Грех против Церкви

За последние годы роль и значение Русской Православной Церкви в жизни нашего общества и страны значительно возросла. В 2007 году произошло воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, что привело к еще большему усилению ее духовного влияния в мире.

Подвиг святых новомучеников и исповедников Российских 20 века стал духовным фундаментом Православного Возрождения для многих людей как в нашей стране так и за рубежом. Выполняя свою евангельскую миссию, Православная Церковь призывает всех нас к спасению и соборному единству во Христе, видя в этом главную основу и путь национального возрождения Родины.

Однако усиление влияния Православной Церкви в нашей стране вызывает обеспокоенность и недовольство тех сил, которые не желают духовного исцеления и национального возрождения России.

За последнее время с разных сторон начинают усиливаться атаки на Православие и Церковь в нашей стране. Не так давно в средствах массовой информации появилось известное "письмо академиков", обеспокоенных "клерикализацией общества". Это инспирированное заявление имело целью не допустить дальнейшего влияния Церкви на духовную жизнь в нашей стране. В последние годы постоянно делались попытки внести смуту в умы и сердца православных верующих и со стороны современных ультра-православных сектантов и псевдоревнителей "чистоты веры". Тех, кто отдает все свои силы на борьбу с т.н. "печатью антихриста" - ИНН, "электронным концлагерем", при этом яростно выступая против Патриарха, обличая Церковь в "пособничестве экуменизму и глобализму.

Вместе с тем сегодня все более заметным становится новая тактика борьбы против Православной Церкви, идет атака на нее с позиций монархической идеологии. Цель при этом остается той же самой, то есть внести раскол в единство Православной Церкви, ослабить ее влияние и остановить рост количества ее членов. Не секрет, что за последние десятилетия возрос интерес и симпатии к монархии в нашей стране. Многие увидели в монархии выход из тупика демократии и современного либерального общества. На волне этого "монархического возрождения" стали складываться представления об эпохе петербургского абсолютизма, как об идеальном периоде русской истории и государственности.

Монархия в глазах многих людей, переживших "криминальную революцию" и рыночные реформы 90-х годов, стала духовным и национальным идеалом, почти религией. Для ряда современных монархистов она заменила в их мировоззрении Православие и веру во Христа. Они в своей духовной жизни пришли к вере в царя как помазанника Божия, но так, к сожалению, и не пришли к самому Христу как Богу Спасителю и Вседержителю. Вера в земного царя заменила многим из них евангельскую веру в Господа Иисуса Христа - Царя Неба и Земли.

Поэтому многие из таких монархистов легко попадают в плен идеологии царебожества и цезаропапизма. Не случайно в кругах таких современных монархистов сложился уже новый символ веры, утверждающий: "Только царь спасет Россию", "Кто не верит в царя, тот не верит в Бога", и т.д.

Часто подобные монархические взгляды используются сегодня в борьбе с Церковью теми силами, которые стремятся всячески подорвать ее влияние и авторитет в обществе. К этим попыткам внести смуту и раскол в умы и сердца православных с симпатией относящихся к монархии в полной мере относится недавно вышедшая книга М.А.Бабкина "Духовенство русской православной церкви и свержение монархии". Эта книга издана государственной публичной исторической библиотекой России в Москве в 2007 году. Хотя книга издана как "научное исследование", но при чтении становится весьма очевидной ее идеологическая задача - обличить и осудить духовенство Церкви как главных "виновников" падения монархии в России. Автор во чтобы то ни стало стремится "доказать измену" священства царю. Его цель - оттолкнуть от Церкви тех, кто симпатизирует монархической идее, устроить суд над членами Синода, будущими св. новомучениками и исповедниками российскими 20 века. Книга М.А.Бабкина рассчитана на читателя, мало знакомого как с православным вероучением, так и с подлинной историей Русской Церкви и государства. На это фактически им и делается ставка.

В своей книге автор не только считает царя "законным главой церкви", но даже и кощунственно утверждает, что таинство миропомазания на царство "уподобляет и отождествляет" императора с самим Иисусом Христом. "Таинство миропомазания, - пишет он,- совершаемое над императорами и уподоблявшее их Христу, открывало перед ними определенные церковные преимущества" [1]. "В молитвах этого чина говорилось, что император стоит главой не над нацией, не над государством, но над народом Божьим, то есть над церковью" [2]. Автор полностью отвергает евангельскую истину об отношении к Богу и земной власти: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу" (Мф., 22,22). Обожествляя царя М.А.Бабкин Божье воздает кесарю, и тем самым ставит земного царя выше Царя Небесного - Христа Вседержителя. Этот грех против Церкви хорошо известен в истории как соблазн цезаропапизма и как ересь царебожества. Автор в свой книге выступает идеологом воинствующего царебожества, полностью игнорирующим каноническое церковное право, утвержденное вселенскими соборами. Он отвергает подлинную историю Русской Церкви и установление в ней Патриаршества в 1589 году, канонически подтвержденного Уложенной соборной грамотой, подписанной всеми патриархами Востока в 1590 году. Даже византийская симфония священства и царства, ставшая канонической традицией в отношениях Церкви и государства в России в допетровский период, сознательно проигнорирована и забыта автором.
Очевидно, М.А.Бабкину, как автору данной книги, ближе традиция протестантизма, которая и породила идеологию государственного абсолютизма и порабощения Церкви в России в петербургский период.

Необходимо также отметить, что автор данной работы, выступая как проповедник протестантизма и идеолог цезаропапизма, принципиально отвергает православную веру в церковь как в Царство Христа на земле. "Церковь - это Христово Царство, купленное ценой Его крови, Царство, в которое он вводит тех, кого избрал своими детьми и кто избрал Его своим Спасителем" [3], отмечает епископ Илларион (Алфеев).

Будучи спасительным, царство Христа на земле - Церковь в иерархии ценностей стоит неизменно выше государства и любой земной власти включая царскую. "Знай что и ты - овца моего стада", напоминал императору свят. Григорий Богослов. "Император - внутри церкви, а не выше Ее", говорил обращаясь к императору свят. Амвросий Медиоланский [4].

Однако для М.А.Бабкина, как идеолога государственного абсолютизма, существуют либо сторонники монархии, либо ее противники, к которым он и относит духовенство Русской Церкви. В своей книге он пытается обвинить в "измене присяге" императору почти все православное духовенство. М.А.Бабкин даже пытается усилить пафос обвинения, "доказывая" неискушенному читателю что было якобы совершено "клятвопреступление". "Российское духовенство спокойно и достаточно легко пошло не только на изменение государственной присяги, но и на нарушение предыдущей своей присяги "на верноподданничество", по сути на клятвопреступление"[5], - пишет он.

Автор данной книги совсем забыл, что само отречение от Российского престола совершенное императором Николаем II 2 марта 1917 года полностью освободило всех бывших подданных от присяги данной ему. М.А.Бабкин забыл, что великий князь Михаил Александрович признал власть Временного правительства и призвал всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, впредь до созыва Учредительного собрания. Последовавшее за этим обращение Синода 9 марта 1917 года было не только единственно правильным, но и законным даже с монархической точки зрения. Обращение Синода 9 марта содержало прежде всего призыв к вере в Промысел Божий, совершающийся в истории. Оно также выражало призыв к выполнению монаршей воли великого князя Михаила Александровича - довериться и подчиниться Временному правительству. Это историческое обращение Синода начиналось словами: "Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни"[6]. Поэтому ни о какой-либо "измене династии" отрекшейся от престола или "клятвопреступлении" не может идти и речи. Все обвинения М.А.Бабкина в "измене духовенства царю" на совести автора, который не верит в Промысел Божий, стремится подменить факты истории своей псевдо-монархической идеологией царебожества [7] и цезаропапизма.

Интересно отметить и отношение автора к восстановлению Патриаршества в Русской Православной Церкви. Отмечая усиливающееся стремление духовенства в начале 20 века к восстановлению в церкви Патриаршества, М.А.Бабкин объявляет его акцией "воинствующего клерикализма". При этом оно в своей книге ссылается на такого "известного специалиста в этом вопросе как В.И.Ленин. "Об организации и усилении в России воинствующего клерикализма указывал очевидец событий В.Ульянов (Ленин)"[8], - пишет автор. Само восстановление Патриаршества он считает "захватом власти", священства над царством, опять-таки забывая, что к моменту избрания патриарха на Поместном соборе в ноябре 1917 года монархии в России уже не существовало. Книга М.А.Бабкина не выдерживает критики ни с позиции объективной исторической правды, ни с позиции научного исследования, ни с точки зрения истории Русской Церкви.

Автор полностью игнорирует роль и значение Церкви в истории русской государственности. Хорошо известно, что именно Церковь в России помогла спасти Русское государство в эпоху татаро-монгольского ига. Достаточно вспомнить роль и значение митрополитов Московских - свтт.Петра и Алексея, которые воспитали великих московских князей как собирателей земли Русской и защитников веры православной. Святитель митрополит Макарий воспитал и венчал на русский престол первого царя Ивана IV в 1547 году. Патриархи Московские, святители Иов, Гермоген, Филарет, стали главными защитникам царской власти и монархической государственности в эпоху Смутного времени в начале 17 века и сразу после нее. Русское общество на протяжении столетий в лице митрополитов и патриархов видело своих заступников, молитвенников и предстоятелей перед Богом и властью. Патриаршая Церковь на Руси была воспитателем государей - представителей царской власти, совестью народа и ее духовным вождем к спасению. В Киевский и особенно Московский период истории, Православная Церковь стала главным духовным и национальным центром всей жизни России, мерой всех вещей. Русская монархия в этот период видела свое призвание в служении Православию и Церкви. Симфония церкви и государства построила и спасла Россию в эпоху ее испытаний, нашествий и смут. Соборность и церковность стали характерной особенностью в жизни русского общества в этот период. Все вопросы религиозной, социальной и политической жизни в этот время решались на церковных и земских соборах - освященных соборах земли русской.

Все радикально изменилось в петербургский период, когда началась европеизация и секуляризация традиционной русской монархии и общества в целом. Под влиянием западных идей реформации и просвещения в верхах русского общества в 18 веке происходит духовно-мировоззренческий поворот от православия к европеизму. Начиная с эпохи Петра I и до Екатерины II в России сверху, самой царской властью была проведена религиозно-политическая реформация, в результате которой произошел полный переворот в отношениях между Церковью и государством. Православная симфония сложившаяся в России на протяжении столетий была полностью отвергнута верховной властью. Вместо нее указами Петра в России учреждается европейская по типу монархия в виде государственного абсолютизма: "Все должно стать и быть государственным, и только государственное попускается и допускается впредь. У церкви не остается и не оставляется самостоятельного и независимого круга дел, - ибо государство все дела считает своими. И всего менее у церкви остается власти, ибо государство чувствует и считает себя абсолютным"[9], - писал об эпохе петербургского абсолютизма церковный историк прот. Георгий Флоровский.

В эпоху абсолютизма Церковь в России была лишена духовной свободы, патриаршества, соборности и превращена царской властью в "духовную коллегию". Почти на 200 лет она попадает в полицейско-бюрократический т.н. "синодальный плен" к абсолютистскому государству. Теперь уже не монархия служила Церкви и вере, но Церковь находится на службе у государства и императора. В петербургский период император стал "крайним судьей духовной коллегии", то есть фактическим главой Церкви, жизнь которой проходит теперь по "указам Его Императорского Величества". Таким образом императорская власть узурпировала духовную власть патриаршества и духовенства в Церкви, учреждая тем самым в России так называемый цезаропапизм, когда царь является и первосвященником.

Самообожествив себя, монархия в петербургский период фактически стремилась заменить собою Церковь. Объявив себя в эпоху Павла I "теократической", царская власть пыталась взять на себя функции и задачи церкви в деле "спасения души" своих подданных, что стало главной причиной развоцерковления русского общества. Церковь, став государственно-казенной, постепенно утрачивает свою роль воспитателя совести народа, его просветителя и духовного вождя. Попытки архиереев отстаивать духовную независимость церкви в петербургский период расценивались верховной властью как "измена и бунт". Достаточно вспомнить "архиерейские процессы" и гонения на духовенство в эпоху от Петра I до Анны Иоанновны, либо судьбу митрополита Ростовского Арсения (Мациевича), поднявшего свой голос в защиту Церкви и замученного в застенке Ревельской тюрьмы в царствование Екатерины II. Духовенство в это время становится запуганным сословием, которое почувствовало, что государство стало между ним и народом. "Когда Петр I издал указ, запретивший монаху держать у себя в келии перо и чернила, когда тот же государь указом повелел, чтобы духовный отец открывал уголовному следователю грехи, сказанные на исповеди: духовенство должно было почувствовать, что отселе государственная власть становится между ним и народом, что она берет на себя исключительное руководительство народною мыслью и старается разрушить ту связь духовных отношений, то взаимное доверие, какое было между паствою и пастырями" [10], - писал Гиляров-Платонов.

Освободить Церковь от порабощения бюрократией, всевластных обер-прокуроров и самой верховной власти стремилось русское общество на протяжении всего петербургского периода. Достаточно вспомнить выдающихся русских религиозных мыслителей 19 века: А.С.Хомякова, И.С.Аксакова, Ф.М.Достоевского, Вл. Соловьева. "Наша церковь, со стороны своего управления, представляется теперь у нас какою-то колоссальною канцелярией, предлагающей с неизбежностью, увы, канцелярскою официальною ложью порядки немецкого канцеляризма к спасению стада Христова"[11], - отмечал И.С.Аксаков. "Русская церковь в параличе со времен Петра", - пишет в "Дневнике писателя" Ф.М.Достоевский. О необходимости освобождения церкви от "синодального плена" для духовного возрождения России неоднократно говорил и писал Вл. Соловьев. "Религиозное и умственное освобождение России есть в настоящую минуту для нашего правительства дело такой же настоятельной необходимости, каким тридцать лет тому назад являлось освобождение крепостных для правительства Александра II" [12]. Архиереи в петербургский период неоднократно обращались к верховной царской власти с просьбой о восстановлении канонической жизни, соборности и патриаршества в Русской Церкви. В 1742 году в царствование Елизаветы Петровны митрополит Новгородский Амвросий (Юшкевич) просил императрицу упразднить "синодальный плен" церкви и восстановить патриаршество. Другой архиерей эпохи "елизаветинского возрождения" митрополит Ростовский Арсений (Мациевич) предлагал изменить архиерейскую клятву. Вместо клятвы императору давать ее Господу Иисусу Христу как главе Церкви, Великому Архиерею и Царю. "Исповедаю же с клятвою Крайнего Судию и Законоположителя духовного сего церковного правительства быти - самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, полномощного Главу церкви и Великого Архиерея и Царя, надо всеми владычествующего и всем имущаго посудити - живым и мертвым" [13]. Однако эти попытки архиереев в 18 веке освободить Церковь от государственного плена и восстановить канонический строй ее жизни оказались безуспешными. Позднее в начале 20 века в 1905 году Синод и архиереи неоднократно обращались к императору с просьбой о созыве в Москве Всероссийского Архиерейского собора с целью незамедлительного восстановления Патриаршества и соборности в жизни Церкви. Однако на предложение Святейшего Синода о созыве собора император Николай II ответил отказом. После императорского указа 17 апреля 1905 года "Об укреплении начал веротерпимости", Православная Церковь оказалась в худшем положении. Всем остальным религиозным конфессиям в России была дарована свобода вероисповедания кроме Церкви. Она, как и прежде, находилась неизменно под властью всесильных обер-прокуроров в синодальном петровском плену. И несмотря на работу Предсоборного присутствия с 1906 года и учрежденного Синодом в 1912 году Предсоборного совещания, на котором обсуждался вопрос о созыве церковного собора, император Николай II вновь отложил его созыв на неопределенное время...

Воспитанная в течение двух столетий на идеологии абсолютизма, верховная власть считала господство императора над Церковью и духовенством вполне "законным и нормальным явлением". Однако порабощение Церкви государством стало в петербургский период истории фактически господством земного кесаря над благодатным на земле царством Христа Спасителя. Этот грех против Церкви как царства Христа Спасителя совершенный и не исправленный в петербургский период обернулся для верховной власти Судом Божьим в феврале-марте 1917 года. История падения монархии в России говорит красноречиво сама за себя. Царская власть в России в марте 1917 года пала сама, император и главные представителя династии Романовых отреклись от престола без какой-либо борьбы за него. Ни дворянство, ни армия, ни народ, ни различные монархические союзы и партии не встали на защиту императорской власти. Мы знаем, что в истории все происходит промыслительно по Воле Божьей. Поэтому падение монархий и империй не бывает случайным, но всегда совершается Провиденциально, "попущением Божьим за грехи наши". Грех против Церкви совершенный монархией в петербургский период привел к ее падению.

Падение императорской власти в 1917 году привело к освобождению Церкви из-под власти и гнета цезаропапизма. Господь освободил Православную Церковь из петербургского плена. Он дал ей возможность вновь стать духовным пастырем и вождем русского народа ко спасению во Христе.

В августе 1917 года в Москве открылся долгожданный Поместный собор, на котором согласно 34 Апостольскому правилу было вновь восстановлено Патриаршество в Русской Православной Церкви. Избрание Патриарха Московского и Всея Руси свят. Тихона (Белавина) промыслительно состоялось в храме Христа Спасителя 5 ноября 1917 года. С этого времени в России вновь началась эпоха Патриаршества и теократии церкви. Известный церковный историк А.В.Карташев весьма точно называл нашу историческую эпоху эпохой Христократии. Эпохой власти Христа Спасителя и Вседержителя в новозаветной истории спасения человечества: "И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28, 18-20).

Вся новозаветная история человечества стала наглядным подтверждением этих слов Спасителя. Многие царства мира сего и мировые империи, которые гнали Церковь и веру Христову разрушались, гибли и исчезали в истории. Особенно очевидно это в русской истории 20 века. В прошлом веке в России исчезла не только монархия, но и пали две империи - Российская в 1917 году и Советская в 1991 году. Церковь же как спасительное царство Христово на земле пережила все обрушившиеся на нее гонения и врата адовы не одолели ее. Монархия же в России может вновь появится по воле Божьей, только лишь в том случае, если она будет служить Христу Спасителю и его царству на земле - Церкви.

Примечания:

1 - Бабкин М.А. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии.- М., 2007, с. 86.
2 - Бабкин М.А. Указ. соч., с. 87.
3 - Епископ Иларион (Алфеев). Таинство веры.-Клин, 2004, с. 124.
4 - Прот. Георгий (Металлинос).Церковь и государство- Пермь, 2003, с. 37.
5 - Бабкин М.А. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии.- М., 2007, с. 180.
6 - История русской православной церкви. - СПб, 1997, с. 87.
7 - Царебожество - языческая по своим истокам вера в царя как в земного бога.
8 - Бабкин М.А. Указ.соч.,с.89.
9 - прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия.- Париж, 1937, с.83.
10 - прот. Георгий Флоровский. Указ. соч., с. 103.
11 - Соловьев Вл. Спор о справедливости. - М., 1999, с. 634.
12 - Соловьев Вл. Указ. соч., с. 639.
13 - Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. - М., 1997, с. 425.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Симаков:
Апостол ХХ века
Историк Николай Кузьмич Симаков о презентации фильма «Ф.М. Достоевский - апостол Христа и проповедник бессмертия души»
09.11.2019
Владыка Иоанн - апостол Христа и символ православного возрождения России
Размышления Н.К. Симакова к 90-летию со дня рождения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)
12.10.2017
Все статьи автора
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019
«Я убит подо Ржевом…»
Новый комментарий от Русский Сталинист
08.12.2019
Скоро опять появятся профессиональные диссиденты
Новый комментарий от NNNN
06.12.2019
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019