Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Принципы работы антинаркотического дневного стационара «Воскресение»

Священник  Алексий  Мороз, Русская народная линия

Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 05.03.2010


Доклад на конференции «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения» в рамках V направления «Церковь и общество» XVIII Международных Рождественских образовательных чтений, 28.01.2010 года …

Через амбулаторный центр «Воскресение», за последние 2 года прошло более 1000 человек. Это люди, зависимые от наркотиков, юноши и девушки и их ближайшие родственники. Часть из них была направлена в стационарные центры «Саперное», «Торфяное» и другие православные реабилитационные центры, а также в монастыри и подворья, принимающие наркозависимых.

Для сравнения приведу следующий пример. Буквально на днях у нас состоялся разговор с заместителем главного врача межрайонного наркологического центра. У них на дневном стационаре 240 койкомест. На сегодняшний день занято 14. Наш центр в настоящее время посещает, включая родственников наркозависимых, более 100 человек. Эти цифры красноречиво свидетельствуют о востребованности православного пути исцеления среди граждан России.

Эффективность реабилитации среди тех, кто от начала и до конца освоили программу центра, составила около 80%. За счет чего же достигается такой высокий результат? Главным и основополагающим принципом работы центра «Воскресение» является: помощь наркозависимому, а также и их ближайшему окружению стать другими людьми. Приобрести четкую духовную ориентацию, совершенно иную мотивационную структуру личности. У наркомана, как правило, отсутствуют дальние и средние перспективы жизни. Выражаясь церковным языком, у него нет смысла жизни и даже планов на ближайшее десятилетие. Он живет наркотиком и ради наркотика, привнося хаос и разрушение как в свою жизнь, так и в жизнь окружающих его людей. За этим стоят демонические силы. И наркоман является их проводником и орудием в этом мире. Завладевают они душой зависимого постепенно, по мере погружения его в мир греха и наркотиков. И завладев, безжалостно управляют им. По нашим данным, около 90% процентов пришедших к нам наркоманов, ощущают воздействие какой-то силы, часто принуждающей их к приему психоактивных веществ. 50% из них даже слышали какие-то странные, внутренние голоса, а 20% даже видели некие демонические сущности.

Естественно, что чисто фармакологическим и даже психологическим путем этих проблем не решить. Уколами из-под власти сатанинских сил человека не уберешь. Человек - это, прежде всего, дух, душа и тело. И такая иерархичность проявляется на всем его жизненном пути. Если произошли повреждения на уровне духа, они не замедлят, проявиться и на уровне души и тела. Поэтому и лечение надо начинать не с тела, а с области духа. Человек должен стать таким, чтобы в нем не было места для страстей и греха. И по мере его духовного перерождения, меняется его психическая и телесная составляющая. Мир демонический больше не может полновластно управлять им.

Поэтому на первом месте в нашем центре стоит духовная помощь. Наркоман учится азам духовной жизни. Начинает ежедневно читать Евангелие, часть утренних и вечерних молитв, посещает специальные молебны с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», окропляется святой водой, готовится к исповеди и причастию. Конечно, это не происходит быстро и сразу. Требуется глубокая и профессиональная работа священника и психолога с реабилитантом. Но, буквально, при первой же беседе, мы стараемся задать стратегические пути, решения духовных проблем.

- Очень важно сразу же показать и довести до осознания демонические корни наркотической зависимости. Для этого наркозависимому указывается на изначальное употребление ПАВ сибирскими шаманами, африканскими колдунами и др. для вхождение в состояние общения с миром падших духов.

- потом говорится о том, что многие наркоманы ощущают воздействие темных сил на себе. Это проявляется в постоянных мыслях о наркотиках, в периодическом сильнейшем и неуправляемом влечении к психоактивным веществам, вопреки всякому здравому смыслу и ситуации. В следующей стадии зависимым ощущается какая-то непреодолимая сила, управляющая всем его поведением. Затем могут слышаться голоса и даже видения. Необходимо выяснить, в какой стадии духовного поражения находится наркозависимый, обратиться к его личному опыту и, опираясь на него, сформировать основы правильного понимания происходящих духовных процессов.

- также важно показать зависимому, что прежде он являлся послушным орудием в руках демонических сил, которые способны только уничтожать и разрушать. При этом стоит задать вопрос зависимому: с кем и где он будет после смерти? И хорошо ли в аду? Здесь необходимо подчеркнуть, что адское состояние - это состояние вечности (ломки, усиленные в 100 раз и помноженные на вечность).

- затем следует акцентировать внимание подопечного, что средняя продолжительность жизни героинового наркомана от 5 до 10 лет. Так сколько же ему осталось? И предложить сделать окончательный выбор, или иди умирай, или раз и навсегда, с сегодняшнего дня навсегда оставь наркотики и алкоголь. При этом необходимо подчеркнуть, что только личный безапелляционный выбор может обеспечить успех духовного преображения.

- здесь же необходимо поставить и стратегическую задачу деятельности наркозависимого - стать другой личностью. Не просто бросить принимать наркотики, а стать другой личностью, такой, которой они просто не нужны! Надо перестать быть рабом бесов, и стать Рабом Божиим. Из разрушителя превратиться в созидателя! Потому, что Бог - источник жизни и созидания. Пребывание с Богом дает счастье и радость еще здесь на земле, а в будущем и вечную жизнь в Царстве Небесном. При этом необходимо указать на путь освобождения и духовного преображения. Прежде всего это исполнение всех заповедей Божиих. Нельзя что-то исполнять, а что-то нарушать. Для практически всех наркозависимых характерно вначале нарушение седьмой заповеди "не блуди", а потом уже впадение в грех наркомании. Так же и оставить наркотики навсегда невозможно, если не будет исполняться эта заповедь, а с ней и все остальные. Реабилитанту указывается на необходимость исполнения постоянного молитвенного правила, обязательно включающего в себя ежедневное чтение двух глав Евангелия и хотя бы нескольких псалмов. Желающему исцелиться рекомендуется проработать, с выпиской всех своих грехов, книгу «Исповедую, грех батюшка» и ознакомиться с книгой священника Родиона «Люди и демоны». Также наркозависимый посещает 3 раза в неделю особые молебны с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», и водосвятные молебны, где он поминается и окропляется святой водой. Кроме того, в субботу вечером и по праздникам он бывает на церковной службе. По мере покаяния и готовности, реабилитанты дают обет трезвости и причащаются Святых Христовых тайн.

В процессе реабилитации наркозависимый посещает семинары духовно-психологического роста и лекции, которые проходят 2 раза в неделю. Их задача - сформировать у слушателей основы православного мировоззрения. Для этого на год запланировано 30 тематических лекций, в среднем по 2 часа и столько же семинаров. На семинарах прорабатываются глобальные, центрально опорные для человеческой жизни и деятельности проблемы, такие как: «Смысл жизни», «Смысл смерти», «Что такое любовь и какой она должна быть», «Что такое смирение и как оно выражается» и т.д. Всего 14 подобных тем. На семинарах и лекциях присутствуют не только реабилитанты, но и их родственники, с которыми ведется усиленная работа по выведению из состояния созависимости и воцерковлению. В семинарах все участники должны принимать активное участие. Выражать мнение по тем или иных вопросам, учиться слушать и понимать других, четко осознавать и проговаривать свои проблемы. Только при такой активной работе у слушателей вырабатывается и закрепляется правильная православно обоснованная жизненная позиция, которая в дальнейшем окажет влияние на весь строй его жизни. Кроме того, на других семинарах проводится чтение Евангелия на славянском и тут же русском языке, происходит его толкование, применительно к современной жизни. Слушатели учатся связывать евангельское слово со своей реальной и конкретной жизнью. Это также духовно обогащает человека, меняет угол восприятия мирской жизни с сугубо плотского, душевного, на духовный. Также периодически с реабилитантом ведутся духовные беседы, на которых священник корректирует его духовно-нравственное состояние.

В плане психологической составляющей - с наркозависимым работают специально подготовленные в этой области психологи, наркологи, волонтеры, которые ведут группы психической взаимопомощи, проводят необходимые тесты и дают специальные домашние задания. Проводятся также занятия по арт-терапии, групповой просмотр и обсуждение определенных фильмов, книг и статей. Работа психологов построена на восстановление «Я-концепции», то есть правильного самосознания, самовосприятия, выработки правильного отношения к ближним, обществу, государству. Как показали наши исследования «Я-концепция» у наркозависимого серьезно повреждена. И на основе православной духовности ее не только необходимо восстанавливать, но зачастую и заново создавать.

Одно из врачующих душу средств, приходящее в процессе проработки иерархии собственных жизненных целей и их взаимосвязи с ценностями, которые в свою очередь отражают индивидуальную иерархическую структуру личности - осознание в себе господства низших сил и устремлений. Осознание, основанное на рассудительности и диалогическом общении, помогает постепенно начать поиск и путь навстречу тем целям, которые отвечают главной потребности личности - поиска и осознания смысла собственной жизни.

Здесь человек сам, своей волей соприкасается со своим пристрастием, с его глубиной и пагубными последствиями - в трезвении, а не в дурмане наркотиков: зависимость, которая привела в тупик, блокирует движение к истинным целям и ценностям. Осознание - это путь к свободе, путь развития и восстановления целостности личности.

Поэтому следующим шагом становится многосторонняя проработка «Я-потенции». Это представление о самом себе, осознание своих физических, интеллектуальных качеств, это самооценка, образ «Я»и субъективное восприятие окружающего мира, влияющее на жизненные проявления, это анализ психологической защиты и системы межличностных отношений.

У наркозависимых изменения личности - это, чаще всего, психопатии возбудимого типа или акцентуации различного характера.

Работа в группе и индивидуальные консультации позволяют пережить и осознать содержательные компоненты «Я-концепции», улучшить как поведенческие реакции, так и упорядочить иерархию личности - ее «доминирующие отношения» с самим собой, с миром и Богом. Такой подход позволяет начать решать проблемы основной жизненной направленности человека, его путь к истинным ценностям и ориентирам.

В плане телесной помощи, реабилитантам предлагается специальная фитотерапия, занятия по оздоровительному диафрагмальному дыханию на основе биологической обратной связи (БОС), и обязательная трудотерапия. Последняя, на наш взгляд, является обязательной и необходимой. Для наркозависимых свойственна крайняя лень, безответственность и нежелание трудится во благо ближних. Трудотерапия помогает преодолеть лень, воспитывает чувство ответственности и помогает процессу ресоциализации зависимого.

Окружение наркомана, это, как правило, люди, страдающие созависимостью, нервными и психическими расстройствами. Большей частью это родственники, не ведущие православной духовной жизни, сами нуждающиеся в духовной и психологической помощи. Для них также проводятся специальные лекции и семинары, консультации психологов. Им предлагается активный путь воцерковления и изменения своего поведения по отношению к наркозависимым. Совокупность такого труда с реабилитантами и их родственниками и приводит к столь высокому проценту исцеления от наркотического пристрастия.

Священник Алексий Мороз, руководитель антинаркотического амбулаторного центра «Воскресение» при Санкт-Петербургской епархии



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 5

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

5. валентин : хотелось бы узнать адрес
2010-08-10 в 19:35

Здравствуйте я являюсь действующим сотрудником наркоконтроля работаю уже прилично , с самого его основания и в оочию сталкиваюсь с проблемой наркозависимых людей которые хотели бы отказаться от наркотиков. Такие больные люди сил не имеют бороться с этой проблемой, у нас только пол телевизору и в прессе так рьяно борятся против наркотиков и помагают наркоманам, а на на самом деле кому они нужны с огромным возом своих проблем (СПИД, Туберкулёз, огромная куча болезней)прибавте сюда еще большие денежные долги.И куда теперь скажите бедному наркоману податься? вот и хотелось бы проверить вашу дееспособность не на словах,а на деле. Скажите пожалуйста есть ли возможность приехать в рекомендуемые Вами реабелитационные центры таким больным людям, в то же самое "Торфяное", "Саперное" или амбулаторный центр "Воскресение". А тепрь главный вопрос как туда доехать, контактные тел. и Сколько стоит такое "ВЫЛЕЧИВАНИЕ" ?
4. татьяна : об алкоголизме
2010-03-26 в 21:03

У меня сын почти 15 лет пьет.Начинал в середине 90-х с пива ;говорил,что у них в институте все мальчики пьют хорошее пиво в стеклянных бутылках,что это очень современно. Я конечно и ругала его ,и просила ,и говорила по душам ,и участвовала в устройстве личной жизни,и выручала, и спасала.Сейчас он добавил к крепкому пиву еще и водку.Быстро пьянеет ,долго держится дурость в голове,стал наглым,циничным и все время хочет умереть.А сам имеет любовь и способности к архитектуре.Он крещен еще в малолетстве.Сейчас абсолютно погрузился в Каббалу.Отец его ,хоть и крещеный,над православием надсмехается и говорит ему,что только глупые бабы тудв ходят смотреть шлу.Я очень страдаю за них.Умоляю его пойти к священнику,однажды я уже договорилась со священником Алексием Морозом,но он отказался.Как я ему могу помочь,пока он еще жив?Никогда раньше не участвовала в форумах,может,быть много написала,извините.Если,возможно,дайте мне ,пожалуйста адрес Вашего Центра Воскресение,благодарю Вас за участие.Татьяна
3. свящ. Алексий Мороз : ответ
2010-03-06 в 18:52

Ад - это не просто ломка. При ломке есть материальные и психические отвлекающие факторы и надежда, что это когда-нибудь кончится. В аду вечный мрак и вечная боль и богооставленность без надежды. Так что даже не на "сто, а на тысячу".
2. Georgij D. : Не со всем согласен
2010-03-05 в 15:34

адское состояние - это состояние вечности (ломки, усиленные в 100 раз и помноженные на вечность)


Если бы вы на себе познали что такое ломка, то не стали бы ничего в 100 раз усиливать.Не достаточно ли объяснитъ наркоману, что ломка будет продoлжаться и после смерти, т.к. это и есть состояние ада?
1. Евгений (Нижегородская обл) : В плане телесной помощи обязательна трудотерапия
2010-03-05 в 12:00

У наркомана, как правило, отсутствуют дальние и средние перспективы жизни. Выражаясь церковным языком, у него нет смысла жизни и даже планов на ближайшее десятилетие. Он живет наркотиком и ради наркотика, привнося хаос и разрушение как в свою жизнь, так и в жизнь окружающих его людей. За этим стоят демонические силы. И наркоман является их проводником и орудием в этом мире.


Дело ещё в том, что в состоянии сильного наркотического опьянения (напр ЛСД, псилоцибин) человек "как бы" переживает свою смерть, причём неоднократно в течение одной только сессии. В результате у него создаётся ложное убеждение, что если он в действительности умрёт, то опять оживёт, только уже в другом теле.
Кроме того, у наркомана иногда происходят моменты "просветления", когда ему открываются некие банальные истины, скажем о тленности всего сущщего или о своём "божественном" происхождении.
Не в результате ли приёма наркотиков в Индии и родилось учение о перерождении душ? И на Западе это учение расцвело совместно с "сексуальной" революцией (триада Секс Рок-н-Рол Наркотики).
В качестве аргумента против "духовного" применения наркотиков можно привести слова Господа: "Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник". (Ин.10:1)

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме