Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Церковь на Соборе отсекла неисцельно больную ветвь...»

Архимандрит  Иоанн  (Крестьянкин), Русская народная линия

16.03.2010


Из книги «Церковь и ереси» …

Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, Святых Отцов Первого Вселенского Собора

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие мои, ныне святая Церковь велит нам говорить о Первом Вселенском Соборе святых отцов, состоявшемся в 325 году в городе Нике. И это потому, что речь идет, по сути, о вере нашей, о нашей Церкви, о нашем спасении. Ведь основным плодом трудов Первого Вселенского Собора является Символ веры, который мы испо­ведуем и по сей день.

Семь первых его членов, утверждающих веру в единого Бога Отца и в единого Господа Иисуса Христа как Сына Божия, впервые прозвучали и были предельно четко выражены именно на этом Соборе святых отцов.

Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь - столп и утверждение истины - вот тот спасительный ковчег, в котором, питаясь Божественной благодатию, вызревает семя в жизнь вечную. И явила святая Церковь пророков и апостолов, и взрастила, и взращивает от своего рождения и до сего дня отцов - учителей Церкви, и вскармливает народ Божий. И все, и всё есть в этом ковчеге для жизни: и мудрецы-ученые, и простецы-премудрые - у Бога ни в чем нет недостатка. Бог умудряет простецов в нужное время. И Бог же послушанием матери-Церкви хранит мудрецов от семени тли, от гордыни. Пока человек в лоне Церкви - он спасен. Дух Святой соблюдает Божественным разумом Церкви и ее саму, и нас в ней.

И хранит святая Церковь историю свою от дней основания, память ее бережет имена и деяния тех святых отцов, кои от апостолов приняли, и в догматы возвели, и жизнью своей проповедали то, что на все времена утвердило всю вселенную в истине. В той единственной истине, которая делает человека свободным и дарует жизнь вечную.

Семь Вселенских Соборов святых отцов - это семь столпов Церкви Христовой. И каждому из них Церковь воздает свою почесть, свою память. Ибо они в разное время и в разных об­стоятельствах на протяжении всей истории Церкви делали великое Божие дело, созидая непогреши­мый соборный разум Церкви.

Сегодня день прославления памяти богоносных отцов Первого Вселенского Собора.

После гонений и мученичества первых веков христианства, когда враг всякой правды диавол, всегда восстающий на истину, покушался уничтожить Церковь страхованиями смерти и му­чений, Церковь не только не погибла, но, окрепнув в страданиях, породила целый сонм святых мучеников и исповедников веры Христовой, став­ших семенем новых христиан.

Начиная с: IV века враг изобретает новый, более страшный способ ниспровергнуть веру и Церковь, извращая истину и расторгая единство веры во Христе, - явились ереси и расколы. Служители тьмы начали возвещать вероломство под видом веры, антихриста под именем Христа, прикрывая ложь правдоподобием, стремились унич­тожить истину. Волки в овечьей шкуре вошли в ограду Церкви, прикрывая свою хищническую суть цитатами Священного Писания.

Одной из первых ересей, потрясших Церковь и надолго ее поразивших, была ересь Ария, пресви­тера церковного. Гордый человеческий ум предпринял первый раз попытку сделать ужасную подделку: объявить Богочеловека Христа - Че­ловеком Иисусом из Назарета. А признание Божества Христа Спасителя неразрывно связано с верой в Церковь. И Церковь с особенным напря­жением всех своих сил отстаивала эту истину единосущия воплотившегося Сына Божия с Богом Отцом. Ведь разум Церкви Духом Святым всег­да утверждал, что Христос не есть только Вели­кий Учитель; Он - Спаситель мира, давший человечеству новые силы, обновивший челове­чество.

Мы получили от Христа Спасителя нашего не учение только, но саму жизнь, - жизнь не по стихиям мира сего, где господствуют гордость и себялюбие, но жизнь по Христу с образцом Его самоотречения и любви.

Вера в Спасителя Бога неразрывно связана с верой в спасительность Церкви, и дана эта вера

Самим Христом. Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18).

Из слов Самого Иисуса Христа видна нерас­торжимая связь между истиной Церкви и истиной Его Богосыновства. Бог послал в мир Единород­ного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4, 9). Христос, воплотившийся Сын Божий, обновил человеческое естество, со­здал Церковь, ниспослал Духа Святого и тем положил начало новой жизни.

Святители Божии едиными устами, единым сердцем возвестили попираемую безумцами истину и возвели ее в догмат Церкви на все времена.

Расскажу несколько живых примеров из дея­ний великого Первого Вселенского Собора. Трис­та восемнадцать духоносных отцов присутствовало на нем. Были на этом Соборе мудрецы богословы, были и духоносные простецы, но явили они всем нам идеал единого церковного общества - Церковь Христову, где един дух, едина вера, един ум Христов. Да будут едино, якоже Мы едино есмы, - предвещал Христос о Церкви (Ин. 17, 22).

Святитель Афанасий Александрийский защи­щал истину богословскими трактатами. Силою своей живой веры защищал истину святитель Спиридон Тримифунтский. Доказывая единство трех ипостасей Божества, он взял в руки кирпич и сдавил его так, что вниз потекла вода, вверх метнулся огонь, а в руке его остался прах земной.

«Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, - сказал тогда святитель Божий. - Так и в Пресвятой Троице: три Лица, а Божество едино». Просто и убедительно посрамила премудрость Божия человеческие заблуждения.

Но и дальше продолжил свою речь святитель, обращаясь к противнику. Слушайте, дорогие мои, и вы, слушайте и внимайте, к нам с вами, убогим верой, ныне обращена речь святого Божия чело­века из IV века. «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо и землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями пер­вородный грех и совоскресил с Собою человечес­кий род. Мы веруем, что Он единосущен и равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».

И услышал философ-арианин, да скорее не услышал, а почувствовал, прозрел величественную истину, заключенную в простоте безыскусного слова, и воскликнул пораженный: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказа­тельств другие и своим искусством спорить отра­жал все, что мне представляли. Но, когда вместо доказательства от разума из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказа­тельства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого гово­рил Сам Бог».

Деятельным ревнителем о правде Божией был на этом Вселенском Соборе всеми нами особо любимый и чтимый святитель Николай Мирликийский. Его святая рука поднялась для заушения богохульника-еретика Ария.

Отцы Собора наказали было святителя Нико­лая за избыток ревности, лишив его преимуществ святительского сана и заключив в темницу. Но Господь, Духом Святым присутствующий в деяни­ях этого Собора, тут же восстановил заключенного в его первой славе. Многие участники Собора увидели одновременно одно видение: как Сам Господь вручает святителю Николаю святое Еван­гелие, а Матерь Божия возлагает на него святи­тельский омофор.

Какова же дальнейшая судьба ересиарха и ереси его?

Долго еще болела Церковь этой болезнью. Арий, хоть и был низложен на Соборе, долготер­пением и милостью Божией был еще оставлен Господом на покаяние на десять лет жизни. Но он не изменил своего зверонравия, продолжая упорствовать в ереси. Он увлек своих единомыш­ленников отделиться от Церкви. Они создавали свои самостоятельные соборы, свое исповедание веры. Имели еретики и высоких покровителей среди властей предержащих, но уже ничто не могло вернуть ереси жизнь - она раскалывалась и в среде её появлялись новые секты.

Это была предсмертная агония; Церковь на Соборе отсекла неисцельно больную ветвь. От­торгнутая от Церкви, не питаясь живыми соками Божественной истины, она умирала. Умер нечес­тивой смертью и ее основатель Арий в 336 году, и современники, пораженные явным Божиим нака­занием явленным в его кончине, сравнивали его смерть со смертью Иуды. Видно, таков удел всех изменников истины, иуд всех времен, включая и наше.

Смерть грешников люта (Пс. 33, 22). Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7).

Арий умер. Но не умер тот, кто вложил в ум, и сердце, и уста несчастного отступника зло. Не умер диавол - неутомимый отец лжи и всякой неправды. И по сей день он делает свое дело. Недоступное его влиянию небо с Небесной Церковью он силится уязвить на земле, преследуя Церковь земную.

Нелегко склонить людей на полное безбожие, и богохульство: собственный, демонский вид его отвратителен для человека. Но и этот путь опробован врагом рода человеческого не без успеха. Семьдесят лет безбожия в России, и плоды его мы пожинаем сейчас. О них много говорить не надо. Мы их видим своими глазами и чувствуем на себе.

Враг идет окольными путями, все свои силы направляя именно на разрушение истинной Церкви Божией, путем отделения христианства от Церкви. Он-то знает, что без Церкви люди все равно дойдут до безбожия, потеряют спасение, и смерть земная родит вечные муки.

Посмотрим с вами, дорогие мои, на нынешнее состояние Церкви и на духовное состояние людей нашего времени. Оценим нынешний день и скажем себе, спасется ли мир или погибель готова ему? В Церкви ли мы Божией истинной, или дух лестчий и в нас имеет свою часть? Ведь смотрите, какое половодье настигло мир ныне. Церковь одна, другая, третья, и со счета можно сбиться. И все истинные, и каждая - самая правая.

Но как же? Ведь двух истин не бывает. И Христос свидетельствовал о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

Но в какой же Церкви Христос? Или разде­лился Он? Какую Церковь предпочел Он теперь? Да никакую! Он создал ее однажды, единую и нераздельную, во дни Своего земного странствия, создал на все времена до скончания века (мира). И в ней одной Он пребывает, живый и действуяй. И другой Церкви не быть. Так которая же она?

Други наши, эта единственная Церковь та, что чисто неповрежденным хранит христианское уче­ние. Человек - плохой хранитель. Верен и неизменен только Бог, и только Он в бурном житейском море веками может хранить истину неизменной. И только наша Церковь, право славящая Правду и Истину, всеми в мире - и христианскими и иными исповеданиями - все же называется Православной. Сами враги Церкви, скрежещущие на нее зубами и тщащиеся ее уничтожить, тоже свидетельствуют о ней, именуя ее Церковью Православной.

Вспомните, как Пилат, осудивший Христа, свидетельствует о Нем истину, что Он есть Царь Иудейский; и первосвященник, возглавляющий преступный синедрион, пророчествует истины Божии: лучше одному человеку умереть за народ (Ин. 18, 14).

И так всегда и во всем. Истину похоронить нельзя. Бог хранит ее и свидетельствует миру даже устами противников истины.

Апостольское преемство, хранящееся Святым Духом в Церкви, являющее преемственную благо­дать и силу Божию в таинствах Церкви, - еще один вернейший признак истинности нашей Церкви.

Все это апостолы получили от Христа и возложением своих рук передали ученикам. И все до сих дней едины. В Православной Церкви видим мы ныне исполнение слов первосвященнической молитвы Христа: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21).

И последним, самым понятным для нас при­знаком истинности нашей Святой Православной Соборной и Апостольской Церкви являются ее страдания. Они дарованы Церкви Христом, они заповеданы Им ей: последующий Мне да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (ср.: Мф. 16, 24).

Отвергнется человек земных благ и примет биения, заушения, насмешки и заплевания, примет гонения не на один только день, но на сколько даст Господь - и он Божий.

Отвергнется недолговечного человеческого муд­рования, примет соборный разум Церкви и станет он ум Бога зряй - тогда сами собой отвергнутся, не смогут даже и подступить к нему ереси. И Божественная любовь сохранит от раскола, и он - Божий несомненно.

И еще один очень важный вопрос, дорогие мои, чадца Божии. Может быть, затруднительно разобраться человеку - какая же Церковь истин­ная? Не хватает ни знаний, ни смысла, ни веры подчас.

Что есть истина, где она, в чем? Как узреть ее, если теперь в мире, как на птичьем базаре, все кричат свое, - кто громче, кто заманчивей? Трудно человеку, но не диаволу. Он враг истины, он безошибочно знает ее всегда, находит и неотступно преследует. Посмотрите, какая Цер­ковь может сравниться в этом с Церковью Православной?!

Гонения сменялись нападками ересей, ереси производили расколы, расколы вскармливали пол­ное неверие, безбожие. А Святая Православная Церковь все жива, иногда временами совсем обессиленная и замученная, гонимая врагом, но не оставляемая Богом, Им она и жива, Им и будет жить до конца дней мира.

Не будем заглядывать далеко в прошлое, возьмем день сегодняшний и недавний, вчерашний, день Церкви нашей. Когда же насмеялись над Ним (над Христом), сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его (Мк. 15, 20).

Не увидим ли мы в этих словах, как верно идет за своим Христом Спасителем наша Цер­ковь?

Гонения XX века от богоборцев превзошли все прежние гонения по своей жестокости. Они истре­били христиан больше, чем все предыдущие гони­тели вместе взятые. Они бесчестили Церковь, как бесчестили в свое время Христа, совершая наси­лие над совестью ее иерархов, над совестью народа Божия.

А теперь, когда и без того малое стадо умалилось еще, а народ наш уже и не Божий, дойдя в атеизме и отрицании всякой духовности до предела, устрашился смрада тления и смерти, пахнувшего на него из будущего, и ринулся было назад к вере, к Богу, все тот же человекоубийца диавол стоит на страже. Его велением целый букет всяких вер и разнообразие всяких церквей и сект готовы принять возжаждавших спасения.

Здесь и римо-католики, богатые деньгами и корыстью. Утрудят ли себя пришедшие к ним, чтобы узнать, кто они? Насторожит ли тот факт, что они до XI века были наши, но вышли от нас, и потому все узнали, что они не наши. Ибо если бы они были наши, то остались бы с нами (1 Ин. 2, 19). Да, они называются христианами, но не сохранили верности, нарушили догматы. И отсекла их Церковь, и оставил их Бог. Отпав от Церкви, латинство отпало от любви Божией.

Здесь и церковь протестантская, родившаяся в XVI веке от раскола с Римом. Для протестанта истина только то, что ему нравится, что он сам считает за истину.

Здесь и униаты, подкрашивающиеся под Пра­вославие.

И секты христианские: баптисты, пятидесятни­ки, и другие мудрствующие о Христе, но отошед­шие от Его Церкви.

А отвыкшие в течение долгих лет мыслить по-церквоному русские люди теперь потеряли мысль о Церкви как о новой жизни. Их взгляд на веру только как на учение, которое принимается умом, противопоставляет Евангелие и Христа - Церкви и делает веру безжизненной.

Есть Евангелие, есть Христос, но нет Церкви - это значит, что нет и спасения.

Снова смеется враг Церкви, как смеялся над поруганным Христом, и путь Церкви на свою Голгофу продолжается.

Обессиленной, обескровленной, обезлюдевшей Российской Православной Церкви взваливают на плечи еще и тот крест, на котором будут распи­нать ее дальше. Ей отдают, да еще так, что и отказаться нельзя, разрушенные до основания здания храмов, забытые монастыри, к которым дороги заросли бурьяном. А враг тем временем и в единстве православных христиан сеет свои пле­велы - разномыслие и раздор. И на пагубный всем пример, брат, пьющий из одной Чаши с братом и вкушающий на одной Трапезе Господней, требует своей части в наследии Божием.

Плачем мы пред Господом об ожесточении наших братьев за рубежом, плачем о помрачении нашей старшей и родной, всегда особо любимой Церкви Православной на Украине. Ведь там, на Днепре, возжигалась первая свеча Православия. Воды Днепра стали для нас водами Иорданскими. И труды и молитвы Киево-Печерских подвижников просветили Православием всю, тогда язычес­кую, Русь. А ныне брат с братом судится, и притом перед неверными, - звучит укоризной нам святое Евангелие (1 Кор. 6, 6).

Н о к т о услышит?

Диавол бесчинствует, уже руками верующих, руками православных.

А как же не воспринять и еще более соблаз­нительные учения духовно одичавшему человеку: «Бог един, прииди к Нему и завтра сам ты станешь богом».

А молодежь хочет быть богом, молодежь хочет властвовать и владеть. И вот она уже у индуистов, у буддистов, у кришнаитов учится духовности, и восточные культы идут на завоева­ние православной России.

Бездумное увлечение оккультизмом, это добро­вольное любопытное обращение к бесам, сначала становится трагедией, а потом и гибелью оканчи­вается для соблазнившихся.

Сколько таких живых телом, но мертвых душой, искалеченных жизнью вошло сейчас в ограду Церкви; сколько людей лежит на пороге Церкви, не в силах войти в нее пониманием, ибо для многих уже наступила духовная смерть. И бесы, принимающие вид Ангелов света, шепчут помыслами, говорят с трибун, кричат всеми сред­ствами информации: «Человек - вот наш бог», «Будете, как боги! Будете выше Бога». И опять повторяется история падения. Прародители из рая пали на землю; современные боги падают с земли в ад.

Туне теперь звучит предостережение: Смотри­те, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию чело­веческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8).

Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8).

Но кто разрушит их теперь, эти страшные дела, если Сын Божий изгоняется, забывается людьми? Вместо поклонения и благодарности за Его великую жертву, снова приходит идолопок­лонство, служащее плоти и бесам.

Дорогие мои, нельзя в наше время жить бездумно.

Мы все, даже и те, кто уже давно в ограде Церкви, испытываемся сейчас силой всяких со­блазнов, и в том числе силой нового религиозного сознания ложной христианской духовности. И во всем этом является апокалипсический образ вели­кого отступления, которое охватит весь род человеческий перед концом света, о котором ныне напоминает нам Господь ежедневно.

Думаете, случайно попустил Господь осквер­ниться великим святыням на Голгофе в храме Гроба Господня? Не предвещает ли это, что решительный последний период борьбы диавола с Богом и со Христом Его близок?

Берегитесь же, дорогие, чтобы кто-нибудь не прельстил вас! Крепко держитесь за Православие. Бережно храните благодать, дарованную нам Богом! Бодрствуйте и молитесь. В тихости совер­шайте труд во спасение свое по заветам Господа, руководством и наукой святых отцов. Не забывай­те, но осмысливайте слова Господни: если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин, 8, 36).

Вот где свобода! Вот где спасение!

Ум связан узами неведения, заблуждений, суе­верий, недоумений. Он бьется, но вырваться из них не может. Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой.

Волю вяжут страсти и не дают ей простора действовать; бьется она, как связанный по рукам и ногам, а вырваться не может. Но прилепись ко Господу, и Он даст тебе самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды.

Сердце облежат постоянные тревоги и отдыха ему не дают. Но прилепись ко Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе и все вокруг светло видя, беспрепятственно шествовать с Господом сквозь мрак и темноты жизни этой к блаженной, полной отрады и простора вечности.

Слава Бессмертному Богу Отцу Невидимому!

Слава Бессмертному Богу Сыну, явившему Себя во плоти!

Слава Бессмертному Богу Духу, глаголавшему через пророков, апостолов и святых отцов!

Пресвятая Троица, слава Тебе!

Аминь.

«Церковь и ереси»: М., Издательство Сретенского монастыря, 1996



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Свечкодуй : Аминь
2010-03-16 в 20:43

Упокой Господи, отче Иоанне, моли Бога о нас грешных.
1. Иван Федорович : когда же.
2010-03-16 в 12:44

Вот если бы так, однозначно, было высказано мнение и Архиерейского собора, многие соблазны ушли бы из Церкви.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме