Васильев А. А. Государственно-правовой идеал славянофилов. / Отв. ред. О. Платонов. М., Институт русской цивилизации, 2010. - 224 с.
Представленный читателю труд посвящен государственно-правовому идеалу славянофилов - народному самодержавию и внутренней правде. Потребность в такой работе, с одной стороны, обусловлена отсутствием специальных исследований о государственно-правовом учении славянофилов, а с другой стороны, продиктована попыткой возродить с помощью славянофильской философии непреходящие духовные идеалы русского народа. При этом автор стремился избежать банальных оценок славянофилов (от реакционеров, защитников дворянских интересов до либералов или даже анархистов), заведомо не способных охватить их творческое наследие во всей полноте и богатстве.
Для начала следует упомянуть ряд работ, раскрывающих политические взгляды славянофильского течения. Основоположник российского национал-большевизма Н. В. Устрялов в работе «Политическая доктрина славянофилов (самодержавие в постановке славянофилов)», Д. А. Хомяков (сын А. С. Хомякова) в брошюре «Самодержавие» и М. А. Широкова в диссертации «Политическая доктрина славянофилов» раскрыли отдельные стороны учения славянофилов о государстве и самодержавии[1]. Однако в указанных исследованиях взгляды на возникновение и сущность государства, как и воззрения о самодержавном идеале государства для России, об отношениях «земли» и «государства» рассматриваются вне их православного учения о цельности духа и соборности, а также вне исторических условий борьбы с западниками. Еще меньшее внимание уделено учению славянофилов о праве, о соотношении правды, православной нравственности и права, о сущности и значении права в русской культуре, а также роли обычного права в истории русского права.
В силу отмеченных обстоятельств исходным моментом в настоящей работе явилось изучение государственно-правовых взглядов славянофилов с учетом религиозно-нравственной философии и исторических условий их творчества. Творчество славянофилов позволяет раскрыть внутренние, скрытые для критического разума, силы русской государственности и правовой культуры. Низкий уровень политической активности, откровенный провал «демократических реформ» в современной России, недоверие к власти, чиновнику, силе закона и одновременно с этим трепет, благоговение и невиданное доверие к персоне главы государства невозможно объяснить западноевропейскими теориями и ссылками на язвы, доставшиеся нам от советского общества: коллективизм, подавление свободы личности, тоталитаризм и прочее. А истина оказывается ближе, проще. При этом именно славянофилы более полутора веков назад блестяще выразили национальное своеобразие русского государства и права, что должно послужить отрицанию ложного тезиса о низкой правовой культуре России и восстановлению духовных традиций русской культуры и правосознания.
Работа опирается на исторический метод исследования, позволяющий вскрыть корни и дух славянофильства. При этом автором за основу взят духовно-культурологический подход, предоставляющий возможность увидеть духовные основания государственно-правового наследия славянофилов.
Поскольку взгляды представителей славянофильства на государство и право неразрывно связаны с их православным мировоззрением и обоснованием русской идеи, автор предваряет данное исследование историей становления славянофильства и его философской концепцией. В дальнейшем автор подробно останавливается на учении славянофилов о власти, идеальной форме государства (самодержавии), а также на взаимоотношениях церкви, общества и государства. Особое внимание при этом уделяется учению славянофилов о внутренней и внешней правде, а также роли обычая как источника права.
Для изучения мировоззрения и государственно-правовых взглядов славянофилов в работе использовались первоисточники - труды родоначальников славянофильства: А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, К. С. и И. С. Аксаковых, Ю. Ф. Самарина и А. И. Кошелева. При этом автор старался наиболее адекватно и аутентично излагать взгляды славянофилов, не привнося в них ничего нового и субъективного.
В работе использованы источники и материалы, подготовленные Институтом русской цивилизации в 2005-2009 годах. Коллектив авторов-составителей (ответственный редактор О. А. Платонов) осуществил научную подготовку и выход в свет основных произведений славянофилов и их последователей (значительная часть этих трудов не выходила с 1917 г.): И. В. Кириевского, А. С. Хомякова, И. С. Аксакова, К. С. Аксакова, Ю. Ф Самарина, В. Ф. Гильфердинга, а также Н. Я Данилевского, Н. П. Гилярова-Платонова, Т. И. Филиппова и др. Заметным вкладом в исследование учения славянофилов стала подготовленная Институтом русской цивилизации историческая энциклопедия «Славянофилы» (М., 2009), включающая, помимо биографии славянофилов и изложения их учения, самую подробную на настоящее время библиографию с указанием как собственных произведений славянофилов, так и написанных о них книг и статей.
Особую группу источников составляют труды по истории и философии славянофильского кружка, в том числе работы В. В. Зеньковского, отца Георгия Флоровского, Н. О. Лосского, Т. И. Благовой, Н. А. Бердяева, Н. И. Цимбаева, А. И. Иванова, А. Д. Каплина, С. В. Перевезенцева и других.
К сожалению, не многочислен круг произведений, специально посвященных государственным и правовым взглядам славянофилов - Н. В. Устрялова, Н. Н. Алексеева, М. А. Широковой, А. М. Величко, В. В. Мазурова, И. А. Исаева, Н. М. Золотухиной.
Вслед за И. С. Аксаковым, который призывал вернуться русской душе домой - на Родину, в Россию: из европейского Петербурга - в русскую Москву, в нашем исследовании предпринимается попытка взглянуть на государство и право действительно по-русски: с точки зрения православной веры, основанной на духовной и соборной связи (любви) людей в отличие от западного формализма, убеждения в господстве безбожного индивидуализма, закона и полицейских мер как единственных способов удержания конформистского и маргинального поведения европейцев в рамках минимального добра[2]. Естественно, что при этом трудно избежать сопоставления учения славянофилов с философией западников о государстве и праве. Отчасти можно согласиться с мнением А. Герцена о том, что в русском сердце борются два начала - самобытное русское и привнесенное западное[3]. Но главное в другом - в возрождении русского духа, нравственного стремления к высшей правде, в вере в Бога и в любви к людям. Запад в таком случае - искушение, путь греха, который должна была пройти Россия, чтобы воскреснуть к духовной жизни и открыть ее врата всему человечеству. Вот почему до сих пор так насущны идеи славянофилов. Время «славянофильствует» и снова ставит вечный вопрос: каков путь России в истории? Славянофилы нашли путь и прошли его своей цельной, страдающей за Россию жизнью. Пора и потомкам сделать свободный нравственный выбор...
При чтении трудов славянофилов возникает ощущение, что они - наши современники и их слова относятся к России нового третьего тысячелетия. Абсолютно точно отражает современную Россию сравнение Ивана Сергеевича Аксакова: «Представьте себе, читатель, громадную, тяжело нагруженную колымагу, медленно движимую по грязной, топкой дороге шестериком здоровых, крепких, но несколько ленивых коней и тройкой выносных или передовых, на одной из которых усердно беспокоится бойкий форейтор. Колымага то и дело вязнет в глубоких колеях, колеса упираются в рытвины или наворачивают на шины целые пуды грязи; лошади, ощупью отыскивая твердой опоры для копыта, беспрестанно оступаются и проваливаются. Пришлось, наконец, подниматься на гору, за которой, по рассказам, дорога становится лучше. Чтобы одолеть этот подъем, нужно бы дружным усилием всех девяти коней подхватить и вывезти колымагу, но не тут-то было! Беспокойный форейтор, приударив своих лошадей не вовремя, так натянул постромки, что они лопнули; колымага с шестериком засела в трясине, на самом взлобе дороги, а форейтор со своими выносными конями ускакал вперед! И скачет форейтор, не оглядываясь, все вперед да вперед; скачет, не слыша отчаянных криков кучера увязнувшей колымаги, не разбирая дороги, - целиком, по полям и нивам, чрез ручьи и овраги, не заботясь об экипаже да и не соображая, что во всяком случае грузный экипаж так скоро мчаться не может; скачет, предовольный собой и своей быстрой ездой, и в пылу погони за блудящими огоньками воображает, что везет колымагу к настоящему путеводному свету!... Эта тяжело нагруженная колымага с шестерней добрых коней не наша ли земля с ее материальными и духовными богатствами, не народ ли, оставшийся позади, без средств к просвещению и внешнему преуспеянию, народ, от которого оторвались верхние слои общества?.. Этот форейтор, так шибко скачущий, потому что не тащит за собой никакого груза, не мы ли, так называемое образованное общество, мчащееся во весь опор верхом на цивилизации, подгоняющее ее татарской нагайкой работы немецкого мастера, скачущее к прогрессу не столбовой дорогой, а какими-то особыми кривыми путями, вне всяких исторических, жизненных условий? Эти блудящие огоньки не те ли «идеи века», за которыми так безоговорочно гоняются наши прогрессисты? Им нет дела до содержания идеи! Им достаточно того, что по справке, она оказывается европейской, современной, и в названии «идеи века» они видят высшую, безусловную похвалу! Они забывают, что не одни идеи Гизо, но и идеи Прудона - также идеи века, что такое качество ничего не определяет, а потому и такое выражение ничто более, как пустая бессмысленная фраза! Но фраза-то нас губит!»[4].
Так современная политическая элита России увлеченно мчится вперед с либеральной идеей естественных прав личности, демократией и правовой государственностью, не замечая духовных и национальных традиций России. Конституционные положения ст.1, 2, 3, 17 выражают западные государственно-правовые идеалы. Прав Р. В. Насыров, который замечает: «Если принять во внимание, что идеология либерализма (как в предыдущий, советский, период - идеология социализма) имеет иноземное происхождение и при этом закрепляется в законодательстве в качестве официальной, то тем самым отрицается само право России воплотить собственный исторический опыт в иных законодательных формулировках»[5].
Славянофилы полагали ложным для России западный путь развития на началах рационализма, материального прогресса, господства закона и республиканской государственности. Российской альтернативой западным государственно-правовым институтам они считали православное и народное самодержавие, соборное единство общества и внутреннюю правду - духовно-нравственные начала православия.
[1] Устрялов Н.В. Политическая доктрина славянофилов. Харбин, 1925; Хомяков Д.А. Православие, самодержавие и народность. – Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1982.
[2] Аксаков И.С. Отчего так нелегко на Руси живется. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2002.
[3] Герцен А.И. Былое и думы. М., 1982.
[4] Аксаков И.С. Русский прогресс и русская действительность.//Аксаков И.С. Наше знамя – русская народность. – М.: Институт русской цивилизации, 2008, с. 133 – 135.
[5] Насыров Р.В. Христианская трактовка сущности государства (в аспекте соотношения светской и духовной властей)// Российская государственность: история, современность и перспективы глобализма. Межвузовский сборник статей /Под ред. В.Я. Музюкина и В.В. Сорокина. – Барнаул. 2009, с. 108.