Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Как читать Псалтирь Великим постом

Василий  Николаев, Русская народная линия

Великий пост / 18.02.2010

Молитесь друг за друга (Иак.5:16).

Псалтирь - священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа.

Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.

В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку.

Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.

Советы начинающим

1.     Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.

2.     Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух - вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

3.     Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это - грех.

4.     Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

5.     Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.

6.     Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача - бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь - бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов.

Молитвы перед чтением кафизмы

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный.

Трисвятое по Отче наш.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе».

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).

Господи, помилуй (3 раза).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Спаси, Господи, и помилуй Святейшего Патриарха Кирилла, далее - поминается имя правящего архиерея и имена по списку, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего).

На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе - имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны).

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

И далее - следующие псалмы.

После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз - по пальцам или четкам.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

После чтения кафизмы

Достойно есть и заключительные молитвы.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 43

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

43. Александр : Польза псалмов
2010-04-06 в 01:39

1)
Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу)



Это не является обязательным критерием того, доходит молитва или нет.

2) читают по-разному, в т.ч. и про себя. Особенно среди людей, чтобы не шевелить губами и не выдавать свою молитву.

3) Не обязательно монотонность. Не монотонность не является непременным критерием прелести.

вообще - тема интересная, пишу о пользе псалмов
http://psaltir.livejournal.com/

Важно читать Псалтирь правильно и качественно.
42. Владимiръ : 41. Аноним
2010-02-25 в 22:39

Извините, но не в моих правилах отвечать анонимам. Довольно с вас того, что я вообще отозвался. И не следует вставать в позу пророка (предпоследний ваш абзац), это нескромно.
41. Аноним : Re: Как читать Псалтирь Великим постом
2010-02-25 в 21:08

Владимиръ, вы слукавили, в посте № 31 осуждая Стаса в буквальном понимании слов святого пророка о важности "сердечного плача" ("Излилось из сердца моего слово благое" - Пс.44), так как основали свое осуждение на примере, собственно, не чтения псалма как такового, а проявления чувств религиозного восторга святого пророка Давида во время торжественной церемонии перенесения ковчега.
К сожалению, вы даже дошли до того, что не постеснялись упрекнуть Стаса в том, что он дескать скачет и пляшет при чтении псалмов, хотя Стас, собственно, говорил не о необходимости какой-то внешней экзальтации, а о важности беседы с Богом сердцем.
Вы также основываете ваше понимание буквальности изъявления чувств святого пророка на том, что это дескать осудила его жена Мелхола. Однако, следует вам быть немного рассудительней прежде, чем так легко трактовать Библию.
Известно, что как в древности, так и по сию пору, от властителей этикет требует особой сдержанности своих чувств как перед подданными и подчиненными, так и перед гостями и зрителями.
В данном случае, очевидно, что святой пророк пренебрег этим этикетом из любви к Богу. Жена критиковала Давида за снятие царских облачений. За его кротость и смирение пред Богом и людьми. Давид не вписывался в ее картину понимания образа царя и воина, когда он присоединился к танцующим пред Ковчегом женщинам, сняв с себя все знаки отличия.
Вот что говорит сам святой пророк Мелхоле: "пред Господом [плясать буду. И благословен Господь], Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен."
Видите, Владимиръ, святой пророк на практике осуществил заповеди, данные нам с вами в НЗ: прежде всего чти Господа Бога своего и ему одному служи. И будь при этом как дитё. И будь СМИРЕННЫМ. И потому "будешь славен" (как говорит святой пророк), не только у Бога, но и среди людей.
Вы же, Владимиръ, за языческим своим пониманием, не видите истины. Вам Стас говорит о необходимости разговора с Богом сердцем, и о неважности внешнего вида (=характера чтения, плясок, музыки и прочем). Вы же ДЕРЗАЕТЕ искать сему отрицание и находите в поведении святого пророка во время торжественной церемонии.
Тем не менее, и тут всё сходится к тому, о чем говорил Стас: о первоважности искренности сердечной! Бо не устами глаголем Богу, но сердцем. Дело в искренности сердечной, и Библия подтверждает это указанием на то, что у Мелхолы не было до конца жизни детей за осуждение поведения пророка. Не за осуждение ли, не за языческое ли понимание поведения святого пророка? Ибо она уничижила его за это в СЕРДЦЕ СВОЕМ... .
Так и вы, Владимиръ, видя важность беседы с Богом сердцем, уничижаете это приведением примеров о пляске святого пророка. Играете роль Месхолы? За всякое слово ответите...
И еще: танец святого пророка находим единичным случаем. Постоянно же святой пророк говорит о сердце: "Готово сердце мое, Боже, буду петь и воспевать во славе моей".
40. Владимiръ : Стасу
2010-02-23 в 19:34

@Вы к Богу псалом возносите, как к начальнику по работе: половину правды несу, половину во имя дела умолчу? По-взрослому, то есть в рамках житейской умудренности?

Очень странные ассоциации (и это при том, что вы со мной рядом на молитве не стояли). Мне такое как-то и в голову не приходило. И я, признаюсь, понять не могу - о чём вы? Я привык молиться просто, без надрыва и истерики, заламывания рук, закатывания глаз и неистовых телодвижений - именно так, как этому учит православная аскетическая традиция. Однажды был свидетелем молитвы баптиста... Не приведи Бог увидеть это дважды.
39. Владимiръ : 35. Стас
2010-02-23 в 19:00

@Вы же поняли эти слова буквально, как язычник: скакать, играть. Эх, Владимиръ...

Разумеется, буквально (но не как язычник!), ибо написано:

"Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод. Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками "(2 Цар 6,14-15).

Это не аллегория, поскольку Мелхола, жена Давида, увидев его таким образом скачущим, стала порицать мужа.

И вот я вас спрашиваю: вы точно так же, БУКВАЛЬНО СКАЧА И ИГРАЯ ИЗ ВСЕЙ СИЛЫ ПРЕД ГОСПОДОМ, читаете дома псалмы?.. Если да, то на вас харизма, не меньшая, чем на св.Давиде. И я могу лишь подивиться тому, какие дары подаёт ныне Бог человекам.
38. Владимiръ : 33. Аноним
2010-02-23 в 18:17

@Мне видится, вы уверенно скатываетесь к фарисейству.

Любопытное наблюдение. Сразу видно - сделано с точки зрения мытаря.
37. Игумен Кирилл (Семёнов) : 32. Владимир Станиславович
2010-02-23 в 17:52

В.С.Б., Владимир Станиславович!
36. Стас, монархист : Re: Как читать Псалтирь Великим постом
2010-02-23 в 16:23

Владимиръ,
"будьте как дети". Только и всего, что имеет в виду святой пророк в этих словах. А вы то и этого не поняли...

Вы к Богу псалом возносите, как к начальнику по работе: половину правды несу, половину во имя дела умолчу? По-взрослому, то есть в рамках житейской умудренности?
Нельзя так, Владимиръ! К Богу надо псалмы и молитвы возносить именно "скакаше играя", то есть от чистого сердца, с той непосредственностью с какой это малые дети делают.
Вы же поняли эти слова буквально, как язычник: скакать, играть. Эх, Владимиръ...
35. Агапит : 33. Аноним
2010-02-23 в 16:10

Мне ничего не остаётся, как отослать Вас к первоисточникам - трудам свт. Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, преп.Никодима Святогорца и прав.Иоанна Кронштадтского о молитве.

PS.: Я хуже фарисея, те жили гораздо праведнее, чем я.
34. Аноним : Re: Как читать Псалтирь Великим постом
2010-02-23 в 15:47

Агапит пишет: "я уже написал в одном из постов, что внимательное спокойное чтение псалмов и других молитв приведёт к тому, что в душе молящегося родятся те чувства,которые заключаются в словах молитвы."

Агапит, вы прочитали и не проанализировали того, что вам написал игумен. Возможно, его слова не дошли до вашего разума. Напомню, что игумен вам пишет о том, что чтение зависит от духовного состояния человека. Поэтому одни читают с меньшим чувством, другие - с большим. Старцы, как писала Домбровская, вообще произносят молитвы внешне бесстрастно (правда, Домбровская написала невыразительно), потому как достигли определенного уровня смирения.
Вы также проигнорировали приведенные слова святого Амвросия о важности состояния сердечного.
В результате вы, Агапит, всё сводите к внешней форме, полагая, что спокойное произнесение молитв приведет к обретению когда-то правильного духовного состояния. Однако, Агапит, вы таким образом молитву низводите к шаманскому заклинанию. Произнес - и получил. Вот языческая формула, по которой вы пытаетесь идти. Ничего не получите, скорее всего! Потому как что исходит из вашего сердца при вашем спокойно-бесстрастном чтении? Ничего! Вы святой, Агапит? Вряд ли. Ну так, зачем мните быть равным святому в чтении, не достигнув смиренномудрия святого?
Молитва, Агапит, глас вашего сердца. Не тембра вашего голоса, не интонаций, не громкости, не скорости. Вам может попуститься оказаться вообще немым. Перестанете молиться?
Ваше сердце, Агапит, не является бесстрастным. В нем обитают и радости, и скорби. Если в вашем характере есть проверенная жизнью способность спокойно реагировать на смерть близких, на беды близких, на собственные горести и скорби, флаг вам в руки, как говорится, читайте псалмы спокойным голосом (я бы сказал, равнодушным) в вашей келье после всякой страшной беды.
Но сердца большинства людей не замурованы в толщу пенобетона и страждут. Покаянный псалом, к примеру, большинство верующих читает от своего имени, а не от имени святого пророка. И не как шаманское заклинание, думая, что вот я произнесу "крибли-крабли-бумс", не понимая ничего, и получу за свое усилие.
Есть еще один важный нюанс. Вы хотите перенести замечательную практику церковного чтения к себе домой, в вашу келию. А не думали ли вы, что это гордыня? Вы, делая у себя в келии малую церковь, хотите уравнять её по значимостью с Домом Божиим? Не много ли смущаете этим же и других?
Вам пишут, что монотонное чтение приличествует лишь в храме, потому как люди приходят в храм с разным состоянием сердец. Монотонное чтение, как часть церковного этикета в данном случае, не приведет к скорби радующегося сердцем, как и не приведет к большей скорби терзающегося сердцем. Вы, Агапит, хотите наедине с собой быть таким же бесстрастно монотонным, как и на людях? Зачем вам это бездумное копирование? Зачем обращать богоданные псалмы в предмет театральных постановок дома? Зачем читать их как заклинания? Не боитесь ли прогневить Бога этим?
33. Аноним : Re: Как читать Псалтирь Великим постом
2010-02-23 в 14:38

То есть, Агапит, вы молитву своими словами считаете личной, а псалмы - текстом для ролевого воспроизведения (как там называют актеры тексты ролей?)? Как тут не вспомнить про театральность, читая ваши слова о методике воспроизведения вами псалмов...

Мне видится, вы уверенно скатываетесь к фарисейству.
32. Владимир Станиславович : 15. Игумен Кирилл (Семёнов)
2010-02-23 в 13:37

С.Г., о. Кирилл! Не смог сразу поблагодарить, т.к. не заходил в и-нет.
31. Владимiръ : 28. Аноним, в котором без труда просматривается всё тот же Стас
2010-02-22 в 18:57

Отчего бы вам не взять в пример пророка Давида и в том случае, когда он, прославляя Бога, "скакаше играя"? Помните поговорку, конечно: "Заставь ..... Богу молиться, он и лоб расшибёт". Это ни в малой степени не относится к святому псалмопевцу, но к тому, кто слишком бывает неразумен в своём усердии и склонен всё понимать буквально.
30. Агапит : 28. Аноним
2010-02-22 в 18:28

Уважаемый Аноним, я уже написал в одном из постов, что внимательное спокойное чтение псалмов и других молитв приведёт к тому, что в душе молящегося родятся те чувства,которые заключаются в словах молитвы.
Сравните древнерусское знаменное пение и современное партесное. Или икону канонического письма и "итальянщину" 18-19 вв.
Мне лично второй вариант того и другого только мешает молиться.
Поэтому-то, например, старообрядцы категорически отвергают сие, как страстное, чувственное, душевное, а не духовное.
Вот, примерно, так обстоит дело и с молитвословием.
О ЛИЧНОЙ молитве СВОИМИ словами я не говорю. Молитва матери у постели больного ребёнка будет криком души, может- безмолвным, может- исступленно-громким.
О ТАКИХ вещах я молчу.
29. Агапит : 27. Василий Николаев
2010-02-22 в 12:32

Большое Вам спасибо за интересную и своевременную статью. Важна она ещё и тем, что в ходе обсуждения была затронута тема возможной экзальтации молитвенного делания, на что мы получили исчерпывающие ответы.
Быстрое чтение за богослужением, да ещё на ЦСЯ, не способствует пониманию прочитанного. Против этого "воевал" ещё Победоносцев.
Есть хорошая статья на сайте о. Рафаила (Карелина) "О декламации в храме." Всем рекомендую.
Спаси Христос!
28. Аноним : Re: Как читать Псалтирь Великим постом
2010-02-22 в 12:30

Агапиту,

к сожалению, ваши комментарии смущают тем, что цитируя святых угодников, демонстрируете затем в своих словах непонимание цитируемого. Вот смотрите, цитируете святых в том, что нельзя ИСКУССТВЕННО вызывать эмоции, при этом одобряете написанное Домбровской, что дескать вообще нельзя при чтении псалмов быть эмоциональным, что это прелесть и т.п.
А вот что утверждает святой пророк Давид: "Грехи свои прошедшие СО СЛЕЗАМИ И СТЕНАНИЕМ исповедовать Богу в молитве, всячески стараясь исправиться в них" (Пс. 6).
То есть, что видим у святого пророка? Положительные эмоции раскаяния, ощущения своей греховности святой пророк вовсе не отрицает при произнесении своих псалмов!
Вы же ВСЕ эмоции отнесли к разряду искусственных! Не добре!..
К тому же не различаете положительные эмоции с отрицательными, такими как раздражительность, уныние, гнев и т.п.

Вы , Агапит, делаете вывод, что главное в чтение псалмов - умеренность. Разве это главное, Агапит? Бог смотрит прежде всего на внутреннее молитвенное настроение души человека. Св. Амвросий Оптинский говорил: "Пришел как-то к отцу игумену Антонию один больной ногами и говорит: "Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня смущает." Отец Антоний ответил ему: Да уж в Писании сказано: "сыне, даждь ми сердце, а не ноги."

Что же касается принятого в православной церкви обучения пономарей, то это не касается темы келейного чтения, господин Николаев.

Храни вас всех Господь!
27. Василий Николаев : о монотонном чтении
2010-02-22 в 10:41

Монотонное чтение следует понимать в буквальном смысле: уставное чтение на одном тоне, без повышения и понижения интонации, за исключением случаев, когда требуется возглас священника. Как правило, тон повышается на один интервал в молитве "Отче наш" на словах "но избави нас", и по окончании следуют слова священника "Яко Твое есть Царство..."
Монотонное чтение - это и есть уставное молитвенное чтение, которому обучаются все чтецы в церкви. В отличие от театральной декламации, когда голосовые связки сильно переутомляются, монотонное чтение помогает существенно экономить силы: попробуйте прочитать подряд Полунощницу, Великое повечерие, вечерню, две кафизмы и канон на утрени. Вы поневоле начнете читать монотонно - с точки зрения природы звуковых колебаний - это естественное для нашего организма чтение, успокаивающее нервы, помогающее сосредоточиться на смысле читаемого. Такое чтение сравнивается с журчанием ручейка, которое не утомляет наш слух и которое можно слушать очень долго.
Что касается скороговорки, с которой Вы ассоциируете монотонность, то опытные чтецы умеют читать псалмы довольно быстро, демонстрируя при этом прекрасную дикцию. Быстрота чтения достигается, в основном, за счет исключения пауз. В некоторых православных приходах на утрени перед выносом Евангелия опытные чтецы прочитывают вместо традиционных трех псалмов положенные по Уставу две кафизмы, при этом не слишком растягивая службу. И, как мне приходилось отмечать, восприятие псалмов от этого нисколько не ухудшается.
Монотонность можно сочетать как с быстрым, так и с медленным чтением, в зависимости от ситуации. Для кого-то при медленном чтении удерживать внимание на смысле слов гораздо труднее, чем при быстром.
Для келейного чтения Псалтирь рекомендуется читать "не борзяся".
С уважением.
26. Екатерина Домбровская : Агапиту
2010-02-21 в 23:21

С благодарностью и радостью принимаю поздравление Ваше и Вам с поклоном передаю свое ответное. Как отрадно, когда люди понимают друг друга, а понимание это зиждется на едином святоотеческом учении. Спасибо Вам.
25. Агапит : 20. Екатерина Домбровская
2010-02-21 в 21:00

Cпаси Христос, Екатерина! Как всегда, замечательно, чётко и ясно. А тема важная.
С Неделей Православия! Доброго здравия и честнаго Поста!
24. Агапит : Об эмоциях и чувствах в молитве. Стасу на №№ 22, 23.
2010-02-21 в 20:55

Наверное, мы говорим немного от разных вещах. Напрасно Вы так резко отозвались на пост Е. Домбровской. И она, и о. Кирилл дали правильные духовные советы о "царском пути" молитвенного делания. Кстати, никто и не запрещает соблюдать знаки препинания,? и !, только эти проявления должны быть минимальны. Чтение скороговоркой, непонятное самому молящемуся, есть творение дела Господня с небрежением, а таковые подпадают под клятву...Есть, увы, такое на приходах, есть и не совсем правильное понятие "вычитать".

В заключение хочу Вам привести цитату о. архимандрита Рафаила (Карелина):
"Вообще,искусственно вызывать эмоции-небезопасно. Это может привести к разгорячённости, которую свв. отцы называли "кровяным жаром"-суррогатом духовных состояний, что может окончиться для неопытного подвижника самообольщением...это будут фальшивые, диссонирующие звуки молитвы...Если мы будем читать с интонациями, как говорят, с выражением, то можем превратиться в декламаторов молитвы."

"На камени веры", Самара, 2007, стр.61.)
С уважением, А.
23. Стас, монархист : на комм. № 20
2010-02-21 в 15:49

В младостарческой ревности не следует путать выразительное чтение с эмоциональным.

Выразительное чтение это интонационно правильное чтение, отражающее проникновение чтеца в содержание художественного произведения.
22. Стас, монархист : Re: Как читать Псалтирь Великим постом
2010-02-21 в 14:37

дорогой брат Агапит,

я видел приведенные вами слова святителя. И не нашел там ничего про монотонность. Святитель говорит "протяжное", а не "монотонное". Согласитесь, что это всё-таки разные понятия, даже диаметральные. Так, при монотонном чтении слова порой произносят скороговоркой.
21. Агапит : 19. Игумен Кирилл (Семёнов)
2010-02-21 в 13:49

"Пожелать можно только одного: меры. Умеренность - это, как известно, "царский путь", предлагаемый нам Святыми Отцами. Одному лучше мОлится монотонной молитвой, другому с умеренным "чувством", третьему вообще безмолвно."
-----------------------------------------
Спаси Господи, о.Кирилл!
Думаю, что Ваш ответ близок мнению большинству отцов-учителей молитвы и автору статьи.
Подобной же позиции придерживается архим. Рафаил Карелин.
Но вот когда мы келейно молимся СВОИМИ словами о чём-то глубоко личном, то такая молитва обязательно будет "с чувством".
Распевное же чтение псалтири (псалмодия) была известна ещё в Ветхозаветной церкви.
"И воспевши, пошли на гору Елеонскую..."

С праздником. Прошу Ваших святых молитв!
20. Екатерина Домбровская : "Он так читает, я - эдак читаю, они еще по-другому читают..."
2010-02-21 в 02:00

Не хотелось вмешиваться в этот разговор, поскольку он касается сердцевинных, внутренних вопросов духовной жизни. А она у всех разная. Все находятся на разных ее ступенях. И то, что естественно и однозначно понятно одному, другому понять никак еще невозможно. У него еще не открылся инструмент духовного понимания. Но есть вещи общие, универсальные, имеющие силу духовных законов - то, о чем говорит свт. Игнатий, процитированный уважаемым Агапитом. Человек, уже постигший опытно опасность, порочность и гибельность следования своим "кровяным эмоциям", непременно будет очень осторожен и предельно внимателен в своем произнесении духоносных слов Псалтири даже наедине. Если человек глубоко и опытно усвоил это святоотеческое отношение к сфере своих эмоций (опытно познал, "услышал" всю нечистоту, всю неправду своих эмоциональных реакций), он неизбежно придет к сугубо мерному чтению, к тихости, к скромности, к высокой сдержанности, к устранению своих самостных реакций, к исключительно духовному погружению в слово. Человек непременно будет внутренне перед слышащим его Господом умаляться. Он всегда будет помнить, что Господь во «Гласе хлада тонка» (3 Цар. 19:12), что молитва - дыхание духовное, что молясь, мы дышим Духом Святым – «Духом Святым молящееся» (Иуд. 1:20). Святые , праведные отцы наши с мирской точки зрения читали молитвы и псалмы не выразительно, но духовные люди, слыша их, очень даже ощутимо чувствовали, что они в этой молитве говорят очень близко с Богом. Мы же, еще не имеющие духовного слуха, должны смиренно исповедовать перед самими собой свою нечистоту и читать так, как учит церковь, как то хранит церковная традиция. В том числе и в келье. Иначе человек может оказаться на опаснейшей тропе прелести. Не в интернете, конечно, об этом говорить. Или уж действительно ориентироваться исключительно на слова неоспоримо опытных духовно людей, не дерзая свое сомнительное «яканье» выставлять на всеобщее обозрение и на соблазн другим, как предмет обсуждения. Есть вещи, которые обсуждать надо с настоящими духовниками или «идти по книгам» святых наставников молитвы.
19. Игумен Кирилл (Семёнов) : 16. Агапит
2010-02-20 в 22:41

Какой должна быть келейная молитва решать каждому конкретному человеку. Здесь всё будет зависеть от его душевных склонностей, темперамента, духовного опыта, многих других составляющих. Пожелать можно только одного: меры. Умеренность - это, как известно, "царский путь", предлагаемый нам Святыми Отцами. Одному лучше мОлится монотонной молитвой, другому с умеренным "чувством", третьему вообще безмолвно. Мне, например, очень давно, помню, встретилось такое суждение о.Сампсона (Сиверса): молиться шёпотом, дескать, нельзя, так как шёпот в молитве это, по уверению о.С., радование бесов? Почему - непонятно. На мой взгляд, это личное мнение известного священника, не более. Если, кстати сказать, обратиться к царю и пророку Давиду, оставившему нам Псалтирь, то его молитва вообще носила исключительный характер: невозможно представить его молящимся "монотонно" или даже молча. Но его личный образ молитвы не обязательно повторим кем-то ещё.
Говоря коротко, молитва даётся молящемуся, как учат нас великие молитвенники. Молитва должна быть сердечной, умной, искренней, живой и, разумеется, духовно здравой. А каким способом это достигается - тайна молящегося человека и Бога.
18. Агапит : 17. Стас, монархист
2010-02-20 в 22:23

О "монотонности".
А как же тогда слова свт. Игнатия Брянчанинова, которые я привёл в посте № 10?
Где-то мне пришлось прочесть, что если читать нараспев, но очень внимательно, то у человека родятся тихие молитвенные чувства, которые будут плодом Духа.
В противном случае можно уподобиться протестантам-харизматикам, заламывающим в экстазе руки...
17. Стас, монархист : Re: Как читать Псалтирь Великим постом
2010-02-20 в 15:18

насчет чтения псалмов МОНОТОННО: не могу согласиться с автором. Монотонность прилична в храме, где одни в радостном настроении, другие в скорбном. В келейном же чтении псалма монотонность означает элементарную вычитку.
Не хочу никому давать советов, но когда я каждое утро читаю наизусть 50-ый псалом, я стараюсь произносить всё осмысленно. И если звучит слово "помилуй", то я для себя понимаю, что произнося это слово, я прошу милости у Бога. Чего уже нельзя произносить монотонно!
То есть, произнося 50-ый псалом, я делаю это непременно от своего имени. А если делаю от своего имени, то как же избежать чувств раскаяния, горечи от своей испорченности, других чувств. Чувства - струны нашей души. Если мы не касаемся струн, то молимся ли?
16. Агапит : Игумен Кирилл (Семёнов)
2010-02-20 в 12:28

О.Кирилл, благословите!
Прошу Вас прокомментировать тему об эмоциях и чувствах в молитве, затронутую в постах №№ 1-3 и № 10.
Согласны ли Вы с тем, что келейно, наедине с собой, молитвы следует читать тем же однотонным речитативом, как в общественном богослужении, или же допустимо читать с "чувством", как это советует например, Н.Е.Пестов, а также некоторые отцы, например, преп. Никодим Святогорец?
Спаси Христос!
15. Игумен Кирилл (Семёнов) : 14. Владимир Станиславович
2010-02-19 в 23:08

Устав регулирует только богослужебные чтения. Дома в течение всего периода поста Вы можете читать всё, что пожелаете - Псалтирь, акафисты, каноны, жития. Ограничений в этом нет. Духовник может подать совет, что наиболее душеполезно именно Вам. Следует лишь помнить, что Великий Пост - время сугубого покаяния и духовного трезвения. На Страстной седмице все наши помышления направлены к воспоминанию и переживанию страстей Господних и приготовлению к Христову Воскресению. Следовательно, и выбор келейного чтения должен наиболее отвечать этому душевному настрою.
Помоги Вам Христос!
14. Владимир Станиславович : О первой и Страстной неделях - II
2010-02-19 в 18:52

7. Ассист : Следованная Псалтирь - богослужебная книга, а статья (и мой вопрос, разумеется) - о келейном чтении.
8. Nikolaj : кто ж сомневается, что в церкви читается - и, действительно, в большем кол-ве кафизм.
Не удивительно, что нет ответа от священников или монашествующих. Первые дни - особо важные и напряжённые службы + Канон прп. Андрея Критского,- людям не до интернета.
13. Аноним : Re: Как читать Псалтирь Великим постом
2010-02-19 в 01:37

Согласна, поразительно.
12. Аcсист : Ирина
2010-02-19 в 01:27

"Чтение Псалтири помогает незаметно освоить церковнославянский язык. Со временем начинаешь понимать структуру языка, усваиваешь систему склонений и падежей".
...А некоторые даже научаются голову низко склонять и в "падеже" о земь плакать Богу. При этом языковые падежи проходят как-то мимо, не заостряясь в памяти... Поразительно действие Псалтири на разных людей!
11. Ирина : Re: Как читать Псалтирь Великим постом
2010-02-18 в 23:57

Могу подтвердить, что чтение Псалтири помогает незаметно освоить церковнославянский язык. Со временем начинаешь понимать структуру языка, усваиваешь систему склонений и падежей.

Для меня существовала проблема понимания незнакомых слов, и , опасаясь вольного "додумывания" их смысла, в прошлый пост читала Псалтирь со словариком - над незнакомыми словами карандашом писала их смысл (благо Псалтирь у меня большого формата).

Подруга делает по-другому - она читает Псалтирь с паралельным переводом .
10. Агапит : Конечно автор Псалмов удивился:когда узнал что их обязательно читать только монотонно )
2010-02-18 в 23:09

Меня тоже когда-то занимал этот вопрос.

Вот что пишет свт. Игнатий Брянчанинов:
"Под именем псалмопения...должно разуметь крайне неспешное, протяжное чтение псалмов и других молитв. Протяжное чтение необходимо для сохранения строгого внимания и избежания рассеянности."

Об эмоциях:
"Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Напротив, содержи сердце в глубоком спокойствии...
Вещественный огонь, огонь естества падшего, отвергается Богом."
("Слово о молитве устной и гласной")
И ещё пример:
"Также и в чтении молитв не должно быть декламации и театральности...(Церковное чтение)... приучает нас правильно молиться, предлагает ритм и колорит, испытанный, проверенный духовным опытом всей Церкви..."
(Прот. А. Бобринский, настоятель храма св. Александра Невского в Париже)

Спасибо Автору за нужную и своевременную статью. В трудные моменты моей жизни чтение Псалтири никогда не оставалось для меня без добрых последствий, всегда Господь приходил на помощь.
9. валерий : псалтырь
2010-02-18 в 21:29

я по совету брата начал читать 90 псалом каждый день совершенно ничего не понимая.примерно через месяц полтора что то произошло.появился интерес,тяга к чтению,проблески понимания.теперь псалтирь радость,утешение,лекарство.теперь твердо знаю что ни одна светская книга с ней не сравнится. псалтирь на церковнославянском это сокровище доступное всем православным.спаси Господи.
8. Nikolaj : Re: Как читать Псалтирь Великим постом
2010-02-18 в 18:39

Владимир,читается. Я в храме вчера вечером слышал.
7. Ассист : Владимир Станиславович
2010-02-18 в 18:27

Еще как читается! Смотрите Следованную Пслатирь. И в большом количестве кафизм.
6. Владимир Станиславович : О первой и Страстной неделях
2010-02-18 в 17:33

Если я не ошибаюсь, первые четыре дня Великого поста Псалтирь не читается. Хорошо бы получить комментарий от священников и монашествующих.
5. Ассист : На №3 - Николаю
2010-02-18 в 17:12

Нет, святой Царь Давид не удивился, что читать надо стараться не по человеческим душевным эмоциям (источник коих нечист - страсти), а духовно - сдержано, скромно (не давая никакой воли своим индивидуальным проявлениям) и на вид не выразительно - такова традиция и учение нашей Церкви. Прав автор, что напомнил о таком чтении, а то мы уже таки-и-ие завывания на чтении Великого канона слышали на днях, что за голову схватишься!
4. Вера. : 3. Nikolaj
2010-02-18 в 17:02

Попробуйте читать в сопровождении муз. инструментов.
3. Nikolaj : Re: Как читать Псалтирь Великим постом
2010-02-18 в 16:19

Конечно автор Псалмов удивился:когда узнал что их обязательно читать только монотонно )
2. Василий Николаев : ответ Александру Б. из Москвы
2010-02-18 в 11:34

Дорогой о Господе брат Александр!
Этот материал написан как инструкция для тех, кто только начинает читать Псалтирь. У меня тоже когда-то было недоумение, как прочитать 40 раз "Господи, помилуй!", и я, грешным делом, не читал эти молитвы. Со временем научился читать без пальцев и без четок: три молитвы по три и еще одна, и так четыре захода. Здесь личный опыт каждого будет интересен. Помоги Вам, Господи! Объединяйте своих ближних в чтении Псалтири, это даст в будущем добрые плоды.
1. Александр Б. из Москвы : Вопрос автору
2010-02-18 в 10:27

"Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз - по пальцам или четкам."

Василий, а почему именно "по пальцам или четкам"? Разве не дозволительно читать ее, ведя счет в уме? Или таковой умственный счет, по мнению святых отцов, отвлекает ум от самой молитвы?

Заранее благодарю.
И выражаю Вам большую признательность за этот Ваш материал.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме