Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

1150 лет киево-русской эры

Сергей  Шумило, Русская народная линия

01.02.2010


Памяти князя Оскольда Киевского …

От редакции. Эту статью мы получили из Киева. В сопроводительном письме автор, в частности, пишет: «Статья написана как предисловие к готовящейся к изданию книге "О князи Русьтем Осколде" (так называлась глава в Никоновском летописном своде). Стоит отметить, что в 2010 году исполняется знаменательный юбилей в истории нашего Отечества и Церкви - 1150 лет с момента похода на Константинополь в 860 г. князя Оскольда Киевского и принятия им после этого св. православной веры от Св. Патриарха Фотия. Это событие исторической важности предуготовило дальнейшее распространение христианства на Руси и принятие позже Св.Православия св.кн.Ольгой, а позже и ее внуком - св.равноап.кн.Владимиром Великим.

До революции в Российской империи Церковью чтилась память кн.Оскольда Киевского как первого русского христианского князя и мученика за веру Христову, убиенного язычниками. Проведенные мною изыскания в архивах показали, что ежегодно 2 июля ст.ст. к Оскольдовой могиле в Киеве при многочисленном стечении народа совершались крестные ходы, по князю Оскольду (во св.крещении Николай) духовенством служились панихиды и возглашалась "Вечная память!". Более того, в 1866 г. по благословению Святейшего Синода в Российской империи отмечался юбилей Тысячелетия первого Оскольдова Крещения Руси (о чем имеются архивные свидетельства). Особо чтил память кн.Оскольда и Св. Прав. Иоанн Кронштадтский, о чем сохранились воспоминания проф.Сикорского.

К сожалению, после богоборческой революции почитание памяти кн.Оскольда Киевского было утрачено, как и многие другие наши православные традиции. Поэтому никто не помнит и о приближающемся 1150-летнем юбилее первого Оскольдова Крещения Руси.

В честь этого знаменательного юбилея мною подготовлена упомянутая книга, в которой осуществлена попытка проанализировать различные свидетельства о крещении кн.Оскольда, дана подборка высказываний различных историков и иерархов Русской Церкви об этом, собраны факты почитания кн.Оскольда в дореволюционные времена (в т.ч. и о праздновании Тысячелетия Оскольдова Крещения Руси в 1866 г.) и которая могла бы хоть частию поспособствовать возрождению среди православных людей памяти о первом русском православном князе и первом русском православном мученике».

«Князь Аскольд - мученик,

он как бы возобновил апостольскую проповедь

святого Андрея Первозванного»

Архиеп. Митрофан Белоцерковский, управделами УПЦ МП

«Русская линия», 17.07.2006 г.

В 2010 году исполняется 1150 лет с момента похода князя Оскольда Киевского на Константинополь и принятия им после этого («спустя немного») святой православной веры.

Рассуждая об этом историческом событии, академик П. Толочко отмечает: ««Открытие Руси», как об этом писал константинопольский патриарх Фотий, состоялось в 860 г., когда у стен Царьграда - «Второго Рима» - появилась мощная русская эскадра. Осада Константинополя стала своеобразной точкой отсчета русской истории в греческих хрониках. «Повесть временных лет» со ссылкой на «летописанье греческое» отмечает, что с этого времени «начася прозывати Руська земля». Состоялось «дипломатическое признание» Киевской Руси Византией. Между двумя странами, как справедливо полагали А.А. Шахматов, В.В. Мавродин и другие историки, был заключен договор «мира и любви»... Поход русских дружин в 860 г. на Константинополь, несмотря на относительную неудачу, сыграл решающую роль в утверждении международных позиций Киевской Руси. Содействовало этому и принятие господствующей верхушкой Руси христианства».

«Повесть временных лет» так повествует о походе Киевского князя Оскольда на Царьград:

Оскольдово Крещения «Иде Асколдъ и Диръ на Греки и прииде въ 14 лето Михаила царя. Царю же отщедъшю на Агаряны, и дошедшю ему яко Черное реки, весть епархъ посла ему, яко Русь идетъ на Царьградъ. И воротися царь. Си же внутрь Суда вшедъше, много оубииство християномъ створиша, и въ двою сту кораблии Царьградъ оступиша. Царь же одва въ городъ вниде, и съ патриарьхомъ Фотиемъ къ сущии церкви святии въ Лахернех Богородици всю нощь молитву створиша, тако же божественную ризу святыя Богородици съ песнеми изънесше въ реку омочиша, тишине сущи. И морю оукротившюся, абье буря с ветромъ въста, и волнамъ великимъ всътавшимъ засобь, и безбожныхъ Руси корабля смяте, и къ берегу приверже, и изби я, яко малу ихъ отъ таковыя беды избыти, и въ свояси възъвратишася».

Также и в Никоновском летописном своде, донесшем до нас отрывки киевского летописания IX-X вв., находим ценные свидетельства об этом событии:

«Иде Осколдъ и Диръ на Греки. Царемъ же Михаилу и Василию отшедшимъ на Агаряны воевати, и дошедшимъ имъ Черныя реки, посла къ ним епарх, глаголя, яко Русь идетъ на Царьградъ въ двоюсту и множае кораблей. Они же възвратишася, и едва внидоша въ городъ и съ патриархомъ Фотиемъ приходяще къ церкви святей Богородици Влахерну, и изнесше ризу пречистые Богородици съ плачем и съ слезами многими и край ея въ море омочивше. Бе бо тогда море тихо велми, и егда омочиша ризу, и абие възста буря зелна, и разби множество кораблей, и потопи безбожную Русь».

Говоря о поражении, постигшем Оскольдово войско под стенами Константинополя, Никоновская летопись сообщает: «Възвратишася Осколдъ и Диръ отъ Царяграда въ мале дружине, и бысть в Киеве плачь велий».

В другом месте Никоновская летопись, также сообщая о походе князя Оскольда на Константинополь, отмечает уже и факт крещения киевского князя и русской дружины:

«О князи Русьтемъ Осколде. Роди же нарицаемии Руси, иже и Кумани, живяху въ Ексинопонте, и начаша пленовати страну Римлянскую, и хотяху поити и въ Констянтинградъ; но възбрани имъ высший Промыслъ, паче же и приключися имъ гневъ Божий, и тогда възвратишася тщии князи их Осколдъ и Диръ. Василие же много воиньствова на Агаряны и Манихеи. Сътвори же [император] и мирное устроение съ прежереченными Русы, и приложи сихъ на христианство, и обещавшеся креститися, и просиша архиерея, и посла къ ним царь»»». Далее, описывая проповедь посланного из Константинополя епископа на Руси, Никоновская летопись сообщает о Чуде с несгораемым Евангелием, брошенным в огонь по требованию русичей, и заключает: ««Сие видевшие Руси удивившася, чудящеся силе Христове, и вси крестишася».

Аналогичные свидетельства мы находим и в Иоакимовской летописи: Осколд «...собравъ войско, победилъ сначала козаръ, потомъ пошелъ въ ладьяхъ ко Цареграду, но буря разбила на море корабли его. И возвратясь, послалъ онъ въ Цареградъ ко царю...».

Также и в Густынской летописи читаем: «Наша Русь, при патриарсе Фотии... егда Василий царъ сотвори миръ со Рускимъ народомъ, хотяше ихъ привести ко истенней вере, еже они обещашася; посла же имъ царъ митрополиту Михаила и иныхъ епископовъ».

Кроме того, подобные свидетельства о походе русичей на Константинополь и принятии Русью в IX веке христианства встречаем мы в Киевском Синопсисе и ряде других отечественных летописных источников. Даже Церковный Устав св. князя Владимира отражает факт принятия христианства на Руси при Св. Патр. Фотии. Крещение Руси в IX веке упоминают и арабские хроники Ибн-Хордадбега, ал-Масуди и других. Сообщает об этом и сербское «Сказание въкратце сущим от Адама до дньшняго времени», а также болгарский перевод летописи Манассииной.

Эти сведения древних летописей дополняют свидетельства о нападении русичией в 860 году на Царьград - как болгарского Хронографа Георгия Амортола, сообщающего о походе кн. Осколда Киевского на Константинополь, так и византийских источников - хроники Симеона Логофета, сообщений Никиты Пафлагонянина, Константина Багрянородного, Льва Граматика, Георгия Мниха, Сократителя Симеонова, Последователя Феофана, Георгия Кедрина, Скилицы, Зонары, Глики, Манасия, Феодосия Мелитенского и других. Также имеются упоминания об этом событии в письме римского папы Николая к императору Михаилу от 28 сентября 865 года, в письме патриарха Иоакима Антиохийского императору Алексею Комнину, в Венецианской Хронике Иоанна Диакона, в так называемой «Брюссельской» хронике Кюмона, называющей датой нападения Руси на Константинополь 18 июня (ст. ст.) 860 года, а также в ряде польских хроник (Я. Длугоша, М. Стрыйковского, М. Миховского и др.).

Факт крещения русичей в IХ веке после похода кн. Оскольда на Константинополь довольно четко отмечен в византийских источниках. Один из хронографов (Продолжатель Порфирогена) пишет: «Вскоре после того [осады Константинополя] пришло от них [от Руси] посольство, которое просило соделать их участниками божественного крещения, что и было сделано» (Theoph. Cont., V, 194). Другой византийский источник также сообщает: «Испытавши таким образом гнев Божий, по молитвам управлявшего в то время Церковию Фотия, Руссы возвратились в отечество и спустя немного прислали послов в Константинополь просить себе крещения. Их желание было исполнено - к ним послан был епископ».

Среди церковных авторов ценнейшие свидетельства о походе русичей на Константинополь в 860 году и последовавшем после этого принятии христианства на Руси сохранились в Проповедях (860г.) и Окружном Послании Восточным Патриархам (866г.) Св. Патриарха Фотия Константинопольского - непосредственного очевидца и участника тех событий.

Знаменательно, что ни в одном из византийских исторических источников не упоминается о таком важном событии, как Крещение Руси при св. князе Владимире в Х веке, тогда как во многих источниках имеются упоминания о Крещении на Руси при князе Оскольде в IX веке. Аналогично нет ничего о Крещении Руси в Х веке и в западно-европейских источниках. Как поясняет такое историческое недоразумение проф. М.Брайчевский, «отсутствие в иностранных источниках сведений о крещении Владимиром Руси объясняется тем, что впервые официальный акт введения христианства в Киевском государстве состоялся в 860 г., при Аскольде. И хотя после убийства последнего в 882 г. христианство утратило значение государственной религии, в гла­зах ойкумены Русь оставалась христианской страной». По мнению Брайчевского, внутренние придворные перевороты в Киеве не касались международного положения Руси, закрепленного князем Оскольдом через акт принятия христианства, а поэтому для внешнего мира Русь по-прежнему оставалась de-facto христианской даже после языческого переворота в 882 году; здесь со времен князя Оскольда существовала отдельная Русская епархия (митрополия), которая занимала 61-е место в диптихе Константинопольского патриархата задолго до окончательного утверждения христианства на Руси при св. князе Владимире. Как пишет об этом церковный историк В.И. Петрушко, «поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия «Росия» формально была открыта столетием раньше».

Среди византийских сообщений о событии Оскольдова Крещения наиболее подробным является описание, составленное внуком императора Василия Македонянина - Константином Багрянородным. Из этого сообщения византийского императора можно заключить, что в IX веке при кн. Оскольде крещение русичей носило характер сугубо добровольного волеизъявления граждан, без общеобязательного принуждения кого-либо к смене веры. Более того, как сообщает Константин Багрянородный, русский князь решение о принятии христианской веры принимал не единолично, но советно с боярами, дружиной и народом, созвав специально для этого Вече. И, что более всего поразительно, значительная масса русичей после всестороннего обсуждения вероисповедного вопроса добровольно последовала примеру своего князя, приняв святое крещение.

Вот как об этом повествует император Константин Багрянородный: «И народ росов, воинственный и безбожнейший, посредством щедрых подарков золота и серебра и шелковых одежд он (император Василий, - прим.) привлек к переговорам и, заключив с ними мирный договор, убедил сделать­ся участниками божественного крещения, и устроил так, что они приняли архиепископа, получившего рукоположение от патриар­ха Игнатия. Архиепископ, прибыв в страну сказанного народа для помянутого дела, принят был благосклонно. Властитель того народа, созвав собрание подданных и председательствуя с окру­жавшими его старцами, которые по причине долгой привычки более других привержены были к суеверию и, рассуждая о своей вере и вере христиан, призывает и спрашивает, что [архиерей] возвестит и чему будет их учить. Когда епископ предложил книгу божественного Евангелия и рассказал им историю о некото­рых чудесах Спасителя нашего и Бога, и рассказал им историю не­которых чудес, совершенных Богом в Ветхом Завете, то русы тот­час поспешили сказать: "Если и мы не увидим чего-нибудь подоб­ного, и в особенности того, что ты говоришь о трех отроках в пе­щи, то совершенно тебе не поверим и не будем слушать твоих ре­чей". Он же, будучи уверен в неложности Того, Кто сказал: "Аще что просите в имя Мое, примите", и еще: "кто верует в Меня, в дела, которые Я творю, сотворит, и больше сих сотворит, ко­гда сотворенное должно быть не для суеславия, а для спасения душ", - сказал им: "Хотя и не должно искушать Бога, однако, ес­ли вы от всего сердца решили приступить к Нему, просите, что хо­тите - Бог обязательно сделает по вере вашей, хотя я есть смирен­ный и малейший". Они же просили самую книгу веры христиан­ской, т.е. божественное и священное Евангелие бросить в разож­женный огонь, обещая, если она останется невредимою, присту­пить к Богу, которого он [архиерей] проповедует. После того как это было сказано, священнослужитель поднял глаза и ру­ки к Богу и воззвал: "Прослави имя Твое святое, Иисуе Христе, Боже наш, и ныне пред глазами народа сего". И брошена была в пещь с огнем книга святого Евангелия. По прошествии достаточ­ного времени, когда пещь погасла, обретен был священный сви­ток, непострадавшим и неповрежденным, и не получившим от ог­ня никакого ущерба, так что даже кисти на концах связывавших его шнуров не потерпели никакого вреда или изменения. Увидев это и быв поражены величием чуда, варвары без сомнений начали креститься».

Подобные свидетельства о первом Крещении на Руси в IX веке и Чуде несгораемого Евангелия мы встречаем и в других византийских источниках, в частности у Кедрина, Скилицы, Зонары, Льва Граматика, Михаила Глики и др. Кроме того, точно такие же свидетельства о созыве Вече для обсуждения вопроса принятия святой православной веры и о Чуде несгораемого Евангелия, побудившего язычников к принятию святого крещения, имеются и в Житиях Свв. Кирилла и Мефодия. Также в этих источниках отмечается, что сие чудо и обращение языческого правителя и народа совершил св. Кирилл (Константин) вместе со своим братом св. Мефодием, которые посещали киево-русские земли в 860-862 гг. в рамках «хазарского посольства». На версии именно киево-русской, а не хазарской, миссии просветителей славян настаивали такие видные ученые, как акад. Ламанский, акад. Рыбаков, проф. Карташев, проф. Брайчевский и другие.

О созванном в Киеве Вече и свершившемся на нем Чуде несгораемого Евангелия сообщает и Никоновская летопись, прямо относящая это событие к князю Оскольду Киевскому и выделяющая это повествование отдельным подзаголовком: «О князи Русьтемъ Осколде».

Опираясь на летописные свидетельства и повествования византийских хроник, в церковно-академической среде считается установленным фактом Крещение князя Оскольда c «болярами» и дружиною в начале или середине 860 годов (См.: Митр. Макарий Булгаков. Истории Русской Церкви / Крещение руссов при Аскольде и Дире. - М., 1994. - Т.1; Еп. Порфирий Успенский. Четыре беседы Фотия, святейшего патриарха Константинопольского. - СПб., 1863; Порфирий (Успенский), архим. Драгоценная для России находка на Святой Горе Афонской // Церковная летопись. 1861. 11 ноября. - С. 688-700; Ловягин Е. Две беседы святейшего патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской духовной академии». - 1882 г. - Часть 2. - С. 414-419, 430-443; Прот. Николай Оглоблин. Тысячелетие евангельской проповеди в Русской земле // Киевские епархиальные ведомости. - № 7 от 1 апреля 1866 г.; № 8 от 15 апреля 1866 г.; Прот. Лев Лебедев. Крещение Руси. - М., 1987; Митр. Евгений Болховитинов. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. - К., 1825; Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви / Первое крещение киевских руссов. - М., 1993. Т. 1.; Прот. П.Троцкий. Киево-Печерский Пустынно-Николаевский монастырь // Труды Киевской духовной академии, № 9, сентябрь 1878 г. - С. 591-592; С.Ф.Т. Историческое описание Киевского Пустынны-Никольского монастыря. - К., 1902 г. - С. 17-19; Сементовский Н. Киев, его святыни, древности, достопамятности. - К.- СПб, 1900 г. - С. 162-163; Свящ. Виктор Кузнецов. Аскольдово Крещение Руси // Завтра, № 24 (604), 15.06.2005 г.; Митр. Иоанн (Снычев). Самодержавие духа: Очерки русского самосознания / Три крещения Руси. - М.: ИРЦ, 2007; Архиеп. Митрофан Переяслав-Хмельницкий, управделами УПЦ (МП). Праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне // Русская линия, 17.07.2006 г.; Парменов А. Русь у стен Царьграда // Православие.Ru, 14.07.2006 г.).

Как пишет по этому поводу протоиерей Лев Лебедев, «история свидетельствует, что после набега 860 года не кто иной, как князья Осколд и Дир с «болярами», старейшинами и частью народа приняли в Киеве Святое Крещение, в чем современные ученые не сомневаются. Так совершилось первое массовое Крещение на Руси».

Факт похода кн. Оскольда Киевского на Константинополь и принятия им после этого («спустя немного») св. Крещения подтверждается и современной светской исторической наукой. Историки Н. Котляр и В. Смолий констатируют: «Ученые, критически изучив греческие памятники письменности о крещении Аскольда, признали их заслуживающими доверия». Также и проф. Н.Полонская-Василенко отмечает: «Вопрос о крещении Киевской Руси при княжении Аскольда можно признать доказанным». Отмечая как не подлежащий сомнению факт принятия христианства на Руси в IX веке, академик П. Толочко дополняет: «Свидетельства греческих авторов подтверждаются Никоновской летописью, которая сохранила сообщения об Аскольдовом крещении Руси. Они содержатся в той ее части, что была составлена, как считают Б.А.Рыбаков и другие историки, на основе летописи Аскольда. Это событие великой исторической важности». А вот что по этому поводу пишет академик М.Тихомиров: «Факт обращения Руси в христианство в это время [в IX в. - прим. авт.] остается бесспорным, так как о нем сообщает в своих посланиях современник и деятельное лицо этого события патриарх Фотий... В Никоновской летописи также находим рассказ о крещении Руси при кн. Аскольде... Крещение Руси при патриархе Фотии оставило большой след в русской церковной традиции. Еще в XI-XII вв. христианство на Руси считалось утвердившимся при патриархе Фотии в IX веке. Поэтому в некоторых произведениях этого времени имеем странный анахронизм, по которому современником Фотия назван князь Владимир, крестивший Русь в 989 году [т.е. более чем через 100 лет после Патр. Фотия - прим. авт.]. «Крестися Владимир и взя у Фотиа патриарха Цареградского первого митрополита Киеву», - читаем в некоторых летописях. Патриарха Фотия как просветителя Русской земли называет и такой ранний памятник, как Церковный устав князя Всеволода ХII века».

Одним из дополнительных подтверждений того, что кн. Оскольд был христианином, может служить и тот факт, что, как сообщают летописи, после его убийства язычником Олегом он не был предан сожжению по языческой традиции, но погребен («несоша на гору и погребоша»), как и подобает по христианской традиции, а на месте его погребения был воздвигнут храм в честь Св. Николая. По словам Митр. Макария (Булгаков), «Первые наши христиане над могилою сего князя имели церковь святого Николая. Быть не может, чтобы они согласились построить христианский храм над могилою язычника. Вероятна и та догадка, что Аскольд в крещении назван был Николаем, потому что у нас, точно, существовал обычай созидать церкви над могилами князей в честь святых, им соименных. Слова летописи Иоакимовой, называющей Аскольда блаженным, могут служить новым доказательством его крещения».

При единогласном признании факта принятия на Руси в IX веке христианства, среди историков нет единого мнения относительно того, в каком году князь Оскольд принял святое Крещение. Как отмечает прот. Лев Лебедев, «точной даты принятия русскими христианства после 860 года не указывается, но, судя по смыслу слов «Окружного послания», оно произошло до 866 года и вскоре после набега 860 года». Исходя из этого одни историки полагают, что Крещение произошло в 860 году вскоре («спустя немного») после похода на Константинополь. Другие - что это событие состоялось в промежутке между 860 и 866 годами. Выбрав последнюю версию, как крайнюю точку отсчета, в 1866 году Святейший Синод благословил отмечать в Российской империи тысячелетний юбилей распространения христианства на Руси при князе Оскольде * (см. Прим.). Однако и эта дата скорее является условной. Немало есть оснований полагать, что Крещение состоялось все же именно в 860 году. Хотя необходимо учитывать, что обращение ко Христу языческого князя Оскольда и киево-русской дружины происходило, скорее всего, не в одно мгновение, но постепенно, в процессе внутреннего озарения и переосмысления. Несомненным остается то, что начало этому чудесному событию было положено именно в 860 году в результате Чуда, явленного Божией Матерью у стен Константинополя, осажденного войсками кн. Оскольда.

В науке не существует единого мнения и относительно того, сколько раз князь Оскольд осуществлял походы на Константинополь. Митрополит Макарий (Булгаков) пишет об этом: «Составитель нашей Никоновой летописи, имея под руками рассмотренные нами троякого рода греческие свидетельства об одном и том же событии, привел почти буквально четыре из них в разных местах своего сочинения... А ученый Шлецер заключил, будто Никонова летопись говорит о четырех походах на Царьград Аскольда и Дира, тогда как при малейшем сличении этих мест оказывается, что в них повторяется одно и то же и почти теми же словами». Имеющиеся хронологические противоречия в отечественных летописях могут объясняться также и тем, что, как полагают историки Н. Котляр и В. Смолий: «Нестор и другие летописцы XI-XII вв. восстанавливали события X, IX вв. и еще более отдаленных времен, пользуясь в основном устными, фольклорными источниками, в которых дат нет вообще. Вот почему оказались неточными в летописи и год первого известного нам из отечественных источников похода Руси на Царьград, и время княжения в Киеве Аскольда».

Принято считать, что Киевская Русь вышла на арену всемирной истории именно в 860 году. Сейчас в этом нет никаких сомнений. Это подтверждают, среди прочего, и открытия «Брюссельской» хроники Кюмона, называющей дату нападения Руси на Константинополь - 18 июня 860 года. Указывают на это и рукописи, найденные Н. Красносельцевым при изучении Типика церкви Св. Софии IX века, где также сообщается об осаде Константинополя русичами в июне 860 года. Встречаются аналогичные свидетельства и в других источниках. Не случайно Нестор Летописец впоследствии отмечал, что именно с этого момента «стала прозываться Русская земля», и именно с царствования византийского императора Михаила III он начал хронографический отсчет в своей летописи: «С этой поры начнем и числа положим». Вот как об этом повествует сама же «Повесть временных лет»:

«В год 6360 (= 860 г. по александрийской системе летоисчисления, - прим.), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград... Вот почему с этой поры начнем и числа положим».

Обратив внимание на этот момент, академик Б.Рыбаков, а следом за ним и проф. М. Брайчевский, отмечают факт введения при князе Оскольде новой «системы летоисчисления, в которой отсчет лет начинается от 860 года». «Откуда же такая необычная хронология? Что именно заставило наших предков избрать 860 год за начало летоисчисления?» - задается вопросом проф. М.Брайчевский. И отвечает: «Ответ необходимо искать, конечно же, в событиях древнерусской, а не византийской истории».

Рассуждая над загадочным введением в отечественном летоисчислении так называемой «киево-русской эры», проф. М. Брайчевский отмечает: «Некоторые летописные статьи [не только Никоновского свода, но и «Повести временных лет» - прим. авт.] имеют странные хронологические обозначения от «Михаила-царя». Так, 6374 г. обозначен как «14 лето михаила-цесаря», 6384 г. - как 24-е, 6389 г. - как 29-е. Эти записи фиксируют наличие какого-то очень древнего летоисчисления, которое брало за точку отсчета 6360 (= 860) год [по александрийской системе - прим. авт.]... Разгадку такого загадочного репер дают сами летописные тексты: «В лето 6360, индикта 15..., - читаем в «Повести временных лет», - нача ся прозывати Руска земля». Выходит, речь идет не о византийской системе летоисчисления, а о древнерусской. Она избрала за начало новой эры поход князя Аскольда на Константинополь в 860 году и акт христианизации - важнейшее, с точки зрения средневековья, событие древнерусской истории».

Обосновывая факт введения с 860 года так называемой «киево-русской эры» в отечественном летоисчислении, проф. М. Брайчевский рассуждает: «На Руси во времена Аскольда было введено особенное летоисчисление - «Русская эра», начинавшая отсчет лет от выдающегося похода на Константинополь, то есть от 860 года... Таким образом, начиная систематическое изложение исторических событий, летописец IX ст. избрал условную дату - 860 г. - время отважного похода Руси на Константинополь и ее христианизации... Акт крещения Руси был осмыслен как поворотный момент в истории страны, как своеобразный перелом на пути к прогрессу, а соответственно признан за хронологический репер... Этот акт в средневековой идеологии рассматривался как приобщение к Благодати, как начало новой, возрожденной жизни (позже эту концепцию глубоко и всесторонне изложит Иларион в своем «Слове о законе и благодати»). Именно таким образом вынуждена была восприниматься эта акция и общественной верхушкой Руси во главе с Аскольдом. Покончив с язычеством, страна как бы порывала с собственным «варварским» прошлым. Присоединяясь к христианству, она становилась частью ойкумены, цивилизованного мира».

Наблюдения акад. Б. Рыбакова и проф. М. Брайчевского относительно введения в отечественном летоисчислении особой так называемой «киево-русской эры» весьма ценны. С этого времени начинается отсчет нашей отечественной истории, отсчет рождения Святой Руси, крещеной и просвещенной светом Христова учения. Именно поэтому историк В.О.Ключевский утверждал, что «Русское государство основалось деятельною Аскольда... Из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение русского славянства».

2010 год отмечен знаменательным юбилеем - исполняется 1150 лет с момента похода князя Оскольда Киевского на Константинополь и принятия им после этого святой православной веры. Это также является и 1150-летним юбилеем «киево-русской эры», о которой писали акад. Б.Рыбаков и проф. М.Брайчевский, и начало которой было положено князем Оскольдом Киевским.

В память об этом выдающемся событии подготовлена данная статья, призванная хотя бы отчасти способствовать делу восстановления памяти о первопросветителе Руси князе-мученике Оскольде-Николае Киевском и первом Оскольдовом Крещении на Руси в IX веке, предуготовившем окончательное торжество святой православной веры в 988 г. при св. князе Владимире Великом.

Сергей Шумило, г. Киев

* Примечание:

Установление даты празднования Тысячелетнего юбилея христианства на Руси в 1866 г. было связано с тем, что в то время ученые полагали, что поход кн. Оскольда на Константинополь состоялся в 866 г., а не 860 г., как это было доказано позже. Как отмечает по этому поводу известный византинист А. Васильев в своем основательном труде «История Византийской империи»: «Сравнительно еще недавно это достопамятное для нас событие было относимо громадным большинством историков к 865 или 866 году и часто приводилось в связи с летописным походом Аскольда и Дира. Но после издания в 1894 году одним бельгийским ученым (Францем Кюмоном) найденной им в Брюсселе краткой греческой анонимной хроники это мнение пришлось признать неверным, так как хроника сообщает совершенно точную дату. Руссы подошли к Константинополю на двухстах судах 18 июня 860 года, но потерпели сильное поражение и потеряли много своих кораблей. При этом нелишне вспомнить, что некоторые ученые, еще задолго до появления анонимной хроники, уже сомневались в прежней датировке этого события и путем различных хронологических комбинаций склонялись к 860 году. Так, знаменитый ученый XVIII века в Италии Ассемани относил первое нападение руссов к концу 859 или началу 860 года, о чем позднее ученые совершенно забыли. Вполне независимо от Ассемани наш известный историк церкви Голубинский, еще за четырнадцать лет до издания анонимной Брюссельской хроники, пришел также к убеждению, что данное нападение руссов имело место в 860 или в самом начале 861 года» (Васильев А.А. История Византийской империи. Время до крестовых походов (до 1081 г.) / Первое русское нападение на Константинополь. - СПб.: Алетейя, 2000 г.)).



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 9

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

9. Христианин : Re: 1150 лет киево-русской эры
2010-02-02 в 18:52

Довольно подробно о принятии христианства кн. Оскольдом описывается у митр. Макария (Булгакова) Московского в его знаменитой «Истории Русской Церкви»
8. Сергей Шумило : ответ Леониду Евгеньевичу Болотину
2010-02-02 в 18:18

Уважаемый Леонид Евгеньевич! Спаси Вас Господи за добрые слова и поддержку. Буду рад сотрудничеству по данному вопросу. Если сможете, напишите мне на эл-адрес: sergrusich@bk.ru
Я хотел бы с Вами переговорить.
Что касается книги, то с ее изданием есть ряд затруднений. Если интересно, вот содержание книги:

Глава I.
1150 лет киево-русской эры (вместо предисловия).

Глава II.
Киево-русская миссия Свв. Кирилла и Мефодия и первое (Оскольдово) Крещение Руси.
1. Предисловие.
2. Крещение Великого князя Оскольда Киевского.
3. Хазаро-русские отношения.
4. Миссия Свв. Кирилла и Мефодия и ее значение для Киевской Руси.
5. Русь Тмутараканская или Киевская?
6. Киево-Русская Церковь в ІХ веке.
7. Мученическая смерть кн. Оскольда Киевского, первые гонения на христиан на Руси.
8. Духовный рассвет над Русью.

Глава III.
«Это должно быть делом всей православной Руси». К вопросу о почитании памяти первого православного государя-мученика Оскольда-Николая Киевского.
1. Тысячелетний юбилей христианства на Руси в 1866 году.
2. Церковно-историческая память о первом Оскольдовом Крещении в IX в.
3. Почитание мученического подвига.
4. Свято-Николаевская церковь на Оскольдовой могиле.
5. Священный долг Православной Руси.

IV.
Приложения.
1. Видения о первом христианском князе-мученике Оскольде-Николае Киевском.
2. Свидетельство предсмертного явления кн.Оскольда Вере Прокофьевне Козловской.
7. Христианин : мнение Митрополита Иоанна (Снычева)
2010-02-02 в 13:50

Митрополит Иоанн (Снычев) Санкт-Петербургский и Ладожский РПЦ МП в книге «Самодержавие духа: очерки русского самосознания» в главе «Три крещения Руси» также обращает внимание на факт принятия кн. Оскольдом христианства, делая вывод, что «это и было первое, "Аскольдово" крещение Руси» (Митр. Иоанн (Снычев). Самодержавие духа: Очерки русского самосознания / Три крещения Руси. - М.: ИРЦ, 2007). Более того, о гибели первого киевского князя-христианина митр. Иоанн пишет: «Сохранилось предание, согласно которому Аскольд и Дир, принявшие христианство, по возвращении в Киев вызвали недовольство горожан-язычников. Когда язычник князь Олег подошел к Киеву, народ выдал ему Аскольда и Дира, которых он умертвил» (Митр. Иоанн (Снычев). Самодержавие духа: Очерки русского самосознания / Три крещения Руси. - М.: ИРЦ, 2007).
6. Леонид Болотин : Очень простое счастье
2010-02-02 в 05:42

Какое же счастье читать предназначенный для широкого круга русских людей такой исторический очерк! О, сколько ещё завалов забвения и пока непонятых Русским Народом страниц, периодов и целых эпох в нашей Священной Русской Истории! И когда знающий человек обращается к своим соотечественникам с подобной просветительской миссией, я как историк переживаю почти необъяснимую радость. Конечно, то, что пишет достопочтенный Сергей Шумило по источникам и кулуарным обсуждениям известно современным специалистам, но у них не нашлось мужества так просто и естественно сводить воедино образ нашей Христианской древности. ГОСПОДЬ в помощь Вам, Раб БОЖИЙ Сергий! Хотелось бы прочитать Вашу книгу полностью. Лично мне это очень нужно сегодня — даже практически. Надеюсь, что Ваш Труд дойдет и до самого большого осколка России — Российской, простите, федерации…
5. Христианин : Мнение о.Виктора Кузнецова
2010-02-01 в 20:15

Священник Виктор Кузнецов пишет: «Первым цареубийством русского православного князя (царя) Аскольда (Николая) во многом начинается история нашего Отечества как Православного государства. Также мученической кончиной последнего царя, тоже Николая, завершается существование Российской империи — вот тот путь, по которому прошла на небосклоне всемирной истории наша государственная Святая Русь. Нами, потомками их, не принесено ещё должного покаяния за цареубийство на Руси как за последнего мученика, страстотерпца царя Николая II, так и в особенности за первого мученика, страстотерпца Николая (Аскольда), неканонизированного, оказавшегося в полном историческом, памятном небрежении нашем. Не принесена и не приносится за него безкровная общецерковная жертва» (Свящ. В.Кузнецов. Аскольдово Крещение Руси // Завтра, № 24 (604) от 15.06.2005 г.).
4. Христианин : Князь Аскольд - мученик за веру Христову"
2010-02-01 в 20:07

Важно другое, что настрашенный поражением под Константинополем Аскольд уверовал в христианского Бога. А хазары никогда не способствовали распространению христианства. Так что актом принятия христианства Аскольд выступил тем самым и против Хазарии.
3. Антидот : Аскольд и хазары
2010-02-01 в 18:43

Интересное напоминание об аскольдовом крещении. Вот только нападение на Константинополь направлялось жестокой хазарской рукою. Приведу мнение В.Кожинова:

- Очевидно, что уже при Рюрике власть оказывается «деспотичной». Но вспомним, что до призвания Рюрика, по сообщению «Повести временных лет», на Руси «въста род на род и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся»... А помимо того -- как было показано выше -- Северной Руси угрожал тогда Хазарский каганат, уже завладевший Южной Русью. И согласно той же «Повести...», два Рюриковых «мужа», Аскольд и Дир, отправились в Киев, и жители города поведали: «мы седим... платяче дань козаром. Асколд же и Дир остаста в граде сем...»

В «Иоакимовской летописи» этот эпизод изложен так: «Славяне, живущие по Днепру... утесняемы бывши от казар, иже (которые) град их Киев и протчии обладаша, емлюще дани тяжки и поделиями (работами) изнуряюще... прислаша к Рюрику преднии (знатные, главные) мужи просити, да послет к ним сына или ина князя княжити. Он же вдаде им Оскольда и вои (воины) с ним отпусти. Оскольд же, шед, облада Киевом и, собрав вои, повоева... козар».

Но поскольку впоследствии в Киев отправился из Северной Руси Олег, который свергнул Аскольда, а затем опять-таки «повоева казары», естественно полагать, что хазары сумели подчинить Аскольда своей воле (в частности, заставили его совершить в 860 году поход на враждебный Каганату Константинополь, куда Кий ранее «ходил» с миром).

Уместно здесь еще раз обратить внимание на одну господствующую в историографии неточность. В летописи «призвание» Рюрика датировано 862 годом, и эта дата, как правило, не оспаривается. Между тем уже давно и совершенно точно установлено, что имеющаяся в летописи дата похода Рюрикова «мужа» Аскольда на Царьград неверна: этот поход состоялся еще в 860 году, то есть за два года до летописной даты призвания Рюрика. А из этого ясно, что Рюрик прибыл на Русь ранее 862 года,— по всей вероятности, вскоре после того, как германский император Лотарь I в 854 году вторично лишил его власти над Фрисландией.

И есть все основания полагать, что Рюрик с самого начала вынужден был противостоять Хазарскому каганату, который покушался и на Северную Русь. Дело в том, что еще до Рюрика, в 830-х годах, варяжский правитель Северной Руси (позднее местное население в ответ на насилия «изгнаша» варягов «за море») принял титул «кагана», явно утверждая тем самым свою независимость от хазарского кагана. И впоследствии, в 871 году, согласно дошедшему до нас тексту послания короля Людовика Немецкого (813—876), «вождь норманнов» также назывался «каганом» («хаканом»), и этот вождь был, очевидно, именно Рюрик

В историографии в последнее время утвердилось представление о том, что уже после Рюрика его сподвижник Олег вел войну с Каганатом (о чем, в частности, убедительно говорится в трудах А. П. Новосельцева), но противоборство с хазарами, без сомнения, началось еще при Рюрике, и поход его «мужа» Аскольда в Киев имел, надо думать, прямую противохазарскую направленность,— но не принес победы. В предшествующих главах книги было подробно сказано о предпринятой в 860 году под диктатом Хазарского каганата атаке Аскольда на Константинополь (ситуация повторилась через восемь десятилетий, на рубеже 930-940-х годов, когда, победив тогдашнего правителя Руси, Каганат опять-таки заставил его атаковать Константинополь — о чем ниже).
2. Сергей : Покров Пресвятой Богородицы - самый русский праздник!
2010-02-01 в 17:37

История установления праздника Покрова Пресвятой Богороды заслуживает специального исследования, т.к. этот праздник непосредственно связан с походом кн. Оскольда на Константинополь и чудом Покрова Божией Матери
1. Свечкодуй : Покров Пресвятой Богородицы - самый русский праздник!
2010-02-01 в 15:03

Спаси Господи, благодаря таким трудам всё явственней обновляется лик Святой Руси.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме