Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Русский геополитик XIX века Ростислав Фадеев

Сергей  Лебедев, Русская народная линия

Консервативная классика / 13.01.2010

В статье дается обзор жизни и творчества Ростислава Андреевича Фадеева, бесстрашного русского генерала, активного участника войны на Кавказе, яркого публициста, одаренного литератора, талантливейшего практика геополитики, неутомимого общественного деятеля.

Всегда находясь на острие общественной и политической жизни, Р. А. Фадеев в своих работах затрагивает наиболее насущные и актуальные проблемы его эпохи, посвященные кавказскому вопросу, до сего дня так и не получившему своего окончательного разрешения, так называемым, славянскому и восточному вопросам, глубокий анализ которых во многом предвосхитил ряд последовавших позднее событий.

В сферу интересов Фадеева включена, конечно, и пореформенная Россия, в частности вопросы, напрямую касающиеся формирования органов местного самоуправления, являющихся непременным условием и фундаментальным основанием для становления и развития гражданского общества в любом государстве.

Идеи Р. А. Фадеева, отчасти бесспорно опережавшие свое время, во многом остаются актуальными и сегодня, что позволяет считать его одним из лучших исследователей социальных, военных, культурных, и геополитических проблем в России.

Введение

В жизни человеческих обществ не бывает крупных явлений

совершенно случайных, таких явлений, которые не исходили

бы из народного духа и исторической судьбы государства

Р. А. Фадеев

Ростислав Андреевич Фадеев Ростислав Андреевич Фадеев в истории русской общественной мысли навсегда останется одной из самых ярких и своеобразных фигур. Лихой кавказский офицер, тонкий литературный стилист, основательный ученый, педантичный военный теоретик, язвительный полемист, жесткий волевой политик, теоретик и практик геополитики задолго до появления этого термина - все это Фадеев. «Генерал-мыслитель» - так уважительно отзывался о нем Ф. М. Достоевский, хорошо знавший и ценивший Фадеева, подчеркивая не только генеральский чин мыслителя, но и его громадный интеллект, ставивший Фадеева намного выше большинства тогдашних рядовых теоретиков. Но в наши дни Фадеева мало помнят на Родине. Правда, на рубеже XX-XXI веков, когда вновь стала нарывать «кавказская язва», многие мнения Фадеева о Кавказе, его значении для России, а также о специфики войны и политики в регионе, оказались вновь актуальными. Книги и заметки Фадеева о Кавказской войне стали вновь переиздаваться. Но все же Ростислав Андреевич остается «неизвестным солдатом» русской мысли.

1

Родился Ростислав Фадеев 28 марта (9 апреля по н.ст.) 1824 года в Екатеринославе в старинной дворянской семье. Дом, где увидел свет Ростислав Фадеев, и поныне сохранился, хотя, конечно, в серьезно перестроенном виде, в нынешнем Днепропетровске, по адресу: ул. Ленинградская, 11.

Род Фадеевых был во многих отношениях типичным родом русских служилых людей. Прапрадед его, Петр Андреевич, в чине капитана сложил голову в Полтавском сражении. Прадед, Илья Петрович, участвовал в русско-турецкой войне 1735-1740 гг., и умер от полученных ран. Дед Михаил Ильич служил в Псковском драгунском полку, и сражался в войнах с Наполеоном. Один из его сыновей, дядя Ростислава, пал в 1812 году. Другой дядя Ростислава также прошел все войны начала XIX века, и стал артиллерийским генералом.

Отец нашего героя, Андрей Михайлович (1789-1867 гг.), сделал карьеру администратора, вопреки семейной традиции, по которой все мужчины из рода Фадеевых, были военными. К моменту рождения сына Ростислава Андрей Михайлович занимал весьма ответственный пост председателя конторы по делам иностранных поселенцев в Новороссии, находившейся в Екатеринославе. В присоединенном сравнительно недавно, в царствование Екатерины Великой, обширном и пустынном крае российское правительство расселяло переселенцев из Западной Европы и из бывших турецких подданных христиан из-за Дуная. Десятки тысяч болгар, сербов, гагаузов, греков, немцев и поныне проживают в этих землях, относящихся после 1991 году к новоявленным «государствам» Украина и Молдавия. По делам службы Андрею Михайловичу приходилось постоянно пребывать в разъездах по обширному краю, включавшему в себя земли Екатеринославской, Херсонской, Таврической и Бессарабской губерний. Во время пребывания в Кишиневе Андрей Михайлович встречался с находившимся там А. С. Пушкиным.

Вот как описывает обстоятельства общения с Пушкиным Андрей Михайлович, который был вхож в дом генерала Инзова, опекавшего опального поэта: «Во время моих приездов в Кишинёв меня помещали в одной комнате с Пушкиным, что для меня было крайне неудобно, потому что я приезжал по делам, имел занятия, вставал и ложился рано спать, а он по целым ночам не спал, писал, возился, декламировал и производил все свои ночные эволюции в комнате, во всей наготе натурального образа. Он подарил мне свои рукописные поэмы, написанные им собственноручно - «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник». Зная любовь моей жены к поэзии, я повёз их ей в Екатеринослав вместо гостинца, и в самом деле оказалось, что лучшего подарка сделать не мог. Она пришла от них в такое восхищение, что целую ночь читала и перечитывала их несколько раз, а на другой день объявила, что Пушкин, несомненно, гениальный великий поэт».

Работа Андрея Михайловича была отмечена тремя орденами, несколькими денежными вознаграждениями, и, наконец, перстнем с бриллиантом и чином коллежского советника. В дальнейшем Андрей Михайлович занимал должности Главного попечителя кочующих народов, был саратовским губернатором, затем, с 1846 года, - управляющим государственными имуществами на Кавказе. Это была очень ответственная должность, т.к. большая часть земель и ресурсов Кавказа считались казенной собственностью.

На всех занимаемым им постах Андрей Михайлович отличался огромной работоспособностью, пунктуальностью, честностью, борьбой с коррупцией (в Саратове он отдал под суд сразу 20 проворовавшихся чиновников), искренним стремлением улучшить жизнь и быт народа. Так, в Саратове он провел водопровод, открыл детский приют и школы для девочек. Главным же качеством Фадеева - старшего как чиновника была честность. Как писала в мемуарах его дочь Надежда Андреевна: «Андрей Михайлович Фадеев в течение своего многолетнего служебного поприща несколько раз занимал такие места, на которых мог обогатиться... Но он никогда ничего не имел, кроме того, что давала ему служба; вел жизнь скромную, строго соизмерял ее с объемом своего содержания...».

Мать Фадеева, Елена Павловна, (1789-1860 гг), урожденная княжна Долгорукая, принадлежала к одной из самых аристократических семей Империи. Представительница старшей линии князей Долгоруких, дочь генерала Павла Григорьевича, и внучка петровского дипломата, казненного во времена бироновщины, Елена Павловна была яркой личностью. Будучи женщиной широко образованной, владевшей пятью языками, прекрасно рисовавшей и музицировавшей, она занималась изучением кавказской флоры, под ее непосредственным влиянием Фадеев - старший начал заниматься устройством кавказских курортов. Она переписывалась со многими учеными, в частности, с президентом Лондонского географического общества Робертом Мерчисоном, с известными ботаниками и минералогами, один из которых назвал в честь ее найденную им ископаемую раковину Venus-Fadeeff.

В семье, кроме сына Ростислава, были еще три старшие дочери. Все они также были замечательными личностями. Елена, в замужестве Ган, стала писательницей, творившей под псевдонимом «Зинаида Р-ва». Ее романы и рассказы в 30-40-е гг. XIX столетия имели широкий читательский успех. «Русской Жорж Санд» называл Елену Ган Белинский. В 1836 году Елена Ган встречалась с Пушкиным, хвалебно отозвавшемся о ее творчестве, причем это не было только комплиментом. Год спустя Елена Ган провела лето в Пятигорске, где в это же время находился Лермонтов. Интересно, что в «княжне Мери» Лермонтова и повести «Медальон» Ган очень похожие сюжеты и персонажи. Это неудивительно: независимо друг от друга оба автора описали светское «водяное» общество того времени. Елена умерла от туберкулеза в 1842 году в 28 лет. В своей статье, посвященной выходу в свет посмертному собранию сочинений Е. Ган в 4-х томах, Белинский писал: «Не являлось еще на Руси женщины столь даровитой, не только чувствующей, но и мыслящей... Такие строки могут вырываться только из-под пера писателей с великою душою и великим талантом». Интересно, что дочери Елены Ган - Елена Петровна Блаватская (1831-1891 гг), создательница «теософии», и Вера Петровна Желиховская (1835-1896 гг), известная детская писательница, в литературе превзошли мать.

Екатерина (1819-1898 гг), в замужестве Витте, стала матерью пятерых детей, в том числе известного деятеля рубежа веков, Сергея Юльевича Витте. Ростислав Андреевич оказал большое влияние на развитие Витте, хотя, доживи он до «эпохи Витте», вряд ли стал поддерживать многие дела своего племянника. Впоследствии Сергей Юльевич вспоминал: «...Фадеев имел громадное влияние на мое образование и на мою умственную психологию... Должен сказать, что я не встречал в своей жизни человека более образованного и талантливого, чем Ростислав Андреевич Фадеев».

Надежда была хранительницей семейных архивов и неудивительно, что стала издателем трудов брата. Надежда Андреевна являлась действительным членом многих благотворительных обществ Одессы: Дома Трудолюбия, Общества борьбы с туберкулезом, Общества покровительства животным, и пр. В частном музее Надежды Фадеевой хранились обширные коллекции оружия (часть которого прислала ей с Кавказа брат Ростислав), византийские мозаики, персидские и турецкие ковры, японский фарфор, множество картин, большая библиотека. Умерла она в 1919 году в возрасте 90 лет. Коллекция ее музея пропала в хаосе Гражданской войны. Вероятно, ее разграбили интервенты и бесчисленные одесские «власти» в революционную смуту.

Такова была семья Фадеевых. Думается, в ней трудно было стать посредственностью. Самым же выдающимся представителем Фадеевых стал Ростислав.

2

Имя долгожданному сыну родители приготовили заранее. В мемуарах Андрея Михайловича так объясняется столь необычное для того времени имя, которого не было в святцах: «когда Елена Павловна была ещё молоденькой девочкой, почти ребёнком, был у неё двоюродный дядя, князь Григорий Алексеевич Долгорукий, старый моряк... Он командовал кораблём и с ним участвовал в эскадре графа Орлова-Чесменского, когда тот совершал экспедицию в Неаполь для похищения княжны Таракановой. По совершении похищения, Тараканову посадили на этот же самый корабль под командой Долгорукого, который и доставил её в Кронштадт.... Князь Долгорукий был старый бессемейный холостяк, большую часть жизни проводил в море на своём корабле и любил его со страстию, как своё родное детище. Корабль назывался «Ростислав». Князь Долгорукий говорил о нём с отеческою нежностью, иногда со слезами умиления, и постоянно твердил своей племяннице: «Смотри, Еленушка, когда ты будешь большая, и выйдешь замуж, и будет у тебя сын, ты его назови Ростиславом, в честь и память моего корабля...» И взял с неё слово, и при каждом свидании напоминал об этом...Еленушка не забыла своего обещания. И вот в 1824-м году, 28 марта, Бог ей даровал сына, здорового, большого мальчика, которому по виду можно было дать два-три месяца. Радостно встретили родители своего первого и единственного сына и при его крещении исполнили заветное желание старого командира корабля «Ростислава», и в честь и память их обоих назвали своего сына Ростиславом».

Первые десять лет жизни Ростислав провел в Екатеринославе, а затем путешествовал по местам службы отца - Одесса и Саратов.

Ростислав с юности предназначался к военной деятельности и в 1838 году был отправлен учиться в артиллерийское училище. Однако, несмотря на проявленные способности к военному делу, Фадеев не столько учился, сколько вел жизнь типичного представителя «золотой молодежи». В результате он из-за «живости характера» не окончил училища. Выглядела эта «живость характера» так: пятнадцатилетний Фадеев дал пощечину офицеру-воспитателю, грубо схватившего его за волосы. В царствование Николая I это считалось серьезным преступлением, и юнкер был отправлен в крепость Бендеры простым солдатом. При этом он мог считать, что легко отделался, поскольку за оскорбление действием офицера он мог угодить на всю жизнь в арестантские роты, и только заступничество дяди Павла Михайловича, начальника всех военно-учебных заведений, спасло его от такой участи.

Ростислав исправно отслужил солдатом весь положенный по приговору 3-летний срок, и в 1842 году вернулся к отцу в Саратов, в чине прапорщика в отставке, не имея ни должности, ни профессии. К счастью, этот удар по самолюбию помог Фадеев взяться за ум и озаботиться о своей карьере. В период вынужденного безделья, которое его кипучая натура не переносила, он «глотал» сотни книг. Сотни пухлых тетрадей, как признавала его сестра Надежда, составили конспекты прочитанных книг. Фадеев стал одним из самых образованных людей России того времени, при этом, формально не имея диплома ни одного учебного заведения. Но, разумеется, участь кухонного мыслителя его не устраивала. Ростислав чувствовал себя прирожденным солдатом, и не мог не уехать туда, где свистели пули - на Кавказ.

В 1844 г. Фадеев отправился туда волонтером и уже вскоре отличился во многих боях. Имя его прогремело на всю кавказскую армию. Правда, несдержанность в словах Фадеева, имевшего обыкновение кавказских офицеров говорить то, что думаешь, не раз осложняло ему жизнь. Так, в 1848 г., приехав в отпуск в Петербург, Фадеев вскоре был выслан «за непозволительную болтовню» из столицы домой в Екатеринослав под домашний арест.

Благодаря ходатайству родственников, император разрешил отбывать ссылку в Тифлисе, где в тот момент служил его отец, но с установлением полицейского наблюдения. Таковым были первые жизненные реалии, с которыми столкнулся молодой образованный человек. Подобные проблемы многих русских людей толкнули на путь революционного «отрицания», или превратили в циничных карьеристов. Но Ростислав Фадеев никогда не смешивал Родину и «его превосходительство». Личные обиды и неприятности не мешали ему здраво оценивать российские порядки и видеть главную причину отечественных проблем в антинациональном, подражательном образовании культурного слоя России, следствиями которого были и болезненные проблемы общества.

3

Лишь в 1850 г., после двух лет вынужденного безделья, Фадеев снова отправился на Кавказ, на котором воевал до конца Кавказской войны. Во время Крымской он также сражался на Кавказском фронте против турок, отличился в сражениях при Башкадыкларе и Курукдаре, и взятии Карса. Фадеев выделялся своей личной храбростью даже на фоне кавказских офицеров. Здесь, где человека оценивали по его способностям, а не связям, имени или деньгам, Фадеев чувствовал себя своим. Зато и служебный рост вполне соответствовал качествам храброго офицера: в 1852 году он был произведен в подпоручики и награжден орденом Анны 3-ей степени, год спустя - произведен в поручики и награжден золотой саблей с надписью «За храбрость», еще через год - орденом Св. Владимира 4-ой степени с бантом.

На Кавказе с Фадеевым случился и благодетельный духовный переворот, превративший его из вольтерьянца в истинно православного человека. Приведем отрывок из воспоминаний С. Ю. Витте: «Мой дядя мне рассказывал, что при взятии Карса он сделался религиозным человеком, до того же времени он был заражен атеизмом. В числе военных, которые находились при взятии Карса, был Скобелев, отец знаменитого Скобелева и отец княгини Белосельской-Белозерской... Этот Скобелев, который, как известно, был сын простого солдата Скобелева, командовал в это время одним из полков; он очень любил моего дядю, который был уже в то время в капитанском чине и который был гораздо моложе его. Дядя мне рассказывал, что когда он получил приказ атаковать Карс, и во что бы то ни стало взять его, то многие офицеры в этот вечер, по привычке того времени, кутили перед боем, - Скобелев же целый вечер употребил на молитву и на приготовление себя к смерти; своим примером он заставил делать то же самое и Фадеева; Фадеев исполнил все то, что полагается православному христианину, который собирается уходить на тот свет. Все было сделано так благоговейно и так торжественно, что, как мне после говорил Фадеев, - с тех пор он перестал быть атеистом, поверил в Бога, в загробную жизнь и сделался большим поклонником православной церкви (в которой, конечно, он и родился). Всю свою жизнь он был истинным сторонником нашей святой православной церкви, сторонником весьма образованным и начитанным, знающим священную историю и вообще всю историю нашей церкви».

На Кавказе открылись качества Фадеева также и как литератора. По распоряжению князя Василия Бебутова (1791-1858 гг.), одного из русских военачальников Кавказского фронта в Крымскую войну, Фадеев написал на русском и французском языках подробное описание сражения с турками при Башкадыкляре. Его описание появилось на страницах газеты «Кавказ» и официоза «Journal de St. - Peterbourg». Фадеев стал при В. О. Бебутове чем-то вроде секретаря, поскольку храбрый вояка Бебутов с трудом мог письменно изложить свои приказы.

Когда Наместником Кавказа стал Николай Николаевич Муравьев (1794-1866 гг.), начавшим сразу же «наводить порядок», желая выбить «ермоловский дух» в Кавказской армии, увольняя всех, перечивших ему, то Фадеев оказался в оппозиции. Когда один из боевых офицеров, князь Д.И. Святополк-Мирский опубликовал «Ответ на обвинения Н. Н. Муравьева», то Фадеев был одним из соавторов «ответа». Впрочем, сам Фадеев предпочитал не участвовать в дрязгах, постоянно находясь на передовой.

Крымская война закончилась, но война на Кавказе продолжалась. Фадеев по-прежнему участвовал во всех значимых операциях и боях. Военные качества Фадеева нашли отражение в его дальнейшей карьере: в июне 1857 года он получил чин штабс-капитана, в начале 1858 года - капитана.

Между тем, в конце 1856 года новым Наместником Кавказа стал давний знакомый Фадеева, Александр Иванович Барятинский (1815-1879 гг.). Прослуживший много лет на Кавказе, Барятинский хорошо знал этот край, и считал возможным закончить, наконец, бесконечную войну с горцами, пользуясь тем, что русская армия на Кавказе во время Крымской войны резко увеличилась численно. Кроме того, Барятинский мог расчитывать на то, что новый монарх, Александр II, с которым Барятинского связывала давняя личная дружба, не будет чинить препятствия распоряжениям местной власти. Ранее официальный Петербург вечно вносил поправки во все распоряжения кавказских военных. Еще чаще именно в Петербурге планировались все военные операции против горцев, полностью соответствующие всем особенностям новомодной европейской военной науки, но совершенно не отвечающие реалиям Кавказа.

Правда, против планов нового Наместника выступали министр финансов, озабоченный тем, что расходы на войну должны резко возрасти, министр иностранных дел, великий дипломат А. М. Горчаков, опасался, что кавказские столкновения помешают дипломатическим мероприятиям в Европе. Наконец, военный министр был недоволен тем, что командование Кавказской армии было ему совершенно неподотчетно. Барятинскому нужен был толковый офицер, разбирающийся в кавказских делах и способный со знанием дела вести полемику против петербургских бюрократических сфер. Таковым и стал Ростислав Фадеев, занявший в сентябре 1858 года должность офицера по особым поручениям при Главнокомандующем. Это было что-то вроде должности пресс-секретаря. Конечно, для самого Фадеева данная должность была необременительным приложением к основной его работе строевого офицера. Он лично участвовал во всех операциях завершающего этапа войны. В 1859 году именно Фадеев настоял на штурме последнего оплота Шамиля - аула Гуниб, который многие офицеры штаба Наместника предлагали взять измором. Фадеев лично участвовал в штурме Гуниба 25 августа 1859 года. Его храбрость и распорядительность были отмечены орденом Св. Станислава с мечами и чином полковника. Но высшей для себя наградой он считал подаренное ему Барятинским личное знамя Шамиля. На знаменитой картине Ф. Рубо «Пленение Шамиля» именно это знамя передает вождь мятежных горцев. Эту же сцену изобразил художник А. Д. Кившенко в картине «Сдача Шамиля князю Барятинскому».

Сразу после капитуляции Шамиля Барятинский Фадеев изложил суть произошедших событий в двух отчетах о военных действиях на Кавказе, а в 1860 году написал книгу «Шестьдесят лет Кавказской войны». Она положила начало славе Фадеева как писателя.

Отклики на книгу были в основном благожелательными. Даже несогласные методами Барятинского отдавали должное эрудиции и блеску изложения Фадеева.

Впрочем, эта книга неожиданно дала и новое, не предусмотренное военными уставами, повышение Фадеева: на состоявшемся 9 марта 1860 года в Тифлисе заседании Кавказского отделения Императорского Русского Географического общества он был избран его членом.

4

После усмирения Чечни и Дагестана в 1859 году, война на Кавказе продолжалась еще пять лет на горной стороне Кубани и Черноморском побережье Кавказа. Кроме того, периодически вспыхивали восстания и на, казалось бы, давно усмиренной территории. В 1861-62 гг. произошло крупное восстание в Закатальском округе на границе Грузии и Дагестана. Фадеев проводил расследование причин восстания, и результаты своей проверки изложил в специальной записке. В 1864 году он инспектировал Западный Кавказ, где только что закончились бои, и началось массовое переселение горцев в Турцию.

Война закончилась, и за отличия в ней Ростислав Фадеев был произведен в генерал-майоры. Так за 14 лет он прошел в огне путь от прапорщика до генерала.

Если шпага Фадеева стала теперь уже не очень нужной, то перо, умение владеть которым генерал довел до совершенства, было по-прежнему необходимо. По предложению нового Наместника, Великого Князя Михаила Николаевича, Фадеев поместил в газете «Московские Ведомости», издаваемые выдающимся русским публицистом Михаилом Катковым, с августа 1864 по январь 1865 года 14 писем с Кавказа. Впоследствии они вышли отдельным изданием. Фадеев не только обстоятельно описал перипетии войны, но и затронул ряд серьезных вопросов русской жизни. В частности, его, как боевого офицера, неприятно поражало полное равнодушие русского общества к Кавказу, не отдававшего отчет в том, что Кавказ составляет «половину всей политической будущности России». На основании опыта многолетней Кавказской войны Фадеев делал вывод, что военная система государства должна основываться на народном духе и выражать национальный характер.

Прекращение бесконечной Кавказской войны поставило Фадеева, как, впрочем, и многих других боевых офицеров, перед перспективами дальнейшей службы. Проведшие многие лет на войне офицеры определенно не годились для того, что бы прозаически «тянуть лямку» в армии мирного времени. Фадеев принял решение уйти в отставку, что бы полностью посвятить себя публицистической и политической деятельности. Правда, Фадеев не хотел покидать Кавказ, поскольку знал, что его старый отец, продолжавший служить в Тифлисе, воспримет это тяжело. В 1867 году Андрей Михайлович скончался. И Ростислав сразу покинул Кавказ. На военной службе он формально находился до 1870 года, но не занимал никаких должностей, числясь в отпуске. Фактически Фадеев стал полностью штатским человеком. Начался новый период его жизни.

5

На «гражданке» молодой генерал продолжал публицистическую деятельность. В столичных центрах империи кипела острейшая идейно-политической борьбе. Сходились в горячих спорах западники-либералы, призывавшие ориентироваться на западные образцы политической и культурной жизни, отрицающие все и вся нигилисты, сторонники самобытного пути России, и, наконец, «охранители», отвергавшие крайности всех течений. «Охранители» (буквальный перевод латинского слова «консерваторы») считали, что в национальных интересах России необходимо охранение истинно-русских начал, выраженных в триаде «православие-самодержавие-народность». Фадеев с самого начала занял позицию в охранительном лагере, вскоре выдвинулся как один самых ярких публицистов. Впрочем, его горячий темперамент не раз приводил его к горячей полемике.

Он вступил в конфликт с военным министром Д. А. Милютиным, выступая против его проекта военных реформ. В 1867 г. в «Русском Вестнике» он поместил ряд статей, которые год спустя вышли отдельной книгой «Вооруженные силы России». В 1873 г., в развитие этой темы, вышла еще одна книга отставного генерала «Наш военный вопрос».

Публикации по военным вопросам сделали Фадеева широко известным не только в России. Он стал получать предложение о поступление на службу в качестве советника от ряда зарубежных правительств. Так, хедив (правитель) Египта пригласил Фадеева реорганизовать египетскую армию по русскому образцу.

Фадеев активно публиковался не только в различных охранительных изданиях. В 1871 году Фадеев вместе с другим отставным генералом, Михаилом Григорьевичем Черняевым, присоединившим к России Ташкент и обширные территории в Туркестане и уволенный в отставку за самовольные действия, организовал газету «Русский Мир», ставшей одним из «мозговых трестов» охранителей. Редактором «Русского мира» был полковник В. В. Комаров, финансировал газету М. Г. Черняев, но фактически главную роль в издании играл Ростислав Фадеев.

Осуждая реформы 60-х гг., «Русский Мир» предлагал усилить роль сословного начала в жизни общества. В отличие от ностальгирующих по крепостному праву «диких помещиков», в «Русском Мире» признавали новые социальные реалии пореформенной России. Программа новой газеты заключалось в том, что бы наполнить их «истинно-русским» содержанием.

В 70-е гг. из-под пера Фадеева появился ряд программных документов мировоззренческого плана, носящих весьма решительный характер. Так, в 1874 г опубликовал книгу «Русское общество в настоящем и будущем. (Чем нам быть?)», составленную на основе своих статей в «Русском мире». Реформы 60-х гг. подвергались критике за их бессословный характер. Подчеркивая, что «культурный слой» дворянства основывает весь государственный быт, Фадеев предлагал расширить роль дворянства в земских органах власти. Следует заметить, что, говоря о дворянстве, Фадеев имел в виду «культурный слой» любого сословного происхождения, т.е. элиту российского общества, пополняемую одаренными людьми из низов.

Книга вызвала большую полемику среди консерваторов, поскольку многих из них пугали радикальные высказывания генерала - публициста о необходимости полного изменения социального устройства России. Славянофил Ю. Ф. Самарин такую назвал позицию «революционным консерватизмом», отмечая стремление к революционным изменениям во имя сохранения основ прежнего общества. Но если Ю. Ф. Самарин употреблял это выражение иронически, то в скором времени парадоксальное сочетание «революционный консерватор» стало с гордостью употребляться многими сторонниками охранительного направления с гордостью. Уже в 1876 г Ф. М. Достоевский называл себя и своих единомышленников «революционерами от консерватизма».[1]

Однако мировую известность принесли Фадееву его статьи по славянскому и восточному вопросам, которые он, начиная с 1869 г., помещал в «Биржевых Ведомостях». Чуть позднее, в январе 1870 года. на основе этих статей была издана книга «Мнение о восточном вопросе». Фадеев с тревогой наблюдал подъем объединенной Германии. Поэтому основная идея его статей заключалась в неизбежности борьбы славянства с германизмом. Учитывая германофильство Александра II, это звучало очень оппозиционно. Одновременно с этим Фадеев считал необходимым разрешить восточный вопрос путем разгрома Османской Империи и ликвидации Австро-Венгрии. Результатом, по мысли Фадеева, произошло бы объединение славянских народов в одно государство под скипетром русского царя, причем столицей объединенного государства должен был стать Константинополь.

«Мнение о восточном вопросе» сразу же стало мировой сенсацией. Ее мгновенно перевели на английский и ряд славянских языков. Многие европейские газеты перепечатали обширные выдержки из книги. Чешская община Петербурга преподнесла Фадееву благодарственный адрес. Зато австрийские и немецкие газеты уверяли, что переодетый Фадеев то организовывает восстание в Галиции, то под видом паломника путешествует по Балканам, создавая подпольные группы славян, готовые восстать против турок по первому сигналу.

Книга Фадеева вызывала яростную критику западников из журнала с говорящим названием «Вестник Европы» и левых радикалов из «Отечественных записок». В Австро-Венгрии и Османской империи книга вызвала переполох - ее расценили чуть ли не как объявление войны этим двум странам. Впрочем, и официальный Петербург также поспешил отмежеваться от Фадеева. Российский посол в Вене Н. А. Орлов уведомил правительство Австро-Венгрии о полной непричастности правительства к публикациям Фадеева, что, кстати, было правдой. Демонстрируя это, правительство официально отправило Фадеева в отставку, хотя он и так до этого лишь формально числился в армии, не занимая никакой должности и даже не получая жалования.

Интересно, что одновременно (и совершенно независимо от Фадеева) подобные взгляды изложил своей книге, которую справедливо называли «катехизисом славянофильства» выдающийся русский мыслитель Н. Я. Данилевский. Действительно, такие идеи тогда «носились в воздухе».

6

Между тем в 1875 году началось очередное обострение восточного вопроса. Летом началось восстание боснийских сербов против турецкого ига. В апреле 1876 года вспыхнуло восстание болгар. Затем началась война Черногории и Сербии против турок. Было ясно, что русское общественное мнение потребует вступления России в войну за освобождение славян.

Для Фадеева, обладавшего благодаря знакомству со славянскими деятелями всей полнотой информации о ситуации на Балканах, это не было неожиданным. Более того, еще за полгода до восстания, в своей записке, адресованной Наследнику, Великому князю Александру Александровичу, он отмечал, что кризис на востоке вот-вот начнется, и Россия, независимо от собственного желания, вынуждена будет вести войну. И он решил действовать теперь не только на страницах печати. Как частное лицо, он был теперь более свободным своих действиях. И это не могло не сделать полностью самостоятельным политиком.

В начале 1875 года он воспользовался давним приглашением египетского хедива Исмаила реорганизовать египетскую армию. Он прибыл в Египет и стал советником хедива по военным вопросам и «распорядителем армии». При этом Фадеев оставался в российском подданстве, формально числился гражданским лицом и не носил египетской формы.

Следует пояснить, что в то время Египет считался вассальным государством, подчиненным Османской империи, хотя и имевшим своего наследственного монарха с титулом хедива. Зависимость от Турции проявлялась еще и тем, что египетская аристократия была иноземного, преимущественного турецкого и албанского происхождения. Языком команды в египетской армии был турецкий, и только один араб имел чин полковника. Впрочем, это обстоятельство очень помогало Фадееву, прекрасно владевшим турецким языком и превосходно знавшим исламские обычаи, руководить египетской армией. Как власти, так и простые египтяне стремились избавиться от турецкой зависимости. В случае большой войны Османской империи против России Египет мог выступить против турок. При этом Египет был полуколонией Англии, владевшей египетскими банками, заводами и железными дорогами. Английское владычество вызывало всеобщую ненависть египтян. Фадеев учитывал, что любое решение восточное вопроса грозит вызывать войну России с Британской империей, мог надеяться на то, что Египет окажется в этом случае союзником России.

Увы, существовали еще и другие обстоятельства, которые оказались более существенными, приведшие к тому, что все пошло по-другому. Египет переживал тяжелый финансовый кризис, который привел к тому, что над страной был установлен иностранный финансовый контроль. В том же 1875 году хедив был вынужден продать по дешевке акции компании Суэцкого канала. Построенный за египетские деньги и трудом египетских рабочих Суэцкий канал за сумму, составляющую несколько процентов от реальной стоимости, достался Великобритании, которой руководил в то время еврей Дизраэли. Это стало началом полной оккупации англичанами Египта, которое и было осуществлено в 1882 году. Но когда в Египет прибыл Фадеев, страна стояла на распутье, и все еще могло пойти по другому.

Первоначально дела Фадеева в Египте шли хорошо. Хедив осыпал его наградами и подарками, и обещал выступить против турок, если начнется русско-турецкая война. Однако Фадеев проницательно обращал внимание на непостоянство и лживость хедива, на коррумпированность египетской верхушки, перешедшей на содержание англичан. К тому же на Фадеева крайне тяжелое впечатление произвела египетская армия. Он признавал в частном письме, что реорганизовать эту армию все равно, что выпить грязную лужу.

И все египетское предприятие кончилось неудачно: после того, как контроль над Суэцким каналом перешел к англичанам, вся финансовая система страны стала контролироваться ими. Понятно, что англичане, желая захватить Египет и одновременно не допустить русских на Восток, смогли элементарно купить египетскую верхушку и переманить на свою сторону слабовольного хедива. В довершение Египет начал военные действия против христианской Эфиопии. Фадеев отказался способствовать войне против единоверного народа, и в апреле 1876 года оставил службу в Египте.

В ходе русско-турецкой войны 1877-78 гг египетские войска сражались в составе турецких войск. Для Фадеева единственным утешением было то, что египтяне оказались очень плохими его учениками, и посланные воевать против русских египетские солдаты проявили поразительно низкую боеспособность.

Одной из главных причин провала египетской миссии Фадеева было то, что он действовал в одиночку, не получая никакой помощи со стороны официальных властей России. Определенную поддержку ему оказывал посол в Стамбуле Н. П. Игнатьев, но это была его личная позиция, расходившаяся с позицией российского МИДа. В таких условиях бороться с британским, турецким влиянием в Египте даже при поддержке хедива было невозможно.

Одновременно с Фадеевым его партнер по газете «Русский Мир» и охранительному движению М. Г. Черняев прибыл в Сербию и возглавил сербскую армию в ходе сербо-турецкой войны лета 1876 года. Другой товарищ Фадеева по «Русскому миру» В. В. Комаров также прибыл в Сербию и стал начальником штаба одной из сербских армий. Всего в Сербию при поддержке славянофильских организаций прибыли примерно 4 тысячи русских добровольцев. Но они также действовали в одиночестве, не имя поддержки официального Петербурга. В Белграде также ожидали скорого прибытия Фадеева, но Александр II лично запретил ему ехать в Сербию. Как истинный военный, остававшимся таким и в отставке, Фадеев подчинился приказу.

Между тем сербо-турецкая война 1876 года, продолжавшаяся ровно 4 месяца, в силу многих причин закончилась поражением сербской армии. Но Фадеев продолжал активно действовать. Он вплотную занялся делами болгарского дела.

В те же дни апреля 1876 года, когда Ростислав Андреевич вернулся в Россию, когда в Болгарии началось восстание против турок. Плохо вооруженные повстанцы были разбиты. Началась жестокая расправа турок над мирным болгарским населением.

Теперь от полного истребления балканских славян могли спасти только русские войска. И 12 апреля 1877 года началась русско-турецкая война. Но еще за полгода до начала военных действий Фадеев подал начальнику Главного Штаба русской армии графу Ф. Л. Гейдену записку, озаглавленную «Болгарское дело в турецкой войне». Поскольку война была неизбежна, Фадеев заранее старался обратить внимание военных кругов России к болгарскому вопросу, который, собственно был главным в надвигающейся войне. Фадеев предлагал создать из болгарских добровольцев особое ополчение в 15 тысяч человек, к которым предлагал присоединить 5 тысяч русских военных болгарского происхождения. Это ополчение должно было стать основой будущей болгарской армии, которое возникнет после освобождения Болгарии. Записка была доведена до сведения императора, и получило его одобрение. В России началось формирование болгарского ополчения из числа болгарских беженцев в России. Во главе болгар стал генерал Н. Г.Столетов, давний сослуживец Фадеева по Кавказу (и Черняева по Туркестану), хорошо знавший восточные и славянские языки. Сам же Фадеев при этом был обойден, не получив никаких должностей.

Фадеев занимался сбором средств для помощи болгарам. На собранные им 150 тысяч рублей было закуплено оружие для болгарского ополчения. Когда же война России с Турцией началась, он вновь просился на службу, но получил холодный отказ. Это было неудивительно - за время публицистической деятельности он нажил своими статьями немало врагов в высшем военном руководстве.

Фадеев осенью 1877 года, отправился в Черногорию, и фактически стал, не имя на то никаких официальных полномочий, военным представителем России в этом союзном балканском государстве. Командуя черногорцами, Фадеев действовал весьма успешно, одержав над турками победу при Антивари. Впоследствии черногорский князь Никола Негош подарил Фадееву небольшое имение. Но война завершилась до того, когда Фадеев успел проявить в Черногории свои военные таланты. Война закончилась подписанием 19 февраля 1878 года в пригороде Константинополя Сан-Стефано мирного договора, по которому рождалось большое Болгарское государство, полную независимость и значительные территориальные приобретения получали Сербия, Черногория, Румыния.

Победа России вызывала резкое недовольство западных держав. Великобритания, Австро-Венгрия, и еще ряд европейских государств предъявили России ультиматум, и угрожали войной, требуя пересмотра Сан-Стефанского мира. Фадеев вновь подавал записки высшим военным чинам России, доказывая, что Европа не способна к большой войне и ситуация 1854 года, когда западные державы начали войну с целью защиты Османской империи, не повторится. Он прибыл в Белград, и был готов возглавить сербские войска в случае войны с Австро-Венгрией и Англией. Но было тщетно. На Берлинском конгрессе в июле 1878 года Россия потерпела унизительное дипломатическое поражение, согласившись с почти всеми западными требованиями. Не случайно тогда говорили, что Россия выиграла войну, но проиграла мир.

7

Известия о результатах Берлинского конгресса вызвали в России взрыв негодования против правительства. 22 июня 1878 г вождь славянофилов Иван Аксаков выступил в Славянском комитете с резкой антиправительственной речью, которая прогремела на весь мир. Гнев правящих кругов России не заставил себя ждать - Московский Славянский комитет был закрыт, а И. С. Аксаков сослан в деревню. Одновременно были закрыты практически все славянофильские и охранительные газеты. «Московские ведомости» М. Н. Каткова провели своеобразную демонстрацию, отказавшись печатать любые статьи о российской внешней политике. Ругать царскую дипломатию в условиях общероссийского кризиса Катков не хотел, а хвалить не было за что.

Конфликт правительства с консерваторами пришелся на время подъема революционного движения, перешедшего к террористической деятельности. Либеральная интеллигенция в очередной раз стала союзником радикалов. Показателем этого стало дело Веры Засулич. Еще во время войны, 24 января 1878 г она стреляла и ранила градоначальника Ф. Ф. Трепова. Суд присяжных ее оправдал 31 марта. Подобное не могло произойти ни в одной западной стране. Получалось, что благородные мотивы оправдывали убийство. Таковы были гримасы судебной реформы 1864 г.

Показателем «кризиса верхов» были зигзаги правительственного курса. Сначала пытались разгромить революционеров и либеральную оппозицию грубой силой. Разделив страны на семь генерал - губернаторств («семигенеральщина») с чрезвычайными полномочиями, правительство обрушило репрессии на противников. С апреля 1879 по июль 1880 гг. было казнено 16 и выслано 577 человек. Либеральная пресса немедленно завопила о невероятном произволе в России. Но террор продолжался. 5 февраля 1880 г С. Халтурин организовал взрыв в Зимнем Дворце. Хотя монарх спасся и в этот раз, правительственный курс сделал очередной зигзаг. Началось то, что получило название «новых веяний», то есть новый этап реформ. Была создана Верховная Распорядительная комиссия во главе со старым кавказским воякой генералом М. Т. Лорис - Меликовым, одновременно ставшем министром внутренних дел. Он пришел к выводу о необходимости осуществления в стране либеральных реформ, которые завершаться «увенчанием здания» империи конституцией. В результате начался конфликт охранителей с Лорис - Меликовым и поддерживающей его группой либеральных бюрократов.

Охранители вовсе не были противниками преобразований как таковых. Но они считали необходимым, что бы все реформы в стране опирались на исторические традиции России. Контр - программой либеральному западничеству стала новая книга вернувшегося в строй Ростислава Фадеева.

Вернувшись в конце 1878 года в Петербург, он не мог остаться в стороне от происходящей борьбы. Фадеев направлял в высшие сферы империи свои записки и предложения. За границей в Берлине, весной 1881 года вышла в свет его новая книга «Письма о современном состоянии России. 11 апреля 1879 г. - 6 апреля 1880 г», содержавшая уже открытую критику реформ Александра II, и выдвигавшая свою позитивную программу. Показательно, что Фадеев выпустил книгу за рубежом. Благодаря этому он мог открыто, без оглядки на цензуру, критиковать государственных мужей и самого монарха. Впрочем, Александр II предварительно ознакомился с содержанием «писем».

Александр II подписал проект Лорис-Меликова о привлечении выборных от земств в Государственный Совет, что превращало его в парламент. Фактически это означало введение в стране конституции. Однако 1-го марта 1881 г. император был убит. Революционный кризис достиг вершины.

Период с 1-го марта по 29 апреля 1881 г был одним из самых драматичных и переломных в российской истории. Останется ли Россия самодержавной монархией, или бросится в неизведанные преобразования, чреватые народнической революцией под социалистическими лозунгами, - все это в громадной степени зависело от одного человека - только что вступившего на престол Александра III.

8 марта 1881 г, на совещании Комитета министров, произошла решающая схватка охранителей с конституционалистами. При голосовании «за» проект Лорис-Меликова высказались 9 участников, «против» - 5. Однако на нового императора произвела речь К. П. Победоносцева, яростно выступившего против конституционного принципа вообще. Выступление К. П. Победоносцева покончили с колебанием Александра III, поддержавшего меньшинство. Конституционный проект Лорис-Меликова был отвергнут.

Однако национально мыслящие русские деятели понимали, что бюрократическое средостение между царем и народом способно и впредь тормозить и выхолащивать все разумные мероприятия. Они помнили, что в России ранее, до реформ Петра I, существовало земское самоуправление, и периодические созывались Земские Соборы, на которых царь спрашивал мнение «Земли» (то есть общества). Неудивительно, что лидер славянофилов И. Аксаков предложил проект созыва Земского Собора. Идею созыва Собора поддержал новый министр внутренних дел, граф Н. П. Игнатьев, давний друг и единомышленник Фадеева.

Сам Р. А. Фадеев и новый министр двора И. И. Воронцов - Дашков также выступали со своим проектом. С их точки зрения, власть должна привлечь на свою сторону общество. Проект Фадеева, составленный весной 1882 г., предлагал созвать 3 тысяч депутатов по куриям от землевладельцев, земледельцев и городов, по 2 - 5 человек от уезда.

Но это произошло несколько позднее, а в первые дни после цареубийства Фадееву пришлось заниматься борьбой с крамолой. В мае 1881 года Фадеев стал осуществлять контроль над «Правительственным Вестником» - главным официальным изданием России, что было очень важно и ответственно в период кризиса в государстве. Но публицистическая деятельность в этот горячий момент не устраивала боевого генерала. Он рвался к делу.

Фадеев стоял у истоков создания нелегальной контртеррористической монархической организации «Священная Дружина». Племянник генерала, С.Ю. Витте сразу после гибели Царя-Освободителя направил ему письмо, в котором предлагал создать тайное общество, независимое от государственных учреждений, для внесудебной расправы с цареубийцами. Идея Витте понравилась Фадееву и он ознакомил с письмом начальника охраны нового императора Александра III, своего давнего знакомого, министра двора И. И. Воронцова- Дашкова. Министр, отмечая слабую способность полиции бороться с террористами, согласился с привлечением на борьбу с крамолой общественных сил. 12 марта 1881 года такая тайная организация, получившая романтическое название «Священная Дружина», была образована.

«Священная Дружина» создавалась как законспирированная организация по образцу своих противников народовольцев с многоступенчатой структурой, сложной системой паролей и шифров, явочными квартирами и т.д. «Дружинники», именующие друг друга «братьями», состояли в основном из гвардейских офицеров, молодых аристократов, приказчиков и торговцев. Руководителем «Священной Дружины» был Воронцов - Дашков, его заместителем - Ростислав Фадеев. Всего в «Дружине» насчитывалось 729 членов. Кроме «дружинников», существовала также Добровольная Охрана, насчитывавшая 14 672 члена, охранявших монарха и членов его семьи во время поездок по России, и ставшая для «Священной Дружины» кадровым резервом.

Организация была хорошо законспирирована, поэтому сведения об устройстве и непосредственных руководителях довольно фрагментарны. Руководящий орган - Совет первых старшин (состав его неизвестен), состоявший из 5 человек. Остальные члены делились на 2 отдела. Первый отдел (100 человек) занимался организационной работой. Из его членов были созданы административные и руководящие органы Дружины - Центральный комитет (наиболее закрытый высший руководящий орган, его персональный состав был известен только Совету старшин), Исполнительный комитет (ведал агентурой) и Организационный комитет (устройством). Второй отдел занимался практической работой. Какую роль играл в организации инициатор ее создания Фадеев неизвестно.

Главной задачей «дружинников» была борьба с революционным движением «грязными» методами. Руководители «Священной Дружины» планировали устранить с помощью террористических актов видных деятелей революционного движения, за границей издавались провокационные газеты «Правда» и «Вольное Слово», ставившие целью дезориентацию радикальной оппозиции, разжиганию противоречий среди революционеров. Против земских либералов «братья-дружинники» действовали под видом организаций «Земский Союз» и «Земская Лига».

В целом, однако, деятельность «Священной Дружины» оказалась малоэффективной. Во-первых, в «Священную Дружину», как и во всякую созданную сверху организацию, по признанию С. Ю. Витте, «направилась всякая дрянь, которая на этом желала сделать карьеру». Во-вторых, состоящая из дилетантов организация не могла в борьбе с революционным движением тягаться с профессионалами из охранного отделения. 26 ноября 1882 г. «Священная Дружина» была распущена, когда революционное движение в основном было разгромлено силами полицейских служб.

Упорная борьба государства и революционеров закончилась победой Самодержавия и привела к курсу контрреформ Александра III. Но эта победа была нелегкой, о чем и свидетельствует деятельность самого Фадеева, прибегавшего к нелегальным методам борьбы с крамолой, не надеясь на мощь и благонадежность государственного аппарата. Следует заметить, что хотя «Священная Дружина» и не выполнила тех задач, ради которых была создана, но объяснялось это возросшей эффективностью полицейских служб, а не ошибочностью самой идеи.

Для Фадеева борьба в «Священной Дружине» стала последним боем старого солдата. 29 декабря 1883 г. он скончался в Одессе. Похоронен он был в первый день 1884 года. Кладбище, где покоился прах генерала и его родни, было уничтожено в 30-х гг.

Как личность, Ростислав Фадеев всегда производил сильное впечатление на всех, с кем ему приходилось общаться, будь-то его единомышленники, или противники.

Интересно, что образ Фадеева изобразил известный писатель Н. С. Лесков в повести «Очарованный странник». В повести главный герой говорит: «Полковник у нас был отважной души и любил из себя Суворова представлять, все, бывало, «помилуй Бог» говорил и своим примером отвагу давал». В повести описывается переправа через реку Койсу, и полковник, командующий русскими, обращается к своим подчиненным словами «благодетели». Именно таким командиром был Фадеев. Про него можно было сказать словами Лермонтова - «Слуга царю, отец солдатам».

Весьма ядовито выведен образ Фадеева в «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина. Известный левый сатирик изобразил Фадеева в виде «странствующего полководца» Полкана Редеди. (Впрочем, в большей степени сатирик использовал при создании этого образа черты генерала Михаила Черняева, друга и единомышленника Фадеева).

Во время своих поездок в Египет на пароходе Фадеев встретился с известным философом Владимиром Соловьевым. В короткой поэме «Три свидания» Соловьев так описал Фадеева:

Всех тешил генерал - десятый номер -

Кавказскую он помнил старину...

Его назвать не грех - давно он помер,

И лихом я его не помяну.

То Ростислав Фадеев был известный,

В отставке воин и владел пером.

Назвать кокотку иль собор поместный -

Ресурсов тьма была сокрыта в нем.

Мы дважды в день сходились за табльдотом;

Он весело и много говорил,

Не лез в карман за скользким анекдотом

И философствовал по мере сил.

Как уже говорилось, весьма высокого мнения о качествах Фадеева как человека и политика был Ф. М. Достоевский. Ценили Фадеева также и такие деятели, как К. П. Победоносцев и Лев Толстой. Тем не менее, при всех высоких качеств Фадеева как человека для большинства мыслителей второй половины XIX века он был человек не от мира сего. Увы, как мыслитель Фадеев явно обогнал свой века, и оказался не понят современниками.

Личная жизнь Ростислава Андреевича явно не удалась. Проживший шесть десятилетий, Фадеев не имел ни жены, ни детей. Хотя в дни его Екатеринославской и кавказской юности за ним числилось множество романов, своей семьи он так и не создал.

Аналогичным образом, не сделал Фадеев и состояния. Свою долю от отцовского наследства он передал сестрам, и единственным источником его доходов оставалось офицерское жалование. Став генералом, Фадеев отнюдь не стал богачом. Его жалование, или «оклад по чину», составляло 1017 рублей. Впрочем, сам Фадеев, привыкший на Кавказе к спартанскому образу жизни, никогда не заботился о личном благоустройстве. Получив от египетского хедива значительную сумму денег, он немедленно потратил ее на организацию помощи русским добровольцам на Балканах. Кроме того, немалые суммы из личных доходов тратил на издание газеты «Русский мир» и других охранительных изданий.

О личном бескорыстии Ростислава Андреевича свидетельствует такой факт, который передала его сестра: «В «Московских ведомостях» ему прочитали статью графа Толстого о голоде, свирепствовавшем в Самарской губернии. Ростислав Андреевич, выслушав, сказал: «У меня есть 300 рублей, я их отошлю в Самару», хотя это были все деньги, которые он имел, и берег на отъезд в Петербург».

Впрочем, Фадеев не имел даже собственного дома. Помимо казармы и казенных квартир, единственным его семейным гнездом был номер в петербургской гостинице «Париж». Его он занимал всегда по приезде в столицу империи. Правда, нечто вроде родного очага он мог иметь во время нечастых визитов к своим сестрам Надежде и Екатерине в Одессу.

И все же вряд ли на закате своих дней Фадеев считал себя неудачником. С его активным участием Россия твердой ногой встала на Кавказе, была разгромлена революционная смута рубежа 70-80-х гг. XIX века. Некоторые из предложенных Фадеевым преобразований действительно были реализованы, в том числе и после смерти самого Фадеева. Но многое из того, что предлагал Ростислав Андреевич осталось в силу многих обстоятельств забыто.

Думается, пришла пора вспомнить о некоторых предложениях «генерал-мыслителя», великого мыслителя и скромного патриота, воителя и публициста, одного из первых русских геополитиков.

Сергей Викторович Лебедев, профессор, доктор философских наук, завкафедрой философии в Высшей школе народных искусств (ВШНИ)

Татьяна Владимировна Линицкая, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ВШНИ


[1] Достоевский Ф. М. Полное Собрание Сочинений в 30 тт. Л., 1981 г., т.23, с. 43 -44



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме