Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Католический Запад и Славянский Восток

Святослав  Мефодиев,

Русская цивилизация / 10.03.2010

I. Славяне, саксы и Карл Великий

Карта Европы1.1. По окончании Великого переселения народов славяне заняли всю европейскую территорию к востоку от реки Эльба (Лаба).[1] Таким образом, всё южное побережье Балтики от Ютландии до Пруссии, земли по течению рек Лабы и Одры (Одера), между ними и далее на восток были заселены славянскими племенами. На юге эти племена граничили с другими славянами - чехами, словаками, а те в свою очередь - с кроатами (хорватами), сербами... Таким образом, вся Центральная и Восточная Европа была большим славянским миром, западной границей которого была условная линия между Ютландией и Адриатикой.

Западными соседями балтийских (полабских) славян, жившими между Лабой и Одрой, оказались воинственные германские племена саксов, занявших большую территорию между Рейном и Эльбой. Однако она их не удовлетворяла. Объектом своих территориальных притязаний они выбрали Британские острова (V в.) Их захват и колонизация кельтских племён Британии проходили для саксов вполне успешно.

Позднее (IX в.) саксы обратили свой взор на восток, ожидая и там найти сравнительно лёгкую добычу. Но в отличие от кельтского автохтонного населения Британии балтийские славяне оказались саксам не по зубам. Лишь спустя несколько веков и используя всю мощь Западной империи германским императорам удалось захватить эти земли. Но произошло это только в 12 веке.

В 9ом же веке борьба саксов с полабскими славянами только начиналась. Всё 8ое столетие славяне помогали франкам в их войнах с саксами. В конце концов, саксы вынуждены были признать власть Каролингов, и Саксония вошла в состав государства франкского короля Карла Великого. В 780 году его войска дошли до Эльбы. Там был созван съезд маркграфов (правителей территориальными единицами государства Карла Великого - марками). На съезде был заключён договор с полабами, согласно которому последние признавали Карла верховным судиёй. Но это был пока дружеский договор бывших военных союзников.

1.2. Однако Карл Великий не мог удовлетвориться одним этим мирным договором. Он думал об усилении своего влияния среди новых восточных соседей. Почти вся Европа к западу от линии Дания - Италия к тому времени была уже под его властью. Карл управлял своими поданными не только с помощью военно-административного аппарата. На их умы он мог воздействовать через институт католической церкви, ибо у всех народов западной Европы была одна вера, складывалась схожая культура и менталитет. А на востоке от его империи жили совершенно другие народы, иного - славянского мира. Эти чуждые для Запада племена были объединены одним языком, одной кровью, одними богами, одними обычаями, наконец, единой славянской душой. Напомним, что в те далёкие времена славянские племена значительно меньше отличались друг от друга по языку и культуре, нежели теперь.

Тогда славянские племена осознавали своё родство и свою близость друг другу, знали о своей общей истории, своих прародителях и богах. И так же ясно они видели в соседях за Лабой чужаков. Один западный хронист того времени писал, что если поставить рядом германца и славянина, то их совершенно разная природа будет очевидна так же, как если сравнивать мужчину и женщину. Естественно, это осознавали и сами славяне.

Итак, два совершенно разных мира - западный, латинский, объединённый в государство Карла Великого и восточный, славянский, политически разрозненный - пришли в соприкосновение. Империя Карла Великого поглотила все западные католические неславянские народы и упёрлась на востоке в рубеж славянских земель. Агрессивному государству Карла уже было тесно в своих землях, землях романо-германских народов.

Чтобы совершенно чуждый славянский мир как-то приблизить к западному миру, получить возможность влиять на умы славян, надо было дать им новую веру, вытеснить их национальную самобытную культуру, дать им западные ценности. Только латинизация славянских народов могла облегчить их включение в сферу влияния западной империи.

Понимая это, рекс Карл приступил к реализации задуманного. В 797 году он распоряжается повысить разряд Зальцбургской епархии до архиепископии, к ней прибавляется ещё одна кафедра, а бишофу (епископу) Зальцбурга Арнону поручается вплотную заняться обращением славян к востоку от Баварии (полабских славян) и славян Паннонии (южнее верхнего Дуная). Северному соседу Арнона - епископу г.Пассау Урольфу были даны в помощь 4 викария, им было вменено в обязанность просвещать славян Богемии и Моравии (к северу от верхнего Дуная). Именно Зальцбургское духовенство будет затем препятствовать миссии святых братьев Кирилла и Мефодия в Моравии в IX веке.

II. «Drang nah Osten» начинается

За этими мерами последовала военная агрессия. Но она началась уже после Карла Великого, после раздела его империи и появления собственно немецкого королевства (829 г.). Хотя оно и называлось «Восточная Франция», но его населяли германские, «немецко-говорящие» народы. В это королевство вошли герцогства Саксония, Бавария, Швабия и Франкония. Именно это государство и начало свою военную экспансию в славянские земли.

В 844 и 862 гг. первые военные походы за Эльбу совершил немецкий король Людвиг II (850-875). В 870-е годы немецкое королевство вело войну с Великой Моравией и неудачно. После поражения под Велиградом немецкое королевство ослабло и ему стало не до полабов. Те получили передышку, и часть полабских племён добровольно, без обложения данью вошли в состав Великой Моравии.

Возобновляется война полабских племён с немецким королевством уже в Х веке - тогда, когда начинается и настоящая история Германского королевства - с Генриха I Птицелова (919-936) - родоначальника саксонской династии. Он был удачлив и во внутренней, и во внешней политике. В 924 г. он заключил 9-летнее перемирие с венграми и начал готовиться к войне с полабами. Собрав значительное войско в 928 г., он вторгся за Эльбу. Генрих закрепляется в землях венедов и лютичей. Захватив крупный венедский город Бранибор и переименовав его в Бранденбург (будущее курфюршество Бранденбург)[2], Генрих также закладывает укрепление, которое впоследствии вырастит в город Майсен (получившим впоследствии известность благодаря производству фарфора). Эти первые захваченные славянские земли становятся плацдармом для осуществления неизменной в дальнейшем германской политики «Drang nach Osten».

Затем Генрих I двинул свои войска в Богемию, чтобы заставить чешского князя признать свою верховную власть. Воспользовавшись этим, полабские славяне подняли восстание, но Генрих перебросил войска назад и подавил его.

Продолжил развивать успех своего отца-короля в славянских землях император Оттон I Великий (936-973)[3]. Восточному вопросу он придавал большое значение. Он включил покорённые славянские земли в состав территорий, управляемых его наместником. После смерти князя стодорян Тугомира в 949 г. Оттон не признал его преемника, и все его земли присоединил к восточной марке графа Герона[4]. Перед этим то же самое произошло с землями лабских сербов. Так в славянских землях появилась немецкая администрация, которая стала управлять этими территориями и собирать дань. Кроме того, началась колонизация славянских земель немецкими переселенцами, получавшими лучшие земли.

III. «Имперская церковь» Оттона I

Император Оттон IНо Оттон I, как и его предшественники, понимал, что одно военное порабощение даёт весьма шаткие плоды. Главным средством укрепления своей централизованной власти по всей империи вообще и в славянских землях в частности Оттон сделал латинскую церковь. Именно при нём усилилась епископальная система внутри его государства, получило развитие явление, известное в исторической науке как «имперская церковь».

Как только стихли восстания полабских славян в ответ на отмену их самоуправления, Оттон восстановил две миссионерские епархии, учреждённые им ещё до этих волнений: Гавельбергскую и Браниборскую (в 946 и 948 гг. соответственно). Но ни эти 2 новые кафедры, ни действующие ещё со времён Карла Великого епископии Зальцбурга и Пассау не принесли ожидаемых плодов. Для сравнения напомним, что православная миссия Кирилла и Мефодия и их учеников успешно прошла во второй половине 9го века во всех славянских землях от Болгарии до Польши без какого-то ни было насилия. Именно с её плодами стали позднее бороться латинские миссионеры, за спинами которых стояли войска германского императора.

Не дождавшись результата от 4ёх миссионерских кафедр, в 968 г. Оттон открывает сразу 5 кафедр вдоль течения Лабы: Ольденбургскую, Староградскую, Мышенскую, Житицкую, Мерзебургскую. В результате этой «церковной реформы» все основные полабские племена получили «своего» епископа: радарии - Гавельбергского, гавелы и левзинцы - Бранденбургского, ободриты и вагиры - Ольденбургского и т.д. Но самым важным шагом, пожалуй, явилось открытие в Магдебурге архиепископии, на которую замыкались все «славянские» епископы. Оттон мечтал об этом с 955 года, но только в 967-968 гг. собор в Равенне утвердил это решение (после того как римским папой стал верный императору Иоанн XIII).

По замыслу Оттона Магдебург должен был стать центром, координирующим миссионерскую деятельность всех славянских епископий, центром обучения и подготовки латинских миссионеров в земли славян. Первым архиепископом Магдебурга стал в 970 г. Адальберт (982†). Его назначение сюда не было случайным. Он зарекомендовал себя как «специалист по славянскому вопросу». По поручению Оттона он уже побывал на острове Руян (Рюген) - одном из центров славянского язычества. Его миссия закончилась ничем[5]. Тогда Оттон решил действовать боле привычным и проверенным способом - в 960 г. остров был завоеван немецкими войсками. Затем Адальберт в 961-962 гг. побывал в Киеве, куда был направлен по приглашению послов княгини Ольги. Но и эта поездка в славянские земли не оправдала его надежд. Но, хотя он опять ни с чем вернулся к своему императору, за ним закрепилось почётное прозвище «епископ руссов». Побывал бишоф Адальберт и у одного из влиятельных князей Чехии - у Славника. Впоследствии этот чешский князь направил в Магдебург своего сына Войтеха на обучение к еп. Адальберту.[6]

Став архиепископом миссионерской Магдебургской кафедры, Адальберт взялся за латинизацию вверенных ему императором славян. Но здесь он не особенно преуспел - при первой возможности славяне поднимали восстания, изгоняли латинских проповедников, сжигая латинские монастыри и божницы (костёлы). Больших успехов Адальберт добился у себя дома - в Магдебурге. Это был богатый немецкий город. Здесь Адальберт создал один из центров так называемого «Оттоновского возрождения» - школу латинской премудрости, где преподавали известные в Европе богословы. Богатство города и епархии позволяла архиепископу содержать в славянских землях монастыри, большое количество миссионеров, одаривать славянских князей.

IV. Колосс на глиняных ногах

Адальберт МагдебургскийВ годы правления следующего германского императора Оттона II (973-983) Адальберт Магдебургский продолжал свою активную миссионерскую деятельность в славянских землях вплоть до своей кончины в 982 г. Если посмотреть на внешнюю сторону этой деятельности, то можно признать её вполне успешной. В славянской марке появились латинские монастыри, костёлы, школы. Но это почти не затрагивало самих славян. Монахи и клир были немецкими, пришлыми. Первые священники из славян стали появляться в самом конце 10 в. Службы в костёлах шли на непонятной славянам латыни[7]. Этому же языку пытались обучить славян в школах.

Проповедь миссионеров никак не вязалась с их поведением. Император дал епископам и аббатам светскую власть над славянами, поэтому в их глазах латинское духовенство выглядело лишь имперскими чиновниками по сбору дани, а не как попечители душ. Славяне помнили, что духовенство пришло к ним вместе с войсками, костёлы и монастыри были построены на крови убитых отцов и братьев. Всё это вызывало лишь неприязнь и неприятие латинской миссии.

Поэтому весь латинский церковный институт с его костёлами, монастырями, школами, большим штатом миссионеров, выросший между Лабой и Одрой, оказался колоссом на глиняных ногах. Полабы терпели в своих землях латинян до тех пор, пока были вынуждены уступать грубой военной силе. При первой же возможности они спешили избавиться от проповедников чуждой, непонятной и ненавистной им культуры и церкви. Так, в 983 г. умирает Оттон II, и корона переходит к его 3-летнему сыну Оттону III. Этим сразу воспользовались славяне - вспыхнуло мощное восстание Мстивоя. В его результате Славянская марка была очищена от военной и церковной немецкой администрации, опустошены приграничные немецкие земли. Разгромлен был даже крупный немецкий город Гамбург. После этого восстания ещё целое столетие все усилия немецких и польских католических миссионеров в этих землях были бесплодны.

V. Новые методы нового императора

Оттон IIIПопытки вернуть утраченные позиции у немецкой короны не прекратились и при Оттоне III. До его совершеннолетия государством правил его дядя Генрих Младший. Но уже с юных лет Оттон стал принимать активное участие в решении восточного вопроса, который он стал считать главным для своей империи. С 15 лет он участвовал в военных походах за Эльбу. Немецкие хроники подтверждают «большую заботу» императора о своих восточных соседях: «Оттон III беспрестанно ходил против славян, учащая свои нападения, покоряя их восточные (новые) области. Тех же, которые в западных областях часто возмущались, он старался усмирить как хитростью, так и силою». Довольно откровенное признание немецкого хрониста. Вот характерный эпизод: в 997 г. Оттон III совершил поход в Штодеранию (после очередного восстания славян), «опустошил огнём и мечом всё и возвратился победителем в Магдебург».[8] Но несмотря на неусыпную «заботу» немецкого императора о своих восточных соседях, ему не удаётся сломить исконных хозяев земель восточной марки. В 990 г. вновь восстают бодричи - разрушаются все монастыри и костёлы, изгоняется весь латинский клир.

Оттон III сильно обжёгся на полабских славянах. Поэтому он вынужден был изменить свою тактику в отношении непокорных и свободолюбивых славян вообще. Он понял, что стандартный подход в отношении других народов западной Европы, заключавшийся в их безоговорочном включении в качестве безликих винтиков в огромную государственную имперскую машину, в унитарный в культурном плане Западный мир, в их безусловном подчинении единой универсальной светской и церковной власти - императору и папе (что при Оттоне III стало одним и тем же), к славянам неприменим, хотя и был так желателен. Да и необъятность славянских территорий, бесконечно уходящих на восток, не позволяла держать их под безусловным жёстким военным и административным контролем. Поэтому Оттон решил, что разумнее будет вовлекать их в сферу своего влияния не столько с помощью грубого военного нажима, сколько как союзников или вассалов. Во всяком, случае, оставлять им своё самоуправление, свою национальную аристократию. А возникающим церквам предоставлять статус самостоятельных архиепископий.

Так поступили с Польшей. Латинизированные польские земли не были включены в «имперскую церковь» Германии, а получили своего архиепископа в Гнезно, не подчинявшегося никаким немецким епископам (даже Майнцскому), а напрямую папе. То же было сделано и в отношении Эстергомского архиепископа в Венгрии. Такая «уступчивость» германского императора объяснялась также тем, что с 9-го века (миссия свв. Кирилла и Мефодия и их учеников) в славянских землях Моравии, Богемии, Польше и землях венгров уже была «греческая вера», эти народы находились в области влияния Константинопольской Церкви[9]. Поэтому грубая и неуступчивая политика Рима и Германии могли бы привести эти страны к решению, принятому в 988 г. на Руси. Учитывая пограничное положение Венгрии и Польши с православными сербами, болгарами и русичами, можно было понять обеспокоенность германского императора и папы. Их главной задачей было любой ценой и как можно быстрее искоренить восточный (греческий) обряд в этих странах и утвердить свой латинский. На это и были брошены силы Римской церкви и империи. Были изменены подходы миссионерства в славянских странах. Ненавистных немцев, не знавших обычаев и языка славян, стали заменять на духовенство из чехов и поляков, предварительно обучив их латинской учености на западе. Именно на эти годы и на эту программу Рима приходится деятельность Войтеха-Адальберта - наполовину саксонца, наполовину чеха. В силу своего славянского происхождения и принадлежности к княжеского роду он мог бы принести большую пользу своим римским и немецким покровителям в Богемии и Польше, где он более всего и потрудился на благо Рима и Майнца.

Итак, Оттону III не удалось закрепиться за Эльбой. Лишь его преемнику Генриху II (1002-1024) - последнему представителю саксонской династии - удалось справиться с небольшим племенем лейтенцев. Хотя упрекнуть его в бездействии в отношении славян нельзя: он вёл три безуспешные войны с Польшей (1005, 1007, 1015-17), трижды до 1018 года пытался вернуть у богемского Болеслава Майсенскую область (после заключения мира чешский князь остался вассалом германского императора лишь номинально).

С наиболее сильными полабскими племенами - венедами и лютичами - Генрих II также был вынужден заключить мир. В 983 г. венедский князь Мстивой поднял удачное восстание. По договору 1003 г. язычество славянам было оставлено. Более того, Германия стала обращаться к ним за военной помощью в войнах с Польшей и Богемией (ставшими для полабских славян уже чужими после принятия теми «немецкой» веры). Теперь полабские славяне шли в бой в одном строю с немцами и несли своих идолов, чем повергали в немалое смущение немецкое военное духовенство.

Внук Мстивоя Готтшалк в 1047 году решил создать венедское королевство по принципу соседней Польши - решил сделать латинскую веру официальной религией своего государства, надеясь таким образом избавиться от нескончаемых немецких военных вторжений. Но какими бы благими не были намерения Готтшалка, после его смерти в 1066 г. вмести с ним из венедских земель исчез всякий след латинства.

VI. Плоды латинской миссии

Памятник Адальберту в ПрагеТаким образом, попытки насильственно латинизировать полабских славян закончились провалом. Методы латинского миссионерства оказались непригодными и безрезультатными. Несмотря на создание в землях полабских славян архиепископии, включавшей 6 епископских кафедр, и имевшей миссионерский характер, несмотря на строительство латинских монастырей, костёлов и школ при них, венеды и другие заэьбские славяне продолжали крепко держаться своего язычества, причём больше из протестных соображений в отношении веры их немецких завоевателей. Древняя славянская мифология и самобытная культура были для полабов духовным стержнем в их национально-освободительной войне. Навязываемую же им латинскую веру они рассматривали исключительно как орудие их духовного порабощения и национального обезличивания. А света Христовой веры славяне не могли увидеть в латинстве, ибо этот свет к тому времени был уже утрачен в самой западной церкви. Католические миссионеры приводили своих слушателей не ко Христу, а к папскому престолу и императорской короне. Потому-то столько веков, несмотря на отчаянные усилия католической церкви, сердца полабских славян оставались холодными к эрзац-христианству папской церкви, обретшей внешнюю мощь, но потерявшей внутреннюю силу.

Славяне за Эльбой были первыми из восточных соседей германской империи, кто подвергся немецкой военной и духовной экспансии. Именно на них Германия и Рим отрабатывали методы насильственной латинизации. Именно Славянская марка стала главным полигоном для западного миссионерства среди славян. Именно этот опыт католической миссии в полабских землях 9-10 вв. вобрал в себя и взял на вооружение латинский миссионер Адальберт Пражский. Рассмотрение западного миссионерства в его исторической ретроспективе даёт возможность выявить преемственность между Магдебургской архиепископией в славянской марке, Зальбургской епархией, «прославившейся» своей борьбой со св.Мефодием в Моравии, латинским духовенством Польши, вытеснявшим восточный обряд из южных и центральных областей польского королевства и, наконец, Ливонским и Тевтонским орденами, пришедшими в 13ом в. на восточные берега Балтики, чтобы огнём и мечом крестить пруссов[10] и другие балтские (и финские) племена и покончить с «восточной схизмой» в русских княжествах. Причём, во все эти этапы становления латинского миссионерства был вовлечён еп. Адальберт. Можно сказать, он является его олицетворением. Он учился в Магдебурге, использовал полученные знания в Богемии - зоне влияния Зальцбургского архиепископа, затем побывал у Болеслава Храброго и склонил его к латинству, и, наконец, прибыл в прусские пределы, положив начало онемечивания и окатоличивания Прибалтики. Именно поэтому, католики Чехии и Польши так почитают Адальберта Пражского, именуя его покровителем своих стран и всей Европы, и именно поэтому Православные Церкви Чехословакии и Польши так категорически не приемлют попытки признания святости этого католического епископа.

VII. Ещё раз о полабских славянах

Карта АрконыПолабские славяне, их история, культура, мифология - это одна из загадочных и малоизученных страниц мировой истории вообще и истории славянских народов в частности. Западному миру, западной исторической науке выгодно позабыть эту страницу, неудобно вспоминать о тех, на чьих костях они строили своё благополучие. Загадочные полабские славяне навсегда исчезли с карты Европы, из мировой истории. Не пожелав принять чужую власть, культуру и религию, они были безжалостно уничтожены военной германской машиной. Сейчас на их землях на политической карте Европы значится Федеративная Республика Германия, и мало кто из живущих в современных немецких городах знает, что когда-то эти города носили славянские названия.[11]

Но нам, славянам, негоже забывать свою историю, наша историческая память не должна быть короткой. Поэтому давайте помнить одних из своих далёких предков - полабских славян.

Материальная культура полабов была выше соседних с ними племён польских земель. Об этом свидетельствует многочисленность городов, укреплённых поселений, производство оружия и т.д. Славяне между Лабой и Одрой имели сильный флот, с помощью которого одерживали победы над флотами соседних народов. Наличие такого флота позволяло им контролировать торговлю янтарём на Балтике[12]. Заэльбские славяне были тесно связаны с другими славянами, в частности с теми, кто жил на противоположном конце Балтики - в Новгородских землях. Например, Рюрик, с призванием коего связывают в исторической традиции основание Русского государства, был сыном ободритского князя Годослава. Поскольку матерью его была Умила (дочь последнего новгородского посадника Гостомысла), Рюрик и был призван в Новгород после гибели единственного сына Гостомысла в битве с хазарами (существуют и др. версии его смерти). Кроме того, полабским славянам была известна письменность (так называемая влесовица, или письмо типа черт и резов), с помощью которой они записывали свои легенды (мифы) о богах, о происхождении мира и народов, сохраняли историческую память о своей древней прародине, о всеславянской истории, уходящей вглубь тысячелетий. Это давало им ясное национальное самосознание и понимание всеславянского единства. С другой стороны это помогало им отчётливо видеть чужеродность и враждебность той культуры и законов жизни, носителями которой были германские племена.[13]

Полабские славяне обладали самобытной культурой и историей. И этот интересный народ был стёрт с лица земли западным миром (олицетворявшимся на то время германской империей и римской церковью). Полабские славяне бесследно исчезли из истории человечества, оставив о себе память лишь в географических названиях и в древних хрониках. Земли же их были колонизированы немецкими переселенцами и превращены в ещё одну из немецких провинций империи. Оставшиеся в живых после войн и восстаний славяне были вытеснены из городов, с лучших земель, лишены своей культуры и языка - онемечены и латинизированы. Они отказались признать власть императора над своими землями и власть папы над своими душами. Потому они и были уничтожены.

Полабские славяне были обречены после принятия католичества Польшей. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на карту Европы того времени. Земли между Лабой и Одрой - достаточно большая территория, по площади примерно равная Богемии (Чехии). Но с конца 10 века она оказалась зажата со всех сторон католическими Германией с запада, Польшей с востока и Богемией с юга. Рано или поздно полабы должны были или признать власть императора и папы над собой, тогда бы им была оставлена их государственность и национальная аристократия (как это случилось с др. западными славянами, принявшими католичество), или же они должны были исчезнуть с карты католической Европы. Такой исход был предрешён. Удивительным является лишь то, что сравнительно малочисленные племена полабских славян, не объединённых в единое государство, противостояли натиску всей западной империи около 4ёх веков! Это ещё раз говорит о высоком военном, государственном, культурном и духовном потенциале полабских славян.

Говоря об уничтожении самобытных племён полабских славян, необходимо помнить, что это далеко не единичный пример того, каким способом утверждалась западной цивилизации в мире. Другое дело, что эта западная цивилизация (её историки) делает всё, чтобы эти примеры остались неизвестны и преданы забвению. Ну кто сегодня помнит об уничтожении полабских славян? А кто вспоминает о других подобных примерах? Поэтому напомним их.

VIII. О просвещённых народах Западной Европы

Картина ВерещагинаПрежде всего, следует охарактеризовать современную западную вообще и англо-саксонскую цивилизацию в частности (хотя по большому счёту это одно и то же), как людоедскую. Именно так и никак иначе! Её становление происходило исключительно за счёт варварского порабощения, ограбления и уничтожения других народов. Об этом можно написать целую книгу. Здесь же только перечислим наиболее яркие «героические» страницы истории западной «цивилизации».

Начнём с того, что сама англо-саксонская цивилизация началась с завоевания германскими племенами (англами и саксами) Британии (кельтских земель) (другие саксы позднее направили своё оружие на восток - за Лабу). Но затем английские королевства Британии приняли христианство благодаря кельтским миссионерам, и вплоть до 11го в. Англия оставалась православным государством, давшее миру множество святых. Но в 1066 г. православной Англии пришёл конец - она была завоёвана нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем. С 1066 г. началась цивилизационная катастрофа Британии. Королевский двор Англии заговорил на французском языке, английское православное духовенство было уничтожено и заменено на латинское, прибывшее в Англию с Вильгельмом. Православные монастыри и святыни были разрушены, несколько десятков тысяч православных англичан бежали на чужбину, спасаясь от нормандских завоевателей. Многие из них нашли своё прибежище в Византии. Оставшиеся в Британии англичане долгие годы сопротивлялись нормандским завоевателям, ведя партизанскую войну и поднимая восстания. Но спустя десятилетия все очаги сопротивления были подавлены, последние следы православия были уничтожены, и в Англии окончательно утвердилась папская церковь и нормандская знать. В результате появилась та Англия, которую мы знаем - жестокая, холодная, прагматичная, коварная... Напомню, это произошло в 11ом столетии.

Позднее Запад расправился и с другим православным государством - с Византией. Началось это ещё с варварского разграбления и массовой резни в Константинополе крестоносцами в 1204 г. О том, как далее Запад затягивал экономическую и военно-политическую петлю вокруг Византии, хорошо рассказано в фильме «Гибель империи. Византийский урок». Здесь мы не будем повторяться, скажем лишь, что без этих усилий католической Европы войска Мехмеда II в 1453 году вряд ли смогли взять Царьград.

Продолжим перечислять достижения «цивилизованной» Европы. Это крестовые походы «христианских» народов Европы против русских схизматиков (именно это «Христово воинство» остановил св.князь Александр Невский), это крещение огнём и мечом народов Прибалтики и превращение их в своих рабов (в Эстонии и Латвии вплоть до 19-20 вв. дворянство и духовенство оставалось исключительно немецкими). Повторили судьбу полабских славян другие племена Балтики - прусские. Они были завоеваны в 13 в. тевтонскими рыцарями (при поддержке всей Европы, откликнувшейся на призыв папы) и колонизованы немецкими переселенцами. Онемечивание, латинизация, ассимиляция и др. немецкие методы колонизации принесли свои плоды - в 16 в. пруссов уже не было (как и полабских славян), а прусский язык стал мёртвым языком.

Не отставали от своих германских «коллег» испанские конкистадоры. Открытие и завоевание Новой Испании (Центральной и Южной Америки) сопровождалось чудовищной жестокостью. Фактически это был геноцид местного населения. Например, всё население острова Гаити, открытого Колумбом, было полностью уничтожено (как и Патагонии, как и др. областей Америки). Сейчас его населяют потомки завезённых сюда позднее чёрных рабов из Африки.

Кстати, рабовладение, торговля «живым товаром» - это тоже характерная черта именно западной «цивилизации». Оно было неотъемлемым атрибутом жизни не только в испанских колониях Нового Света, но и в английских (южные штаты США). Освоение Северной Америки французами и англичанами по своим методам также ничем не отличалось от таковых в Америке испанской. Тот же геноцид индейцев. Поселения индейцев уничтожались полностью, вместе с детьми и женщинами. «Хорош только мёртвый индеец!» Уцелевших сгоняли с их родных земель и переселяли в резервации в районы, не интересные европейским колонистам.

Методы и средства европейских колонизаторов в Африке и Азии были теми же. Поработить, устрашить и ограбить. Жестокость и ещё раз жестокость. Кто не желает подчиниться - должен умереть. О манерах джентльменов с туманного Альбиона в Индии можно получить представление по картине Верещагина, где изображен расстрел сипаев, привязанных к жерлам пушек[14].

Звериные методы европейцев («выживает сильнейший») не исчезли и в Новейшую историю. Так в I мировую войну именно «культурные» и образованные австрияки изобрели такой метод порабощения своего противника как концентрационный лагерь. Применили они его опять же против православных славян - русин Карпат, дабы склонить их к их латинству (униатству) и отказу от своего языка. Замучено и казнено в этих лагерях были десятки тысяч русин![15]

Эстафету у своих католических австрийских учителей приняли их хорватские ученики. Во вторую мировую войну хорватские усташи (фашисты), в концлагерях для православных сербов уничтожили десятки тысяч за их веру. Причём «окормлялись» усташи в своей «миссионерской» деятельности католическим духовенством. Один из таких епископов позднее даже был признан святым католической церковью (в 1998, Загребский кардинал Алоиз Степинац).

Да и в последние годы Западный мир показал, что ради утверждения своей власти его не остановят никакие нормы международного права, никакие принципы гуманизма и прав человека. Для Запада важно только одно право - это право сильного. Руководствуясь этим правом, в 90-е годы была осуществлена варварская бомбардировка Сербии, затем вторжение в Ирак, позднее в Афганистан. Какие там права человека, когда было попрано основное право человека на жизнь! Убиты тысячи ни в чём не повинных мирных жителей - женщины, старики, дети. Зато установлен политический и экономический контроль за этими стратегически важными для западных политиков регионами. Кто следующий? Иран? А может быть Россия?

IX. Иудины сребреники и ляхи. Что общего?

Гравюра с Болеславом ХрабрымГравюра с Болеславом ХрабрымНо вернёмся в ту далёкую эпоху, когда Drang nah Osten только начинался. Зададимся вопросом: а стоило ли полабским славянам так упорствовать? Не правильнее ли было им принять условия Запада и через это сохранить свою автономию, сохраниться, в конце концов, самим? Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем на последствия латинизации некоторых славян.

В начале 10 в. в Центральную Европу с востока вторглись кочевые орды венгров (угров) и заняли земли между Карпатами и Балканами. Они вбили клин между западными и южными славянами. Южные славяне (болгары, сербы, черногорцы) остались под влиянием Восточной Римской империи - Константинополя. Западные же славяне (Богемия, Моравия, Польша) оказались отрезанными от Византии венграми. Это облегчило задачу Германской империи и Риму - христианство восточного обряда было вытеснено и заменено на латинский обряд. Другими словами, православие было вытеснено латинством.

Что это означало для славян, принявших католичество? Наиболее показательна судьба Польши. Ценой принятия латинства полякам удалось сохранить свою государственность. Польшей управлял свой князь, затем даже получивший корону из рук папы. У Польши были свои монеты, своё войско, своя независимая от Германии архиепископия. Но это была бутафорная, кажущаяся независимость. Польша стала зависимой в главном - поляки стали духовными пленниками Запада, вассалом германской империи и Рима. Потенциал Польши теперь стал использоваться в целях Западной Европы - она стала плацдармом для дальнейшего распространения латинства.

Меч польских королей обратился в сторону ещё не латинизированных соседей, в том числе единокровных славянских братьев. Сначала Польша ударила в спину полабским славянам и ускорила этим их уничтожение Германской империей. Затем были латинизированы поморяне (славяне, жившие на балтийском побережье нынешней Польши). Позднее Польша (Мазурский князь) предоставила свои земли католическому Тевтонскому ордену для покорения своих соседей - пруссов. В результате и пруссы исчезли с карты Европы, как и полабские славяне.

Позднее благодаря той же Польше католичество утвердилось и в соседней Литве (после брака польской королевы Ядвиги и литовского князя Ягайла в 1386 и объединения двух государств в одно - Речь Посполитую). Хотя до этого события русский язык и православие были языком и верой литовской знати и самыми распространёнными в литовских городах. В результате объединения Литвы с католической Польшей под латинский гнёт попали исконно русские княжества, вошедшие в состав Литвы после татаро-монгольского нашествия. С тех пор история Юго-Западной православной митрополии становится историей борьбы за своё существование, борьбы против политики принуждения к унии, полонизации и латинизации. Внутри Речи Посполитой православие стало гонимым. Вплоть до ХХ в. Православная Церковь существовала под жестоким прессом католического государства, вернее, католическое государство делало всё, чтобы Православной Церкви не осталось в его пределах.

Католическая Польша все века упорно боролось с православием как внутри своего государства, так и вне его. Для своего восточного соседа - православной Руси - Польша навсегда становится её «злым гением». Начиная с похода Болеслава Храброго на Киев и вплоть до активного участия поляков в революции 1917 года - это была вечная непрекращающаяся борьба Польши с Россией, подобная по своему упорству борьбе диавола против Бога. Русофобия и сейчас является главным фактором внешней политики современной Польши.

Итак, Польша сделала свой исторический выбор в пользу латинства и стала верой и правдой служить римскому престолу. В извечном противостоянии германских племён и славян, Запада и Востока, латинства и Православия Польша выбрала сторону врага, изменила общеславянскому братству, стала проводником чуждой славянству западной идеологии, западных ценностей. И какие бы временные, локальные разногласия не возникали в разное время у Польши со своими католическими союзниками (с той же Германией или Богемией), она всегда оставалась верна стратегической, генеральной линии Рима на латинизацию восточных славян. Так, потеряв истинную веру, поляки перестали право славить Бога, перестали быть славянами по духу, потеряв своё индивидуальное лицо, мутировав в один из похожих друг на друга безликий западный народец, служащий чужим целям и противостоящий своим бывшим братьям. Кто-то из русских мыслителей 19го века образно сказал что чехи - это написанные под копирку немцы. То же можно сказать и про поляков.

Такая же незавидная иудина участь ждала бы и полабских славян в случае принятия ими латинства. Но они предпочли физическую смерть духовной. Ибо «мёртвые сраму не имут», как говорил современник полабских славян русский князь Святослав - победитель иудейской Хазарии.

X. Сербский народ - полабские славяне нашего времени

Плакат о бомбардир. СербииГлавным критерием для выбора политики Германской империей и Римом в отношении того или иного народа была его вера. Если народ не признавал власть папы, то империя использовала все пути для его латинизации - и дипломатические, и военные. Холодная и реальная война не прекращалась веками. Как только народ принимал католичество, агрессия против него прекращалась, он переводился в разряд вассалов, и уже сам использовался для латинизации следующего народа.

Эти подходы не изменились и за тысячу лет. Доказательство тому - история сербского народа в 20 веке. Веками Сербия находилась в окружении враждебных и агрессивных государств - католических на севере и западе, мусульманской Османской империи на востоке и юге. Однако сербам удалось сохранить себя и свою веру, остаться православным народом.

Миновало время «тёмного средневековья», наступила эпоха научно-технического прогресса, гуманизма, общечеловеческих жизненных ценностей и всеобщей защиты прав человека. Однако смена вывески эпох не поменяла поведение Запада в отношении православных славян - сербов. Вторая мировая война это ясно показала. Хорватские фашисты с «благословения» Католической церкви в годы войны осуществляли неприкрытый геноцид православных сербов. Об этом вопиет бесчисленное количество документальных свидетельств. Усташи имели чёткую программу: «Треть сербов должна быть уничтожена, треть - изгнана, треть - окатоличена». В концентрационных лагерях были замучены 1.5 млн. (!) православных сербов. В те годы практиковалась такая форма католического миссионерства: сербов сгоняли в местный костёл, насильно перекрещивали в латинство, а затем всех сразу расстреливали, объявляя, что новокрещенные прямиком отправляются в рай, ибо не успели после их крещения совершить ни одного греха. Одним их проявлений «заботы» хорватских католиков о «спасении» заблудших сербов было отрубание нескольких пальцев правой руки, дабы лишить «схизматиков» возможности креститься по-своему. Участь Сербии была предрешена. Ей отводилась роль задворок Великой Хорватии. От превращения в безликий придаток «Великой Хорватии» Сербию опять, как и в Первую мировую войну, спасла Россия, на тот момент советская.

Наступило время коммунистической власти, в которое партийные функционеры из хорватов, албанцев и босняков (мусульман) продолжали политику медленного удушения Православия в Югославии, носителями которого оставались сербы. После падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы Югославия не пошла по пути буржуазных «демократических» преобразований в угоду США и её европейских сателлитов, а стала проводить независимую от Запада политику. В который раз НАТО упустило возможность получить тотальный контроль над Балканским полуостровом. Строптивые сербы опять встали костью в англо-саксонской глотке. Тогда вновь были использованы верные псы Рима, до поры сидевшие на цепи. Действуя по указке своих хозяев, хорваты и босняки развязали кровопролитные войны с ненавистными им сербами и раскололи Югославию на «независимые» государства. Зверства Второй мировой войны были превзойдены своей изощрённостью, показав в очередной раз «высокий духовный уровень» католической паствы хорватских епископов. Как только вспыхнули религиозные войны на территории Югославии, весь западный мир однозначно встал на сторону хорватов, а мусульманский - на сторону босняков. Сербы остались наедине со всем враждебным миром, т.к. Россия в те годы сама себе не принадлежала и не могла серьёзно помочь своим братьям на государственном уровне. Сербы могли надеяться только на русских добровольцев, добиравшихся в охваченную гражданской войной Югославию через множество границ, кто как мог. Запад использовал против сербов весь свой арсенал: политику двойных стандартов, экономические рычаги, информационный террор СМИ, военные поставки... Наконец, откровенное вмешательство НАТО - бомбардировки территории Сербии (1999), принуждение её к смене руководства страны, а затем и отторжение исконных её территорий - края Косово (2008). Так в который раз обнаружилась лютая, звериная ненависть западного «цивилизованного» мира к сербам - православным славянам. Причина её одна - вера сербов. Только она отличает сербов от хорватов и босняков, говорящих с сербами почти на одном языке и этнически от сербов не отличимых, во всяком случае для западного европейца.

Сербов можно назвать полабскими славянами наших дней. Они тоже в течение веков подвергались натиску католического запада и мусульманского востока, они тоже были со всех сторон окружены врагами и лишены союзников (ибо нынешняя «демократизированная» по западному образцу Россия, управляемая далеко не православными славянами, не намерена всерьёз помогать противникам «всемогущей» Америки), они тоже упорно отказываются признавать над собой власть своих извечных врагов, предпочитая физическое уничтожение духовному рабству. Ибо принятие латинства превращает славян в наёмников католического Запада. Пример хорватов доказывает это. Утрата Православия славянами означает для них духовную смерть, как для всего народа, так и для каждого в отдельности. Перешедшие в мусульманство за годы турецкого владычества босняки и латинизированные хорваты - ныне всего лишь жалкая карикатура на своих хозяев - турок и австрияков (с 11го века Хорватия входила в состав Венгрии, а потом Австро-Венгрии). Как бы они не обезьянничали, копируя образ жизни своих западных властителей душ, их всё равно будут держать в роли «унтерменшей», держать в роли слуг, используя только в своих целях.

XI. Трагедия пруссов, или спасибо Тевтонскому ордену

Карта ПруссииИтак, принятие латинства для славян означало потерю их национального лица, измену своим исконным целям, превращение в наёмную силу Запада. И в авангарде латинского миссионерства в 10ом веке шёл еп. Адальберт, который вместе с католической верой нёс народам Восточной Европы все эти последствия. В связи с упоминанием этого популярного на Западе епископа в заключение статьи хотелось бы провести ещё одну историческую параллель - между полабскими славянами и прусскими племенами, чьим апостолом любят называть Адальберта латинские агиографы.

Судьба пруссов повторила судьбу заэльбских славян. Они тоже были язычники, и тоже жили по своим законам, не подчиняясь ни германскому императору, ни римскому папе. Они тоже постоянно воевали с соседями-латинянами - с Польшей (ставшей католической в конце 10го века), а если быть более точными - с сопредельным Мазурским воеводством. Как и полабы, пруссы оставались глухи к латинской проповеди, отдельные попытки которой предпринимались от Адальберта (997) до немецкого вторжения в 13ом в. отдельными группами миссионеров.

Поляки ничего не могли поделать со строптивыми и воинственными соседями, и Мазурский князь решил пригласить для военного решения этой проблемы Тевтонский орден, выделив ему для этих целей небольшую часть своих земель, пограничных с Пруссией. Поскольку пруссы отказались войти в сферу влияния римского первосвященника под воздействием мирной проповеди миссионеров, то Рим поддержал эту идею Мазурского князя и объявил крестовый поход на пруссов. На призыв папы откликнулись многие рыцари Европы. В частности, чешский король Пшемысл II Оттокар со своим войском участвовал в одном из больших походов 1254-55 гг. Позднее в 1267 г. он также принял участие в военной кампании против ещё не латинизированных литовцев. По окончании этих балтийских войн чешский король любил похваляться, что он «крестил целый народ», показывая этими словами, что он своим мечом верой и правдой служил Риму.[16]

После завоевания Пруссии её новые хозяева - «монахи-рыцари» - прочно сели в каменных городах-крепостях, отведя пруссам роль тяглового скота. Восстания пруссов, продолжавшиеся весь 13ый век, уже ничего не могли изменить. Дело завершила немецкая колонизация. Так, утратив в 13ом веке свою государственность, пруссы постепенно исчезли как народ, повторив участь полабских славян. Итак, «крещение» пруссов Римом привело к их исчезновению. Таковы плоды латинской миссии.

Это произошло спустя несколько веков после неудачной миссии Адальберта в Самбии в 997 г. (область Пруссии, где высадился Адальберт). Мог ли предвидеть такое развитие событий «апостол пруссов»? Вполне. Во-первых, он прибыл в Пруссию из Польши и знал, что та находится в состоянии войны с пруссами. Знал он, что поляки надеялись на помощь своих католических союзников для покорения пруссов (как и сами поляки помогали германцам в войне против полабских славян). Во-вторых, Войтех-Адальберт много лет обучался «миссионерскому делу» в Магдебурге - латинской архиепископии Славянской марки. Поэтому он воочию узрел, как происходит «обращение в истинную веру» полабов, видел, что главным средством «крещения» является немецкий меч.

Возможно, еп. Адальберт ожидал, что ему удастся мирными средствами, силой своего слова обратить пруссов в латинство. Но это было бы с его стороны весьма наивно: во-первых, он не мог договориться даже со своей единоверной и единокровной пражской паствой, был вынужден оставить свой родной город, во-вторых, он видел, как «охотно» принимают его веру соседи пруссов по Балтике - полабы. А он прибыл к пруссам из воюющей с ними Польши - на что он мог надеяться? Так что весь его личный опыт должен был подсказать ему утопичность его надежд на удачу своей миссии. Да и вся история Европы не знает прецедента, когда бы латинскую веру добровольно принимал тот или иной славянский народ[17], а не под воздействием силы.

Если же это вдруг произошло бы, и пруссы приняли бы католичество добровольно - то, став католическим народом¸ они уже в 11ом веке стали бы плацдармом для дальнейшего распространения латинства на Восток. Пруссия перестала бы являться замком, закрывающим проникновение католичества к литовским и латышским племенам, в земли, где было сильно культурное и религиозное влияние соседних русских княжеств. Но этого не случилось, и Пруссия ещё два с половиной века прикрывала собой близкие ей балтские племена от латинской экспансии. Как и полабские славяне, пруссы не захотели вставать в ряды своих бывших врагов, не захотели обращать своё оружие против своих единокровных братьев за Неманом (литовские племена), поэтому, как и полабы, они были физически уничтожены, но духовно не сломлены.

XII. Сделаем для себя выводы

Итак, какие можно сделать для себя выводы из истории взаимоотношений католического запада и славянского востока.

Свв.равноапп.Мефодий и Кирилл1) На протяжении многих веков (начиная с 9го века и вплоть до наших дней) не прекращалась латинская экспансия на Восток всеми возможными средствами, в том числе и военными. В результате этой экспансии были латинизированы Богемия, Моравия, Хорватия, Польша, Прибалтика.

2) Латинизация - главное средство включения того или иного народа в состав Запада[18], подчинения и использования его потенциала в своих целях, в противостоянии Православному Востоку - против православных Византии, Сербии, Руси, Российской империи, одним словом III Риму, как бы он не назывался в разные периоды своей истории.

3) Принятие латинской веры тем или народом Восточной Европы не происходило добровольно (как православной), а только под давлением и угрозой Германской империи или же в результате военной агрессии.

4) Только принятие латинства означало для того или иного народа Восточной Европы прекращение войны (холодной или реальной) с Западной империей, только это служило гарантией сохранения своей государственности (Богемия, Польша).

Отказ же от принятия латинства означал войну на уничтожение (полабы, пруссы, сербы).

Наличие или отсутствие латинской веры у того или иного народа - главный критерий в определении внешней политики Западной империи в его отношении.

5) Принятие латинства народом Восточной Европы влекло за собой отказ от своих исконных целей, духовное перерождение, измену всеславянскому единству, переход на противоположный и чуждый исторический путь западной цивилизации, вовлечение в войну со своими единокровными братьями.

6) Епископ Адальберт Пражский - проводник латинства в Восточной Европе в Х веке, вобравший опыт миссионерства в Славянской марке и использовавший его в Богемии, Венгрии, Польше и Пруссии.

Всё это нам следует хорошенько запомнить. И когда нам, русским, представители объединенной Европы, НАТО и Ватикана будут клясться в своей дружбе, рассказывать о своей любви к нам и заботе, говорить о единственности и правильности модели западной цивилизации, о близости к нам католической «церкви-сестры», - вспоминайте стёртых с карты Европы полабских славян и уничтоженных в хорватских концлагерях 1.5 млн. православных сербов.

Мы тоже можем повторить их судьбу, если снова дадим себя обмануть!

Святые равноапостольные Кирилле и Мефодие, молите Бога о нас!

Полную версию статьи «Латинский Запад и Славянский Восток» можно прочитать на сайте: www.ortgymnazy.ru. Там же вы найдёте ссылки на источники, использованные для написания данной статьи.


[1] Многие современные историки считают, что это произошло значительно раньше. Уже во II тысячелетии до н.э. славянские народы расселились на огромной территории Европы: от Эльбы (на западе) до Днепра (на востоке). И только спустя много времени, в начале нашей эры, древние германцы начали выходить с «острова Скандзы» (Скандинавии) и Ютландского полуострова на захват славянских и кельтских территорий.

[2] это будущая территория ГДР. Все эти теперь немецкие территории - бывшие славянские земли, как и

переименованные бывшие славянские города Лейпциг, Росток, Берлин...

[3] В 962 г. Оттон совершил успешный поход на Рим, был коронован императорской короной и получил титул

императора «Священной Римской империи».

[4] Методы германской империи в отношении славян характеризует следующий пример. Маркграф Герон пригласил к себе на пир 30 старейшин венедов. Когда же они захмелели на пиру, Герон перебил всех до единого. Поэтому восстания славян в ответ на подобные методы их «колонизации» были совершенно ожидаемы.

[5] как и все последующие латинские миссионерские акции среди славян.

[6] впоследствии Войтех сам стал латинским епископом (Пражским) и получил имя своего учителя. Будучи изгнанным из Праги он отправился с латинской миссией в Польшу, а затем в Пруссию, где был убит язычниками пруссами.

[7] Следует заметить, что латинский алфавит не был чем-то удивительным для «дикарей»-славян. Для них латынь была лишь языком (и письменностью) завоевателей. У славян до немецкого вторжения была своя «языческая» письменность (см. например, В.А.Чудинов «Правда о сокровищах Ретры»).

[8] Заметим, что именно в этом 997 году единомышленник и друг императора Оттона III и ученик Адальберта Магдебургского бывший епископ Пражский Войтех-Адальберт предпринял неудачную попытку латинской миссии в других восточных землях, ещё независимых от немецкой короны и римской церкви - в землях пруссов (балтийские земли между Польшей и Литвой). Но латинская миссия имеет успех, когда она подкрепляется стальными латами немецких рыцарей. Тогда их ещё не было в Восточной Пруссии, как они были в междуречье Лабы и Одры, и поэтому пруссы остались язычниками (вплоть до 13 в., пока до них не добрались немецкие рыцари).

[9] Поэтому, когда говорят о крещении Польши в 966 году князем Мешко I, надо помнить, что крещена Польша была трудами учеников свв.Кирилла и Мефодия до 966 года. К тому же, князь Мешко был женат на чешской княжне Дубравке. Православие стало распространяться среди славянских земель из Моравии, куда прибыли святые братья по приглашению князя Ростислава. Оттуда православие распространилось в соседнюю Богемию - чешский князь Боривой принял крещение от св.Мефодия. Его примеру последовала его супруга Людмила и многие другие. Поэтому супруга польского князя Дубравка была православной веры. Принятие латинства в качестве официальной религии в Польше произошло в 995 году - после приезда в Польшу Адальберта Пражского и крещения им Болеслава Храброго.

[10] Что не удалось сделать в 997 году словом их предшественнику Адальберту.

·               [11] Мариенбург - это славянский город Марибор (Мара - имя славянской богини, бор - сосновый лес);

·               Бранденбург - Бранибор (брань - «битва», бор - сосновый либо болотистый (брани) бор);

·               Бреслау - Бреславль;

·               Лютау - Лютов, от слова «лютый» - название одного из полабских племенных союзов (Лютичи);

·               Лабенц - Лабинец, или Лабенец - от «Лаба», славянского названия реки Эльба;

·               Мейссен - Мишно;

·               Плёцкау - Плесков, сравните: Плёс и Псков;

·               Росток - «роз ток» указывает на место, в котором вода течёт в разные направления (или от Ростов);

·               Берлин - болотистое место (брл-ин), «запруда» (бурлин);

·               Хемниц (произношение Кемниц) - от «каменица» - каменистый ручей;

·               Дрезден - возник из «дрежд-яне» место, где люди живут в лесу;

·               Лейпциг - Липск (от липа), сравните: Липецк (существуют и другие варианты этимологии).

Здесь приведена только небольшая часть бесчисленного количества славянских топонимов современной Германии. То же можно было рассказать и про Австрию (например, австрийская столица Вена - это славянский Виндебож, а г. Цветль - Светла).

[12] морской торговый путь из Самбии (земли пруссов) - янтарного берега - проходил мимо военно-морской базы славян на острове Руян, где также находился город Аркона - славянский языческий центр бога Свентовита.

[13] Наличие письменности у полабов подтверждают сами немецкие хронисты. В частности, епископ Титмар Мерзебургский (976-1018) посетил в городе Прильвице славянский языческий храм, где на идолах он наблюдал множество надписей, выполненных незнакомыми ему знаками. Надписей было около 100, общий объём текста около 2 тыс. знаков. Он их зарисовал, и все они были изданы в конце 18 века.

[14] Картина называется «Подавление индийского восстания англичанами».

[15] В начале I мировой войны австрийцами были созданы концлагеря в Талергофе, Терезине и др. Борьба против русин, заподозренных в симпатиях к России или просто считающих себя русскими, проводилась и раньше, теперь же русинов стали помещать в лагеря, расстреливать без суда и следствия.

Заключённые в Талергофском лагере находились в ужасных условиях. Узники подвергались издевательствам и побоям. Только в первые полтора года погибло около 3 тысяч заключенных. Всего же, по некоторым оценкам, во время Первой мировой войны было уничтожено не меньше 60 тысяч русинов.

Здесь же уместно будет сообщить про другой скрываемый от европейской общественности факт. В те же годы появились концлагеря и на территории католической Польши, в которых нашли свою смерть тысячи русских военнопленных (красноармейцев). Самый известный из них лагерь в Тухоли. Польская сторона всячески скрывала данные о погибших в своих лагерях. Эмигрантская русская газета «Свобода», писала о Тухоли, как о «лагере смерти», в котором умерло 22 тыс. красноармейцев. Подтверждение сообщениям русской прессы содержится в письме руководителя польской разведки, в котором также сообщается, что в Тухольском лагере за все время его существования погибли 22 тысячи военнопленных. Уровень смертности в других лагерях был не ниже. Пленных казнили по приговорам различных судов и трибуналов, расстреливали во внесудебном порядке и при подавлении неподчинения. В 1921 г. нарком иностранных дел РСФСР Чичерин направил Польше ноту, в которой обвинил польские власти в гибели 60.000 советских военнопленных.

[16] Это доказывает, что, несмотря на то, что этот чешский король перед своим прусским походом воевал с Венгрией, захватил земли Австрии, а в 1274 году проявил строптивость и отказался присягать новому германскому императору (за что, в конце концов, и поплатился своей короной), все эти временные и локальные разногласия с соседями-католиками создавали только видимость самостоятельности внешней политики Пшемысла. Стратегическим же целям Рима и Запада Пшемысл никогда не изменял - благодаря его военному участию сфера влияния Рима была увеличена, границы Запада были отодвинуты на восток.

[17] Это утверждение можно отнести и к пруссам. Хотя они и не принадлежат к славянам в строгом смысле этого слова, но балтские племена в этническом и языковом отношении довольно близки к славянам.

[18] В разное время он имел разные названия, но суть от этого не менялась (когда-то Западная Римская империя, Священная Римская империя (962-1806), Священная Римская империя германской нации (с 16в.), теперь Объединённая Европа, НАТО)



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Елена : Спаси и сохрани!
2011-03-20 в 14:20

Спасибо за статью,я читала и плакала.Насколько цинична и жестока политика запада.Мне лично открыла на многое глаза!
2. Андрей Чернов : ...
2011-01-04 в 02:20

Раньше Славяне жили далеко западнее "линии Ютландия-Адриатика". Ведь чисто Славянские топонимы-гидронимы встречаются и в Италии, и во Франции, и в Испании, и в "галльской" Британии. Понаоставляли всякие там "этрусски", "адриатические венеты", "венеты армориканские" и проч.
Но несмотря на сии "огрехи", статья очень хорошая и передает действительное положение вещей. ...Нас с вами, друзья, основательно теснят западенские мрази. Славянин, будь бдителен! Не ведись на "вечные демократические ценности" и иной обман!! Изучай историю (и не по лживым книжкам-учебникам) - там ответ на все вопросы и руководство к решению оных!!!
Автору глубочайший респект. И пардон за некоторые "уточнения".
1. Natalie : Re: Католический Запад и Славянский Восток
2010-03-11 в 01:13

Спасибо за статью. Как все это горько, однако. Слава Славии!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме