Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Почему обновляется Османская политика?

Зоран  Милошевич, Русская народная линия

03.03.2010

Концепт

Потерпев поражение собственных проектов овладения закавказскими и централноазиатскими ресурсами, прежде всего, нефтью и газом, США действуют через посредника, т.е. Турции, и в этом контексте использована исламистское желание части общества обновить Османскую империю.

Обновление влиния Турции на Кавказе, Централной Азии привела би к изоляции России, что является стратегической целью США. С другой стороны, Турция бы стала «вратарем» Европы, поскольку контролировала бы Балканы, которые являются теми вратами, через которые проходила бы нефть и газ из Центральной Азии и Кавказа в Европу.

От кемализма к неоосманизму

На протяжении последнего десятилетия в Турции наблюдалась борьба между кемалистской и исламистской идеологиями.1 Большинство мыслителей, как кемалистов, так и социалистов, а также некоторые влиятельные офицеры на стороне исламистов, которые желают обновить Османскую империю, т.е. реализовывают в политике османскую доктрину, которая имеет преимущество по отношению к кемализму, ибо может быть реальной альтернативой прозападной организации политики и державы.

Кемализам был модернизационной политической идеологией, которая развилась в 20-е годы XX века турецким офицером, а потом политиком, Мустафой Кемалем Ататюрком. Целью кемализма было создание турецкого национального государства, основанного на шести принципах (большая часть перенята от просветителей и Французских револуционеров): республиканство, секуляризам, державность, революционная идеология, популизм и национализм.2 Наряду с этим, главной целью Ататюрка было порвать с оттоманским прошлым, утверждая политику воздержания в вопросе региональных проектов.

Великим вызовом кемалистской идеологии был политический ислам и курдское движение за создание независимого Курдистана. Для носителей идей политического исламизма и доктрины неоосманизма - кемализм является проектом вестернизации Турции!

Так, после 1945 года турецкое руководство взяло курс на вхождение страны в НАТО и отказ от госконтроля в экономике в пользу либерального экономического образца. В 1960 прозападная власть сброшена в результате военного переворота, но вскоре после этого хунта передала власть новой гражданской администрации. К новомк перевороту, который инспирируют США, дело доходит в 1971 году, а целью было подавление маркистских и немарксистских леваков, включая и кемалистов - социалистов.Последовали массовые аресты, цензура... Между тем, народ воспринял вмешательство армии не как отстаивание правды, но как желание защитить т.н. либеральную демократию.

В конце 1980-го года вновь доходит до военного переворота, в результате которого устанавливается жесткий военный режим, продолжавшийся до 1983 года. Результатом этого военного переворота было два явления: во-первых, кемализм реформирован в гибкую государственную идеологию, способную встроится в любой политический дскурс. Во-вторых, турецкий образец модернизации, который отождествлялся с военной диктатурой, был дискредитирован в глазах иностранцев.

1990 год принес глубокие перемены в турецком обществе. На экономическом плане, было очевидно, что потеряны десятилетия. Синонимом экономической реформы была дикая приватизация и либерализация, безработица, остановка работы многих предприятий, уменьшение государственных дотаций в образование и т.д. Все в согласии с вводными, которые давал Международный Валютный Фонд (МВФ). Это привело к ухудшению ситуации в социальной сфере и массового недовольства среди населения. Власть оказалась неспособна бороться с обнищанием, и, тем самым, были созданы условия для создания исламистских партий.

Исламизм с 1980 года поддерживался военной хунтой, но, что особенно важно, и США, которые полагали, что таким образом будет сдерживаться усиление левых и радикальных движений. Когда военная хунта уменьшила бюджет образования, все больше молодых и толковых учеников уходило в исламские религиозные школы, что создало базу для расширения исламизма.3

С середины 1990 года турецкая политическая элита взяла курс на вхождение страны в Европейское экономическое сообщество (позже - Еврсоюз) с целью: во-первых, дабы обрести расположение западных властей, и, во-вторых, дабы решить свои внутренние социально-экономические проблемы. Это поддержали различные партии и движения, такие как умеренные исламисты, политическое руководство Курдов (которое с 1984 года начали борьбу за государственную самостоятельность Курдистана) и часть левых. Все они надеялись на то, что войдя в ЕС, Турция будет обязана принять законы Евросоюза, что приведет к расширешию в стране политических прав и свобод. Кемалисты-социалисты это, например, не принимали и не поддерживали, полагая что полноправное членство в ЕС принесет принятие правил и законов, которые нанесут большой ущерб турецкой экономике, прежде всего сельскому хозяйству. Так же ЕС продвигает «регионализм» и «федерализм», что кемалисты-социалисты воспринимали как поддержку курдов и других меньшинств в Турции.4

В 1995 Турция заключила таможенный союз с ЕС, который привел к банкротству ряд малых и средних предприятий, огромного роста ввоза (из ЕС). Только в 2007 году ввоз составлял 28 миллиардов евро, а уже к 2009 году торговый дефицит достиг 5,8 миллиардов евро. И наряду с этим, руководство ЕС не приняло Турску в свой состав.

«Второразрядные народы»

В таких условиях среди исламистов появляются идеи обновления османизма. Так нынешний министр иностранных дел Турции, Ахмет Давутоглу, в нескольких местах подчеркивал, что турецкое государство и он лично проводит политику неоосманизама (неоотоманства). Так на Главном съезде своей Партии мира и развития говорил: «Мы - неооттоманисти. Ми вынуждены заниматься соседями и дальше, включая и Африку».5 Неоотоманство предлагает существенную ревизию кемализма, так и в области внешней политики. Неоотоманисты предлагают «великий проект» - Турция обязывается преодолеть status quo и превратиться в мощную региональную державу, которая может претендовать на особую роль в отношениях со странами «османского наследия», созданными на руинах империи. Неоттоманисты считают, что турки несут историческую ответственность за это пространство и обязаны играть в нем особую роль. (Например обеспечить создание некого подобия Османского экономического пространства по образцу общего рынка, т.е. «конфедерацию стран, входивших в состав Османской империи»). Формирование бы осуществлялось по турецкому демократическому образцу (демократизация стран по турецкой модели) и т.д. Неооттоманство упоминает о формировании общетурецкого дома од Адриатики до Тихого океана. В этом смысле и сформулирована идея о создании «Османского экономического пространства».6

Впервые на официальном уровне принципы неоотоманства были озвучены в 2005 году министром иностранных дел Турции А. Гула, во время посещения Сербии и Черногории (тогда единую страну). Говорил о трех уровнях стратегии Анкаре на Балкану: защита этнических турок, защита мусульманских меньшинства и защита интересов стран, принадлежавших Османской империи.7 В это время Турция через Министарство културы и туризма развернула большой проект обновления и реставрации памятника Османской империи на Балканах.8

Дабы это реализовать, Турции необходима помощь. Реалии таковы, что в Закавказье и Централной Азии доминантной военой силой является Россия. Это понимают многие центры мощи, но только не Турции. Она, при помощи США (ибо сама не имеет достаточного потенциала) работает в направлении приобретения статуса альтернативы как Европе, так и Азии. Имея статус надежного парнера и проводника демократии в исламских землях региона, а так же верного союзника в борьбе против терроризма.

Природа - в том числе организация (мирового) порядка - не терпит пустоты. Поскольку время однополярности, доминации США, по видимому, уходит в прошлое, в настающем многополярном мире больше всего перспектив стать региональными центрами мощи имеют Турция и Иран. Политика превращения Турции в центр мощи на основе доктрины неооттоманства имеет лишь 50 процентную поддержку населения, в то время как премьер Эрдоган имеет 80% поддержку.9 Турецкий аналитик Омэр Таспинер (Omer Taspiner) пишет: «...неооттоманство исходит из того факта, что Турция - региональная суперсила. Ее стратегическое положение и культура распространены в географических пределах Османской и Византийской империи. Согласно этому, Турция, как ключевая держава, обязана играть весьма активную дипломатическую и политическую роль в большом регионе, центром которого она является».10 Согласно доктрины неоосманизма указаны следующие регионы («второразрядные народы»), которые должны войти в зону турецкого влияния: Балканские страны (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Сербия без Воеводины, Македония и Молдавия), затем Кавказ (Азербайджа, Абхазия и Грузия), Украина, особенно Крим, Ближий Восток (Сирија), и некоторые централноазиатские државе.

Основой изменений турецкой политики является сознание того, что времена изменились, меняется логика участников мирового политического процесса. В новой геополитической ситуации, пришедшей на смену «однополярного» мирового порядка, Турция обрела большую свободу маневра. В связи с этим, многополярность для некоторых народов показывает и свои плохие стороны.

После нескольких важных поражений США и НАТО в Закавказье, а особенно после поражения грузинского проекта и неспособности изменить политику Ирана, значение Турции существенно возросло.11 Разыгрывая, т.о., турецкую карту, США компенсируют ослабление собственных позиций. В этом смисле понятна поддержка, со стороны США, примирению Турции и Армении, что является ключевым вопросом для осуществления альтернативной энергетической магистрали (сухопутной) транспортировки нефти и газа из Средней Азии и Азербайджана, поскольку путь через Грузию более неосуществим.12 Все инициативы от евро-атлантических структур прибывали на Балканы, Кавказ и Центральную Азию в «скрытой форме реализации американских интересов», как и случай с неооттоманством.13

Если бы Турция смогла вытеснить Россию из Закавказья, Центральной Азии, Украины и Балка, тогда бы ее влияние распространилось бы на все тюркские народы и мусульман на огромном пространстве от Балкана до Центральной Азии. Это привело бы к появлению, в демографическом и экономическом потенциалах, новой региональной суперсилы, которая была бы сопоставима с потенциалом России.14

Желание Анкары вернуть Кавказ, приобрести Центральную Азию и из своей территории и територии Балкан создать «врата» между Европой и Азией, а в конечном счете отстранить Россию из равноправного участия в регионе. Евразия без России значила бы: во-первых, утрату влияния на постсоветском пространстве (Кавказ и Центральная Азия) и, во-вторых, окончательную изоляцию от мировых интеграционных процессов.

Активность Турции в проведении новой (неооттоманской) политики уже весьма заметна и касается почти всех стран и регионов, которые входили в состав Османской империи. Отметим, например, турецкую актовность в Абхазии. Несмотря на то, что абхазы в целом православный народ, они имеют многочисленнуют мусульманскую диаспору в Турции и Сирии. Это потомки тех абхазов, которые приняли ислам и которые называются мухаджиры - пересленцы (явление, известное и у нас). В Турции проживает от 400.000 до 800.000 исламизированных абхазов. Использование их в неооттомаской политике обеспечила сама Абхазия принятием «Закона о гражданстве Республики Абхазии», согласно которому все абхазы, где бы они не проживали, имеют автоматически абхазское гражданство. Это привело к открытию в Абхазии элитных турецких институтов (колледжей) с весьма качественным образованием. По свидетельству тех, кто общался с этими студентами, «из колледжа выходят с турецким мозгом».15 Экономический аспект: около 25 крупных предприятий открыли в Абхазии абхазы-мусульмане.

Следующая страна, в которой Турция играет все откровеннее - Украина. Турецкие политики и аналитики рассматривают Украину недостроенной державой, и это не может остаться без вмешательства Турции. В этом смысле Турция поддерживала президента Украины, В.Ющенко, который обеспечил турецким спецслужбам беспрепятственную работу в Украине, а особенно в Крыму, где руками крымских татар желает выдавить русских.

Турция, т.о., с одобрением, например, смотрит на нежелание ЕС принять некоторые восточноевропейские страны в свой состав, тем самым подталкивая их к ней.16 Также, ослабление украинских позиций в транспорте газа на руку Турции, поскольку усиливает проекты прокладки газопровода по ее территории и территории которые принадлежали Оттоманской империи.17

В конце 2009 года появились и первые негативные комментарии новой турецкой внешней политики, которые подчеркнули, что неооттоманство (неоосманизм) - не что иное, как кровавая туресцая традиция, которая принесла кровь и несчастье бугарам, сербам, армянам, ассирийцам, грекам... Новая идея оттоманства скрывает страшные преступления, насильственную ассимиляцию и навязывание ислама, разушение христианских церквей, грабежь, дань кровью... Можно вспомнить характеристику, которую дала оттоманизму азербайджанская профессор Е. Гасанова, которая написала что «Оттоманизм появился как рађање турецкого буржуазного либерализма, но толчек ему дала реакция на национально-освободительные движения нетурецких народов Османской империи». Другими словами, неооттоманизм значит повторное порабощение народов, которые входили в эту чудовищную империю. На этот раз из-за нефти и газа, которые потребны США и Западной Европе.

Кемализам был модернизационной политической идеологией, которая развилась в 20-е годы XX века турецким офицером, а потом политиком, Мустафой Кемалем Ататюрком. Целью кемализма было создание турецкого национального государства, основанного на шести принципах (большая часть перенята от просветителей и Французских револуционеров): республиканство, секуляризам, державность, революционная идеология, популизм и национализм. Наряду с этим, главной целью Ататюрка было порвать с оттоманским прошлым, утверждая политику воздержания в вопросе региональных проектов.

В таких условиях несогласия приема Турции в ЕС, среди исламистов появляются идеи обновления османизма. Так нынешний министр иностранных дел Турции, Ахмет Давутоглу, в нескольких местах подчеркивал, что турецкое государство и он лично проводит политику неоосманизама (неоотоманства). Так на Главном съезде своей Партии мира и развития говорил: «Мы - неооттоманисти. Ми вынуждены заниматься соседями и дальше, включая и Африку». Неоотоманство предлагает существенную ревизию кемализма, так и в области внешней политики. Неоотоманисты предлагают «великий проект» - Турция обязывается преодолеть status quo и превратиться в мощную региональную державу, которая может претендовать на особую роль в отношениях со странами «османского наследия», созданными на руинах империи. Неоттоманисты считают, что турки несут историческую ответственность за это пространство и обязаны играть в нем особую роль. (Например обеспечить создание некого подобия Османского экономического пространства по образцу общего рынка, т.е. «конфедерацию стран, входивших в состав Османской империи»). Формирование бы осуществлялось по турецкому демократическому образцу (демократизация стран по турецкой модели) и т.д. Неооттоманство упоминает о формировании общетурецкого дома од Адриатики до Тихого океана. В этом смысле и сформулирована идея о создании «Османского экономического пространства».

После нескольких важных поражений США и НАТО в Закавказье, а особенно после поражения грузинского проекта и неспособности изменить политику Ирана, значение Турции существенно возросло. Разыгрывая, т.о., турецкую карту, США компенсируют ослабление собственных позиций. В этом смисле понятна поддержка, со стороны США, примирению Турции и Армении, что является ключевым вопросом для осуществления альтернативной энергетической магистрали (сухопутной) транспортировки нефти и газа из Средней Азии и Азербайджана, поскольку путь через Грузию более неосуществим. Все инициативы от евро-атлантических структур прибывали на Балканы, Кавказ и Центральную Азию в «скрытой форме реализации американских интересов», как и случай с неооттоманством.

Если бы Турция смогла вытеснить Россию из Закавказья, Центральной Азии, Украины и Балка, тогда бы ее влияние распространилось бы на все тюркские народы и мусульман на огромном пространстве от Балкана до Центральной Азии. Это привело бы к появлению, в демографическом и экономическом потенциалах, новой региональной суперсилы, которая была бы сопоставима с потенциалом России.

Желание Анкары вернуть Кавказ, приобрести Центральную Азию и из своей территории и територии Балкан создать «врата» между Европой и Азией, а в конечном счете отстранить Россию из равноправного участия в регионе. Евразия без России значила бы: во-первых, утрату влияния на постсоветском пространстве (Кавказ и Центральная Азия) и, во-вторых, окончательную изоляцию от мировых интеграционных процессов.

Поддержку Турции оказывают США и некоторые страны Западной Европы. Потерпев поражение собственных проектов овладения закавказскими и централноазиатскими ресурсами, прежде всего, нефтью и газом, США действуют через посредника, т.е. Турции, и в этом контексте использована исламистское желание части общества обновить Османскую империю.

Обновление влиния Турции на Кавказе, Централной Азии привела би к изоляции России, что является стратегической целью США. С другой стороны, Турция бы стала «вратарем» Европы, поскольку контролировала бы Балканы, которые являются теми вратами, через которые проходила бы нефть и газ из Центральной Азии и Кавказа в Европу.

Зоран Милошевич, Институт политических исследований

Белград

Примечание. Работа осуществлена в рамках научного проекта «Общественные и политические предпосылки построения в Сербии институтов демократии» (149057Д), который развернут Институтом Политических Исследований в Белграде, а финансируется Министерством Науки Республики Сербии.

ЛИТЕРАТУРА

Арешев, Андрей: О возможности нормализации армяно-турецких отношений, 24. 04. 2009, http://fondsk.ru/article.php?id=2096

Арешев, Андрей: Россия - Турция: подготовка прорыва? 16. 02. 2009, http://fondsk.ru/article.php?id=1924

Амелина, Яна: О «турецком влиянии» в Абхазии, 18. 03. 2009, http://fondsk.ru/article.php?id=1995

Акчали, Эмель / Перинчек, Мехмет: Кемалистское евроазийство: новий политический дискурс в Турции, http://geopolitica.ru/Articles/821/

Володин, Андрей: Новые региональные лидеры: параметры геополитического влияния, 02. 03. 2009, http://fondsk.ru/article.php?id=1957

Давлетов, Рафет: Кризис вокруг Южной Осетии и Турция (I), 21. 10. 2008, http://fondsk.ru/article.php?id=1693

Крым: главная мишень для неоосманизма, 26, 01. 2008, http:www.novopol.ru/article22885.html

Куратов, Аждар: Куда может привест «Дорожная карта», 29. 04. 2009, http://fondsk.ru/article.php?id=2105

Мурадян, Игорь: Украина в турецкой геополитике (I-III), 12- 01- 2009, http://fondsk.ru/article.php?id=1848

Нифонтов, Вадим: Турецкая рокировка, Спецназ России, No 4, Москва, 2007.

Неоосманизм - новый внешне политический курс Турции, Наш мир, http://www.nm2000.kz/news/2009-11-26-22110

Петров, Валерий: Неоосманизм: новая внешная политика Турции, http://www.youtharmenia.ru/news/2009-11-26-3902


1 Первая идеология которая появилась у турок после оттоманизма была пантурецкая идея. Интересно, что ее родоначальником был не турок, а еврей, подданый Австро-Венгрии и английский шпион, Арминиус Вамбери. Он сформулировал пантуркизм как ответ на панславизам и в том смисле эта идеология имела мощную антирусскую и антисербкую направленность. См.: Вадим Нифонтов, Турецкая рокировка, Спецназ России, No 4, Москва, 2007.

2 Эмель Акчали / Мехмет Перинчек, Кемалистское евразийство: новый политический дискурс в Турции, http://geopolitica.ru/Articles/821/

3 там же.

4 Когда президентом Турции в 90-х годах стал Тургут Озал, впервые после крушения  Османской империи, было заявлено о историческом пространстве, которое принадлежало Османской империи, хотя дипломатический неоосманизм наступил позже, с приходом к власти Эрдогана и его Партии мира и развития (которую считают «умеренно исламистской» и «партией исламских демократов»).

5 Неоосманизм – новый внешнеполитический курс Турции, Наш мир, http://www.nm2000.kz/news/2009-11-26-22110

6 Крым: главная мишень для неоосманизма, 26, 01. 2008, http:www.novopol.ru/article22885.html

7 Вадим Нифонтов, Турецкая рокировка, Спецназ России, No 4, Москва, 2007, стр. 5.

8 Валерий Петров, Неоосманизм: новая внешная политика Турции, http://www.youtharmenia.ru/news/2009-11-26-3902

9 Андрей Володин, Новые региональные лидеры: параметры геополитического влияния, 02. 03. 2009, http://fondsk.ru/article.php?id=1957

10 См.: Андрей Володин, Новые региональные лидеры: параметры геополитического влияния, 02. 03. 2009, http://fondsk.ru/article.php?id=1957

11 Иран рассматривается важнейшим игроком в решении афганского вопроса. С другой стороны, Иран в 2008 году  запустил спутник на околоземную орбиту, который за 24 часа 14 раз облетел планету. Данные со спутника, предположительно, сыграли ключеву ю роль в разрушении моста талибаном в Хайберском ущелье в 24 км от Пешевара. См.: Андрей Володин, Новые региональные лидеры: параметры геополитического влияния, 02. 03. 2009, http://fondsk.ru/article.php?id=1957; Упор.: Рафет Давлетов, Кризис вокруг Южной Осетии и Турция (I), 21. 10. 2008, http://fondsk.ru/article.php?id=1693

12 Андреј Арешев, О возможности нормализации армяно-турецких отношений, 24. 04. 2009, http://fondsk.ru/article.php?id=2096

13 Андрей Арешев, Россия – Турция: подготовка прорыва? 16. 02. 2009, http://fondsk.ru/article.php?id=1924

14 Аждар Куратов, Куда может привест «Дорожная карта», 29. 04. 2009, http://fondsk.ru/article.php?id=2105

15 Яна Амелина, О «турецком влиянии» в Абхазии, 18. 03. 2009, http://fondsk.ru/article.php?id=1995

16 В политологической литературе предыдущие неуспехи Турции в экспансии внутрь Евразии объясняется тем, что США не желали оказывать ей необходимое содействие. Сейчас же, по видимому, назрело время такого общего дела.

17 Игорь Мурадян, Украина в турецкой геополитике (I-III), 12- 01- 2009, http://fondsk.ru/article.php?id=1848



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме