Как-то мне в руки попало несколько номеров православного журнала «Кораблик». «Сунули», что называется, я и взял. Хотя сам «из православных», но, «мудрствуя лукаво», питаю слабость к литературе, так сказать, религиозно-философического жанра, пренебрегая простыми, но духовно цельными текстами (кои доступны, впрочем, лишь сердцу чистому и разуму незамутненному). А тут - что-то «церковно-приходское», да и еще и для детей. Журнал «обычный», с картинками, «какие в церквах продают». Как и положено - «Издается по благословению...» Скользнул взглядом по оглавлению, заглянул в середину, похвалил иллюстрации и бросил дома на полку пылиться.
Через время обнаружил за сосредоточенным чтением младшую сестру, восьми лет. «Кораблики» ей понравились не только цветными, ласкающими глаз иллюстрациями, но и своим содержанием. Ее ясные светлые глазки, догоняя строки, скользили по приятной глянцевой странице, а детские губы улыбались навстречу изображению Богоматери в рассказе «Улыбка Богородицы».
Признаться, я искренно позавидовал неподдельной детской заинтересованности и воодушевленности, с которой моя сестра самостоятельно потянулась к чтению «Кораблика». Взгляд упал на рабочий стол, заваленный различными светскими изданиями и «гуманитарно-христианской» литературой. На виду - томик «Самопознания» Бердяева, с обложки которого с иронической усмешкой всезнающего человека посмотрел на меня философ. Невольно я сравнил эту «тонкую усмешку» со светлой улыбкой восьмилетней сестры, не отравленной «знанием добра и зла»... «Будьте как дети» (Мф. 18, 3), - вот мне что тогда припомнилось. Сдвинув «умные книжки» в сторону, я принялся вслед за сестрой перелистывать издание.
Православный детский журнал "Кораблик" издается Свято-Пафнутьевским Боровским монастырем Калужской епархии, выходит с 2007 года. Об издании журнала и его содержании можно прочитать на сайте монастыря, а мне хочется процитировать слова его главного редактора Ирины Есинской, сказанные ею в одном из интервью: «Мы решили, что наш журнал будет обращен не только в прошлое, но также - в настоящее и будущее: он должен быть обращен к детям, к их сегодняшней жизни. И мы должны стараться увлечь детей, живущих в жестоком мире, примером доброй жизни... Мы думаем, что издания, обращенные к подрастающему поколению, должны давать надежду, вносить в детскую жизнь радостное чувство сопричастности Добру и сопричастности друг другу... Много внимания в нашем журнале мы уделяем культуре, в основе которой лежит христианский нравственный идеал. Понятно, что без приобщения к культуре дитя человеческое не сможет стать человеком... Это особенно важно в наше время, когда повсюду в мире щедро рассыпаны плевелы зла и под видом какой-то особой молодежной культуры проникает в нашу жизнь дух растления, дух враждебности Истине и Добру. Образы древней культуры являются для юных необходимой прививкой, создающей иммунитет от той убивающей душу пошлости, что стремительно овладевает сегодня всем человечеством».
Мы недооцениваем роль и ценность подобного рода литературы для становления духовного организма ребенка - в том возрасте, когда с этим организмом родители и наставники могут еще работать, способны еще привить ему чувство сопричастности Богу и жажду Его познания. Здесь важно понимать, что этой «прививкой, создающей иммунитет от убивающей душу пошлости», по-настоящему будет не восприятие «культурных образцов» (в литературе, живописи, искусстве) и образование, но знакомство с живыми и вечными образами совершенной святости и недосягаемой высоты, которые дает и наша русская сказка, и само наше православное христианство.
Понимание Жизни как естественного Чуда доступно лишь ребенку. Дитя не отличает сказку от были, но не в силу неразвитости своей личности, а в силу свободы от греховного закона, овладевающего человеком со вступлением его в сознательную взрослую жизнь. Несмотря на то, что любая «душа от природы христианка», нужно признать, что человек, как существо телесное, в силу своей ограниченности склонен более ко греху, нежели к добродетели, чему свидетельство - торжество зла в мире. Для реализации греховного намерения человеку не надобно делать какого-либо усилия, тогда как добродетельный замысел в своей реализации требует напряжения и душевных и физических сил. Насколько в будущем силен будет человек в этом напряжении и преодолении греха - в большей степени зависит именно от того, что посеяно в душе его в детском возрасте.
Читая журнал «Кораблик» - понимаешь, какой должна быть детская православная литература, что нужно сеять и взращивать в детской душе. К сожалению, не все мы понимаем, сколь важно для детского возраста соприкосновение именно со светлой, яркой стороной человеческой жизни. Грех, страдание, скорбь познается и осмысляется нами через практический опыт духовной жизни; нет нужды внедрять в неокрепшее пока еще естественное детское сознание понятия об этих фактах неестественной и окрепшей в своем несовершенстве жизни взрослого человека.
Главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев писал о том, что «писать для современных детей нужно доверительно, не запугивая их (есть такой протестантский стишок "Покайтесь, дети, или вы погибнете"), а приободряя». Один церковный деятель справедливо ругал некий «Общественный комитет "За нравственное возрождение Отечества"» за название выпускаемого им альманаха «Антихрист в Москве». «Христос в Москве» - вот с чем нужно идти в школы, говорил этот деятель.
Николай Гоголь, к примеру, рос и воспитывался в атмосфере, не вполне соответствующей христианскому духу любви и милосердия. Биографы пишут, что впоследствии писатель страдал маниакально-депрессивным психозом с оттенком религиозного страха перед Страшным судом и Божественной карой «за все содеянное». Нет, речь не о «страхе Божием», привитие которого является необходимым условием правильного детского воспитания. Вопрос в том, что перевешивает - страх наказания за неправильный поступок, или боязнь утратить расположение родителя или Божье благоволение.
Но в современном «прогрессивном» обществе дети в своем большинстве вообще лишены воспитания в религиозном духе. Трагедия современности в том и заключается, что сегодня религиозное воспитание является анахронизмом, а завтра станет уже уголовно наказуемым (см.: Ювенальная юстиция). Когда я захожу в книжный магазин или газетно-журнальный киоск, или просто включаю телевизор (в гостях, например, - дома я этой дряни не держу), то я понимаю, какая это омерзительная вещь - «светское государство». Если государство объявило себя светским, если оно не религиозно - оно становится антирелигиозным. Это закон.
Хочется сказать, это трагедия не современности, а трагедия падшего, развивающегося в грехе мира, поэтому по-своему трагична любая «современность». Но кажется, что сегодня современность как никогда по-настоящему страшна и безжалостна к детям. В современном обществе плюрализма и многообразия - мерзость запустения, потому что оно опустошает, делая детей беззащитными перед натиском всепроникающего разрушительного информационного потока, размывающего их души.
К таким невеселым размышлениям привело меня знакомство с детским православным журналом «Кораблик». Моя восьмилетняя сестра обратила на него внимание и взяла почитать, потому что не смотрит телевизор и интернет. Дети, которых вы не ограничите в «благах цивилизации», просто перестанут что-либо вокруг себя замечать. Сначала ваши дети будут не замечать своих игрушек, книжек и раскрасок, а потом они перестанут замечать вас самих, и вы их просто потеряете.
«Кораблик» - название символическое. Каждая семья должен быть таким «корабликом», - оплотом, крепостью, ковчегом для сохранения и спасения в пучине порока самого ценного - маленького человека. Каким он станет - зависит только от нас. И только с нас спросится...
Подписка на журнал «Кораблик» производится во всех почтовых отделениях России. Каталог «Почта России», почтовые индексы: на полгода - 99292; на год - 16665.