Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Апостолы и комиссары

Диакон  Петр  Пахомов, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 29.01.2010

ПятидесятницаЦерковь начинается с Пятидесятницы. Святой Дух сходит на апостолов, на последователей Христа. Он преобразует людей и происходит своего рода обновление твари. Святой Дух, принятый человеком, присутствует в нем, пока человек не оскорбит Бога каким либо тяжким грехом. Можно как получить благодать, так и потерять ее. Поэтому, приняв Святый Дух, апостолы не оставляют усиленную молитву. По сути, Он становится главным действующим лицом в миссионерской деятельности апостолов. Он преобразует самих апостолов. Некий ученый муж сопоставил характерные черты апостола Петра до принятия благодати и после ее усвоения.

1.  Мыслит не о том, что Божие, но что человеческое.

С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 21-23).

2. Страждет маловерием и утопает

Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14, 29-31).

3. Самонадеян и надеется только на себя

Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики (Мф. 26, 33-35).

4. Находится в опасности стать игрушкой в руках диавола

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22, 31-32).

Предается сну на Фаворе, когда Господь просил его пободрствовать; троекратно отрекся от Господа; надеялся на собственную силу, когда в Гефсимании выхватил меч.

А что же после преобразования Его благодатью?

Мыслит о том, только, что Божье.

Повиноваться подобает Богови паче, нежели человеком (Деян. 5, 29). Становится мудрым, так что все удивляются, потому знают его как необразованного не книжного человека (Деян. 4, 13).

Слушается одного Бога (Деян. 4, 20) (2 Петр. 1, 16). Становится сильным верой и чудодействует (Деян. 3, 6-8).

Становится смиренным. Не относит к себе дар чудотворения.

И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов. Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? (Деян. 3, 11-12).

Пострадать аз Христа считает за радость

Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян. 5, 41).

Готов все претерпеть за Христа.

Перед нами фактически другой человек. Апостол Павел говорит, что он более всех апостолов потрудился. И если вырвать эти слова из контекста, то можно решить, что он хвастается. Но если мы посмотрим, что он говорит: «Но благодатию Божией я то, что есть; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15, 9‑10)

Неисчислимы и далеко не все описаны подвиги первоверховных апостолов. Можно сказать, что каждый их шаг, каждый их вздох был служением Богу, что нельзя сказать о нынешних миссионерах, которые, закончив проповедь, живут обыкновенными делами. А у апостолов сама жизнь была проповедью. Даже сама тень апостола Петра исцеляет, как и прикосновение к веригам, в которых он содержался в тюрьме. Это все потому, что в них была главной движущей силой благодать Святого Духа. Неужели все это забыто их последователями? Прп. Серафим Саровский учит, что цель христианской жизни - это стяжание Святаго Духа. Мы ежегодно слушаем деяния святых апостол в церкви. Но все это относим к тем временам. Но, что разве тогда Святой Дух был другим, разве не такая же благодать давалась в Святом Крещении? Мы соотносим это со своими немощами, а в действительности ценности мира сего увлекают нас, поэтому мы не имеем силы апостолов. Многие сегодня ищут пророчества: всех христиан во все времена волновало Второе Пришествие Христа. Некоторые христиане с таким нетерпением ожидали конца света, что апостол Павла охлаждает их пыл и в послании к Фессалоникийцам призывает: «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2, 2-3).

Но мы не хотим слушать другого пророчества о последних временах: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся...» (Тим. 3, 1‑5). Не про нас ли это сказано? Современные христиане мало отличаются от язычников и неверующих и эти грехи свойственны им так же, как и миру, лежащему в грехе. Многие утверждают, что сегодня главное не молитва, не святость, а проповедь. Но чему мы, теряющие благодать Святого Духа, можем научить своих единоплеменников? Что же тогда делает успешной проповедь? Не благодать Святого Духа, а знания, образованность. Конечно, они весьма важны для проповеди. Но в христианстве им отводится далеко не первая роль.

Один из зачинателей современного миссионерства, ныне протодиакон, Андрей Кураев сегодня сам боится за своих последователей.

«Я могу представить себе, что уличные миссионеры-зазывалы в приходе отца Даниила оказываются полезны, и реакция на них добрая, но если у каждого выхода из метрополитена будет стоять такая парочка - реакция общества будет на них однозначно негативная.

Главное правило миссионерства - «не навреди». Из него есть следствие - «что позволено Юпитеру, то не позволено быку».

Это означает, что удача одного миссионера не означает автоматической удачливости для тех, кто попробует ему подражать. Более того - и ему самому в десятый раз может не удастся то, что удавалось прежде.

Скажем, проповедь на рок-концерте. Да, тут есть удачи. Но заполнять все рок-площадки поповскими рясами не надо. Как исключение это интересно и полезно. Став правилом и нормой, оно станет пошлым». Таким образом, протодиакон подтверждает мнение, что проповедь дело избранных. Но, по его мнению, это некоторые таланты, одаренные люди, окончившие университет и т.д. Но избранничество это совершенно иного рода.

А последователи протодиакона рвутся на рок-концерты, куда угодно, поют в одном ансамбле с готами, высказывают свое восхищение откровенно сатанинскими песенками. А уж в умствовании они давно перешли всякие границы.

«Миссия - это всегда некое «начало с нуля»: мы говорим людям о смерти и бессмертии, о счастье и скорби, о том, что счастье и бессмертие - это Иисус Христос. Говорим и о Его Церкви; но неизбежно в миссионерском разговоре Церковь отходит на второй план и получает значение некоего «инструментария», но никак не самостоятельной духовной ценности». Так вот, первые труженики этого «инструментария» просветили своими трудами весь мир. Не потому что они были самыми умными и самыми образованными, а потому что были избраны и хранили благодать Божию, и она действовала в них. А их последователи надеются на свою мудрость и образованность (которой чаще всего и не обладают, а выдумывают разные «умные» словечки), и, конечно, на СМИ. Они считают, что владение СМИ ‑ это залог успеха проповеди. Но по-настоящему - это залог их успеха, а не проповеди. И забывают, что важно избранничество: апостолы Петр, Павел и другие были избраны Богом на это служение не по совокупности научных трудов. Тайна их избрания необъяснима. Они не учились в университетах, не обладали природными талантами др. Непонятно: какая сила повлекла святителя Николая Касаткина в Японию. Но он понял, что должен идти с проповедью и с тех пор существует японская церковь. Скажете, что это все в прошлом? Может Святой Дух состарился?

Один мальчик, живя в самой мусульманской стране ‑ Индонезии нашел Евангелие. Прочитал и попал к протестантам, потому что из христиан кроме протестантов в этой стране никого найти было невозможно. И загорелся этот мальчик любовью ко Христу и пошел этот мальчик учиться в Сеул в протестантскую академию. Но когда протестанты его как теперь говорят «достали», он не выдержал и побежал в большую мечеть, купол которой увидел. Это был вероятно единственный православный храм в Сеуле. Теперь в Индонезии существует православная церковь под омофором Русской православной церкви заграницей.

Другой мальчик, католик, проходя мимо храма, услышал прекрасное пение и зашел в храм, после чего стал православным: ему пришлось объездить весь мир с чудотворной иконой и принять мученическую кончину. И они пришли к Богу не через проповеди миссионеров, а просто Бог призвал их на это служение. И каждый их шаг, как и у апостолов, был проповедью. Могут сказать, что в наше время не может быть столь великих мужей. В дворянской семье родился мальчик. Когда он подрос, выяснилось, что он гугнив, говорит вообще непонятно что, мал ростом, хил, одну ногу имеет короче другой и вообще слаб телом. Но, следуя семейной традиции, его послали в Полтавский кадетский корпус. Там этот странный ребенок был обвинен в серьезном нарушении порядка и едва был не изгнан из корпуса. Этот мальчик, когда кадеты шли строем мимо собора, повернулся к нему и перекрестился. Только заступничество великого князя Константина Константиновича спасло его от наказания. Впоследствии этот странный мальчик стал апостолом Запада и на его гробнице в Сан-Франциско совершаются бесчисленные чудеса. Это архиепископ Иоанн (Максимович).

Наши миссионеры любят быть оригинальными. Но их недостаток не в оригинальности. Тот же архимандрит Даниил из Индонезии считает, что мусульманам ближе всего по духу православие. Архиепископ Иоанн тоже был оригинален: ходил он неизменно босиком, а один раз, будучи в Париже, решил посреди проезжей части ‑ на месте где был убит Александр Карагеоргиевич ‑ отслужить панихиду. Никто из других священнослужителей на это не решился... Апостол Павел, не признавая за иудейскими обрядами духовной силы, исполнил обет назорейства. Оригинальна была проповедь его перед язычниками в Ареопаге. Чтобы заинтересовать слушателей он напомнил им, что на их храме надпись «Неведомому» Богу, похвалил их и отнес эту надпись к своего роду пророчеству о будущем их обращении. Но в действительности полностью эта надпись читалась: «богам Азии и Европы и Ливии: Богу неведомому и чуждому». И происхождение ее было далеко от того, чтобы быть пророчеством о принятии Христианства. Однажды афиняне были разбиты врагами, после чего к ним явился демон, который стал утверждать, что они потерпели поражение оттого, что не приносили ему жертв. И решили афиняне на всякий случай поклоняться неизвестному богу, чтобы впредь такого не приключилось. Почему же и такие довольно рискованные шаги для этих миссионеров являются не только допустимыми и, но и успешными? Потому что они совершают их не по оригинальности, не по собственному свободомыслию, а следуют воле Божией, следуют благодати Божией. Поэтому скорее всего миссионерские опыты на стадионах окажутся неудачными, зазывалы не только не наберут людей в храм, но и отпугнут тех, кто его хотел посетить. Но что делать нам, простым людям? Ведь не все же имеют призвание миссионерства. Надо не только получать благодать Божию в Таинствах христианской церкви, но и уметь и ее хранить и преумножать. В этом смысл христианской жизни, как говорил истинный апостол России, никогда не покидавший своего уединения. Благодать Божия сама определяет в человеке его призвание и поле деятельности. Скажем словами апостола Павла:

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Ефес. 4, 11-12). Главное нам потрудиться в отведенном нам чине и достигнуть спасения. А не гнать на проповедь, как в советские времена в науку парттысячников или комсомольцев на целину.

Призвание не только апостолов, но и каждого человека - это тайна и нельзя отправлять людей к вере как солдат на фронт, строем. Нельзя быть милосерднее и успешнее Самого Бога. Самые умные наши слова не будут иметь успеха, если идут не от Бога, а от нашего ума. То, что идет от ума не зовет непосредственно к Богу, к спасению, а вербует людей в христианскую партию, которая, по сути, является пародией на христианство. Если нам надо мощную партию, то надо готовить и отправлять во все углы нашей страны комиссаров, а если нам нужна Церковь, то надо помнить о том, что никакое дело в Церкви не делается без благодати и без воли Божией.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 9

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

9. Вера. : эта статья о другом
2010-01-29 в 22:54

Неисчислимы и далеко не все описаны подвиги первоверховных апостолов. Можно сказать, что каждый их шаг, каждый их вздох был служением Богу, что нельзя сказать о нынешних миссионерах, которые, закончив проповедь, живут обыкновенными делами. А у апостолов сама жизнь была проповедью. Даже сама тень апостола Петра исцеляет, как и прикосновение к веригам, в которых он содержался в тюрьме. Это все потому, что в них была главной движущей силой благодать Святого Духа. Неужели все это забыто их последователями? Прп. Серафим Саровский учит, что цель христианской жизни - это стяжание Святаго Духа. Мы ежегодно слушаем деяния святых апостол в церкви. Но все это относим к тем временам. Но, что разве тогда Святой Дух был другим, разве не такая же благодать давалась в Святом Крещении? Мы соотносим это со своими немощами, а в действительности ценности мира сего увлекают нас, поэтому мы не имеем силы апостолов.
---
См. : речь комиссара
8. Олегк : ...
2010-01-29 в 21:46

Апологетика всегда будет выглядеть "не очень" в сравнении с патетикой или экзегетикой... Такова работа - разгребать завалы. Но эта статья о другом. Эта статья против мертвого копирования. Сказано что и апостол перед Ареопагом явно натянул про "неведомого бога"... А уж куда за меньшие натяжки пеняли протодиакону нашему... Опасность не в этом, а в мертвом тиражировании, тупом копировании, надеянии не на Бога а на печатный станок.
7. Олегк : ....
2010-01-29 в 21:38

Хорошо, отец диакон, нравится... живое слово...
6. Вера. : 2. Филимонов
2010-01-29 в 18:15

Милые мои, не нам судить, чем богат Патриарх,


Наш Патриарх - бессребреник?

...но о властном вхождении Церкви во все пригодные для этого сферы общественного и государственного бытия.


Церковь - властная структура?

...обычные православные грешники, сознавая свое недостоинство, вполне могут добиваться преподавания ОПК, работать с детьми, идти в больницы, писать и публиковать статьи и книги...


Избранные православные грешники добиваются преподавания ОПК, пишут и публикуют статьи и книги, но не похоже, чтобы они сознавали свое недостоинство.
5. Вера. : речь комиссара
2010-01-29 в 17:21

http://www.russ.ru/p...kov-sil-naya-Rossiya
В первый год Патриаршества Святейший Кирилл расставил своих единомышленников на ключевые посты. Создана и новая «кузница кадров» - общецерковная аспирантура и докторантура им. св. Кирилла и Мефодия, начаты масштабные преобразования системы духовного образования. Но эффект от этих преобразований будет только через несколько лет, а исторического времени у Русской Церкви нет - многое необходимо было сделать еще вчера. Однако, для того, чтобы КПД Русской Церкви был стопроцентным, вся церковная «вертикаль» и «горизонталь» должны состоять из преданных Церкви и Патриарху убежденных сторонников миссионерского возрождения и контрнаступления Русской Церкви.

4. Эрик : Re: Апостолы и комиссары
2010-01-29 в 15:13

"Благодать Божия сама определяет в человеке его призвание и поле деятельности."

Истинно так. А комиссаров от православия у нас много развелось. Их выдает ихнее словоблудие: о миссионерстве, о родине, о богословии...
3. Дмитрий : Вера без дел мертва есть.
2010-01-29 в 14:26

1. "Не нам судить". Гоподь ясно сказал - не судите да не судимы будете. Но так ведь это не суд, а писания. А судят судьи. А на то Ветхий Завет есть. Я же не судья. А уж если вы подразумеваете под этим не обсуждать и не разговаривать - это гетто, и вы можете в нем жить, как и я, и вообще бы ничего мог не написать, тогда бы и вы не ответили. Это нарушение закона свободы человека, как про то пишет апостол: "Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства".
Зачем тогда все это? Интернет, газеты, ради, телевилдение? Что - все суд, толк! толкуют, судят. Потом - чем богат Патриарх, я сказал - во всех смыслах богат, значит достоин быть Патриархом. Он, отец Кирилл, являет за собою пример. Но вера без дел мертва. А храм построить - это полдела. Проповедь и миссия - оно все это только делами доказывается. Делами, а не словами. Люди верили в Христа, когда им святые показывали например, что Евангелие не горело в огне по молитвам святых. Огонь прекращался. А идолы горели. Или например когда малолетний сын князя, княжич Михаил кажется - вопреки всем законам войны пошел мирить враждующие станы близ Мурома в период еще язычества. В него стрельнули из лука, он умер, но засевшие в Муроме вышли и побратались с осаждавшими их. В результате крестились многие люди. Или например, возьмите дела Царя Ивана Грозного - вот он, до сих пор стоит собор Василия Бладженного на площади Красной. А у нас - все вопросы: а зачем судить? А как преступников судят - на двадцать лет сажают и все за убийства. Вы правильно сказали в части второй - о входе Церкви в общество, в школу, в государство, в народ, который был лишен Бога. Это вот вы серьезно весьма подметили. Но опять же, кажется по первому каналу показывают такой сериал, от которого "гаснут свечи". Или как? И вот кто за это отвечает? И почему во всеуслышание Церковью одобряется на официальном уровне то, что в принципе должно осуждаться и подвергаться анафеме. Ничего же ведь у лучшему не изменится. Режим свободы слова позволяет делать любые заявления. Что то не слышно от иерархов почти ничего, кроме похвалы искусителям в галстуках. Спасибо и за то, и за это. Оно и правильно. Лучше худой мир, чем вражда. Только вот на поверку эдак лет через двадцать опять как бы не было разбитого корыта. Поверьте мне!
С Богом!
2. Филимонов : Re: Апостолы и комиссары
2010-01-29 в 13:31

Милые мои, не нам судить, чем богат Патриарх, и главное - кто "по-настоящему" верует, а кто - так себе, не очень. Это знает Господь. Конечно же, наша миссия не должна превращаться в балаган на посмеяние людям. Кстати, злейшие противники активной миссии, диомидовцы и им подобные персонажи, сами действуют теми же методами, пристают к паломникам, печатают и раздают в больших количествах свои листочки, и так далее. Но и замыкаться в своей воображаемой праведности, надеясь, что Господь сам приведет, кого надо - тоже нельзя. И сидеть и ждать, пока среди нас явятся великие праведники и святые тоже вряд ли стоит. Мне кажется, речь ведь идет не только о миссии как о проповеди - но о властном вхождении Церкви во все пригодные для этого сферы общественного и государственного бытия. Не одни только великие праведники и святые, но и обычные православные грешники, сознавая свое недостоинство, вполне могут добиваться преподавания ОПК, работать с детьми, идти в больницы, писать и публиковать статьи и книги...
1. Дмитрий : Все что ни делается - все к лучшему
2010-01-29 в 09:52

Интересны харатеристики апостола Петра, данные ему авторо сей статьи. Действительно, вера и Церковь не есть ум человеческий, а есть премудрость Божия и Дух Святый. Но задумайтесь, отец диакон. Мы ведь живем еще и в России, а раньше жили в Соетском Союзе, а еще ранее - в Русском Царстве. Пришли люди и сказали народу - Бога нет, ломайте церкви. Церковь отделили напрочь от государство. Государство разрушилось. Сегодня - мы перед выбором: то ли мы будем жить по канонам Христовым и по установлениям и традициям наших предков, то ли мы продолжитм уничтожать свамих себя. И отец диакон, только вдумайтесь в следующие мои слова, и все кто читает комментарий. Если бы в определенный день Патриарх сделал бы движение навстречу, если бы священники не были бы как бзгласные рыбы и не боялись бы неизвестно чего, а вместо них - былибы святые люди, то тогда бы все могло измениться. И мы бы жили уже в абсолютно другой стране. Но - видимо нет воли Божией. И поэтому вновь будем целина, парткомы, комитеты и все такое. И вновь будет видимо Союз. Господи, как бы я хотел узреть Империю, возродившуюся Святую Русь. Но у богатоых людей свои предпочтения и установки. А Святейший Патриарх - во всех смыслах богатый человек. И теперь не важно, что будет. важно, что мы идем не к человеку, не к людям теперь в храм, а Господь Бог там наш Спаситель встречает. И везде он - Небо, земля, везде Бог, дома тоже Бог. В храме. А люди наши (священники) - как таковые только лишь свидетели. Свидетели, как сказал мне протоиерей Михаил из нашего храма. И очень жаль, что очень не многие - по настоящему веруют, и очень не многие, единицы - могут по настоящему помочь. Ангела хранителя вам, доброго здоровья и любви Божией.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме