В последнее время православные верующие Белоруссии всё чаще стали задаваться вопросом: кто стоит за откровенным лоббированием появляющихся как "грибы после дождя" протестантских храмов во многих городах республики.
Несколько лет назад, когда белорусских православных верующих поздравляли с достигнутым "Соглашением о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью", из уст авторов договора звучали самые радужные высказывания о значении и перспективах наметившегося сотрудничества. Глава белорусского экзархата тогда отметил: "Наверное, каждый из нас сегодня чувствует и осознает, что он участвует в историческом событии, знаменующем собой новую веху в развитии взаимоотношений государства, общества и Православной Церкви. (...) Испокон века целительницей человеческой души, духовным наставником народа на Руси была Православная Церковь. (...)
Последние годы в нашей республике постепенно и последовательно идет процесс религиозного возрождения, возвращения духовно-нравственных традиций в разные сферы жизни". В ответ на это, со стороны белорусского президента звучали не менее обнадёживающие заверения: "Мы верим, что потенциал православия, возможности расширения его влияния в обществе еще далеко не исчерпаны. (...) Белорусы... никогда не изменят единству славянских народов, основанному на православных традициях и культуре". Лидеры белоруской Церкви и государства утверждали, что "Предстоит большая работа по воплощению намеченных Соглашением задач и мы справимся с ними, потому что за нами - белорусский народ, ради блага которого совершается это столь нужное дело".
И большинство православных людей действительно поверили, что подписанное соглашение послужит возрождению Православной Церкви на белорусской земле. А начавшаяся вскоре после этого информационная компания против распространения на территории республики тоталитарных сект преподавалась как "плод" совместного сотрудничества Церкви и государства. И вот прошло несколько лет. За это время православная общественность, по-видимому, настолько увлеклась искоренением в своём стане "ненавистных" сектантов, что в пылу "священной" войны, как-то упустила из вида появившегося не ведь откуда "троянского коня".
Именно к такому сомнительному приобретению, попущенному высокопоставленными Отцами, сегодня можно отнести многочисленные протестантские культовые здания обосновавшиеся на территории Белоруссии.
Честно говоря, православным людям, перспективы предстоящего религиозного возрождения виделись несколько в ином свете. Ведь до октябрьского переворота и последовавших за ним массовых гонений на верующих, первенство православной Церкви в пределах белорусских губерний Российской Империи - было неоспоримым. Так в Минской, Витебской и Могилёвской губерниях в начале прошлого века проживало около 5 миллионов человек. Из них 80% - исповедовали православную веру, 12% - были католиками, 8% - иудеи, менее 1% относили себя к протестантам и магометанам. В литовской области европейской территории России (Брест-Гродно-Вильнюс) население составляло: римо-католики - около 60%, православные около 30%, иудеи -10%, протестанты и магометане - менее 1%. Теперь, чтобы разобраться в векторной направленности "белорусского религиозно-духовного возрождения", обратим внимание на цифру: сто лет назад на территории современной Белоруссии протестантами себя считали менее 1% верующих.
Возвращаясь к сегодняшнему дню, обратимся снова к цифрам. Так, в начале двадцать первого столетия более половины белорусов считают себя верующими, из них 80% - православные, 15% - католики, от 2 до 5% - протестанты. Вполне уместно предположить, что количество культовых зданий должно находится в соответствующих пропорциях. Но сводки аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей республики Беларусь, при внимательном рассмотрении, преподносят неожиданный и малоприятный сюрприз. Так, по состоянию на 2009 год, соотношение православных и протестантских действующих церквей в пределах традиционно православных территорий Гомельской, Могилевской и Витебской областей составляло: православных - 460, протестантских течений (лютеранская церковь, евангельские христиане баптисты, новоапостольская церковь, христиане веры евангельской, христиане полного Евангелия, христиане веры апостольской, адвентисты седьмого дня) - 177. Согласитесь, что цифры характеризующие динамику укоренного роста протестантизма в "незалежнай Беларусi" впечатляют.
Для более полного представления о произошедшем духовно-церковном "возрождении" за последних полтора десятка лет, необходимо напомнить, что городское население республики сегодня составляет около 70%. Большая часть от общего количества православных храмов находится за городской чертой областных центров, а в самих городах (восточной половины республики) соотношение православных и протестантских церквей уже почти выровнялось. Помимо прочего, следует заметить и то, что сегодня, среди прихожан православной церкви преобладают женщины старшего и среднего возраста - по разным оценкам от 60 до 80%, а паства протестантских приходов зачастую наполовину состоит из молодых людей. Естественно, что при дальнейшем развитии подобных тенденций в республике, о реальном православном возрождении не может быть и речи.
Сведения о количестве религиозных общин в Белоруссии носят ещё более, тревожный характер. Так, зарегистрированных православных общин в Гомельской-Могилёвской-Витебской областях в 2009 году было - 557. Протестантских течений (лютеранская церковь, евангельские христиане баптисты, новоапостольская церковь, пресвитерианская Церковь, христиане веры евангельской, христиане полного Евангелия, Церковь Христова, мессианские общины, адвентисты седьмого дня, мормоны) - 346.
Вызывает также недоумение, почему в официальных республиканских СМИ сведения о присутствии в Белоруссии около трёх десятков религиозных конфессий преподносятся как некое достижение церковно-государственного сотрудничества. Сопоставление количества конфессий на белорусской земле - начала прошлого и нынешнего веков - вряд ли может служить поводом для оптимизма православному верующему. Разросшаяся цифра количества протестантских культовых зданий и общин, отражающая сегодняшнюю действительность - свидетельствует об искусственном насаждении протестантизма и выглядит противоестественной.
Всем исторически хорошо известно, что, религиозная раздробленность, в различных государствах, насаждалась и была на руку лишь нечистоплотным политиканам и церковным функционерам, выстраивающим свою деятельность "Не ради Иисуса, а ради хлеба куса".
Радужные уверения высокопоставленных "историков" исповедующих православный атеизм, об исключительной исторической толерантности белорусов являются ложью. К сожалению, как прошедшие столетия, так и сегодняшний день свидетельствуют, что межконфессиональная разобщенность, даже в развитых странах Европы - приводит к взрывоопасному состоянию общества. И Белая Русь никогда не была исключением из общего правила.
К примеру, известный историк 19-го столетия Л. Виноградов так описывал события, которые разворачивались на Гомельщине в семнадцатом веке: "...Преследование за веру, продолжавшиеся при Александре Служке и сыне его Сигизмунде, разжигали в гомелянах ненависть к Польше. Они с тайной надеждой смотрели на своих черниговских и стародубских соседей, ожидая от них освобождения. Гетман вольнолюбивого казачества Богдан Хмельницкий ободрял гомелян своими письмами и, наконец, начал свою знаменитую борьбу в защиту религии и русской национальности. Весной 1649 года полковник Небаба с 2500 казаками и с гомельскими крестьянами появились под Гомелем в самый канун Пасхи, в страстную субботу, и при содействии самих горожан овладели им. Произошла страшная резня. Казаки мстили беспощадно: погибло много поляков и до 1500 евреев. Казаки говорили польским властям: "хотя бы Хмельницкий и хотел помириться, да не может: чернь до того рассвирепела, что решилась или истребить шляхту или погибнуть".
Как немой свидетель событий тех лет, стоит долгие годы в городе Гомель - монумент, символизирующий силу и единство православного русского народа - памятник Богдану Хмельницкому. А вот, уже в сегодняшней "незалежнай" Белоруссии, весьма символичным можно считать то, что предприимчивые заморские миссионеры выстроили за спиной русского богатыря, который пока ещё по-прежнему возвышается на пьедестале - очередную протестантскую кирху.
Список использованного литературно-исторического и статистического материала:
"Комментарий Митрополита Филарета к Соглашению о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью": Минск, 12 июня 2003 г.
Гречнева Е.Ф. "Социальный портрет Беларуси"
Безнюк Д. К. "Состояние религиозной ситуации в Белоруссии"
П. П. Семёнов "Литовская область в её современном экономическом состоянии" 1882 г.
П. П. Семёнов "Белорусская область в её современном экономическом состоянии" 1882 г.
Л. Виноградов "Гомель. Его прошлое и настоящее" 1900 г.
Лукашенко: «Я не совсем понимаю, как церковь отделить от государства", БЕЛТА. 25. 09.2009