Духовная связь поколений в лирике Николая Рубцова

Доклад на <a href="http://rusk.ru/newsdata.php?idar=183309">VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях</a> (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009 года)

Новости Москвы  ДелоРус 
0
388
Время на чтение 5 минут

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С. Пушкин.



Поэт, о котором пойдёт речь, заявил о себе в самом разгаре cоветской эпохи и популярным стал почти сразу же после гибели. Труден на Руси путь к признанию. Прощаясь на кладбище с покойным поэтом Николаем Рубцовым, писатель Виктор Петрович Астафьев сказал: "Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле..." [1].

На могиле Рубцова стоит мраморная плита с барельефом поэта. Внизу по мрамору бежит строчка из его стихов: "Россия, Русь! Храни себя, храни!", которая звучит словно последнее завещание Рубцова несчастной и бесконечно любимой стране.
Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова, потому что мысль "храни" перерастает здесь рамки личного.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они -
Иных времен татары и монголы. [2]

Сохраняя любовь и память к своему изначальному: родимой деревеньке, городу, к речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне.
Николай Рубцов живёт в нашем мире, озаряет светом своего присутствия нашу жизнь, потому что и нам дорого то, о чём он так проникновенно написал. Рано осиротев, поэт запечатлел образ матери в самых проникновенных и щемящих душу строчках:
... Этот цветочек маленький
Как я любил и прятал!
Нежил его, - вот маменька
Будет подарку рада!

Кстати его, не кстати ли,
Вырастить все же смог...
Нес я за гробом матери
Аленький свой цветок. [3]

Мать - это словно вся прошлая жизнь, постепенно отдаляющаяся от человека, туманная память, золотая дымка... Это кровная связь, истончённая временем до состояния духовной, связь, ничего не требующая взамен. В стихотворении "Тихая моя родина" поэт описывает места вроде бы той самой Николы, где был детдом. "Купол церковной обители", "Вырыли люди канал" и "Школа моя деревянная" - это "вещи" Никольские. В какой-то другой школе Рубцов не учился. Но мать поэта, увы, похоронена в другом месте, не в Николе...

Стихотворение построено как диалог с жителями и диалог между человеком и родными местами. Диалог - редкое явление в лирике, но для Рубцова является характерной особенностью.

Первая строка предстаёт своего рода камертоном, определяющим значение всего произведения, задаёт тональность, мелодию. "Тихая моя Родина" откликнется неоднократно в стихотворении: "тихо ответили жители", "тихо проехал обоз", закрепится аллитерацией. Этой невозмутимой тишиной определяется элегический настрой, созданный в стихотворении. И тем ярче, тем неожиданней прозвучат в конце стихотворения строки о связи человека с чувствами других людей, с тем, что дорого и мило до боли:

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь. [4]

Слово "связь" было для Рубцова роковым и любимым:
Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной доли... [5]

Память детства постоянно возвращает поэта в родные места. Поэзия его неотделима от земли Вологодской. Она наполнила его стихи обжигающей душу любовью. В стихотворении "Далёкое" поэт вспоминает о самом дорогом - о родном доме. Обычный человек не увидит ничего примечательного в "запорошенном снегом бревенчатом низеньком доме". По всей нашей бескрайней Отчизне мы можем видеть множество подобных домиков, проходить мимо них, не испытывая при этом никаких чувств. Но в описании Рубцова эта картина из обыденной превращается в загадочную, таинственную, удивительно красивую: "В морозном тумане мерцая, таинственно звёзды дрожат". Для Рубцова не главное бедность и неказистость жилья, он воспевает звёзды, которые освещали его дом. В памяти поэта это место навсегда остаётся самым красивым из всех виденных им. И где бы ни находился лирический герой стихотворения, закрывая глаза, он будет представлять только одно:

А вьюга по сумрачным рекам,
По дебрям гуляет кругом,
И весь запорошенный снегом
Стоит у околицы дом... [6]
Детство, юность, первая любовь. Эти понятия неотделимы. Памятью любви наполнено одно из самых музыкальных стихотворений Н. Рубцова "В минуты музыки печальной". Это красивое, грустное стихотворение. Мы видим в нём ту самую задумчивую, первозданную красоту русского севера, которая так была близка самому Рубцову. Зимний пейзаж ещё больше усиливает мотив печали, успокоения, прощания. Об этом говорит метафора "среди погаснувших полей". После расставания с любимой в душе поэта тоже погасла лампада веры, любовь уже не освещает его жизнь: "И путь без солнца, путь без веры гонимых снегом журавлей". Журавли издавна символизировали души людей, несущиеся в небо. Возможно, здесь журавлём является сам поэт, его альтер - эго, которое стремится к небу, свободе. Поэт пишет о призрачности своей любви, иллюзорности этого зимнего мира. И только со звуками музыки былая иллюзорность сменяется приятием, явственностью воспоминаний. О прошедшей любви печалится не только автор, ведь даже скрипки не просто играют, а "перекликаясь, плачут". Таким образом, создается удивительная, завораживающая своей красотой картина былых воспоминаний и чувств, когда не надо ни о чём говорить, за нас всё скажет музыка. "Оттого, что - молчи! - так никто уж не выразит их...".

Поиски живой человеческой связи с природой, с историей, с любовью и добром в их широком, издревле национальном смысле слова явились основой стихотворений о Родине, об её истории - и ещё шире - о понимании русской судьбы. В стихотворении "Видения на холме" Николай Рубцов упоминает о таком атрибуте русской старины, как погост: "лес крестов в окрестностях России". После распространения христианства слово это стало обозначать деревню с церковью и кладбищем при ней. Потом так стали называть исключительно кладбище. Погост же сейчас символизирует ту историческую память, которая подсознательно живёт в каждом из нас, память предков, которые полегли за родную землю.

В стихотворении "Над вечным покоем" кладбище предстаёт "смертным и святым". Поэт благоговейно относится к памяти умерших, как к части истории родного края и больше - истории Родины. На кладбище поэт ощущает близость прежних лет, чувствует ту старину, которую он любит "за все её страдания и битвы".
И эту грусть, и святость прежних лет
Я так люблю во мгле родного края,
Что я хотел упасть и умереть
И обнимать ромашки, умирая... [8]

И опять же мы видим здесь самую "жгучую" связь с родными местами, когда поэт не может даже после смерти представить себя вне этой земли, хочет соединиться навсегда с ней.

Когда ж почую близость похорон,
Приду сюда, где белые ромашки,
Где каждый смертный
свято погребен
В такой же белой горестной рубашке... [9]

Потребовалось время, чтобы по-настоящему осознать, кого мы потеряли в лице Николая Рубцова. Сейчас суммарный тираж книг поэта более четырёх миллионов, песен на его стихи написано чуть ли не больше, чем самих стихов. "Что имеем, не храним, потерявши - плачем..." - вечная горькая русская истина, которая больно бьёт по струнам нашей памяти.
Лаврова Светлана Николаевна, преподаватель средней школы

Примечания:

1 - Н.Коняев "Путник на краю поля" Последняя осень, Москва, изд. "Эксмо-пресс", 1999 год, с.8.
2 - Сборник Н. Рубцова "Подорожники" изд. "Молодая гвардия" 1975 г., стр. 25.
3 - Сборник Н. Рубцова "Подорожники" изд. "Молодая гвардия" 1975 г., стр. 213.
4 - Сборник Н. Рубцова "Подорожники" изд. "Молодая гвардия" 1975 г., стр. 70.
5 - Там же, стр. 82.
6 - Сборник "Последняя осень", Москва, изд. "Эксмо-пресс" 1999г., стр. 344.
7 - Сборник Н. Рубцова "Подорожники" изд. "Молодая гвардия" 1975 г., стр. 58.
8 - Там же, стр. 58.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45