Телевидение высокого качества

0
242
Время на чтение 4 минуты

Недавно мне встретилась статья политолога С. Михеева «Пьяное телевидение» (http://www.politcom.ru/9397.html), в которой затронута очень важная проблема влияния телевидения на сознание населения в России. Автор на примере новогодних передач показывает, как телевидение практически насаждает культ пьянства и стереотип того, что быть пьяным - это модно и «прикольно». Однако это все же частный пример воздействия телевидения на массы. Телевидение, в ближайшем будущем вместе с интернетом, будет определять почти весь облик и поведение современного человека или даже того, что может прийти ему на смену.

Георгий ВекуаУже сейчас ясно, что наступили времена, когда телевидение, к сожалению, почти не может быть «рейтинговым», если оно не использует весь арсенал «бесовских» средств. Это и насилие, эротика, бесконечные отупляющие сериалы, развлекательные шоу с почти бессмысленным хихиканьем, псевдомагические «тайны» и т.д. Несмотря на то, что многие люди испытывают сильную «ностальгию» по старым классическим фильмам, мультфильмам, музыке, ценят качественные познавательные передачи, все же соблазн берет свое и современная эпоха упадка затягивает в свои сети большинство человеческой массы. Поэтому содержательные, духовные, высокохудожественные телепередачи, если они где-то прорвутся, в целом проходят и будут проходить под штампом «скучных», либо «сложных» для населения и соответственно низкорейтинговых, несмотря на отдельные успехи некоторых новых фильмов российского производства и другой качественной телепродукции.

Еще одно важное направление в телевещании - религиозные передачи, телевыступления священников. Их не могло быть в советскую эпоху, но сейчас они стали возможны. Если проанализировать опыт других стран, то есть две культуры, где подобные передачи занимают достаточно много эфирного времени и пользуются определенным рейтингом. Это многие исламские страны и, как ни странно, США. В этой стране среди значительной части телезрителей традиционно популярны проповеди некоторых протестантских деятелей. Однако есть и различия. В исламских странах религиозная жизнь в целом более интенсивна и в то же время, традиционна, а исламские телеканалы лишь отражают этот факт. В США же протестантские направления, несмотря на внешнюю консервативность, охотнее пользуются «светскими» и весьма приземленными средствами и технологиями в своей пропаганде. Для православной культуры такой подход и чрезмерное увлечение современными «технологиями успеха» в миссионерской или просветительской работе, наверно, неприемлем.

Поэтому возникает довольно сложная дилемма: при меньшей, чем в исламских странах, религиозностью населения и нежелания применять современные, соблазняющие западные методы в информационной стратегии, необходимо придумывать нестандартные решения, находить совершенно новые формы, в том числе в искусстве, конструировать новые социальные мифы, чтобы противостоять разлагающему влиянию современных тенденций, которые транслируются по телевидению и кино. В этой связи вспоминается недавнее заявление президента Венесуэлы У. Чавеса, что в его стране необходимо начать производство «социалистических сериалов». Как известно, Венесуэла является одним из главных производителей т.н. мыльных опер, которые, по словам венесуэльского лидера, разлагают нравственные устои общества и насаждают «буржуазные ценности». Оставляя в стороне возможное идеологическое содержание этих «социалистических сериалов», заметим, что сама постановка вопроса указывает на существование проблемы.

Каким же может быть выход? Сегодня федеральные каналы в России являются значительным элементом сохранения политической стабильности в стране. Но одновременно они же вынуждены транслировать множество современных культурных стереотипов, т.н. культурных кодов, рекламы, семиотических знаков и пр., которые берут свое начало на Западе и являются частью западной культуры. Вынуждены потому, что без этого информационная война может быть проиграна и зрители будут соблазнены другими источниками информации, которые будут транслировать уже и другие политические установки. То есть, чтобы сохранять пресловутые рейтинги, телеканалы вынуждены насыщать передачи всем арсеналом соблазна. А что касается западной масс-культуры, она доминирует во всем мире и противостоять ее проникновению очень сложно. Можно ли «облагородить» федеральное телевещание религиозными передачами, рассказывающими о православии, православной культуре или вообще о высокой культуре? С одной стороны, это возможно, если включать в программную сетку такие телепередачи, но не вызовет ли это не совсем желаемый эффект? То есть, не будут ли престиж и «энергетика» религиозности, настоящей культуры невольно подпитывать притягательность того бесовского соблазна, который властвует в наше время на экранах всего мира, кроме нескольких самых закрытых и консервативных стран? Думается, что такая опасность существует, как и опасность того, что религиозные передачи будут сами как-то опошляться от соседства с пошлыми развлекательными шоу. В то же время, высокохудожественные фильмы, если они популярны, выпускать в эфир главных каналов крайне необходимо.

Конечно, оставлять зрителей без духовной пищи недопустимо. Но, как видим, наиболее рейтинговое вещание, которое несет на себе миссию способствовать сохранению политической стабильности, вынуждено «жертвовать» многим, чтобы доходить до современного зрителя и конкурировать с западной информационной средой. Поэтому, на наш взгляд, более эффективно пастырское слово церковных деятелей, православную культуру можно транслировать с помощью не столько федеральных каналов или, даже, допустим, крупного общенационального специализированного канала (создание которого вполне возможно и желательно), а с помощью сравнительно небольших, региональных или городских телестудий, как обычных, так и специализированных. Такие каналы, как правило, ближе к зрителю, обладают большей «интимностью» и свободны от штампа официозности и государственности. Также там меньше пресловутого гламура и всей той демонической энергии соблазна, что присуще «престижным» развлекательным шоу, сериалам и т.д. Но каналы должны быть хорошо оснащены технически, их должно быть много и самое главное, они должны максимально использовать нестандартные подходы и творческие находки в поисках новых форм передачи информации и искусства. Думается, что так лучше можно воздействовать на оскудевающий внутренний мир и воображение современного человека.

Георгий Векуа, политолог (Институт Евразии, Тбилиси)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Георгий Векуа
Все статьи Георгий Векуа
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 08:33
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44