Государева Гефсимания

Царское Село и Семейство Августейших Страстотерпцев

0
214
Время на чтение 5 минут

Царское Село стало одной из загородных Императорских резиденцией еще в первой половине восемнадцатого столетия. Императрица Елизавета Петровна в Мае 1747 года самолично участвовала в трехдневном Крестном Ходе из Санкт-Петербурга с Царской иконой Божией Матери «Знаменская» к новому Царскосельскому Знаменскому храму. Древний чудотворный византийский образ был благословением Святителя Афанасия Пателария, Патриарха Царьградского, Царю Алексию Михайловичу и почитался в Царской Династии как величайшая Семейная Святыня. Известно, что этой Святыней дорожил Царь Петр Алексеевич и старался не расставаться с иконой во время Своих многочисленных державных путешествий и воинских походов. Сия Знаменская икона духовно прославила Своим пребыванием Царское Село и стала именоваться в месяцесловах «Царскосельской».

В начале ХХ века Царское Село и его окрестности явили себя местом жизненного и исповеднического подвига Святого Царя Мученика Николая Александровича и всего Августейшего Семейства Страстотерпцев. Царская Семья с середины 1905 года стала постоянно проживать в Александровском дворце Царского Села, построенном еще в 1792-1796 годах повелением Императрицы Екатерины Великой для Своего Внука Великого Князя Александра Павловича выдающимся итальянским зодчим Дж. Кваренги.

К 1906 году для Царской Семьи в правом флигеле дворца было переоборудовано десять покоев - для рабочего кабинета Государя, большого кабинета-библиотеки, столовой, гостиной и спален. На протяжении 11 лет Царское Село стало одним из любимейших мест пребывания Августейших Страстотерпцев.

До той поры на протяжении более полувека в Императорской резиденции не велось большого строительства. Постройки дворцово-парковых сооружений первой половины девятнадцатого века отличались усадебной прихотливостью - тут были и «египетские» ворота, и деревенька в «китайском» вкусе, и различные имитации «римских» или «средневековых» руин.

Увлеченный древнерусским духовным и культурным наследием Государь Император Николай Александрович решил создать здесь целый комплекс из зданий в духе русских градостроительных традиций. Главным сооружением этого комплекса явился Феодоровский Государев собор в честь иконы Божией Матери «Феодоровская». Собор стал одновременно и полковым храмом Императорского Конвоя, и домовой церковью Царской Семьи.

Возле собора был выстроен Фёдоровский городок (архитектор С.С.Кричинский), окруженный декоративной крепостной стеной с башнями и затейливыми воротами, домами для клира и церковнослужителей, а также праздничной трапезной, где Царская Семья христосовалась со всеми чинами Конвоя, Императорского Сводного Полка и разговлялась со Своими подданными. Неподалеку от городка располагались полковые казармы, орденская палата Георгиевских кавалеров, госпиталь имени Царевен Марии и Анастасии, Царский вокзал и некоторые другие сооружения в древнерусском же стиле.

Царь Сам отмерял шагами место устройства будущего собора на окраине Александровского парка, как раз посередине между Александровским дворцом и казармами Сводного полка и Конвоя. В самой идее создания нового русского архитектурного комплекса отобразилось стремление Царя-Мученика иметь зодческий образ Святой Руси возле «классического» Санкт-Петербурга. В обсуждении замысла нового Царскосельского комплекса принимали участие выдающиеся знатоки русской старины того времени - академик В.М.Васнецов, князь А.А.Ширинский-Шихматов, князь М.С.Путятин, профессор Н.В.Покровский, граф А.А.Бобринский, А.В.Прахов, А.В.Щусев и другие. Из этой группы единомышленников, понимавших и разделявших духовные интересы Царя, уже после завершения строительства в 1915 году возникло Императорское Общество возрождения художественной Руси.

Строительство Феодоровского собора началось с торжественной закладки 20 Августа / 2 Сентября 1909 года, которую освящал Святитель Феофан (Быстров), тогда Епископ Ямбургский. Вскоре уже при создании фундамента собора Государю стало понятно, что первоначальный масштабный проект академика архитектуры А.Н.Померанцева потребует для исполнения многих затрат и времени: А.Н.Померанцев был учеником К.А.Тона. Но изыскания в истории древнерусского зодчества к той поре выявили гораздо более широкий изобразительный строй, чем тот, которым оперировал К.А.Тон и его последователи. Святой Царь Николай Александрович решил поручить проектирование более скромного храма молодому архитектору В.А.Покровскому. С В.А.Покровским сотрудничал архитектор В.Н.Максимов. За образец был взят Благовещенский собор Московского Кремля в его древнейшем однокупольном виде с использованием мотивов псковско-новгородской архитектуры, более характерной для Русского Севера. Основные средства для постройки предоставили Государь Николай II и Царица Александра Феодоровна, Они постоянно следили за возведением и присутствовали в важнейшие моменты: например, 26 Февраля / 11 Марта 1910 года, когда на собор поднимали кресты, и в том же году 4 / 17 Марта - колокола. Торжественное освящение нового собора состоялось 20 Августа / 2 Сентября 1912 года в присутствии всей Императорской Семьи. В подклети собора был устроен пещерный храм во имя Преподобного Серафима Саровского. Он был освящён 27 Ноября / 10 Декабря 1912 года Священномучеником Серафимом (Чичаговым), в те поры Епископом Кишиневским.

В пещерном храме Император молился в дни постных говений. Император посещал службы в верхнем соборе довольно часто. Как правило, в таких случаях соблюдался этикет: на боковом подъезде Императора с Семьёй встречал храмовый ктитор - лейб-гвардии полковник Д.Н.Ломан, а у входа - дворцовый комендант. Далее Императорская Семья входила через боковую дверь на правый клирос. Дворцовый комендант следовал за Ними и занимал место около клироса, впереди команд казаков и нижних чинов, стоявших во всю ширину собора. Иногда Императрица проходила в отдельную молельню, отделенную от алтаря аркой. Государь Николай II и Члены Его Семьи традиционно присутствовали в Феодоровском соборе перед важными делами.

По указанию Императора Николая II роспись Феодоровского собора должна была быть выполнена по образцам церкви Иоанна Предтечи на Толчках в Ярославле и Воскресенского храма в Ростовском Кремле. Был учреждён специальный комитет под председательством князя А.А.Ширинского-Шихматова в составе ктитора полковника Д.Н.Ломана, графа А.А.Бобринского, В.А.Покровского и других. В связи с этим члены Комитета выезжали в Ярославль и Ростов. Но этим планам не довелось осуществиться, до революции роспись была только начата.

В конце 1916 года настоятелем Феодоровского Государева собора стал протоиерей Афанасий Беляев, который из-за тяжелой болезни духовника Царской Семьи протоиерея Александра Васильева на время пребывания Царской Семьи в Царскосельском заточении до 31 Июля 1917 года стал и духовником Августейших Страстотерпцев.

В этот период о. Афанасий Беляев вел дневник, который спрятал под Престолом Феодоровского Государева собора. Позже рукопись священника оказалась в Центральном архиве октябрьской революции (ныне ГАРФ). Этот дневник является поразительным свидетельством Августейшего смирения и подлинного благочестия всех Членов Семьи Государя Мученика.

Царская Семья глубоко чтила икону Божией Матери Знаменскую-Царскосельскую. Дневник Царевны Ольги Николаевны периода Великой Войны свидетельствует, что ежедневно, когда Августейшие Сестры Милосердия - Государыня Императрица Александра Федоровна, Царевны Ольга и Татиана отправлялись на Свое служение в госпиталь Екатерининского дворца, Они неизменно заходили в Царскосельский Знаменский храм, чтобы приложиться к этой Святыне и получить у Божией Матери благословение на Свой сердобольный труд. 31 Июля 1917 года Знаменская икона была перенесена в Александровский дворец, и о. Афанасий Беляев отслужил перед нею напутственный молебен в присутствии Царской Семьи перед Их Тобольским заточением.

Создание части Царского Села в русском стиле отнюдь нельзя приравнивать к архитектурно-парковым увлечениям и зодческим модам прежних эпох. Последовательные и целенаправленные духовно-державные усилия Святого Царя-Мученика Николая Александровича по возрождению в российском обществе глубокого и многообразного интереса к традициям древнерусского благочестия в церковном искусстве косвенным, но все же явным образом имели свое продолжение в русском историческом искусствоведении советского периода. А когда началось широкое возрождение церковной жизни в конце двадцатого столетия, именно древнерусское духовное творчество стало образцом для большинства современных иконописцев, церковных художников-прикладников, храмовых архитекторов, которые, может быть и неосознанно, являются исполнителями воли и чаяний Святого Императора Страстотерпца.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Болотин
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 1
10.04.2024
Умер Константин Душенов!
Памяти Друга
13.02.2024
Узник Василий Бойко-Великий ведёт борьбу за правду
На этом фронте перемирия не будет
24.01.2024
«Я не знаю: кому и зачем это нужно?»
«Демарш», которого не было
09.01.2024
Историко-идеологическая конференция
«Государь и государство»
20.11.2023
Все статьи Леонид Болотин
Последние комментарии