Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Против неоарианства

Протоиерей  Андрей  Филлипс, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 23.03.2010

От редакции: Имя протоиерея Андрея Филлипса хорошо известно в России, многие его статьи были переведены на русский. Этот текст батюшка благословил опубликовать на «Русской линии». И хотя с некоторыми его положениями можно спорить (например, с его пониманием соотношении понятий Третий Рим и новый Иеруалим, с его пониманием имперской идеи), нельзя не разделить его тревог и опасений. То, что отец Андрей называет неоарианством, нам привычнее называть экуменизмом и неообновленчеством, но сути дела это не меняет. Уверены, что эта статья будет полезна для понимания современной ситуации в Русской Православной Церкви и в мировом Православии. 

 

"Сначала я тебя иссушу, а потом и костьми твоими погремлю"

(сказано бесом в житии преподобного Макария Великого)

Вступление

Никейский соборПравославная вера выражена в Никео-Цареградском Символе Веры, окончательно составленным в IV веке (1). Символ Веры (2), основанный на Священном Писании I века и других откровениях Святого Духа, полученных отцами церкви начиная с I века, сохранен в неизменности только православной церковью. Ни одна из остальных церквей не сохранила его первоначальной формы из-за искушений мира сего, имевших место на протяжении веков.

Было замечено, что на каждый член Символа Веры нападки совершались в хронологическом порядке. Так, первыми ополчились на Символ Веры греческие и римские политеисты, так как в нем открыто провозглашается существование единого Бога. В последующие века начались нападки на ту часть Символа Веры, в которой говорится о личности Христа. Эта часть большая и подробно рассказывает о Спасителе, то, что Христос, второе Лицо Святой Троицы, открыл нам о Себе через Свое воплощение. Именно в этот период от церкви откололись ариане, несториане и монофизиты. Еще позднее, начались нападки на часть Символа Веры, рассказывающую о Святом Духе. В этот период от церкви отделилась западная Европа, но святые отцы по-прежнему удостаивались откровений Святого Духа, например, "проповедник благодати" св. Григорий Палама, в XIV веке пытавшийся обратить Запад от неоязычества в православие.

В настоящее время начались гонения на последние члены Символа Веры, рассказывающие о церкви. Это, в свою очередь, породило в XX веке много разделений, продолжающихся и по сей день. Эти нападки - на веру церкви в единое Крещение, всеобщее воскресение и жизнь будущего века. Все вышесказанное, возможно, говорит о том, что мы приближаемся к последним десятилетиям существования нашего падшего мира. Но чтобы лучше понять новые гонения на церковь, нам потребуется возвратиться к арианству IV века.

Источники арианства

Когда в IV веке христианство было провозглашено официальной религией Римской империи, за этим последовала целая волна крещения. Но не все, кто принимали Крещение, имели искренние покаяние и веру. Среди них было много тех, кто просто плыли по течению и добивались своих корыстных целей.

Со временем некоторые из этих приспособленцев принимали священнический сан, становясь то арианами, то православными, в зависимости от того, куда «дул ветер». Эти беспринципные и своекорыстные священники-карьеристы подробно описаны в житиях, трудах и письмах святых отцов того периода, таких как св. Афанасий Великий, св. Григорий Нисский, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Амвросий Медиоланский и св. Иларий Пиктавийский.

Вместе с этой волной Крещения последовали и различные суеверия, полуязычество и имперский национализм. Этот национализм позднее частично спровоцировал расколы, связанные с несторианством и, особенно, монофизитством. Некоторые даже предполагают, что этот национализм в немалой мере способствовал и подъему ислама в VII веке. Но величайшая опасность в IV веке исходила от арианства.

Старое и новое арианство

Арианство было и остается посягательством на Божество Христа. Оно пытается примирить православную церковь, утверждающую, что Христос есть Сын Божий, с ее врагами, отрицающими это. Исторически, арианство виделось как попытка соединить церковь, то есть тело Христово, с суеверным, языческим империализмом и иудаизмом, отказавшимися признать Христа Сыном Божиим. Желая добиться этой цели любой ценой, ариане таким образом отрицали слова Христа из Евангелия, фактически осуждающие арианство: "а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч" (Мат. 10, 33-34). Видя во Христе только человека, а не Сына Божия, ариане стали первыми гуманистами, поклонявшимися Христу-человеку, а не Христу Богочеловеку (3).

Арианство было побеждено, но оно никогда окончательно не исчезало. Например, через более чем тысячу лет после арианских споров подобное течение возникло и на севере - на Руси, в русской православной церкви. Оно продолжалось примерно с 1470 по 1505 год и называлось "ересью жидовствующих". Зародившаяся в Новгороде, испытывавшем наибольшее влияние с Запада, эта ересь пыталась соединить православие с "новым", полупротестантским и интеллектуальным гуманизмом, который тогда начинал развиваться в западной Европе как результат полуязыческого "возрождения" - ренессанса.

Этот Западный гуманизм был порожден под влиянием ислама и иудаизма, отказавшихся признать Христа Сыном Божиим. Эта новая форма арианства, называемая гуманизмом, проникшая с Запада через еврейских купцов, была антиклерикальной и антимонашеской. Эти ариане, называвшие себя жидовствующими, хотя мало кто из них были действительными иудеями, были побеждены. Но эта ересь достигла самых верхов русской церкви, распространившись в среде придворного клира, и некоторое время даже имела влияние на великого князя Иоанна III. Избавиться от этого влияния помогли такие поборники православия, как св. Иосиф Волоцкий.

Неоарианство

В наши дни мы видим в России новый взрыв арианства. После падения воинствующего атеизма и массового крещения восточнославянских народов в православии, "нового крещения Руси", ситуация в русской православной церкви не сильно отличается от ситуации IV века. Как сказал недавно архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь), нахлынувшая волна (крещения) в 90-х годах принесла нам не только воду, но и много подводных камней.

К этим "подводным камням" относятся, например, не изжитый с советского времени государственный национализм (портреты Сталина до сих пор часто держат вместе с иконами св. императора Николая II) и призывы канонизировать Иоанна Грозного и Распутина. К "подводным камням" еще относятся суеверия и полуязычество, проявляющиеся в обрядоверии, отказе принимать ИНН и слепом послушании какому-нибудь лжестарцу или младостарцу - все это считается более важным, чем возрастание в нравственной и добродетельной жизни и каждодневная забота о ближнем. Как и в IV веке, все эти проблемы надо "воцерковить", что достигается пастырской заботой, состраданием и терпением, ради того, чтобы рвение неофита превратилось в позитивную и полезную церковную жизнь.

Более интеллектуально образованные крестившиеся новообращенные принесли с собой еще большую опасность, которую можно сравнить с арианством. Это новое арианство - неоарианство - не отрицает, подобно старому арианству, Божество Христа, но оно отрицает Божественность Тела Христова, то есть церкви. Это означает попытку десакрализовать церковь, подражая протестантам, не имеющим понятия о церкви, лишенным чувства священного и породившим современный секуляризм. Неоарианство просто идет по следам протестантизма, окончательно десакрализовавшего себя после Первой мировой войны, и римо-католицизма, сделавшего то же самое во время второго Ватиканского собора в 1960-е годы. Утрата католиками и протестантами всякого чувства священного (а за этим лежит полная потеря веры) привела к их самообмирщению и отступлению от веры сотен миллионов представителей их паствы.

Как десакрализовать церковь

Первые попытки десакрализовать православную церковь появились в среде живших на Западе интеллектуалов русского происхождения, принадлежавших "парижской школе" неообновленцев. (Мы используем термин "парижская школа" несмотря на то, что некоторые ее представители эмигрировали в Англию и США, а некоторые, как например русский православный богослов Владимир Лосский, хотя и жил в Париже, но не имел ничего общего с "парижской школой"). Из этих интеллектуалов, одни имели оккультные взгляды (Булгаков (4), Ковалевский), другие (например, Афанасьев, Шмеманн) придерживались протестантских (и наполовину светских) взглядов (5). Все они обманывали сами себя, думая, что возрождают православие, тогда как на самом деле принимали участие в процессе секуляризации (обмирщения) церкви через так называемое "академическое богословие".

Идея десакрализовать церковь была принесена неоарианством в Россию из Франции и США в 1990-е годы. Целью его является сблизить русскую православную церковь с уже десакрализованным инославием (римо-католицизмом и протестантизмом) через экуменизм. (Экуменизм существовал и раньше, но он был чисто политической интригой, исходившей от советской власти). Смысл этого так называемого синкритического редукционизма в том, чтобы умалить церковь, которая есть Тело Христово, до простой деноминации или философии. Итак, спустя четыре поколения после духовного падения протестантизма и два поколения после духовного падения римо-католицизма, начинается попытка десакрализовать русскую православную церковь. Об этом же мне «пророчили» клирики-модернисты из русской православной церкви в диаспоре в 1970-е годы. На сегодня русская православная церковь включает в себя три четверти от общего числа живущих во всем мире православных христиан и пока еще является последним и самым сильным "бастионом православия".

Чтобы десакрализовать русскую церковь, надо, чтобы ею были утрачены многие характерные православные традиции. Окончательной целью является полное уничтожение традиций церкви. Эти традиции (введенные в 1920-е годы в Константинопольском патриархате, а оттуда распространившиеся на Александрийскую церковь, Балканы и находящиеся под влиянием Запада церкви Ближнего Востока) включают, например, осуждение так называемого "литургического благочестия". (Это выражение, как нам думается, было впервые использовано примерно 50 лет назад протопресвитером Александром Шмеманном в его "Введении в литургическое богословие". Этот своеобразный учебник по протестантизации православия был тогда осужден отцом Михаилом Помазанским). Ниже мы помещаем продуманно составленный список основных черт неоарианства. Это прекрасно спланированное посягательство на святость церкви, проявляющееся от введения малозначительных изменений до полной апостасии, хорошо известно в русской диаспоре на протяжении уже 90 лет. Начиная с 1990-х годов по этой программе проповедуют в России.

Десять шагов неоарианской программы

Следующие десять шагов не являются фантазией. Все они уже были притворены в жизнь в некоторых частях русской православной диаспоры в течение нашей жизни. Мы сейчас говорим о том, что видели сами, что насильно насаждалось на наших глазах помимо воли верных чад церкви. И нам не надо далеко ехать, чтобы увидеть, как все эти изменения действуют. Все эти новшества внедряются по мере их вступления в силу (узаконивания), а некоторые бывшие представители диаспоры сегодня пытаются ввести их и внутри русской православной церкви под предлогом "модернизации".

1.

Отменить предписание скромно одеваться в церкви и разрешить нескромную, светскую одежду в церкви, особенно женщинам.

2.

Отменить посты и подготовку к причастию (в том числе и исповедь перед причастием) и перейти на римо-католическую практику (вообще никакого поста и никакой исповеди); таким образом, причащение будет возможно абсолютно в любое время месяца. Так, модернисты сокращают длинные службы Великого поста до одной лишь литургии преждеосвященных даров.

3.

Отменить чтение часов перед Божественной литургией, ввести различные сокращения на литургии, ввести чтение тайных молитв и евхаристического канона вслух - желательно их выкрикивать как рыночные торговцы, а также прекратить использование священнических облачений разных цветов (в зависимости от праздника).

4.

Подвергнуть сомнению святость таких святых, как Исаак Сирин, Дионисий Ареопагит, Симеон Новый Богослов и Силуан Афонский. Неоариане считают каждого из этих святых "неправославным", чтобы этим оправдать свою идею десакрализации церкви. Св. Исаака Сирина неоариане считают "несторианцем", так как ему иногда приписывают некоторые полунесторианские произведения. Св. Дионисий, которого особенно ненавидят неопротестанты, называется ими "неоплатоником", потому что он сакрализовал (придавал священный характер - пер.) церковь и литургию. Св. Симеона Нового Богослова они называют "либералом" (здесь неоариане говорят сами о себе), хотя этот святой очень жестко высказывался против католицизма. Что же касается святого монаха-крестьянина Силуана Афонского, его особый акцент на Святого Духа неоарианами видится как форма православного "харизматизма", видя его особое внимание к непрестанному покаянию. Этот "харизматизм" есть особый род "прелести", "духовного прельщения", очень распространенного между прочим в отдельных частях русской диаспоры.

5.

Оставить имеющий сакраментальное значение церковно-славянский язык и перейти на будничный русский язык, на котором разговаривают на улице. Это типичный протестантский псевдорационализм. "Понимать должны все", - говорят интеллектуалы, - даже если Творец останется за пределами наших ограниченных способностей понимать.

6.

Распространять учение Оригена прямо с парижской школы, которое провозглашает, что "все спасутся". Это еще одна попытка распространять гуманизм внутри церкви (6).

7.

Отбросить сакральный, православный календарь и ввести римско-католический календарь, замаскировав его под названием "нового" или "нового юлианского" календаря.

8.

Подобно униатам и другим римо-католикам, убрать из храмов иконостасы (которые, как считают эти антиклерикальные неопротестанты-оригенисты, "разделяют" духовенство и мирян).

9.

Опровергнуть значимость монашества (всегда так ненавидимое парижской школой). Это уже происходит в диаспоре, и мы боимся массового ухода из монашества и появления... женатых монахов. Мы должны молиться о жертвах.

10.

Официально признать действенность католических "таинств", прекратить миссионерскую работу в Западной Европе и Северной Америке, затем - проводить службы в католических храмах и, наконец, слиться с Ватиканом. Получится десакрализованная, разрушенная, уничтоженная часть русской православной церкви. Она превратится в светскую, политическую организацию - третий Ватикан, или третий Рим - вместо того, чтобы быть новым Иерусалимом. Этим она будет подражать римо-католицизму, ошибка которого была в том, что он решил стать имперским и римским - а не вселенским и христианским, богатым и сильным - а не кротким и святым. Вы займетесь саморазрушением, Ваш ум будет помрачен от заблуждений, Вашему самолюбию будут льстить, а СМИ будут боготворить Вас как своего кумира. Вы будете очень умными, но, на самом деле, лишенными разума. И вот, всё готово к полному воцарению диавола на Земле.

Немаловажно, что это современное неоарианство - посягательство на божественность Тела Христова путем десакрализации - есть попытка сочетать церковь со светским гуманизмом, попытка сочетать свет с тьмой (см. 2 Кор., 6:14): копить деньги, получить политическую власть и иметь полное признание. Неоариане желают того же, что и вор Иуда (см. Ин. 12:6): то есть хранить деньги, и хотят поступать так же, как апостол Петр, который отсек ухо рабу первосвященника Малху (за это Господь его укорил, сказав: "все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мат. 26:52)).

Вывод

Новая волна неоарианства нахлынула в то время, когда православные народы встревожены некоторыми недавними событиями. Эти события включают обнародованные документы прошлогодних экуменических переговоров на Кипре, попытка протеста против которых была жестка подавлена представителями местной церкви. Затем последовал отказ иерархов болгарской православной церкви вернуться к православному календарю для непереходящих праздников.

Совсем недавно появилось вызывающее беспокойство послание Константинопольского патриархата, обнародованное, как всегда, на праздник Торжества Православия, в котором говорится, что Константинопольская церковь собирается отказаться признавать всех монахов святой горы Афон, принадлежащих юрисдикции этого патриархата. Это говорит о новых гонениях внутри этой юрисдикции. Кроме того, происходят вызывающие беспокойство изменения в оккупированном НАТО Косово. Кроме того, приходят сообщения и из Москвы, которые явно повторяют неообновленчество парижской школы и превозносят определенных представителей этой школы, чье "православие" уже давно деградировало до духовной прелести. В Москве явно действует искушение, чтобы третий Рим завоевал новый Иерусалим. Да не будет этого!

Что же можно сделать в этой ситуации? В IV веке ответ церкви на своекорыстность и приспособленчество был двойным. Во-первых, ответом стало монашество, подъем которого был подготовлен еще в III веке св. Антонием Великим. Во-вторых, ответом стало твердое и упорное сопротивление со стороны простого духовенства и народа. Они не "затворились" в гетто и не ушли в секту, но остались в лоне церкви, чтобы бороться за Христову Истину. Такой же двойной ответ мы можем дать и сегодня. И каждый из нас должен усилить молитву за жертв этой духовной прелести. Иссушив в них всю веру, бесы хотят еще и погреметь их костями. Нам следует молиться, чтобы у них этого не получилось.

Примечания

(1)

Текст Символа Веры, о котором говорилось в этой статье, звучит так:

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна,

несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

И воскресшаго в третий день по Писанием.

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых,

и жизни будущаго века. Аминь.

(2)

Слово "символ" произошло от двух греческих слов и означает "бросание", или "метание" + "совместно", или "нескольким лицам". Таким образом, в Символе Веры слова соединены (брошены) вместе и служат кратким изложением веры и девизом.

(3)

"Ибо когда Бог родился человеком, цель была не в том, чтобы лишиться Божества, но в том, чтобы Божество сохранилось, и человек родился Богом. Поэтому Его имя Эммануил, что значит "С нами Бог"; таким образом, не Бог низводится до уровня человека, но человек поднимается до уровня Бога" (Св. Иоанн Дамаскин: "О Троице", кн. X, 7).

(4)

Вот как св. Иоанн Дамаскин опровергает софиологическую ересь Булгакова за 12 столетий до ее появления: "Не твари мы служим, ибо поклоняемся плоти Господа не как простой плоти, но как соединенной с Божеством... Поклоняюсь совместно обоим естествам во Христе, потому что с плотию Его соединено Божество. Не прилагаю четвертого лица к Троице, - да не будет!" ("Точное изложение православной веры", кн. III, гл. VIII).

(5)

Недавнюю критику парижской школы и о ее отзвуках среди так называемых "кочетковцев" в России, см. статью священника и мученика Даниила Сысоева: http://sysoev2.narod.ru/parizh.htm.

(6)

О «нелепости странных мнений Оригена» см. "Точное изложение православной веры", книга IV, глава VI.

Протоиерей Андрей Филлипс,

25 февраля 2010 г.,

перевод с английского Дмитрия Лапы



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 20

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

20. Елена2 : weresk@pochta.ru
2010-04-11 в 16:39

Вы пишите: "не идти на поводу у тех, кто распространяет нелепые подписные листы ... мы, дескать, не примем всякие там нововведения. "Скажет ли глина горшечнику:"что ты делаешь?"
Выходит, скажет... вот Вам и церковная дисциплина"

Ну, дисциплины типа "ать-два, налево, направо..." в Русской Церкви никогда не было. Уважения бы взаимного побольше, когда ученики не учат учителей, а учителя иногда оглядываются и оценивают то, что происходит в классе... Не отложить ли изменения, может быть нужные, до более спокойных времен? Похоже история раскола ничему не учит...
19. Провинциал : Салат "Арианский"
2010-04-05 в 17:18

Противоречивая статья. Со многим можно согласиться, но зачем всё в кучу, которую затем огульно назвать арианством?
При чем тут споры о святости Царя Иоанна Грозного, Григория Распутина - это вопросы нормальные для диспута. И с канонизацией Серафима Саровского тоже были тяжбы. ИНН-то тут при чем, его стало упоминать уже привычкой. А про сваситку-коловрат чего ж не упомянули или про "звезду Давида"? По-моему, это вопросы о символике, ибо мало кто считает ИНН собственно печатью антихриста. Зачем же всех так огульно в ариане?
Зачем пинать уважаемых старцев, они-то тут при чем, зачем их мешать с младостарцами и лжестарцами? О неприемлемости некоторых экуменистическо-глобалистических документов и символов высказываются не только "псевдостарцы", но и целые православные Церкви. Почему-то еп.Диомида не упомянули. Всё смешалось в доме Болконских...
Насколько понимаю, ни один противник ИНН или почитатель Грозного Царя (боровшегося в свое время с жидовствующими!) на станет возражать против приведенных автором 10 пунктов. А очень даже напротив.
18. В.М. : Re:
2010-03-25 в 16:41

Многим кажется, что единственной миной, способной взорвать Церковь изнутри, является обновленчество. Действительно, только начни реформы - с введения богослужения на современном русском языке или нового стиля в церковном календаре - не успеете оглянуться, как обновленцы начнут венчать педерастов. В духе времени и в соответствии с правами человека. Лютер то же начинал с малого...
В обрядовой сфере это достаточно очевидно и превосходно изложено в девяти шагах неоарианской программы, которую мы увидели в работе о. Андрея. Но есть другая мина, незаметная и смертельно опасная, о которой невнятно и противоречиво упомянуто в статье.
Большинство христиан сейчас понимают, что живут в последние времена. И вавилонская блудница перед нами во всей красе, и яростное вино ее блуда повсеместно и с охотой потребляем, по копейке за мегабайт. В области блуда и разврата давно достигнут физический и физиологический предел. На наших глазах добивают католическую церковь. Мы знаем, откуда будет антихрист, кто и как готовит его приход.
Поэтому в наше время нужно чаще обращаться к Откровению, но многим очень не хочется. Все обновленцы, упрощенцы и слабодушные ненавидят Великую книгу, слишком неудобна она. Лютер мечтал вообще исключить ее из Писания. Именно в Откровении сказано о смертельной опасности для Церкви, о ее конформизме, теплохладности в последние времена, комфортном встраивании в сатанинский мир, а значит, и о сотрудничестве Церкви с сатанинской властью. И врата ада не одолеют ее - это не о Лаодикийской церкви.
Последние десять лет полностью прояснили вопрос о числе зверя, который будоражил умы сотни лет. Откровение совершенно однозначно связывает его с системой глобального учета и контроля, совмещенной с возможностью экономического принуждения любого жителя Земли в последние времена.
Цепочка ИНН - электронный паспорт - чип-идентификатор со встроенной кредитной картой - слишком очевидна для каждого православного, читавшего Откровение, чтобы опознать в этом чипе метку Зверя. Именно поэтому ИНН так беспокоит многих верующих, как первый шаг на гибельном пути в дьявольскую ловушку, а совсем не из суеверия или полуязычества, как считает автор статьи. Не бойтесь знаков и чисел, вещают с амвона теплохладные иереи, если ведете праведную воцерквленную жизнь и в душе отвергаете антихриста, спасетесь. Но в Откровении утверждается противоположное. Так неужели лгут? Нет, конформист всегда найдет лазейку, что бы обогнуть неудобную истину. Обычно здесь вспоминают знаменитый тезис: всякая власть от Бога. Что вам мир? - вопрошают они, спасайте свою душу. Природа дьявола добра, это знает каждый семинарист, а дьявол - элемент и стимул богопознания. Здесь я обычно задаю вопрос, на который никогда не получаю честного, прямого ответа. Вот этот вопрос, правда, с большой преамбулой.
Бесстрастное восприятие природы дьявола как элемента и стимула богопознания приводит нас к самоизоляции от внешнего мира и концентрации на идее личного спасения. Но как быть с заповедью: возлюби ближнего своего больше самого себя? Каждый день мы видим, как сатанинская мясорубка блудницы вавилонской перемалывает души наших близких, что перед дьявольским искушением - права человека без моральных ограничений - не устоял и пал весь мир.Можем ли мы отвернуться от мира и заниматься только самоспасением, и признает ли Господь такое самоспасение в наши, последние времена? И как вы поступите с собственным ребенком? Вы ведь знаете, что застить экран телевизора трудом Ефрема Сирина вам не удастся, когда ваш ребенок выйдет в интернет, на него посыпятся ссылки не на Феофана Затворника, а на жесткое порно. В школе его убедят в естественности гомосексуализма и обучат безопасному сексу и правам человека без моральных ограничений. Его сознательно искалечит именно та вавилонская блудница, по поводу которой вы обычно столь иронично проходитесь. Ваш личный пример конечно действует, но воздействие мира неизмеримо мощнее. Вы предлагаете тяжкий труд над самим собой, а мир - фейерверк соблазнов при отсутствии ограничений. Правильный выбор делают единицы из тысяч. А если он выберет то, что выбирает абсолютное большинство? Может быть вы тогда отвернетесь и от своего ребенка, как от мира, и продолжите заниматься личным спасением в своем очень узком, но уютном мирке? Будете только молить о его спасении Господа, а сами умоете руки? Нет ответа.
Столь же жестко будет стоять вопрос о метке Зверя в последние дни. Многие в душе отвергнут антихриста, но задавшись вопросом: "А чем я буду кормить своих детей?" - примут его начертание на руку свою. Но даже если вы протягивали правую руку, держа левую с кукишем в кармане, этот кукиш - вам. В последние времена, времена окончательного выбора, с кем вы, с Христом или антихристом, Спасителю безразличны движения вашей души. Отделять овнов от козлищ Он будет только по поступкам. Даже если вам насильно внедрят чип, пойти и купить после этого детям кусок хлеба означает подчинение, т.е. принятие антихриста. Об этом устами Господа сказано предельно жестко, и лазеек обойти запрет не существует, что бы там не говорили теплохладные церковные иерархи.
Поэтому, как в 4-м веке, на пути обновленчества и встраивания церкви в сатанинский мир, встали монахи Святой горы Афон, некоторые монахи Оптиной пустыни и многих монастырей. Отсюда бунт владыки Диомида против МП РПЦ. И все они солидарны по вопросу ИНН. Они тоже неоязычники? И как в 4-м веке, на пути конформистов стали простые прихожане и некоторые твердые духом иереи. Отсюда те "нелепые" подписные листы по приходам и в интернете с дерзким ультиматумом Патриарху, которыми так озабочен один из комментаторов статьи, о. Сергий. И у них есть все основания для беспокойства, учитывая, что новый Патриарх является учеником небезызвестного экумениста Никодима.
17. Эрик : Re: Против неоарианства
2010-03-24 в 16:57

Можно и нужно согласиться с правотой слов Патриарха Кирилла, говорившего, что для решения вопроса о канонизации царя Иоанна и Божьего человека Григория органу по канонизации РПЦ следует провести большую работу. Несомненно это так, учитывая "горы" лжи вокруг этих имен. Но характеризовать проблемы канонизации царя Иоанна и р.Б. Григория проявлением "государственного национализма", как это делает автор, явный перебор. Тут даже наднациональностью религии откровенную русофобию автора не прикроешь...
Автор не видит главных подводных камней в происходящем в РФ:
1) "званных много", чуть ли не 80% населения крестилось, а вот воцерковленных всего 2-3%;
2) церковное имущество пока является в большинстве своем музейными экспонатами, что есть кощунство;
3) среди священников попадаются много случайных людей, пришедших служить в храм по моде времени, не готовых к этому служению, не имеющих преемственности (их родители и сами они были атеистами);
4) часть паствы ищет не спасения, но целения и чудес; у большинства паствы нет постоянных духовников; перед Крещением у большинства паствы не было подготовительного периода катехизации;
5) монастыри, занимаясь восстановлением и строительством, еще пока не вернулись к миссионерско-просветительской деятельности; в результате миссионерство частично стало уделом демагогов без всякого богословского образования и знания.
16. Евгений НН : В нашем сельском храме ничего не сокращают!
2010-03-24 в 16:55

Спаси Господи Вас, уважаемый Сельский Бригадир, за подсказанную мысль о людях, которые крещены, но в церковь не ходят, особенно о властях, по сути они ведь тоже оглашенные.

В нашем малогородском храме тоже ничего пока не сокращают, а вот в губернском центре (Нижний Новгород) везде уже сократили чтение кафизм и псалмов на часах, под предлогом наверное, что никто всё равно ничего не понимает, а ведь среди пожилых людей ещё есть такие, которые очень даже хорошо всё понимают, больше таких уже видимо не будет. А главное, во время чтения псалмов "также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим.8:26)
15. Сельскiй бригадиръ : Re: Против неоарианства
2010-03-24 в 14:01

а Библию я уже выносил на малый вход, когда моему сельскому приходу не на что было Евангелие напрестольное купить. Вам это знакомо?

Не. Не знакомо. Такое слышу в первый раз. Библия у вас "напрестольная"?
А друзей наших, радеющих за православные богослужебные традиции (дабы на малом входе не Библию выносили, а Евангелие), в обиду мы, труженики села, не дадим!
14. прот Сергий Зиген : Не в белорученьках дело,
2010-03-24 в 12:11

такие опыты смешны, сами видите. И видите также, что любая форма, как "изыдите"- настоящая, так и "изыдите"- условная, принимает уродливые очертания. Зачем же продолжать это, если можно просто воспользоваться греческими наработками, благо, греки- не дураки, цитировать Керна еще раз не буду.
Да и не о том голова болит. Остались бы они, эти "оглашенные", а то умножение "исходов" по причине вышеназванных ИНН и "шестерок" на фоне элементарной безграмотности стало почти нормой и подменяет истинное богопознание и благочестие.
Что стихословите по Ирмологию, то, согласитесь, исключение скорее, нежели всеобщая практика. Мне когда- то преосвященный Е. не благословлял это делать по той причине, что "не как у всех, а на восемь канон достаточно исполнять", причем все это под одобрительное кивание благочинного- основного заказчика моего в-пух-и-прах разоблачения.
А Вы меня насмешили Вашим "Но вот Ваши словеса о кружках по изучению Библии мне показались странными: мы ведь не какая-то библейская секта." Вы бы продолжили, милейший, что Библия отдана на откуп иеговистам, а у нас-де святые отцы есть. Причины непонимания Вашего коренятся, думаю, в психологической травме, которую нанесли Вам всезнающие сектанты, когда Вы прочитали объявление о подобных кружках изучения Библии, расклееные по всем столбам Вашего села. Это мне тоже знакомо. Ну так Вам никто не мешает пользоваться при толковании Св.Писания трудами свв.Иоанна Златоуста или Феофилакта болгарского, если сами страх священный и трепет перед оным, а также чувство несостоятельности имеете. Помоги Вам, мне, всем нам Господь. Святых отцов никто не отменял, а Библию я уже выносил на малый вход, когда моему сельскому приходу не на что было Евангелие напрестольное купить. Вам это знакомо? А меня это уже не страшит, ибо этап пройденный и, скажу я Вам, не смертельный.
Не имел я в виду никакой учебник никакого протодьякона, говорил я не в притчах (странно, почему Вы не поняли) об имеющих хождение подписных листах- от обращения к патриарху до прозрачного ему ультиматума, основные темы которых подняты автором комментируемой статьи. У меня начинает складываться мнение, что Вы весьма за него на меня обижены, простите, не хотел Вашего (друга?) обидеть.
13. Сельскiй бригадиръ : Re: Против неоарианства
2010-03-24 в 10:11

Назовите мне храм или собор, лучше собор, где повеление "изыдите" выполняется тотчас

Был такой храм в начале 1990-х годов в Столице нашей Родины - в то время ещё закрытом Сретенском монастыре, где усердные миссионеры-катехизаторы из секты священника Кочеткова на возглас "Оглашенные, выйдете из храма!" (служба происходила на русском языке), под белы ручки выводили из храма всех, кто ещё не прошёл оглашение по системе Кочеткова (см. подробнее об этих экспериментах обновленческой катехизации здесь: http://www.blagogon.ru/articles/146/. )
Вот Вы пишете:
Где церковное учительство, где кружки по изучению Библии, где не указывается т.н. "желательное пожертвование" за требы?

Есть у нас пока и церковное учительство, и бесплатные требы. Да и канон на утрени мы читаем на 14 с песнми Священного писания из ирмология "Господеви поем" - на буднях ВП, и "Поем Господеви" по праздникам велиим. Вот так, честный отче!
Но вот Ваши словеса о кружках по изучению Библии мне показались странными: мы ведь не какая-то библейская секта. Да и Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждает: ,
"Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых Отцов! Это — мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелие святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний". А иначе можно дойти и до того, что на малом входе или на полиелее будет выноситься Библия, а не напрестольное Евангелие.

Насчет же Ваших слов о распространении
всяко- разные апокрифы и бабьи басни

- честно скажу ничего не понял: мы во внебогослужебное время распространяем только сочиненный Протодьяконом учебник ОПК. Вы его имеете ввиду?
12. Антидот : Re: Против неоарианства
2010-03-24 в 08:33

<...> Заявленная тема не только не раскрыта, но и не затронута.
11. прот. Сергий, Зиген : Честь и хвала
2010-03-24 в 02:28

Вашему "сельскому" храму и Вашему бригадирству, хотя, вот он и ответ- сельский храм- единственное, пожалуй, место, где по уставу служить возможно, жаль только, что бабушки этого не оценят. Особенно пение канона на 14, да по библейским песням, да по разделу "Поем Господеви" или "Господеви поем", если в Вашем храме это тоже имеет место, то рад буду при встрече пожать Вам руку, ибо Вы второй человек в моей жизни, который это делает (ежели делает!)
А вот с оглашенными осечка Ваша, барин. Я как раз не говорил о необходимости их, эти ектении, упразднить, а имел в виду необходимость его, сиесть оглашение, вывести как основу для упоминаемого Вами миссионерства и учительства. Ваши оглашенные сколько таковыми обретаются, сколько времени в разряде кающихся пребывают, во время Литургии верных под чьим непрестанным оком покидают Божий храм? Назовите мне храм или собор, лучше собор, где повеление "изыдите" выполняется тотчас, а не навыкают кающиеся в преслушании и святотатстве с самого начала своего воцерковления. Где церковное учительство, где кружки по изучению Библии, где не указывается т.н. "желательное пожертвование" за требы? Наверно, все это там, где и церковная дисциплина :)
А вот профессор архимандрит Киприан Керн писал: "Неизвестно, о ком молится церковная община...неизвестно, кого же диакон просит покинуть молитвенное собрание...оглашенных нет, а молитва и ектения произносится о тех, кого Церковь и вообще не имеет в ряду своих сочленов или вообще даже и не имеет в виду оглашать, просвещать и крещать. Теперь же эти молитвы и прошения, не имея никакого реального значения, все же у нас сохраняют место в чине литургии. Греки в этом отн. более решительны, и во многих церквях у них по будним дням, а кое- где и повсегда, ектении об оглашенных упразднены. После Евангелия и проповеди у них сугубая ектения зак. обычно возгласом "Яко да под державою..." и певцы поют Херувимскую песнь. Рассуждения большинства церковных консерваторов о том, что и мы по смирению должны применять к себе слова и прошения об оглашенных и приравнивать себя к ним, думается, в достаточной мере натянуты. Главное, что сохранением этих прошений Церковь свидетельствует, что в ее жизни есть что- то не соответствующее действительности, что- то титулярное, ненастоящее. Конечно, возможность исключения в будущем этих прошений может быть проведена только от лица высшей церковной власти, а не явл. личным произволением того или иного священника."
Вот и ждем-с.
Но Вы, бригадир, увели меня от основной темы: не в ектении дело, а в том, что в жизни христианских общин Слово Божие теряет свою популярность, а приобретают ее всяко- разные апокрифы и бабьи басни (1Тим 4:7), а повеление упражнять себя в благочестии, в отличии от телесных упражнений, на все полезно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи (там же, 10,11)
Проповедовать и учить, а не идти на поводу у тех, кто распространяет нелепые подписные листы по приходам и в интернете с дерзким ультиматумом Патриарху, мы, дескать, не примем всякие там нововведения. "Скажет ли глина горшечнику:"что ты делаешь?" и твое дело скажет ли о тебе:"у него нет рук"? (Ис 45:9)
Выходит, скажет... и говорит уже. Вот Вам и учительство "наоборот", вот Вам и церковная дисциплина "наизнанку". Мне лично меньше всего хотелось бы, чтобы автор сего был задействован в таких "глиняных" акциях протеста, а склонность к этому между строк его прекрасной статьи я узрел, и не только я, а, вижу, каждый второй комментатор тоже. Прошу прощения, если ошибся в чем- либо и в ком- либо, но даже если ошибся, думаю, это к лучшему.
10. Елена : для прот. Сергий, Зиген
2010-03-24 в 01:28

Как же он вам ответит, он же, наверное, по-русски не читает, статья-то переводная (см. внизу)
9. K.Oleg : Лукавство или непонимание?
2010-03-23 в 23:53

Статья "непростая". Подводные камни(Сталин,Грозный,ИНН)или противопоставление Нового Иерусалима и Третьего Рима...Такое большое количество разных публикаций кажется не очень полезным.С другой стороны,читая,вроде и сам учишься рассуждению.Или нет?
8. Сельскiй бригадиръ : Прот. Сергию, Зиген
2010-03-23 в 22:23

Об упразднении ектении об оглашенных. А зачем это делать?
сохранять ектении об оглашенных в прежнем виде, даже если сегодня в храме ни одного нового человека, все свои прихожане.

В каждом храме молятся о властях, несмотря на то, что в храме не присутствует ни В.В.Путин, ни Д.А.Медведев.
Епископ Виссарион в своей известной книге «Толкование на Божественную литургию» приводит три объяснения для совершения ектении об оглашенных за богослужением:
долг любви к трудящимся на миссионерской просветительской ниве;
проявление любви к новорождённым, но ещё не принявшим крещения;
проявление заботы о тех крещённых людях, которые не знают православной веры.
В наше время всюду священники сокращают...


Вот, например, в нашем сельском храме из того, что Вы перечислили - ничего не сокращают!
7. Николай : Не допустить раскола
2010-03-23 в 21:26

С Западом все в порядке. Он много понял и учел относительно России. Зачем ему Гитлер, если в иерархически построенной России Кремлевскую стену можно прошибить головой Горбатого? Это новый уровень. Теперь они "затачивают" Русскую православную церковь. Ход мысли известен со времен Александра Невского. Надо молиться за Патриарха. Надо устоять.
6. ученица : Re: Против неоарианства
2010-03-23 в 17:29

Если бы можно было бы для полноты картины назвать имена разушающих нашу Церковь изнутри, не опустив ни титулы, ни звания и привести их высказывания и конкретные примеры их деяний
5. Вася : Re: Против неоарианства
2010-03-23 в 15:11

Заметно недовольство автора парижской школой, модернизмом и экуменизмом, но зачем эти притянутые обвинения в неоарианстве? Если в части церквей в миссионерских целях службы будут вестись по-русски, чтобы пролетариат их понимали, то эти храмы станут от этого арианскими?
И чем сам автор в своем ригоризме отличается от сторонников ИНН, объявляющих всех остальных христиан поклоняющимися дьяволу?

Я очень надеялся, читая заголовок, прочесть о современных оккультистах, всяких там сторонниках Дэна Брауна и прочих действительных неоарианах. Вместо этого автор просто выплескивает свое недовльство одной из либеральных богословских школ, обвиняя ее в ересию
4. прот. Сергий, Зиген : Каково мнение уважаемого автора
2010-03-23 в 12:45

1.Я не нашел у Вас ни одного слова о необходимости изучения Св. Писания, это более чем странно...
2.Об оглашении что Вы думаете: возрождать институты оглашения или сохранять ектении об оглашенных в прежнем виде, даже если сегодня в храме ни одного нового человека, все свои прихожане.
3.О сокращении в богослужениях. В наше время всюду священники сокращают присутствие Библии в богослужении: "Положи Господи" и "Хвалите Господа с Небес" не читают, стихословие псалмов условное, 50 псалом опускают, поют канон не по библейским песням, а по молебным припевам, против чего даже прот.Сергий Булгаков выступал, в Литургии сокращают псалмы в начале и в конце 33 вообще опускают, зато ратуют за присутствие молебнов, панихид, непременно сразу же после Литургии.
Почему присутствие Библии сокращается до минимума и Вы, батюшка, умолчали об этом, а некоторые малозначительные вещи, как например, чтение вслух молитв Евхаристического канона (почему непременно с выкриком?) возвели в ранг священнических преступлений.
У меня только один ответ: Вы тоже сокращаете присутствие ветхозаветных чтений в богослужении, а канон поете не по разделу "Поем Господеви", а по новоделу: "Святые отцы, молите..."
Ответите мне?
3. Филимонов : Re: Против неоарианства
2010-03-23 в 10:45

Хорошая статья, хотя не со всем кажется возможным согласиться. В частности, не вполне применимым в сегодняшней ситуации кажется термин "имперский национализм". Понятно, что когда в том же Константинополе считали тех же арабов варварами, и не обращали должного внимания на миссию среди них, последствия оказались катастрофическими не только в духовном, но и в политическим и плане, и привели в конечном счете к гибели Империи. Но сегодня мы должны говорить как раз об Империи, вбирающей в себя этносы, как альтернативе национализму. "Третий Рим" и "Новый Иерусалим" не противоположны друг другу. Понятно, это не значит, что Церковь должна служить каким-то политическим или "национальным" проектам - напротив, это они имеют смысл лишь в том случае, когда служат Церкви.
2. Сергий недостойный : Спасибо
2010-03-23 в 09:34

Великая статья. И, хотя, я против ИНН и, к сожалению, являюсь тем наносным сором в православии, который также критикует автор статьи, огромное ему спасибо. Я с радостью готов встать рядом с этой скалой православия, чтобы своими слабыми силами помочь ему остановить этот мутный поток арианского обновленчества, который уже реально готов погубить православную церковь.
1. Г. Кремнев : Вопрос к переводчику статьи
2010-03-23 в 06:49

Не могли бы Вы процитировать в оригинале след. пассаж:
"Совсем недавно появилось вызывающее беспокойство послание Константинопольского патриархата, обнародованное, как всегда, на праздник Торжества Православия, в котором говорится, что Константинопольская церковь собирается отказаться признавать всех монахов святой горы Афон, принадлежащих юрисдикции этого патриархата. Это говорит о новых гонениях внутри этой юрисдикции"
___________

Не совсем понятно, о чем именно идет речь....

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме