Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Автокефализация наступает

Русская народная линия

Автокефалия на Украине / 03.02.2009

После избрания нового Патриарха Русской Православной Церкви, на Украине наступает новая фаза продвижения идеи автокефализации, то есть отделения канонической Православной Церкви от РПЦ, - считает председатель ПравленияВсеукраинского союза общественных организаций "Русское содружество" Сергей Проваторов: "Свою цель сторонники автокефализации канонической Православной Церкви на Украине заявляют практически открыто, пусть и не устами лиц из числа Священноначалия, но посредством "выражения мнений" различными причастными к ней лицами или информированными политологами".

"Сторонниками автокефализации начата новая фаза - активного "укатывания" общественности. Это нужно, по мнению сторонников отделения УПЦ от Русской Православной Церкви, для того, чтобы сделать процесс автокефализации "эволюционно вызревшим" и "действительно необратимым" - говорит Сергей Проваторов.

Например, как стало известно из средств массовой информации, 30 января 2009 г., во время пресс-конференции представитель Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич, как это интерпретируют некоторые СМИ, в частности - российский ИА "Новый Регион", "дал понять", что, якобы, "новый Предстоятель Русской Православной Церкви может "дать независимость Украинской Православной Церкви, если увидит, что большинство священников и мирян выступают за такой статус УПЦ".

В частности цитируются слова, якобы сказанные протоиереем Николаем Данилевичем о новоизбранном Патриархе Русской Православной Церкви и подтверждающие этот "посыл": "Он не будет делать так, что нельзя автокефалии, потому что нельзя. Если он увидит, что тут будут именно такие настроения преобладать... он будет на это идти. Если он увидит, что тенденции будут на сохранение единства с Русской Церковью, конечно, он будет это отстаивать... Он будет защищать интересы Церкви, он не будет проводником государственных идей. Конечно, он будет учитывать государственный фактор страны, в которой он является Патриархом, однако, вместе с тем, его паства находится во многих странах. Соответственно, он должен быть выше вот этого политического контекста. Как лично знающий митрополита Кирилла, могу сказать, что у него есть все задатки, чтобы встать выше вот этого российского контекста".

"Непонятно, почему, основываясь на каких "тайных знаниях" целый ряд лиц в последнее время рассуждает о том, что новый Святейший Патриарх не будет стоять на пророссийских государственничесих позициях, или даже "вступит в конфликт с высшей российской властью", - считает Сергей Проваторов. - Для подобных рассуждений нет, да и не должно быть никаких оснований! Мы видим в новом Святейшем Патриархе не меньшего, а может и большего сторонника единства Церкви, чем был его предшественник. А единство Русской Православной Церкви требует также и мира с российским государством, а не конфронтации. Когда я говорю "мира", это не значит, что Церковь должна подчиниться светскому государству. Но мир между государством и Церковью в России - это единственный залог единства Русской Православной Церкви. А оно, это единство, в свою очередь является залогом единства Русского Мира".

Как прокомментировал председатель Правления Объединения "Русское содружество" публикацию "Нового Региона", из приведенных слов протоиерея Николая Данилевича не видно, чтобы он заявлял о том, что "новый Предстоятель Русской Православной Церкви Кирилл может дать независимость Украинской Православной Церкви, если увидит, что большинство священников и мирян выступают за такой статус УПЦ", как об этом пишет корреспондент "Нового Региона". Однако, из контекста других публикуемых "Новым Регионом" комментариев видно, что процесс продвижения автокефализации как "идеи канонической" запущен.

Например, приводятся слова "украинского политолога" Константина Матвиенко, который считает, что процесс отдаления УПЦ от Московского Патриархата "необратим": "Перед Поместным собором в Москве в Киеве было совещание делегатов от Украины. Был вынесен проект резолюции, где участники украинской делегации обращались к Собору с просьбой подтвердить права широкой автономии УПЦ. Против этого выступило только три митрополита. Резолюция не была поставлена на голосование. Однако Собор в Москве подтвердил этот автономный статус. А если бы не подтвердил, мог бы возникнуть правовой вакуум. Наиболее логичным выходом из вакуума было бы возвращение к предыдущему статусу УПЦ - экзархату. То, что Собор в Москве подтвердил автономный статус, - думаю, это была кулуарная договоренность между митрополитом Кириллом и митрополитом Владимиром. В результате Поместный собор полностью утвердил права широкой автономии. На Украине в Московском Патриархате новое поколение священников полностью ориентируются на автокефалию".

Следует обратить внимание, что подобные публикуемые комментарии - технологический ход, цель которого - готовить общественное мнение к восприятию "необратимости" позиции "нового поколения священников, полностью ориентированного на автокефалию", - считает Сергей Проваторов: "Ведь если общество будет со всех перекрестков информпространства слышать о том, что "священство за автокефалию", что "процесс автокефализации необратим", что, якобы, "Патриарх готов предоставить автокефалию, если священники и миряне буду "за" - многие поверят, что все это правда. А поверив, не придадут значения той информации, которая будет свидетельствовать о насильственной украинизации и автокефализации канонической Церкви на Украине. Этого нельзя допустить. Нужна ясность в позиция Священноначалия УПЦ и еще большая ясность в позиции Святейшего Патриарха и Синода Русской Православной Церкви".

Как бы в дополнение к вышесказанному К.Матвиенко, "Новым Регионом" публикуются и слова, приписываемые преподавателю Киевской духовной семинарии УПЦ МП Владимира Берего, заявившего "Новому Региону", что однозначного преобладания сторонников независимости от Москвы в Украинской Церкви нет: "Однозначности нет. Есть очень серьезные разномыслия среди УПЦ. Сказать, какая "партия" количественно преобладает, достаточно сложно. Есть люди, стремящиеся принципиально за автокефалию, есть люди за сохранение нынешнего статуса, а есть и те, кто считают и нынешний статус избыточным, настаивая на возвращении к экзархату... Сейчас главная задача УПЦ - сохранить баланс между всеми этими направлениями, найти какой-то средний путь. С точки зрения канонической, у нас есть все, чтобы быть автокефальной Церковью. Но у нас нет внутреннего единства, чтобы этот вопрос ставить, он преждевременный, все должно эволюционно вызреть".

То есть, если принимать эти публикации за "чистую монету", представители священства УПЦ всерьез рассуждают о том, что автокефалия УПЦ, то есть - отделение ее от РПЦ, должна "вызреть эволюционно", а следовательно, они указывают "направление для дальнейшей работы". И "главной задачей автокефалистов" здесь видится именно обработка общественного мнения и продолжение усиления "партии нового поколение священников полностью ориентированных на автокефалию". И, как следствие, следует ожидать эскалации нападок на ту часть священства, которая придерживается позиций единства РПЦ. О множестве таких фактов рассказывали участники состоявшегося в Киеве 21 января Всеукраинского собрания представителей православной общественности, рассказывает Сергей Проваторов: "В частности, как свидетельствуют многие участники собрания православной общественности в Киеве 21 января, усиливаются гонения на священников, сторонников единства Русской Православной Церкви. Например, в Конотопской епархии отстраняется от руководства Софрониевой пустынью архимандрит Герман Тимоник, который практически милостью Божией и своими трудами поднял этот монастырь из праха. Я знаю отца Германа еще по его служению в Полтаве, в Крестовоздвиженском монастыре. И считаю, что если начали отстранять таких священников как архимандрит Герман, значит в УПЦ серьезные проблемы, и проблемы вовсе не канонического, а именно политического порядка, и инспирируются они именно сторонниками автокефализации".

Но главный "лейтмотив" всех этих рассуждений, публикуемых сейчас в СМИ и имеющих целью продвижения идеи автокефалии УПЦ, раскрыт в приводимых "Новым Регионом" словах игумена Лонгина (Чернухи), "который заявил корреспонденту агентства, что не разделяет точку зрения тех верующих, которые категорически заявляют о невозможности автокефалии УПЦ: "Есть каноны, по которым возможна автокефалия. Но в их лице (таких верующих, - ред. ИА "НР") автокефалия вообще невозможна. Они руководствуются не учением Церкви, а пониманием политической ситуации, которая сложилась между Украиной и Россией".

Получается, что для игумена Лонгина "автокефалия УПЦ ВОЗМОЖНА", уже по тому, хотя бы, что есть каноны ее позволяющие.

Таким образом, подтверждается вывод, сделанный Сергеем Проваторовым о том, что свою цель сторонники автокефализации канонической Православной Церкви на Украине заявляют практически открыто, а теперь ими начата новая фаза - активного "укатывания" общественности... Это нужно, по мнению сторонников отделения УПЦ от Русской Православной Церкви, для того, чтобы сделать процесс автокефализации "эволюционно вызревшим" и "действительно необратимым", тем более, что всегда можно найти некие "канонические права".

И если сторонники автокефализации канонической Православной Церкви на Украине считают необходимым подталкивать "эволюцинное вызревание" автокефалии и заявляют о том, что она "действительно необратима", православная и русская общественность должны сделать все, чтобы не допустить развития этих негативных процессов, - считает председатель Правления "Русского содружества" Сергей Проваторов: "Разделение русской Православной Церкви на собственно Русскую и "Украинскую" - будет очередным, вслед за разделением СССР, разрушением основ общерусского и восточнославянского единства. После отделения от РПЦ, то есть после предоставлении канонической Церкви на Украине прав автокефалии, говорить о духовном единстве Русского Мира, и вообще о каком-то "единстве двух народов - русского и украинского" не будет целесообразно".
Информцентр Объединения "Русское содружество"



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме