Что такое «народная дипломатия»
Согласно Концепции внешней политики РФ от 2008 года, в пятом пункте[1] говорится о международном сотрудничестве и правах человека, в частности о предотвращении применения практики двойных стандартов в политике, затем о защите прав российских граждан, добровольном переселении русского населения в РФ, борьбе против неофашизма, попыток фальсификации истории - особенно истории Второй Мировой - что неминуемо приводит к реваншизму, неминуемо порождающему конфронтацию.
В связи с этим выходит, что защита итогов Второй Мировой, прав человека, культуры и т.п. - дело не одного только лишь государства, но также дело и общественности, в т.ч. научной.
Концепция внешней политики РФ упоминает любопытную во всех отношениях «инициативу институтов гражданского общества в сфере народной дипломатии».[2] Должен сказать, что мы столкнулись с понятием «народная дипломатия» еще в 2004 году в Белоруссии, когда группа ученых - в основном из православных славянских стран - собрались на квартире коллеги, где мы пришли к единодушному мнению о том, что просто удивительным является тот факт, что отношения между нашими странами оставляют желать лучшего. Тогда мы в шутку решили, что мы, как представители народа, без поддержки государства, выдвигаем проект рассмотрения возможности единства православных народов, и назвали это «народной дипломатией».[3]
Результат был довольно скромным: два сборника статей и несколько презентаций этих сборников. Вместе с тем, определение народной дипломатии могло бы звучать так: инициативы, которые исходят без поддержки или при ограниченной поддержке государственных структур.
Такое понимание народной дипломатии является предвестником того, что инициативы, которые исходят от ученых, могли бы быть значительным фактором воплощения в жизнь Концепции внешней политики РФ. И только ли внешней политики?
Согласно определению, ученый - это человек, занимающийся наукой, а зачастую и высшим образованием. Ученый обязан знать как исследовать проблему, т.е. владеть методологией научного исследования, обладать высокой компетенцией в той области, которой он занимается. Ученый является представителем науки, имеющей своей целью формирование научного (объективного) взгляда на мир[4]. Иными словами:
Ученый:
- Собирает, описывает, анализирует, обобщает и объясняет общественные события;
- Приходит как к познанию закономерностей в объектах познания (природе, обществе), так и закономерностей, присущих субъектам познания (строю мышления, понятийной базе);
- Систематизирует полученные знания;
- Объясняет сущность явлений и процессов;
- Предвосхищает будущие события, явления и процессы;
- Формирует систему использования обретенных знаний.
Все это может осуществляться и легче, и качественнее, если ученый владеет хотя бы один мировой язык и имеет хорошие связи с коллегами за рубежом. Условия прогресса науки таковы, что так или иначе принуждают ученых к сотрудничеству. Ученые часто вначале знакомятся с кем-то по публикации научного труда, а уже после этого происходит размен письмами и идеями. Вэтом смысле большую роль играют научные конференции, круглые столы и тому подобные встречи, на которых люди знакомятся и сближаются.
Коммуникация - фактор контрапропаганды
Это, к тому же, при определенных услловиях, дает ученому возможность отстаивать не только научные, но и политическую взгляды. Не всегда это по силам отдельному ученому, без поддержки государственных учереждений. Вот, какой видится нам возможность - при посредстве МИДа - содействовать предотвращению конфронтации и, т.о., приводить к примирению двух народов.
Понятно, что ученый имеет в обществе особое положение, и это положение дает возможность проявлять инициативу во многих ситуациях и работать автономно. Исходя из предположения, что ученые имеют связи со своими коллегами, первыми отслеживают публикации, затрагивающие болезненные вопросы.
Идеология и методология научних исследований
Можно сказать, что самое главное в идеологии - это метод тотального осмысления (исследования и оценки) отдельных фактов общественной жизни в рамках концепции общественного развития, которая принята в качестве догмы. (Например, православная идеология встраивает факты и тенденции в эсхатологическую перспективу Конца Света, католическая - в хилиастическую перспективу построения «Общества любви». Разновидностями хилиастических идеологий можно считать идеологии коммунизма и глобализма).
Несмотря на все то, что делает науку независимой, все же велико воздействие господствующей идеологии. Причины разные:
1.Господствующая идеология провозглашает себя наукой;
2.Сознательное торможение развития научной мысли определенных направлений;
3. Искажение научного сознания;
4.Ориентирование научных исследований в соответствующее господствующей идеологии русло.[5]
Другими словами, весьма важно организовать отпор тем ученым, которые включились в процесс ревизии научной истины в угоду политической коньюнктуре, дабы информация об их фальсификациях была распространена в научной среде. Это ученые обязаны делать своими силами, не дожидаясь санкции кого бы то ни было. Также существуют научные учреждения, которые занимаются политикой отдельных стран. И от компетентности и инициативности ученых зависит то, насколько эффективной будет деятельность по предотвращению попыток ревизии научной истины и использования ненаучного и ad hoc подхода к международным проблемам. При этом важно, чтобы связь между отдельными учеными и научными учреждениями была устойчивой.
Обязать государственных чиновников регулярно знакомиться с докладами о тенденциях в науке
Если рассмотреть пример Сербии, где представители государства в своей деятельности вообще не учитывают сербскую науку, становится ясно, что инициативы ученых по защите национального достоинства сербского народа, да и прав человека от тех оценок, которые дает ревизия всего, связанного с прошедшими войнами, равно как и на поле культуры (на примере защиты кириллицы) не имеют никакого значения, кроме академического.
Такая политика губительна. Поэтому важно, чтобы представители государства слышали предупреждения ученых. В этом контексте наше первое предложение - дабы ответственные представители государства организовали систему регулярного (скажем, ежеквартального или, хотя бы то, раз в пол года) ознакомления с экспертными оценками, которые ученые давали бы явлениям и тенденциям в общественной жизни.
В конце концов, если спецслужбы доставляют свои сводки и оценки президенту страны, властям и отдельным министрам, то почему советы и размышления людей науки не занимают подобающего им места? Какой смысл ученым отстаивать национальное достоинство своей страны в какой-то из войн, если политики все это игнорируют? А то и придерживаются негативной позиции.
Когда речь заходит о формулировке темы проекта научного исследования, согласно методологии, необходимо всегда оговариться о том, что существует несколько целей исследований, при этом одна из этих целей касается общества. Т.о. делается вывод об общественной полезности этого проекта.[6] Отказываться от услуг науки и действовать волюнтаристски могут только безответственные политики, которые, в Сербиивстречаются, увы, нередко.
МИДу необходима база данных
Во-вторых, для того, чтобы инициатива ученого по предотвращению фальсифицирования или по сближению двух народов была успешной и действенной, она должна опираться на государственные учреждения, прежде всего, на МИД, который мог бы пользоваться как инициативностью ученых, так и имеющимися в академической среде международными контактами.
В этом смысле МИД в сотрудничестве с учеными должен сформировать базу данных о зарубежных и отечественных ученых. Владеют ли русским языком? (Или только пользуются?) Приобретают ли литературу на русской языке? Цитируют ли и как цитируют? Проявляется ли это в публикациях в научной периодике? Принимают ли участие в научных конференциях в России? Работу МИДовцев могла бы упростить энциклопедическая систематизация данных об ученых и их деятельности. Но, дабы эти данные имели пользу, необходимо, чтобы база данных постоянно обновлялась, кроме того, эти данные должны регулярно публиковаться в виде энциклопедических справочников (хотя бы то раз в пять лет). Причем прихоть редколлегии не должна приводить к тому, что об ученом будут известны только лишь общие анкетные данные. Необходимой информацией являются сведения о публикациях, а также о владении языками и о наличии стабильных контактов с зарубежными учеными.[7]
Ясно, что если российские ученые и ученые из дружественных России стран имеют контакты с иностранными коллегами, то это приводит не только к сотрудничеству, но и к дружбе. Дружба двух ученых - ключевой фактор инициативы по преодолению конфронтации и работе по примирению двух народов. Это нуждается и в определенной поддержке - финансовой, информационной, а также посреднической (когда придется пользоваться связями ученых третьей стороны).
В рамках базы данных необходимо иметь и оценку мировоззрения ученого, его отношение к России. Если речь идет о реальных шагах к примирению соседей.
Стихийное проведение научных конференций
В-третьих, сейчас в России, примерно так же, как и у нас, научные конференции, насколько намизвестно, организовываются стихийно.
В этом есть свои плюсы и минусы.
Хорошо то, что речь идет о вынесении на обсуждение определенных тем по инициативам «снизу». Государство, по мнению инициаторов таких конференций, не должно вмешиваться в специфические вопросы.
Между тем, плохо то, что на конференциях не присутствуют люди, чье присутствие принесло бы конкретную пользу и державе, и народу. Иными словами, пользуясь базой данных, МИД мог бы иметь план научных конференций, проводящихся в России, и предлагать организаторам приглашать определенных ученых. Могут приглашать и тех, кто «пойман на фактах фальсификации» дабы тут, на людях, расставить «точки над i», а, возможно, и публично обличить самих фальсификаторов!
В-четвертых, русская держава, так же, как и наша, должна обеспечить своих ученых социальными гарантиями, соответствующие таким, какие имеют место в развитых странах. Плохо, что научные сотрудники в России беднее своих западных коллег. Бедность вызывает комплекс неполноценности со всеми вытекающими последствиями...
Необходимо учитывать также и степень их заинтересованности включаться в процесс разрешения определенных проблем методами «народной дипломатии».
Личные контакты ученых имеют и дипломатическое значение
В-пятых, в ситуации, когда государственные власти воспринимают Россию неприятелем, те ученые которые дружат с коллегами из России, попадут в «черный список» «сомнительных лиц, не поддерживающих курса партии и правительства». Между тем, они могли бы стать именно теми ключевыми личностями, благодаря которым и возможно осуществить инициативы по предотвращению конфронтации.
В этом смисле Россия должна поддерживать такие связи на деле. Способом поддержки может быть опека над учеными и/или организациями, включение в первую очередь именно их в финансируемые научные проекты. Тем самым, будет укрепляться их положение на родине.[8]
В-шестых, ученые иногда могут быть посредниками или модераторами переговоров между политичкими представителями стран, находящихся в состоянии конфронтации и желающих найти путь к примирению.
Таким образом, становится ясно, что научное сообщество может играть важную роль впроцессе препятствования кофронтации и примирения двух народов. Однако их «гражданская инициатива» или «народная дипломатия» может остаться мертвой, если они не получат поддержки государственных структур. Следовательно, сколь бы энергичными не были действия ученых, озабоченных конфронтацией и примирением, эффект от их деятельности целиком зависит от уровня поддержки этих инициатив власть предержащими. В условиях, когда государственные чиновники рассматривают науку и ученых какой-то внесоциальной группой, занимающейся оторванными от реальности академическими проблемами, ни о каком взаимообогащающем сотрудничестве, увы, не может быть и речи.
Зоран Милошевич, Институт политических исследований, Белград
Перевод с сербского Павла Тихомирова
[1] См.: Винко Ђурић, Пет принципа нове руске међународне политике у светлу односа према Србији, Национални интерес, бр. 1 – 2, Београд, 2009, стр. 155 – 162. Упор.: Станислав Стојановић, Спољна политика савремене Русије, Национални интерес, бр. 1 – 2, Београд, 2009, стр. 131 – 140.
(Винко Джурич, Пять принципов новой российской международной политики в свете отношений с Сербией, Национални интерес, бр. 1 – 2, Београд, 2009, стр. 155 – 162. Станислав Стоянович, Внешняя политика современной России…)
[2] Концепция внешней политики РФ, http://archive.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204108.shtml
[3] См.: Јединство православних Словена, књ. прва, приредио: Зоран Милошевић, Филозофски факултет, Источно Сарајево, 2006, стр. 5.
Единство православных славян, книга первая. Редактор: Зоран Милошевич, Философский факультет, Восточное Сараево, 2006, стр. 5
[4] Борис Абрамович Райзберг, Ученые степени и звания: кто есть кто, Элитариум – Центр дистанционого образования, www.elitarium.ru (17 февраля 2006)
[5] См.: Зоран Милошевић, Наука и идеологија, Политичка ревија, бр. 2, Београд, 2009, стр. 167 – 178.
(Зоран Милошевич, Наука и идеология...)
[6] Прагматичные или общественные цели исследования говорят о пользе, которую может принести результаты исследования. См.: А. Я. Баскаков / Н. В. Туленков, Методология научного исследования, 2-е издание, исправленное, МАУП, Киев, 2004, стр. 49.
[7] См.: Зоран Милошевић, Руска спољна политика и Србија, Национални интерес, бр. 1 – 2, Београд, 2009, стр. 123 – 130. (Зоран Милошевич, Российская внешняя политика и Сербия, Национални интерес…)
[8] См.: Зоран Милошевић, Национални и територијални фактор(и) у историји Европе и Русија, Полиитчка ревија, бр. 2, Београд, 2004, стр, 436. (Зоран Милошевич. Национальные и территориальные факторы в восточной Европе и России, Полиитчка ревија....)