Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О каноническом восстановлении Абхазской Православной Церкви

Русская народная линия

Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии / 19.11.2009


Письма Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Католикосу-Патриарху Тбилисскому и всея Грузии Илие II …

Сухумо-Абхазская Епархия


Исх.№ 82
4 ноября 2009

Его Святейшеству Святейшему Кириллу Патриарху Московскому и всея Руси, Священному Синоду Русской Православной Церкви

Ваше Святейшество, Ваше Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы и братия!

К Вам обращаются клирики и миряне Абхазской Православной Церкви. Собравшись на Епархиальное Собрание 15 сентября 2009 года от Р.Х., мы приняли решение обратиться ко всем Православным Церквям с просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Православной Церкви в пределах Республики Абхазия - Абхазской Православной Церкви.

На протяжении вот уже 15 лет Православная Епархия в Республике Абхазия не управляется архиереем. 25-е правило Халкидонского собора запрещает вдовствовать кафедре более 3-х месяцев. 11-е правило Сардикийского собора гласит: "Не должно, не прилично и не полезно епископу... оставляти церковь свою на время более продолжительное (три седмицы) и огорчати вверенный ему народ". Архипастырь Сухумо-Абхазской Епархии Грузинской Православной Церкви, митрополит Даниил (Датуашвили) на протяжении вышеуказанных 15 лет не проявил никакого знака внимания к пастве в Республике Абхазия. Перед Богом и народом Божиим мы свидетельствуем, что не получали никакого послания, эпистолы, увещания, поздравления или какого бы то ни было иного знака архипастырского окормления ни от него, ни от иерархии Грузинской Православной Церкви.

58-е правило святых Апостолов призывает к отлучению "... нерадящих о причте и о людех и не учащих их благочестию". Ни в коей мере не предваряя церковного суда, мы, тем не менее, с полным правом чад Святой, Соборной и Апостольской Церкви обращаемся к Вашему Святейшеству и Священному Синоду с молитвенной просьбой о помощи в деле восстановления утраченного канонического статуса Абхазской Православной Церкви.

Твердо веря в благой Промысл Божий и памятуя о запрете "...прежде суда... осуждать своего отца и епископа" (13-е правило Двукратного собора), мы поминали во всех храмах Республики Абхазия имя святейшего Алексия II, патриарха Московского и всея Руси (+2008) (34-е Апостольское правило; 14-е правило Двукратного собора). Ныне же возносим за Божественной Литургией имя святейшего Кирилла, патриарха Московского и всея Руси, ибо являемся клириками Русской Православной Церкви.

Бытие Православной Церкви в Республике Абхазия поддерживается ныне братской апостольской помощью Московского Патриархата, рукополагающего клириков, поставляющего антиминсы и святое Мирро и все благопотребное для совершения святых Таинств и треб, согласно 66 (55) правилу Карфагенского собора: "... но аще един епископ имеет множество клириков, то сие множество другаго долженствует помощи... имеющий большее число клириков будет побужден из числа их уделити тебе...".

Молим Ваше Святейшество и Священный Синод не оставить без внимания просьбу Православного народа Абхазии о восстановлении канонического единства со Вселенской Православной Церковью и исполнить евангельскую заповедь равноапостольного подвига в духе братской любви и взаимопонимания, дабы исполнились слова Господа нашего Иисуса Христа: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13,34-35) и "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28, 19-20).

От лица Клириков и мирян Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви - и.о. управляющего Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви
Иерей Виссарион Аплиаа




Сухумо-Абхазская Епархия


Исх. № 81
4 ноября 2009 г.

Его Блаженству Святейшему и Блаженнейшему Илие II, Архиепископу Мцхетскому, Католикосу-патриарху Тбилисскому и всея Грузии, Священному Синоду Грузинской Православной Церкви

Ваше Святейшество и Блаженство, блаженнейший католикос-патриарх Илия II, всечестные архипастыри Священного Синода!

Епархиальное Собрание Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви обращается к Вам с братским посланием.

15 сентября 2009 года, на внеочередном заседании Епархиального Собрания Сухумо-Абхазской Епархии, духовенством и монашествующими нашей Епархии единогласно было принято решение о начале канонического восстановления Абхазской Православной Церкви - Пицундского Католикосата. Вновь образованная Епархия получила наименование "Пицундская и Сухумская".

Столь серьезное и ответственное перед Богом и людьми решение имеет свои не менее серьезные и ответственные предпосылки. Начиная с 1993 года, после окончания боевых действий в сентябре месяце, церковное окормление территории Республики Абхазия полностью прекращено. Народ и территория страны, в древности просвещенные светом Христовой истины, с любовью и самоотверженностью сохранявшие Православные традиции и культуру, оказались брошенными на произвол судьбы. На практике не было подобных прецедентов, чтобы на протяжении 16 лет, церковная община лишенная архипастырского окормления, сохранила в неповрежденности церковное Предание, соблюдала каноны Православной Церкви, не погибла, более того - распространяла Благую Весть Господа Иисуса Христа, возрастала и укреплялась в вере и благочестии.

Богатейшая история Абхазской Православной Церкви Пицундского Католикосата начинается с IV века, когда в Питиунте (современный г. Пицунда) возникла епископия. В 325 году епископ Питиунта Стратофил принял участие в I Вселенском Соборе. Питиунтская епископия была в подчинении архиепископа Кессарии Каппадокийской. С IV по VII века в Пицунде были построены семь храмов, в том числе и кафедральная базилика со знаменитой Пицундской мозаикой.

При императоре Юстиниане Великом на территории Абхазии появилась автономная архиепископия в юрисдикции Константинопольского патриархата. Император Юстиниан Великий завершил процесс христианизации древнеабхазских племен, устроив специальную школу для абхазских детей в Константинополе. При участии императора была создана автокефальная Абазсгская епархия с кафедрой в г. Себастополисе (современный Сухум). В VI-VII веках в ведении Абазгской (абазги и апсилы - предки современных абхазов) епархии, которая в перечне епархий Константинопольской церкви значилась под 34-м номером, были следующие епископские кафедры: Цандрипшская, Пицундская, Анакопийская, Себастопольская, Цебельдинская, Гюэносская (современный г. Очамчира). Все вышеназванные поселения и города по сей день хранят живую историческую память о христианских кафедрах. Самые знаменитые кафедральные соборы этого периода, дошедшие до нашего времени, - это Цандрипшская базилика (VI в.) и Драндский Успенский собор (VI в.).

История сохранила нам имена двух епископов этого периода: Константина, епископа Цибилиума (пер. пол. VI в.) и Феодора, епископа Питиунтского (VII в.). На юго-востоке Абазгская епархия граничила с Лазской епархией, на северо-западе с Зихской (Адыгской) епархией.

В конце VIII в. возникло средневековое Абхазское православное царство, которое добилось повышения местной архиепископии до ранга католикосата в составе Антиохийского патриархата. В середине VIII века власти Абхазии посылают большую церковную делегацию в Антиохию с целью поставления абхазского католикоса. На Соборе Антиохийской Церкви, возглавляемой патриархом Феофилактом, было решено рукоположить одного из них, абхаза по имени Иоанн в католикоса, а другого - в епископа. По возвращении в Абхазию, католикос Иоанн, первый глава Абхазской Православной Церкви, своей кафедрой избрал Пицунду. Фактически, Абхазская Православная Церковь стала автокефальной. В этот период были построены: Пицундский собор, Бзыбский храм, Лыхненский храм, храм Симона Кананита, Моквский пятинефный собор и храм в Нижнем Архызе. В XI веке абхазские мастера (обезы) приняли участие в строительстве храмов г. Киева и росписи знаменитой Киевской Софии.

В 1390 году, на Пицундский престол был возведен католикос Арсений.
В XVI веке кафедра католикосов переносится из Пицунды в Гелатский монастырь в Имеретии (территория средневекового Абхазского царства). С этого времени католикосы именуются Абхазскими и Имеретинскими, с XVII века Имеретинскими и Абхазскими.

До перенесения кафедры Абхазскую Церковь возглавляли: католикос Иоаким (между 1470-1474 гг.), Малахия I (между 1519-1533 гг.) и Евдемон I (1557-1578). При последнем католикосе кафедра переносится в Гелати.

После католикоса Евдемона I Абхазскую Православную Церковь Пицундского Католикосата возглавляли следующие католикосы:
Евфимий (1578 - 1605 гг.)
Малахия II (1605 - 1629 гг.)
Григорий I (1629 - 1639 гг.)
Максим I (1639 - 1657 гг.)
Захария (1656 - 1659 гг.)
Симеон (1659 - 1666 гг.)
Евдемон II (1666 - 1673 гг.)
Давид (1673 - 1696 гг.)
Григорий II (1696 - 1742 гг.)
Герман (1742 - 1751 гг.)
Виссарион (1751 - 1769 гг.)
Иосиф (1769 - 1776 гг.)
Максим II (1776 - 1795 гг.)

Под влиянием турецкого нашествия (Османского ига) Православие в наших пределах приходит в упадок. По дороге в Палестину последний католикос Абхазской Православной Церкви Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре. Со смертью католикоса прекратила свое существование Абхазская Православная Церковь. Местоблюстители кафедры абхазских католикосов: митрополит Досифей и митрополит Евфимий в 1819 году были удалены.

Памятую о столь блистательной истории нашей Церкви, мы, духовенство и клирики Православной Церкви в Абхазии, приняли решение обратиться ко всем 15 Православным Церквям с просьбой о помощи в Богоугодном и достойном апостольской добродетели подвиге - восстановлении Абхазской Православной Церкви.

Решением Епархиального Собрания Абхазской Православной Церкви было: первое послание направить Предстоятелю и Священному Синоду Грузинской Православной Церкви. Отмечая общую и братскую церковную историю, мы извещаем Вас о радостном событии. Ничто не может быть радостнее для Мцхетского Католикосата чем то, что вновь обрелась сестра-Церковь - Абхазская Православная Церковь Пицундского Католикосата.

Особо отмечаем, что мы не выходим ни из какой бы то ни было православной юрисдикции и, ни в какую юрисдикцию не входим. Мы живем на своей Родине и просим оказать поддержку в восстановлении канонического устроения нашей Церкви в Абхазии.

Молим Ваше Святейшество и Блаженство и Священный Синод Грузинской Православной Церкви не оставить без внимания просьбу Православного народа Абхазии о восстановлении Пицундского Католикосата Абхазской Православной Церкви и исполнить евангельскую заповедь равноапостольного подвига в духе братской любви и взаимопонимания, дабы исполнились слова Господа нашего Иисуса Христа: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13,34-35) и "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28, 19-20).

И.о. управляющего Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви Иерей Виссарион Аплиаа



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. Василек : Что такое запад?
2010-03-20 в 23:44

Только вот в чем вопрос, "западно-грузинский" - такого термина никто и никогда не видел. "Грузия" - термин очень современный. А вот «Абхазское царство» - без всяких объяснений и комментарриев в летописях встречается. Ну нигде не читали мы такого термина, как "западно-грузинский", разве что в "Православной Энциклопедии", где грузины дуранули нас, написав на русском - "Западно-грузинская церковь (Католикосат)", а на грузинском просто - Пицундский (Абхазский) католикосат.
Двойные стандарты для наших больших ушей, что ль?
3. Католикос Северного Понта, Абхазии и Имеретии и всей Нижней Иверии : Судя по фамилиям Абхазскиx патриархoв - все они были грузинами!!!
2010-02-25 в 01:46

леша : "...ГПЦ идет на поводу грузинских властей. Не хватает католикосу мудрости, которая была у свт. Николая Японского:":))))))))))))))))))))))))))

СМИ либо не знают, либо умалчивают o том ,что cудя по фамилиям Абхазскиx патриархoв - все они были грузинами!!!

Католикос «Северного Понта, Абхазии и Имеретии и всей Нижней Иверии»

Николоз (приблизительно 2-я пол. XIII в.),
Арсений (1390),
Даниил (приблизительно кон. XIV в.),
Иоакимэ (70-е гг. XV в.),
Стефанэ (1490-1516),
Малахия I (Абашидзе) (1519-1540),
Евдемоз I (Чхетидзе) (1557-1578),
Евктыме I (Сакварелидзе) (1578-1616),
Малахия II (Гуриели) (1616-1639),
Григол I (1639),
Максимэ I (Мачутасдзе) (1639-1657),
Захария (Квариани) (1657-1660),
Свимеон I (Чхетидзе) (1660-1666),
Евдемоз II (Сакварелидзе) (1666-1669),
Евктыме II (Сакварелидзе) (1669-1673),
Давид (Немсадзе) (1673-1696),
Григол II (Лордкипанидзе) (1696-1742),
Бесарион (Эристави) (1742-1769),
Герман (Цулукидзе) (2-я пол. XVIII в.),
Иосиф (1769-1776), - родной брат царя Соломона I Багратиони
Максимэ II (Абашидзе) (1776-1795)- погребли в Киево-Печерской Лавре.
Досифей (Церетели) (1795-1814, Местоблюститель - впоследствии осуждённый в ссылку за поддержку народного недовольства против России.

Чувствуя приближение своего исхода в иной мир, Католикос Максимэ II (Абашидзе)написал завещание, обращённое к брату своему игумену Антонию:

"...8-е. Католикосскую шапку и образ Пресвятой Богоматери грудной, возврати Бичвинтской Богородице, ибо я оные сделал из её суммы. А клобуки, большой и малый с крестами, поднеси также Бичвинтской(Пицундскoй) Богородице.

Существует ещё одно завещание от 27 июля 1792 года, в котором Католикос Максим II обращается из Астрахани к своим преемникам с такими словами: «Я не сподобился видеть Абхазию и служить ей, изрядно подвизаться к просвещению её и возобновлению Бичвинтской церкви. Знаю, что вас примут по-доброму, тем самым будете воистинну на престоле великого Первозванного апостола Андрея»

Католикос упоминает об Абхазии и возобновлению Бичвинтской церкви. Невозможность присутствия в Бичвинте - Пицунде, древней столице Абхазкого Католикосата была глубокой раной для Католикоса Максима - в результате
Oсманской и Севеpо Кавказской агрессии
селa и городa Абхазского княжества опустошены - Абхазские (Западногрузинские) каталикосы, вынужденно перешедшие в Гелати, не могли свободно приезжать в Западную Абхазию, где в XVI веке произошла смена населения - фальсификаторы молчат об этих фактах.

Никто не сомневается и в существовании древнего Абезского царства на территории нынешней Абхазии. Но древние абхазы, как и лазы, имеритинцы, сваны, мингрелы слились вместе в единый грузинский этнос - что же касается самого царства, подавляющее большинство его населения было грузинским.

Как известно, с конца VIII в., когда Западная Грузия в политическом отношении, а позже и в церковной сфере освободилась от власти Византии и вышла из-под юрисдикции Константинопольского патриарха, в Абхазском эриставстве, как и во всей Западной Грузии, языком администрации и богослужения стал грузинский язык, заменивший греческий.Books:Почему абхазское население не создало собственное богослужение на абхазском языке? Почему не создало собственную письменность, а восприняло грузинскую? Ведь православная церковь способствует тому, чтобы каждый народ имел богослужение на собственном языке и создавал на этом языке церковную литературу. Ответ может быть один: в тех условиях, что сложились веками на территории Абхазии, не было такой надобности. Условия здесь были те же, что и в остальной Западной Грузии, где, как известно, колхский /мегрельский/ язык так же не сформировался в государственный, церковный, литературный язык. Та же участь постигла и сванский язык. Очень раннее проникновение в Западную Грузию картвельского — имеется в виду восточногрузинский, картский язык, послуживший основой для общегрузинского литературного языка — имевшего веками выработанные письменность и литературу, явилось причиной того, что именно этот язык смог конкурировать с греческим и стал официальным языком всей Западной Грузии. По культуре, по государственному и церковному языку, по проводимой абхазскими царями политике, Абхазское царство являлось грузинским государственным образованием, поэтому вполне закономерно, что это государство принимало активное участие во всех тех политических перипетиях, которые имели результатом образование единного грузинского царства, единного феодального грузинского государства. Таким образом, и в античную, и в раннефеодальную эпохи абхазские племена являлись органической частью картвельских государственных объединений — сперва Колхидского, затем Лазского /Эгрисского/, затем т.н. Абхазского царств и наконец, с конца X в. они вошли в состав объединенного грузинского царства, в котором являлись такой же административной единицей, как и другие эриставства Грузии. Прошлое невозможно перечеркнуть. Историю надо знать и помнить, извлекая из нее уроки, как отрицательные, так и положительные и делать соответствующие выводы!
2. Капитон : Re: О каноническом восстановлении Абхазской Православной Церкви
2010-02-19 в 11:13

Решение проблемы вижу такое. Два патриарха, Кирилл и Илия рукополагают одного или двух епископов для Абхазии и Южной Осетии. Они, будучи формально в Грузинской Церкви, будут окормлять народы Абхазии и Южной Осетии.
1. леша : Re: О каноническом восстановлении Абхазской Православной Церкви
2010-01-12 в 00:42

Проблема в том, что ГПЦ идет на поводу грузинских властей. Не хватает католикосу мудрости, которая была у свт. Николая Японского: тот сумел в годы рус-яп. войны будучи подданым вражеского гос-ва и свою присягу не нарушить, и свою паству не ставить перед выбором и под удар не подставил. Если б ГПЦ занималась исключительно духовными вопросами в Абхазии и ЮО и не ставила вопросы окормления в связи с политическими взаимоотношениями, то Православие б там процветало.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме