конференции "Прикарпатская Русь и Русская цивилизация"" /> конференции "Прикарпатская Русь и Русская цивилизация"" /> конференции "Прикарпатская Русь и Русская цивилизация"" />

Русский вопрос, российский патриотизм и Украина

Доклад на <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=183553">конференции "Прикарпатская Русь и Русская цивилизация"</a>

Уважаемые друзья, участники конференции! Позвольте вас поприветствовать от лица нашего Института Российской истории РАН.

Поднимаемые здесь проблемы русинства и русского движения в Галиции очень интересны и нужны. Все мы знаем, как стремится исказить и замолчать данные сюжеты украинская историография: ведь они противоречат тому, что утверждает национальная концепция истории и вся идеология украинства. И уже с этой точки зрения - для противодействия данной идеологии - темы нужно поднимать и обсуждать. Это не говоря уже о чисто научном интересе.

Но признаемся: западноукраинский регион (прежде всего Галиция и Западная Волынь) - это отрезанный ломоть, он уже потерян для Русского мира. Там окончательно утвердилась украинская идентичность (причём в наиболее радикальной форме), построенная, как известно, на отрицании и противопоставлении идентичности и сознанию общерусскому. Теперь речь идёт о том, каким быть национальному облику и мировоззрению населения областей Украины, лежащих гораздо восточнее, и даже Крыма.

Общерусское, пророссийское и даже советско-украинское сознание пребывают на Украине в положении обороняющегося. А украинский национализм - активен, наступателен, за его спиной стоит государство, у него на вооружении чёткая и удобная для восприятия идеология, имеющая мощную поддержку как вне, так и внутри Украины.

В таких условиях всё, что ему противостоит, обречено на поражение. Помощь и союзник - только здесь, в России. И сколько бы ни говорилось о том, что тем людям на Украине, которые не приемлют идеи разделения и украинский национализм, надеяться надо на свои силы, не секрет, что делать это в украинских условиях трудно. И в организационно-материальном, и в идейном отношении. Начинается вполне понятный (и провоцируемый) разброд и шатание, желание приспособиться к господствующей идеологии и подстроиться под неё. Поэтому недаром люди на Украине так верят и ждут, что Россия придёт им на помощь.

А что же Россия? Та Россия, которая представлена здесь, готова сделать это прямо сейчас. Но не от нас зависит курс страны во внешней и национальной политике. Вот об одной из составляющих этой политики (а может, и о её первооснове) хотелось бы сказать несколько слов. Тем более, что здесь уже заходила речь о том, почему Россия занимает по отношению к происходящему на Украине позицию такую, а не иную. Вкратце суть такова: до тех пор, пока отношение к русскости в России будет оставаться прежним, не изменится и ситуация на Украине.

Взять, к примеру, вопрос о российском патриотизме. В последнее время тема патриотизма приобрела популярность, о его важности для страны заговорили с самых высоких трибун. Что же, это отрадно, если говорится это искренне и будет подкреплено действительной сменой приоритетов во внутренней, социально-экономической и национальной политике. Ведь серьёзно говорить о патриотизме в стране, устроенной, по мнению большинства народа, не по справедливости, "не так", когда для одних - прожиточный минимум, а для других - Куршавель, затруднительно.

"Патриотизм" - это "любовь к родине". Это чувство - одно из самых древних, присущих человеческой культуре, один из архетипов человеческой психики. Непросто научить человека любить свою землю, ощущать неразрывную связь своей судьбы с её судьбой. Это либо есть, либо нет. Вместе с тем, патриотизм - чувство ещё и гражданское, осознанное. И оно закладывается и формируется - как самим человеком, так и семьёй, школой, религиозными организациями, государством.

И самой жизнью - когда общественное, государственное устройство не противоречит бытующим в народе представлениям о правде и справедливости, когда понятия "родина" и "государство" не являются антагонистами. Ведь если между этим "сущим" и тем "должным" не установится незримая духовная связь, этот психологический архетип может не перерасти в гражданское чувство и атрофироваться. Особенно если это чувство будет подавляться и угнетаться - теми же государством, школой и т.д. А примеров тому в нашей истории ХХ-XXI веков множество.

Иными словами, патриотизм - чувство творимое, принадлежащее к сфере общественного сознания. И это роднит его с чувством национальным. В советском обществоведении слово "национализм" было чуть ли не ругательным и уж точно негативно окрашенным. Он был уделом "черносотенцев", "мракобесов" и прочих антипрогрессивных сил. Подобный взгляд присущ и либеральной мысли Запада с её идолом мультикультурализма и тотальной толерантности. Из этих двух, на первый взгляд различных, но генетически родственных направлений черпает своё отношение к национализму и российская официозная мысль.

Между тем, национализм - это одна из форм понимания и интерпретирования окружающей действительности и производные от этого понимания политические и социальные практики. Националистический способ видения мира (в основе которого лежит идея "нации" и "национального" как краеугольных моментов человеческого "вчера", "сегодня" и "завтра") имеет давнюю историю и планетарные масштабы. Поэтому и относиться к нему надо без политической экзальтированности.

Патриотизм и национальное чувство (чувство сопричастности со своим народом или нацией) хоть и близки друг к другу, но не тождественны. Чувство родины и чувство народа близки в наибольшей степени. Но патриотизм как чувство гражданское подразумевает ещё и отношение к государству, власти и т.д.

Национальные чувства служат важнейшим условием для проявления и чувств патриотических. Но народов много и у каждого из них имеется своё видение реального и идеального отечества. Их национализмы несут своё понимание патриотизма, и оно может не совпадать, а то и вовсе находиться в противоречии с патриотизмом по отношению к стране в целом.

Именно в этой дилемме - отчуждённости от государства или, наоборот, сознании своей неразрывности с ним, и кроется одна из главных болевых точек России. Это относится ко всем народам нашей страны, чьё чувство народности должно совпадать или, по крайней мере, не противоречить идее общероссийского патриотизма и приверженности к России как родине. Но в гораздо большей степени это относится именно к русскому народу. Отвечает ли государственность его чаяниям и чувству родины? не вступает ли она в противоречие с его национальным чувством как чувством сопричастности с народом/нацией? по правде ли и справедливости она устроена?

Поэтому забота власти о нравственном и физическом здоровье русского народа, его национальном единстве, чувстве комплиментарности с государством - самый надёжный залог и наличия в нём патриотических чувств, и межнационального мира, и прочности страны в целом.

Пока же ощущаемая несправедливость имеет не только социально-экономическое, но и национальное измерение. О нём предпочитают не говорить, но явление от этого не исчезает. Русский вопрос был, есть и в перспективе будет оставаться главным вопросом нашей страны.

А примеры такой отчуждённости самого многочисленного народа нашей страны, их причины и последствия, хорошо известны. Менее известно то, что невнимание к обеспечению национального единства русского народа и нежелание его обеспечивать, насильственное разделение его на несколько наций, в конечном счёте, заканчивалось и крушением государственного единства Российской империи и СССР. Ибо нации, построенные на отрицании единства Русского мира, на противопоставлении всему русскому, имели своё понимание отечества и патриотизма.

И в число этих наций надо включать не только украинскую (и в меньшей степени белорусскую), но и, если говорить о современности, т.н. "российскую" или "россиянскую" нацию. Ведь она предполагает создание общности в границах Российской Федерации и превращение русских в "россиян" (при одновременном постулировании отдельности украинцев и белорусов как особых национальностей). А значит, тоже строится на отрицании идеи русскости и общерусского единства.

История нациостроительства на восточнославянском (русском в широком смысле этого слова) этническом пространстве - тому подтверждение. А территория современной Украины - наглядный пример, ибо именно здесь ещё с середины XIX века столкнулись польский, общерусско-малорусский и украинский национальные проекты, предполагавшие формирование на основе местного населения разных наций. Наций, обладающих разными идентичностями, языками, образом прошлого. И разным отношением к России и её государственности. Польский проект как самостоятельный скоро потерял актуальность (за исключением Галиции и Холмщины), противостояние украинского и общерусско-малорусского идёт до сих пор.

Замечу, что этим сюжетам в российской историографии посвящён ряд работ и в том числе моя монография ("Украинское национальное движение. УССР. 1920 - 1930-е годы. Цели, методы, результаты). М., Наука, 2006). В ней исследуется ход, движущие силы и механизмы создания украинской нации и национально-государственного организма "Украина" в ключевой для этого процесса период - первую треть ХХ века (и дана предыстория с середины XIX в.). Анализируется происхождение и взаимоотношения украинской, русской и советской идентичностей, мировоззрение украинства. В контексте конкуренции национальных проектов излагается идейно-политическая борьба в правящей элите края, Православной Церкви.

Поддержка украинского проекта со стороны российских общественных кругов (либеральных и революционных) и властей (большевиков или современной постсоветской элиты, признавшей "законным" и правильным политический и национальный развод России, Украины и Белоруссии) подразумевала и борьбу с русскостью, русским национальным чувством. А в перспективе - взращивание сепаратистски настроенных местных национализмов с одной стороны и подрыв чувства комплиментарности с государством у народа русского (великороссов и всех, кто себя считает русским - а число таковых даже сейчас исчисляется миллионами) - с другой. А как итог - и крушение этого государства.

Нежелание властей учитывать и использовать в политике русский фактор (и не только искренне, но даже прагматически) и сделать интересы русского народа настоящим приоритетом может закончиться для РФ тем же, что и в случае с Российской империей и СССР.

И в заключение надо сказать, что решение украинского и русинского вопросов - не на Украине, а здесь, в России. Прекращение политики национального нигилизма по отношению к русскому народу в России, отказ от взгляда на него как на источник ресурсов и безликий "цемент", нужный лишь для того, чтобы растворившись в "россиянстве", соединить прочие народы в Российской Федерации, автоматически изменит и ситуацию на Украине. Ведь русский национализм (а происхождение своё он вёл и из Великой, и из Малой Руси) в основном всегда мыслил себя в общерусских масштабах. В этом - залог идейного и организационного укрепления наших друзей на Украине, прекращения разброда и шатания. В этом же и залог единства Русского мира вообще и России в частности.
Марчуков Андрей Владиславович, к.и.н., научный сотрудник Института Российской истории РАН

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Марчуков:
Все статьи автора
"Русская цивилизация"
Миф о русском крестьянстве
После прочтения статьи В.Е.Семенова «Образ Иоанна Грозного как источник душевной смуты»
08.11.2019
Русский мир - это концепция русской цивилизации
Интервью главного редактора «Русской народной линии» с первым проректором Казанской духовной семинарии
28.03.2019
Размышление о Годеновском Кресте в канун Крестопоклонной Недели
18/31 марта - Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
28.03.2019
Русский обычай
Очерк о языческом и христианском в народном календаре. Часть 8
11.03.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Ксения Балакина
09.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019