Материалы к выступлению «Ярослав Мудрый и укрепление духовных основ православной государственности» для видеоконференции на тему «Ярослав Мудрый и его вклад в развитие государственности и межгосударственных отношений» г. Ярославль 24. 03. 2010 г.
+ + +
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро...»
А.С. Пушкин
Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить организаторов за приглашение принять участие в таком полезном, своевременном и в то же время ответственном мероприятии.
Ответственном, потому, что говорим мы о святом. А «о святых нельзя сказать, что они «были». Они есть и сейчас и будут жить истинно живую жизнь» (Б. В. Шергин).
Благоверный князь Ярослав (в крещении Георгий) - сын крестителя Руси, великого князя Владимира и отец святого Владимира Новгородского, брат первых прославленных на Руси святых-страстотерпцев Бориса и Глеба, дед местночтимого святого Владимира Мономаха, прадед святого князя Мстилава Великого, прапрадед нескольких святых князей.
Это по мужской линии.
А если вспомнить женскую, то Ярослав Мудрый - правнук «мудрейшей из жен», равноапостольной княгини Ольги и сын Рогнеды, принявшей впоследствии монашеский постриг с именем Анастасия.
Перечисление известных историкам родственных связей свидетельствует о том, что если «не стоит село без праведника», то не созидаются великие и угодные Богу государства без святых.
И великое благо тому народу, чью государственность созидали и укрепляли святые.
Не без учёта такой святости и сама Русь получила название «Святой Руси».
Уже с этих давних времен становится понятно, что без укрепления духовных основ государственности - эта государственность не устоит.
Но до того как укреплять основы, их нужно было ещё создать, учитывая особенности народного характера, его идеалы, основные предпочтения.
А, «чтобы выразить мысль народа», как сказал некогда А.С. Хомяков, «надобно жить с ним и в нём».
Такой и была жизнь князя Ярослава.
А теперь посмотрим на плоды его деятельности, ибо они, по слову Спасителя, есть критерий, доброкачественности древа.
Князь Ярослав - сторонник (говоря современным языком) правового общества и правового государства, основанных на одухотворении традиции. Отсюда «Правда Ярослава», или древнейшая «Русская правда». Она была дана Новгороду молодым князем, как собрание правовых норм тогда ещё мало дифференцированной общественной жизни. Позднее «Русская правда» редактировалась, дополнялась, но именно «Правда Ярослава» явилась первым русским письменным законом.
Ярослав проводит активную политику расширения и укрепления государства, или как сейчас принято выражаться - укрепления вертикали власти. Но власти не бездуховной. С этим, безусловно, связаны успехи активной внутренней и внешней политики.
В области внутренних дел - это собиратель, защитник, созидатель. Он основал массу городов, которые существуют и поныне, правда, многие уже не в составе сегодняшней Российской Федерации.
Князь понимает, что традиции и светское право необходимо сверять с правом церковным, каноническим. При Ярославе появился первый церковный устав, или - перевод византийского Номоканона (с определённой редакцией, поправкой, применительно к местным особенностям). Не без оснований утверждают, что важная роль в этой редакции принадлежит митрополиту Илариону, о котором мы ещё скажем.
При Ярославе развернулась интенсивная работа по переводу византийских книг на церковно-славянский язык. Князь был известен как образованный человек, знавший несколько иностранных языков и имевший богатую библиотеку.
При нём был создан первый русский «Хронограф по великому изложению» (т.е. по всемирной истории), составленный по византийским хроникам.
Растущему государству требовалось всё больше не просто грамотных людей, а знатоков своего дела. В 1028 г. в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост.
Созидаются первые русские монастыри, как средоточия духовной жизни: Юрьев в Новгороде, Киево-Печерский и др. Князь повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»).
Русская церковь при Ярославе была устроена в виде особой Киевской митрополии Константинопольского патриарха. Правда, при этом князь предусматривал и определённую самостоятельность Русской церкви. Так, при активном участии Ярослава, на совете епископов был избран первый русский по происхождению митрополит-подвижник, Иларион, образованнейший человек своего времени, автор выдающегося произведения «Слово о законе и благодати».
Князь сознательно стремился под духовную опеку Церкви, в то же время, как и его отец, призывая священноначалие к участию в государственных делах.
При Ярославе Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, его сравнивали по красоте с Константинополем.
Здесь велось активное церковное строительство, предполагавшее превратить столицу древнерусского государства в новый центр восточного христианства. В память победы над печенегами был возведен 13-главый Софийский собор (в честь Софии - «Премудрости Божией») - один из наиболее величественных религиозных архитектурных памятников Древней Руси.
Значительная часть Киева при Ярославе была обнесена высокими валами, построены «Золотые ворота» и затем церковь них них - «святой Богородицы Благовещения».
Всё это делалось, как бы в предчувствии кардинальных изменений в мире. Именно в год кончины князя (1054) происходит отпадение Западной церкви от Вселенского Православия.
О других плодах деятельности великого князя ещё скажут участники конференции, но уже вышеперечисленного вполне достаточно, чтобы убедиться: видимые успехи деятельности Ярослава были следствием духовного возрастания и князя и всего народа.
Неудивительно, что его стали почитать Мудрым, именно в том смысле как оценивали и св. Ольгу. А почитание великого князя, как местночтимого подвижника благочестия, началось сразу после его кончины.
И, несмотря на страшные события в последующей нашей истории, особенно, в годы невиданных гонений на Церковь в советские десятилетия, в народе, живущем во многом уже и другими ценностями, и ныне ещё не утеряно понятие духовного идеала.
В 2004 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви МП благословил внести в святцы и установить день памяти святому благоверному великому князю Киевскому Ярославу Мудрому в день его блаженной кончины 20 февраля ст. ст. / 4 марта н. ст. А в следующем году его имя было внесено в месяцеслов.
При этом было подтверждено, что в соответствии со сложившейся традицией благоверный князь Ярослав считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, храмоздателей, библиотекарей, учащих и учащихся.
Итак, Ярослав Мудрый был подлинно просвещённым вождём. Он построил правовое государство, то, что провозглашают, но пока не могут построить сегодня.
Но он был и европейским политиком (не в современном бездуховно-прагматичном смысле), а тем, кто стремился к достойному месту своей страны среди других народов и государств.
Именно в таких руководителях нуждаются и наши сегодняшние государства, что подтверждают даже недавние российский и украинский телепроекты, где больше всего голосов получили благоверные князья Ярослав Мудрый и Александр Невский.
Политические катаклизмы не в состоянии оказались отменить общность духовного бытия.
Об этом в год 1020-летия Крещения Руси после праздничной литургии на киевской Владимирской горке, напомнил Святейший Патриарх Алексий II: «Из множества племен в Киевской купели родился один благочестивый и сильный христианский народ. Опираясь на помощь Божию, наш народ смог не только выстоять, пройти через различные исторические невзгоды, испытания, но разрастись и построить свою собственную христианскую цивилизацию... Нужно дорожить этой историей, ибо, подвергнув сомнению именно то, что всеми считалось бесспорным на протяжении столетий, мы подвергаем опасности наше общее будущее».
Александр Дмитриевич Каплин, профессор Харьковского университета, доктор исторических наук