Это любовные письма с фронта (1941-1942 гг.) генерала Власова, которые он зачастую писал в один и тот же день, описывая одни и те же события, уходили в два адреса - любимым женщинам, поверившим его словам "ты у меня одна..." ( см.: ж.Источник: документы русской истории. - 1998, 4 ). Это те самые письма и почтовые карточки, изъятые при обыске и приобщенные в качестве доказательств к следственным делам двух женщин - Анны Михайловны Власовой и Агнессы Павловны Подмазенко, которым лгал генерал, подписываясь в полуграмотных и составленных словно под копирку посланиях: "Твой всегда и всюду Андрюша". В этих письмах собственноручно составлен автопортет, который можно рассматривать в качестве показаний против самого же генерала Власова, искалечившего жизнь двум женщинам.
Первая из них - Анна Михайловна Власова ( девичья фамилия - Воронина), 1906 года рождения, которую он называл в письмах "Аня" и "Аник". Она сначала была односельчанкой, а потом и его женой с 1926 года. С ней, судя по письмам, он не собирался расторгать брак. Он назвал ее имя, когда в мае 1945 года на Лубянке заполнял анкету арестованного. Ее же арестовали в 1942 году, и она проходила по делу как "жена изменника Родины". Расплачиваясь за предательство мужа, она провела 8 лет в лагерях. Известно, что последние годы жила в Балахне Нижегородской области. Реабилитирована лишь в 1992 году. Анна хранила фронтовые письма мужа, где он ей писал так: "Сволочей фашистов, нарушивших нашу мирную жизнь и разрушивших наш семейный очаг, мы сейчас бьем на каждом шагу" ( 15.01.1942 ). И еще: "Я много пережил и дороже тебя у меня и не было, а сейчас и нет на свете. Ты у меня одна. Больше нет никого... Родина выше всего - за нее все и отдадим до последней капли крови. Люблю тебя крепко" ( 06.03.1942).
А в другом письме, адресованном в почтовое отделение Сорочинской Чкаловской области, до востребования : "Дорогой Аник! Одиннадцатый месяц мы с тобой разлучены, но мысленно всегда с тобой...ты знаеш ( так в оригинале: без мягкого знака. - А.Х.) моя дорогая любимая и дорогая Аня!, что куда твоего Андрюшку не пошлет правительство и партия - он свою задачу выполнит с честью. Все идет хорошо.... Скоро, очень скоро, будет конец проклятым фашистам. Хватит им издеваться над нашей дорогой Родиной" ( 26.04.1942).
Анна Михайловна узнала и очень переживала, что в Ленинграде в 1937 году некая Юлия О. ("Ульяна") родила от Власова дочь и подала на алименты. Супруги Власовы обсуждали в письмах эту "деликатную" историю, и генерал успокаивал плакавшую жену, что "все как-нибудь обойдется".
Не знала только она, что была еще одна у него любимая "фронтовая" жена - Агнесса Павловна Подмазенко, 1917 года рождения, которую Власов называл в письмах "Аля" и "Алик". Она родила ему ребенка в 1942 году. По окончании Харьковского мединститута Агнесса была призвана на военную службу и служила врачом в штабе 37-й армии, которой командовал Власов. Молодая женщина, имевшая от первого брака сына Юрия (1936 года рождения), приглянулась генералу, скрывшего от нее, что давно женат, и потому предложившего ей выйти за него замуж. Она безоглядно и на слово поверила Власову, что их "отношения официально узаконены в штабе армии", но на самом деле их брак в загсе совсем и не был оформлен. В течение пяти недель генерал Власов был с военным врачом Подмазенко в окружении. К началу ноября 1941 года они вдвоем прибыли в Курск. Назначенный командовать 20-й армией, оборонявшей Москеву, Власов взял "фронтовую жену" Подмазенко с собой. Отсюда она уехала к матери в тыл, чтобы родить от Власова ребенка. Во всех документах А. Подмазенко гордо указывала, что она - "жена генерала Власова", за что горько и поплатилась.
В 1943 году по решению Особого совещания она получила пять лет лагерей. Известно, что отбывала еще и ссылку. Реабилитирована в 1989 году, умерла в 1997 году.
Генерал Власов заверял в письмах Подмазенко: "...Я здесь буду бить фашистскую сволочь и гнать ее на запад" ( 02.02.1942 ); "Юрика поцелуй, покажи ему мою фото ("мою" - так в оригинале.- А.Х.), пусть узнает меня. Воспитывай в любви к нашей Родине" ( 28. 02.42 ). А вот еще один "патриотический" фрагмент из письма, адресованного той же Подмазенко: "...И только одно то, что сейчас все наши мысли должны быть направлены для борьбы с проклятыми фашистами в борьбе за нашу дорогую Родину всех людей нашего Союза успокаивает меня" (26.04.1942).
Генерал умел ревновать в своих любовных посланиях свою "фронтовую жену": "Я тебя прошу будь мне верна. Я тебе до сих пор был верен. Ты для меня всегда была святая..." (02.02.1942); "Дорогая Аля! Кроме тебя никому письма не пишу..." (21.02.1942); "...Кроме тебя у меня никого в жизни нет" (10.05.1942). Похоже, что генерал Власов очень ревновал свою "фронтовую" жену: "Смотри не изучай немецкий язык как раньше с капитаном, а то приеду, будет тебе нагоняй на орехи..." (02.02.1942); "...Смотри не крути ни с кем, а то плохо будет..." (18.03.1942).
Но две эти женщины - Аня и Аля - были им преданы и забыты. Оказавшись после плена в Германии, Власов с санкции Гиммлера женился в очередной раз, и его избранницей стала вдовствующая немецкая аристократка Адели Биленберг. Историки свидетельствуют, что это была "шумная свадьба"...
Что касается некоторых историков, особенно в Германии, то они преподносят генерала Власова чуть не как национального российского героя, якобы бросившего вызов сталинизму, а потому и ставшего якобы "борцом со сталинизмом". Однако, читая даже его "любовные" письма с фронта, создается впечатление, что "борцом со сталинским режимом" он стал в ту самую минуту, когда фашисты выводили его под дулом автомата из деревянного сарая, когда он понял, что может быть быть расстрелян или повешен. До ареста он высоко почитал Сталина, называя его в письмах "самым большим человеком в мире" и "самым большим хозяином", был доволен его отношением к нему. Власов был настолько воодушевлен встречей со Сталиным, что готов был и далее самоотверженно бить "фашистскую сволочь": "...Самый большой человек в мире еще раз говорил со мной в присутствии его ближайших учеников. Какая радость...из его уст я слышал похвалу о самом себе. Теперь я не знаю, как оправдать то доверие, какое он мне оказывает..." (18.03.1942). Как известно, попав в плен, он возглавил "Комитет освобождения народов России" (КОНР) и Русскую освободительную армию" (РОА), составленную из советских военнопленных.
В истории Второй мировой войны генерал-лейтенант Власов, который был захвачен в мае 1945 года советскими частями и по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР повешен, остался прежде всего как отрицательный герой, с именем которого связана одна из трагических страниц минувшей войны. Во всяком случае, эпистолярное наследие генерала Власова полезно для исследователей власовского движения как в Германии, так и в России, ибо за строками писем отчетливо предстает личность Власова во всем многообразии ее человеческих качеств.
Холодюк Анатолий,
Мюнхен