Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Трезвение по программе "12 шагов": возможно ли это?

Протоиерей  Александр  Талько, Русская народная линия

Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 30.01.2009


Сравнительный анализ в свете опыта душепопечения во Владивостокской и Приморской епархии …

Доклад руководителя Душепопечительского православного центра реабилитации нарко- и алкогользависимых при приходе храма святого праведного Иоанна Кронштадтского Владивостокской и Приморской епархии протоиерея Александра Талько на Круглом столе в Национальном научном центре наркологии 15 декабря 2007 года "Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви".

Вопрос о 12-тишаговой программе важно рассматривать в контексте его возникновения, развития и существования. Это особенно важно в наши дни оскудения веры и благочестия, когда очень велика опасность возникновения различных учений, которые бы "льстили слух". Как известно, "сам сатана может принимать вид света и ангелов" и слуги сатаны также могут создавать вид самых благих дел. Не случайно святая Церковь во все времена учит знать тех, кто преподает какое-либо учение и проверять все в соответствии апостольскому учению и святых отцов Церкви. Очень важно помнить, что все спасительное и богодухновенное, необходимое для спасения людей, преподносится через опыт подвижников и святых Православной церкви.

Только то, что проверено святыми, может быть рекомендовано ко всеобщему спасительному употреблению.

В настоящее время в отношении наркомании и алкоголизма существуют два подхода:

1. Наркомания - как болезнь в сугубо медицинском понимании (то есть как "грипп" или "гипертоническая болень" и пр.)

2. Наркомания - как грех, порок, страсть (то есть духовный феномен, если и болезнь, то в понятии "греховности"). В зависимости от понимания формируется и арсенал сил и средств, необходимых для решения конкретной проблемы.

Первый подход возможен только вне Церкви, то есть вне Бога, в материалистическом и атеистическом мировоззрении.

И только второй подход дает возможность решать принципиально проблему наркомании, используя многовековой опыт борьбы с грехом Православной Церкви.

Опасность возникает, когда делаются попытки совместить эти два подхода. В этом очевидная опасность и соблазн для людей, прежде всего, не укрепленных в вере, а таких сейчас большинство. Важно исследовать истоки 12-тишаговой программы и тех, кто ее основал. Сторонники 12-тишаговой программы любят ссылаться на благословение Святейшего. Мне удалось обнаружить высказывание нашего Святейшего Патриарха, где речь идет только о важности изучения этого явления, а не о рекомендации его применения в Церкви.

Как известно основателями этой программы являются бывший биржевой маклер из Нью-Йорка Билл Уилсон и хирург-проктолог Роберт Смит. Они убедили Америку и весь мир, что алкоголизм - это болезнь, а не грехопадение. При этом они связывают свое "прозрение" с достижением именно "духовного пробуждения". Нужно обратить внимание, что движение зародилось в Америке в годы т.н. "великой депрессии". В это время если и зарождались, то только деструктивные явления.

Вот что удалось прочитать на интернет-страничке: "Уилсон ушел в запой. Допился до белой горячки, перестал узнавать жену и понимать, где находится. Его ежедневной нормой были две-три бутылки джина. Очевидно, предрасположенность к алкоголизму передалась Уилсону по наследству. Родители рано развелись, и воспитанием маленького Билла вплотную занялся дед, горький пьяница. Мальчик рос нервозным, болезненным, но крайне честолюбивым, впадал в тяжелейшую депрессию.

После того как летом 1934 года доктор Уильям Силкворт признал Билла Уилсона безнадежным алкоголиком, Уилсон наконец решил взяться за себя. Но однажды, когда он уже в четвертый раз оказался на больничной койке городской больницы на Манхэттене, в мозгах, вытравленных белладонной и барбитуратами, что-то прояснилось. И тут Уилсона осенило: он сможет заменить стаканчик разговором, важно лишь, чтобы его собеседником тоже был алкоголик. Тогда-то возникла идея создать общество алкоголиков.

Суть ее предельно проста - алкоголики способны помочь друг другу. В 1937 году Джон Рокфеллер-младший пожертвовал "Анонимным алкоголикам" $5 тыс. Часть этих денег пошла на издание книг "Анонимные алкоголики" и "12 шагов", другая часть - на расширение филиалов. Оказалось, что борьба с пьянством - проблема интернациональная и волнует решительно всех. Тема стала модной, а избавление от алкоголизма - престижным. В учении Уилсона было много романтики, к которой так тянулись заблудшие души. Уилсон верил, что ключ к успеху - в сердце человека. Достаточно действительно захотеть бросить пить. С точки зрения АА, успех лечения алкоголика зависит от трех обстоятельств.

Во-первых, желающий излечиться должен признать, что он алкоголик. Уже алкоголизм перестал быть проявлением отсутствия силы воли.

Вторая главная отрицательная черта его характера - эгоизм и замкнутость на себе. "Вся моя жизнь как бывшего пьющего человека,- говорится в Большой книге АА,- зависит от постоянной мысли о Других и о том, как я могу им помочь".

Для сравнения. Преподобный Серафим Саровский учит:"Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи".

Уже через несколько лет после создания АА стало ясно, что Уилсон сумел сделать из своего несчастья свой главный капитал. Он создал учение, приносящее неплохие дивиденды: сеть обществ разрасталась, членов становилось все больше. Как бы то ни было, факт остается фактом: самому Уилсону удалось бросить пить и привести к этому же тысячи людей. Однако заядлым курильщиком он оставался до самой смерти. Он умер от пневмонии 24 января 1971 года. Со временем АА превратились в мощную структуру, которая стала монополистом, ненавидит критику и проклинает конкурентов. Групп АА в мире больше, чем каких бы то ни было других объединений. АА приобрели такую популярность, что довольно скоро появились и другие "анонимы" - анонимные наркоманы, анонимные игроки, анонимные жертвы насилия (и еще несколько разновидностей групп "по интересам"). Все они адаптировали две главные книги АА для собственных нужд, что свидетельствует о том, что технология "завязывания", описанная Уилсоном, носит универсальный характер".

О Роберте Смите я никаких данных в интернете не обнаружил. Не исключено, что, по некоторым данным, жизнь он закончил самоубийством.

Да в истории церкви известны случаи, что многие святые были подвержены тем или иным порокам, достигавшим значительной степени. Но благодатью Божией через пребывание в церкви, они побеждали в себе страсти и достигали святости.
Что мы видим на примере Уолта Смита?

Один алкоголик с перепоя решил "завязать". И что он предпринимает? Он нашел еще одного "слепого", который находился в плену той же страсти. Уже вдвоем они создали теорию с упоминанием и духовности, и Бога, и прочее. Нашлись масонские деньги, чтобы профинансировать этот "суррогат". Использована благоприятная почва атеизма, маловерия, и получилось целое экуминистическое движение "за Бога, как мы его понимаем". И это еще не беда. Господь никого не насилует и оставляет право выбора. Беда начинается, когда эту экуминистическую программу пытаются навязать Православной церкви только под видом того, что она работает.

Когда речь идет о борьбе с грехом, то, как известно, не все равно какими средствами, какой ценой достигается результат. Враг рода человеческого постоянно предлагает нам сделку именно под видом решения тех или иных проблем, но цель у него одна - погибель души человеческой. Поэтому, когда речь идет о существовании 12-тишаговой программы, то пусть она себе существует, но только вне церковной ограды, как любая ересь.

Уже в наши дни современный опыт церковного душепопечения нарко- и алкогользависимых говорит сам за себя. В Православной церкви есть вся полнота необходимых средств и условий для освобождения из дьявольского плена и борьбы со страстями и пороками, которые с ним связаны. 12-тишаговая программа АА ничего нового в этом дать не может. По нашим наблюдениям, успех программы во многом обусловлен простой возможностью общения людей. Именно "общение" и является той "иглой", на которую садятся ее члены. С духовной точки зрения, это то что относится к понятию душевности, а спасение, как известно, связано с духовностью, то есть с жизнью в Боге. В Православии есть проблема дефицита внебогослужебного общения, и это то, что нужно решать через создание дополнительных возможностей общения людей вне богослужения, общин братств, сестричеств, курсов по изучению священного писания и т.п.

У нас есть опыт создания из числа родителей, кто был или продолжает быть в 12-тишаговой программе, православной общины "Радонеж".

* * *

Далее следует рассказать подробнее об опыте ведения душепопечительской работы с алкоголиками и наркоманами в нашей епархии на примере возглавляемого мною Душепопечительского православного центра реабилитации нарко- и алкогользависимых при приходе храма святого праведного Иоанна Кронштадтского Владивостокской и Приморской епархии.

Проблема наркомании для Приморского края особенно актуальна. Это обусловлено и географическим положением (близостью Китая), и административной особенностью территорий (множество портовых городов), и отсутствием христианских духовно-нравственных традиций и другими причинами. Наряду с оттоком населения, низкой рождаемостью, СПИДом, эпидемией туберкулёза и другими факторами, алкоголизм и наркомания могут значительно ускорить уменьшение численности населения на нашей территории. Серьёзность этой проблемы отображена и в Краевой антинаркотической программе. Священники нашей Епархии постоянно сталкиваются с трагедиями, связанными с наркоманией, через обращение на приходы жителей Края.

По благословлению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Вениамина Архиепископа Владивостокского и Приморского при нашем приходе в феврале месяце 2004 года был создан Душепопечительский Центр реабилитации алкоголь - и наркозависимых. Толчком к началу деятельности Центра стали два события. Первое: инициатива нашего Губернатора С.М. Дарькина, в результате чего было заключено соответствующее Соглашение.

Второе событие - приезд к нам на Кирилло-Мефодиевские чтения руководителя Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, расположенного в городе Москве - иеромонаха Анатолия Берестова. Именно опыт этого Центра взят за основу нашей деятельности.

За истекший период (3 года 10 месяцев) за помощью обратилось 157 человек (в возрасте от 18 до 46 лет).
Осталось на испытательный срок - 90 человек.
Ушли с испытательного срока - 26.
Продолжили реабилитацию - 64 человека
Не закончили реабилитацию - 27 человек.

В подавляющем большинстве уходили без срывов после нескольких месяцев, окрыленные радужными надеждами "жить, как все", в меньшей степени - исключались за нарушение правил Центра.

Из тех, кто не закончил реабилитацию:
- вернулись к прежней жизни без изменений - 10 человек;
- периодические редкие срывы - 15 человек;
- не отмечено срывов - у 2 человек, которые продолжают жить церковной жизнью.

За 3года 10 месяцев года закончили реабилитацию 11человек (ремиссия от 1,5 года до 3 лет). От числа оставшихся на реабилитацию это составляет - 15 - 20%. (Учитывается погрешность в регистрации). Один из закончивших реабилитацию алкоголик сорвался и вернулся к употреблению алкоголя. Из числа закончивших реабилитацию в стойкой ремиссии находится 90%. Все самостоятельно работают, один человек создал семью.

На конец ноября 2007 года на реабилитации находилось 26 человек. На завершающем этапе реабилитации (осталось 2-3 месяца) - 3 человека. На испытательном сроке - 3 человека.

Реабилитация воспитанников осуществляется на подворьях на острове Русский и в деревне Новодевица Хорольского района. В деревне в прошлом году собран урожай овощей, посажены саженцы фруктовых деревьев. В хозяйстве есть корова, овцы, козы, гуси, куры, пчелы.

На острове воспитанники занимаются ремонтом жилого здания, благоустройством территории и охраной передаваемых объектов и территории.

Руководителем Центра является настоятель прихода. Минимальный штат на настоящий момент состоит из помощника по Центру, врача - нарколога и психолога.
Содержание Центра осуществляется на целевые пожертвования и за счет средств прихода.

Основные формы деятельности составляют круглосуточное пребывание, дневной стационар и амбулаторное пребывание.

Круглосуточное пребывание подразумевает постоянное нахождение в Центре. Дневной стационар подразумевает пребывание в Центре с 8.00 до 20.00. Домой ездят только для того, чтобы переночевать. Амбулаторная форма реабилитации применяется, как очередной этап в тех случаях, когда по тем или иным причинам приходится совмещать с реабилитацией работу, учёбу, требования семьи и пр.

Содержание реабилитации составляет православный опыт духовной жизни, состоящий, прежде всего из молитвы, соблюдения поста, использование церковных таинств - покаяния, причастия и, конечно, труда. Как правило, начинать приходится с ликвидации духовной безграмотности через изучения катехизиса. Параллельно постигается молитва, регулярное чтение Святого Писания, поучения святых отцов и их жития. Пользуется популярностью посещение церковных певческих курсов. В поэтапности реабилитации предусмотрено пребывание в монастыре. В Центре активно используется помощь врача - нарколога и психолога. Врач-нарколог активно подключается при первичном обращении, регулярно ведет приём на приходе. При необходимости решается вопрос о госпитализации в наркологический стационар. Один раз в неделю проводит занятия психолог.

Один раз в неделю в стационарном отделении краевого наркологического диспансера проводится беседа с пациентами на духовно - нравственные вопросы.

Периодически (раз в 1-2 месяца) проводится встреча православного священника с сотрудниками и пациентами государственного реабилитационного центра нарко- и алкогользависимых "Vita". В этом центре альтернативой для прохождения реабилитации предлагается и наш центр. 5 человека после ухода из центра "Vita" обратились к нам, трое из них остались в нашем Центре и по настоящее время проходят реабилитацию. Один человек от нас перешел в центр "Vita". Обязательным условием реабилитации является посещение родителями и реабилитантами молебнов с чтением акафиста иконе Пресвятой Богородице "Неупиваемая чаша", который служится каждый вторник на приходе.

Налажено сотрудничество с приморским отделением Федеральной службы Российской Федерации по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ФСКН России).

Представители Госнаркоконтроля оказывают всяческое содействие и поддержку нашей деятельности. С целью ознакомления деятельности Центра и условиями пребывания воспитанников в нем, осуществлена совместная поездка с руководством Приморского Управления ФСКН России на подворье острова Русский.

Заслуживает внимание и располагает к оптимизму в решении проблемы наркомании тот факт, что впервые за все время в этом году Администрацией Края выделена существенная для нас материальная помощь на обустройство подворий Центра.

Очевидно, что только общими усилиями можно наиболее эффективно противостоять реальной угрозе вымирания нашей нации от наркомании и алкоголизма. И опыт Русской Православной Церкви в этом деле является великим подспорьем.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. Светлана : Молодцы добровольцы из Владивостокской и Приморской епархии.
2011-04-18 в 00:42

Общество могло бы помочь Церкви и профессионалам из наркологов и психологов многим, если учесть, что зависимостей «море». Одна компьютерная зависимость приводит к тяжелой инвалидизации. Здесь необходим контроль и ограничения.
Секты сами могут приводить к зависимости и суицидам, иногда даже более, чем от алкоголизма.
Только правильный духовный вектор, трудотерапия, коллективное «проживание» и совместное преодоление общих невзгод с воцерковлением ближайших родственников могут помочь «встать на ноги» наркозависимому.
С деятельностью Душепопечительского православного московского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского знакома, но на всю Россию этих добровольцев явно маловато…
3. Ирина Фр. : АА - духовная погибель
2011-04-17 в 18:31

АА - это не духовный детский сад, как пишет Ева,а волки, рядящиеся в овечью шкуру, по Евангельскому слову.
Бросить пить, курить употреблять наркотики... Бросил - значит, хороши и праведны все те, кто научил, как это сделать? Да ничего подобного! Можно все это бросить - и одновременно погубить душу навеки. А как? Да когда бес гордыни победит беса винопития, как говорит мой духовный отец.
АА - абсолютно ложная метода, с начала и до конца. Не случайно ее так любит ЦДРМ.
2. М.Яблоков : Re: Трезвение по программе "12 шагов": возможно ли это?
2011-04-17 в 18:17

12 шагов навстречу диаволу.
1. ева : 12ШАГОВ
2011-04-17 в 14:05

10 ЛЕТ ХОЖУ НА ГРУППЫ АНАНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ ОСТРО ВСТАЛ ВОПРОС О ВОЦЕРКВЛЕНИЕ ПОНЯТИЕ БОГ КАК Я ЕГО ПОНИМАЮ УЖЕ МАЛО ВЫВОД ГРУППЫ АА ДУХОВРЫЙ ДЕТСКИЙ САД И В ЭТОМ КАЧЕСТВЕ ВПОЛНЕ ПРИЕМЛЕМЫ КАК ТРАМПЛИН ДЛЯ ПРЫЖКА В НАСТОЯЩУЮ А НЕ УСЛОВНУЮ ВЕРУ

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме