Величайшая святыня Русского Православия - Казанская икона Божией Матери была обретена в Казани в 1579 году. В Казанском ополчении против польских интервентов был список с иконы, который воины передали князю Д.М.Пожарскому. В 1612 г. икона стала Предводительницей всего второго ополчения, двинувшегося из Нижнего Новгорода на освобождение русской столицы. Наши предки свято верили, что именно через Казанскую икону пришла помощь свыше в одолении Смуты и освобождении России. Как пишет историк С.Перевезенцев, к 1636 году икона стала общегосударственной святыней. Промыслительно совпадение празднования Казанской иконы с государственным праздником современной России (22 октября / 4 ноября).
Казанская икона Богородицы вдохновляла ратный дух защитников нашей Родины в Полтавской битве, в Отечественной войне 1812 г. и в Великой Отечественной, когда по просьбе, полученной митрополитом Гор Ливанских Илией от самой Небесной Покровительницы России Казанскую икону вынесли из Князь-Владимирского собора с крестным ходом и «пронесли по осажденному городу». Ленинград был спасен (Энциклопедия «Русское Православие», том 2, М., 2009 г., стр. 7). По имеющимся данным, Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению (О.А.Платонов «Бич Божий: эпоха Сталина». М.: Алгоритм, 2005, стр. 145). Киев - мать городов русских - был освобожден 22 октября по ст. стилю, на Казанскую.
В том же 1579 г., когда явилась икона, на месте Явления был основан Иоанном Грозным Богородицкий женский монастырь. До революции там подвизалось до 500 инокинь.
В 1930 г. большевики взорвали главный собор монастыря.
Мэр Казани Исхаков выпросил список Казанской иконы Божией Матери - «Папскую», ту самую, что в 2004 г. папа Иоанн-Павел Второй передал России. Наш Патриарх Алексий Второй поставил условие городу и епархии - возродить Богородицкий монастырь. Но пока это условие Святейшего архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий выполнить не спешит. Монастырь в руинах и по сей день. Но свято место пусто не бывает. Утвержденный Синодом Русской Православной Церкви в 2007 г. мужской монастырь базируется только в одном корпусе и Софийской церкви, а остальная территория монастыря принадлежит муниципальному автономному учреждению «Центр паломничества Покрова Божией Матери».
Экспертная комиссия в декабре 2009 г. дала заключение, в котором признала нынешнее состояние монастырских построек КРИТИЧЕСКИМ, т.е. через 2 года обитель уже не может быть восстановлена. А между тем сейчас Казань спешно готовится к событию мирового значения: «Универсиада 2013» и это забытое святое место скорей всего будет использовано муниципальной властью в секулярных целях.
Властями Казани уже построен храм - таково было условие передачи списка русской иконы со стороны Ватикана. Храм освящен в 2008 г. и сейчас там идут службы. Новый мэр Ильсур Метшин сказал так: «Это будет не католический и даже не христианский паломнический центр. Сюда смогут приехать все верующие. Напомню, что Дева Мария почитается не только христианами, но и мусульманами». Однако бдительные исламисты тут же «поправили» Метшина, заявив, что Мариам (Мария) почитается мусульманами как мать пророка Исы, но отнюдь не как мать Бога. Да и поклонение иконам в исламе строго запрещено.
В мае 2010 г. по заявлению мэра Казани состоится очередной конгресс католических европейских городов, отмеченных Явлением Божией Матери. Предполагается включить Казань в систему паломничества католического мира.
В результате нависла угроза преобразовать Казань из форпоста Православия на стыке Европы и Азии в заурядный экуменический и коммерческий центр. Как ни странно, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий в своем приветственном слове к уважаемым посетителям сайта «Центр паломничества Покрова Царицы Небесной» провозгласил: «Приглашаю христиан всего мира и всех к участию и посильной помощи в возрождении Святого места». К сказанному можно добавить горячие новости : в январе 2010 г. между Президентом Татарстана Шаймиевым и главой Палестинской администрации Махмудом Аббасом заключено соглашение сделать Казань и Иерусалим городами-побратимами. Видимо, следует понимать, что мусульмане Казани и Иерусалима отныне будут братьями. Все это прекрасно. И прекрасна политкорректность Епархиального управления, с одинаковым радушием приветствующего и данное братство, и Хиллари Клинтон, и всех прочих гостей Казани. Но, кажется, светские приемы не оставляют времени задуматься о спасении великой святыни для православных Казани и всей России.
Между тем верующие Казанской епархии жалуются, что «всеобщее церковное возрождение страны не коснулось территории древнего монастыря, где была обретена Казанская икона Божией Матери» и монастырь представляет сейчас ужасающее зрелище антисанитарии и ветхости корпусов и останков церкви Николы Тульского, где служил будущий Патриарх Гермоген... Сейчас на месте некогда обретенной святыни - сваренная из арматуры плохонькая открытая беседка, а ведь именно на этом месте в 1913 г. под Казанским собором усилиями Святого Царя Николая Второго и преподобной мученицы Елизаветы был устроен подземный храм, стены которого так и остались под землей.
Жалобы монахинь на категорический отказ владыки Анастасия не только в восстановлении исторически законной обители, но даже в регистрации сестричества идут в Москву, в Чистый переулок, и где-то застревают среди церковных клерков, не доходя до синодальных архиереев.
Как жалуются миряне, в большинстве храмов епархии - сокращенная служба. Литургия иной раз длится до 40 минут. Пение очень быстрое. Не чувствуется благоговения.
Сам архиепископ Казанский и Татарстанский придерживается крайнего пессимизма в оценке судеб монашества и Православия. В 2005 г. он писал: «Монашество как таковое сегодня найти очень трудно. И не только в нашей епархии, но и во всей Русской Православной Церкви. В годы советского лихолетья этот институт практически был уничтожен. И чтобы возродить монашество, потребуются не десятки, а может, и СОТНИ ЛЕТ» («Раифский вестник», N 11-12 /48-49/, 22.12.2005 г.).
Как сопоставить эти слова с реальным положением дел в Казани? Верующие не забыли таких исповедников Православия, как, например, бывший духовник Раифского монастыря схиигумен Нифонт, призывавший к подвижнической жизни и умерший, увы, под запретом, как монахиня Елизавета, вынужденная уехать в Нижегородскую епархию, архимандрит Давид, который ныне с успехом возрождает монашество в Марийской епархии, игумен Кирилл, возглавлявший Успенский Свияжский собор, а сейчас настоятельствует в Москве, монахиня Мария, монахиня Нина, архимандрит Дорофей, бывший ректор семинарии Александр Журавский, иеромонах Иосиф... Было немало ревностных подвижников Веры среди монашества, но почему-то они пришлись не ко двору в Казанской епархии.
Ждет своего часа Богородицкий монастырь. Ждут православные Казанской епархии обретения исконных святынь для укрепления Веры.
Владимир Николаевич ОСИПОВ, глава Союза «Христианское Возрождение»