Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Поэзия как продолжение пастырской проповеди

Священник  Алексий  Зайцев, Русская народная линия

10.12.2009


Беседа со священником о поэзии …

- Отец Алексий, что для Вас поэзия?

- В настоящее время поэзия для меня - часть пастырского служения. Поэзия - еще одно средство донести до сердца человека то, что я как священник не успел или не сумел выразить через устное слово. Кроме того, поэзия, в отличие от устного слова, может жить и стучаться в человеческие души в любом месте и в любое время. Она неустанно несет проповедь о Христе и Божественной Истине, независимо от того, чем в настоящее время занимается автор стихотворных строк.

- От некоторых обывателей приходилось слышать: «Зачем нужна поэзия, какая от нее польза?» Что на это можно ответить?

Священник Алексий Зайцев- Современные обыватели часто поглощены материальной стороной своего бытия, а польза от поэзии, как мы с вами прекрасно понимаем, простирается на духовную сферу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что обыватель не находит для себя пользы от поэзии. Он просто не там и не в том эту пользу ищет.

А хорошая поэзия, на мой взгляд, может принести очень много пользы. Во-первых, она благотворно воздействует на человеческую душу, благодаря своему гармоничному строю. Она передает своему читателю самые светлые и чистые чувства и переживания. Поэзия дарит свежий взгляд на окружающий мир, открывая перед своим читателем те грани бытия, которых он раньше не замечал; поднимая те вопросы, о которых он раньше и не задумывался. Вдобавок к этому, православная поэзия должна указывать человеку верный выход из сложных жизненных ситуаций, помогать постижению глубин своего сердца, и, безусловно, вести к познанию Божественной Истины.

К сожалению, далеко не всю поэзию можно назвать хорошей и полезной для души.

- Батюшка, как талантливые стихи отличить от графоманских?

- Признаюсь, что мне не очень нравится слово «графоман», так как в последнее время оно все больше превращается в ругательное. Представители разных школ и направлений в поэзии часто совершенно необоснованно обращают это слово против своих оппонентов.

Мне кажется, было бы правильнее говорить о стихах талантливых и «бесталанных». Чуть выше мы говорили о свойствах хорошей поэзии. Думаю, чем очевиднее в стихотворении проявляются эти свойства, тем с большим основанием можно называть это поэтическое произведение талантливым. Однако и здесь бывают свои нюансы: когда поэт использует свой талант для выражения самых негативных, темных сторон своей души, и его стихи приобретают деструктивную и разрушающую силу. Как бы ни был велик талант такого человека, он не может заслуживать наших похвал и рукоплесканий.

- Как Вы начали писать стихи: изучали теорию стихосложения или был какой-то наставник?

- Я начал писать стихи еще в начальных классах школы. Моей первой наставницей была детская писательница и поэтесса Лидия Преображенская, которая вела литературный кружок в городском дворце пионеров. Тогда же состоялась моя первая публикация в газете «Вечерний Челябинск», среди нескольких других произведений детского творчества.

В светский период творчества (когда я еще не принял священный сан) последним моим наставником, наставником с большой буквы, был известный уральский поэт и журналист Юрий Лобанцев, который заложил во мне основы серьезного отношения к поэзии. Он был человеком честным и принципиальным, очень много помогал молодым литераторам на пути творческого возрастания. Юрия не стало более 10 лет назад.... Памяти Юрия Лобанцева я посвятил небольшое стихотворение:

Мне сказали, что тебя не стало,- Отошел ты к Богу, далеко... И печаль, как лезвие кинжала, Поразила сердце глубоко.

Но прощаться, право, мы не будем, Смерть вольна не всех остановить,- Ведь добро, что насадил ты в людях, Продолжает в нашем мире жить.

В настоящее время моими главными наставниками являются образцы поэтического творчества из отечественной и зарубежной литературы, различные статьи по литературоведению. Не брезгую и учебниками по стихосложению.

- Сейчас от многих начинающих поэтов можно услышать, что теория стихосложения не нужна. Они говорят, что и Пушкин писал, как дышал, а не высчитывал рифмы, слоги и прочее. Ваше мнение.

- Правила стихосложения позволяют сделать стих максимально гармоничным, задействовать для этой цели все средства русского литературного языка. Если при написании стихов автор пренебрегает правилами стихосложения, считает их ненужными, то его произведения утрачивают свойства поэтической речи. Те средства, которые открыла русская классическая литература для выразительности стиха, остаются невостребованными. Получается, что автор в процессе своего творчества обкрадывает сам себя. Случалось, что и великие поэты нарушали правила стихосложения. Но они делали это в исключительных случаях, используя подобный шаг в качестве литературного приема.

Другой вопрос состоит в том, что правила стихосложения нельзя рассматривать как самодовлеющие и неизменные; как раз и навсегда данные, а потому не предполагающие ни изменений, ни поправок, ни расширений. Развитие правил стихосложения, с одной стороны, может быть связано с развитием новых поэтических форм и средств. Ведь русская поэзия еще очень молода. Период ее активного развития (начиная с реформы Тредиаковского-Ломоносова) насчитывает менее трех столетий. Так что есть, куда и в чем развиваться. С другой стороны, изменения в русском литературном и разговорном языках вносят свои поправки в правила стихосложения. Приведу здесь такой наглядный пример. Во времена Пушкина заударные окончания слов произносились весьма четко, а потому в стихах ценились богатые рифмы, так как бедные созвучия ощутимо нарушали гармонию поэтической речи. Однако когда к концу века произношение заударных окончаний утратило былую четкость, бедная рифма перестала считаться таким зазорным пороком, как прежде.

Так что русская поэзия вполне может осваивать новые форма и средства. Вместе с этим и правила стихосложения претерпевают изменения. Однако развитие поэтического языка может происходить именно через развитие правил стихосложения, а не через их отвержение.

- Как относиться к критике своих стихов? Может ли в этом смысле поэзия быть школой смирения?

- Вся наша жизнь является школой смирения. Не исключение и поэтическое творчество.

Относительно критики у меня такое мнение: с одной стороны, поэт должен осознавать несовершенство своих произведений, стремиться к возрастанию в искусстве владения словом. А потому он должен быть открыт для критики. Но с другой стороны, не всякая критика является конструктивной и полезной. Далеко не все умеют грамотно и точно указать на ошибки. Для этого нужен особый талант, опыт и эстетическое чувство. Не говоря уже о том, что многие берутся критиковать, будучи увлечены тщеславием, - с желанием публично показать мнимое знание предмета.

В одних ситуациях поэту полезно смириться перед критикой и принять замечания к исполнению, а где-то важно отстоять свое мнение.

Для того чтобы правильно относиться к критике, необходимы смирение и опыт.

- Как человеку узнать, есть у него поэтический талант или нет?

- Об отсутствии таланта человеку должно подсказать смиренное сердце: что он, посвящая себя литературным трудам, занят не своим делом. Если у человека нет поэтического таланта, а он идет напролом, всецело отдаваясь творчеству - это может закончиться жизненной катастрофой. Важную помощь в этом вопросе может оказать добрый, искренний совет близких людей. Ведь нередко случается, что человек пишет откровенно слабые стихи, но близкие люди, с трудом пересиливая себя, слушают их и произносят лицемерные похвалы, не желая обидеть своей негативной оценкой.

- Некоторые поэты «улетают» как бы в некие духовные сферы, слышат голоса и тому подобное. Не опасно ли такое творчество для их душ?

- Любые подобные приемы, будь то в поэзии, будь то в другом виде творчества, весьма негативно влияют на состояние и развитие человеческой души. Известно, что зависимость от таких «полетов» и «голосов» в творческой жизни нередко доводила до самоубийства.

- Как поэту не подвергнуться греху тщеславия и не привязываться к плодам своего труда, чтобы занятие творчеством не навредило душе?

- Православие предоставляет все средства для того, чтобы занятие творчеством не навредило душе. Тщеславие, которое возникает в результате творческих успехов и достижений, можно преодолеть развитием в своем сердце добродетели смирения. А уныние, которое появляется вследствие творческих неудач, можно преодолеть через осознание изначального несовершенства своей души, как, собственно, и плодов своего творчества. Благодать Божия способна легко исцелить нашу душу от уныния и дать свежие силы для новых творческих достижений.

- Существуют высказывания, что поэты разжигают в душе страстность и чувственность. Совместима ли светская поэзия с Православием?

- Если светская поэзия насаждает в человеческой душе добро и не восстает против Бога и против Христа, - она, безусловно, совместима с Православием.

А в отношении к чувственности и страстности у поэтов нужно проявлять рассудительность. С одной стороны, развитие чувственности и страстности без меры и без рассуждения может существенно повредить душе поэта. Но, с другой стороны, не стоит огульно осуждать любое проявление человеческой эмоциональности - кто из нас бесстрастен.

Кроме того, известно, что многие литераторы предпринимают специальные приемы, чтобы вызвать и удержать вдохновение для написания своих произведений. Эти приемы, главным образом, чувственного характера. Однако одни представляются нам относительно невинными: например, Гоголь при написании своих произведений наряжался в одежды своих персонажей, - другие же явно греховными: например, когда автор пытается вызвать вдохновение наркотиками и алкоголем.

- Что такое духовная поэзия и какой она должна быть?

- Признаком духовной поэзии, на мой взгляд, должно быть благотворное воздействие на высшую сферу человеческой души - на его дух. А это воздействие далеко не всегда зависит от насыщенности стиха религиозными терминами и понятиями, особенно, если последнее делается бездумно и механически.

- Является ли главной целью православной поэзии проповедь Иисуса Христа?

- Можно и так сказать. Но проповедь о Христе далеко не всегда бывает явной, открытой. Случается, что стихотворение совсем ничего не говорит о Боге и о Христе, но при этом оно оказывает благотворное воздействие на высшие сферы человеческой души. Это делает читателя более восприимчивым к принятию духовных истин, к принятию Христа в свое сердце.

- Как пишутся духовные стихи: нужно ли ждать вдохновения Свыше или такие стихи рождаются в процессе богомыслия?

- У каждого поэта происходит по-разному. Лично я для себя не представлю процесса поэтического творчества без вдохновения. Однако стоит отметить то обстоятельство, что поэт не ожидает вдохновения пассивно - вдохновение приходит к нему в процессе жизнедеятельности, в том числе, и богомыслия. Чем более жизнь насыщена добрыми делами и устремлениями, тем чаще приходит вдохновение.

- Вы пишете религиозные «рубаи» (четверостишия с поучительными мыслями, эта стихотворная форма известна многим благодаря творчеству Омара Хайяма). Если говорить о современной религиозной поэзии, то какие перспективы существуют у этой стихотворной формы?

- Данная форма не разрабатывалась в русской поэзии. Однако мне кажется, что она очень перспективна именно для выражения истин духовной мудрости, а также назидательных поучений, которыми так богато наше Православие. Одним из преимуществ рубаи является их краткость, а также оригинальность формы.

- Приведите, пожалуйста, два-три ваших любимых четверостишия.

- Пожалуйста... Как известно, рубаи - это четверостишия, в которых рифмуются первая, вторая и четвёртая строчки, а третья остается холостой и, как правило, несет основную смысловую нагрузку.

***

В кругу скорбей, в кругу больших долгов,

Не будь усерден в поисках врагов.

Коль хочешь ты напастей мрак развеять,-

Спеши познать следы своих грехов.

***

Стоял мудрец пред праздною толпою,

И речь струилась сладостной рекою...

Он так желал сказать толпе о важном,

Но знал - побьют камнями за такое.

***

Бесстрастие - не холодность души,

Не безразличье в серенькой глуши,-

Оно, презревши страсти, разжигает

Огонь любви в спасительной тиши.

- Известно, что с помощью поэзии преп. Ефрем Сирин боролся с лжеучением гностика Вардесана, а святитель Филарет (Дроздов) отвечал самому Пушкину в стихах. Может, уже пришло время и современным миссионерам брать на вооружение поэзию?

- Более того, поэтическую форму имеют очень многие творения святых отцов Церкви и богослужебные тексты. К сожалению, в то время, когда было положено начало переводов этих текстов на славянские языки, поэтическая речь на Руси не была выделена как литературная форма. По этой причине переводы поэтических произведений святых отцов и богослужебных текстов дошли до нас только в прозе.

Не стоит забывать о том, что на Православном Востоке поэтическая форма духовных произведений ценилась выше прозаической, так как сосредотачивала в себе больше выразительных средств языка.

Думаю, пришло время и нам, православным литераторам, развивать поэзию как литературную форму. А когда у нас появятся стихи высокого духовного и эстетического уровня, их можно будет употребить и в миссионерских целях, и во многих других.

- Священное Писание - это образец совершенной поэтической формы. Какой у вас самый любимый стих из Евангелия?

- Для меня самыми любимыми стихами из Евангелия являются те, где Христос дает заповедь о любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как и Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).

Если бы все верующие во Христа имели такую любовь, то, по слову святителя Иоанна Златоуста, весь мир стал бы уже христианским.

- Что бы Вы хотели пожелать начинающим поэтам, особенно тем, кто решил писать духовные стихи?

- Начинающему поэту необходимо осознавать то, что его произведения несовершенны, и необходимо непрестанно прилагать усилия для возрастания в мастерстве владения словом. Ни в коем случае нельзя пренебрегать тем богатым поэтическим опытом, который накопила за три столетия своего развития русская литература. Необходимо читать работы современных критиков и литературоведов в области поэзии, что позволит взглянуть на свое творчество более широким взглядом и убережет от многих ошибок.

Еще более важно творческому человеку заботиться о чистоте своего сердца. Если Господь будет рядом с нами, будет направлять нас на пути творческого возрастания, - путь творчества станет для нас и путем духовного спасения. Господь с любовью ограждает верующих в Него от духовной деградации и жизненных трагедий, которые очень часто случаются с творческими людьми, обольщенными своим мнимым величием.

Кроме того, чем чище будут наши сердца, тем больше любви и света мы сможем принести людям в своих стихах, тем более эти стихи будут духовны, а значит, и более полезны для читателей и спасительны для нас самих.

- Отец Алексий, спаси Вас Господи за беседу, которую позвольте закончить вашим стихотворением «Не унывай»:

Не унывай, когда проходит счастье,

Когда тебя предаст коварный мир,

Когда недуги, скорби и напасти

Тебя оставят без последних сил.

Когда замкнутся вдруг успеха двери,

Судьба предъявит неоплатный счет...

Не унывай, всегда есть Тот, Кто верит,

Есть Тот, Кто ждет, Кто любит, Кто поймет.

Когда от боли плача и стенáя

Готов порвать ты душу был и плоть,

То рядом был, тебя спасти желая,

Давно тобою преданный Господь.

Он был бы рад твои утешить скорби,

Принять твой крест... и за Собой вести,

На плечи взять, и из пучины злобной,

Тебя, как пастырь добрый, изнести.

Когда твой ум тревожили волненья,

И горечь слез терзала вновь и вновь,

Он ждал тебя... и мог в одно мгновенье

Раскрыть любви Божественный покров.

Когда без сил ты падал ниц порою,

Он был готов к тебе скорей войти,

Как добрый врач склониться над тобою,

И раны сердца исцелить твои.

Пускай Творца ты столько раз отринул,

Он так желал тебя за все простить,

Он был бы рад принять тебя как сына,

Ввести в Свой Дом и от скорбей сокрыть.

Тесним врагами, ты трудился много,

Чтоб сеть прорвать земных гнетущих мук,-

Но как же, рядом, не увидел Бога,

Отверг спасенье из Отцовских рук.

Ты всех винил, ты мудрых слов не слушал,

В Творце своем источник бед искал,

Но не Господь,- ты сам свой мир разрушил,

Порóкам душу в рабский плен предáл.

Пока твой дом не сотрясли ненастья,

Пока ума ты полон был и сил,

Ты жизнь свою, увы, земному счастью,

И тленным благам спешно посвятил.

Ты строил мир без Божьих норм и правил,

Ты всем твердил, что с Богом жизнь - тюрьма,

Но Бог есть Свет, и Бога ты оставил,

И в жизнь твою пришла однажды тьма...

И мир твой пал с великою печалью,

Окончен был забав греховных срок,

Где Божий зов, где демонов рычанье,

Ты мрачным сердцем различить не мог.

Но ты со страхом не взирай на Небо,

Не унывай, со злом вступи на брань,

Ты не один, ведь Бог тебя не прéдал,

С открытым сердцем перед Ним предстань.

Он все поймет, Он примет в покаяньи,

Души коснется, и отступит зло,

Пройдет как бред греховных лет страданье,

И в сердце станет чисто и светло.

Не унывай, отвергни путь лукавства,

В стремленьях добрых позабудь покой,-

Ведь ждет тебя Отец в Святое Царство,

Где хочет вечность разделить с тобой.

Беседовал Андрей Сигутин

Справка. Священник Алексий Зайцев родился 22 июля 1971 года в городе Челябинске.

Окончил Уральский Горный Университет и Немецкую Академию Менеджмента (г.Целли, Германия).

В 1997 году был рукоположен в священный сан митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом, и с самого начала до настоящего времени совершает служение в Свято-Троицком храме города Челябинска, являясь его ключарем. В 2004 году окончил Нижегородскую Духовную Семинарию. Духовные стихи в иерейском сане стал писать с началом Рождественского поста 2008 года, после почти 15-летнего перерыва в литературных занятиях. Поэтическое творчество батюшка воспринимает как продолжение своей пастырской проповеди.

Отец Алексий - член Международного клуба православных литераторов «Омилия» (http://omiliya.org/authors).



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 9

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

9. лиза : спосиб
2010-03-09 в 18:35

талант есть у всех
8. Одиноков : о.Алексию
2009-12-11 в 14:26

Дорогой отец Алексий, ещё раз прошу у Вас прощения. Я тоже рад миру между нами. Творческих Вам успехов и Божией помощи. Спаси Вас Христос!
7. священник Алексий Зайцев : Владимриу Одинокову
2009-12-11 в 13:08

Рад, что мы с Вами разрешили некоторые недоумения. Храни Вас Господь. Об остальном пусть судят сами читатели.
6. Одиноков : Евгении
2009-12-11 в 09:45

Дорогая Женя, надеюсь, последнюю строчку из Пушкина досточтимый отец Алексий с успехом применит ко мне. Я заранее согласен.
:-))
5. Евгения : Re: Поэзия как продолжение пастырской проповеди
2009-12-11 в 00:38

"Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца"

А.С Пушкин.
4. Одиноков : Священнику Алексию Зайцеву
2009-12-11 в 00:28

Досточтимый отец Алексий, искренне сожалею, что осмелился делать критические замечания столь чувствительному автору. Поэты - люди весьма трепетные и ранимые, и мне следовало бы об этом помнить прежде всего. Вы говорите: "В одних ситуациях поэту полезно смириться перед критикой и принять замечания к исполнению, а где-то важно отстоять свое мнение. Для того чтобы правильно относиться к критике, необходимы смирение и опыт".
Вы решили отстоять своё мение - и это Ваше право. Но почему-то лишаете меня права высказать Вам моё мнение. Полагаю - это не от недостатка смирения, а исключительно по пылкости сердца. Говорю я всё это Вам не из желания надерзить священнику (упаси меня Бог!), а всего-навсего как читатель Ваших стихов. Теперь о стихах. Да, прошёлся по ссылке и нашёл другие Ваши стихи. Многие из них произвели на меня другое, положительное впечатление. Есть просто очень хорошие, спасибо Вам за них. Но я говорил только о тех, что попали в интервью, по первому, так сказать, впечатлению, и они-то мне по душе не пришлись, что поделать. Искренне сожалею, что поторопился раскритиковать, не прочитав главного. Вы же обвинили меня и в лени, и в необъективности, и в горыдне, и в желании Вас поддеть (вот уж чего вовсе не было, Бог свидетель), и в непорядочности... И даже о моём духовном состоянии изволии сделать заключение. Но не странно ли? Получается, что я не могу заключить о Вас как о поэте по нескольким Вашим стихам, а Вам открыто моё духовное состояние из нескольких строк моей критики?.. Однако, воля Ваша. Но вот и протоиерей Димитрий Назаров, тоже поэт, высказал своё мнение...
Что касается термина рубаи, то я только рад, что это не Ваша ошибка. Однако, каким образом читателю разобраться, что имел в виду автор интервью, а что при этом добавил от себя журналист? Я бы в таком случае проверил текст, прежде чем дать согласие на его публикацию.
Ещё раз, простите неугодного критика. Обидеть Вас не желал, поверьте.
3. священник Алексий Зайцев : Ответ на критический комментарий
2009-12-10 в 21:05

Уважаемый критик!

Насчет того, что слово «рубаи» один раз было написано неверно в тексте интервью – здесь просто вкралась описка. Откуда ее происхождение – я ли ошибся, или в процессе редактирования так «подправили» - точного ответа дать не могу. Вам бы не следовало забывать, что интервью – не оригинальный авторский текст человека, который его дает. Поэтому тот факт, что Вы укорили меня за это в столь резко-критичной и однозначной форме – не делает Вам чести.

Стихотворение «Не унывай», которое вошло в состав этого интервью, действительно далеко не безукоризненно по форме. Претензии со стороны критиков к нему вполне оправданы. Это было одно из первых стихотворений, написанных мною после 15-летнего творческого кризиса. Однако, зная, что очень многие «простые читатели» нередко отмечают его – я не возражал, чтобы именно оно было включено в интервью.

Имеет ли смысл объяснять, что о творчестве автора совершенно необъективно и даже непорядочно судить по одному случайному стихотворению и нескольким четверостишиям (рубаи).

Если бы Вы желали высказать объективное суждение о моем творчестве, то зашли бы по ссылке в Международный клуб православных литераторов «Омилия» (ссылка была специально предоставлена в конце интервью) и прочитали другие мои произведения. А если было лень познакомиться с прочими моими стихами – тогда Вы не имели права говорить столь категоричным тоном о моем творчестве.

Таким образом, я не увидел в Вашем ответе ни уважение к автору интервью, ни объективности в суждениях. Видимо, Ваш комментарий был продиктован чувством гордыни и желанием поддеть автора, но, к сожалению, не стремлением найти истину и разобраться во всем.

С искренним сожалением о Вашем духовном состоянии, священник Алексий Зайцев.
2. Протоиерей Димитрий Назаров : Согласен
2009-12-10 в 15:45

Редкий случай когда вынужден согласиться с уважаемым Владимиром--тут наши эстетические вкусы совпадают...
1. Одиноков : "Он так желал сказать толпе о важном..."
2009-12-10 в 13:12

Представленные стихи уважаемого батюшки мне не представляются безукоризненными с точки зрения формы. Таких стихов - море. Это как плоская равнина без особых примет. О содержании духовной поэзии говорить вообще нет смысла, поскольку и так всё прозрачно и понятно. В этом жанре вообще мало по-настоящему талантливых произведений.
Досадно, но поэт не знает, что слово рубаи (ударение на последнем слоге) не склоняется...

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме