После изгнания православных священников из Чешского Королевства в 1096-1097 годах богослужение по кириллическим книгам и на церковно-славянском языке стало постепенно забываться. Правда, ещё в XIV-XV веках православные священники появлялись в Праге, однако все попытки восстановить Православие, предпринимавшиеся первыми вождями гуситов (например, Иеронимом Пражским), окончились неудачей. Переговоры о воссоединении, которые велись между гуситами и Вселенской Патриархией в 1451-1453 годах, не достигли своей цели из-за взятия Царьграда турками.
В XVI - XVII веках Православие на чешских землях представляли лишь общины беженцев из турецких земель.
В начале XVIII столетия в Чехии побывал Царь Пётр I.
"Проживая дни лечения в Богемии, в Карлсбаде, Пётр часто удалялся для уединённой молитвы на гору неподалёку, где доселе деревянный крест означает место Царской молитвы" [1].
Общение русских и чехов во время войн XVIII - начала XIX веков способствовало оживлению в чешском народе представлений о славянском единстве, преданий о древнем Православии, о временах Свв. Кирилла и Мефодия.
Возобновление чешско-русского единения было закреплено символическим действием: в 1835 году по просьбе М.П. Погодина настоятель Пражского собора каноник Пемира в присутствии профессоров Шафарика и Ганки отделил часть св. мощей св. равноапостольного Кирилла, положил в особый ковчег и вручил его московскому историку вместе с документом, где на латинском языке был засвидетельствован этот дар (позднее, в 1855 году, мощи были положены для поклонения в храм Св.Татианы при Московском Университете) [2].
А само восстановление Православия в Чехии было плодом совместных трудов Русской и Сербской Церквей, а также и трудов Славянского Общества.

И в XIX веке восстановление православного Богослужения в Праге начали сербы.
Известный сербский духовный писатель XIX столетия о. Савва Хиландарац был по происхождению чехом.
В 1848 г. в Праге состоялся Славянский съезд, во время работы которого, в день Святой Троицы - 30 мая (11 июня) [3] сербский священник Павел Стаматович (1805-1864) с протосингелом Никанором Груичем (в будущем - настоятель фрушкогорского монастыря Кувеждин, епископ Пакрацкий, администратор Карловицкой Патриархии, (1810-1887, совершил Божественную литургию на церковно-славянском языке перед скульптурой святого Вацлава (Вячеслава) на Новом Месте в Праге (территория нынешней Вацлавской площади).

Русские славянофилы надеялись на то, что чехи не совсем забыли родную старину и при возобновлении знакомства с Православием станут безпрепятственно переходить в прадедовскую Веру. И в 1860е годы русское "Кирилло-мефодиевское сеяние" на чешской земле стало продолжением сербских усилий.
В 1867 году во время Славянского съезда в Москве поэт Карел Яромир Эрбен получил от князя Владимира Фёдоровича Одоевского в дар синодский Ирмологий - сборник православных песнопений [4].
В 1868 году церковнослужитель Войтковский из Праги писал в Славянский комитет, что чешские и моравские католические священники очень интересуются русской литературой, наибольшей популярностью пользуется газета "День" Ивана Аксакова [5].
В том же 1868 году,в виде опыта, православным русским был передан в аренду собор Св. Микулаша, некогда бывший в собственности ордена славянских бенедиктинцев.
12 марта 1869 года И.Платонов сообщал председателю Славянского комитета М.П. Погодину о том, что в Харькове перешла в Православие чешская семья [6].
В 1870 году после Первого Ватиканского собора группа чехов из 12 человек обратилась к петербургскому митрополиту Исидору с просьбой воссоединить их с православием. Чин присоединения был совершен в Александро-Невском соборе Санкт-Петербурга в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1870 году [7].
В том же году Славянский комитет решил закрепить долговременную аренду костёла Св. Микулаша. Мысль о его покупке была оставлена, о чём свидетельствует письмо протоиерея Михаила Раевского от 10 (22) августа 1870 года [8].
По поручению Славянского комитета договор об аренде с Пражским Магистратом 26 июля 1870 года заключил граф Пётр Аркадьевич Голенищев-Кутузов (1845-1912, литературный псевдоним "Пётр Пустынник"), брат известного поэта-царедворца Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова.
5 мая 1871 года Славянский комитет направил Московской Думе послание о благоукрашении Пражской церкви.
Ввиду важности этого документа привожу его полностью:

В их кругу естественно возникла мысль устроить и в столице Чехии, по примеру Женевы, Дрездена и других городов, Православную Церковь для удовлетворения духовных потребностей проживающих там русских.
Мысль эта, теперь уже близкая к осуществлению, встретила со стороны чехов не только живейшее сочувствие, но и общественное содействие.
Пражская Городская Дума единогласным приговором предоставила для устройства Православной Церкви великолепный, бывший католический, ныне упразднённый храм Святого Николая.
Суммы, необходимые для приспособления храма к потребностям Православного Богослужения, почти уже собраны, преимущественно в кругу московского купечества; - но недостаёт колоколов, недостаёт "красного звона", о котором особенно просят чехи.
Решение Пражской Городской Думы не может не вызвать соответственного отзыва в Городской Думе Московской. Было бы прилично нашей Думе от всей Москвы одарить Прагу целою семьёю колоколов, подобранных "красным звоном" в утешение новой православной пастве и гостеприимным чехам, отводящим ей в своих стенах почётное место. Пусть говорит Москва в Праге православным благовестом, мирным призывом к молитвенному единению, теснее и теснее скрепляя духовное общение наше с передовыми борцами западного славянства.
На сооружение колоколов для православной церкви в Праге потребуется от 5 до 6 тысяч рублей. Имеем честь предложить Московской Общей Думе принять этот расход на счёт города, в виде пожертвования от Москвы, и поручить приобретение и отправку колоколов одному из господ гласных" [9].
Ещё в 1867 году чешский посланник на Славянском съезде Ригер сравнивал славянское единство с "гармоническим звучанием московских колоколов".
В 1871 году московские колокола отправились в Прагу...
Уже в 1870 году протоиерей Михаил Фёдорович Раевский предложил Славянскому комитету несколько вариантов формирования штатного причта в церкви Св. Николая.
Он считал, что таких вариантов три - перевод в Прагу священника и диакона из Ирема [10], назначение "монаха-академиста" и самый предпочтительный - отправка нового семейного священника.
Предпочтительность такого решения о. Михаил аргументирует через необходимость обличения католической неправды: поскольку цель создания прихода есть "насаждение и распространение православия у западных славян", а "чехи будут приходить к священнику и за советом, и за духовными наставлениями, и за помощию", то следует учесть "самое завлекательное для католиков постановление нашей церкви": брак и семейную жизнь священника [11].
Комитет согласился с доводами о. Михаила.
В 1872 году члены Комитета Ю. Ф. Самарин, А. Ф. Гильфердинг и И.С. Аксаков вместе решали вопрос о назначении Синодом постоянного священника на пражский приход [12]. Их усилия увенчались успехом. "В 1874 году отец Александр (Лебедев) назначается настоятелем в только что открытую русскую церковь в Праге, куда он вскоре уезжает с семьёй. Цель его деятельности в Чехии, находившейся тогда под властью Австро-Венгрии, - ознакомление чехов с русским Православием и вообще с Россией" [13].
4 (16) августа 1874 года Никольский собор был торжественно освящён. О. Михаил Раевский в 1870 году предполагал устроить в нём два придела: в честь Свв. Кирилла и Мефодия и Свв. Вячеслава и Людмилы [14], но оформление собора продолжалось ещё долго.
Если в "мирное" время деятельность "Прагского причта" ( выражение о.Михаила Раевского) обставлялась всевозможными ограничениями, то с началом Первой мировой войны она стала невозможной.
В 1917 году московский протопресвитер Николай Любимов записал в дневнике: "Заседание (Синода) 5 мая...
Обер-прокурор прочитал только что полученную им из министерства иностранных дел телеграмму за подписью товарища министра. Телеграмма эта гласит:
"Находящийся с начала войны в австрийском плену протоиерей православной церкви в г. Праге Рыжков присужден за государственную измену (?) к смертной казни. Энергичный протест против этого и от австрийского правительства получили требование о немедленном внесении за судебные издержки по делу о. Рыжкова 10 000 р., по внесении которых он может быть избавлен от смерти. Сообщая об этом обер-прокурору, министерство иностранных дел просит немедленно доложить Св.Синоду об ассигновании вышеозначенной суммы для немедленного внесения Австрийскому правительству выкупа за избавление о. Рыжкова от смертной казни".
...Я прямо расплакался и от жалости к своему знакомому о Рыжкову, и от мысли о том, что в лапах этих "цивилизованных" (?!) зверей находится и мой дорогой сын..." [15].
"Цивилизованная" Австро-Венгрия желала, чтобы голос Москвы в Златой Праге умолк навсегда, а слушание его и звучание Вена приравняла к "государственной измене".
Как это знакомо, как современно! Только вместо австрийских графов "голос Москвы" глушат американские "демократы".
Однако тогда, в 1917-1918 годах, австрияки просчитались. Чехия освободилась от немецкого ярма и через некоторое время под покровительством Сербской Церкви и русской эмиграции возникла Чешская Православная Епархия.
Дай Бог, чтобы молитвами святых Кирилла и Мефодия, Вячеслава и Людмилы, приснопоминаемых Митрополита Лавра и Архиепископа Виталия (Максименко), Царственных Мучеников и всех святых Руси, Сербии и Чехии голос Москвы, братский благовест, звенел и не умолкал в Праге!
Примечания:
1. Поселянин (Погожев) Е.Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке. М.: Талан, 1998, с. 8.
2. http://www.st-tatiana.ru/text/34269.html
3. В литературе встречается и другая дата - 4 июня нового стиля. Однако праздник Пресвятой Троицы (Духови), который упоминается в автобиографиях Епископа Никанора (Груича) и Йована Суботича как день пражского Торжества, в 1848 году приходился на 30 мая (11 июня). Кроме того, Суботич упоминает о том, что Пражское восстание началось сразу после службы, а это точно соответствует дате 31 мая (12 июня), которая упоминается во всех источниках как дата начала восстания. См: Rakocevic B. Sremacki paroh s glasom vojskovode. Dnevnik (Novi-Sad), 18.jun 2008.
4. Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы. М.; Дека-ВС. - 2005, с 55-56, 191-192.
5. ГАРФ, ф. 1750, оп. 1, д. 72 лл. 31-32.
6. ГАРФ, ф. 1750, оп. 1, д. 79, л.30.
7. http://q.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=689&did=94
8. ГАРФ, ф. 1750, оп. 1. д.79, л. 51.
9. ГАРФ, ф. 1750, оп. 1, д. 360, лл. 1-2.
10. Церковь в Иреме (Венгрия) была возведена в начале XIX века как усыпальница Великой Княжны Александры Павловны, Палатины Венгерской, супруги Эрцгерцога Иосифа Габсбург-Лотарингского. Ирем был населён сербами. Флигель-Адъютант Императора Александра I А.М. Михайловский-Данилевский писал в 1814 году: "Богомольцы путешествуют туда (в Ирем) во множестве в известные праздники и благословляют память усопшей, снискавшей общую любовь..." (Данилова А. Пять принцесс. Дочери Императора Павла I. Биографические хроники. - М.: Изограф, ЭКСМО-Пресс, 2001, с.125).
Книга написана не вполне воцерковлённым человеком, но описание Иремской церкви (сс.136-138) стоит того, чтобы его прочитать.
Епископ Илларион (Алфеев) в 2003 году говорил: "Вплоть до 1917 года миссия (в Иреме) щедро финансировалась Святейшим Синодом, а также, имея статус придворной церкви, пользовалась покровительством домов Габсбургов и Романовых. Украшением церкви стал резной иконостас, подаренный императором Александром III в 1883 году. Часовню неоднократно посещали русские дипломаты, аристократы, лучшие представители российской культуры, писатели и политики. Однако в послевоенные годы храм начал постепенно приходить в упадок. С 1949 по 1983 год он пережил 8 ограблений, после чего останки Александры Павловны были перенесены в усыпальницу Габсбургов из соображений безопасности. Только в 1990 году силами будапештского Свято-Сергиевского прихода началось восстановление храма, которое к настоящему времени практически завершено"
http://bishop.hilarion.orthodoxia.org/1_3_10_21
Перевод Иремского причта в Прагу был бы неприемлемыми с точки зрения династической чести Дома Романовых, и о. Михаил отверг этот вариант.
11. ГАРФ, ф. 1750, оп. 1. д.79, л. 52-54.
12. Самарин Ю.Ф. Письмо И.С. Аксакову /1840-1876: Ю. Ф. Самарин. Статьи. Воспоминания. Письма./ Сост. Т.А.Медовичева. - М.: ТЕРРА, 1997, с. с. 230-231
13. Лебедева Е.А. Петроград и его святыни. СПб, Изд-во "Русско-балтийский информационный центр "БЛИЦ"", 1995.,с.4.
14. ГАРФ, ф. 1750, оп. 1. д.79, л. 52-54
15. Российская Церковь в годы революции (1917-1918). Сборник. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995, с. 60-61.
Иллюстрации:
Монастырь Кувеждин.
Памятник Св. Вацлаву.
Храм Св. Николая в Праге.