исполнял обязанности приходского священника в Браничевской епархии, но в 1956 г. его вновь назначают наместником монастыря Печская Патриархия. Ещё через год последовал перевод настоятелем в монастырь Горняк.

Много лет о. Фаддей мечтал навсегда остаться на Афоне, в монастыре Хиландар, обители св. Саввы, которого в Сербии почитают, как в России прп. Сергия Радонежского. После многократных прошений благословение на отъезд было получено. Однако остаться навсегда на Святой Горе о. Фаддею было не суждено. Спустя два месяца после прибытия хиландарцы сообщили ему, что срок его визы на пребывние на Афоне истек, и он должен вернуться в Сербию. Архимандрит Иоанн (Радосавлевич) в книге «Монашеский образ жизни» пишет: «Иеромонах Фаддей понял, что причиной случившегося стало то, что он прибыл на Афон как игумен, а не как послушник...». Позже о. Фаддей осознал, что не смог обрести покой на Афоне, потому что следовал своей, а не Божией воле, которая была ему открыта на тюремных нарах в 1943 г.: «Должен ты еще много душ утешить и укрепить».

В 1962 г. о. Фаддей был поставлен игуменом монастыря Витовница, рядом с селом, в котором он родился. Через много лет название этого монастыря вытеснит из людского сознания его фамилию, и он станет известен как Фаддей Витовницкий.

«Вот крест, который надлежит тебе нести»

Настоятельское служение, сначала в сане игумена, затем - архимандрита, давалось о. Фаддею очень тяжело. В конце жизни он вспоминал: «Настоятельская должность всегда была для меня очень трудной, потому что мне приходилось мысленно привязываться к материальным заботам о братии, о людях. Я всегда терял ту бесплатную благодать, которую обрел, будучи послушником», «Я был настоятелем пятьдесят лет. Какие только беды не посещали меня в течение этих лет! Восемь раз я подавал прошения об освобождении от этой должности... Владыка говорил мне: «Что с тобой такое, почему ты не хочешь быть настоятелем? Другие просят об этом, а ты отказываешься...»

Когда в 1972 г., уже после увольнения на покой, о. Фаддей был вновь назначен настоятелем в монастырь Покайница, он сильно расстроился. Однако вскоре ему приснился сон: «Во сне мне явился Господь и предупредил меня не искать освобождения от настоятельства. Я оказался прямо перед Ним, смотрю, на Нем надета епитрахиль, через плечо омофор, а поверх омофора ещё одна епитрахиль. И Он говорит, обращаясь ко мне: «Что воюешь, если ты не послушен? Всюду, где ты был настоятелем, ты досаждал просьбами об освобождении, больше не делай этого. Всякое послушание нужно исполнять с большой любовью, ревностно и преданно, не обращая внимания на зависть и злобу, которая кружит и нападает на тебя, - затем трижды перекрестил меня с головы до ног, взял в руки епитрахиль и возложил на меня. - Вот крест, который надлежит тебе нести». Крестом оказался крест старчества.

О. Фаддей вспоминал, что, хотя большую часть жизни он избегал общения, но в 1975 г. он начал посещать молитвенные собрания в Крнево: «Тогда моя голова была полна святоотеческими изречениями. Народ спрашивает меня то одно, то другое, я отвечаю, вижу, им нравится, что я говорю. Там я познакомился со многими богомольцами, которые в поучениях святых отцов нашли ответы на многие мучавшие их вопросы. С тех пор люди начали все чаще и чаще приходить ко мне...»

Из монастыря Покайница о. Фаддея перевели на должность духовника в монастырь Туман, а в 1981 г. опять в Витовницу, где он оставался почти до конца жизни. С начала 1980 гг. все больше людей обращались к нему за советом. Сначала из окрестностей, потом из Белграда, а потом и со всей бывшей Югославии.

«Не будет мира, пока Косово не станет сербским»

В тяжелые 90е годы о. Фаддею часто задавали вопрос: «За что Господь попустил такие беды сербскому народу». Старец отвечал, что за неверие и отсутствие покаяния. «Мы страдаем потому, что у нас злые мысли и злые желания. Мы сами являемся причиной своих страданий, потому что в нашем народе нет покаяния. Нет покаяния ни среди верующих, ни тем более среди неверующих. Пятьдесят лет коммунизма причинили большое зло, гораздо большее, чем пятьсот лет турецкого ига. Они отдалили народ от Бога». Главным несчастьем, по его мнению, было открытое или завуалированное подстрекание ненависти между народами. Здесь он рассказывал еще один сон: он прикладывался в храме к иконам и вдруг перед иконой появился Сам Христос в слезах. На вопрос, почему Он плачет, Господь ответил: «Из-за людей, которые отвечают злом на зло».

В одном интервью его спросили: «Батюшка, что Вы думаете о православном сербском народе?» О. Фаддей ответил: «До Балканской войны сербы еще держали в руках четки и молились Богу. С тех пор и до начала Второй мировой войны, четки все реже оказывались в руках сербов и все меньше было тех, кто умел ими пользоваться. Сегодня, в 1994 г., православных бывает трудно отличить, есть люди, которые словно из ада вышли. После каждого падения нужно вставать и продолжать свой путь к Богу».

В последние годы жизни архимандрита Фаддея подготавливалась независимость Косово. Когда старца спрашивали о будущем, он говорил: «Пусть делают, что задумали, все равно они все вернут. Не будет мира, пока Косово не станет сербским».

«Царство Небесное - это праведность, мир и радость в Духе Святом»

Наверно, самая знаменитая фраза о. Фаддея - «Каковы наши мысли, такова и наша жизнь. Люди мало задумываются над этим, но Господь нам открывает, что мысль - огромная сила. Тело без духа мертво». Старец рассказывал, что над силой мысли он стал задумываться еще в детстве. Мальчиком он заметил, что если к игре примешиваются другие мысли и заботы, то игра не приносит радости. Тогда он сделал вывод, что нужно научиться направлять свои мысли в одном направлении, в каком человек сам захочет, и от этого будет зависеть успех того, чем он занимается. Позже старец говорил:»В духовном мире мысли понятны так же, как слова. Они слышны. Поэтому труд над своей душой драгоценней любого дара в этом мире», «если наши мысли спокойны, тихи, благородны, кротки - такой же будет и наша жизнь».

К о. Фаддею часто приходили с жалобами на отсутствие мира в семье, непонимание близких, ссоры и неурядицы. В таких случаях он советовал: «Мы должны побеждать зло миром и сердечной тишиной, добрыми и тихими мыслями. Иначе с нами так и будут приключаться беды и горести. Если мы сами не смиримся, Господь не перестанет нас смирять. Одна и та же беда, которая приносит нам много страданий и боли, будет повторяться постоянно, пока мы не научимся побеждать ее миром, тишиной и смирением и не придавать ей значения. Поэтому тот, кто стремится к Богу, проходит через многие испытания. Случается, что и самые близкие нам люди презирают, отвергают нас, и мы должны мирно, с пониманием принять это и не осуждать никого. Потому что мы все ведем борьбу, все наши родные, близкие и дальние, все в борьбе! Давайте представим, что мы на их месте могли бы поступить намного хуже и смиримся».

Еще он говорил: «Часто случаются с нами беды и несчастья здесь, на земле - это потому, что мы ещё не смирились. Когда душа смирится и покорится Воле Божией, тогда кончаются наши мучения и страдания, потому что тогда страдания становятся как-то милы нашему сердцу и душе. Тогда мы обретаем совсем иное понимание жизни. Все нам хорошо, потому что Богу угодно. Мы - Его творение, и все сотворенное - Его, потому что Он создал это все, чтобы и мы были причастниками Его Божественной любви, Его мира и радости».

Вообще, слова «мир» и «радость» - одни из самых частых в поучениях о. Фаддея.

«Царство Небесное - это праведность, мир и радость в Духе Святом», - повторял он. «И по одиночке любовь, мир и радость творят чудо, а соединенные вместе могут повелевать всем. Когда они соберутся воедино и утвердятся в сердце, из него исходит покой и мир. Даже горы можно двигать, исцелять! Господь показал нам пример, как это происходит, и сказал, что и мы так можем Его Божественной силой».

Старец много раз повторял, что многие беды и несчастья происходят от непослушания родителям, неуважения к ним. «Не может вам быть хорошо, если родители на вас обижены или опечалены, вы будете вести долгую и бесплодную борьбу с собой, думая, что боретесь с ними. Если ты верующий, а твои родители атеисты, не раздражай их своей верой, но будь с ними добр. Не заводи разговоров о религии. Среди людей нет неверующих, ведь каждый человек любит жизнь, каждый человек хочет мира и добра! А жизнь, мир и добро не что иное, как Господь!»

На вопрос, что же тогда зло, о. Фаддей отвечал: «Зло - это злоупотребление добром разумными существами, которые создают вокруг себя хаос своими мыслями и желаниями».

Рассказывают, что однажды, когда Патриарх Сербский Павел попросил о. Фаддея чаще бывать в Белграде и проповедовать в столичных храмах, старец ответил: «Они не услышат, владыка святый». Патриарх возразил: «Мы установим громкоговорители... Сейчас есть такие». - «Да, я знаю, что они есть... Только сейчас никто не хочет слышать...»

В январе 1998 г. настоятелю храма св. Георгия на Бановом холме удалось уговорить о. Фаддея приехать в Белград, чтобы встретиться с людьми и ответить на их вопросы. Директор одного из столичных кинотеатров отменил сеанс и уступил зал для встречи. Зал был набит до отказа, послушать проповедь «О мире и радости Царства Божия как самом великом сокровище человека» в те тяжелые для Сербии дни собралось столько людей, что даже журналистам, снимающим фильм об о. Фаддее, удалось пробраться к сцене с большим трудом.

В 2001 г. архимандрит Иоанн (Радосавлевич) писал: «Народ всего Витовницкого края почитает его как великого, исключительного духовника, молитвенного монаха и подвижника. Многие жители Белграда потрясены его наставлениями и советами. Его благообразный лик - седого, одухотворенного старца - словно озарен светлым духовным миром и радостью. Такие духовники - благодатный дар Божий в наше суровое время».

Последние годы жизни, когда он был уже тяжело болен, о. Фаддей провел в доме Слободана Грубора в Бачской Паланке. Летом 2002 г., его навестил там митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. На прощание старец прерывающимся голосом сказал: «Все святые отцы, которые прожили добрую, мирную, тихую жизнь, - все говорили, что совершенство христианской жизни в полном смирении. Значит, терпение - самая необходимая в жизни вещь. Все терпеть и все прощать. Если мы храним добрые мысли и желания, они дают нам радость и мир в этой жизни, а особенно в вечности; тогда мы видим, что смерти нет, что она побеждена. Господь победил смерть и даровал нам вечную жизнь!»

В Бачской Паланке архимандрит Фаддей и преставился в ночь на 14 апреля 2003 г. Похоронили старца 15 апреля в монастыре Витовница, недалеко от монастырской церкви.

При подготовке статьи использованы материалы книги «Мир и радость в духе святом» - сборника наставлений, проповедей и бесед о. Фаддея, выпущенной издательством Новоспасского монастыря в 2008 г., и сайта www.srpska.ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кристина Петроченкова
Все статьи Кристина Петроченкова
Последние комментарии
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:31
К юбилею А.Пахмутовой
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:11
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 20:41
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 20:35
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 20:17
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 19:42