1.
На архиерейской дорожке Никольского кладбища, что за Свято-Троицким собором Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, безлюдно.
Я приехал всего на день, но первым делом отправился в духовное сердце города на Неве - одну из почитаемых святых обителей Русского мира, преображенную в это тихое утро новым, серебристым Покровом Пресвятой Богородицы.
Выпал первый снег, напомнивший и о предстоящем Рождестве Спасителя, и о купелях крещенских - иорданях, которые в память Богоявления, Крещения Господня, по традиции наших благочестивых предков вырубят на всех русских реках и озерах, покрывшихся к январю ледяным панцырем.
Впервые в волнение иду поклониться последнему земному пределу выдающегося иерарха Церкви нашего времени, христианского мыслителя, доктора церковной истории, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) /9.10.1927-2.11.1995/.
Владыка - один из тех, кто предвидел вызовы Русскому миру ещё на рубеже XX - XXI столетий, смело говорил о них с амвона в своих проповедях, писал в широко разошедшихся книгах. Причины нынешней русской смуты, трагедия Великой Державы, духовное одичание народа - таковы главные темы его многочисленных выступлений.
В чем смысл русской истории? Что необходимо для возрождения самосознания русского народа, величия и мощи Святой Руси?
Ответы на эти и многие другие вопросы давал митрополит Иоанн в своих литературных трудах «Самодержавие духа», «Одоление смуты», «Голос Вечности», «Русь Соборная», «Стояние в вере».
Его книги переиздаются ежегодно самыми разными издательствами немалыми тиражами, многое из написанного им воспринимается ныне как пророчество.
Митрополит Иоанн принимал участие в работе комиссии по подготовке канонизации Святых Царственных Мучеников.
В Санкт-Петербурге трудами владыки были восстановлены и отремонтированы многие храмы, возобновились богослужения в Казанском и Измайловском соборах.
По его инициативе возродился журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», начала выходить газета «Православный Санкт-Петербург», было создано православное издательство «Царское дело».
Благодаря своим трудам, владыка стал признанным духовным лидером православно-патриотических сил России, создателем современной идеологии русского национального возрождения.
«Доктрина митрополита Иоанна» сводится к нескольким важнейшим истинам: «русская идея» - это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте; «русская демократия» - это соборность; «русская идеология» - это Православие; «русский порядок» - это державность; «русское государство» - это Россия во всем многообразии исторических форм её существования; государственно-политический и одновременно нравственно-религиозный идеал России - Святая Русь; патриотизм - религиозный долг каждого благочестивого христианина; Русская Православная Церковь - соборная совесть народа.
Но, главное, владыка Иоанн был не только опытным архиереем, не только крупным богословом и ученым, и даже не только русским патриотом.
В северной столице Господь возложил на него нелегкое служение - всероссийскую проповедь Православия.
Митрополит Иоанн, как и святой праведный Иоанн Кронштадтский, окормлял безчисленное количество духовных чад, был старцем и «народным Святителем» одновременно.
Вернее, не был, а остается таковым и после своей блаженной кончины.
2.
На архиерейской дорожке кладбища появляется женщина, которая указывает мне, как пройти к владыке.
На каждую годовщину со дня его блаженной кончины клириками Санкт-Петербургской и других епархий служатся многочисленные панихиды. С утра до позднего вечера множество православного народа приходит почтить его память.
- Да здесь никогда не иссякает людской поток! - говорит мне женщина, которая прикладывается к мраморному кресту.
За могилой владыки, у невысокой стены, множество цветов, припорошенных снежком. Иконы. Шкафчик со стеклянной дверкой для лампадки и свечей.
Ставлю свою свечу и я.
Владыка взыскующе, но по-доброму смотрит на меня с фотографии: мол, с чем пришел - с радостью или скорбью?
- Впервые здесь? - спрашивает ещё одна подошедшая женщина.
- Впервые...
Анна - так назвала себя женщина - несет ежедневное послушание: прибирает на могиле, возжигает лампадки и свечи.
И, конечно же, непрестанно молится.
А еще она кормит множество голубей. Вот и теперь, описав в небе несколько кругов, они как многочисленные духовные чада владыки, смиренно расселись на всех ближайших могильных крестах.
Подходят люди поклониться владыке. Их сменяют другие.
Увлекшись воспоминаниями о встречах с владыкой, Анна вдруг всплескивает руками:
- Да они же их раздерут!
На стаю голубей, оказывается, напали вороны. И Анна спешит защитить их от обидчиков.
Подумалось: вот такие же грозные вызовы постоянно ощущает сегодня и Русский мир.
В ход идет все: и открытое давление, и клевета, и переписывание истории, и зомбирование молодежи...
Для ворон в человеческой плоти все средства годятся: лишь бы, разрушив наше единство, оторвать братьев по вере, крови, языку от «Киевской купели».
3.
Медленно иду к воротам Никольского кладбища.
Вечная память, владыка Иоанн!
Вечная память покоящимся здесь и известным, и скромным представителям Русского мира, кто жил и трудился во славу нашей веры православной, нашего Отечества!
Остановившись в воротах, кланяюсь и святителю Николаю, храм во имя которого воздвигли здесь наши благочестивые предки, осеняю себя крестным знамением.
«Святителю отче Николае, моли Бога о нас!»
Уже почти у самых святых ворот лавры, вспоминаю: в этой земле покоится и Анна Андреевна Ахматова. В памяти всплывают её безсмертные строки:
Мы знаем, что' ныне лежит на весах
И что' совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Написанное Ахматовой в годы блокады «Мужество», призывает нас и теперь к мужеству.
Горько, что русские люди ещё больше, нежели при жизни великого русского поэта, разделены государственными границами.
Горько, что русские люди, живя в условиях «необъявленной войны», «фронта без линии фронта», рискуют потерять «Великое русское слово» и у своих родных очагов.
Но, выстояв в блокаду, на трёх великих полях - Прохоровом, Бородинском, Куликовом, в Полтавской битве, Ледовом сражении - взгляд в глубины Отечественной Истории можно продолжать и продолжать! - неужто, не выстоим сегодня?!
***
Справка. Николай Алексеевич Головкин - публицист, эссеист, поэт, член Союза писателей России и Белоруссии. Член Международного клуба православных литераторов «Омилия»: http://omiliya.org/ Родился 4 ноября 1954 года в Ашхабаде (Туркмения) в семье потомственных москвичей. В печати - с 1968 года. В 1977 году окончил факультет русской филологии Туркменского государственного университета имени А.М. Горького. В 2007-2008 годах работал в пресс-службе Фонда «Андреевский Флаг» и Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», проходившей по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии. В настоящее время - редактор сетевого литературного журнала «Камертон»: http://webkamerton.ru/ Живет в Москве.