Экономико-правовые аспекты формирования социальной ответственности бизнеса

Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.)

Новости Москвы  ДелоРус 
0
432
Время на чтение 7 минут
Формирование и развитие системы социальной ответственности является, безусловно, комплексной проблемой. Это заставляет нас обратиться к экономико-правовым аспектам данной проблемы. Во-первых, потому что каждый человек является от рождения и до смерти субъектом экономических (шире - хозяйственных) отношений и буквально "втянут" в такие отношения (собственности, распределения, потребления, кооперации, специализации и т.д.). Следовательно экономика, а вместе с ней и правовая (юридическая) детерминированность человеческого существования детерминирует человеческое поведение точно также, как состав воздуха - наше дыхание. Во-вторых, потому что даже современные экономисты до сих пор не имеют целостных представлений о социальной ответственности. Вот одно из последних экономических определений данной категории: "Критерием социальной ответственности поведения бизнеса является наличие нерыночных элементов в воспроизводственном поведении фирмы, связанных с формированием партнерских отношений" [1]. Ни больше, ни меньше!

Получается, что если в поведении фирмы (у И.Соболевой речь идет именно о фирме, а не об индивидуальных предпринимателях, которые, кстати говоря, могут заниматься бизнесом и без образования юридического лица) имеются нерыночные элементы, то сама фирма уже априорно социально ответственна. Правда речь идет о таких нерыночных элементах, которые связаны с формированием партнерских отношений. Можно, конечно, было бы отнести данные рассуждения на счет знания автором русского языка, но ведь речь идет об ученом и научном анализе, представленном в одном из центральных и ведущих экономических журналов страны!

В самом деле, если фирма использует методы и способы недобросовестной конкуренции, например, промышленный шпионаж, то будет ли это означать, что фирма является социально ответственной даже тогда, когда она начнет делиться полученной таким образом информацией со своими партнерами? С точки зрения морали - нет, а с точки зрения логики И.Соболевой - да. Но ведь такая фирма очевидным образом создает ситуацию дедвейт-убытков на рынке, когда из-за неконструктивного соперничества между отдельными фирмами убытки несут третьи лица. С позиций экономической теории, политика фирмы, ведущая к такой ситуации, также выглядит безответственной. Но в указанной статье четко заявлено, что "социально ответственный предприниматель стремится хотя бы отчасти восполнить "провалы" рынка собственными силами" [2]. Умиляет само словосочетание "хотя бы отчасти"! Если это - научный подход, то можно только сожалеть о том, что такие трактовки социальной ответственности присутствуют на страницах российских научных изданий. Ведь "отчасти" как раз и означает, что сговорившиеся фирмы могут легитимно похоронить своего конкурента любыми способами, если сами они (т.е. отчасти) уцелеют. При такой постановке вопроса у нас и впредь будут процветать монополизм, ценовая дискриминация, контрафакция, картелирование, редистрибуция, логроллинг, контрабанда и другие "прелести" недобросовестной конкуренции. Предприниматель (фирма) всегда смогут отчитаться в том, что хотя бы отчасти они пытаются бороться с провалами рынка.

Выглядят излишне оптимистичными и заявления о том, что современный отечественный бизнес уже постепенно переходит от одномерной, определяемой исключительно критерием рыночной рациональности, шкалы ценностей к многомерной шкале, учитывающей экономические, социальные и этические аспекты его деятельности. В обществе еще живы воспоминания об аферах "МММ", "Тибета", "Алисы", "Селенги" и других корпораций. Или, может быть историй о безответственном поведении современных бизнес-структур стало меньше? Вряд ли, достаточно вспомнить уголовное дело "О трех китах", разбиравшееся в Москве несколько лет тому назад. Да и "научно-практические" конференции, проводимые нашими крупными корпорациями, не прибавляют оптимизма: в основном весь смысл социальной ответственности представители таких структур, как РУСАЛ, ГАЗПРОМ, РАО ЕЭС, Сибнефть и т.д., сводят исключительно к выпуску качественной продукции и своевременной оплате труда, реже - развитию социальной инфраструктуры на своих предприятиях.

Сегодня выделяют базовый и небазовый уровни социальной ответственности. Причем, факторы, способствующие развитию партнерских отношений, И.Соболева отнесла к небазовому уровню. Тогда вообще становится непонятной логика определения сущности категории социальной справедливости: если все то, что способствует развитию партнерских отношений, относится ею к небазовому уровню в структуре феномена социальной ответственности, то на каком же основании она данный критерий включает в базовое определение социальной ответственности?!

Рассмотрим структуру базового уровня феномена социальной ответственности бизнеса: сюда включены 1) регулярная выплата заработной платы, размер которой должен обеспечивать нормальное (выделено нами - авт.) воспроизводство рабочей силы различной квалификации; 2)соблюдение норм трудового законодательства; 3) своевременную и в полном объеме уплату налогов; 4)обеспечение установленных стандартов качества продукции. Возникает сразу ряд вопросов: во-первых, а почему в базовый уровень социальной ответственности фирмы автор не включил природоохранные мероприятия? во-вторых, почему в базовый уровень ответственности автором не включена своевременная и в полном объеме выплата различных пособий (по беременности, по частичной нетрудоспособности и т.д.) и доплат (например, за вредный характер работы или другие особые условия)? в-третьих, что означает нормальное воспроизводство рабочей силы (в фундаментальной экономической теории нет такого определения, а есть понятия расширенного, простого и суженного воспроизводства, тогда как в экономикс используется критерий соответствия объема воспроизводства конкретного ресурса соотношению между спросом и предложением); в-четвертых, кто устанавливает стандарты качества, если сегодня фактически сведена на нет не только сертификация, но даже стандартизация многих товаров и услуг?

Обратимся теперь к небазовому уровню системы социальной ответственности бизнеса, в который включены: 1)инвестиции в человеческий капитал (в том числе, в профессиональную подготовку и переподготовку кадров); 2) социальные инвестиции, отдача от которых будто бы носит косвенный характер и трудно поддается учету [3]. Здесь также возникает ряд вопросов: с точки зрения теории общественного воспроизводства, являющейся составной частью фундаментальной экономической теории, инвестиции в профподготовку и переподготовку всегда рассматривались как прямые издержки производства, столь же необходимые, как и затраты на покупку сырья или оборудования (в том числе и на его текущий и капитальный ремонт). То обстоятельство, что такие издержки носят долгосрочный характер отнюдь не означает, что кому-либо позволительно, если он считает себя серьезным экономистом, исключать их из базисных затрат и вольно интерпретировать их характер. Ведь ясно, что если не обновлять, например, станочный парк предприятия, то рано или поздно оно остановит свою работу. Точно также произойдет и в том случае, если не повышать квалификацию и не осуществлять профессиональную переподготовку работников.

Второй вопрос касается социальных инвестиций, которые будто бы имеют косвенную отдачу. Предположим, что фирма проплатила работнику содержание его ребенка в детском саду. Разве отдача в данном случае будет косвенной и трудно учитываемой? Ничего подобного, достаточно подсчитать экономию времени, рост нормы выработки и производительности труда конкретного работника, которому фирма оплатила содержание ребенка в детском саду, чтобы выяснить коэффициент полезного действия таких социальных инвестиций.

Безобразные и просто безграмотные рассуждения некоторых наших экономистов по вопросам развития социальной ответственности строятся чаще всего просто на незнании и непонимании существа вопроса. Об этом говорит и выделение в структуре феномена социальной ответственности третьего, дополнительного, сопутствующего уровня (spill over effect). Объявляя его внешним по отношению к отдельно взятой корпорации на том лишь основании, что инвестиции на данном уровне социальной ответственности осуществляются не непосредственно в персонал фирмы, а в население территории в целом, авторы такой теоретической новации просто забывают о простой вещи, а именно о том, что эффект от таких инвестиций носит сугубо внутренний характер для конкретного предприятия. В самом деле, ни одно предприятие не будет осуществлять свои инвестиции просто так, за здорово живешь. Альтруизмом в бизнесе не пахнет, иное дело - привести внешние и внутренние эффекты от такого инвестирования в соответствие друг с другом.

В 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей, наконец, одобрил Кодекс корпоративной и деловой этики. С большим опозданием в нашей стране все-таки произошло то, что случилось еще в 70-е гг. ХХ в. в Давосе (Швейцария), когда на I Международном конгрессе предпринимателей и менеджеров была подписана Декларация, объявлявшая социальную ответственность бизнеса перед обществом приоритетом экономической политики.

Но вот незадача: среди основных направлений развития системы социальной ответственности бизнеса существуют и такие, как развитие самоуправления работников, демократизация отношений собственности и т.д. А об этом представители бизнеса практически ничего не говорят. Но ведь демократизация собственности или расширение самоуправления - не кокетство, а требование времени. Они диктуются как экономическими, так и социально-политическими причинами. Среди наиболее важных экономических причин следует отметить: необходимость повышения конкурентоспособности фирмы на основе дополнительных стимулов к труду в условиях перехода к инновационному типу воспроизводства; настоятельную необходимость сокращения экономических потерь от трудовых конфликтов. Среди социально-политических причин можно назвать: необходимость противодействовать концентрации хозяйственной власти в руках узкой группы олигархов; потребность уменьшения противостояния между трудом и капиталом; стремление интегрировать работников в складывающуюся систему производства и управления; необходимость развития местного самоуправления; преодоление негативных последствий монополизма [4].

При этом необходимо четко разделять реальные уровни самой социальной ответственности бизнеса и не придумывать псевдонаучные, бессубъектные и аморфные его заменители. Очевидно, что социальная ответственность бизнеса имеет свою адресность и направленность: по отношению 1) к государству,2) к потребителям, 3) к партнерам, 4) к конкурентам, 5) к собственным работникам.
Логика выделения этих пяти уровней в структуре системы социальной ответственности фирмы совершенно прозрачна, поскольку она субъекта. При этом необходимо четко различать и разводить и типы систем социальной ответственности: от внутрифирменного корпоративизма и патернализма до социального партнерства и хозяйственного протекционизма. Ясно, что каждый конкретный тип системы социальной ответственности может быть избран фирмой как свободно, так и под давлением внешних сил (например, по рекомендации государства, которое предоставляет фирме госзаказ или льготные кредит). Отсюда правомерно подразделение возможных систем социально ответственности бизнеса на естественные и искусственные, краткосрочные и долгосрочные, приоритетные и комплексные, открытые и закрытые и т.д.
Очевидно, что проблема анализа морфологии систем социальной ответственности еще только требует своей глубокой и всесторонней научной разработки. Но необходимо уходить от упрощенных и примитивных представлений о самой социальной ответственности бизнеса, а тем более - от игнорирования опыта прошлых лет в данном вопросе.
Подшивалов Вячеслав Николаевич, директор ООО "ЭРКОН-ПРОДУКТ" (г.Москва)
Сулоев Андрей Михайлович, полковник Генерального штаба Министерства обороны РФ (г.Москва)

Примечания:

1 - Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный аспект и российские реалии// Вопросы экономики. 2005.№ 10. С.91.
2 - Там же. С.93.
3 - Соболева И. Указ. соч. С.96.
4 - Более подробно об этом см.: Ткаченко И.Н. Эволюция внутрифирменных корпоративных отношений. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН,2001.С.163-164.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
ДелоРус
Все статьи темы
Последние комментарии
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
18.09.2025 08:16
Россия на распутье
Новый комментарий от С. Югов
18.09.2025 07:20
Мощи Киево-Печерских святых переправят в Британию?
Новый комментарий от Апографъ
18.09.2025 04:08
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Русский танкист
18.09.2025 03:49
Какие сионисты, какой Хабад?
Новый комментарий от Vladislav
17.09.2025 22:20
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Vladislav
17.09.2025 22:12
«Я первый генерал, перед которым Бонапарте так бежит»
Новый комментарий от Русский Иван
17.09.2025 18:40