Апостолы и комиссары

Проблемы церковной жизни 
0
345
Время на чтение 8 минут

ПятидесятницаЦерковь начинается с Пятидесятницы. Святой Дух сходит на апостолов, на последователей Христа. Он преобразует людей и происходит своего рода обновление твари. Святой Дух, принятый человеком, присутствует в нем, пока человек не оскорбит Бога каким либо тяжким грехом. Можно как получить благодать, так и потерять ее. Поэтому, приняв Святый Дух, апостолы не оставляют усиленную молитву. По сути, Он становится главным действующим лицом в миссионерской деятельности апостолов. Он преобразует самих апостолов. Некий ученый муж сопоставил характерные черты апостола Петра до принятия благодати и после ее усвоения.

1. Мыслит не о том, что Божие, но что человеческое.

С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 21-23).

2. Страждет маловерием и утопает

Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14, 29-31).

3. Самонадеян и надеется только на себя

Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики (Мф. 26, 33-35).

4. Находится в опасности стать игрушкой в руках диавола

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22, 31-32).

Предается сну на Фаворе, когда Господь просил его пободрствовать; троекратно отрекся от Господа; надеялся на собственную силу, когда в Гефсимании выхватил меч.

А что же после преобразования Его благодатью?

Мыслит о том, только, что Божье.

Повиноваться подобает Богови паче, нежели человеком (Деян. 5, 29). Становится мудрым, так что все удивляются, потому знают его как необразованного не книжного человека (Деян. 4, 13).

Слушается одного Бога (Деян. 4, 20) (2 Петр. 1, 16). Становится сильным верой и чудодействует (Деян. 3, 6-8).

Становится смиренным. Не относит к себе дар чудотворения.

И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов. Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? (Деян. 3, 11-12).

Пострадать аз Христа считает за радость

Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян. 5, 41).

Готов все претерпеть за Христа.

Перед нами фактически другой человек. Апостол Павел говорит, что он более всех апостолов потрудился. И если вырвать эти слова из контекста, то можно решить, что он хвастается. Но если мы посмотрим, что он говорит: «Но благодатию Божией я то, что есть; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15, 9‑10)

Неисчислимы и далеко не все описаны подвиги первоверховных апостолов. Можно сказать, что каждый их шаг, каждый их вздох был служением Богу, что нельзя сказать о нынешних миссионерах, которые, закончив проповедь, живут обыкновенными делами. А у апостолов сама жизнь была проповедью. Даже сама тень апостола Петра исцеляет, как и прикосновение к веригам, в которых он содержался в тюрьме. Это все потому, что в них была главной движущей силой благодать Святого Духа. Неужели все это забыто их последователями? Прп. Серафим Саровский учит, что цель христианской жизни - это стяжание Святаго Духа. Мы ежегодно слушаем деяния святых апостол в церкви. Но все это относим к тем временам. Но, что разве тогда Святой Дух был другим, разве не такая же благодать давалась в Святом Крещении? Мы соотносим это со своими немощами, а в действительности ценности мира сего увлекают нас, поэтому мы не имеем силы апостолов. Многие сегодня ищут пророчества: всех христиан во все времена волновало Второе Пришествие Христа. Некоторые христиане с таким нетерпением ожидали конца света, что апостол Павла охлаждает их пыл и в послании к Фессалоникийцам призывает: «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2, 2-3).

Но мы не хотим слушать другого пророчества о последних временах: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся...» (Тим. 3, 1‑5). Не про нас ли это сказано? Современные христиане мало отличаются от язычников и неверующих и эти грехи свойственны им так же, как и миру, лежащему в грехе. Многие утверждают, что сегодня главное не молитва, не святость, а проповедь. Но чему мы, теряющие благодать Святого Духа, можем научить своих единоплеменников? Что же тогда делает успешной проповедь? Не благодать Святого Духа, а знания, образованность. Конечно, они весьма важны для проповеди. Но в христианстве им отводится далеко не первая роль.

Один из зачинателей современного миссионерства, ныне протодиакон, Андрей Кураев сегодня сам боится за своих последователей.

«Я могу представить себе, что уличные миссионеры-зазывалы в приходе отца Даниила оказываются полезны, и реакция на них добрая, но если у каждого выхода из метрополитена будет стоять такая парочка - реакция общества будет на них однозначно негативная.

Главное правило миссионерства - «не навреди». Из него есть следствие - «что позволено Юпитеру, то не позволено быку».

Это означает, что удача одного миссионера не означает автоматической удачливости для тех, кто попробует ему подражать. Более того - и ему самому в десятый раз может не удастся то, что удавалось прежде.

Скажем, проповедь на рок-концерте. Да, тут есть удачи. Но заполнять все рок-площадки поповскими рясами не надо. Как исключение это интересно и полезно. Став правилом и нормой, оно станет пошлым». Таким образом, протодиакон подтверждает мнение, что проповедь дело избранных. Но, по его мнению, это некоторые таланты, одаренные люди, окончившие университет и т.д. Но избранничество это совершенно иного рода.

А последователи протодиакона рвутся на рок-концерты, куда угодно, поют в одном ансамбле с готами, высказывают свое восхищение откровенно сатанинскими песенками. А уж в умствовании они давно перешли всякие границы.

«Миссия - это всегда некое «начало с нуля»: мы говорим людям о смерти и бессмертии, о счастье и скорби, о том, что счастье и бессмертие - это Иисус Христос. Говорим и о Его Церкви; но неизбежно в миссионерском разговоре Церковь отходит на второй план и получает значение некоего «инструментария», но никак не самостоятельной духовной ценности». Так вот, первые труженики этого «инструментария» просветили своими трудами весь мир. Не потому что они были самыми умными и самыми образованными, а потому что были избраны и хранили благодать Божию, и она действовала в них. А их последователи надеются на свою мудрость и образованность (которой чаще всего и не обладают, а выдумывают разные «умные» словечки), и, конечно, на СМИ. Они считают, что владение СМИ ‑ это залог успеха проповеди. Но по-настоящему - это залог их успеха, а не проповеди. И забывают, что важно избранничество: апостолы Петр, Павел и другие были избраны Богом на это служение не по совокупности научных трудов. Тайна их избрания необъяснима. Они не учились в университетах, не обладали природными талантами др. Непонятно: какая сила повлекла святителя Николая Касаткина в Японию. Но он понял, что должен идти с проповедью и с тех пор существует японская церковь. Скажете, что это все в прошлом? Может Святой Дух состарился?

Один мальчик, живя в самой мусульманской стране ‑ Индонезии нашел Евангелие. Прочитал и попал к протестантам, потому что из христиан кроме протестантов в этой стране никого найти было невозможно. И загорелся этот мальчик любовью ко Христу и пошел этот мальчик учиться в Сеул в протестантскую академию. Но когда протестанты его как теперь говорят «достали», он не выдержал и побежал в большую мечеть, купол которой увидел. Это был вероятно единственный православный храм в Сеуле. Теперь в Индонезии существует православная церковь под омофором Русской православной церкви заграницей.

Другой мальчик, католик, проходя мимо храма, услышал прекрасное пение и зашел в храм, после чего стал православным: ему пришлось объездить весь мир с чудотворной иконой и принять мученическую кончину. И они пришли к Богу не через проповеди миссионеров, а просто Бог призвал их на это служение. И каждый их шаг, как и у апостолов, был проповедью. Могут сказать, что в наше время не может быть столь великих мужей. В дворянской семье родился мальчик. Когда он подрос, выяснилось, что он гугнив, говорит вообще непонятно что, мал ростом, хил, одну ногу имеет короче другой и вообще слаб телом. Но, следуя семейной традиции, его послали в Полтавский кадетский корпус. Там этот странный ребенок был обвинен в серьезном нарушении порядка и едва был не изгнан из корпуса. Этот мальчик, когда кадеты шли строем мимо собора, повернулся к нему и перекрестился. Только заступничество великого князя Константина Константиновича спасло его от наказания. Впоследствии этот странный мальчик стал апостолом Запада и на его гробнице в Сан-Франциско совершаются бесчисленные чудеса. Это архиепископ Иоанн (Максимович).

Наши миссионеры любят быть оригинальными. Но их недостаток не в оригинальности. Тот же архимандрит Даниил из Индонезии считает, что мусульманам ближе всего по духу православие. Архиепископ Иоанн тоже был оригинален: ходил он неизменно босиком, а один раз, будучи в Париже, решил посреди проезжей части ‑ на месте где был убит Александр Карагеоргиевич ‑ отслужить панихиду. Никто из других священнослужителей на это не решился... Апостол Павел, не признавая за иудейскими обрядами духовной силы, исполнил обет назорейства. Оригинальна была проповедь его перед язычниками в Ареопаге. Чтобы заинтересовать слушателей он напомнил им, что на их храме надпись «Неведомому» Богу, похвалил их и отнес эту надпись к своего роду пророчеству о будущем их обращении. Но в действительности полностью эта надпись читалась: «богам Азии и Европы и Ливии: Богу неведомому и чуждому». И происхождение ее было далеко от того, чтобы быть пророчеством о принятии Христианства. Однажды афиняне были разбиты врагами, после чего к ним явился демон, который стал утверждать, что они потерпели поражение оттого, что не приносили ему жертв. И решили афиняне на всякий случай поклоняться неизвестному богу, чтобы впредь такого не приключилось. Почему же и такие довольно рискованные шаги для этих миссионеров являются не только допустимыми и, но и успешными? Потому что они совершают их не по оригинальности, не по собственному свободомыслию, а следуют воле Божией, следуют благодати Божией. Поэтому скорее всего миссионерские опыты на стадионах окажутся неудачными, зазывалы не только не наберут людей в храм, но и отпугнут тех, кто его хотел посетить. Но что делать нам, простым людям? Ведь не все же имеют призвание миссионерства. Надо не только получать благодать Божию в Таинствах христианской церкви, но и уметь и ее хранить и преумножать. В этом смысл христианской жизни, как говорил истинный апостол России, никогда не покидавший своего уединения. Благодать Божия сама определяет в человеке его призвание и поле деятельности. Скажем словами апостола Павла:

И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Ефес. 4, 11-12). Главное нам потрудиться в отведенном нам чине и достигнуть спасения. А не гнать на проповедь, как в советские времена в науку парттысячников или комсомольцев на целину.

Призвание не только апостолов, но и каждого человека - это тайна и нельзя отправлять людей к вере как солдат на фронт, строем. Нельзя быть милосерднее и успешнее Самого Бога. Самые умные наши слова не будут иметь успеха, если идут не от Бога, а от нашего ума. То, что идет от ума не зовет непосредственно к Богу, к спасению, а вербует людей в христианскую партию, которая, по сути, является пародией на христианство. Если нам надо мощную партию, то надо готовить и отправлять во все углы нашей страны комиссаров, а если нам нужна Церковь, то надо помнить о том, что никакое дело в Церкви не делается без благодати и без воли Божией.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Петр Пахомов
Благоугодить дарами Богу или освободить время для великих дел?
О правильном порядке действий священника на проскомидии и о латинских «новшествах», практикуемых некоторыми православными священниками
20.07.2023
Оглашенные: прошлое или будущее?
Неслучайно первая часть Литургии носит название «оглашенных»
26.05.2023
Время Ивана Калиты
Наш современник князь Николай Трубецкой
17.10.2022
Какой была армия?
Главная сила армии в тылу
12.10.2022
Лже-Россия или анти-Россия?
Главная задача – возвращение малороссов в русскую культуру
28.09.2022
Все статьи Диакон Петр Пахомов
Проблемы церковной жизни
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 14:28
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:27
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33