Древнейшая святыня Православной Руси

Краткая история Свято-Николаевской церкви на Оскольдовой могиле

0
1060
Время на чтение 27 минут

От редакции. Продолжаем знакомить наших читателей с отдельными главами из готовящейся к изданию книги Сергея Шумило «О князи Русьтем Оскольде», посвященной 1150-летию первого Оскольдова Крещения Руси, что отмечается в нынешнем 2010 году. В предыдущий раз на РЛ была опубликована статья «1150 лет киево-русской эры». Ныне предлагаем ознакомиться с разысканиями Сергея Шумило о древнейшей святыне Православной Руси - Свято-Николаевской церкви на Оскольдовой могиле в Киеве.

1150-летию первого Оскольдова Крещения Руси посвящается

Церковный историк проф. А. Карташев в «Очерках по истории Русской Церкви» отмечал, что Свято-Николаевская церковь на Оскольдовой могиле поставлена была «для почтительной памяти об Оскольде, как христианине».

История одного из первых на Руси православных храмов в честь Святителя Николая на Оскольдовой могиле удивительно богата историческими событиями, что подтверждает особое значение Оскольдо-Николаевской могилы и ее почитания в народе. Эта церковь неоднократно осквернялась и разрушалась, но каждый раз вновь и вновь с любовью восстанавливалась заново, тем самым как бы символизируя и судьбу нашего земного Отечества.

Св.равоап.кн.ОльгаУже изначальное сооружение Свято-Николаевского храма на Оскольдовой могиле овеяно загадками. Одни источники полагают, что церковь эта построена неким Ольмой. Другие источники утверждают, что построена она святой равноапостольной княгиней Ольгой Киевской: «И погребли Осколда на горе, где после великая княгиня Ольга, крестившися, первую церковь святого Николы в Киеве поставила», - гласит Киевский Синопсис. Помимо Киевского Синопсиса, аналогичные свидетельства встречаются в Тверской летописи, Четьи-Минеях Св. Димитрия Ростовского, письменных памятниках Киево-Печерского монастыря и других источниках.

В «Кратком историческом описании Киево-Печерской лавры», изданном в 1795 г., сообщается: «Оскольдова могила, состоящая пониже Никольского монастыря на горе, над Днепровым берегом, где потом блаженная Великая княгиня Ольга, приняв крещение, первую церковь чудотворца Николая построила в память погребения на той горе Оскольда, о котором многие повествователи думают, что он крестился в Греции. На сем месте имеется и ныне деревянная церковь в то же наименование».

Кроме того, по преданию, св. равноап.Ольга завещала похоронить себя именно в этой церкви, и это также может указывать на тот факт, что св. Ольга имела прямое отношение к сооружению церкви. Иначе как объяснить, что местом своего погребения она избрала именно этот храм? Известно, что в древности обычно хоронили князей именно в построенных ими храмах.

Ректор Киево-Могилянской коллегии, ученый архимандрит Иннокентий (Гизель), Святитель Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский, первый ректор Киевского университета Св. Владимира проф. М. Максимович и другие, ссылаясь на летописные свидетельства и церковно-народные предания, также утверждали, что Свято-Никольская церковь на Оскольдовой могиле возведена была св. кн. Ольгой, и что изначальное «Олжин двор» со временем переписчиками летописей ошибочно стало писаться как «Олмин двор».

По этому поводу дореволюционный богослов и церковный историк прот. П. Троцкий пишет: «у преп. Нестора летописца об этом ясно не говорится, но неясное в этом случае его сказание определяется древнейшим преданием, сохраненным в исторических памятниках. По этому преданию, строительницею древнейшей аскольдо-могиленской церкви была именно блаженная княжна Ольга. Что же касается до упоминаемого в сказании преп. Нестора летописца двора Ольмина; то самое простое соображение должно привести каждого к тому убеждению, что это был двор Олжин, - а слово Ольмин - в летописи простая описка древних переписчиков... Такое мнение тем более вероятно, что буквы М и Ж в древнем уставном письме были довольно сходны между собою».

Из летописей известно, что уже в 971 году, после кончины св. блаж кн. Ольги, церковь Св. Николая на Оскольдовой могиле была разрушена при кн. Святославе Игоревиче, правление которого ознаменовалось жестокой языческой реакцией, преследованием христиан и уничтожением церквей. Лишь в 990 году при св. кн. Владимире Великом на Оскольдовой могиле был опять отстроен деревянный православный храм в честь Св. Николая. Тогда же, по преданию, останки св. блаж. кн. Ольги были перенесены из Свято-Никольской церкви на Оскольдовой могиле в новопостроенную кафедральную Десятинную церковь Пресвятой Богородицы.

Около 1036 года при Свято-Николаевской церкви на Оскольдовой могиле был учрежден православный женский монастырь, в котором подвизалась мать св. преп. Феодосия, одного из основоположников Киево-Печерской обители. Здесь она приняла постриг и благословение на несение послушания в Никольском монастыре от св. преп. Антония Печерского (см. Киево-Печерский Патерик, Киевский Синопсис, Paterikon С.Косова и др.). В XI в. Никольский монастырь получал Уставные грамоты от Великого князя Киевского Ярослава Мудрого и кн. Изяслава Ярославича. Известно, что жена кн. Изяслава - дочь польского короля Мешка II Ламберта Гертруда-Олисава (Елизавета) также опекала монастырь. В 1096 году монастырь на Оскольдовой могиле сильно пострадал от набега половцев, однако был восстановлен сыном Владимира Мономаха - святым благоверным Великим князем Киевским Мстиславом Владимировичем (1076-1132). Существует предание, связанное с одним событием из жизни св. благоверного князя Мстислава Киевского, произошедшим в 1113 году. Возвращаясь поздней порой с охоты, князь заблудился в дремучем лесу, который покрывал собой местность современного Печерска и Оскольдова урочища. Ища дорогу, князь неожиданно увидел яркий свет, исходящий от образа Cвятого Николая, который содержался на высоком пне, как раз возле той же дороги. В память о таком чудесном видении он в 1115 году «перестроил обитель Пустынно-Никольскую многим деревянным зданием». С тех пор и до самого ХХ ст. православный Свято-Николаевский монастырь являлся уже мужской обителью, которая известна под названием Киевского Свято-Николаевского Пустынского монастыря. Эту обитель называли еще Слупской или Столбовой. Последнее наименование, вероятно, связано с тем, что на месте приключения, которое произошло со св. благоверным Великим князем Мстиславом Киевским, по его распоряжению была поставлена столбоподобная часовня (слуп) с образом Cвятого Николая, которая указывала направление движения к обители на Оскольдовой могиле.

Из летописей известно, что в XII в. в Оскольдовом (Угорском) урочище, кроме Пустынно-Никольского монастыря, располагался загородный княжий двор и фортификационное сооружение - Угорские ворота. Тогда же здесь располагалась и резиденция киевского князя Изяслава Мстиславича.

По некоторым данным, в 1174 году князь Андрей Боголюбский приписал Свято-Николаевский Пустынский монастырь на Оскольдовой могиле к Киево-Печерской обители. Правда, большинство современных исследователей признают грамоты, данные Андреем Боголюбским Печерскому монастырю, более поздними фальсификатами. Так или иначе, но, по замечанию историка обители прот. П. Троцкого, «эта зависимость никогда не доходила до такой степени, чтобы один монастырь слился с другим... Он даже самостоятельно располагал своими владениями, несмотря на то, что, по смыслу завещания Боголюбского, его владения должны были слиться с владениями Печерского монастыря».

По словам дореволюционного историка Киева М. Захарченко, Пустынно-Никольский монастырь на Оскольдовой могиле «в 1240 г. был разграблен, наравне с другими церквями, Батыевыми полчищами». О разорении обители от татар сообщает и прот. П. Троцкий. Возобновленный после разрушения, причиненного татаро-монгольскими ордами, монастырь в XV веке опять грабился татарами.

Существование монастыря с древнейших времен в урочище Оскольдовой могилы подтверждает и тот факт, что в 1853 г. строители здесь обнаружили древние пещеры, которые многими историками датируются еще IX веком, т.е. временем правления кн. Оскольда. Эти пещеры располагались приблизительно на 160 метров южнее от Цепного моста, на высоте около 50 метров над уровнем реки. Длина одного из пещерных коридоров составляла 16 метров, высота - 2 метра, ширина - 1 метр.

В пяти шагах от входа с левой стороны была обнаружена пещерная монашеская келия с лежанкой, где было выявлено нацарапанное на стене изображение святого и древнерусские надписи. В 11 метрах от входа в пещеры, с правой стороны пещерного коридора, шел ход наверх. Восемь ступенек вели в другой коридор, длиной 25 метров, расположенный перпендикулярно к нижней пещере. Южный край коридора заканчивался завалом, и здесь была обнаружена ниша с древними надписями. С северной стороны коридор заканчивался пещерной монашеской келией с лежанкой, на полу находилась полуистлевшая дощечка с вырезанной надписью. Палеограф И. Срезневский датировал обнаруженные надписи не позднее XI-XII вв., хотя некоторые историки предполагают, что они более раннего происхождения. Не исключено, что обнаруженные в 1853 г. пещерные лабиринты, пережившие не один набег монголо-татар, являются лишь частью крупного подземного комплекса Пустынно-Николаевского монастыря, оставшегося сокрытым от человеческого взора в результате обвалов и разрушений XII-XIII вв.

Как отмечает прот. П. Троцкий, «в древнейший период жизни Пустынно-Никольского монастыря, тут, как и в Киево-Печерской лавре, процветало строгое подвижничество. Вероятно даже, что Пустынно-Никольский монастырь в это время был избранным местом высоких подвигов для некоторых из иноков. На это предположение наводит нас, во-первых, название монастыря пустынским - пустынным - и, во-вторых, до сих пор совершаемый только в одном Никольском монастыре из всех киевских известный обряд накануне великого поста... Не указывает ли этот обряд на то, что когда-то и здесь иноки, по примеру древних восточных обителей, простившись друг с другом в вечер накануне великого поста, потом на все время поста расходились по близлежащим пустыням для больших уединенных подвигов, как это делал (припомним здесь) и преподобный Феодосий Печерский. Открытые вблизи Никольского монастыря, при устройстве Николаевской дороги к мосту, давние пещеры, кажется, еще больше подтверждают наше мнение. Но, как бы ни было, а Пустынно-Никольский монастырь теперь не мог резко отставать от соседнего печерского монастыря по жизни своих иноков. Живя духом и жизнию Печерского монастыря, Никольский монастырь теперь, без сомнения, разделял и его горе: в смутное для Киева время, без сомнения, и он столько же терпел, сколько терпела Киево-Печерская лавра».

Претерпев, как и Киево-Печерская обитель, трагические разрушения от нашествия монголо-татарских завоевателей в XIII в., с кон. XIV в. Киевский Свято-Николаевский Пустынский монастырь на Оскольдовой могиле переживает новый период расцвета, некоторое время даже соперничая по значимости с Киево-Печерским монастырем.

Примечательно, что в 1481 г. Константинопольский патриарх Максим выдал грамоту, в которой, наряду с Киево-Печерской лаврой, он охранял Пустынно-Никольский монастырь и его имущество от притязаний Киевских митрополитов.

По утверждению историка проф. Владимира Антоновича (1834-1908), Киевский Пустынно-Николаевский монастирь с нач. XV века «быстро возрастает и пользуется особенной любовью князей, воевод и земян Киевской земли. И великие князья Казимир и Александр, и киевские православные воеводы Юрий Монтовтович и Андрей Немирович, и все почти знатные земянские роды Киевской земли - князья Глинские, Дашковичи, Тышковичи, Полозовичи, Горностаи, Лозки и т.д. - наперерыв отказывают в пользу этого монастыря имения, земли, угодия, села и разного рода имущество. Он владеет поместьями во всех поветах Киевского княжества и занимает после Киево-Печерской обители первое место как по богатству, так и по уважению к нему киевлян» Таким образом, обитель стала одним из крупных духовных центров Православия.

Киевский Пустынно-Николаевский монастырь на Оскольдовой могиле, XVII ст.Киевский Пустынно-Николаевский монастырь на Оскольдовой могиле, XVII ст.Подтверждая вышеуказанные факты, дореволюционный историк Киева М.Захарченко отмечает: «С кон. XV ст. начинается целый ряд документальных известий об этом монастыре - дарственных записей, жалованных и подтвердительных грамот князей, воевод киевских и королей польских. Все эти документы свидетельствуют о благочестивом усердии к этому монастырю в XVI в., выразившемся материальным обезпечением его посредством поземельных и других угодий». Так известно, что в 1489 г. великий литовский князь и польский король Казимир IV даровал обители село Княжичи за Днепром и озеро Приднепровское. «В 1508 году 4 июля воевода Киевский, державца Черниговский и Любечский, Юрий Михайлович Монтовтович, своею записью, по просьбе старцев монастыря святого Николы Пустынского надал этому монастырю озеро на имя Долобеск». Утверждал за монастырем владения и король Сигизмунд І в 1510, 1514, 1536 и другие годы. Приобретя на Левобережьи огромные земельные угодья, обитель за них неоднократно спорила даже с такими влиятельнейшими польскими магнатами, как Вишневецкие и Даниловичи.

В этот период описание Пустынно-Николаевского монастыря и Николаевской церкви на Оскольдовой могиле при нем встречается у Павла Алеппского, Гийома Левассера де Боплана, Афанасия Кальнофойского, позже у Максима Берлинского, Ивана Фундуклея и других.

В конце XVI века монастырь постигли новые испытания - при вмешательстве польско-католических властей он был на короткое время захвачен униатами. Как сообщает историк Киева М.Захарченко: «Униаты, захватив его, не только разграбили имущество, но даже лишили его священных сосудов и церковных книг». О разорении после унии обители и церкви на Оскольдовой могиле сообщает и прот. П.Троцкий. Однако при участии запорожских казаков монастырь вскоре был возвращен Православной Церкви. С этого времени обитель на Оскольдовой могиле поддерживает очень тесные связи с Запорожской Сечью, духовно окормляя казачество и наставляя его на оборону отеческой православной веры. Киевский Свято-Николаевский Пустынский монастырь на Оскольдовой могиле очень скоро становится особо почитаемой казачеством святыней и духовным центром наравне с Киево-Печерской Лаврой. Первыми покровителями монастыря выступили запорожские гетманы Самийло Кишка и Гаврила Крутневич. А со времен гетмана Петра Сагайдачного, подпольно восстановившего православную иерархию на Украине, монастырь находился под особым покровительством гетманов и Запорожской Сечи. Источники свидетельствуют, что в 1633 г. погромщик казачества и гонитель православия князь Ярема Вишневецкий подавал даже иск на игумена монастыря за нападение его подданных вместе с запорожцами на его владения. Из-за тесных связей с Запорожской Сечью в 1638 г. обитель чуть было не оказалась на грани ликвидации поляками, однако ее удалось отстоять, в связи с чем в 1641 г. польский король Владислав IV вынужден был издать особую грамоту о подтверждении его прав. Позже, начиная с Богдана Хмельницкого практически от всех украинских гетманов обитель получала универсалы и грамоты на владения. Один из них, по благословению Митрополита Киевского, Галицкого и всея Малыя Руси Варлаама (Ясинского) и при игумене этой обители о. Иоасафе (Кроковском), на протяжении 1690-1696 годов собственными средствами построил на горе над Оскольдо-Николаевской церковью по проекту архитектора Иосифа Старцева большой каменный 5-банный крестово-купольный собор в стиле украинского барокко, также названный в честь Св. Николая.

Свято-Николаевский собор (*Большой Николай*), XIX ст.Этот храм стал соборным для монастыря. В кельи вокруг него переселилась большая часть братии из территории на Оскольдовой могиле, а под горой осталось монастырское кладбище с деревянной Оскольдо-Николаевской церковью (ее описание сохранилось у Павла Алеппского и Афанасия Кальнофойского), которая из главной превратилась в кладбищенскую. Одновременно с Николаевским собором была сооружена новая кирпичная Трапезная Никольского монастыря с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы при ней, которые были близки по стилю архитектуре нового собора. Рядом с собором была построена трехэтажная каменная колокольня с церковью во имя Успения Божией Матери. «Прежний же монастырь с настоящею деревянною церковью долгое время слыл под именем ветхого монастыря».

«В ведении Пустынно-Никольского монастыря издавна находилась часовня, стоявшая на краю монастырской земли, над Крещатицким источником, там, где по преданию, Почайна впадала в Днепр и где происходило крещение киевлян или сыновей св. Владимира. Здесь издавна стояла деревянная каплица, которая с согласия Пустынно-Никольского монастыря была возобновлена в 1780 г.».

Свято-Никольский Пустынский монастырь имел крупную библиотеку древних рукописей. К сер. XVIII в. она насчитывала более 840 томов. Кроме того, действовала при нем на Оскольдовой могиле и монастырская школа. Как сообщается в «Историческом описании Киевского Пустынны-Никольского монастыря», «Пустынно-Никольский монастырь издревле был известен как приют и разсадник просвещения. Здесь часто находили себе убежище лица, известные своими заслугами духовному просвещению. Многие из древних настоятелей обители также славились ученостью или же покровительством просвещению. С давних времен была открыта при монастыре и школа. Указания на ее существование имеем уже в половине XVIII в. Школа эта находилась на Аскольдовой Могиле. О ней особенно заботился настоятель монастыря архимандрит Ириней (Фальковский). В 1844 г. в ней обучалось до 25 мальчиков. В настоящее время (1902 г. - прим.) при монастыре существует церковно-приходская школа, содержимая им на свои средства». Кроме того, как сообщает прот. П.Троцкий, «в числе братии обители несколько лет жил тут иеромонах Иаков Блонецкий, трудившийся над составлением трех язычного словаря и славянской грамматики... В Никольском монастыре находились даже между иеродиаконами такие лица, которые способны были занимать учительские места в Киевской Академии. В 1754 г. митрополит Киевский Тимофей Щербацкий прислал в Никольский монастырь иеродиакона Антиохийского Иннокентия Збострицкого с тем, чтобы его тут обучали славянскому и латинскому языкам».

Среди выдающихся настоятелей Пустынно-Никольского монастыря стоит упомянуть игум. Германа (Тишкевича), игум. Исаию (Трофимовича-Козловского), игум. Иннокентия (Гизеля), игум. Алексия (Тур), игум. Варлаама (Ясинского), игум. Антония (Радивиловского), игум. Иоасафа (Кроковского), игум. Стефана (Яворского), архим. Иосифа (Волчанского), архим. Самуила (Миславского), архим. Епифания (Могилянского), архим. Иринея (Фальковского), архим. Антония (Амфитеатрова), архим. Иоаникия (Руднева), архим. Феоктиста (Попова), еп. Сильвестра (Малеванского) и других. Многие из них впоследствии стали епископами, архиепископами и митрополитами, а вл. Стефан (Яворский) - местоблюстителем Московского патриаршего престола. Отдельно стоит упомянуть о игум. Иоасафе (Кроковском). При нем в обители был построен «Большой Николай». Одновременно с настоятельством в Пустынно-Никольском монастыре о. Иоасаф исполнял обязанности ректора Киево-Могилянской коллегии, в 1708 г. стал митрополитом Киевским, Галицким и всея Малыя Руси, однако в 1718 г. был арестован по приказу Петра I: обвинялся в подготовке заговора на стороне царевича Алексея, загадочно скончался после ареста (ходили слухи, что был отравлен) 1 июля 1718 г.

До 1732 г. обитель управлялась игуменами, а с этого года - архимандритами, о чем по представлению митр. Рафаила (Заборовского) «в силу высочайшего повеления последовал из Святейшего Синода указ». В 1766 г. монастырь отнесен к числу первоклассных.

Киевский Пустынно-Николаевский монастырь (колокольня и собор), XIX ст.В начале XVIII века на средства киевского губернатора князя Дмитрия Голицына на территории обители построена также каменная, так называемая Столбовая, церковь, в память о том, что много веков ранее в месте, где воздвигнут храм, стоял каменный столб, на котором помещалась икона святителя Николая. Согласно описанию М.Берлинского, эта церковь располагалась «по левую сторону в особливом монастырском подворье». В новопостроенной церкви была помещена древняя икона Св.Николая, «перенесенная, по преданию, сюда из древней Аскольдовой церкви, в коей она была наместною». По завершении ее строительства, храм, построенный ранее, стали называть «Большим Николаем», а этот - «Малым Николаем». В 1732 г. Митрополит Рафаил (Заборовский) разделил «Малого Николая» и «Большого Николая» на два отдельных монастыря. С 1831 года «Большой Николай» становится Никольским Военным собором, тогда же весь монашеский штат перевели в «Малый Николай». Большой же Николай стал храмом-памятником отечественной военной славы. Здесь служили молебны в память о воинах, погибших «За веру и Отечество», а в дни военных побед сюда приходили отслужить панихиду и поставить свечу за упокой душ павших воинов.

В этот период обитель имеет и печальные страницы своей истории: после Андрусовского перемирия между Москвой и Польшей, разделивших Украину по Днепру на Левобережную и Правобережную части, монастырь потерял все свои владения на Правобережьи, отошедшем по договору 1667 года к Польше. Особо сильной оказалась утрата подчинявшегося обители правобережного Овручско-Заручайского монастыря, предательски перешедшего на сторону унии. Польские короли Ян Собесский и Август II своими грамотами в пользу этого униатского монастыря насильно изымали на Правобережьи земли, владения и имущество Пустынно-Никольского монастыря, передавая их униатам. Так польско-католические власти мстили Пустынно-Никольскому монастырю за то, что обитель долгое время являлась духовным центром сопротивления унии и покровительствовала запорожскому казачеству, благославляя его на восстания и борьбу за отеческую православную веру.

Серьезно пострадал Пустынно-Никольский монастырь в период 1785-1787 гг. и от антиправославных указов императрицы-немки Екатерины II, предписавшей секуляризацию и отобрание монастырских имений в пользу государства. Среди прочего, в 1876 г. подчинявшийся Киевскому монастырю казацкий Пивигородско-Никольский монастырь на Миргородщине, который управлял всеми левобережными маетками Киевского Пустынского монастыря, был ликвидирован. Немало претерпела обитель на Оскольдовой могиле и из-за сильных пожаров в Киеве в 1811 и 1827 гг.. Чуть было не оказался монастырь на грани закрытия и при строительстве в Киеве в XIX в. новых городских крепостных укрпеплений. Однако обитель, хоть и с потерями, все же удалось отстоять.

Свято-Никольская церковь на Оскольдовой могиле, 1846 г.В 1810 г. по проекту главного архитектора Киева - А. Меленского на Оскольдовой могиле вместо ветхой, деревянной, была построена новая, в греческом стиле каменная церковь-ротонда на два яруса и престол в стиле ампир с усыпальницей под ней. Возвели церковь на средства воронежского городского головы и купца Самуила Мещерякова. Как сообщал в письме к киевскому митрополиту Серапиону от 16 июля 1809 г. С. Мещеряков, обосновывая необходимость постройки новой, каменной церкви: «...на Аскольдовой могиле при деревянной церкви Св.Николая, которая от долговременности пришла в чрезвычайную гнилость и покривилась к падению, по коем опасности иконное писание и престол Святый вынесены».

Торжественная закладка новой церкви состоялась 1 сентября (ст.ст.) 1809 г.: «Заложися святая церковь во имя святителя и чудотворца Николая на Аскольдовой могиле, на месте старого Киево-Пустынно-Николаевского монастыря на земле и ныне самому монастырю принадлежащей, там где была церковь деревянная того монастыря устроена блаженною Ольгу великою княгинею российскою, иждивением воронежского первой гильдии купца Самуила Никитича Мещерякова и частично других доброхотных дателей при настоятеле Киево-Пустынно-Николаевского монастыря архимандрите Киприане Островском лета от создания мира 7317 от рождества же Христова 1809 года месяцы сентембрия в первый день».

Строилась церковь ровно год и была освящена 1 сентября (ст.ст.) 1810 года. Внутри церкви, в полуподвальной крипте было предусмотрено 77 мест для склепов: 24 склепа внизу, 28 склепов в средине церкви и 25 - вверху между колоннами. Росписи в Свято-Николаевской церкви на Оскольдовой могиле осуществил иконописец И.Белецкий.

В 1847 г. Свято-Николаевскую церковь на Оскольдовой могиле вместе с кладбищем местные власти хотели снести, поскольку из-за расширения Новой Печерской крепости они «мешали» устройству новых крепостных стен, а кроме того, церковь пребывала в аварийном состоянии из-за оползней склона.

Спас от варварского уничтожения Оскольдову могилу и Свято-Николаевскую церковь на ней вовремя вмешавшийся император Николай I. 10 сентября 1847 г. он лично посетил храм на Оскольдовой могиле, помянув чтимого им одноименного князя-мученика. Если бы не вмешательство императора Николая I, великая святыня и само ее месторасположение могли быть навсегда утрачены для потомков.

В связи с этим событием на Свято-Николаевской церкви была установлена мемориальная бронзовая доска с надписью следующего содержания: "Блаженной памяти Государь Император Николай Павлович в 1847 году сентября 10 дня благосоизволил посетить церковь на Аскольдовой могиле и на донесение инженеров произвести сломку церкви, получившей трещину от осунувшегося с одного бока кургана, изволил ответить: "Ничуть падением не грозит: немного нужно поправки, и церковь должна существовать".

После этого церковь на Оскольдовой могиле отреставрировали и расписали заново, а в 1861 году восстановленное кладбище обнесли каменным ограждением с воротами, над которыми была построена колокольня. Также был построен каменный дом настоятеля.

Памятник императору Николаю I в Киеве, нач. ХХ ст.Памятник императору Николаю I в Киеве, нач. ХХ ст.Почитая Киев и его святыни, император Николай I отмечал: «Киев - колыбель Святой веры наших предков и вместе с сим - первый свидетель их гражданской самобытности». Помимо Свято-Николаевской церкви на Оскольдовой могиле, по поручению императора Николая I был отреставрирован Свято-Николаевский Военный собор («Большой Николай»), построена новая Печерская крепость с Никольскими воротами (по названию Никольского монастыря), а также построен один из самых длинных во всей Европе Свято-Николаевский железнодорожный мост через Днепр [18 сентября 1941 года, при отступлении из Киева, по приказу советского командования мост был взорван - С.Ш.]. В свое время этот мост соединял Киев от Оскольдо-Николаевского урочища с левым берегом Днепра, где располагалась Никольская слобода (ныне Левобережный массив Киева), входившая с 1508 г. в состав землевладений Никольско-Пустынского монастыря и где также располагалась Свято-Николаевская церковь. Все эти историко-архитектурные объекты находились неподалеку от Оскольдо-Николаевской могилы и так или иначе были связаны с ее названием.

В 1853 г. во время прокладывания Николаевского (его еще называли Панкратиевским) спуска у Оскольдовой могилы были обнаружены древние христианские пещерные лабиринты с надписями XI-XII вв. Многие историки датировали эти пещеры IX веком, т.е. временем правления кн. Оскольда-Николая. К сожалению, после раскопок вход в пещеры был засыпан, место расположения древних Оскольдовых пещер было утрачено.

В 1865-67 гг. по инициативе киевского генерал-губернатора И.Васильчикова между Свято-Николаевским цепным мостом и Николаевским спуском, ведущим к Оскольдовой могиле, была возведена кирпичная, на гранитном цоколе часовня Св.Николая. Высота ее до среднего креста составляла 6 саженей, 10 аршин (ок. 70 м), 5 бань, все покрыты золотом. В 1935 г. часовня уничтожена коммунистами.

Свято-Николаевский мост через Днепр, нач. ХХ ст.В 1866 году с благословения Святейшего Синода в Российской империи отмечалось Тысячелетие христианства на Руси, получившего свое первоначальное распространение со времен кн. Оскольда в IX веке. В честь этого события в мае 1866 г. к каменной ограде Свято-Никольского храма на Оскольдовой могиле по благословению Митрополита Киевского и Галицкого Арсения была прибита памятная бронзовая доска, а также при многочисленном стечении народа «на погосте Оскольдо-Николаевской церкви была отслужена панихида о упокоении перваго русскаго христианского князя Оскольда, нареченнаго в крещении Николаем».

До самой богоборческой революции православными киевлянами с собором духовенства 2/15 июля к Оскольдовой могиле ежегодно совершались крестные ходы. А 9/22 мая считался храмовым праздником.

Особо почитал Оскольдову могилу Св. Прав. Иоанн Кроншдатский, посещавший ее во время пребывания в Киеве и почитавший князя Оскольда-Николая первым христианским мучеником Руси.

В 1881-1882 гг. церковь Святого Николая на Оскольдовой могиле с одобрения императора Александра II, почитавшего Киев «Иерусалимом земли Русской», была благоукрашена и отреставрирована по проекту Владимира Николаева. В 1893 г. в Никольско-Оскольдовом храме на пожертвования киевлян был произведен новый капитальный ремонт. Внутри установлен привезенный из Италии бело-мраморный иконостас, сделаны новые настенные росписи, выполненные по эскизам художника Виктора Васнецова. Подробно новый интерьер церкви, иконостас, росписи, расположение икон и других церковно-богослужебных предметов описаны в газете «Киевлянинъ» № 184 за 1894 год. Освящение обновленного храма совершил 7 июля 1894 г. митрополит Киевский Иоаникий. В 1901 г. у Оскольдовой могилы по благословению еп. Сильвестра (Малеванского) была построена новая, большая каменная колокольня, возведенная на пожертвования вдовы киевского протоиерея Матфея Поторжинского, похороненного в 1891 г. на Оскольдовой могиле.

С кон. 80-х гг. XIX в. Пустынно-Николаевский монастырь был определен местопребыванием викарных киевских архиереев. С 1898 года наместником монастыря на Оскольдовой могиле являлся выдающийся богослов, духовный писатель и подвижник, ректор Киевской духовной академии и профессор догматики, автор «Опыта православного догматического богословия» Преосвященный Епископ Сильвестр (Малеванский, 1828 - 1908). Согласно его завещанию он был похоронен в 1908 году в крипте Свято-Николаевского храма на Оскольдовой могиле.

Кладбище вокруг Никольской церкви на Оскольдовой могиле, кон. XIX в.Кладбище вокруг Никольской церкви на Оскольдовой могиле, кон. XIX в.Кладбище на Оскольдовой могиле считалось одним из самых престижных и элитарных в Киеве. Здесь завещали хоронить себя священнослужители и аристократы, философы и врачи, писатели и актеры, инженеры и композиторы. Здесь были похоронены Александр Лашкевич и Василий Тарновский, Михаил Юзефович и Александр Дрентельн. Много хоронили здесь военных - ветеранов войны 1812 года с Наполеоном, участников Крымской войны 1853-56 гг., Русско-турецкой войны 1877-79 гг., героев Первой мировой - летчика Петра Нестерова, гусаров Киевского полка и многих других. Всего на Оскольдовой могиле было похоронено более 2-х тысяч известных и выдающихся людей. В годы гражданской войны здесь возникло еще и немало братских захоронений: в марте 1918 г. здесь были похоронены киевские студенты, защищавшие Киев от большевиков под Крутами, позже украинские казаки, также погибшие от большевиков.

В дореволюционные времена кладбище на Оскольдовой могиле было известно далеко за пределами Российской империи. Вот как сравнивали тогда Оскольдову могилу с чешской Славикой: «Ныне на чешском Вышеграде стоит храм и вокруг него кладбище, называемое Славикою, здесь, на горе, подобно Аскольдовой могиле в Киеве, чешский народ хоронит своих славных сынов».

Как описывал в 1888 г. кладбище на Оскольдовой могиле М.Захарченко: «Местность эта отличается замечательною живописностью: над нею высится крутой обрыв; у подножия ея разстилается Днепр и открывается очаровательный вид на Заднепровье; а по средине в густой зелени белеет небольшая круглая, каменная церковь св. Николая: «Вокруг церкви, спускаясь уступами почти до самого Днепра, раскинут огромный цветник, с клумбами тенистых деревьев, прелестных роз и других пахучих цветов. Среди пестрых листьев разноцветных газонов возвышаются великолепные надгробные памятники, большей частью из белого мрамора. Золоченые и высеребренные решетки около памятников, искрятся на солнце, блестят на зеленом фоне растений, на синей лазури днепровских волн, на бледно-розовой дымке алеющего небосклона, как дорогое, золотое кружево». Раскрывающаяся же перед глазами посетителей безпредельная даль за Днепром и быстрое течение последнего непрерывно манят взор к себе и уносят мысли к вечности. Вся Аскольдова могила обведена каменною оградою, в которой со стороны Николаевского спуска устроены в древнем вкусе каменные же ворота и небольшой каменный домик для церковного причта».

Особенно над устроением и благоукрашением кладбища на Оскольдовой могиле потрудился иеромонах Рафаил (Залипаев), занимавший в 1880-х гг. должность смотрителя кладбища. До сер. XIX в. захоронения здесь, как правило, располагались хаотично. Однако отец Рафаил, имея университетское образование и богатый опыт садовода, переоформил кладбище в виде шести террас, устроенных по склону, с удобными дорожками, ступеньками и периллами; создал при кладбище оранжерею для украшения могил цветами.

Немало средств Пустынно-Николаевскому монастырю приходилось тратить на укрепление сползающих грунтов на склоне и - в связи с этим - на укрепление всей горы. В 1916 г. при монастыре была создана даже специальная комиссия для решения вопроса об укреплении склонов урочища Оскольдовой могилы.

Увы, ХХ столетие с его сумасшедшим водоворотом человеческих страстей и падений, не оставили и следа как от трудов многих поколений по благоукрашению и сохранению урочища, так и самого «первого кладбища христианских мучеников» - как называл Оскольдову могилу Св. Прав. Иоанн Кронштадтский.

Разрушение колокольни Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве. 30-е гг.С захватом власти большевиками 31 мая 1919 г. «буржуйское» кладбище было закрыто. Был ликвидирован монастырь, позже закрыта Свято-Николаевская церковь на Оскольдовой могиле, а соборы «Большой Николай» и «Малый Николай» взорваны (на их месте ныне стоят «Дворец пионеров» и гостинница «Салют» с казино, ресторанами и пр.). Церковь на Оскольдовой могиле уцелела чудом.

Известно, что последним настоятелем Свято-Никольского храма на Оскольдовой могиле в 1934 г. был выдающийся православный подвижник и исповедник Катакомбной Церкви прот. Адриан Рымаренко (1893 - 1978). Отец Адриан был духовным сыном оптинских старцев, Анатолия-младшего (Потапова) и, в значительной степени, Нектария (Тихонова), после смерти которого в 1928 г. он как священник читал по нему отходную. Уже после II-й Мировой войны на эмиграции о. Адриан принял монашество с именем Андрей и был рукоположен во Епископа Рокландского Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЦЗ). Там же им был основан Ново-Дивеевский Успенский женский монастир в Спринг-Вэлли (штат Нью-Иорк).

В архиве созданного Вл. Андреем (Рымаренко) Ново-Дивеевского монастыря РПЦЗ в США хранится справка № 971 от 20 мая 1934 г., где указано:

"Справка. Протоиерей Адриан Рымаренко назначается настоятелем Николаевской церкви на Аскольдовой могиле в гор. Киеве".

Как вспоминал князь Д.В. Мышецкий, «о. Адриан буквально "пропадал" в этом храме-памятнике, построенном над могилой князя Оскольда: приезжал туда ранним трамваем, проводил в церкви целый день и только поздно вечером возвращался домой. Храм постепенно, изо дня в день все более наполнялся народом».

Однако возрождение духовной жизни вокруг храма на Оскольдовой могиле, превращение ее в один из важных духовных центров Киева вызвал обезпокоенность со стороны советской безбожной власти. Храм был закрыт, о. Андриан был переведен в Свято-Пантелеймоновскую церковь на Куренёвке, однако вскоре вынужден был перейти на нелегальное положение и служить тайно по домам верующих. Примкнув к Катакомбной Церкви, о. Андриан организовал в Киеве тайный домашний храм, где и служил нелегально вплоть до начала II-й Міровой войны, скрываясь на квартирах своих духовных чад и постоянно подвергаясь угрозе ареста. Таким был облик последнего истинно-православного настоятеля Свято-Никольского храма на Оскольдовой могиле.

7 августа 1934 г. киевский горсовет создал комиссию под председательством Гинзбурга и в составе членов Гальперина, Лозинского, Медведовского и Покровского, чтобы окончательно решить судьбу почитаемого православными «первого кладбища христианских мучеников».

Сохранился документ тех лет - приказ комиссара образования УССР В.Затонского представителю Киевского горсовета Гинзбургу, где, в частности, говорилось: «Как мы с вами условились, Аскольдову могилу необходимо как кладбище ликвидировать, церковь закрыть. Надгробные памятники использовать как материал для строений и оформления парков... Желательно, чтобы мрамор в больших кусках был использован как материал для скульптур».

23 декабря 1934 г. Президиум Киевского горсовета постановил: «Согласно с актом комиссии, которая по поручению Наркомобразования обследовала кладбище Аскольдова могила, а также согласно с выводами, отмеченными в письме наркома образования т.Затонского - Аскольдову могилу как кладбище ликвидировать. Церковь, что есть на этом кладбище, закрыть. Надгробные памятники использовать как материал, передав его отделу коммунального хозяйства».

Очевидцы вспоминают, как на Оскольдовой могиле стояли тогда камнедробилки и дробили надгробья... Подобного вандализма и святотатства это святое место еще не знало за всю свою более чем тысячелетнюю историю. Осквернены были и склепы в крипте церкви на Оскольдовой могиле: захоронения были разорены, а останки выброшены из могил. Уничтожен был и саркофаг кн. Оскольда, хранившийся в крипте. Подобное надругательство богоборцев, похоже, носило откровенный ритуальный характер. Тогда же металлические части кладбищенских ограждений пустили на металлолом, склепы и надгробия были утилизированы - часть камня передали как натуру Художественному институту для создания бюстов вождей богоборческой революции, часть в качестве материала для оформления бордюров центральных улиц Киева. Лишь единичные захоронения были перенесены на другие кладбища. Тогда же были взорваны соборы «Большой» и «Малый» Николай, другие монастырские сооружения (ныне на их месте размещаются «Дворец пионеров», гостиница и ресторан-казино под названием «Салют»).

По приказу советских властей на месте уничтоженного кладбища на Оскольдовой могиле был разбит развлекательный парк. Православное кладбище должно было стать амфитеатром, откуда зрители могли бы наблюдать за представлениями на Днепре.

В 1936 году по указанию советских властей Свято-Николаевскую церковь на Оскольдовой могиле перестроили под ресторан, где безбожники в стенах православной святыни на могиле первого киево-русского христианского мученика предавались увеселениям и разврату. Одна из величайших православных святынь Киевской Руси в очередной раз была отдана на ритуальное поругание и осквернение. Позже, в 1938 году ресторан в храме на Оскольдовой могиле переделали в парковый павильон для отдыха, надстроив вместо бани сквозную ионийскую колоннаду. Тогда же была снесена и колокольня начала ХХ в., дом настоятеля и каменный забор 60-х гг. ХІХ ст.

В последний раз Оскольдова могила использовалась как кладбище в годы немецкой оккупации. Здесь было расположено кладбище немецких офицеров и солдат, которых хоронили четкими рядами под одинаковыми деревянными крестами. Эти захоронения были уничтожены после прихода Советских войск. В 1943 году здесь были похоронены советские солдаты, погибшие при взятии Киева, прах которых позже перенесли в парк Славы. После этого здесь был вновь обустроен парк. В 80-е гг. ХХ в. помещение бывш. Свято-Николаевской церкви на Оскольдовой могиле использовалось в качестве выставочного художественного павильона.

В 1992 г. Свято-Николаевская церковь на Оскольдовой могиле постсоветскими властями Киева была предоставлена в бесплатное пользование на условиях охранного договора униатской общине УГКЦ на том основании, что в кон. XVI в. храмом незначительное время владели униаты. Так одна из величайших святынь Киевской Руси, после длительного запустения, стала одним из храмов греко-католиков Киева. Этот факт существенно повлиял на то, что с падением богоборческого коммунизма и возрождением православных традиций и святынь в нач. 90-х гг. ХХ ст., почитание князя-мученика Оскольда-Николая среди православного населения Киева не смогло получить должного восстановления, несмотря на то, что еще в кон. XIX - нач. ХХ вв. такое почитание было широко распространено именно среди православных. По словам одного из священников УПЦ (МП), «вопрос канонизации кн. Аскольда затрудняется, поскольку могила его находится в руках греко-католиков и православным закрыт к ней доступ для всеобщего почитания. Если бы она оставалась у православных, или хотя бы в церкви на Аскольдовой могиле практиковались поочередные богослужения с участием православных, то Аскольд, при условии народного почитания, мог бы быть прославлен Православной Церковью на- ряду с князем Ярославом Мудрым и адмиралом Феодором Ушаковым» (Частная беседа со священником УПЦ (МП) о.Анатолием Т.).

С другой стороны, использование Свято-Николаевской церкви на Оскольдовой могиле общиной УГКЦ способствовало установлению почитания кн. Оскольда среди греко-католиков, чего не было ни в кон. XIX - нач. ХХ вв., ни ранее. В подземной крипте под Свято-Николаевской церковью ныне обустроена крипта-часовня в память о кн. Оскольде, где греко-католическое духовенство служит молебны по кн. Оскольду как христианскому мученику. 23 июня 2001 г. здесь побывал римский понтифик Иоанн Павел II во время своего посещения Украины, также почтивший память князя Оскольда.

Никольская церковь на Оскольдовой могиле, современный видКрипта-часовня, где еще до революции хранился саркофаг кн. Оскольда, ежедневно открыта для всеобщего посещения как греко-католиками, так и православными. Отдельный вход в нее обустроен с уличной стороны, что позволяет православным посещать часовню, не заходя при этом в греко-католический храм. Православным разрешается не только посещать крипту, но и совершать здесь молебны. Известны случаи, когда православные в перерывах между греко-католическими богослужениями все же посещают Оскольдову могилу, чтя память князя-мученика, погребенного здесь. Очевидцы рассказывают, что даже монахини Флоровского монастыря приводили на Оскольдову могилу детей-инвалидов и, когда там не было греко-католических служб, читали молитвы, после которых дети получали исцеления.

Мы сознательно так подробно остановились на истории Свято-Николаевской церкви на Оскольдовой могиле, дабы было легче понять ее важное духовное значение в истории Святой Руси. Ведь ее история как бы символизирует периоды взлетов и падений нашего православного Отечества, созидания и осквернения его святынь, а затем, верим, и нового их возрождения...

Сергей Шумило, г. Киев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Шумило
Все статьи Сергей Шумило
Последние комментарии
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 16:41
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 15:38